Представительские расходы

Содержание

Определяемся, какие расходы относятся к представительским

Для целей налогообложения к представительским относятся те расходы, которые связаны с официальным приемом и/или обслуживаниемподп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ:

  • физических лиц и представителей организаций, участвующих в переговорах в целях установления и/или поддержания взаимного сотрудничестваПисьма Минфина от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149, от 27.05.2009 № 03-03-06/1/351;
  • участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа компании.

Под официальным приемом понимается завтрак, обед, ужин или иное аналогичное мероприятие.

А под обслуживанием подразумевается:

  • доставка участников к месту проведения представительского мероприятия и обратно (однако нельзя учесть как представительские затраты на оплату авиационных и железнодорожных билетов и издержки, связанные с доставкой прибывших на мероприятие от вокзала до гостиницы, а также расходы по проживаниюПисьмо ФНС от 18.04.2007 № 04-1-02/306@);
  • буфетное обслуживание во время переговоров. В Налоговом кодексе нет перечня продуктов и напитков, затраты на которые нельзя включать в состав представительских расходов. Поэтому расходы на алкогольные напитки, купленные для проведения официальных мероприятий, тоже можно учесть в составе представительских расходовПисьмо Минфина от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176; Постановление ФАС ПО от 15.01.2013 № А55-14189/2012;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Представительские расходы можно учесть даже в том случае, если по итогам встречи желаемый договор или контракт не будет подписан. Ведь Налоговый кодекс не ставит возможность признания представительских расходов в зависимость от результативности проведенного мероприятияп. 2 ст. 264 НК РФ; Постановления ФАС ЦО от 27.08.2009 № А48-2871/08-18; ФАС УО от 23.12.2008 № Ф09-8529/08-С2.

СОВЕТ

Затраты, направленные на повышение лояльности клиентов, поставщиков или иных организаций и физических лиц, однако не подходящие строго под определение представительских расходов, данное в Налоговом кодексе, лучше представительскими в своем учете не называтьПостановление ФАС МО от 23.05.2011 № КА-А40/4584-11. Безопаснее учесть их как прочие расходыподп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такой подход не только предотвратит возможные разногласия с проверяющими, но и позволит учесть ваши обоснованные расходы без каких-либо ограничений в налоговом учете. К примеру, нельзя отнести к представительским расходам затраты на чай, кофе и сладости, которыми секретарь угощает клиентов, посещающих офисПисьмо Минфина от 12.05.2010 № 03-03-06/1/327.

Иногда организации учитывают в составе представительских расходов затраты на проведение корпоративных праздников, к примеру Нового года, 8 Марта или 23 Февраля. Однако подобные расходы связаны с развлечением работников, поэтому их нельзя учесть при расчете налога на прибыль ни в качестве представительских, ни в качестве иных прочих расходовп. 2 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 11.09.2006 № 03-03-04/2/206.

А вот если на развлекательное мероприятие были приглашены представители контрагентов и цель его проведения — улучшение деловых связей и поддержание сотрудничества, в суде можно будет настаивать, что расходы на проведение такого мероприятия представительскиеПостановление ФАС УО от 19.01.2012 № Ф09-9140/11. Но риск спора с инспекцией все же сохраняется.

Составляем подтверждающие документы

В НК нет жесткого перечня документов, которыми подтверждаются представительские расходы. По мнению Минфина, подтвердить их помогутПисьмо Минфина от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288:

  • первичные документы, подтверждающие стоимость приобретенных товаров и услуг, использованных для представительских мероприятий, в частности те, которые прилагаются к авансовому отчету, если работник расплачивался наличными (договоры, счета, накладные, акты, счета-фактуры, чеки ККТ, товарные чеки, другие платежные документы);
  • отчет (утвержденный руководителем) о проведенном представительском мероприятии и расходах на него. Не лишним будет указать его результаты. Это может быть, к примеру, или подписание протокола о намерениях заключить договор в будущем, или просто установление доверительных деловых отношений.

Налоговая служба солидарна с Минфином и уточняет: можно составить любой документ, главное — чтобы из его содержания следовало, что конкретные документально подтвержденные затраты организации связаны с проведением представительских мероприятийПисьмо ФНС от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852.

Ранее Минфин настаивал на том, что дополнительно нужны приказ руководителя о проведении представительского мероприятия и смета представительских расходовПисьма Минфина от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807. Однако в рамках совершенствования налогового администрирования количество документов, подтверждающих представительские расходы, сокращеноп. 10 разд. IV Плана, утв. Распоряжением Правительства от 10.02.2014 № 162-р.

Привычнее все же составлять отчет. Форма его произвольная. Предлагаем вам образец такого отчета.

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Красная смородинка»

/ Е.В. Слейман /

25 апреля 2014 г.

Отчет о проведении официального приема представителей ООО «Любимые сады»

25 апреля 2014 г.

Официальный прием представителей ООО «Любимые сады» состоялся 21 апреля 2014 г. Место проведения переговоров — г. Москва, Ленинский проспект, д. 38, банкетный зал ресторана «Спутник».

На приеме присутствовали:
— представители ООО «Любимые сады» — 7 человек, в том числе генеральный директор Ю.И. Велебужский;
— представители ООО «Красная смородинка» — 8 человек, в том числе генеральный директор Е.В. Слейман.Нет необходимости перечислять тех, кто присутствовал на официальном банкете. Подобных требований в НК нет. Но в отчете об официальном банкете не лишним будет указать количество присутствовавших представителей контрагентов и потенциальных клиентов

По итогам официального приема подписан контракт на поставку новой продукции — сока «Юбилейный». Также заключено дополнительное соглашение к действующему договору № 1168/2013 о поставках продукции.

Общая сумма расходов на проведение представительского мероприятия составила 47 000 руб., в том числе:
— на аренду банкетного зала — 10 000 руб.;
— на покупку еды и напитков — 37 000 руб.

Копия кассового чека за ресторанное обслуживание прилагается.Если расходы на проведение представительского мероприятия были оплачены наличными деньгами, оригиналы документов, подтверждающих такую оплату (чек ККТ, бланк строгой отчетности), должны быть приложены к авансовому отчету работника, оплачивавшего наличными затраты на мероприятие

Исполнительный директор О.Д. Мицкевич

Налоговый учет: норматив для прибыли и НДС

Налоговый учет представительских расходов состоит из трех этапов.

ЭТАП 1. Считаем представительские расходы текущего месяца (квартала).

Дата признания представительских расходов определяется:

  • <если>мероприятие оплачивалось в безналичном порядке — то как дата утверждения отчета о представительском мероприятиип. 1 ст. 272 НК РФ;
  • <если>представительские расходы были оплачены работником наличными — то как наиболее поздняя из двух датп. 1, подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ:
  • <или>дата утверждения отчета о проведенном мероприятии;
  • <или>дата утверждения руководителем авансового отчета.

ЭТАП 2. Выясняем, какую часть представительских расходов можно учесть в текущем периоде исходя из норматива — 4% от начисленных расходов на оплату труда (перечисленных в ст. 255 НК РФ) за текущий отчетный/налоговый периодп. 2 ст. 264, п. 4 ст. 272 НК РФ.

Учтите, что и сумму представительских расходов, и сумму расходов на оплату труда при нормировании нужно определять нарастающим итогом с начала годап. 7 ст. 274, ст. 315 НК РФ. И если какая-то часть представительских расходов не будет учтена в одном квартале, с большой долей вероятности она может быть (хотя бы частично) учтена в следующем квартале того же календарного года.

ЭТАП 3. Принимаем к вычету НДС по представительским расходам, учтенным в пределах норматива в качестве расходов текущего периода.

Если по всем представительским расходам продавцами был предъявлен входной НДС, то формула для расчета части налога, который можно предъявить к вычету, такая (отметим, что все суммы берутся нарастающим итогом с начала года).

Но такое бывает довольно редко. И если по каким-либо затратам продавцами был предъявлен входной НДС, а по другим — входного налога не было, то выгоднее пойти по иному пути. Исходите из того, что при расчете налога на прибыль в пределах норматива вы учитываете прежде всего те расходы, которые сопровождаются входным НДС. НК такой подход не запрещает. Главное, чтобы предъявляемый к вычету налог относился к расходам, принимаемым при исчислении налога на прибыльп. 7 ст. 171 НК РФ.

Если сумма представительских расходов в пределах норматива больше суммы расходов, по которым продавцом предъявлен входной НДС, то к вычету можно принять весь входной НДС по представительским расходам.

В иной ситуации для расчета суммы, предъявляемой к вычету, потребуется расчет. Приведем пример, подходящий в большинстве случаев. Опять же все суммы в нем считаются нарастающим итогом с начала года.

Поскольку представительские расходы надо нормировать нарастающим итогом с начала года, то может получиться, что НДС по таким расходам вы сможете принять к вычету частично в одном квартале, а частично — в другом (когда расходы перестанут быть сверхнормативными в целях налогообложения прибыли). В частности, из-за того, что в течение года фонд оплаты труда увеличивается и появляется возможность учесть в «прибыльных» расходах дополнительную сумму нормируемых затратПисьмо Минфина от 06.11.2009 № 03-07-11/285.

Если же по итогам года часть входного НДС по представительским расходам, которые не укладываются в «прибыльный» норматив, осталась не заявленной к вычету, то в налоговом учете такую сумму НДС нельзя учесть как самостоятельный расходп. 1 ст. 170, ст. 270 НК РФ.

Для нормирования представительских расходов и подсчета принимаемого к вычету НДС лучше создать налоговый регистр-расчет. Он может быть, к примеру, таким.

ООО «Красная смородинка»
форма утв. Приказом от 20.12.2013 № 25

Регистр-расчет представительских расходов
за 20 14 годФорма предлагаемого регистра предусматривает нормирование представительских расходов в течение всего года. Однако ее надо заполнять по итогам каждого квартала тем плательщикам налога на прибыль, у кого отчетные периоды — квартал, полугодие и 9 месяцев.
Если же отчетные периоды — месяц, 2 месяца и так далее, граф в регистре-расчете должно быть больше (суммы нормируемых представительских расходов надо считать на конец каждого отчетного периода и на конец года)ст. 285 НК РФ

№ строки Показатель Сумма, руб.
I квартал Полугодие 9 месяцев Год
1 Сумма расходов за последний квартал текущего отчетного/налогового периода 240 000 90 000 30 000
В том числе сумма расходов, по которым продавцом предъявлен НДС 160 000 40 000 10 000
2 Сумма расходов за отчетный/налоговый период, рассчитанная нарастающим итогом с начала года
(стр. 1 + стр. 2 за предыдущий отчетный период)
240 000 330 000 360 000
В том числе сумма расходов, по которым продавцом предъявлен входной НДС
(стр. 1а + стр. 2а за предыдущий отчетный период)
160 000 200 000 210 000
3 Сумма входного НДС, относящегося к представительским расходам последнего квартала текущего отчетного/налогового периода 28 800 7 200 1 000
4 Сумма входного НДС, относящегося к представительским расходам текущего года
(стр. 3 + стр. 4 за предыдущий отчетный период)
28 800 36 000 37 000
5 Сумма расходов на оплату труда, рассчитанная нарастающим итогом с начала года 3 000 000 3 900 000 6 000 000
6 Норматив представительских расходов — предельная величина, принимаемая для целей налогообложения
(стр. 5 х 4%)
120 000 156 000 240 000
7 Сумма расходов за отчетный период, принимаемая для целей налогообложения
(меньшее значение из показателей, отраженных в стр. 6 и в стр. 2)Суммы представительских расходов участвуют при расчете показателя строки 040 «Косвенные расходы — всего» приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль за соответствующий отчетный/налоговый период
120 000 156 000 240 000
8 Сумма расходов, принимаемая для целей налогообложения в последнем квартале
(стр. 7 – стр. 7 за предыдущий отчетный период текущего года)
120 000 36 000 84 000
9 Сумма входного НДС, принимаемого к вычету с начала года:

  • <если>стр. 2а ≤ стр. 7, то стр. 4;
  • <если>стр. 2а > стр. 7, то стр. 4 х стр. 7 / стр. 2а
21 600 28 080 37 000
Сумма входного НДС, принимаемого к вычету в последнем квартале
(стр. 9 – стр. 9 за предыдущий отчетный период)
21 600 6 480 8 920

Лицо, ответственное за составление регистра

Бухгалтер И.В. Разумная

Дата составления 30.09.2014

На суммы, отраженные по строке 9а вышеуказанного регистра-расчета, можно зарегистрировать счета-фактуры по представительским расходам в книге покупок последнего квартала.

Бухгалтерский учет: преград нет

В бухгалтерском учете представительские расходы не нормируются и полностью признаются как расходы по обычным видам деятельностип. 5, п. 7, п. 9, п. 20 ПБУ 10/99. Они отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» или на счете 26 «Общехозяйственные расходы»:

  • <или>на дату утверждения авансового отчета — если работник отчитался о потраченных наличных деньгах после проведения представительского мероприятия;
  • <или>на дату завершения мероприятия и утверждения отчета по нему — если работник отчитался о расходах до этой даты.

В ситуации, когда организация применяет в бухгалтерском учете ПБУ 18/02 и часть представительских расходов будет превышать налоговый норматив, придется начислить отложенный налоговый актив (дебет счета 09 «Отложенные налоговые активы» – кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»). Если в следующих кварталах того же календарного года появится возможность признать в налоговом учете дополнительную часть расходов, которые ранее были сверхнормативными, то отложенный налоговый актив надо будет уменьшить обратной проводкой.

Если же на конец года останется часть расходов, которые в налоговом учете признать нельзя, с ней можно поступить так:

  • <или>погасить остаток ОНА проводкой по дебету счета 68 и кредиту счета 09 и на ту же сумму начислить постоянное налоговое обязательство по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции с кредитом счета 68п. 7 ПБУ 18/02;
  • <или>списать остаток ОНА на счет 99 «Прибыли и убытки» (как при выбытии актива/обязательства, по которому оно было начислено в связи с тем, что списываемая сумма не повлияет на налогооблагаемую прибыль как текущего, так и последующих отчетных периодов)п. 17 ПБУ 18/02. Этот способ проще, но он не совсем верный (поскольку как такового выбытия актива/обязательства не происходит). Однако итоговая сумма налога на прибыль по данным бухучета будет такой же, как и при предыдущем варианте проводок.

При списании в конце года на расходы суммы НДС, относящегося к сверхнормативным представительским расходам, надо отразить постоянное налоговое обязательство по дебету счета 99 и кредиту счета 68 (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»)п. 7 ПБУ 18/02.

***

Если встречи руководства с представителями контрагентов не будут оформлены как официальные представительские мероприятия, инспекторы наверняка расценят их как личные встречи директора. А возмещение затрат на такие личные встречи не учитывается как представительские расходыПисьма Минфина от 16.11.2009 № 03-03-06/1/759, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675. Кроме того, возмещение руководителю его личных расходов должно рассматриваться как выплата ему доходаст. 209 НК РФ. А значит, с этой суммы организация должна исчислить НДФЛ (его надо удержать с других выплачиваемых доходов) и начислить страховые взносы.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

Исправно вести бухгалтерию, включая учёт накладных расходов и валовых доходов, — обязанность каждого хозяйствующего субъекта, независимо от формы организации и числа сотрудников. Особое внимание следует уделять статьям, отражающим затраты: часть из них может быть возвращена предпринимателю в виде вычета из налогооблагаемой базы. К таким расходам относятся и представительские — редко встречающиеся у индивидуальных предпринимателей и мелких компаний и составляющие существенные суммы у предприятий среднего и крупного бизнеса.

Учёт представительских расходов не так сложен, как может показаться: поставить их на баланс проще, чем написать хороший пресс-релиз или уникальное коммерческое предложение. Ниже будет рассказано, какие именно затраты относятся к этой статье и с помощью каких документов их можно подтвердить.

Что такое представительские расходы?

Представительские расходы — это, в соответствии со статьёй 264, пунктом 2 Налогового кодекса, осуществляемые наличным или безналичным путём денежные траты, возлагаемые налогоплательщиком на себя и непосредственно связанные с приёмом и обслуживанием в рамках мероприятия представителей других коммерческих и некоммерческих структур.

Представительские расходы — бухгалтерский термин, используемый при оптимизации налогообложения

Целью представительских расходов может быть налаживание, поддержание или возобновление деловых связей. Номинально к ним можно причислить любые траты, сопровождающие организацию деловых встреч; на практике же решать, что относится к представительским расходам, совместными усилиями предстоит предпринимателю и налоговому инспектору.

Важно: поскольку представительские расходы, согласно третьему абзацу пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса, являются основанием для частичного уменьшения облагаемой базы, владельцам бизнеса свойственно преувеличивать их, а представителям Федеральной налоговой службы, напротив, — преуменьшать. Каждая сторона может обжаловать действия другой — и так вплоть до достижения «золотой середины».

Само по себе включение в графу «Представительские расходы» лишних пунктов не является правонарушением: проверить правильность отчёта — обязанность ИФНС, а предприниматель невиновен до тех пор, пока не уклоняется от уплаты налогов. Не карается и неиспользование этой графы: право на получение налоговых льгот и вычетов — заявительное, и владелец бизнеса может в любой момент от него отказаться, выплачивая налоги в полном объёме.

Что относится к представительским расходам?

В соответствии с первым абзацем пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса к представительским расходам могут быть отнесены:

  1. Затраты на организацию и проведение официальных мероприятий для различных представителей: презентаций, конференций, деловых завтраков или обедов и так далее. Никаких указаний относительно места и времени проведения приёма в Налоговом кодексе не содержится: это может быть производственный цех, офис компании, кафе, ресторан или бизнес-центр, утром, днём или вечером, в будни или выходные. Критерия всего два: заявленные расходы несет сам налогоплательщик (не филиалы и не третьи лица), а мероприятие носит сугубо официальный характер — никаких дружеских встреч не допускается. В соответствии со вторым абзацем того же пункта той же статьи к представительским не относятся расходы, связанные с организацией отдыха, развлечений или лечения гостей. Поэтому, чтобы избежать проблем с налоговым инспектором, следует остерегаться проведения встреч в заведениях явно развлекательной направленности вроде кинотеатров, бань и саун, а также в санаториях — если только учреждение не принадлежит самому налогоплательщику. В последнем случае проведение приёма на своей территории совершенно оправдано и не может служить основанием для отказа в учёте представительских расходов. Кроме того, в статью нельзя включать траты на приобретение сувениров и дипломов, оформление помещения для встречи и дополнительные развлекательные мероприятия, непосредственно не связанные с официальным приёмом.
  2. Затраты на доставку представителей к месту проведения встречи, где бы оно ни находилось, и обратно. В виду (согласно Письму Министерства финансов №03-03-06/1/796 от 1 декабря 2011 года) имеются только расходы на перевозку гостя из точки текущей локации в конечную: включать в статью железнодорожные, авиа- или автобусные билеты, такси до гостиницы и проживание в ней (и тем более оформление визы) нельзя.
  3. Затраты на приобретение продуктов и напитков, предлагаемых представителям во время официальной части приёма, вне зависимости от времени суток и места проведения. Включать в статью расходы на алкоголь как часть угощения можно, а вот на продукты, предлагаемые вне мероприятия (даже если гости уже сидят в приёмной) — не разрешается.
  4. Затраты на оплату труда переводчика для обеспечения должного качества общения с представителями — иностранными подданными. Включать расходы в статью представительских можно, если переводчик не состоит в штате организатора приёма: своих сотрудников в отчёте учитывать нельзя.

Важно: понятие «представительские расходы» относится только к сотрудникам других организаций. Причислять к ним представителей филиалов и дочерних структур компании, не говоря уже о подразделениях, не допускается.

Что входит в понятие «представительские расходы» согласно нормам НК РФ?

Нормы, зафиксированные в п. 2 ст. 264 НК РФ, предполагают выделение среди расходов предприятия особой категории затрат — представительских расходов (ПР). Они могут быть представлены:

  • затратами, связанными с организацией официальных мероприятий (например, деловых завтраков, встреч, переговоров), обслуживанием приглашенных лиц в рамках данных мероприятий;
  • транспортными, буфетными расходами, направленными на обеспечение официальных мероприятий;
  • оплатой услуг, оказанных внештатным переводчиком, если фирма, организующая мероприятие, обращалась к нему за помощью.

Представительские расходы — это указанные выше расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль и понесены налогоплательщиком на организацию приема представителей других организаций, которые участвуют в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества, а также для приема участников, которые прибывают на заседание руководящего органа фирмы.

В понятие представительских расходов для целей уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль НК РФ не относит проведение переговоров с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако есть 3 письма Минфина РФ, в которых ведомство допускает возможность отнесения затрат на проведение переговоров с клиентами — физическими лицами к представительским расходам (см. письма от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149, от 27.05.2009 № 03-03-06/1/351, от 27.03.2009 № 03-03-06/2/64). Полагаем, что, несмотря на разъяснение Минфина РФ, расходы на проведение переговоров с клиентами (потенциальными клиентами) — физическими лицами безопаснее рассматривать не как представительские, а как другие обоснованные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Представительские расходы и налог на прибыль

Представительские расходы — как эти расходы участвуют в расчете налога на прибыль? Главная особенность ПР в том, что они могут быть использованы фирмой, работающей на ОСН, для уменьшения налогооблагаемой базы. Но не полностью: в п. 2 ст. 264 НК РФ установлен лимит их применения в отмеченных целях, составляющий 4% от затрат на оплату труда в соответствующем налоговом периоде.

Как добиться максимально эффективного использования представительских расходов в целях оптимизации налоговой нагрузки на предприятие, читайте в статье «В каком размере нормируются представительские расходы в 2017-2018 годах».

Перечень затрат на оплату труда определен в ст. 255 НК РФ. Он является закрытым, равно как и перечень собственно представительских расходов, который приведен в НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли представительские расходы должны соответствовать критериям, прописанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:

  • быть экономически обоснованными;
  • быть документально подтвержденными.

Нюансы включения представительских расходов в налоговую базу по прибыли и принятия к вычету НДС, относящегося к этим расходам, рассмотрены в статье «Представительские расходы и налог на прибыль».

Главный признак экономической обоснованности ПР — их осуществление в целях, определенных п. 2 ст. 264 НК РФ, то есть в целях установления или поддержания деловых связей между фирмой-налогоплательщиком и ее деловыми партнерами. Как документально подтвердить представительские расходы, рассмотрим чуть позже, а сейчас разберем примеры расходов, которые организации иногда ошибочно включают в состав представительских.

Что не входит в состав представительских расходов организации?

Некоторые организации включают в состав рассматриваемых расходов те затраты, которые связаны с официальными мероприятиями, но с точки зрения НК РФ не классифицируются как представительские. В частности, не могут быть отнесены к представительским, исходя из положений п. 2 ст. 264 НК РФ:

  • расходы на организацию развлечения гостей;
  • предоставление гостям медицинских сервисов.

Представительские расходы — как эти расходы не превысить, отнеся к ним неправомерные затраты? В целом при определении перечня ПР можно ориентироваться на простое правило, по которому расходы не следует относить к представительским, если:

1. Они прямо не перечислены в п. 2 ст. 264 НК РФ.

2. Они не разрешены к включению в представительские расходы правовыми актами ФНС или Минфина.

Так, в письме Минфина РФ от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136 указано, что покупка сувениров для гостей официального мероприятия не должна рассматриваться как ПР. Однако для сувениров с нанесенной символикой организации ИФНС и суды Москвы и области делают исключение (см. письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2, постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10 по делу № А40-55061/10-99-250, ФАС Московского округа от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10 по делу № А41-18513/08).

Не могут быть классифицированы как ПР затраты, понесенные в рамках мероприятий, которые не имеют официального характера, например неформальный ужин с партнерами в ресторане (письмо ФНС по Москве от 23.12.2005 № 20-12/95338).

Представительские расходы — какие это расходы с точки зрения бухгалтерского учета?

Стоит отметить, что ПР — категория, характеризующая только налоговый учет. В бухучете данные затраты никак не квалифицируются. На практике бухгалтерский учет подобных сумм осуществляется с применением норм ПБУ 10/99. В соответствии с ними, расходы фирмы по обычным видам деятельности должны разделяться:

  • на материальные;
  • те, что связаны с оплатой труда и с социальными отчислениями;
  • расходы по амортизации,
  • прочие затраты.

Итак, представительские расходы — какие это расходы с точки зрения бухучета? По своему экономическому смыслу ПР более всего подходят под категорию прочих затрат. При этом их перечень в бухучете фирма может определять самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99).

А теперь рассмотрим следующий вопрос: «Представительские расходы — какие это расходы с точки зрения отражения проводок по ним в бухучете?» Чаще всего соответствующие проводки регистрируются с применением счетов 26 или 44. Первый счет в основном задействуется промышленными фирмами, второй — торговыми. В НКО чаще всего применяется счет 86. Безусловно, при осуществлении бухгалтерского учета ПР важно также правильно соблюсти последовательность проводок с точки зрения отражения этапов оборота денежных средств. На практике они могут быть представлены:

  • выдачей средств из кассы предприятия подотчетным лицам в целях расходования в рамках официальных мероприятий — Дт 71 Кт 50;
  • оказанием услуг поставщиком — Дт 26 Кт 60;
  • получением авансового отчета от лица, по которому оно потратило полученные денежные средства по назначению (в целях оплаты услуг, перечисленных в п. 2 ст. 264 НК РФ), — Дт 26 Кт 71.

Следующий критерий применения ПР в целях оптимизации налогообложения — их документальное подтверждение.

Подтверждение представительских расходов в 2018 году: документы

Представительские расходы — какие это расходы с точки зрения их документального подтверждения?

Любые расходы в целях уменьшения налоговой базы, в силу положений п. 1 ст. 252 НК РФ, должны быть документально подтверждены. В НК РФ не отражены перечни документов, посредством которых фирма может удостоверять факты совершения соответствующих расходов.

На практике данными документами чаще всего являются:

  • приказ директора о проведении официального мероприятия;
  • смета расходов в рамках соответствующего мероприятия;
  • отчет о расходах в рамках мероприятия;
  • акт о списании расходов;
  • программа официального мероприятия;
  • договоры с поставщиками услуг, заказанных в целях проведения мероприятия;
  • первичные документы, отражающие расчеты по соответствующим услугам.

В случае если фирма регулярно проводит официальные мероприятия, основным документом, подтверждающим ПР, в ней может быть локальное положение о ПР. Данный документ регламентирует порядок учета соответствующих расходов с конкретной целью — уменьшения налогооблагаемой базы. Если положение о ПР принято в фирме, то указанные выше в списке документы будут дополнять его. При этом они должны составляться на основе форм, утвержденных в качестве приложений к положению о ПР.

Стоит отметить, что перечисленный выше перечень документов, с помощью которых можно подтвердить ПР, сформировался не на основе деловой практики (хотя ее роль в данном случае также важна), а на основе прежде всего нормотворческой. Дело в том, что фактически каждый из рассмотренных выше типов источников был, так или иначе, рекомендован Минфином в письмах, которые ведомство с некоторой периодичностью издает в целях разъяснения порядка учета ПР.

См. «Как правильно оформить представительские расходы — пример?».

Представительские расходы — какие это расходы, по мнению судей?

Известны прецеденты, когда представительскими были признаны расходы, совершенные на основании договора на оказание консультационных услуг, заключенного между фирмой и ее партнером (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2006 № А42-8823/04-28).

Есть у фирм шансы и на признание представительскими тех расходов, что понесены в рамках организации презентаций для представителей СМИ. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 12.01.2006 № А62-817/2005 установил, что компания, организующая деловой семинар, правомерно отнесла к ПР расходы на транспортные услуги для журналистов различных СМИ, которые были приглашены на данный семинар, в то время как ФНС отказалась квалифицировать данные затраты как представительские. Однако в данном случае имело значение то, с какой целью приглашались представители СМИ — для установления делового сотрудничества с печатными изданиями и телекомпаниями, в рамках которого предполагалось размещать на соответствующих медийных площадках рекламу и статьи.

Позиция ФНС и судов несхожа также в отношении признания ПР оплаты проживания приглашенных на официальное мероприятие лиц в гостинице. Налоговики не считают эти расходы представительскими по причине того, что они не включены в перечень затрат, определенный п. 2 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235). Но судебный прецедент, по которому ФАС Западно-Сибирского округа вынес постановление от 01.03.2007 № Ф04-9370/2006(30552-А81-27), свидетельствует о том, что арбитраж может иметь иное мнение по данному вопросу. Тогда суд посчитал, что оплата проживания в гостинице приглашенных лиц все же является ПР, поскольку понятие «обслуживание», зафиксированное в п. 2 ст. 264 НК РФ, можно толковать шире, чем в контексте разновидностей ПР, перечисленных в НК РФ, включая в него и оплату мест в гостинице для гостей официального мероприятия.

Что такое «Представительские расходы» Организации?

В условиях современного предпринимательского рынка трудно представить себе организацию, которая существовала бы обособленно, не имея каких-либо связей с другими субъектами хозяйственной деятельности. Приобретая сырье, осуществляя процесс производства и реализации продукции, хозяйствующий субъект устанавливает определенные экономические связи. Занимаясь бизнесом, организация нередко проводит встречи и приемы представителей других организаций, в результате проведения которых заключает необходимые ему сделки. Однако организация таких встреч влечет за собой определенные затраты. Такие затраты, являясь по своей сути коммерческими, составляют, так называемые, представительские расходы.

Итак, представительские расходы — это расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. (НК РФ статья 264, пункт 2).

Нужно отметить, что на сегодняшний день, само понятие «представительских расходов», а также порядок отнесения их на затраты несколько изменился.

Напомним, что до 1 января 2002 года, понятие представительских расходов организаций регулировалось Приказом Минфина РФ от 15.03.2000 года №26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения». Данный документ применялся в целях бухгалтерского учета и налогообложения. Однако с 1 января 2002 года данный Приказ утратил силу, в связи с вступлением в действие Главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ.

Поэтому, начиная с 1 января 2002 года при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, организации должны применять новый порядок учета представительских расходов, установленный Налоговым Кодексом РФ.

Налоговое законодательство относит представительские расходы к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Данному виду расходов посвящена статья 264 НК РФ, а представительским расходам пункт второй данной статьи.

Если сравнить определение представительских расходов, данное Приказом Минфина от 15.03.2000 года №26н и определение, данное Налоговым Кодексом, то можно увидеть, что редакция Кодекса содержит несколько существенных отличий.

Во-первых, Налоговым Кодексом установлено, что к представительским расходам относятся расходы не только связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, но и официальных лиц самого налогоплательщика, участвующего в переговорах.

Во-вторых, Налоговый Кодекс исключил из состава представительских расходов затраты, связанные с посещением культурно-зрелищных мероприятий. В пункте 2 статьи 264 НК РФ прямо указано, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

В третьих, Налоговый Кодекс дает уточнение, что представительские расходы являются таковыми независимо от места проведения указанных мероприятий. Как показывает арбитражная практика, до 01 января 2002 года налоговые органы не всегда принимали расходы, отнесенные налогоплательщиком на себестоимость продукции в качестве представительских расходов, если официальная встреча проводилась не в месте фактического нахождения принимающей стороны, а на «нейтральной» территории. В такой ситуации, налогоплательщик был вынужден отстаивать свою правоту в судебном порядке, неся при этом материальные и моральные издержки. Думается, что новое определение состава представительских расходов исключит такие моменты.

Однако, нужно сказать, что редакция пункта 2 статьи 264 НК РФ не идеальна. Это касается транспортного обслуживания участников встречи. Что имел в виду законодатель под данными расходами, остается тайной: транспортное обслуживание в пределах одного населенного пункта, или что-то другое? А если участник переговоров – иностранец и прибывает из-за рубежа, на самолете, специально направленном налогоплательщиком, то это, наверное, транспортное обслуживание? Поэтому, видимо, в дальнейшем у налогоплательщиков будут возникать вопросы, касающиеся этого вида затрат.

Анализируя статью 264 НК РФ нужно отметить, что перечень представительских расходов, установленный данной статьей является закрытым и расширению не подлежит. Поэтому, хочется дать бухгалтерам совет, при отнесении каких либо расходов в состав представительских, тщательно проанализируйте их, дайте им правильную оценку, чтобы налоговые органы в данном вопросе не имели к вашей организации претензий.

Обратите внимание!

В соответствии с главой 25 НК РФ в составе представительских расходов нельзя отражать:

· обед в казино или пансионате;

· расходы по проживанию в гостиницах, прибывших для ведения переговоров, представителей других фирм;

· расходы по приобретению проездных билетов для представителей других фирм, участвующих в переговорах;

· оформление виз;

· затраты на проведение праздничных мероприятий и юбилеев.

Отдельно, хочется отметить и вопрос, связанный с отражением в учете расходов, связанных с проведением презентаций. В условиях современного предпринимательского рынка это явление распространено достаточно широко. Это вполне объяснимо, ведь расширение рынка сбыта товаров, продукции, работ или услуг предполагает проведение таких мероприятий, как презентация отдельных товаров (работ или услуг). Однако может быть и презентация фирмы в целом. Поэтому при отнесении затрат, связанных с презентацией, необходимо четко разграничивать, когда презентация будет признана таковой в представительских целях, а когда будет отнесена к рекламе.

«Презентация» (от латинского – представление, предъявление) достаточно часто употребляемое в деловом мире слово, означает мероприятие, проводимое с целью объявить о создании нового организации (магазина, павильона, выставки) или с целью представить общественности продукцию действующей организации (обычно — нового товара или нового вида услуг).

Такую презентацию, проводимую для ограниченного числа лиц (представителей поставщиков, заказчиков и иных потенциальных партнеров), нельзя отнести к рекламным расходам. Во-первых, состав приглашенных лиц четко определен и это вовсе не «неопределенный круг лиц». Во-вторых, такая презентация, как правило, имеет согласованную программу, включающую в себя совместные заседания, переговоры, совещания. Снятие ограничений по кругу приглашенных лиц делает данные расходы рекламными.

Для организаций, чей бизнес выходит за границы России, объективно необходимыми являются расходы по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц. Как правило, при этом организации требуются услуги переводчика. В соответствии с Налоговым Кодексом расходы по оплате услуг переводчика можно учесть в составе представительских, однако, при этом должно быть выполнено одно условие.

Если на официальном приеме или встрече представителей других организаций ваша сторона использует услуги переводчика, то отнести данные расходы к представительским можно только в том случае, если в штате вашей организации штатная единица по данному языку не предусмотрена. В противном случае, оплату услуг переводчика вам придется отнести за счет расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание. Если ваша организация пользуется услугами приглашенного переводчика, например, физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, то в качестве представительских расходов будет выступать только оплата его услуг.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового Кодекса РФ вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу (ЕСН) у организации, производящей данные выплаты. При этом в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера не включаются — основание пункт 3 статьи 238 НК РФ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации на сумму вознаграждения, выплачиваемого переводчику, организации следует начислить ЕСН в порядке, установленном главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Кроме того, поскольку согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, то на сумму вознаграждения, выплачиваемого переводчику, организации следует также начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Что касается начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с вознаграждения за оказанные услуги по гражданско-правовому договору, то в соответствии с пунктом 2 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года №184, указанные взносы начисляются и уплачиваются организациями только если это предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным с физическим лицом.

Исходя из того, что перечень представительских расходов, содержащийся в Налоговом Кодексе, закрытый и расширению не подлежит, то в качестве представительских расходов будет выступать только непосредственно сумма вознаграждения, выплачиваемая переводчику.

В целях налогообложения прибыли суммы ЕСН учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, так установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Рассматривая представительские расходы, нельзя не остановиться и на организациях, чей уставный капитал состоит из вкладов иностранных юридических лиц. Такие хозяйствующие субъекты неизбежно сталкиваются с такими видами расходов, как, например, оформление въездных виз для сотрудников иностранных компаний. Как показывает практика, нередко организации отражают такие расходы в составе представительских расходов. Однако такая классификация этих расходов не правомерна. Налоговый Кодекс содержит закрытый перечень расходов, следовательно, затраты на оформление въездных виз для сотрудников иностранной компании в целях налогового учета не могут быть учтены как представительские расходы. Списываются такие затраты на расходы, не снижающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

По этой же причине неправомерно отражать в составе представительских расходов и затраты, осуществленные организациями на выплату вознаграждений членам совета директоров, затрат в виде компенсаций расходов на проживание, перелет, питание и прочее, нельзя учесть в виде представительских и расходы по приему и обслуживанию участников ревизионной комиссии.

Напомним, что в соответствии с положениями Федеральных законов от 26.12.1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ревизионная комиссия общества создается для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью и не относится к руководящему органу организации.

Кроме того, расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового Кодекса*

*Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.*

Поскольку расходы, связанные с приемом и обслуживанием участников ревизионной комиссии, не соответствуют критериям, приведенным в данном пункте Налогового Кодекса, в частности, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то указанные расходы не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Более подробно с вопросами выдачи и учета подотчетных сумм, учета и налогообложения командировочных и представительских расходов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Подочет с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Представительские и командировочные расходы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *