Предписание ФАС

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 13 декабря 2016 г. N 08/3116-16

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее — Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее — Управление)

рассмотрев жалобу Автономной некоммерческой организации содействия юридическому просвещению «Центр юридического мониторинга» (далее — Заявитель) на действия Главного управления информатизации и связи города Севастополя (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке и созданию опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», закупка N 0174200001916005096 (далее — закупка), заслушав пояснения представителей Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Административный регламент), установила:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ проведения закупки путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, поскольку в обязанности исполнителя входит поставка товаров (серверов, шкафов коммутационных) и выполнение строительно-монтажных работ, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион.

Пояснения представителей Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы подтверждают следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее — Перечень) утверждается Правительством Российской Федерации.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки. Так как результатом конкурса является разработка и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», удовлетворяющий требованиям технического задания конкурсной документации, а не поставка в рамках закупки оборудования, указанного Заявителем в жалобе, и выполнение строительно-монтажных работ.

Изучив извещение, конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является оказание услуг по разработке и созданию опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», кроме того, Заказчиком установлен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 80.20.10.000 (Услуги почтовой связи и курьерские прочие, не включенные в другие группировки), при этом указанный код соотносим с кодом 64.12.12 ОКПД (ОК 034-2007) (КПЕС 2002) (услуги систем обеспечения безопасности: услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб; услуги дистанционного мониторинга).

На заседании Комиссии установлено, что на момент размещения извещения о Конкурсе действовал аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 N 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», при этом указанные услуги не входят в указанный перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Таким образом, Заказчиком, правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления, решила:

1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации содействия юридическому просвещению «Центр юридического мониторинга» на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке и созданию опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», закупка N 0174200001916005096, необоснованной.

2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, наложенные уведомлением Управления о принятии жалобы к рассмотрению от 02 декабря 2016 года N8/5868с.

ПРЕДПИСАНИЕ

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство AO «ОХК «Уралхим» (место нахождения: 123112, г. Москва, Пресненская набережная, д. 6, стр. 2; основной вид деятельности – производство удобрений и азотных соединений) о получении предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение AO «ОХК «Уралхим» 9,99999% голосующих акций ПАО «Уралкалий» (место нахождения: 618426, Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, д. 63; основные виды деятельности – добыча минерального сырья для химических производств и производства удобрений, производство удобрений и азотных соединений), что в совокупности с имеющимися у AO «ОХК «Уралхим» голосующими акциями составит 29,99999% голосующих акций ПАО «Уралкалий», поданное в соответствии со статьями 28, 32 Закона о защите конкуренции и сообщает.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, Федеральная антимонопольная служба приняла решение выдать предписание группе лиц AO «ОХК «Уралхим» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке хлористого калия Российской Федерации, а именно:

1. AO «ОХК «Уралхим» (участники его группы лиц) при заключении договоров поставки хлористого калия с ПАО «Уралкалий» не должно предпринимать действия, направленные на создание дискриминационных условий поставки указанного товара по сравнению с поставками иным покупателям, использующим хлористый калий для производства сложных минеральных удобрений.

2. AO «ОХК «Уралхим» (участники его группы лиц) в предварительном порядке, не менее чем за месяц до реализации соответствующего решения, должно информировать ФАС России о планируемом заключении договоров с ПАО «Уралкалий», касающихся:

— деятельности при производстве минеральных удобрений с использованием хлористого калия;

— реализации хлористого калия третьим лицам.

3. Настоящее Предписание действует до тех пор, пока AO «ОХК «Уралхим» и ПАО «Уралкалий» являются аффилированными лицами.

Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.3 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также согласно части 5 стать 34 Закона о защите конкуренции является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Порядок судебного обжалования решений, предписаний, действий (бездействия) антимонопольных органов ФАС России, их должностных лиц

Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела.

Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается.
Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В случае, если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Антимонопольный орган при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в антимонопольный орган.
Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган.
Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме.
При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает:
— документы, представленные заявителем;
— материалы объяснения, представленные должностным лицом;
— результаты исследований, проверок.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

Граждане имеют право получать информацию по следующим вопросам:

— о входящем номере, под которым зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба;

— о нормативных правовых актах, на основании которых ФАС России исполняет государственную
функцию;

— о требованиях к заверению документов и сведений;

— о месте размещения на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» справочных материалов по вопросам исполнения государственной функции.
Граждане имеют право отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
На нарушения антимонопольным органом, должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России.
На нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа ФАС России может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган.
Жалоба, с подтверждающими документами направляется получившим ее антимонопольным органом в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы.

Срок рассмотрения жалобы

Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение тридцати дней со дня регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа. Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России.
По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений:
— признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица
соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы;
— признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не
соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью
или в части. В этом случае ответственным исполнителем по жалобе в целях установления факта
нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской
Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах
ответственности, представляется руководителю антимонопольного органа служебная записка с
изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о
проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.
Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме.
Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме.
Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.
Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения.

Обжалование решений территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ) (далее – Закон о защите конкуренции) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа при превышении установленных пороговых значений. Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа не распространяются на соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключенные до вступления в силу Закона № 275-ФЗ (до 5 января 2016). При этом, по мнению ФАС России, внесение изменений в такие соглашения потребует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 Закона о защите конкуренции в случае превышения указанных в пункте 8 части 1 данной статьи пороговых значений.

Контакты для досудебного обжалования в ФАС России

Контакты для досудебного обжалования в территориальные органы можете найти

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) единый вне зависимости от места подачи жалобы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 18 июня 2019 года N ИА/50880/19

О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения

В целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) во исполнение пункта 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2019 году, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18.04.2019 N 477/19, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы» направляет для использования в работе информационное письмо по вопросу заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения.

1. По вопросу об уменьшении цены контракта на сумму налога на добавленную стоимость (далее — НДС), если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.

При формировании своего ценового предложения победитель закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Лицо, применяющее УСН, не является плательщиком НДС, но при этом оплачивает налог в соответствии с НК РФ, который рассчитывается в зависимости от выбранного объекта налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировки (вычитания) заказчиком из цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН, размер НДС.

Таким образом, в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе положений, позволяющих заказчику в одностороннем порядке корректировать (уменьшать) цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, контракт заключается по цене, предложенной победителем.

2. По вопросу об установлении заказчиком в проекте контракта условия о цене контракта «включая НДС» ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) от 27.12.2017 N 24-03-08/87276 при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

На основании изложенного, учитывая, что победителем закупки может быть лицо, которое не является плательщиком НДС и применяет УСН, заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается».

ФАС России обращает внимание, что указанное вариативное условие о цене контракта используется в типовых контрактах, утвержденных в том числе приказом Минпромторга России от 12.03.2018 N 716 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившими силу приказов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2016 г. N 467 и от 19 мая 2017 г. N 1598», приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

Таким образом, указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается» является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика.

3. По вопросу об отказе заказчика исключать условие о включении НДС в цену контракта на стадии подписания контракта с лицом, применяющим УСН, ФАС России сообщает следующее.

Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, пунктом 3 статьи 169 НК РФ установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ).

В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

Вместе с тем, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.

Также, как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «включая НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСН, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 НК РФ не возникает.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного (муниципального) контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению прав таких лиц.

Учитывая, что участником закупки может быть любое лицо, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, отказ заказчика исключать из проекта контракта на стадии подписания контракта условие о цене контракта «включая НДС», в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН, приводит к ущемлению прав такого участника закупки, поскольку такое лицо обязано будет уплатить НДС.

На основании изложенного, ФАС России сообщает, что при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчику необходимо исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием «НДС не облагается» с указанием основания.

Дополнительно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также на необходимость доведения указанной позиции до сведения всех сотрудников территориальных органов ФАС России.

И.Ю.Артемьев

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Федеральной антимонопольной службы

по состоянию на 19.06.2019

РЕШЕНИЕ № 036/10/18.1-759/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ХК Возрождение» на нарушение процедуры торгов
03.07.2020 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2020
Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. — председатель Комиссии, зам. руководителя-начальник отдела;
Капранчиков А.В. — член Комиссии, старший государственный инспектор;
Карпенко М.А. — член Комиссии, специалист-эксперт,
при участии в заседании Комиссии посредством интернет-видеоконференции представителей: ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» <…>, <…>, <…> и ООО «ХК Возрождение» <…>, рассмотрев жалобу на действия закупочной комиссии при проведении закупки в форме открытого запроса лучших условий в электронной форме на право заключения договора на право заключения договора на поставку стальной трубы (8/36/2020_2) (идентификационный номер закупки в ЕИС в сфере закупок 32009184710), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
25.03.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО ХК «Возрождение» (далее — Заявитель) на действия закупочной комиссии, при проведении Закупки в форме открытого запроса лучших условий в электронной форме на право заключения договора на право заключения договора на поставку стальной трубы для нужд Заказчика — ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» (далее — Закупка).
Существо жалобы с которой обратился Заявитель состоит в следующем. Имея намерение принять участие в Закупке, Заявитель сформировал и подал заявку, которая была отклонена закупочной комиссией по причине не представления в составе заявки документов, определенных извещением о закупке и (или) документацией о закупке – согласия физических лиц на обработку персональных данных.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению в сроки предусмотренные частями 14 и 14.1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции».
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать.
Изучив материалы дела, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия установила следующее.
ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» является лицом которое в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) обязано осуществлять закупку товаров, работ и услуг преимущественно по итогам проведенных конкурентных процедур.
Основными целями названного Закона № 223-ФЗ являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции. Заказчик осуществляет закупку товаров работ и услуг руководствуясь в том числе Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Газпром теплоэнерго» и Дочерних обществ АО «Газпром теплоэнерго», утвержденным решением совета директоров от 27.12.2018 № 40.
27.05.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009184710 о проведении закупки в форме открытого запроса лучших условий в электронной форме на право заключения договора на право заключения договора на поставку стальной трубы.
Как следует из Протокола рассмотрения заявок №8/36/2020_2/2 от 09.06.2020 всего на участие в закупке поступило 5 (пять) заявок. Заявка участника Закупки ООО ХК «Возрождение» признана не соответствующей требованиям документации и отклонена с мотивировкой «в соответствии с пп.14 п.32 Информационной карты — отсутствие в составе заявки Участника хотя бы одного из документов, установленных требованиями настоящей документации (раздел 1.5 – 1.6 Документации Открытого запроса лучших условий), в том числе Форм Заказчика, обязательных для заполнения (Приложение к заявке на участие в открытом запросе лучших условий – раздел 3 документации), а именно: п.1.5.25 Согласие на обработку и передачу персональных данных (Форма 6) заполняется в отношении следующих физ. лиц: руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя); главного бухгалтера; лица, действующего по доверенности; участников юридического лица; акционеров юридического лица; всех иных физ. лиц, указанных Участником в Форме 5 «Информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)»; всех иных физ. лиц, персональные данные которых содержатся в заявке».
Комиссия Воронежского УФАС России, исследовав доводы представителей сторон, ознакомившись с требованиями Положения, документации о Закупке, заявок на участие в Закупке, поданной ООО ХК «Возрождение» приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.6.8.1. Положения о закупке по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках закупки, проведенных организатором торгов, закупочная комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупке в следующих случаях: п. 6.8.1.2. Отсутствия документов, определенных извещением о закупке и (или) документацией о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о закупаемых товарах (работах, услугах).
В соответствии с протоколом подведения итогов закупки от 10.06.2020 года №8/36/2020_2/4, размещенном 10.06.2020 года в ЕИС в сфере закупок, принято решение об отклонении предложения Заявителя, в соответствии с пп. 14 п.32 раздела 2 документации о запросе предложений (Информационная карта).
В соответствии с пп. 14 п.32 Информационной карты: отсутствие в составе заявки участника хотя бы одного из документов, установленных требованиями настоящей документации (раздел 1.5 — 1.6 документации открытого запроса лучших условий), в том числе форм документов организатора торгов, обязательных для заполнения (приложение к заявке на участие в открытом запросе лучших условий — раздел 3 документации).
В соответствии с п. 1.5.25 раздела 1 документации о закупке, участнику закупки в составе заявки на участие в закупке необходимо предоставить: п. 1.5.25 согласие на обработку и передачу персональных данных (Форма 6) заполняется в отношении следующих физ. лиц: руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя); главного бухгалтера; лица, действующего по доверенности; участников юридического лица; акционеров юридического лица; всех иных физ. лиц, указанных участником в Форме 5 «Информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)»; всех иных физ. лиц, персональные данные которых содержатся в заявке.
В соответствии п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2018 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ №152-ФЗ) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии с п.1 ст.З ФЗ №152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В свою очередь, в соответствии с п.1 ст.З ФЗ №152-ФЗ обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В составе заявки ООО ХК «Возрождение» имеется в том числе два файла: «Выписка из ЕГРН о праве собственности на участок 47 03 0901004 38 стр2» и «документы_аренды_офиса» в формате *.pdf.
В содержимом файла «Выписка из ЕГРН о праве собственности на участок 47 03 0901004 38 стр2» на странице четвертой документа, являющейся первой страницей договора купли-продажи земельного участка содержатся персональные данные <…>. Также, в содержимом файла «документы_аренды_офиса» на странице 11 документа, являющейся страницей пятой договора № 01 аренды нежилого помещения содержатся персональные данные <…>.
Комиссия Воронежского УФАС России не располагает сведениями о наличии в составе заявки ООО ХК «Возрождение» документов, подтверждающих согласие указанных физических лиц на обработку их персональных данных.
В соответствии с п. 5 ст.З ФЗ №152-ФЗ распространением персональных данных является действие, направленное на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. В соответствии с п.6 ст.З ФЗ №152-ФЗ предоставлением персональных данных является действие, направленное на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Таким образом, организатор торгов, получивший от участника закупки – ООО ХК «Возрождение» персональные данные, автоматически приобретает статус оператора (п.2 ст.З ФЗ №152-ФЗ).
При этом базовое условие для обработки персональных данных — это наличие согласия субъекта персональных данных на их обработку. Если такого согласия нет, персональные данные обрабатываться не могут.
Более того, в соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ №152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность в соответствии со ст.13.11. КоАП РФ, предусмотрена ответственность должностных и юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных в форме наложение административного штрафа.
В соответствии с ч. 1. ст.9 ФЗ №152-ФЗ Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Пунктом 9 ст.З Федерального закона предусмотрена возможность действий, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных, т.е. обезличивание персональных данных.
Обезличивание персональных данных должно обеспечивать не только защиту от несанкционированного использования, но и возможность их обработки. Для этого обезличенные данные должны обладать свойствами, сохраняющими основные характеристики документа.
Характеристики (свойства) методов обезличивания персональных данных, обрабатываемых оператором, установлены Приказом Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных». Соответственно, Заявителя обладал возможностью подачи документов в соответствии с требованиями документации о закупке без нарушения ФЗ №152-ФЗ.
Таким образом Комиссия антимонопольного органа установила несоответствие заявки ООО ХК «Возрождение» требованиям документации о Закупке.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии по отклонению заявки участника ООО ХК «Возрождение» при проведении закупки в форме открытого запроса лучших условий.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО ХК «Возрождение» на действия закупочной комиссии при проведении открытого запроса лучших условий в электронной форме на право заключения договора на право заключения договора на поставку стальной трубы для нужд Заказчика — ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» (идентификационный номер закупки 32009184710), необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены Комиссии А.В. Капранчиков
М.А. Карпенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *