Предприниматель без образования юридического

Содержание

Предпринимательство без образования юридического лица. Порядок регистрации и прекращения деятельности

Ст. 23–25 ГК РФ регулирует правовой статус индивидуальных предпринимателей. Лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица согласно законодательству Российской Федерации. При ведений деятельности таким образом, появляется индивидуальное (или частное) предприятие. Имущество этого предприятия составляется из имущества гражданина, его семьи, участвующей в предпринимательстве, полученных доходов и других предусмотренных законом источников. Индивидуальный предприниматель персонально получает весь доход от осуществляемой им предпринимательской деятельности и несёт весь риск от её последствий.

Индивидуальный предприниматель отнесён законом к субъектам малого предпринимательства. Правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, которые в свою очередь являются коммерческими организациями, применяются соответственно к предпринимательской деятельности граждан, которая осуществляется без образования юридического лица. Следовательно, в сфере потребительского рынка и услуг предприниматель, который осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, выступает на равных условиях с юридическими лицами.

Для предпринимательской деятельности без образования юридического лица предусмотрена упрощённая процедура регистрации, так как осуществление этой деятельности значительно проще в плане финансового и налогового учёта. Индивидуальный предприниматель имеет право на свой расчётный счёт, товарный знак, а также он вправе заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит.

Полученные от этого вида предпринимательской деятельности ставки налогообложения и доходов значительно ниже, чем у других субъектов предпринимательства, также индивидуальный предприниматель вправе использовать наёмный труд. Индивидуальный предприниматель (другие названия: частный предприниматель, предприниматель без образования юридического лица, ПБОЮЛ, ИП, ЧП) — это гражданин, зарегистрированный, как предприниматель без образования юридического лица. А поскольку все граждане считаются физическими лицами, то и гражданин-предприниматель — тоже лицо физическое. Однако, согласно статье 23 «Предпринимательская деятельность гражданина» Гражданского Кодекса РФ «К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482; в соответствии с которым граждане — предприниматели регистрируются администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства предпринимателя.

Основное отличие положения ПБОЮЛ от положения учредителя юридического лица — хозяйственного общества — объем ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то есть по решению суда взыскание может быть обращено на все имущество, кроме того имущества, на которое, в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Учредитель же юридического лица (ООО и АО) несет имущественную ответственность только в пределах внесенного вклада в уставный капитал общества.

Основное преимущество на данный момент — это упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности ПБОЮЛ. На втором месте стоит упрощенная система ведения бухгалтерского и налогового учета. Учет ведется в книге учета доходов и расходов котловым методом, то есть фактически не требуется специальное бухгалтерское образование. На втором месте — потому что и юридическое лицо может перейти на упрощенную систему налогообложения и отчетности, если является субъектом малого предпринимательства.

Налоговое бремя для ПБОЮЛ относительно не тяжелое, по сравнению с традиционной системой налогообложения у юридических лиц.

При известных условиях ПБОЮЛ является плательщиком акцизов, налога с владельцев транспортных средств, платы за пользование водными объектами.

Индивидуальный предприниматель вправе использовать в своей деятельности труд других граждан, но только привлекая их на основе договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, возмездного оказания услуг и т. д.).

Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что дает право на получение пенсии.

Индивидуальным предпринимателем может стать любой полностью дееспособный гражданин, то есть достигший совершеннолетия или эмансипированный несовершеннолетний с 16 лет. Исключение составляют государственные служащие, а также военнослужащие. Лица с ограниченной дееспособностью (злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет) могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия законных представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, то есть имеющие на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел, имеют право получить статус индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью по месту постоянного проживания.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Этап 1. Гражданин, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет в администрации района по месту жительства заявление /бланки. В заявлении указываются все те виды деятельности, которыми намеревается заниматься гражданин. Предприниматель может осуществлять только те виды деятельности, которые будут указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Необходимо иметь в виду, что для изменения (дополнения) видов деятельности потребуется новая регистрация с уплатой государственной пошлины. В настоящее время возможно осуществлять регистрацию ПБОЮЛ через представителя по нотариально заверенной доверенности. Некоторые палаты требуют при этом нотариального удостоверения подписи на заявлении и нотариального заверения фотографии.

Регистрация предпринимателя производится в 15-ти дневный срок с момента подачи заявления. Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью. Регистрирующий орган не может отказать индивидуальному предпринимателю в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Этап 2. Изготовление печати. Стандартный срок внесения оттиска печати в городской реестр печатей и изготовления печати составляет 4–5 дней. Ускорение возможно.

Этап 3: Постановка на учет в налоговом органе.

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей. Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца.

Этап 4: Постановка на учет во внебюджетные фонды.

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов. Страховые взносы уплачиваются, во-первых, с чистого дохода, представляющего собой разницу между полученными предпринимательскими доходами и расходами, непосредственно связанными с их извлечением (сумма указанного чистого дохода подтверждается справкой из налоговой инспекции). Во-вторых, с доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, работающих у предпринимателя по трудовым контрактам и выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.

При регистрации плательщику взносов выдается Извещение страхователю.

Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего регистрацию в органах Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Регистрация предпринимателя в Фонде социального страхования и Фонде занятости обязательна только в случае найма работников по трудовым контрактам и гражданско-правовым договорам.

Этап 5: Открытие расчетного счета в банке.

Индивидуальному предпринимателю банки открывают расчетные и другие (депозитный, ссудный, валютный и др.) счета на его имя. По доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица.

Этап 6: Получение лицензии. Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.

Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности с нарушением действующего законодательства (а именно без государственной регистрации, постановки на налоговый учет и без лицензии), подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Все товарные операции индивидуального предпринимателя делятся на два вида: поступление товаров и их выбытие, кроме этого существует такая товарная операция, как переоценка товаров, которая оформляется актами о переоценке товаров. Торговые операции должны быть документально оформлены в соответствии с правовыми требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. При оформлении торговых операций чаще всего используются договоры купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).

Каждая партия реализуемых товаров должна сопровождаться сертификатом соответствия, подтверждающим качество товаров, безопасность их для здоровья и жизни потребителей. Каждый год перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждает Госстандарт РФ. Законодательством предусмотрены следующие формы документов по сертификации: сертификат соответствия; гигиенический сертификат; качественное удостоверение; протокол испытания.

Основными документами, фиксирующими прибытие товара, являются счет-фактура, товарная накладная (униф. ф. ТОРГ-12), приходно-расходный кассовый ордер (Униф. ф. № КО-1) (См. приложение). Товарная накладная является основным перевозочным документом, в котором указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество, цена и общая сумма отпущенного товара. Подписывается накладная сдавшими и принявшими товар материально-ответственными лицами.

Для товара, следующего без оформления накладной, сопроводительным документом является счет-фактура. Он же выступает в качестве приходного товарного документа. Счет — фактура содержит: дату его выписки и номер, наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и плательщика; наименование грузополучателя; краткое описание товара, его количество, цену, сумму; стоимость доставки, сумму к оплате получателя; фамилии, имена, отчества и подписи лиц, отпустивших и принявших товар. Приходно-расходный кассовый ордер необходим для подтверждения осуществления расчета. При доставке товара в отдел материально-ответственное лицо, как правило, продавец, работающий в данном отделе, вносит в «Журнал учета поступления товара» данные о поступившем товаре (дату отпуска, наименование, количество и сумму). Согласно инструкции ЦБ РФ № 118 от 04.10.93г. в последней редакции, определяющей порядок ведения кассовых операций в РФ, для осуществления расчетов наличными деньгами индивидуальный предприниматель, как и любое предприятие должен иметь кассу, вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Использование контрольной ленты обязательно при работе на всех контрольно-кассовых машинах. На кассовую машину заводится «Книга кассира — операциониста» по форме № 24, которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписью налогового инспектора.

Для индивидуальных предпринимателей, не перешедшим на упрощенную систему налогообложения и не являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход налоговое и финансовое ведомства разработали новые правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее — Порядок). Утверждена и новая форма книги учета упомянутых доходов и расходов (далее — Книга учета).

Ранее предприниматели руководствовались методическим пособием, утвержденным письмом Госналогслужбы России от 20.02.96 № НВ-6–08/112. Однако с 1 января 2001 года закон, на основании которого было разработано это пособие, утратил силу. Речь идет о Законе РФ от 07.12.91 № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц», утратившем силу (за исключением некоторых норм, не относящихся к рассматриваемому вопросу) с введением в действие главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. В итоге, публикуемый Порядок с момента его вступления в силу (т. е. с 1 июля 2001 года) заменит для предпринимателей указанное методическое пособие.

Стоит обратить внимание на то, что Порядок содержит одно очень существенное отличие от пособия. Дело в том, что в Порядке нет ссылок на нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета организациями. А значит, предприниматели теперь не должны руководствоваться механизмом отнесения объектов к определённой группе основных фондов (основные средства, МБП, нематериальные активы), применимым к организациям. Соответствующие нормы заложены уже в самом порядке.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Закон «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 года № 2000–1

3. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б. А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.

4. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А. В. Свиридович — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.

5. Касьянова Г. Организация документооборота на предприятии // «Экономика и жизнь» 1998, № 1

6. Налоговый кодекс Российской Федерации

7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»

8. Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

9. Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»

10. ФЗ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

5.Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в России как отдельными гражданами, так и в рамках простого товарищества — договора о совместной деятельности индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций.Как указано в Гражданском кодексе РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением той его части, на которую, согласно законодательству, взыскание не обращается). Предусматривается возможность признания индивидуального предпринимателя банкротом, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.Занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица возможно не только отдельно взятыми индивидуальными предпринимателями, но их объединениями. Такое объединение возможно только на основе договора простого товарищества. По договору простого товарищества двое или несколько лиц объединяют свои вклады и совместно действуют без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели. (паевые инвестиционные фонды,обособ под юридичлица,простые товарищества)

7.Уставной капитал субъекта предпринимательства

Шагом в создании субъекта предпринимательства является оплата его уставного капитала(уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов). Уставной капитал –это стоимостная оценка того имущества, с которым субъект предпринимательства начинает свою деятельность и которым он отвечает своим по своим обязательствам. Размер уставного капитала и порядок его внесения дифференцируется применительно к различным формам субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в форме хозяйственных товариществ и партнерств, а также производственных кооперативов не устанавливаются четкие рамки минимального размера складочного капитала (паевых фондов). Такое положение вещей обоснованно, к примеру, тем, что в товариществах его члены (товарищи) несут персональную ответственность по его обязательствам. В то же время законом установлен размер обязательной оплаты складочного капитала (паевых фондов) на момент гос. регистрации. Так, участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества до его гос. регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. 1.Уставной капитал для публичных хоз. обществ должен быть не менее 100 т.р.,а для непубличных- не менее 10 т.р. При этом учредители хоз. бщества обязаны оплатить не менее ¾ его уставного капитала до гос. регистрации общества, а остальную часть уставного капитала хоз. общества- в течение первого года деят-ти общества. Уставной капитал ООО можно оплатить после регистрации общества в течение четырёх последующих месяцев, но уже в полном объеме.

2.Уставной фонд унитарных предприятий формируется их собственниками и составляет 5 тысяч(для государственных) и 1 тысячу (для муниципальных) минимальных размеров оплаты труда на момент гос.регистрации предприятия. Этот фонд подлежит оплате в течение 3 месяцев с момента регистрации.

3.Вклады в уставной капитал могут вноситься как в денежной форме,так и в натурально-вещественной. При оплате уставного каптала хоз.общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.

Для отдельных видов деятельности, имеющих серьезную значимость для граждан, юр.лиц и государства, действующее законодательство устанавливает специальные правила в части формирования уставного капитала, а также его размера.

Регистрация

Основная статья: Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.

Физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация может быть осуществлена по месту его жительства, или, в случае отсутствия, по месту пребывания.

Физическое лицо, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключённых им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об их недействительности.

С 2011 года упрощено требование к оформлению документов: при личной подаче в регистрирующий (налоговый) орган, документы не заверяются у нотариуса, при прекращении деятельности индивидуальному предпринимателю не нужно представлять справку из Пенсионного Фонда Российской Федерации (на данный момент реализовано не во всех субъектах). После принятия отчёта, орган ПФР сам предоставляет справку в регистрирующий (налоговый) орган в электронной форме; при этом в некоторых субъектах даже не требуется предоставление отчёта до закрытия ИП.

Изменение сведений

Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любых сведений, содержащихся в Государственном реестре ИП, он обязан сообщить об этом в регистрирующий орган (ФНС).

Для внесения таких изменений необходимо предоставить:

  1. Заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) по соответствующей форме. Если заявитель подает её в налоговый орган лично, у нотариуса заверять не нужно.
  2. Копию документа, подтверждающего изменения (например, копию паспорта при его замене).

Всё это можно послать по почте ценным письмом с описью вложения, но тогда копия должна быть заверена нотариально. При личной явке в Налоговую инспекцию, сотрудник ФНС сам заверяет копию документа, сверяя с оригиналом. Нотариус не нужен. Изменения в ЕГРИП должны быть внесены в течение 5-ти дней.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации, индивидуальный предприниматель в течение трёх дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРИП, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по своему месту жительства. Индивидуальный предприниматель должен сообщать об изменении следующих сведений, содержащихся в ЕГРИП:

  1. фамилии, имени и отчества;
  2. пола;
  3. даты и места рождения;
  4. гражданства;
  5. адреса места жительства в Российской Федерации, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован (по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке);
  6. данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее — основной документ) — в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации (с 1 июля 2011 года изменение сведений, связанных с заменой паспорта гражданина России — обязанность ФМС);
  7. вида и данных документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);
  8. вида и данных документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);
  9. вида, данных и срока действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства).

Основные преимущества и недостатки

Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

  • упрощённость процессов создания и ликвидации бизнеса
  • свободное использование собственной выручки.
  • не нужна печать в любых документах (не только указанных «при наличии»), за исключением бланков строгой отчётности (но не включая проездные билеты) или если в тексте нормативно-правового акта указано обязательное заверение печатью.
  • не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности, но лишается льгот при реализации имущества, предусмотренные для обычных физических лиц
  • упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности
  • упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.)
  • Не нужно регистрировать в налоговой каждое обособленное подразделение (требуется уведомление местного налогового органа только при применении ЕНВД, патента в ином субъекте РФ или торгового сбора)
  • Свободная трата денег без дополнительного налогообложения (9 % на дивиденды)
  • Может использовать в предпринимательской деятельности счёт и банковские карты, оформленные на физическое лицо (если не противоречит договору с банком)
  • индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, имеет фактическую возможность не вести учёт полученного дохода

Основные недостатки:

  • отвечает по обязательствам своим имуществом
  • не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем, некоторыми лекарствами или сильнодействующими ядами).
  • согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с ИП (так как ИП, находясь в большинстве случаев на УСНО, не платят НДС с работы или товара в бюджет и делать это приходится работающим с ними компаниям, что для них невыгодно, особенно, если они применяют схемы «оптимизации налогообложения»)
  • не подходит для совместного ведения бизнеса
  • требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора»
  • отчисления на социальное страхование идут только исходя из МРОТ (только в 2013 и только в ПФР 2*МРОТ), взятого на начало соответствующего года (в виде фиксированного платежа), даже если деятельности не было.
  • на общем режиме налогообложения необходимо вести двойной учёт из-за того, что НДС считается «по отгрузке», а налог на доходы у предпринимателей — «по оплате». Если первой происходит оплата, то можно сблизить за счёт выписывания счетов-фактур на аванс, но в данном случае усложняется документооборот.
  • после вступления в силу «Соглашения между Европейским Сообществом и Россией об облегчении выдачи виз» в 2007 г. любая российская фирма может на своем бланке выписать так называемое «Обращение на въезд в Российскую Федерацию», которое заменяет «Приглашение» для граждан Евросоюза, оформлять которое достаточно сложно и долго. Это «Обращение» является достаточным документом для получения российской визы на 2-5 лет (после однократной и годовой). Российский индивидуальный предприниматель выписать такое «Обращение» не может.
  • после вступления в силу довольно либерального Приказа ФСБ № 458 от 10.09.2007 «Об утверждений правил пограничного режима» любая фирма («предприятие и их объединение, организация, учреждение и общественное объединение») вправе выписать своим сотрудникам командировки («командировочные удостоверения (предписания)»), которые вместе со внутренним паспортом этого работника являются достаточными документами для пропуска в любую точку погранзоны России. Оформлять пропуск в ФСБ в этом случае не нужно. Российский индивидуальный предприниматель такой возможностью по отношению к своим работникам не обладает.
  • недостаточная правовая защищённость при временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности платится только в размере федерального МРОТ и только в случае, если предприниматель заплатил в предыдущем году (2.9 %)*(МРОТ на 1 января)*(12). При этом от уплаты взносов в пенсионный фонд предприниматель не освобождается даже в случае серьёзной нетрудоспособности, при которой физически не может подать заявление о прекращении деятельности.
  • при смерти индивидуальный предприниматель автоматически прекращает деятельность (без специальной регистрации в ЕГРИП), никак не урегулировано оформление даже кадровых документов, прежде всего трудовой книжки (формулировка «в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя», но кому заполнять неизвестно, если не назначен душеприказчик).
  • В отличие от организации, вычесть торговый сбор при УСН доходы может только если постоянная регистрация в Москве. В ином случае предприниматель вынужден приобретать патент, теряя возможность вычета данного торгового сбора, а также взносов в ПФР.

Несостоятельность индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом). Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) подведомственны арбитражному суду. С момента вступления в силу такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Признаки банкротства гражданина и юридического лица по своему составу не совпадают. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц отсутствует требование, чтобы сумма обязательств превышала стоимость принадлежащего организации имущества.

Следующая особенность связана с порядком подачи заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим индивидуальным предпринимателем, кредитором (если требование связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности), уполномоченными органами.

На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения.

Примечания

  1. п.2 ст.11 Налогового Кодекса Российской Федерации
  2. форма р24001
  3. Приказ ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2004 № 6220)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 № 799 «О стоимости страхового года на 2009 год»
  5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-фз «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
  6. Несостоятельность индивидуального предпринимателя Архивная копия от 11 февраля 2012 на Wayback Machine
  7. МИФНС № 46 по г. Москве
  8. МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу
  9. Зарегистрировать ИП через интернет теперь можно по всей России
  10. Четыре миллиона работников в России ушли в тень (недоступная ссылка). Дата обращения 5 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года.

> Литература

  • Индивидуальный предприниматель : практическое пособие / А. А. Кыров. — Москва : Проспект, 2014. — 520 с. : ил., табл. — ISBN 978-5-392-03035-4

Особенности ИП

С точки зрения законов РФ индивидуальный предприниматель – это:

  • физическое лицо;
  • выполняет операции в области экономики по праву, полученному после регистрации ИП в налоговой инспекции.

То есть ИП – предпринимательская активность физических лиц.

Тем не менее, желающие начать дело сталкиваются со сложностями в определении юридического статуса в роли ИП. Такая размытость толкования обусловлена несовершенством законодательства, где не прописано четко, является ли ИП физ- или юрлицом. Сложность еще и в том, что, хотя ИП характеризуется как лицо физическое, он так же обладает рядом прав и обязанностей, присущих юрлицу. Благодаря этому предприниматель, наряду с гражданскими правами, подпадает под некоторые параграфы государственных нормативно-правовых актов.

В обществе господствует заблуждение, что ИП – это только юрлицо. Подобное мнение вызвано убежденностью, что индивидуальный предприниматель наделен присущими юридическим лицам правами и обязанностями. Но Гражданский кодекс РФ не позволяет согласиться с этим, устанавливая для ИП права и гражданина, и юрлица.

Это смешение прав – неотъемлемое свойство ИП. Так, зарегистрированный индивидуальный предприниматель, официально получивший этот статус, имеет право на приобретение услуг/товаров как для собственных нужд, так и для задач своего бизнеса и осуществления любых хозяйственных операций. Сегодня не существует инструментов, позволяющих адекватно оценить правомерность этих действий. Есть лишь небольшое число ситуаций, где законом описаны все обязанности и права ИП.

ИП и юридические лица

Для понимания, представляет ли предприниматель подвид юрлиц или нет, необходимо подробнее узнать, что же такое юридическое лицо как таковое.

Итак, юридическое лицо – владеющая имуществом организация размером от малого до крупного. Такая компания становится перед судом и ответчиком, и истцом, и способна делегировать себе некоторые права. Термин можно раскрыть как «официально зарегистрированное объединение группы лиц, связанных общими целями и интересами».

Признаки, по которым компанию относят к юр. лицам:

  1. Обособленное имущество.
  2. Несение ответственности по правам на имущество.
  3. Наличие своего зарегистрированного имени.

Под «обособленностью» понимается владение юрлицом определенным имуществом. Таковое при этом принадлежит именно компании, а не лицам в ее составе. Также любая компания по закону обязана иметь фирменную печать и счет в банке.

Прочие характерные особенности:

  • некоторые ограничения, касающиеся передачи наличных денег другим компаниям;
  • повышенный уровень административной ответственности;
  • свидетельство о гос. регистрации.

Таким образом, ИП обладает чертами и юр- и физлица, являясь одновременно и гражданином, и предприятием.

Сходство ИП с обычными людьми

Для определения общих черт важно понять, какими обязанностями и признаками обладает гражданин. Физическое лицо имеет право участвовать в любых процессах, где оно уравнено в правах с прочими участниками такового.

Это:

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

  • транспортная сфера;
  • производство;
  • операции на бирже;
  • торговля.

Физлица могут на личной основе выполнять хозяйственные операции, совершать сделки и заключать договора. Также людям разрешены отношения с организациями.

Хотя предприниматель обязан пройти регистрацию, специфика работы отличается от организации.

Признаки отличия:

  • ведение документооборота осуществляется по упрощенной схеме;
  • ИП отвечает за совершенное правонарушение, но в меньшей степени, по сравнению с юр. лицом;
  • в рамках взятых на себя обязательств ИП несет ответственность принадлежащим ему имуществом – аналогично обычному гражданину.

Все эти факторы вносят некоторую путаницу в вопрос, кем же является ИП в России, ошибочно ли относить его к физическим или юридическим лицам. На сегодня ситуация такова, что ни один ответ нельзя считать верным.

Когда ИП действует как юрлицо?

ИП – особый субъект экономической жизни государства, имеющий характеристики и компании, и физлица, и пользующийся рядом полномочий юрлица. При этом он отличается от обеих указанных групп. Точных оснований утверждать, что лицо, ставшее предпринимателем это организация нет, поскольку законодательство оставляет простор для маневров и казуистики. Ориентироваться желательно на сходства между индивидуальным предпринимательством и работой юридического лица.

В определенных условиях ИП имеет право решить, будет ли он фигурировать как предприниматель или как обычный гражданин, вступая в гражданские или экономические отношения. Это влияет на сумму выплат предпринимателю, размеры налогообложения и др.

Итак, мы выяснили, является ли ИП коммерческой организацией.

Но есть ряд ситуаций, когда предприниматель действует как юридическое лицо:

  1. Привлечение наемных работников – аналогично предприятию.
  2. Открытие банковского счета для ведения дела.
  3. Создание и использование печати, чтобы заверять договора и иные документы. Иметь печать ИП при этом, в отличие от организации, не обязательно.
  4. Выполнение наравне с юрлицами хозяйственной деятельности – но не всей.

Есть некоторые сферы, где работать может только ИП, а юрлицо – нет, и наоборот. Хороший пример такой ситуации – частная охранная деятельность.

Плюсы и минусы ИП

Становление индивидуальным предпринимателем несет в себе ряд преимуществ перед теми, кто выбрал форму регистрации юридического лица:

  • простота оформления. Создать или ликвидировать ИП очень легко, больше всего занимает ожидание записи о внесении изменений в ЕГРИП. В сравнении с предпринимателями индивидуальными коммерческая организация вынуждена идти сложным путем;
  • прекратить работу ИП занимает тоже совсем немного времени;
  • предприниматель не ограничен в использовании своих доходов: деньги можно либо пустить в оборот на нужды дела, либо потратить по своему усмотрению;
  • не платится налог, если для коммерции используется принадлежащее предпринимателю личное имущество;
  • учет и сдача отчетности происходят по упрощенной системе;
  • ИП волен свободно принимать решения по вопросам ведения деятельности. Согласовать их, образно выражаясь, с самим собой гораздо проще, чем путем созыва собрания акционеров/директоров предприятия. Нет внутренних разногласий, часто встречающихся у юридических лиц;
  • налогообложение тоже упрощено – налогом не облагается чистая прибыль, упрощая жизнь и деятельность предпринимателя в рамках закона.

Но далеко не все так замечательно, есть и некоторые минусы такой формы хозяйствования:

  • ни один предприниматель не застрахован от проблем, а оборотные средства, оборудование и т. д., часто берутся в кредит. Если кредиторы подадут на ИП иск, предприниматель рискует утратой имущества, служившего залогом по ссуженным средствам. Это неблагоприятно отразится и на самом ИП, и на бизнесе;
  • предпринимателю нельзя получить лицензию на некоторые виды деятельности. По сути, это основное и самое неприятное из ограничений;
  • крупные игроки рынка редко рассматривают ИП как партнеров, даже если те предлагают выгодные условия сотрудничества. Причина – отсутствие выплаты «индивидуальщиками» НДС;
  • средним и большим предприятиям часто запрещено вести бизнес совместно с ИП;
  • предприниматель не переносит проблемы на руководителя и вынужден решать вопросы сам;
  • если ИП заболевает или временно нетрудоспособен по другим причинам, в этот период он может быть недостаточно защищен с точки зрения права;
  • налоговая ситуация. Если ИП забыл при регистрации указать, что желает работать по УСН, он обслуживается общим порядком, беря на себя обязательства уплаты всех требуемых взносов;
  • кроме того, отсутствие доходов, фактическое прекращение деятельности или несомый ИП убыток не освобождают его от выплат страховых взносов;
  • бизнес индивидуального предпринимателя нельзя купить/продать, оперировать можно только принадлежащим бизнесмену имуществом.

Таким образом, отвечая на вопрос, предприниматель – это организация или ИП, однозначного ответа дать нельзя. Это обособленный субъект экономической деятельности, обладающий частью характеристик обеих групп c недостатками и преимуществами.

У ИП есть обязанности, права и полномочия и как организации, и как обычного гражданина, что влечет за собой указанные выше недостатки и преимущества.

Законодательная база

Предпринимательская деятельность физических лиц регламентирована законом.

Несмотря на распространенность индивидуального предпринимательства, российские законы содержат мало регламентирующей информации. Тем не менее, желательно изучить эту информацию и понять смысл основных положений законов.

Полные тексты можно найти в онлайн-сервисах – Консультанте или системе «Гарант», а также на сайтах профильных ведомств.

Конституция РФ: статья 34, пункт 1 утверждает право граждан на предпринимательскую, и иную коммерческую деятельность.

Часть 1 Гражданского кодекса:

  • статья 2, регулирующая взаимоотношения между участниками предпринимательской деятельности и определяющая, какие операции подпадают под категорию предпринимательства;
  • статья 18. В ней указано, как граждане могут иметь и распоряжаться имуществом, и как они могут осуществлять предпринимательство, создавать юридические лица, совершать сделки.

Часть 2 ГК:

  • пункт 4 469 статьи: ответственность ИП за передачу покупателю товара надлежащего качества;
  • пункт 3 481 статьи: определяет, что передача товара должна производиться в надлежащей упаковке, если такое требование предусмотрено законом.

Налоговый кодекс: особое внимание нужно уделить всему НК. В нем сделано множество изменений в правилах налогообложения.

Также существует ряд федеральных законов, распоряжений и постановлений правительства, так или иначе регламентирующих деятельность ИП. Внимания заслуживает закон 54-ФЗ, согласно которому начинается обязательный переход на онлайн-кассы.

Кроме него значение имеют:

  • закон номер 209-ФЗ;
  • номер 129-ФЗ;
  • номер 135-ФЗ;
  • «О защите прав потребителей»;
  • номер 294-ФЗ;
  • 41-ФЗ;
  • 99-ФЗ;
  • «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
  • ФЗ «О рекламе»;
  • президентский указ о мерах по упорядочению госрегулирования цен.

Эти документы регламентируют деятельность предпринимателей в целом, но есть среди них и более узконаправленные законодательные акты, касающиеся отдельных форм собственности, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица

Системы упрощенного налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели облагаются в рамках либо общего режима налогообложения, либо специального налогового режима.
Общий режим налогообложения предусматривает уплату налога на прибыль (доход), НДС, налога на имущество и др.
Обложение в рамках специального налогового режима означает, что субъекты предпринимательства применяют особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени. Этот порядок устанавливается НК РФ. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном также НК РФ.
К настоящему времени в разделе УШ.1 НК РФ «Специальные налоговые режимы» установлены четыре вида таких режимов:

  1. гл. 26.1 — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. гл. 26.2 — упрощенная система налогообложения;
  3. гл. 26.3 — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. гл. 26.4 — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Предметом рассмотрения в настоящем параграфе являются упрощенная система налогообложения и налогообложение в виде единого налога на вмененный доход.
Цель этих специальных режимов — упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. При этом выбор какого-либо одного из названных режимов исключает применение другого, т.е. одновременно с упрощенной системой налогообложения нельзя применять налогообложение в виде единого налога на вмененный доход, и наоборот.
Упрощенная система налогообложения. Следует сразу предостеречь от распространенной ошибки. Главой 26.2 установлен не новый налог, а специальный налоговый режим, заменяющий ряд налогов одним налогом. Часто применяется термин «единый налог», мы в данном учебнике также будем его применять.
Упрощенная система налогообложения регламентируется исключительно НК РФ, и региональные органы власти не вправе каким-либо образом уточнять элементы единого налога.
Организации и индивидуальные предприниматели добровольно переходят к упрощенной системе налогообложения или возвращаются к общему режиму в порядке, предусмотренном НК РФ.
Переход к упрощенной системе означает, что уплачивается единый налог, который заменяет собой несколько налогов, уплачиваемых при общем режиме налогообложения (см. таблицу).
Иные налоги уплачиваются в общем порядке. Они также уплачивают и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, пожелавшие перейти на уп-

Для организаций Для предпринимателей
налог на прибыль организаций налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательства)
налог на добавленную стоимость налог на добавленную стоимость
налог с продаж налог с продаж
налог на имущество налог на имущество (в отношении имущества, используемого для предпринимательства)
единый социальный налог единый социальный налог (с доходов, полученных от предпринимательства, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц)

рощенную систему. При этом организация должна соответствовать следующим критериям:

  • по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему, ее доход от реализации не должен превысить 11 млн руб. (без НДС и налога с продаж);
  • у нее не должно быть филиалов и представительств;
  • она не должна производить подакцизные товары, а также добывать и реализовывать полезные ископаемые, за исключением общераспространенных ископаемых;
  • она не должна заниматься игорным бизнесом;
  • она не должна быть участником соглашений о разделе продукции;
  • она не должна быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также на уплату единого сельскохозяйственного налога;
  • доля непосредственного участия других организаций в ней не может составлять более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты — не менее 25%;
  • средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;
  • стоимость ее собственного амортизируемого имущества не должна превышать 100 млн руб.

Некоторым аналогичным критериям должен соответствовать и индивидуальный предприниматель. Нетрудно заметить, что упрощенная система может применяться субъектами малого предпринимательства.
Определен закрытый перечень организаций, которые по характеру свой деятельности или в зависимости от ряда иных условий упрощенную систему налогообложения применять не могут. Не вправе применять упрощенную систему:

  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • частные нотариусы.

Переход на упрощенную систему — уведомительный, а не разрешительный. Действующие организации и предприниматели, изъявившие желание перейти на эту систему, подают заявление в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему. Вновь созданные организации (зарегистрированные предприниматели) могут подать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Они вправе применять упрощенную систему с момента своего создания (регистрации).
Вернуться к общему режиму налогообложения налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода. Вместе с тем налогоплательщик автоматически переводится на общий режим налогообложения с того квартала, в котором его доход превысил 15 млн руб. (нарастающим итогом с начала года) или стоимость амортизируемого имущества организации превысила 100 млн руб. Налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию только в случае перехода на общий режим налогообложения (в течение 15 дней после отчетного периода, в котором его доход превысил установленные ограничения), а по умолчанию считается использующим упрощенную систему и далее.
Плательщик, перешедший с упрощенного на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему не ранее чем через два года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы.
Объектом налогообложения признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект не может меняться плательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы. С 2005 г. объектом будет только доход, уменьшенный на величину расходов. Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у плательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте; если таких расходов немного, то приемлем первый вариант.
Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

  • от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав;
  • внереализационные.

Предприниматели при определении объекта учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
При определении объекта налогообложения плательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

  1. расходы на приобретение основных средств;
  2. расходы на приобретение нематериальных активов;
  3. расходы на ремонт основных средств;
  4. арендные (лизинговые) платежи;
  5. материальные расходы;
  6. расходы на оплату труда;
  7. расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  8. суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);
  9. проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  10. расходы на обеспечение пожарной безопасности плательщика, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
  11. арендные платежи за арендуемое имущество;
  12. расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах установленных норм;
  13. расходы на командировки;
  14. плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов;
  15. расходы на аудиторские услуги;
  16. расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством на плательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию;
  17. расходы на канцелярские товары;
  18. расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  19. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем;
  20. расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
  21. расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Из перечисленных расходов в особом порядке учитываются расходы на приобретение основных средств. Причем порядок их учета зависит от того, приобретены они в период применения упрощенной системы или до перехода на эту систему. В период действия упрощенной системы расходы на приобретение основных средств признаются в момент ввода их в эксплуатацию независимо от факта оплаты.
Для ранее приобретенных (до применения упрощенной системы) основных средств их стоимость относится на расходы (амортизация) равными долями по отчетным периодам и в зависимости от срока полезного использования:

  • до трех лет — в течение года применения упрощенной системы;
  • 3 — 15 лет — в течение первого года применения упрощенной

системы — 50% стоимости, второго года — 30% и третьего года —
20% стоимости;

  • свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы равными долями от стоимости основных средств.

Принимается остаточная стоимость на момент перехода на упрощенную систему.
Срок полезного использования основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством РФ. Для основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
Если реализуются (передаются) основные средства, приобретенные после перехода на упрощенную систему, до истечения трех лет (при сроке полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет), то плательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими средствами и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
При переходе на упрощенную систему налогообложения устанавливается кассовый метод признания доходов и расходов:

  • датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
  • расходами (кроме расходов на приобретение основных средств) признаются затраты после их фактической оплаты.

Налогооблагаемая база определяется в зависимости от формы облагаемого объекта:

  • если объектом налогообложения являются доходы — налоговой базой признается денежное выражение доходов;
  • если доходы, уменьшенные на величину расходов, — денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При этом доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).
Плательщик, применяющий в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в размере 1% налоговой базы. Минимальный налог призван обеспечить минимальную сумму налоговых поступлений при упрощенной системе налогообложения и исключить уклонение от платежей со стороны тех организаций, которые сознательно занижают облагаемый доход.
Минимальный налог уплачивается, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом плательщик вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в порядке, предусмотренном в гл. 25 НК РФ.
Убыток, полученный плательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему, а при применении упрощенной системы — при переходе на общий режим. Иными словами, исключается учет убытка при смене режима налогообложения.
Налоговые ставки имеют следующие значения:

  • если объектом обложения являются доходы — 6%;
  • если доходы, уменьшенные на величину расходов, — 15%.

Порядок исчисления и уплаты налога предусматривает, что сумма налога по итогам налогового периода определяется плательщиком самостоятельно.
Плательщики, облагающие доходы по итогам каждого отчетного периода, исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из фактических доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода с учетом ранее уплаченных квартальных платежей. Сумма налога (квартальных авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Плательщики, облагающие доходы, уменьшенные на расходы, исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей.
Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период:

  • организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода;
  • индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Плательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.
Организациями налоговая база исчисляется в особом порядке при смене режима налогообложения — при переходе с общего режима на упрощенную систему и с упрощенной системы на общий режим. При переходе на упрощенную систему организации, ранее применявшие общий режим с использованием метода начислений, выполняют следующие правила:

  1. на дату перехода на упрощенную систему в базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима в оплату по договорам, исполнение которых плательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему;
  2. на дату перехода на упрощенную систему в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с гл. 25 НК РФ. В отношении основных средств, числящихся у плательщика, оплата которых будет осуществлена после перехода на упрощенную систему, остаточная стоимость учитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств;
  3. не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему, если по правилам налогового учета по методу начислений эти суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при применении общего режима;
  4. расходы, осуществленные плательщиком после перехода на упрощенную систему, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему;
  5. не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему в оплату расходов плательщика, если до перехода на упрощенную систему такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Если предприниматель или организация, освобожденные от уплаты НДС (т.е. у них за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации без учета НДС и налога с продаж не превышает в совокупности 1 млн руб.), изъявят желание перейти на упрощенную систему налогообложения, то они предварительно должны отказаться от применения освобождения от уплаты НДС.
Однако организации и предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) от уплаты НДС, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев. Исключение составляют лишь случаи, когда в течение периода, в котором организации или предприниматели используют право на освобождение, сумма их выручки за каждые три последовательных календарных месяца превысила 1 млн руб. либо если плательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров.
При переходе на общий режим с использованием метода начислений организации, ранее применявшие упрощенную систему, выполняют следующие правила:
1 ) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы;

  1. расходы, осуществленные плательщиком в период после перехода на общий режим, признаются расходами, вычитаемыми из базы, на дату их осуществления независимо от даты их оплаты.

При переходе на общий режим в учете на дату перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость на дату перехода налогоплательщика на общий режим, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим.
Согласно ст. 48 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы по следующим нормативам отчислений:

  • в федеральный бюджет — 30%;
  • в бюджеты субъектов РФ — 15%;
  • в местные бюджеты — 45%;
  • в бюджеты федерального фонда ОМС — 0,5%;
  • в бюджеты территориальных фондов ОМС — 4,5%;
  • в бюджет ФСС — 5%.

В городах Москве и Санкт-Петербурге доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы распределяются по несколько иным нормативам:

  • в федеральный бюджет — 30%;
  • в бюджеты этих городов — 60%;
  • в бюджет федерального фонда ОМС — 0,5%;
  • в бюджеты территориальных фондов ОМС — 4,5%;
  • в бюджет ФСС — 5%.

Доходы от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы распределяются по следующим нормативам отчислений:

  • в бюджет ПФР — 60%;
  • в бюджет федерального фонда ОМС — 2%;
  • в бюджеты территориальных фондов ОМС — 18%;
  • в бюджет ФСС — 20%.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). По данным МНС РФ, к началу 2002 г. во всех регионах введен единый налог на вмененный доход, в то время как на упрощенную систему перешло менее 3% малых организаций с долей налоговых поступлений менее 1%.
ЕНВД обеспечивает правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот. В этой связи эффективность введения этого налога в наибольшей степени должна проявиться в крупных промышленных и торговых центрах, больших городах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ в отношении следующих видов деятельности:

  1. оказания бытовых услуг, в том числе:
  • ремонта обуви и изделий из меха;
  • ремонта металлоизделий;
  • ремонта одежды;
  • ремонта часов и ювелирных изделий;
  • ремонта и обслуживания бытовой техники, компьютеров и оргтехники;
  • услуг прачечных, химчисток и фотоателье;
  • услуг по чистке обуви;
  • оказания парикмахерских услуг;
  • других видов бытовых услуг;
  1. оказания ветеринарных услуг;
  2. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  3. розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 70 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  4. оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 м2;
  5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

Региональные власти могут определять порядок введения ЕНВД на своей территории, выбирать из приведенного закрытого перечня виды деятельности, по которым в данном регионе вводится ЕНВД, и устанавливать величину коэффициента К2 (об этом — ниже). Все остальные элементы налога установлены единообразно по всей стране. Уплата ЕНВД предусматривает замену уплаты следующих налогов:

Для организаций Для предпринимателей
налог на прибыль организаций налог на доходы физических лиц
налог на добавленную стоимость налог на добавленную стоимость
налог с продаж налог с продаж
налог на имущество налог на имущество
единый социальный налог единый социальный налог

Следует, однако, помнить, что налогоплательщики освобождаются не вообще от уплаты перечисленных налогов, а только в части тех операций или активов, которые относятся к деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (от несчастных случаев) уплачиваются в общем порядке.
При осуществлении нескольких видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности. Если плательщик осуществляет наряду с деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иную деятельность, он обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и операций по деятельности, подлежащей и не подлежащей обложению ЕНВД.
Плательщиками ЕНВД являются организации и предприниматели, осуществляющие перечисленные виды деятельности. В отличие от упрощенной системы налогообложения плательщик не имеет права выбора и обязан уплачивать ЕНВД, если он установлен в данном субъекте РФ для одного или нескольких из перечисленных видов деятельности, независимо от места своей регистрации.
Плательщики, не состоящие на учете того субъекта РФ, в котором они осуществляют указанные виды деятельности, обязаны встать на учет по месту осуществления этой деятельности в срок не позднее 5 дней с начала осуществления деятельности и уплачивать ЕНВД.
Объектом обложения признается вмененный доход плательщика — его потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, влияющих на получение указанного дохода.
Налоговая база — величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.
Установлены следующие физические показатели, характеризующие определенный вид деятельности, и базовая доходность в месяц:

Виды предпринимательской деятельности Физические
показатели
Базовая доходность в месяц, руб.
Оказание бытовых услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 5000
Оказание ветеринарныхуслуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 5000
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 8000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала (в квадратных метрах) 1200
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети Торговое место 6000
Общественное питание Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) 700
Оказание автотранспортных услуг Количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов 4000

Виды предпринимательской деятельности Физические
показатели
Базовая доходность в месяц, руб.
Разносная торговля, осуществляемая индивидуальными предпринимателями (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 3000

Базовая доходность корректируется (умножается) на корректирующие коэффициенты К1, К2, К3. Субъекты РФ не вправе вводить дополнительные коэффициенты. Корректирующие коэффициенты базовой доходности показывают степень влияния того или иного фактора на результат деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате ЕНВД.
Посредством коэффициента К1 учитывается совокупность особенностей:

  • ведения деятельности в различных муниципальных образованиях;
  • населенного пункта или места его расположения;
  • места расположения внутри населенного пункта.

К 1 _ 1000 + Коф 1000 + Ком ’
где Коф — кадастровая стоимость земли (по данным Государственного земельного кадастра) по месту осуществления деятельности плательщиком;
Ком — максимальная кадастровая стоимость земли для данного вида деятельности;
1000 — стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.
Порядок доведения сведений о кадастровой стоимости устанавливается Правительством РФ.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает совокупность прочих особенностей ведения деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности. Его значения устанавливаются субъектами РФ на календарный год в пределах 0,1—1.
Корректирующий коэффициент КЗ — это коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в России. Эти коэффициенты публикуются в порядке, установленном Правительством РФ.
Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода (квартал). Если в течение налогового периода у плательщика произошло изменение величины физического показателя, при исчислении ЕНВД он учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Резюмируя все вышесказанное, определим величину вмененного дохода:
ВД = БД х 1000 + Кофх к 2х К ЭхФП,
1000 + Ком
где ВД — вмененный доход;
БД — базовая доходность в месяц;
Ф П — физический показатель в зависимости от вида деятельности за налоговый период.
Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% вмененного дохода.
Порядок и сроки уплаты ЕНВД. Уплата производится плательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего периода. Сумма ЕНВД уменьшается плательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период при выплате плательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных предпринимателями за свое страхование. Иными словами, к сумме ЕНВД установлены налоговые вычеты. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются МНС.
Суммы ЕНВД зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Особенности правового статуса предпринимателя без образования юридического лица

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения. Индивидуальный предприниматель — дееспособный гражданин, самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный для этих целей в установленном порядке. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий гражданин способен реализовать это право. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать такими общими признаками субъекта гражданского права, как:

1) правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности;

2) дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ);

3) наличие местожительства, т.е. места, где гражданин проживает постоянно или преимущественно.

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане — граждане, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть им, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской или иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу.

Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций.

Индивидуальные предприниматели вправе:

1) заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а при осуществлении предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, — при наличии лицензии;

2) заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом;

3) быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя определяются спецификой налогообложения предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. В отношении индивидуальных предпринимателей, как и для малых предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, установлены специальные налоговые режимы:

1 упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НКРФ) ;

2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не запрещено совмещать с предпринимательством.

Предприниматель без образования юридического лица – основные нормативные сведения

По статистическим данным официального портала ФНС по состоянию на 01.06.17 г. в Российской Федерации зарегистрировано около 3,813 млн. индивидуальных предпринимателей, из которых приходится:

  • На граждан РФ – 3,758 млн.
  • На иностранцев – 54 тыс.
  • На лиц, не имеющих гражданства, – 645.

Приведенные цифры говорят о том, что форма ИП является наиболее простой и выгодной с точки зрения ведения малого бизнеса. Ранее в российской экономике существовали понятия – ЧП (частный предприниматель) и ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица). В настоящее время такие термины заменены и объединены в один – ИП.

Почему же индивидуальное предпринимательство настолько востребовано? Прежде всего, это упрощенная процедура открытия. Регистрация ИП в Едином реестре осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ от 08.08.01 г. и проходит с предъявлением минимального пакета документации:

  • Заявление ф. Р21001.
  • ИНН, паспорт.
  • Квитанция по оплате пошлины.

Срок регистрации занимает всего 3 рабочих дня. Регистрирующий орган выбирается только по месту постоянной регистрации физлица, в некоторых случаях допускается регистрация по месту временной прописки. Имущественная ответственность по обязательствам, возникшим в процессе рабочей деятельности, распространяется на принадлежащее физлицу имущество (стат. 24 ГК), кроме запрещенного к взысканию по ГПК. Это главное отличие ИП от ООО, участник которого отвечает по своим обязательствам в пределах величины уставного капитала.

Обратите внимание! Не признаются предпринимательством разовые сделки, не имеющие систематического характера и подлежащие налогообложению в зависимости от конкретных особенностей ситуации.

Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица

Правовое регулирование предпринимательства, как и деятельности коммерческих организацией, осуществляется согласно требованиям гражданского законодательства РФ, а также другим нормативным актам. При этом отличительными чертами ИП являются:

  • Имущественная и юридическая самостоятельность – предприниматель вправе заключать сделки с другими физическими и юридическими лицами, заниматься производством или продажей товаров, выполнять работы и оказывать услуги, нанимать персонал.
  • Наличие рисков – деятельность ведется ради получения доходов и извлечения прибыли, но не исключено влияние различных неблагоприятных факторов, которые могут привести к необходимости закрытия бизнеса, вплоть до признания банкротства при выявлении факта платежной несостоятельности гражданина.
  • Ограничение доступных направлений деятельности – ИП не может заниматься отдельными направлениями, для ведения которых требуется статус ООО.
  • Территориальная доступность – ИП может работать по всей территории РФ вне зависимости от фактического места регистрации. Исключение – ПСН, требующая получения патента по месту ведения деятельности.

В заключение необходимо сказать несколько слов о процедуре банкротства ИП. Перечень причин, ведущих к признанию предпринимателя несостоятельным (невозможность отвечать по имеющимся текущим обязательствам), приведен в Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. и стат. 25 ГК. Это, в первую очередь, невозможность удовлетворить требования со стороны кредиторов или выполнить свои обязанности по оплате обязательных сумм платежей. Согласно правилам арбитражного законодательства, судебные органы принимают заявления, если величина долга превышает 10000 руб., а платежи не выполняются более 3 мес. от момента возникновения.

Обратите внимание! Процедура проведения банкротства для ИП и физлица не отличается, равно как и существующий порядок удовлетворения требований кредиторов. Но признание физлица банкротом возможно, если сумма невыполненных обязательств превышает 500000 руб. (п. 2 стат. 213.3 Закона № 127-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *