Предметом финансового контроля являются

ФК – это сов.действий и операций по проверке фин.и связанных с ними вопросов деят-ти субъектов хозяйствования и управления (гос-ва, пред-ий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодат.и исполнит.органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

. контроль за соблюдением фин-хоз.законодательства в процессе формиров.и использования фондов ДС;

.оценку экономич.эфф-сти фин-хоз.операций и целесообразности произведённых расходов.

ФК в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, НДС, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деят-сти предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом ФК являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании фин.рес-ов, в т.ч.в форме фондов ДС на всех уровнях народного хозяйства.

Цель экон контроля – это объективное изучение положения дел в определ отраслях деятельности п/п и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

ФК распространяется на КО, НКО, ИП то есть на элементы фин.системы Это есть главное отличие от экономическогo контроля.

Основные элементы финансового контроля.

Субъект ФК — специально уполномоч.органы (гос.контрольные органы; структурн.подраздел., созданные в субъектах хозя-ния и органах гос.власти и местного самоуправления; негос.специализированные орг-ии), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деят.в соответствии с законодат. Сфера деят.ФК — практически все операции, совершаемые с использов. ДС, а в нек.случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). Принципы: Законность – точное следование нормам и правилам, установленным законодат. Принцип объективности лежит в основе финансового контроля. Без объективности теряется смысл контроля как фун-ии упр-ия, как осн.формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Принцип системности-периодичность провед.контрольных мероприят.в одних и тех же орг-ях и учреждениях, в т.ч.повторных проверок по устранен.ранее выявленных наруше.и недостатков. Это повышает эфф-сть контрольной работы. Процесс контроля –соответствующие методы и методики деят-ти субъектов контроля, направленная на достижен.поставленных перед ними целей наиболее эфф-ми способами. Методы контроля – сов.обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля. Элементы контроля, взаимодействующие как единое целое в процессе достижения его целей, образуют систему контроля. Результат ФК-докумен.матер, кот.отражают достоверность инф-ии о фин-хозя.состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил. Принятие решения по результатам контроля осуществ.субъектами упр-ия, цель-устранение недостатков, выявленных в процессе контроля.

Объекты и субъекты финансового контроля

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.
Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки хода реализации финансов на определенный период развития как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.
Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.
Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника, либо имущества его поручителей и правопреемников.
Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.
Инициативный контроль проводится соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе, бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Рассматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.
Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:
· проверка;
· обследование;
· надзор;
· анализ финансового состояния;
· наблюдение (мониторинг);
· ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает более полное изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. При этом определяется финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития. Обследование может проводиться в виде анкетирования и опроса.
Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Он проводится по периодической или годовой отчетности. При этом выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, соблюдение финансовой дисциплины и т.д.
Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.
Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе, вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности. По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии.
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какое место занимает финансовый контроль в управлении деятельностью предприятия
  • Какие нужные условия для организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Какие существуют методы финансового контроля деятельности предприятия
  • Каковы проблемы и пути развития финансового контроля предприятий в России

На состояние современной экономики повлияло множество факторов, в том числе и рост правонарушений, связанных с незаконным распределением материальных ресурсов. Именно поэтому финансовый контроль на предприятии сегодня актуален как никогда. Четкое функционирование системы финансового контроля и ее элементов позволит контролировать рациональный расход материальных средств, а также законность и правильность формирования сведений о финансовом состоянии предприятия.

Место финансового контроля в управлении деятельностью предприятия

Финансовым контролем называется совокупность действий и манипуляций, проводимых компетентными должностными лицами, в целях контроля соблюдения государственными и коммерческими организациями законодательных норм в процессе формирования, распределения и использования материальных ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе движения денежных средств.

Финансовый контроль предприятия нужен для обеспечения эффективного задействования организациями материальных ресурсов, предоставляемых в качестве ассигнований (в случае с бюджетными структурами) или же извлекаемых в процессе коммерческой деятельности. Помимо этого, он позволяет объективно оценить уровень платежной и налоговой дисциплины вышеперечисленных субъектов.

Суть финансового контроля на предприятии заключается:

  • в обеспечении финансовой безопасности подконтрольных субъектов;
  • в исполнении рядом субъектов своих финансовых обязательств;
  • в улучшении экономического состояния всех элементов финансовой системы и его рациональное, эффективное и законное применение;
  • в соблюдении финансовых интересов субъектов хозяйствования, усилении их ответственности за результаты своей деятельности;
  • в повышении эффективности экономической политики.

Объектами финансового контроля предприятия являются: процессы формирования, упорядочивания и использования финансовых ресурсов подконтрольными субъектами, средствами выражения которых являются различные числовые параметры (выручка, инвестиции в развитие организации, налоговые отчисления и т. д.).

Важнейшим элементом системы финансового контроля на предприятии являются субъекты контроля, поскольку именно на них возложены обязанности по инспектированию субъектов хозяйствования в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

К числу субъектов финансового контроля относят:

  • государственные органы;
  • структурные подразделения, учрежденные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти, местного самоуправления и предприятиях;
  • негосударственные специализированные организации;
  • квалифицированных специалистов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правовыми нормами.

Деятельность вышеперечисленных субъектов заключается в выполнении конкретных действий (функций), которые реализуются в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством.

Читайте также: Методы бережливого производства

Необходимые условия для организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Успешность и эффективность осуществления любого вида финансового контроля на предприятии определяется наличием таких важных факторов, как:

  • документально-правовая база;
  • необходимые ресурсы;
  • соответствующие полномочия у сотрудников контролирующих органов.

Обратите внимание, что первым по важности условием осуществления финансового контроля является наличие внутренних документов, регламентирующих возможность инспектирования экономической деятельности предприятия определенными органами. То есть субъекты финансового контроля должны реализовывать свои функции в соответствии с действующим внутри организации нормативным актом.

В содержании документа могут быть отражены полномочия конкретного специалиста или группы (это позволит исключить возникновение вопросов и претензий у сотрудников компании относительно действий контролирующих органов), а также регламент, в соответствии с которым субъект финансового контроля будет выполнять свои обязанности.

Финансовый контроль на предприятии заключается:

  1. В работе с большими объемами информации, которую необходимо фиксировать, обобщать, анализировать и т. д. Для фиксации, передачи и интерпретации данных, получаемых в ходе финансовой проверки, необходим слаженно функционирующий рабочий механизм.
  2. В ряде взаимосвязанных между собой процедур, проведение которых требует от специалистов определенного уровня квалификации. Должностные лица, уполномоченные осуществлять действия по финансовому контролю на предприятии, должны иметь объективное представление об исследуемых направлениях, определенный уровень познаний и опыт работы в данной сфере.

Читайте также: Оптимизация управления затратами

Порядок организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В настоящее время в число структурных составляющих системы финансового контроля предприятия входит работа:

  • с документальной базой;
  • с различными направлениями финансовой деятельности;
  • с сотрудниками.

Действия по инспектированию документальной базы предприятия предполагают:

  • ее изучение с целью проверки правильности составления, внесения корректных и подтвержденных другими источниками официальных данных о движении материальных средств предприятия;
  • изучение на предмет подлинности и полноценности;
  • сопоставительный анализ документов предприятия с оригинальными образцами источников.

Работа с различными направлениями финансовой деятельности предприятия включает в себя:

  • анализ эффективности вложений материальных средств компании;
  • изучение производительности основных фондов и труда;
  • оценка уровня экономической стабильности предприятия, его платежеспособности по кредитам и другим обязательствам.

Работа с сотрудниками организации в рамках осуществления деятельности по финансовому контролю предполагает:

  • оценку опыта и профессионализма работников предприятия, на которых возложены обязанности по распределению материальных ресурсов;
  • выявление фактов недобросовестного отношения специалистов организации к реализации функций, связанных с управлением финансовым состоянием предприятия;
  • разработку мер мотивации для сотрудников, которые занимаются распределением и перераспределением бюджета организации, направленных на регулярное повышение уровня знаний и улучшения профессиональных качеств, а также развитие повышенного чувства ответственности у персонала фирмы относительно выполнения своих должностных обязанностей.

Читайте также: Очевидные последствия повышения ставки НДС на финансы предприятия

Формы финансового контроля на предприятии

Стоит отметить, что для финансового контроля на предприятии характерна четкая поэтапность его осуществления. Поэтому предлагаем ознакомиться с основными ступенями рассматриваемой деятельности:

  1. Начальные мероприятия – заключаются в разборе текущего экономического состояния организации до принятия какого-либо решения по распределению или перераспределению капитала.
  2. Текущая работа – направлена на выбор наилучшего варианта для дальнейшего развития.
  3. Финальные мероприятия – осуществляются для оценки результативности предпринятых шагов и проведенных мероприятий.

Первый этап финансового контроля реализуется путем проведения следующих действий:

  • поиск и обучение специалистов для анализа документальной базы предприятия, определение их компетенции, постановка основных целей и задач;
  • назначение компетентных служащих для анализа эффективности действующих механизмов управления финансами;
  • определение последовательности записи предварительного анализа результатов текущего финансового управления;
  • определение конкретных действий начального этапа финансового контроля;
  • выполнение имеющихся планов оценки и управления капиталом компании с учетом действующего документального фундамента.

Основной этап финансового контроля заключается в проведении следующих мероприятий:

  • назначение специалистов, способных объективно проанализировать результаты текущего финансового управления;
  • сбор информации и составление документов для фиксации результатов выбранной стратегии управления финансами;
  • написание подробного алгоритма проведения контрольных мероприятий по отношению ко всем финансовым процессам, протекающим на предприятии;
  • осуществления финансового контроля организации;
  • реализация разработанной стратегии управления и контроля финансовыми потоками, с использованием имеющейся нормативно-методологической базы.

Составляющие заключительного этапа аналогичны вышеперечисленным элементам. К их числу относится выбор компетентных специалистов для оценки результатов финансового контроля, составление документов для подведения итогов и т. д.

Финансовый контроль предприятия классифицируется на виды в зависимости от способа организации и проведения.

Мероприятия по внешнему финансовому контролю проводятся внешними, независимыми по отношению к подконтрольной организации органами. К ним относятся специализированные субъекты, уполномоченные на осуществление своей деятельности государством.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Финансовый контроль на предприятии
  • Чистая рентабельность предприятия
  • Как выстроить финансовую структуру компании

Внутренний финансовый контроль осуществляется внутренними подразделениями, которые функционируют на предприятии. Он является неотъемлемой частью управления и представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, а именно регулярное наблюдение и инспектирование основных направлений деятельности организации с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного уведомления руководства для предупреждения, ликвидации и уменьшения финансовых рисков.

Посредством внутреннего финансового контроля управляющая структура предприятия получает объективные сведения о реальной ситуации по части распределения материальных ресурсов, сложившейся на подчиненном объекте, и реализации принятых управленческих решений.

Основными целями внутреннего контроля предприятия являются:

  • оценка соответствия работы подразделений утвержденной в компании стратегии развития;
  • поддержание финансово-экономической, рыночной и правовой устойчивости предприятия;
  • оценка эффективности текущей финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечение сохранности имущества компании;
  • инспектирование документальной базы организации на предмет полноты, точности первичных документов и качества содержащихся в них сведений для успешного руководства и принятия правильных решений.

Читайте также: Кэш-пулинг – эффективная система распределения средств и особенности ее в РФ

Методы финансового контроля деятельности предприятия

В современной экономической литературе наиболее популярной классификацией является деление всех методов финансового контроля предприятия на следующие категории:

  1. Научно-теоретические методы, которые отличаются применением специфических инструментов сбора аналитической информации о финансовом состоянии предприятия для ее последующего использования. Подобные исследования положения дел на предприятии могут проводиться при помощи анализа, моделирования возможного развития событий, сбора и обработки статистических данных.

    Применение научно-теоретических методов позволяет оценить, насколько действенны способы финансового управления, используемые в настоящее время, а также выстроить алгоритм действий для улучшения текущего положения дел.

  2. Социально-коммуникативные методы предназначены для построения системы четкого взаимодействия между специалистами и работниками подразделений финансового управления. Наиболее популярными из них являются: внушение, переговоры, мотивация, стимулирование и награждение.

    Такие приемы позволяют определить уровень эффективности финансового управления предприятием, используя социально адаптированные рычаги воздействия и выбрать наиболее действенные для конкретного предприятия инструменты. Но не стоит забывать о том, что итоговый результат будет зависеть не только от проверяющих, но и от проверяемых.

  3. Эмпирические, или исследовательские, методы заключаются в использовании различного рода воздействий на процесс распределения и перераспределение материальных ресурсов предприятия в рамках имеющихся подходов и технического оснащения для достижения поставленных целей.

Исследовательские методы могут реализовываться посредством:

  • проверки числовых сведений и правильности оформления финансовых документов;
  • проведения опросов;
  • тестирования программного обеспечения и оборудования;
  • внедрения экспериментальных методик;
  • анализа бизнес-процессов;
  • взаимодействия с юридическими базами данных, создания распорядительных документов для осуществления финансового контроля;
  • проведения внутренних аудиторских проверок;
  • инвентаризации.

Использование вышеперечисленных инструментов позволяет определить, каким именно образом лучше осуществлять финансовое планирование и контроль в организации. Помимо этого, в ходе исследовательской работы можно выявить наиболее эффективные методы, которые позволят достичь поставленной цели с минимальными затратами времени и других ресурсов. Некоторые из эмпирических способов вполне можно считать своеобразным дополнением к научно-теоретическому подходу.

Финансовый контроль предприятия может осуществляться должностными лицами компании, специально созданными подразделениями или независимыми аудиторскими фирмами. В результате использования различных инструментов финансового контроля можно не только оценить эффективность текущего финансового управления, но и взять курс на разработку новых методик и технологий.

Финансовый контроль необходим любому предприятию, ведь именно он позволяет отслеживать законность операций, проверять добросовестность лиц, ответственных за распределение материальных ресурсов, оценивать итоги текущих управленческих решений, а также определять наиболее оптимальную стратегию дальнейшего управления финансами.

Принципы осуществления финансового контроля деятельности предприятия

Как и любая регламентируемая правовыми актами деятельность, финансовый контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов:

  1. Целью контрольных мероприятий является реализация утвержденного финансового плана организации. Финансовый контроль должен быть неразрывно связан с таким параметром, как стратегичность, то есть быть направленным на удовлетворение основных интересов компании. Соответствие данному принципу также исключает проведение чрезмерно большого количества контрольных мероприятий.

    Масштабный тотальный контроль над всеми финансовыми операциями компании нельзя считать целесообразным, поскольку это будет только отвлекать менеджеров от выполнения основных обязанностей. То есть вместо глобальных целей управления финансовой деятельностью они вынуждены будут тратить ресурсы на постоянные, дублирующие друг друга проверки.

  2. Финансовый контроль предприятия должен быть многофункциональным. Здесь мы говорим не только про необходимость контроля показателей финансового прогресса всей компании (и ее обособленных центров ответственности), занимающих лидирующие позиции в плане этой организации, но и о необходимости создания отдельных центров ответственности.

    Механизмы и инструменты финансового контроля предприятия должны создавать условия для проведения сравнительного анализа подотчетных сведений со средним значением этих же параметров по отрасли, а также позволять проводить корреляцию подконтрольных финансовых показателей.

  3. Финансовый контроль должен быть настроен на количественные модели. Его эффективность значительно повышается, когда подконтрольные виды деятельности предприятия принимают вид количественных аналогов. Но не стоит забывать и о качественных аспектах, которые в свою очередь должны быть выражены в парадигме количественных стандартов. Если уделять должное внимание как количественным, так и качественным характеристикам, контроль финансовых решений, принимаемых на предприятии, будет максимально результативным.
  4. Методы обеспечения финансового контроля должны соответствовать особенностям приемов финансового анализа и планирования. В процессе составления плана мероприятий и при последующем их проведении следует обязательно учитывать полный спектр рассмотренных до этого момента систем и методов финансового проектирования (когда подготавливаются стандарты контроля) и анализа (когда разрабатываются показатели, объективно отражающие финансовую ситуацию в организации, и выявляются причины несоответствия этих данных разработанным стандартам).
  5. Все контрольные действия должны проводиться своевременно. То есть промежутки времени между осуществлением контроля по отдельно взятым финансовым направлениям предприятия должны соответствовать подготовке отчетности и формированию всех необходимых финансовых показателей.

    Суть рассматриваемого принципа финансового контроля предприятия заключается в следующем: предупредить руководящие структуры организации о возможном наступлении кризисных моментов, а также всеми доступными методами способствовать созданию условий для ликвидации выявленных несоответствий до того, как они могут оказать существенное влияние на финансовое состояние организации.

  6. Система финансового контроля предприятия должна быть гибкой. Корпоративный контроль в организации должен осуществляться с учетом новых финансовых инструментов, а также потенциальной адаптации к разрабатываемым или обновляющимся нормам, видам деятельности в сфере финансов, инновационным технологическим решениям и способам проведения финансовых операций. Отсутствие возможностей или желания осуществлять контрольную деятельность с учетом регулярно прогрессирующих технологий и установок однозначно приведет к снижению эффективности финансового контроля на предприятии.
  7. Финансовый контроль должен отличаться простотой и доступностью форм. Так, лицам, ответственным за его проведение, не нужно будет уделять большую часть своего времени составлению сложных отчетов, которые вполне можно заменить на более упрощенные варианты. К тому же, результаты контроля, осуществляемого сложными методами, будут гораздо тяжелее восприниматься руководством и подконтрольными лицами организации.
  8. Воплощение методов финансового контроля должно быть максимально экономичным. Целесообразно выбрать лишь наиболее эффективные его инструменты, а не использовать все существующие. То есть затраты на проведение контрольных мероприятий не должны быть больше того эффекта (уменьшения затрат, роста доходов и т. д.), который ожидается получить в результате их осуществления.

Развитие финансового контроля предприятий

С тех пор, как в нашей стране утвердился механизм рыночного регулирования товарно-денежных потоков, производство и хозяйственная активность российского бизнеса вышли на новый уровень. Это повлекло за собой острую необходимость создания эффективного финансового контроля предприятий со стороны государства.

К сожалению, сегодня можно констатировать факт отсутствия научной теории финансового контроля в России: не проработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии, не закончен процесс создания отдельных видов проверки, недостаточно изучена сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного контроля страны.

Современные исследователи выделяют семь основных проблем финансового контроля предприятий и учреждений:

  • Отсутствие полноценного определения «финансовый контроль». В настоящее время выделяют:
  1. контроль корректного ведения финансовых документов, выявление различного рода несоответствий установленным нормам и стандартам их заполнения;
  2. контроль соблюдения законодательно установленных норм при осуществлении финансовых операций, а также в процессе заключения сделок юридическими и физическими лицами.
  • Отсутствие классификации видов финансового контроля, утвержденной на законодательном уровне.
  • На сегодняшний день в России отсутствует единая концепция государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи контрольных мероприятий. Такая идея является ключевым моментом для усовершенствования института финансового контроля.
  • Отсутствие федерального закона, регламентирующего осуществление финансового контроля в отношении не только бюджетных организаций, но и всех юридических лиц. Цели и задачи финансового контроля должны быть отражены в нормативно-правовых актах государства.
  • Установленные меры юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства не соразмерны серьезности совершенных деяний. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений, и Кодексом об административных правонарушениях РФ, предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. Уголовная ответственность введена только за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
  • Слишком сложная структуризация органов государственного финансового контроля. Помимо этого, в действующем законодательстве отсутствует четкое описание задач и обязанностей контролирующих органов, т. е. пределы их компетенции можно назвать довольно размытыми.
  • Кадровый дефицит в государственных органах финансового контроля предприятий. Необходимо уделять больше внимания подготовке специальных контролирующих органов и повышению их квалификации.

Пути совершенствования финансового контроля предприятий и учреждений

На основании вышеизложенного, можно выделить несколько возможных способов решения основных проблем финансового контроля:

  1. Создание грамотных методологических основ. Правильно разработанная методология помогает получить четкие ориентиры, определить конкретные цели и задачи, сформулировать принципы и нормы финансового контроля предприятий.
  2. Разработка единой концепции государственного финансового контроля и создание общей правовой базы, регламентирующей взаимодействие всех органов финансового контроля.
  3. Повышение уровня ответственности государственных должностных лиц за нарушение норм законодательства об исполнении бюджетов различного уровня, а также за неисполнение предписаний контролирующих органов.
  4. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля, в том числе перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение эффективных методов государственного финансового контроля.

Таким образом, формирование эффективной системы государственного контроля и становление успешной экономической политики зависит от правильного и своевременного решения указанных различных организационно-структурных вопросов, совершенствования правового законодательства, регламентирующего деятельность контрольных подразделений, и успешного внедрения результатов научных исследований.

Такая структура обусловливает единую систему специализации управленческого труда, повышает персональную ответственность работников за своевременное и качественное принятие решений, действенность контроля за. производственно-финансовой деятельностью предприятий и объединений отрасли.  

Финансовая деятельность предприятия направлена на создание и наиболее экономное, целевое использование финансовых ресурсов, обеспечение своевременных расчетов с государством и поставщиками.  
Финансовую деятельность предприятия составляют многочисленные денежные отношения, главные из них следующие  
Финансовая деятельность предприятия основана на хозяйственном расчете. Согласно Закону СССР О государственном предприятии (объединении) оно самостоятельно распоряжается своими финансовыми ресурсами, обеспечивая максимальную экономию в расходовании средств и целевое их использование, а также своевременные расчеты с государственным бюджетом, учреждениями банка, вышестоящей организацией, поставщиками, подрядчиками и другими организациями.  
Объектами анализа хозяйственной деятельности химических предприятий являются снабженческая, производственная, сбытовая и финансовая деятельность предприятия, а также пронес->.- . разметал ню использования сырья к материалов, трудовых затрат и денежных ресурсов, анализ эффективности производства и качества работы всего хозяйственного механизма предприятия или отдельного его производственного подразделения. При анализе изучается взаимодействие факторов технического прогресса, экономики, организации труда и производства, комплексности использования исходного сырья и их влияние на изменение плановых показателей.  
В основе причин, вызывающих у предприятия недостаток собственных оборотных средств, лежат, как правило, негативные явления выпуск продукции, не имеющей спроса, превышение плановых производственных затрат, большие непроизводительные расходы и потери, недостаточный контроль за уровнем производственных запасов, иммобилизация оборотных средств в капитальное строительство, в ненужные предприятию и сверхнормативные материальные ценности, в дебиторскую задолженность и т. д. Именно поэтому сохранность оборотных средств, обеспечение их прироста в соответствии с финансовым планом предприятия является мерилом качественной оценки производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.  
Техпромфинплан представляет собой сводный план производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в целом и каждого из его производственных подразделений в отдельности, составленный на основе утвержденного пятилетнего плана и заданий по проекту годового плана.  
Планирование финансовой деятельности предприятия основывается на хозяйственном расчете. Поэтому главная задача финансового плана, который является завершающим разделом перспек-  
Годовой отчет завершается составлением объяснительной записки. В объяснительной записке по данным отчетности дается анализ результатов и условий производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший год и намечаются мероприятия по дальнейшему улучшению работы.  
В главе дана характеристика наиболее часто употребляемых на практике экономических показателей, которые позволяют разносторонне оценить деятельность горного предприятия производительность труда, трудоемкость, фондоотдача, фондоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Рассмотрены показатели финансовой деятельности предприятия, экологичности производства и его социальных последствий. Раскрыты экономическое содержание каждого показателя, его внутренняя структура, способы расчета, роль и место в управлении предприятием. Все рассматриваемые показатели эффективности предусматривают сопоставление затрат на производство продукции и получаемых результатов, хотя в сами эти понятия вкладывается разный смысл.  
Техпромфинплан (технический промышленный финансовый план) предприятия — современная форма текущего планирования производственно-хозяйственной деятельности всякого промышленного предприятия, наиболее полно отвечающая принципам планирования и задачам, стоящим перед народным хозяйством в настоящее время. Органически увязывая вопросы техники и экономики, Техпромфинплан является программой производственно-технической и финансовой деятельности предприятия, разрабатываемой коллективом этого предприятия на основе государственных плановых заданий. Техпромфинплан включает в себя комплекс взаимосвязанных показателей по основному и вспомогательному производствам, технике, труду и заработной плате, материально-техническому снабжению, себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства и финансам. Его разрабатывают на основе прогрессивных норм использования труда и средств производства с учетом достижений передовиков производства. Техпромфинплан предполагает наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств и устранение излишних издержек производства и потерь.  
Экономический анализ связан с исследованием многосторонней и многоуровневой хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, охватывающей как его внутреннюю, так и внешнюю сферу. Это вызывает необходимость иметь четкую классификацию видов экономического анализа. Вид анализа мы отличаем от способа анализа. Если под способом анализа, в наиболее общей трактовке, следует понимать характер (технологию) переработки анализируемой информации, то под видом анализа мы понимаем то, «что изучается», какой элемент структуры предприятия или какое его свойство.  
Для проведения аналитической работы по оценке финансовой деятельности предприятия и вопросам управления, связанных с этой деятельностью, используются главным образом учетные источники информации (бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность).  
По мере накопления опыта сравнительной оценки показателей финансовой деятельности предприятий станет возможным обосновывать и учитывать значимость отдельных показателей.  
Расчет синтетического показателя производственно-финансовой деятельности предприятия  
Следуя данной методике из круга показателей, представленных в качестве основных коэффициентов (см.разд.2.4.2), выбираются наиболее общие, характеризующие различные аспекты производственно-финансовой деятельности предприятия  
Источниками анализа финансовой деятельности предприятия являются  
Анализ финансовой деятельности предприятия целесообразно начинать с составления сводки основных показателей его финансового плана. Рассмотрим на условном примере перечень показателей (в тыс. руб.), подвергаемых анализу, и характер-полученной при этом информации (табл. 106).  
Наиболее полно финансовая деятельность предприятия отражается в бухгалтерском балансе. Поэтому общий анализ заканчивается рассмотрением бухгалтерского баланса и определением отклонений по всем его статьям за год. Анализ основных направлений затрат бухгалтерского баланса приведен в следующих параграфах.  
Важным показателем эффективности производства является прибыль. Прибыль — это чистый доход предприятия, определяемый как разница между затратами на производство изделий и ценой, по которой эти изделия реализуются. Прибыль непосредственно зависит от результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. За годы трех последних пятилеток прибыль на предприятиях отрасли увеличилась в 6,7 раза. Общую сумму прибыли, получаемую предприятием, называют балансовой. Она включает прибыль от реализации товарной продукции, которую определяют как разницу между доходом от реализации продукции по оптовым ценам предприятия и полной себестоимостью продукции, прибыль от прочей реализации, прибыль или убытки от планируемых внереализованных доходов и расходов.  
Одним из показателей эффективности производства является рентабельность, т. е. доходность, прибыльность предприятий. Это обобщающий показатель, наиболее полно характеризующий работу предприятия. Он отражает снижение себестоимости продукции, увеличение объема реализуемой продукции, улучшение использования производственных фондов, повышение качества продукции, улучшение финансовой деятельности предприятия. Рентабельность в большей степени, чем другие показатели, отражает народнохозяйственную эффективность работы каждого предприятия, показывает его вклад в чистый доход страны, идущий на дальнейшее расширение производства и улучшение благосостояния трудящихся. В практике плановой и учетной работы предприятий используют три показателя рентабельности  
Оборотные средства — необходимые для производственной и финансовой деятельности предприятия запасы предметов труда, полуфабрикатов, готовых изделий и денежных средств.  
Следовательно, прибыль является важнейшим показателем, оценивающим хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.  
Планирование финансовой деятельности предприятия  
Учитывая изложенное, автор считает выручку частью дохода. Более того, представляется целесообразным рассматривать доход как совокупность выручек от различных видов деятельности и внереализационных доходов. Таким образом, экономическое содержание выручки, наиболее отвечающее современным условиям хозяйствования, сводится к следующему определению выручка — это часть дохода, представляющая собой поступление экономических выгод в ходе определенного вида деятельности предприятия за период. Что касается дохода, то автор в целом согласен с определением данного экономического понятия, изложенного в международных стандартах финансовой отчетности, но с небольшим уточнением доход — это приращение экономических выгод, полученных от основной деятельности, деятельности, связанной с реализацией основных средств и прочего имущества, финансовой деятельности предприятия с учетом результатов прочих внереализационных операций, происходящее в течение отчетного периода в форме притока или увеличения активов и уменьшения обязательств.  
Изложенная в настоящей статье комплексная классификация сервисного обслуживания, в том числе и финансово — кредитного, может дать возможность моделировать производственно — финансовую деятельность предприятия, осуществлять поиск внутрихозяйственных и финансовых резервов с целью повышения эффективности его работы.  
Основным является нормативный метод. Это наиболее прогрессивный метод, основанный на применении технически обоснованных норм и нормативов, охватывающих все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. На основе разработанных нормативов материальных и трудовых затрат составляются нормативные калькуляции последовательно на детали, узлы и изделие в целом. Отклонения от норм группируются по причинам, которые их вызвали. Например, причинами отклонений по расходу материалов может быть применение новых видов материалов, изменение рецептур и раскроя материалов, использование отходов для изготовления деталей и т. п.  
В хозяйственном руководстве общественным производством важнейшее значение имеют экономические рычаги управления — показатели эффективности прибыль (доход), производительность труда, рентабельность. В зависимости от уровня значений этих показателей, их динамики складываются тенденции и результаты производственно-финансовой деятельности предприятий и организаций.  
ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  
Финансовое состояние предприятия непосредственно зависит от его производственно-хозяйственной деятельности. Вместе с тем выполнение плана производства и реализации продукции и другие показатели работы предприятия во многом зависят от его финансового состояния. Поэтому финансовая деятельность предприятия планируется. Предприятия нефтяной и газовой промышленности ежегодно составляют финансовые планы, которые включают нормативы оборотных средств, баланс доходов и расходов, кредитный план.  
Финансовый отдел ведет оперативно-финансовую работу, контролирует выполнение финансового плана, проводит анализ финансовой деятельности предприятия (объединения), а также составляет баланс доходов и расходов на год с поквартальной разбивкой.  
Основными задачами анализа финансовой деятельности предприятия является оценка результатов работы  
Условия оплаты труда, определяемые в контракте, устанавливаются в зависимости от результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.  
В зависимости от выполняемой ими роли в производственной и финансовой деятельности предприятия оборотные средства выступают в нескольких формах.  
К предприятиям, которые нарушают плановые сроки выполнения работ, несвоевременно осваивают кредитуемые объекты, не достигают планового эффекта, учреждения банков принимают меры кредитного воздействия. В частности, ставки за пользование ссудами повышаются до 10%. Предприятия широко пользуются краткосрочными кредитами. Краткосрочному кредиту принадлежит важная роль в организации и осуществлении производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятий. Краткосрочное кредитование строится на общих принципах кредитования. Банки осуществляют краткосрочное кредитование предприятий, организаций, находящихся на хозяйственном расчете, имеющих самостоятельные балансы и наделенные собственными оборотными средствами. Кредитование производится в пределах выделенных учреждению банка лимитов кредитных ресурсов краткосрочного кредитования. Ссуды выдают на срок оборачиваемости материальных ценностей (не более 12 мес).  
Основную часть финансового плана предприятия (объединения) составляет баланс доходов и расходов. В нем отражаются все важнейшие показатели, характеризующие и направляющие финансовую деятельность предприятия в планируемом периоде. Составлению баланса доходов и расходов предшествует большое число расчетов, включаемых в финансовый план  
Таким образом, финансовый план является программой финансовой деятельности предприятия.  
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  
Техническая, производственно-хозяйственная и финансовая деятельность предприятий, объединений газо-, нефте- и нефте-продуктопроводного транспорта и нефтеснабсбытовых организаций осуществляется по комплексному плану.  
Техпромфанплан представляет собой развернутый годовой план всей производственно-технической и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, направленный на обеспечение выполнения заданий пятилетнего плана, предусмотренных на соответствующий год, при наиболее полном и эффективном использо-вани i всех ресурсов.  
Оперативный анализ связан непосредственно с функциями оперативного управления снабжением, производством, сбытом продукции, финансовыми расчетами, а также с контролем за чодом выполнения текущих планов. Назначение оперативного анализа сводится к тому, чтобы установить причины возникающих отклонении от рассчитанного хода производства, запланированного обеспечения предприятия материальными ресурсами, объема отгружаемо и реализованной продукции и своевременности расчетов по платежам за реализованную продукцию, а также определит ) отклонения от плановых показателей, оцепить и/ возможные последствия для предприятия и необходимые меры по устранению отрицательно действующих факторов и закреплению положительных факторов. По сути дела оперативный анализ выступает как инструмент планово-диспетчерского управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий. По данным оперативного анализа производится оценка текущей работы предприятия и принимаются управленческие решения на последующие периоды. Такой анализ проводится несколькими функциональными подразделениями предприятия производственно-диспетчерским отделом, отдельными производствами, цехами и производственными участками, плановым отделом, отделом материально-технического снабжения, центральной бухгалтерией, отделом труда и заработной платы, финансовым отделом, отделом сбыта и другими подразделениями предприятия. Оперативный анализ направлен па изучение происходящих отклонений в хозяйственных процессах по сравнению с плановыми, нормативными и расчетными показателями, характеризующими деятельность социалистического предприятия. Такой анализ проводится, как правило, за пебо.тьлше отрезки времени смену, сутки, неделю и месяц работы п 1едпршгпгя.  
Основным документом, определяющим направления развития и производственно-хозяйственную деятельность каждого предприятия, является техпромфшшлан. Этот план представляет собой развернутый годовой план производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, разработанный на основе его перспективного плана, утвержденного вышестоящей организацией. Тех-промфинплан составляется на год с разбивкой основных показателей по кварталам.  

Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля .

Принципами финансового контроля являются:

1) принцип независимости. Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

2) принцип объективности. Он подразумевает исключение предвзятости и предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления контрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существенной гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное соблюдение контрольными органами действующего законодательства;

3) принцип компетентности. Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов. Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность, безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

4) принцип системности. Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

5) принцип гласности. Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетов о работе контрольных органов в вышестоящие органы и публикация результатов проверок в открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел в государстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут быть немедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причин нарушений и наказание виновных.

В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *