Предоставление земельных участков

Новая редакция Ст. 33 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 33 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи регулируют важнейший элемент института «предоставление земельных участков» в собственность, выходящий далеко за рамки земельных отношений, являющийся также частью градостроительной деятельности (правила землепользования и застройки). Статья 33 ЗК находится как бы на вершине пирамиды совокупности норм (по сути — субинститута), в основании которой находится необъятный массив муниципальных нормативных правовых актов, а также регионального законодательства, устанавливающих предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков. Вместе с этим необходимо подчеркнуть и определенное неудобство в ходе применения комментируемой статьи. Пирамидальное построение субинститута, важнейшей частью которого является ст. 33 ЗК, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования.

Все четыре пункта статьи (1, 2, 2.1 и 3) содержат отсылки к федеральным законам, законам субъектов, нормативным правовым актам органам местного самоуправления, нормам отвода земель, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Пункты 1, 2, 2.1 связаны с предоставлением земельных участков гражданам для целей, не связанных как со строительством, так и с индивидуальным жилищным строительством. В п. 3 комментируемой статьи, как видно из его формулировок, подразумеваются предельные размеры земельных участков, которые, во-первых, предоставляются не только гражданам, но и юридическим лицам; во-вторых, для различных целей, в том числе и для строительства объектов недвижимости, включая строительство линейных объектов. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в ЗК мы больше не находим статей о нормах предоставления земельных участков. В-третьих, правило п. 3 ст. 33 ЗК распространяется на отношения по приватизации зданий, строений и сооружений, на что указывает отсылка к этому пункту в п. 2 ст. 35 ЗК. Об этом же еще в 2005 г. высказался и Пленум ВАС РФ <348>. Также необходимо учитывать, что нормы предоставления земельных участков устанавливаются для случаев раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков.
———————————
<348> Абз. 4 п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // .

Нормы предоставления земельных участков устанавливаются:

для населенных пунктов;

для населенных пунктов и других категорий земель (если вид разрешенного использования допускается на более чем одной категории);

для земель сельскохозяйственного назначения.

Для населенных пунктов нормы предоставления земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (далее — ПЗиЗ) — документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ч. 8 ст. 1 ГрК). Статья 38 ГрК предусматривает предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в каждой территориальной зоне или подзоне населенного пункта.

Так, например, ст. 44.2 ПЗиЗ Кромского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области <349> (типичное среднее по размеру поселение Центральной России) предусматривает в зоне малоэтажной жилой застройки с приусадебными участками Ж-1 следующие предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из муниципальных земель для индивидуального жилищного строительства: максимальный размер — 1500 кв. м, минимальный размер — 600 кв. м; минимальная площадь образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства — 600 кв. м; в Ж-2, зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки, минимальная площадь земельного участка для многоквартирных жилых домов рассчитывается по Методическим указаниям по расчету нормативных размеров земельного участка в кондоминиумах (СП 30-101-98). Статья 44.4 указанных ПЗиЗ в К-1 «Зона коллективных садов и придомовых садовых участков» устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для садоводства и огородничества: максимальный размер — 1000 кв. м, минимальный размер — 400 кв. м.
———————————
<349> Утверждены решением от 05.02.2013 N 2 Совета Кромского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области // (дата обращения: 04.01.2014).

Для сравнения обратимся к одному из городов в одном из самых восточных субъектов Российской Федерации — к г. Якутску. В соответствии со ст. 36.3 ПЗиЗ г. Якутска <351> «Зона индивидуальной жилой застройки» Ж-1А выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: — отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600 — 1200 кв. м. «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы» Ж-1Б выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: отдельно стоящие односемейные дома с земельными участками более 1200 кв. м с возможностью содержания домашнего скота и птицы. «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с участками» Ж-2 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: отдельно стоящие одноквартирные дома (коттеджи) с участками до 1800 кв. м. Наконец «Зона смешанной застройки индивидуальными и квартирными домами с участками» Ж-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования районов с домами квартирного типа не выше 3 этажей, преимущественно муниципальных, сдаваемых внаем для временного проживания с ограниченным разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: отдельно стоящие одноквартирные дома с участками до 1000 кв. м; блокированные одноквартирные дома с участками до 400 кв. м; дома квартирного типа до 3 этажей с участками.
———————————
<351> Правила землепользования застройки города Якутска (утв. решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 «Об утверждении правил землепользования застройки города Якутска») // (дата обращения: 13.01.2014).

Нормы предоставления земельных участков могут устанавливаться федеральным законодательством для отдельных видов разрешенного использования земельных участков, например, в границах населенных пунктов или на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о ЛПХ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Одновременно с этим п. 5 ст. 4 Закона о ЛПХ устанавливает правило, согласно которому максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.

Что касается норм предоставления (отвода) земельных участков для строительства линейных объектов, то в настоящее время в значительном числе случаев продолжают действовать утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства нормы отвода, а именно:

Ряд норм отвода утвержден в последние двадцать лет. Среди них:

Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог (ОСН 3.02.01-97); заменили нормы СН 468-74 <364>;
———————————
<364> СПС «Гарант».

Другой комментарий к Ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении. Реализация этого принципа на практике дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков объективно необходимые для использования площади участков.

Комментируемая статья определяет компетенцию соответствующих органов и порядок установления норм предоставления земельных участков. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что установление предельных, т.е. максимальных и минимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам для определенных целей из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Нормы площадей земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются в законах субъектов РФ.

Так, Законом Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых на территории Московской области» установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га (ст. 1).

Установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов РФ, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам РФ. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются нормы земельных участков, которые предоставляются из земель, находящихся в муниципальной собственности.

В иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земель, либо правил землепользования и застройки, или на основании землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Например, нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ утверждены приказом Минтопэнерго России от 20 мая 1994 г. N 14278 тм-т1, нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог утверждены приказом Минтранса России от 6 августа 2008 г. N 126 и др.

Определение землеустроительной документации содержится в ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве». К ней относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства. В ст. 19 Закона перечислены виды землеустроительной документации. К землеустроительной документации относятся генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Жители Московской области могут получить земельный участок в безвозмездное пользование. Кто может получить землю в безвозмездное пользование в Подмосковье и на какие цели она выдается, читайте в материале портала mosreg.ru.

Законодательные основания

Источник: Фотобанк Московской области

Предоставление земли в безвозмездное пользование в Московской области, как и по всей стране, регулируется Земельным кодексом РФ. Согласно ему, безвозмездно гражданам могут быть переданы участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также земли, которыми владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Читайте, как построить дачу в Московской области: выбор участка и разрешение >>

Кто может получить участок

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Право на получение земельного участка в безвозмездное пользование имеют как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Земля выдается следующим категориям граждан и организациям:

1. Специалисты

Граждане, которые имеют определенное образование и трудятся на основном месте работы по соответствующей специальности. Земельный участок предоставляется специалистам только для ИЖС и ЛПХ.

Специалист получает землю в безвозмездное пользование на срок до шести лет.

2. Работники

Единого списка категорий работников, которым положены служебные наделы земли, нет. Как правило, земля предоставляется работникам транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, предприятий охотничьего хозяйства и природных заповедников и национальных парков. Служебные земельные наделы предоставляются работникам в безвозмездное пользование. Срок безвозмездного пользования служебным наделом равен сроку трудового договора с работником.

3. Бюджетные организации

К этой категории относятся:

  • казенные предприятия;
  • центры исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные).

Бюджетные организации могут получить землю в безвозмездное пользование только на один год.

4. Некоммерческие организации (НКО)

Получить землю в безвозмездное пользование могут три группы НКО:

  • НКО, созданные гражданами для ведения огородничества или садоводства, земля предоставляется сроком до 5 лет;
  • НКО, созданные гражданами, в целях жилищного строительства, срок устанавливается отдельными федеральными законами;
  • НКО, созданные субъектами РФ, в целях жилищного строительства.

5. Религиозные организации

Религиозные организации могут получить в бесплатное пользование землю в двух случаях:

  • если земля предоставляется для размещения зданий и сооружений религиозного и благотворительного назначения (на срок до 10 лет);
  • если на земле находятся здания, которыми религиозные организации владеют на праве безвозмездного пользования (на срок, пока религиозная организация владеет зданием или сооружением).

6. Наниматель служебного жилья

Гражданин имеет право на безвозмездное пользование участком, на котором размещается служебное жилье, на срок, пока не расторгнут договор найма служебного жилого помещения в виде жилого дома.

Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области >>

На какие цели

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

Земельный участок в безвозмездное пользование выдается для следующих целей:

1. Под ИЖС, ЛПХ или КФХ

Земля под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) выдается на срок не более 6 лет. На такой земле гражданин может построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься бизнесом в виде крестьянского (фермерского) хозяйства.

Получить участок ИЖС, ЛПХ или КФХ могут все жители Московской области.

2. Для сельскохозяйственной деятельности на лесных участках

Земля на лесных участках предоставляется только для осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд. Под сельхоздеятельность как вид бизнеса по данному основанию получить участок в безвозмездное пользование не получится. Безвозмездно пользоваться землей по данному основанию можно сроком до 5 лет.

3. Для охото-, лесо-, с/х и иного использования

Гражданин или организация могут получить землю для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного пользования, которое не предусматривает строительства зданий и сооружений на участке. Для этих целей предоставляются участки, выделенные для нужд обороны и безопасности, которые временно не используются. Перечень земельных участков, которые можно получить в безвозмездное пользование, утверждают федеральные органы власти. Он публикуется на официальных сайтах федеральных органов власти в течение двух недель с момента утверждения. Получить такой участок можно сроком до 5 лет.

4. Взамен изъятого земельного участка

Если гражданин или организация владели земельным участком на праве безвозмездного пользования и этот участок изъяли для государственных или муниципальных нужд, то вместо изъятого участка безвозмездно предоставят другой.

Читайте, как прописаться на даче в Московской области >>

Как получить участок

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

Заявление на получение земельного участка можно подать через региональный портал госуслуг РПГУ, в том числе, через специально организованное рабочее место в МФЦ. Его может подать только гражданин или организация, претендующие на участок.

Заявление рассматривается в 15 рабочих дней. Результат услуги выдается только в бумажном виде в МФЦ.

Если желанный участок еще не сформирован, то заявителю необходимо подать документы на предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Сделать это можно также через портал РПГУ.

Узнайте, какие законодательные изменения коснутся дачников Подмосковья >>

действует Редакция от 28.12.2013 Подробная информация

«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014)

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

2.2. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

2.3. Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

(в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение);

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

Подпункт 2 — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта:

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Подпункт 3) — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование:

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

14. Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)

15. Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 56-ФЗ)

1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 56-ФЗ)

2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 56-ФЗ)

16. Соглашение, указанное в пункте 15 настоящей статьи, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 56-ФЗ)

17. Соглашение, указанное в пункте 15 или 16 настоящей статьи, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 56-ФЗ)

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Какими правами наделены религиозные организации?

Говоря о правах религиозных организациях, следует понимать, что имущество религиозной организации не принадлежит ее учредителям (п.3 ст.48 ГК РФ). В связи с чем, выбывающий участник религиозной организации не вправе претендовать на возврат ранее переданного имущества в собственность религиозной организации.

В случае ликвидации религиозной организации, ее участники также не смогут вернуть переданное ими в собственность организации имущество (п.4 ст.213 ГК РФ).

Права собственности религиозных организаций

Согласно п.1 ст.21 Закона №125-ФЗ в собственности религиозных организаций могут находиться:

  • здания;

  • земельные участки;

  • объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения;

  • предметы религиозного назначения;

  • денежные средства;

  • иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности (в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры).

Основными источниками наделения имуществом религиозной организации являются пожертвования прихожан, самостоятельно приобретенное имущество, а также безвозмездно переданное имущество в рамках Федерального закона от 30.11.2010 г. №327-­ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством РФ. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (ст.22 Закона №125-ФЗ).

Так, Правительством Ленинградской области (Постановление от 10.04.2014 г. №112 «Об утверждении порядка формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Ленинградской области») был утвержден порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Ленинградской области.

При этом религиозные организации, наделенные имуществом, должны использовать его исключительно для достижения уставных целей (п.4 ст.213 ГК РФ).

Как уже отмечалось в статье «Деятельность религиозных организаций», религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную для достижения основной цели религиозной организации — совместного исповедания и распространения веры.

Например, религиозная организация может сдавать в аренду (субаренду) имущество, принадлежащее ей на праве собственности и получать выручку от реализации арендных услуг. Однако доходы в виде полученных арендных платежей должны расходоваться на уставные цели религиозной организации.

Религиозные организации могут иметь собственные предприятия, доход от которых также направляется на осуществление религиозной деятельности. На таких предприятиях, как правило, изготавливается церковная утварь, резные иконы, свечи и аналогичная продукция.

Религиозным организациям не возбраняется иметь имущество за границей (п.4 ст.21 Закона №125- ФЗ).

Важно!

В Законе №125-ФЗ содержится специальная норма, которая не позволяет обращать взыскание по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения, перечень которого устанавливается Правительством РФ (п.5 ст.21 Закона №125-ФЗ). Это своего рода иммунитет в отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения), но в отношении другого имущества действует общий порядок обращения взыскания (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 г. №А05-3232/2015, АС Северо-Западного округа от 01.09.2014 г. №А05-918/2014, определение КС РФ от 19.10.2010 г. №1406-О-О).

Документы для регистрации религиозных организаций

Права на земельные участки

Религиозным организациям, имеющим на праве собственности здания или сооружения религиозного и благотворительного назначения, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно, на безвозмездной основе (п.2 ст.39.5 ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям:

  • для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет (пп.3 п.2 ст.39.10 ЗК РФ);

  • если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения (пп.4 п.2 ст.39.10 ЗК РФ).

А в случае предоставления земельного участка религиозным организациям для осуществления сельскохозяйственного производства, заключается договор аренды (без проведения торгов) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пп.17 п.2 ст.39.6 ЗК РФ).

Религиозные организации имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (п.1 ст. 78 ЗК РФ).

Право собственности на земельные участки религиозная организация может получить по договору купли-продажи либо дарения. Для осуществления подобных сделок применяются общие правила, установленные гражданским и земельным законодательством.

Статья актуальна на 26.04.2016

Приложение 3

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «_____» _________ 2011 года N ______ О предоставлении _______________________________ земельного участка (ФИО, наименование организации) по _______________________________________ (адрес участка) Рассмотрев заявление от «____»_________20 г. ______________________, зарегистрирован (ого, ой, ых) по адресу: _______________________________, другие прилагаемые документы, и в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации постановляет: 1. Предоставить __________________________________________ земельный (ФИО, наименование организации) участок площадью _______ кв. м. с кадастровым номером 13:__:____________ в аренду сроком на _____ лет для ___________________________________ по ________________________________________________ (вид разрешенного использования) (адрес участка) Зарегистрированные ограничения (обременения) в использовании земельного участка: нет. Категория земель: земли населенных пунктов. 2. Определить, что _________________________ приобретает указанное в (ФИО, наименование организации) настоящем постановлении право на земельный участок после его государственной регистрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *