Предельный срок пребывания на государственной гражданской службе

Конкурсы и вакансии

Порядок поступления на государственную гражданскую службу

Государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица.Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законодательством о государственной гражданской службе. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Закон Волгоградской области от 08 апреля 2005 года №1045-ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области»

Порядок замещения государственных должностей Волгоградской области

Государственная должность Волгоградской области — должность, устанавливаемая Уставом Волгоградской области, законами Волгоградской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Волгоградской области.

Лицо замещает государственную должность Волгоградской области, если в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом Волгоградской области или законами Волгоградской области, происходит его избрание или назначение на государственную должность Волгоградской области. Лицо избирается или назначается на государственную должность Волгоградской области на срок, установленный федеральным законом, Уставом Волгоградской области или законами Волгоградской области.

Закон Волгоградской области от 27 мая 1998 года №176-ОД «О государственных должностях Волгоградской области»

ББК 67.401.02 УДК 342.92

Особенности сторон служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации

О.Л. Казанцева, О.В. Меженина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Features of the Service Contract in the Civil Service in the Russian Federation

O.L. Kazantseva, O.V. Mezhenina Altai State University (Barnaul, Russia)

Анализируется проблема правового регулирования служебного контракта, определения сторон служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Авторы исследуют такие вопросы, как понятие служебного контракта, стороны служебного контракта, раскрывают особенности правоотношений, возникающих при поступлении, прохождении и прекращении государственной гражданской службы в России, последовательно исследуют точки зрения современных отечественных ученых по данной проблеме. Раскрываются понятия «наниматель» и «представитель нанимателя» в соответствии с требованиями законодательства, выявляются их особенности, проводится сравнительный обзор позиций представителей административного и трудового права на сущность и природу служебного контракта, их отношение к определению сторон служебного контракта, исследуются понятия «государственный служащий» и «государственный гражданский служащий». Авторы делают вывод о том, что, несмотря на публичную природу, служебный контракт на государственной гражданской службе регулирует конкретные трудовые правоотношения, а сторонами служебного контракта являются государственный гражданский служащий и наниматель в лице руководителя государственного органа, выступающего от имени государства.

Ключевые слова государственная гражданская служба, служебный контракт, трудовой договор, представитель нанимателя, наниматель, государственный гражданский служащий.

DOI 10.14258/izvasu(2016)3-16

Актуальность исследуемых вопросов заключается в том, что совершенствование правового регулирования государственной гражданской службы

имеет первостепенное значение для реформирования государственного аппарата, повышения его эффективности и борьбы с коррупцией. Важнейшим

элементом государственно-служебных отношений является служебный контракт. Природа служебного контракта стала предметом острой дискуссии в правовой науке. Авторами исследуются научные труды сторонников административно-правового подхода и ученых-юристов, которые считают, что служебный контракт — это разновидность трудовых договоров, делается их аналитический обзор. Дискуссионным является вопрос о сторонах служебного контракта. Законодательство о государственной гражданской службе исходит из того, что нанимателем в данном случае выступает государство как таковое, а его представителем и стороной служебного контракта становится руководитель государственного органа (представитель нанимателя). Такой подход вызывает возражения прежде всего со стороны представителей науки трудового права. Авторы же приходят к выводу о том, что стороной служебного контракта должен считаться государственный орган (в лице руководителя), в котором гражданский служащий несет службу.

Начало XXI в. характеризуется для России проведением полномасштабной административной реформы, которая привела не только к реорганизации органов исполнительной власти, но и к преобразованию государственной службы, так как деятельность государственных служащих в конечном счете определяет и эффективность деятельности властных структур. В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие в 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» , а в 2004 г. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , которые способствовали появлению новых форм регулирования государственно-служебных отношений. Применительно к государственной гражданской службе данной новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими. Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов . Одним из самых дискуссионных в этом плане остается проблема определения сторон служебного контракта, что и предопределило выбор темы исследования.

Сторонами служебного контракта, согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — ФЗ № 79), являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.

Первой стороной в служебном контракте законодатель признает представителя нанимателя. Данное понятие достаточно сложное и неопределенное. В науке существует достаточно много споров по этому поводу. В ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — ФЗ № 58) четко определено, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ — соответствующий субъект РФ. Исходя из данной нормы, следовало бы определить, что сторонами служебного контракта являются гражданский служащий и наниматель, в роли которого могут выступать Российская Федерация или ее субъекты. Тем не менее согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ № 79 служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Анализ данного положения позволяет прийти к выводу о том, что стороной служебного контракта является не наниматель, а представитель нанимателя, т. е. налицо противоречие между двумя нормативными правовыми актами.

Исследователи, которые занимались этой проблемой, приоритет отдают норме ФЗ № 79 . В итоге спор разгорается в основном вокруг проблемы определения понятия «представитель нанимателя». Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ № 79 представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Как правило, на практике представителем нанимателя выступают определенные должностные лица, замещающие государственные должности или должности государственной службы. На это указывают многие ученые. Так, С.В. Качушкин и А.Н. Дементьев считают, что к представителям нанимателя относятся руководители государственных органов, а именно аппаратов исполнительной и законодательной власти . Например, к их числу можно отнести руководителя Аппарата Государственной Думы, Главу Администрации Президента РФ, руководителя федеральной службы либо федерального агентства или руководителя Аппарата Законодательного Собрания Алтайского края. Обобщая практику, к подобному выводу приходит и С.Е. Чаннов, который указывает, что представитель нанимателя на государственной гражданской службе — это обычно руководи-

тель государственного органа или его структурного подразделения . Таким образом, получается, что на самом деле нанимателем является конкретное должностное лицо (а не Российская Федерация или субъект РФ), и именно с ним гражданский служащий заключает служебный контракт. Именно должностное лицо предоставляет гражданскому служащему необходимые условия труда, выплачивает ему денежное содержание, заботится о начислении дополнительных выплат (премий и т. д.). Ряд авторов прямо называют подобную ситуацию абсурдной .

Многие ученые убеждены, что произошло смешение понятий «наниматель» и «представитель нанимателя» . Считаем в этой связи, что в качестве стороны служебного контракта следует называть нанимателя, а не его представителя.

По поводу того, кто должен быть нанимателем гражданского служащего, также нет единого мнения, встречаются как крайние, так и промежуточные позиции. К крайней точке зрения, на наш взгляд, можно отнести мнения ученых, соглашающихся с тем, что государство является нанимателем. Так, А.А. Гришковец считает, что с позиции теории юридической личности только сама Российская Федерация в строго юридическом смысле может признаваться как самостоятельная сторона на государственной гражданской службе, т. е. стороной служебного контракта может быть только государство . Е.Б. Хохлов отмечает, что «государство, хоть и особый, но все же субъект права, юридическое лицо». Государство также является работодателем, так как оно выступает субъектом права, его характеризуют такие признаки, как легитимность государственной власти, а главное — наличие имущества и организации, включающей в себя совокупность чиновников, находящихся в определенной иерархической взаимозависимости. Государство, являясь работодателем, по мнению ученого, несомненно, решает необходимые общественные задачи .

Промежуточную позицию занимают авторы учебника по трудовому праву А.М. и М.В. Лушниковы . По их мнению, государство определяет компетенцию органов государственной власти, которые, в свою очередь, от имени Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют права и обязанности в сфере публичной власти, а в частноправовой сфере эти органы наделены трудовой правосубъектностью и действуют от своего имени, а не от имени государства в целом . Эту точку зрения поддерживают М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов. Они ссылаются на п. 3 ч. 1 ст. 44 ФЗ № 79, в котором говорится о «решениях государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской

службы и выходом его на пенсию за выслугу лет». Исследователи делают вывод о том, что стороной служебного контракта является непосредственно государственный орган . Иное мнение, на наш взгляд, противоречивое, высказывает А.В. Гусев. В одной из своих работ он признает государство нанимателем для гражданского служащего, но при этом утверждает, что «государство выступает для государственного служащего в качестве «нанимателя» только в обобщенном смысле, как некое абстрактное образование, во имя публичного блага и в интересах которого должна осуществляться государственная служба. Государство-наниматель есть учредитель системы государственных органов и собственник бюджета, устанавливающий (посредством соответствующего нормативного регулирования) правила использования труда государственных служащих и уполномочивающий конкретных лиц осуществлять права и обязанности в служебных трудовых отношениях» . В другой статье этот же автор приходит к противоположной оценке, отмечая, что стороной служебного контракта в «конкретных» отношениях «как правило, выступает не государство, а конкретный государственный орган, выполняющий в отношении данного служащего функции работодателя» .

Другую крайнюю позицию занимают многие представители науки трудового права. Они традиционно рассматривают организацию в качестве основного работодателя и поэтому утверждают, что нанимателем должно являться не государство в целом, а отдельные государственные органы. Например, В.Д. Граждан считает, что нанимает гражданских служащих на государственную службу «компетентный государственный орган» . Отчасти поддерживает ученого Л.А. Чиканова, которая полагает, что «в признании государственного органа стороной служебного контракта нет ничего предосудительного. Только добросовестное служение каждого государственного служащего конкретному государственному органу может обеспечить эффективную деятельность этого органа по реализации соответствующих функций государства и в конечном счете эффективность самого государства» . При этом она достаточно оригинально подходит к решению данной проблемы, по-своему примиряя крайние точки зрения. По ее мнению, «на стороне нанимателя одновременно выступают два субъекта: государство как наниматель и руководитель государственного органа как представитель нанимателя. В связи с этим другой субъект — гражданский служащий находится в правоотношениях как с государством, так и с его представителем. При этом служебное отношение между представителем нанимателя и государственным служащим является особым самостоятельным правоотношением» . Таким образом, автор считает, что наниматель как сторона служебного контракта

характеризуется двойственным характером. Между тем с критикой подобного утверждения выступает Е.А. Ершова, которая проводит аналогию ФЗ № 79 с Гражданским кодексом РФ (ст. 182). Согласно данной статье «представительство» — это «сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на… законе…, непосредственно создает, изменяет и прекращает… права и обязанности представляемого» . В этой связи Е.А. Ершова высказывает сомнения в двойственности субъекта на стороне нанимателя .

Таким образом, в научной литературе идут непримиримые споры о том, кто же является первой стороной в служебном контракте, и вся дискуссия в основном разворачивается вокруг ответа на вопрос: кого считать нанимателем в государственно-служебных отношениях — государство или государственный орган?

В этой связи возникает еще один вопрос о том, почему нельзя рассматривать в качестве нанимателя гражданского служащего конкретного руководителя государственного органа (т. е. работодателя). Такая практика характерна для трудовых правоотношений. Ведь именно руководитель государственного органа включен непосредственно в процесс поступления на государственную гражданскую службу, он в конечном итоге несет ответственность за реализацию прав гражданского служащего в сфере трудовых отношений. Такая точка зрения была поддержана начальником Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации А.Ф. Нуртдиновой, которая полагает, что государство в целом как работодатель может выступать только в «глобальном социально-экономическом плане», а в качестве стороны в трудовом договоре, в том числе служебном контракте, (в юридическом смысле) могут быть лишь конкретные учреждения . Если кто-то из ученых (как было отмечено выше) считает, что государство-наниматель — это слишком абстрактное понятие, то почему тогда государственный орган является конкретным? Вероятно, в ответе на этот вопрос возобладало сложившееся в науке мнение о том, что признание государства (или государственного органа) участником служебных правоотношений (публичных по своему характеру), возникающих на государственной гражданской службе, предопределяет их специфику по сравнению с трудовыми правоотношениями.

Второй стороной служебного контракта согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ № 79 являются гражданин, поступающий на гражданскую службу, и гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы. Таким образом, законодатель признает в качестве стороны гражданина Российской Федерации, что вызывает критику со стороны ученых. Так, И.Н. Гарячук

считает, что согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ № 79 служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы, поэтому, по ее мнению, служебный контракт в любом случае заключается с гражданином, уже являющимся гражданским служащим. В целом она полагает, что необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 23 ФЗ № 79, закрепив в ней, что стороной служебного контракта является гражданский служащий . Поддерживает ученого в этом вопросе и Г.А. Корнейчук, который отмечает, что «сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданский служащий, замещающий соответствующую должность гражданской службы» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем, что следует согласиться с названными позициями и выдвинуть еще один аргумент по аналогии с трудовым законодательством, где в основном юридическим фактом, в отличие от государственно-служебных отношений, выступает заключение трудового договора, и, тем не менее, его стороной выступает именно работник, а вовсе не гражданин, претендующий на должность государственной гражданской службы. Поэтому вполне логично, что второй стороной служебного контракта является все-таки гражданский служащий (работник).

Надо отметить, что в литературе анализ второй стороны служебного контракта в основном сводится к определению понятий «государственный служащий» и «государственный гражданский служащий». Еще советские ученые предпринимали попытки дать характеристику государственному служащему.

Так, М.С. Почиталин государственным служащим называл лицо, которое «постоянно или временно, по назначению или по выбору занимает должность в госаппарате, выполняя за определенное вознаграждение государственные служебные обязанности» . Ряд советских исследователей в качестве важнейшего признака в деятельности государственного служащего выделяли исполнение им служебных обязанностей . Н.И. Фаянс при определении понятия «государственный служащий» учитывал такой признак, как необходимость «состоять на государственной службе». В итоге он приходит к выводу о том, что состоять — это значит, не только занимать должность в государственном учреждении, но и получать определенное вознаграждение за работу . Таким образом, советские ученые в качестве основных признаков государственного служащего называли исполнение служебных полномочий по поручению и от имени государства, занятие государственной должности и оплату труда по нормам и формам, установленным государством. Тем не менее легального определения рассматриваемое понятие в СССР так и не получило в силу отсутствия специального законодательства.

Первым документом, легально определившим понятие «государственный служащий», явился Федеральный закон от 31 июля 1995 г № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» . Впоследствии в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» появилась характеристика понятий федерального государственного служащего и государственного служащего субъекта РФ. Например, согласно ч. 1 ст. 10 названного закона «федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета». На наш взгляд, значительных изменений в определении данного понятия нет, кроме того, что произошло его уточнение в соответствии с уровнями (федеральный и региональный).

Согласно ст. 13 ФЗ № 79 «гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации». Хочется отметить, что каких-то отличительных признаков это определение не содержит. Указывается только, что гражданский служащий осуществляет прохождение гражданской службы. В связи с этим современные исследователи предлагают более расширенное толкование понятия «государственный гражданский служащий». Так, А.Ф. Ноздрачев считает, что гражданский служащий — это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном норма-

тивными актами порядке на должность гражданской службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав . Представляется, что в данном случае произошло только изменение формулировки, и в целом оно вполне согласуется с легальным определением.

Предлагаем, исходя из существующего сегодня законодательного подхода, выделить основные признаки государственного гражданского служащего. Государственный гражданский служащий:

1) занимает должность государственной гражданской службы на федеральном уровне или уровне субъекта Федерации;

2) обеспечивает исполнение полномочий федерального государственного органа или государственного органа субъекта Федерации, а также лиц, замещающих федеральную государственную должность или государственную должность субъекта Федерации;

3) получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации;

4) замещает должность гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

Таким образом, в служебном контракте следует вести речь о двух сторонах, одной из которых является гражданский служащий, а другой — наниматель, которым является руководитель государственного органа от имени государства в целом. Никакой двойственности в служебном контракте на стороне нанимателя не должно быть. Несмотря на то, что государственная служба отличается публичным характером, служебный контракт все-таки регулирует конкретные трудовые правоотношения. В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в законодательство, способствующие устранению на практике разногласий в определении сторон служебного контракта.

Библиографический список

3. Казанцева О.Л., Меженина О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе: некоторые проблемы правоприменения // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и об-

разования : сборник научных статей Междунар. конф. — Барнаул, 2015.

4. Корнейчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда. — М., 2006.

5. Дементьев А.Н., Качушкин С.В. Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. — 2008. — № 2.

6. Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право. — 2009. — № 4.

7. Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. — М., 2010.

8. Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. — 2005. — № 4.

9. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. — М., 2003.

10. Курс российского трудового права : в 3 т. Т. 1: Часть общая / под ред. Е.Б. Хохлова. — СПб., 2007.

11. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права : учебник. Т. 1. — М., 2003.

13. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. — Екатеринбург, 2005.

14. Гусев А.В. Особенности метода правового регулирования труда на российской государственной службе // Вестник Уставного суда Свердловской области. — 2002. — № 1 (5).

15. Граждан И.Д. Проблемные вопросы государственной службы // Государственная служба России: проблемы

становления и развития : материалы методологического семинара. — М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. — М., 2008.

18. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России. — М., 1998.

19. Почиталин М.С. Основные вопросы советской государственной службы : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1955.

20. Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. — М., 1959.

21. Фаянс Н.И. Советская государственная служба на современном этапе : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1955.

Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы может быть связано с различными причинами: с повышением или понижением по службе, сокращением штата, состоянием здоровья и т.д. В любом случае такое назначение оформляется как перевод работника на другую должность. При этом приходится руководствоваться не только законодательством о госслужбе, но и ТК РФ и другими законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В статье рассмотрим, какие виды переводов установлены для госслужащих, как оформляется перевод и каковы особенности перевода по тому или иному основанию.

Перевод, его виды и основания

Согласно Трудовому кодексу под переводом на другую работу понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ст. 72.1).

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) понятие перевода не определяется, однако из его ст. 28 следует, что под переводом гражданского служащего понимается перевод:

— на иную должность гражданской службы в том же государственном органе;

— на иную должность гражданской службы в другом государственном органе:

— в другую местность вместе с государственным органом.

Во всех указанных случаях перевод осуществляется с письменного согласия служащего.

Перевод в том же государственном органе осуществляется в следующих случаях:

— при неудовлетворительном результате испытания (п. 1 ч. 7 ст. 27 Закона N 79-ФЗ);

— по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

— в случае служебной необходимости при наступлении чрезвычайных обстоятельств (ч. 1 ст. 30 Закона N 79-ФЗ);

— по результатам аттестации (п. 3 ч. 16 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);

— при восстановлении на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы (ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Перевод служащего в том же государственном органе или в другой государственный орган возможен в связи с сокращением должностей, реорганизацией и ликвидацией (ст. 31 Закона N 79-ФЗ) и в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона N 79-ФЗ).

Также п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ предусмотрен перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

Обратите внимание! Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия перемещение служащего на иную должность без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Перевод может быть временным и постоянным. Возможность временного перевода на иную должность гражданской службы установлена ст. 30 Закона N 79-ФЗ. Такой перевод осуществляется по инициативе представителя нанимателя в случае служебной необходимости. Согласие служащего на перевод в данном случае запрашивать не нужно. Постоянный же перевод в пределах одного государственного органа возможен:

— по инициативе гражданского служащего — например, когда такой перевод необходим ему по медицинским показаниям или служащий желает перевестись на вышестоящую вакантную должность (если ему позволяет уровень квалификации);

— по инициативе представителя нанимателя — по результатам аттестации, при неудовлетворительном результате испытания и др. При таком переводе, как уже было сказано, необходимо согласие гражданского служащего.

Отметим, что если служащий переводится на вакантную должность, то в силу ч. 1 ст. 22 Закона N 79-ФЗ замещение такой должности осуществляется по результатам конкурса. Исключение составляет перевод:

— по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

— в связи с сокращением должностей, реорганизацией или ликвидацией государственного органа;

— в другую местность вместе с государственным органом.

Если должность, на которую переводится гражданский служащий, более высокая и для нее предусмотрен более высокий классный чин, чем имеющийся, служащий должен еще сдать квалификационный экзамен .

Рассмотрим случаи перевода более подробно.

Неудовлетворительный результат испытания

Статьей 27 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность установления испытательного срока при поступлении на гражданскую службу — продолжительностью от трех месяцев до одного года. При этом испытание на срок от трех до шести месяцев может устанавливаться гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа (за исключением случаев, названных в ч. 3 ст. 27 Закона N 79-ФЗ).

Если служащий не прошел испытание, представитель нанимателя имеет право или предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы, или расторгнуть с ним служебный контракт, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание (ч. 7 ст. 27 Закона N 79-ФЗ). Сделать это нужно до окончания испытательного срока. Если же срок испытания истек, а служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. Исходя из формулировки ч. 7, можно посчитать, что представитель нанимателя сам решает, что предложить служащему, не прошедшему испытание: перевод на прежнюю должность или увольнение. Однако принимая во внимание основание для увольнения, установленное п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, — отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания, — можно сделать вывод, что служащий может быть уволен только в том случае, если он отказался от ранее замещаемой должности.

Перевод по медицинским показаниям

Прежде чем говорить о переводе по медицинским показаниям, отметим, что существуют ограничения по замещению должностей гражданской службы по медицинским показаниям. Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н (далее — Перечень, Приказ N 984н). Согласно данному приказу все гражданские служащие должны проходить ежегодную диспансеризацию, под которой понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития и выявления заболеваний, препятствующих прохождению службы. К таким заболеваниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с болезненными проявлениями или с употреблением психоактивных веществ и с такой болезнью нервной системы, как эпилепсия.

К сведению. Правила прохождения диспансеризации, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению или прохождению государственной гражданской службы, установлены Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ, утвержденным Приказом N 984н.

Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего выдает ему медицинское заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу, по установленной форме, которое приобщается к личному делу служащего. Если выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, медучреждение направляет копию медицинского заключения в государственный орган по месту прохождения службы. В случае признания гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется по инициативе работодателя по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Таким образом, в случае выявления заболевания, указанного в Перечне, гражданский служащий будет уволен. Перевод же ему может потребоваться при наличии других заболеваний согласно медицинскому заключению. Таким заключением может быть:

— справка, подтверждающая установление группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности ;

— справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности ;

— программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания ;

— заключение лечебно-профилактического учреждения, проводившего обязательный медосмотр, выданное на основании положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;

— заключение врача женской консультации .

На основании принесенного служащим медицинского заключения представитель нанимателя предлагает служащему соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья иную должность гражданской службы. В силу ч. 3 ст. 28 Закона N 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

В отличие от положений Трудового кодекса, в ст. 28 Закона N 79-ФЗ не установлено, какой характер, временный или постоянный, может иметь описанный выше перевод.

Согласно Трудовому кодексу в зависимости от медицинских показаний перевод может быть временным или постоянным, и от того, какой перевод рекомендован работнику, зависят дальнейшие действия работодателя. Так, если работник отказывается от временного перевода сроком до четырех месяцев или у работодателя отсутствуют вакантные должности, работодатель должен отстранить его от работы с сохранением за ним занимаемой должности. Если же работник нуждается во временном переводе на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ст. 73 ТК РФ).

Поскольку временный перевод служащего по медицинским показаниям в ст. 28 Закона N 79-ФЗ не урегулирован, если в медицинском заключении служащему будет рекомендован такой перевод, следует применять положения Трудового кодекса. Если служащий переводится на нижеоплачиваемую должность, нужно руководствоваться положениями ст. 182 ТК РФ — в течение месяца со дня перевода за служащим сохраняется средний заработок по прежней должности, а если служащий получил увечье или профессиональное заболевание, средний заработок сохраняется за ним до тех пор, пока служащий не выздоровеет или ему не будет установлена инвалидность.

Служебная необходимость как основание перевода

Согласно ст. 30 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе. Срок такого перевода не может составлять больше месяца. При этом оплата труда по временно замещаемой должности гражданской службы не может быть ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для:

— предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

— предотвращения несчастных случаев;

— временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества;

— замещения временно отсутствующего гражданского служащего.

При этом такая должность не должна быть противопоказана служащему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

Обратите внимание! Гражданский служащий не вправе отказаться от такого перевода. Отказ от исполнения служебных обязанностей при временном переводе может признаваться нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу — прогулом. Однако работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда .

Представитель нанимателя вправе назначить служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности, выплатой установленных по временно замещаемой должности надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий. В этом случае необходимо согласие служащего (ч. 3 ст. 30 Закона N 79-ФЗ).

Аттестация

Согласно ст. 48 Закона N 79-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.

Аттестация гражданского служащего проводится аттестационной комиссией один раз в три года. По результатам комиссия принимает одно из следующих решений. Служащий:

— соответствует замещаемой должности гражданской службы;

— соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

— соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

— не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По итогам аттестации в течение месяца госорган издает правовой акт о том, что гражданский служащий:

— подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

— направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

— понижается в должности гражданской службы.

Примечание. Аттестации не подлежат служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если с ними заключен срочный служебный контракт.

Перевод на нижестоящую должность гражданской службы (при ее наличии) возможен только с согласия служащего. При этом его назначение на нижестоящую должность возможно по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.

Напомним, что конкурс не проводится:

— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

— при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

— при заключении срочного служебного контракта;

— при назначении служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1, 2 и 3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ;

— при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе (ч. 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).

Также конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, а по решению представителя нанимателя — при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (ч. 3, 4 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).

При отказе служащего от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Перевод в связи с восстановлением служащего, ранее замещавшего должность

В связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, по решению суда служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и включается в кадровый резерв.

Служебный контракт прекращается с письменного согласия гражданского служащего, если невозможно в течение шести месяцев предоставить ему для замещения иную должность гражданской службы (ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Сокращение должностей, реорганизация, ликвидация

В соответствии со ст. 31 Закона N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность, могут продолжаться, если ему будет предоставлена иная должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, соответствующая уровню его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация, по результатам которой определяются служащие, имеющие преимущественное право на замещение иных должностей гражданской службы.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с лицами, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения указанных должностей.

Примечание. С письменного согласия служащего служебный контракт может быть расторгнут без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

При ликвидации государственного органа отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления ему иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе. В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание! Не допускается увольнение с государственной гражданской службы по данному основанию одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет .

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Изменение существенных условий служебного контракта. Ротация служащих

В силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Примечание. Существенные условия служебного контракта установлены ст. 24 Закона N 79-ФЗ. Среди них наименования замещаемой должности, подразделения государственного органа, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент и др.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до изменения.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение ее в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.

А в случае письменного отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта он прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Отметим, что с 1 января 2013 года вступят в силу изменения ст. 24 Закона N 79-ФЗ, касающиеся ротации на государственной гражданской службе. Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ в Закон N 79-ФЗ будет введена ст. 60.1 «Ротация гражданских служащих», согласно которой в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции проводится ротация гражданских служащих — их назначение на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Ротация по своей сути — тот же перевод. Он коснется не всех гражданских служащих. В статье 60.1 Закона N 79-ФЗ предусмотрена ротация только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Иные должности должны быть утверждены специальными перечнями. Согласно разъяснениям, представленным в Письме Минтруда РФ от 16.08.2012 N 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих», условие о нахождении должности гражданской службы в таком перечне Законом N 395-ФЗ отнесено к существенным условиям служебного контракта. В связи с этим в силу ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (контракт на неопределенный срок или срочный), об изменении существенных условий служебного контракта — в письменной форме, не позднее чем за два месяца до их введения. Так как изменения вступают в силу с 1 января 2013 года, представителю нанимателя следовало уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 года.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение ее с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа служащего от данной должности представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение ее с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, со служащим заключается дополнительное соглашение к служебному контракту. Данное соглашение содержит условие о том, что ранее замещаемая должность гражданской службы входит в перечень, и новый срок ее замещения (от трех до пяти лет, в зависимости от срока, установленного в плане).

Минтруд разработал Методические рекомендации «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (Письмо от 18.09.2012).

К сведению. Более подробно о ротации поговорим в следующем номере нашего журнала.

Перевод служащего по его просьбе

По просьбе гражданского служащего или с его согласия он может быть переведен в другой государственный орган или на государственную службу иного вида. В этом случае служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с нее оформляются правовым актом государственного органа (ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).

Оформление перевода

Итак, если инициатором перевода является гражданский служащий, он подает соответствующее заявление, если же инициатор — представитель нанимателя, он должен направить служащему письменное уведомление о переводе. Уведомление направляется не позднее чем за два месяца. В полученном уведомлении служащий проставляет отметку о своем согласии или несогласии на перевод. Если служащий не согласен, он увольняется по соответствующему основанию, установленному Законом N 79-ФЗ.

Обратите внимание! При переводе на другую должность гражданский служащий должен быть ознакомлен с соответствующим должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (ст. 14 Закона N 79-ФЗ).

Перевод служащего оформляется приказом (распоряжением) о переводе работника на другую постоянную работу в той же организации, о переводе на постоянную работу в другую местность вместе с работодателем, о временном переводе. Унифицированная форма приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу (форма Т-5) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Изменения служебного контракта в случае временного перевода или перевода в другую местность вместе с работодателем оформляются в форме дополнительного соглашения к контракту. Если же перевод постоянный, то, как правило, служебный контракт перезаключается, то есть прекращается прежний и заключается новый служебный контракт.

Запись о постоянном переводе не позднее чем через неделю со дня перевода вносится в трудовую книжку служащего по правилам, предусмотренным Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

Кроме этого, сведения о переводе вносятся в личную карточку (унифицированная форма Т-2ГС), с чем необходимо ознакомить работника под роспись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *