Предельно допустимый уровень риска

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Часто в литературе допустимый риск определяют как некий компромисс между желаемым наименьшим уровнем опасности и технико-экономическими возможностями его реализации. Однако на самом деле все обстоит значительно сложнее.

Приемлемый (допустимый) риск является нелинейной функцией следующих составляющих:

RD = f {T(S), R(S), S(T,R)}, (2.13)

где RD – допустимый риск; T – технически достижимый результат; R – ресурсно-экономические возможности по его реализации; S – система условно-субъективных факторов.

Система условно-субъективных факторов, в свою очередь, состоит из:

· представления о приемлемом уровне риска;

· знаний об опасности;

· отношения к опасности;

· степени искажения адекватности восприятия опасности ее реальному уровню из-за отсутствия информации или избыточного информационного давления.

Перечисленные составляющие сложным образом зависят друг от друга. Две первые составляющие формулы (2.13) можно отнести к категории условно-объективных параметров. Они определенным образом отражают состояние и возможности таких элементов БСТС, как природа и техносфера. А все остальные составляющие формулы (2.13) можно отнести к категории условно-субъективных параметров. Они отражают состояние и возможности таких элементов БСТС, как человек и социум.

Таким образом, допустимый уровень риска (RD) является сложной функцией ряда факторов объективного и субъективного характера. Возможно, самым парадоксальным является тот факт, что определяющую роль в установлении допустимого уровня рисков играют не объективные факторы (что можно сделать), а субъективные (что мы думаем, что можно сделать, как мы это себе представляем).

Каждая БСТС (например, международное сообщество, государство, регион, город или предприятие) юридически закрепляет представление о допустимом уровне рисков системой законодательных, организационных, нормативно-методических и инженерно-технических документов.

Анализ ресурсно-экономических и технических возможностей БСТС разных иерархий показывает, что юридически узаконенный уровень риска является, скорее, отражением представлений об уровне приемлемого (допустимого) риска в данной БСТС, и не соответствует (как правило, значительно ниже) техническим и ресурсно-экономическим возможностям по его достижению.

Современная система представлений о допустимом уровне риска не описывает всю полноту рисков, приводит к ситуациям, когда существенные риски оказываются вне системы мониторинга и управления уровнем рисков, не стимулирует разработку эффективных управляющих воздействий по снижению уровня рисков. Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

На сегодняшний день направление работ по определению системы показателей, которые бы позволили получить максимально приближенное к реальной действительности представление об уровне допустимых рисков, является принципиально важным.

1. Как называются перечисленные принципы: научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности, безопасности информации?

а) исследовательские;

б) дидактические;

в) обучающие.

2. Какая фраза отражает триединую формулу безопасности?

а) «Предвидеть опасность — по возможности ее избегать — при необходимости действовать»;

б) «Определять опасность — действовать — избегать»;

в) «Избегать опасность — предвидеть — действовать».

3. Сколько существует принципов отбора содержания курса БЖ?

а) 12;

6) 16;

в) 20;

г) 17.

4. Как называется принцип, основной идеей которого является наличие развивающего потенциала?

а) принцип историзма;

б) принцип экологизации;

в) принцип функциональной полноты;

г) принцип гуманизации.

5. Согласно какому принципу учебный материал должен отражать современный уровень наук и соответствовать их фундаментальным положениям?

а) принцип научности;

б) принцип доступности;

в) принцип системности.

6. Какой принцип отбора содержания материала по ОБЖ направлен на формирование экологической культуры у учащихся?

а) принцип историзма;

б) принцип функциональной полноты;

в) принцип интегративности;

г) принцип экологизации.

7. Как называется документ, отражающий роль образования в развитии российского общества на современном этапе?

а) концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

б) образовательная программа;

в) постановление МО РФ о развитии образования.

8. К какой модели профильного обучения относится создание ресурсного центра?

а) внутришкольная профилизация;

б) модель сетевой организации.

9. Знания ученика обнаруживаются в его …

а) поведении;

б) общении;

в) умениях.

10. С какими общеобразовательными предметами можно проинтегрировать школьный курс ОБЖ?

а) со всеми образовательными предметами;

б) химия;

в) физическое воспитание;

г) литература.

11. Вид лабораторной работы, при котором учитель организует и контролирует выполнение работы, а учащиеся работают по индивидуальным инструктивным карточкам, называется …

а) фронтальная;

б) групповая;

в) индивидуальная.

12. Прием — это …

а) метод;

б) способ;

в) часть метода;

г) вид деятельности.

13. Первую классификацию методов обучения предложил …

а) Н. М. Верзилин;

б) Б. В. Всесвятский;

в) Б. Е. Райков;

г) И. Д. Зверев.

14. Рассказ применяется, когда …

а) устанавливаются причинно-следственные связи;

б) речь идет об истории вопроса;

в) идет строгая регистрация фактов.

15. Группа методов, в которых источником знаний является слово, называется …

а) словесные;

б) наглядные;

в) практические.

16. Группа методов, когда учитель передает знания показывая, а учащиеся усваивают эти знания наблюдая, называются …

а) словесные;

б) наглядные;

в) практические.

17. Метод обучения, при котором учащийся самостоятельно решает новую для него проблему в процессе работы, называется …

а) исследовательский;

б) частично поисковый;

в) наглядный.

18.Беседа возможна, когда …

а) учащимся интересна тема беседы;

б) у учащихся есть определенный запас знаний;

в) участвуют более двух человек.

19. К каким методам обучения относятся игра?

а) традиционные;

б) нетрадиционные;

в) интерактивные.

20. Выберите то из перечисленных определений урока, наиболее полно отражающее содержание данного понятия …

а) урок есть основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении;

б) урок – это элемент всестороннего развития личности при систематическом и последовательном приобретении знаний и умений;

в) урок – это форма преподавания, когда учитель уделяет большое время учебному материалу и когда используются различные формы работы.

21. На фронтальной лабораторной работе учащиеся …

а) вместе с учителем выполняют лабораторную работу;

б) выполняют лабораторную работу группами самостоятельно;

в) выполняют лабораторную работу индивидуально.

22. К обязательным формам обучения ОБЖ относится …

а) спецкурс;

б) экскурсия;

в) факультатив.

г) урок.

23. Основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом по определенной программе ОБЖ, твердому расписанию и в школьном помещении называется …

а) экскурсией;

б) элективный курс;

в) урок

24. Укажите дополнительную форму обучения …

а) урок;

б) экскурсия;

в) внеурочная работа;

г) внеклассная работа;

д) домашние работы.

25. Для определения типа урока чаще всего учитывают …

б) методы;

в) дидактические задачи;

г) способы организации учащихся на уроке.

26. Основной дидактической задачей обобщающего урока является …

а) формирование новых знаний;

б) обобщение знаний;

в) контроль за знаниями;

г) конкретизация знаний по теме;

д) выводы по теме.

27. Основанием для выделения вида урока может быть …

б) источник знаний;

в) методы обучения;

г) средства обучения;

д) характер учебно-познавательной деятельности учащихся;

е) степень подготовленности учащихся;

ж) материально-техническая база кабинета;

з) форма обучения.

28. В организации наблюдения учащихся главную роль играет …

а) задание;

б) объект изучения;

в) фиксация результатов.

29. Организационные приемы — это …

а) действия учителя и учащихся, при помощи которых даются задания;

б) действия учителя, направленные на восприятие, внимание и работу учащихся;

в) действия учителя по возбуждению и развитию познавательных интересов учащихся.

30. Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения, — это …

а) форма преподавания;

б) форма воспитания;

в) форма развития.

31. Такие внеклассные занятия, как участие в школьной олимпиаде по ОБЖ, школьная научная конференция учащихся, тематические выставки, «День безопасности», «Неделя здоровья» и др., относятся …

а) к индивидуальным;

б) массовым;

в) групповым.

32. Определение И. Д. Зверева: «Система взглядов на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений» — относится …

а) к образованию;

б) воспитанию;

в) мировоззрению.

33. Система знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусства, законов, обычаев, традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды называется …

а) экологической культурой;

б) экологическим мышлением;

в) экологизацией содержания образования.

34. Интерактивное обучение — это …

а) обучение, погруженное в общение, сохраняющее конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые;

б) обучение, позволяющее активизировать работу учащихся и снижать интенсификацию учебного процесса …

35. Форма учебно-воспитательной работы группой учащихся, проводимая вне школы, позволяет проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях называется …

а) прогулкой;

б) экскурсией;

в) занятия на учебно-опытном участке.

36. Внеклассная работа — это …

а) форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя;

б) форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявление у детей познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по ОБЖ.

37. К каким методам обучения относится следующая группа методов: адаптивные методы, метод моделей, метод проблем и открытий?

а) компьютерные методы;

б) наглядные методы;

в) обсуждение изученного материала.

38. Компьютерный метод, позволяющий развивать творческие способности, научное предвидение, применять на практике полученные знания, развивать воображение, инициативу и активизировать процесс обучения, называется …

а) метод проб и ошибок;

б) информационно – справочный метод;

в) метод моделей.

39. Познавательная деятельность на уроке ОБЖ, при которой учащиеся самостоятельно решают учебную проблему, называется …

а) эвристической;

б) проблемной;

в) репродуктивной.

40. С помощью какого вида контроля можно выяснить уровень знаний по пройденному разделу?

а) предварительный;

б) итоговый;

в) текущий;

г) рубежный.

41. Процесс выявления и равнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности по ОБЖ с требованиями, заданными и учебными программами, называется …

а) проверка и оценка знаний, умений, навыков по ОБЖ;

б) констатирующий эксперимент;

в) тестирование.

42. Какие два уровня образования представлены в нормативных документах по ОЮЖ в школе?

а) базовый и профильный;

б) базовый и повышенный;

в) профильный и повышенный;

г) общеобразовательный и повышенный.

43. К дополнительным формам обучения ОБЖ относятся …

а) элективный курс;

б) домашнее задание;

в) кружковая задания;

г) элективный курс и кружковая работа.

44. К целям изучения элективных курсов ОБЖ не относятся …

а) ориентация на индивидуализацию обучения по ОБЖ;

б) социализация учащихся;

в) подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессии;

г) экономическое воспитание;

д) расширение кругозора учащихся по ОБЖ.

45. Элективные курсы – это …

а) курсы по выбору учащихся;

б) обязательные для всего класса;

в) занятия в кружке;

г) курсы в системе дополнительного образования с обязательной сдачей государственного экзамена.

46. К формам обучения в профильном классе по ОБЖ не относятся …

а) обзорные и установочные лекции и единый государственный экзамен по ОБЖ;

б) самостоятельное изучение дополнительной литературы по ОБЖ;

в) написание защита рефератов;

г) научно-исследовательская деятельность;

д) лабораторно-практические занятия;

е) школьные научно-практические конференции;

ж) олимпиады по ОБЖ.

47. По содержанию профильные курсы могут быть:

а) углубляющие действующий профильные курсы ОБЖ;

б) практически направленные;

в) интегративные;

г) профнаправленные;

д) помогающие выбрать профиль.

48. В учебно — методический комплекс элективного курса входят:

а) учебная программа;

б) компьютер;

в) методические рекомендации для учителя;

г) учебное пособие или хрестоматия;

д) наглядные пособия

е) рабочая тетрадь для учащихся.

49. Единый государственный экзамен сдается:

а) по элективным курсам;

б) предметам профильного обучения;

в) предметам базового уровня обучения.

50. Перечислите параметры оценки по критериям диагностики культуры безопасности:

а) мотивация;

б) знания;

в) умения;

г) творчество;

д) самоконтроль;

е) прогнозирование.

51. К фундаментальным понятиям относятся:

а) опасность;

б) химически опасный объект;

в) безопасность;

г) эпидемия;

д) риск;

е) чрезвычайная ситуация;

ж) ДТП;

з) авария.

52. К периферийным понятиям относятся:

а) опасность;

б) химически опасный объект;

в) безопасность;

г) эпидемия;

д) риск;

е) чрезвычайная ситуация;

ж) ДТП

з) авария;

и) пожар.

53. Перечислите три основных уровня, на которых рассматривается фундаментальное понятие «Опасность»:

а) региональный;

б) государственный;

в) районный;

г) национальный;

д) глобальный;

е) индивидуальный.

54. Перечислите три группы средств визуального восприятия:

а) натуральные объекты;

б) изобразительные, графические;

в) технические;

г) механические.

55. Перечислите три конкретных метода обучения:

а) устное изложение учебного материала;

б) семинар;

в) наглядные методы обучения;

г) лекция;

д) упражнения;

е) работа с печатными источниками.

56. К словесным методам обучения ОБЖ относятся:

а) беседа;

б) рассказ;

в) эксперимент;

г) объяснение.

57. Какой характер носит деятельность учащихся при активных методах обучения ОБЖ?

а) репродуктивный;

б) творческий;

в) поисковый.

58. К активным методам обучения ОБЖ относятся:

а) исследовательский;

б) эвристическая беседа;

в) диспут;

г) лекция;

д) демонстрация видеофильмов.

59. К методам проблемного обучения ОБЖ относятся:

а) частично поисковый;

б) исследовательский;

в) проблемного изложения материала;

г) объяснительно-иллюстративный;

д) репродуктивный.

60. К интерактивным методам относятся:

а) мозговой штурм;

б) обучение в учебных мастерских;

в) проблемные лекции и семинары;

г) спецкурсы;

д) факультативы.

61. Из словесных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:

а) лекция;

б) семинар;

в) поисковая беседа;

г) рассказ;

д) объяснение.

62. К наглядным методам относятся:

а) демонстрация кинофрагмента;

б) описание стихийных бедствий;

в) распознавание опасных объектов;

г) демонстрация противогаза, огнетушителя.

63. Выделите интерактивные уровни:

а) прослушивание лекции;

б) чтение;

в) применение аудиовизуальных средств;

г) наглядные пособия;

д) обсуждение в группах;

е) обучение на практике;

ж) обучение в процессе обучения других.

64. Из наглядных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:

а) демонстрация схем;

б) демонстрация нескольких объектов одновременно;

в) демонстрация средств индивидуальной защиты;

г) демонстрация фильмов;

д) демонстрация современной аппаратуры.

65. Приведите классификацию деловых игр, по ОБЖ, по пяти наиболее характерным признакам:

а) по характеру моделируемых ситуаций;

б) характеру игрового процесса;

в) способам передачи и переработки информации;

г) динамике моделируемых процессов;

д) тематической направленности и характеру решаемых проблем;

е) заинтересованности.

66. К техническим методическим приемам относятся:

а) запись вопросов на доске;

б) прикрепление рисунков на доске;

в) демонстрация с обходом учащихся;

г) постановка опыта.

67. К внеурочной работе относятся:

а) домашняя работа;

б) экскурсия;

в) факультатив;

г) элективный курс.

68. Выберите формы обучения из предложенного списка:

а) урок;

б) лекция;

в) факультатив;

г) экскурсия;

д) домашние работы.

69. В зависимости от методов, которые преобладают при изучении нового материала, выделяют виды уроков:

а) изучение нового материала;

б) отработка умений и навыков;

в) объяснительно-иллюстративный;

г) лабораторный;

д) киноурок;

е) урок-семинар;

ж) урок пресс-конференция.

70. Подберите сочетания дидактических задач, которые решаются на комбинированном уроке:

а) проверка знаний, умений, навыков;

б) введение в тему;

в) обобщение знаний;

г) закрепление знаний;

д) систематизация знаний;

е) изучение нового материала,

71. Какие выделяют типы уроков?

а) объяснительно-иллюстративный;

б) вводный;

в) учетно-повторительный;

г) проблемный;

д) лабораторный;

е) комбинированный;

ж) обобщающий;

з) лекция;

и) семинар;

к) изучение нового материала;

л) кино-, телеурок.

72. Какие выделяют виды уроков?

а) объяснительно-иллюстративный;

б) вводный;

в) учетно-повторительный;

г) проблемный;

д) лабораторный;

е) комбинированный;

ж) обобщающий;

з) лекция;

и) семинар;

к) изучение нового материала;

л) кино-, телеурок;

м) урок-конференция;

н) урок-игра.

73. Из списка приемов выберите только организационные:

а) демонстрация со стола;

б) демонстрация с обходом учащихся;

в) демонстрация с раздачей объектов на руки;

г) постановка опытов;

д) выявление приоритетов;

е) сравнение.

74. Из списка приемов выберите только технические:

а) использование инструктивных таблиц;

б) изготовление макетов и схем;

в) прикрепление схем на доске;

г) ответ у доски;

д) наблюдение.

75. Укажите черты сходства между уроком и внеурочной работой по ОБЖ:

а) обязательная форма организации обучения;

б) проводятся по четкому расписанию;

в) выполняются после урока;

г) проводятся в кабинете ОБЖ;

д) требуют оборудования.

76. К элементам лекционно-семинарской формы учебной работы относятся:

а) вводная и заключительная лекции;

б) семинар;

в) практическая работа;

г) урок;

д) экскурсия;

е) наблюдение за объектом.

77. Экскурсия имеет сходство с уроком по следующим признакам:

а) дополнительная форма организации обучения;

б) обязательная форма организации обучения;

в) проводится в классной комнате;

г) решает учебно-воспитательные задачи;

д) обязательно включает в самостоятельную работу учащихся;

е) время проведения ограничено;

ж) проводится по школьной программе.

78. К логическим приемам относятся:

а) анализ;

б) ответ по плану;

в) сравнение;

г) наблюдение;

д) объяснение.

79. К элементам воспитания в процессе обучения ОБЖ относятся:

а) мировоззрение;

б) культура труда;

в) эстетическое воспитание;

г) экологическое воспитание;

д) экономическое воспитание.

80. К внеклассной работе относятся:

а) кружковая работа;

б) экспедиция;

в) научная конференция учащихся;

г) день Здоровья;

д) подготовка к олимпиаде;

е) домашняя работа;

ж) экскурсия на объект.

81. К внеклассной работе по ОБЖ относятся:

а) занятия в кружке;

б) выставка макетов, изготовленных учениками самостоятельно;

в) написание реферата по соответствующей теме;

г) домашняя работа по теме «Безопасное жилище»;

д) общешкольная кампания «День безопасности», «День защиты детей».

82. К внеклассной работе по теме «Здоровье» можно отнести:

а) кружок юных пропагандистов здоровья;

б) просветительская работа по токсикомании и наркомании;

в) выполнение научного исследования по влиянию различных факторов на здоровье человека;

г) экскурсия в анатомический музей.

83. Экологическая ответственность учащихся проявляется:

а) в ответственности за состояние естественного природного окружения;

б) ответственности за свое здоровье и здоровье других людей;

в) активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды;

г) создание экологической среды.

84. В процессе обучения на основе содержания образования формируются:

а) потребности личности;

б) мотивы социального поведения;

в) мировоззрение;

г) ценностная ориентация;

д) восприятия;

е) знания и умения.

85. Развивающая функция обучения предполагает развитие:

а) речи;

б) мышления;

в) норм поведения;

г) эмоционально-волевой сферы.

86. Что относится к критериям выбора наглядных технических средств обучения?

а) информативность;

б) безопасность;

в) оформление;

г) время.

87. Перечислите шесть основных признаков компьютерного зрительного синдрома:

а) жжение в глазах;

б) боли в области глазниц и лба;

в) боли при движении глаз;

г) покраснение глазных яблок;

д) боли в области шейных позвонков;

е) быстрое утомление при работе;

ж) расстройство речи.

88. К итоговым видам проверки и оценки знаний по ОБЖ относятся:

а) контрольная работа;

б) единый государственный экзамен;

в) зачет;

г) практическое задание;

д) беседа.

89. Типы тестовых заданий бывают:

а) открытого типа;

б) закрытого типа;

в) смешанные;

г) дополнительные.

90. Перечислите основные формы тестовых заданий:

а) дополнения;

б) свободного изложения;

в) множественного выбора;

г) восстановления соответствия;

д) восстановления последовательности;

е) вербальные;

ж) невербальные;

з) фиксированные;

и) переменные.

91. Укажите основные виды тестовых заданий:

а) дополнения;

б) свободного изложения;

в) множественного выбора;

г) восстановления соответствия;

д) восстановления последовательности;

е) вербальные;

ж) невербальные;

з) фиксированные;

и) переменные.

92. Учебник по ОБЖ является:

а) источником знаний, носителем содержания по предмету;

б) средством обучения ОБЖ;

в) формой организации обучения ОБЖ.

93. Что в обязательном порядке должно быть в кабинете ОБЖ?

а) видеоаппаратура;

б) компьютер;

в) стенды по БЖ;

г) противогазы;

д) костюм химической защиты.

В отличие от критериев комфортности, направленных на обеспечение нормального, комфортного самочувствия человека независимо от характера его деятельности, критерии безопасности выполняют в жизнедеятельности человека функции ограничения от действия негативных факторов.

Если обратиться вновь к различным состояниям жизнедеятельности человека, то допустимые (относительно дискомфортные) условия среды обитания человека оцениваются им с позиций если и не комфортного состояния, то допустимого в течение какого-то определенного времени. В этом временном примирении человека с не слишком хорошими, но в целом допустимыми условиями жизнедеятельности на первый план и выходят критерии безопасности, основной смысл которых заключается именно в сохранении здоровья и самой жизни человека путем ограждения его от вредных и опасных факторов техносферы.

Роль таких критериев безопасности призваны выполнять всевозможные ограничения вредных и опасных воздействий на человека негативных факторов. Указанные ограничения могут принимать следующий вид:

  • • предельно допустимые уровни (ПДУ) нежелательных воздействий на человека различного рода потоков энергии (механической, электромагнитной, тепловой, ионизирующей);
  • • пределы доз (ПД) нежелательных воздействий, полученных организмом человека за время действия на него негативных техногенных факторов (ионизирующих, электромагнитных);
  • • предельно допустимые концентрации (ПДК) нежелательных для человека токсических и загрязняющих химических веществ;
  • • предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферу, а также предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу нежелательных для человека и окружающей природной среды объемов токсических и (или) загрязняющих химических веществ;
  • • предельно допустимое время воздействия на человека негативных факторов техносферы без угрозы для его безопасности;
  • • предельно допустимый риск воздействия негативных факторов техносферы без ущерба для безопасности человека и состояния окружающей природной среды.

Главной особенностью всех приведенных критериев безопасности является непревышение текущими значениями анализируемых параметров воздействий (Сj) техногенной среды некоторых заранее установленных пороговых (П) нормативных значений (ПДУ, ПД, ПДК и т.д.):

(4.7)

При одновременном действии нескольких разновидностей (п) одного и того же j-го негативного фактора (например, при воздействии на человека нескольких токсических или загрязняющих веществ) пользуются суммированием общего числа п отношений текущих значений Cjk этих k-ых разновидностей (к =1,2,…, п) к соответствующим пороговым значениям Пjk.

(4.8)

Иначе говоря, в соответствии с формулой (4.8) некоторое количество действующих разновидностей j-го фактора, отнесенное к своим индивидуальным пороговым значениям, которые не должны быть превышены, составляют полную группу относительных значений. По каждой из разновидностей негативного фактора текущее значение должно быть уменьшено пропорционально количеству действующих разновидностей. В противном случае добиться непревышения суммой этих относительных величин значения единицы не удастся. По сути дела, сама эта единица представляет в данном неравенстве пороговое значение комплексного действия разновидностей негативного фактора. При п = 1 формула (4.8) превращается в обычное условие (4.7).

В целом соблюдение условий (4.7) и (4.8) для каждого из j-ых негативных факторов, действующих на человека, вовсе не гарантирует ему безопасности. Например, в условиях возникновения пожара на человека одновременно действует целый комплекс самых разных негативных факторов (химических, загрязняющих, тепловых, механических), и если по каждому из них не превышен допустимый предел воздействия, то это вовсе не означает, что общее самочувствие человека можно признать нормальным.

На самом деле следовало бы, подобно выражению (4.8), накладывать на все т негативных факторов, действующих в конкретных условиях среды обитания, такое же требование их пропорционального уменьшения комплексного воздействия на человека:

(4.9)

В этом случае человек заведомо находился бы в более щадящих условиях производственной или какой-либо другой среды обитания.

Но тогда многие отечественные производства пришлось бы полностью реконструировать, чтобы добиться на их территории выполнения условия (4.9). В связи с этим для руководителей любого уровня удобнее и дешевле считать, что негативные техногенные факторы обладают как бы независимостью своего воздействия на человека. Отдельно не превышен ПДУ шума, отдельно не превышен ПДУ по вибрации, отдельно не превышен ПДУ электромагнитных воздействий, отдельно не превышена ПД по ионизирующим воздействиям, отдельно не превышена ПДК токсических воздействий, а в результате оказывается, что средняя продолжительность жизни человека в нашей стране одна из самых низких в мире (58 лет – мужчин и 72 года – женщин).

Уже давно установлено, что многие негативные техногенные факторы обладают так называемым сочетанным (потенцированным) воздействием на организм человека, взаимно усиливая вредные и опасные эффекты друг друга при одновременном и совместном их влиянии. Так, шум и вибрация усиливают токсический эффект химических соединений (оксида углерода, стирола, дихлорэтана, марганцевых аэрозолей, бензола). Ультрафиолетовое излучение повышает токсичность карбофоса, способствует образованию смога, сенсибилизации организма. Совместное действие загрязняющих аэрозолей и газообразных химических веществ повышает токсичность последних путем их адсорбции на пылевых частицах и повышения локальной концентрации адсорбированных газов. Повышенная влажность также способствует увеличению токсических эффектов многих веществ. Замечено усиление радиационного эффекта при совместном действии ионизирующих излучений и повышенной температуры, излучений и повышенной концентрации кислорода, излучений и соединений ртути, формальдегида.

Справедливости ради следует отметить изредка встречающийся антагонизм негативных воздействий, например некоторые токсические вещества, которые ослабляют друг друга, но в целом на низшем уровне воздействий, как правило, наблюдается аддитивный характер взаимодействия негативных факторов. Учитывать эффекты совместного усиления действия отдельных негативных факторов можно путем введения в неравенство (4.9) дополнительных коэффициентов взаимовлияния Kjk:

где Kjk > 1 при потенцированном (усиливающем), KJk = 1 при аддитивном (суммирующем), Kjk < 1 при антагонистическом (ослабляющем) взаимном действии негативных факторов техносферы.

Строго говоря, необходимость учета аддитивного или потенцированного характера эффектов различных негативных факторов требует своего отражения во всех нормативных документах, посвященных безопасности жизнедеятельности человека и охране труда на производстве.

К числу таких основных нормативных документов в нашей стране относятся следующие государственные стандарты:

  • • ГОСТ 12.0.003–74 «Опасные и вредные производственные факторы»;
  • • ГОСТ 12.1.003–83 «Шум. Общие требования безопасности» (ранее ГОСТ 12.1.003–76);
  • • ГОСТ 12.1.001–89 «Ультразвук. Общие требования безопасности» (ранее ГОСТ 12.1.001–75);
  • • ГОСТ 12.1.012–90 «Вибрационная безопасность. Общие требования»;
  • • ГОСТ 12.1.045–84 «Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля»;
  • • ГОСТ 12.1.002–84 «Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах»;
  • • ГОСТ 12.1.006–84 «Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля»;
  • • ГОСТ 12.1.007–76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»;
  • • ГОСТ 12.1.005–88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;
  • • ГОСТ 12.1.004–82 «Пожарная безопасность. Общие требования»;
  • • ГОСТ 12.1.010–76 «Взрывобезопасность. Общие требования».

Кроме приведенного перечня государственных стандартов в качестве нормативных документов в области безопасности жизнедеятельности в нашей стране активно используются так называемые санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), гигиенические нормы (ГН):

  • • СН 2.2.4/2.1.8.562–96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий, на территории жилой застройки»;
  • • СН 3223–85 «Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах»;
  • • СН 2.2.4/2.1.8.583–96 «Инфразвук на рабочих местах, в жилых общественных помещениях и на территории жилой застройки»;
  • • СН 6032–91 «Допустимые нормы напряженности электростатических полей и плотности ионного тока для персонала подстанций и воздушных линий постоянного тока ультра-высокого напряжения»;
  • • СН 1742–77 «Предельно допустимые уровни воздействия постоянных магнитных полей при работе с магнитными устройствами и магнитными материалами»;
  • • СН 3206–85 «Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц»;
  • • СН 5803–91 «Предельно допустимые уровни воздействия ЭМП диапазона частот 10–60 кГц»;
  • • СанПиН 2.2.4.723–98 «Переменные магнитные поля промышленной частоты (50 Гц) в производственных условиях»;
  • • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055–96 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона»;
  • • СанПиН 2.2.2./2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ»;
  • • ГН 2.1.8/2.2.4.019–94 «Временно допустимые уровни воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой радиосвязи»;
  • • ГН 2.1.5.686–98 «Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны»;
  • • Нормы радиационной безопасности НРБ–99. Санитарные правила 2.6.1.758-99.

Перечисленные выше нормативные документы с успехом выполняют свои функции критериев безопасности каждый в своей области, устанавливая предельно допустимые уровни, дозы, концентрации. Однако для действительно корректной оценки комплексного действия негативных факторов и эффективного управления безопасностью жизнедеятельности человека на современном уровне требуется взаимная увязка всей существующей нормативной базы с общесистемных позиций.

Выводы

Охрана труда – это система правовых, организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по сохранению жизни и здоровья человека в процессе его трудовой деятельности. Опасные и вредные факторы техносферы угрожают соответственно жизни и здоровью человека.

Государственная политика в области охраны труда предполагает: приоритет сохранения жизни и здоровья работающего человека; государственное управление охраной труда, надзор за ее соблюдением; координацию работ по охране труда с природоохранными мероприятиями и другими видами социальной деятельности; ответственность работодателей за обеспечение работников средствами защиты и компенсацией за вредные или опасные условия труда; обязательное социальное страхование работников; информационную поддержку и международное сотрудничество в области охраны труда.

Требования охраны труда распространяются на всех работодателей и работников, а также на все виды создаваемых объектов, изготавливаемой продукции и предлагаемых услуг.

Негативные факторы техносферы включают в себя: силовые воздействия (акустические, вибрационные, ударные); электромагнитные воздействия (электрические, магнитные, электромагнитные, лазерные); ионизирующие (радиационные) воздействия (альфа-, бета-, гамма-лучи, нейтронное и рентгеновское излучения); химические и загрязняющие воздействия (чрезвычайно токсичные, высокотоксичные, умеренно токсичные и малотоксичные вещества, загрязняющие аэрозоли, проливы, сбросы и выбросы); пожаровзрывоопасные воздействия (тепловое, микробиологическое и химическое самовозгорание, газопылевые горючие смеси, легковоспламеняющиеся жидкости, горючие и трудногорючие вещества).

Министерство образования и науки Российской Федерации

УРАЛЬСКИЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине «БЖД»

Тема «Расчёт степени риска»

Исполнитель

Студент гр. РЭ-13-1 Проскурякова А.Н.

Руководитель Луговкин В.В.

Екатеринбург 2013

Расчет степени риска

Цель работы: ознакомление с основными понятиями БЖД: опасность и риск, определение количественных характеристик опасности и методики расчета степени риска.

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

Риск – частота степени опасности за определённый отрезок времени (обычно год), т.е. это отношение числа реализовавшихся случаев к их возможному ожидаемому числу за один и тот же период времени.

Различают риск индивидуальный и коллективный (групповой).

  1. Индивидуальный риск Rи рассчитывается по формуле:

Rи= , (1)

где n – число реализованных неблагоприятных случаев;

N – возможное число событий.

Данные по риску для некоторых факторов приведены в таблице в таблице 1.

Таблица 1 (значение риска смертности в зависимости от условия):

Пример №1.

Условие: За 2003, 2004 годы в РФ без вести пропало более 70.000 человек. Рассчитать индивидуальный риск пропажи без вести в РФ. Численность населения 120 млн.

Рассчитываем годовую пропажу:

n= 70000/2 = 35000

Степень риска рассчитываем по формуле (1):

Rи==0,3 × 10-3.

Пример №2.

Условие: Риск гибели в автокатастрофе жителя США равен 3,8 × 10-4 в год. Во сколько раз это отличается от аналогичного риска жителя Свердловской области, если известно, что за 2 года в ДТП погибло 2,5 тыс.чел. Число жителей области 5 млн.

Рассчитываем годовую смертность в ДТП в Свердловской области:

n= 2500/2 = 1250

Степень риска рассчитываем по формуле (1):

Rи== 2,5 × 10-4

Найдём, во сколько раз риск гибели в ДТП в США отличается от аналогичного показателя по Свердловской области:

= 1,52

Пример №3.

Условие: Количество полностью окупаемых проектов в РФ на 2003, 2004 годы равен 32%. Сформулируйте понятие инвестиционного риска, определите его и определите экономический ущерб, который при такой же окупаемости будет в 2005 году. (Годовое вложение за 2005 год составит 50 млн.руб)

Инвестиционный риск RЭ определяем по формуле:

RЭ=100-Q,

где Q – количество окупаемых проектов.

RЭ=100-32 = 68%.

Величину годового ущерба U рассчитываем по формуле:

U=, где K – величина годового вложения.

U= 50.000.000×0,68 = 34.000.000

  1. Коллективный риск – риск подвергнуться воздействию вредного фактора для группы людей от 2х и более человек.

Коллективный риск связан с индивидуальным риском формулой:

RК=, (2)

Где р – количество людей в данной группе.

Пример №4.

Условие: За 3 года из населения РФ утонуло около 21.000 человек. Рассчитать величину коллективного риска для семьи из 5 человек, если принять число жителей за 12 млн.чел.

Находим число утонувших за 1 год:

21.000/3 = 7.000

Индивидуальный риск определяем по формуле (1):

Rи = 6×10-6

Коллективный риск определяем по формуле (2):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *