Преподаватели СПО

Начиная с 2002 г. на страницах настоящего журнала опубликовано (в рубрике «Проблемы науки и образования») немало статей, посвященных исследованию процессов развития системы высшего профессионального образования в нашей стране. В последние годы активно обсуждаются следующие вопросы: механизм финансирования высшего образования в России; рынки услуг профессионального образования и труда; методология формирования системы показателей современного вуза; оценка качества профессионального образования с учетом критерия занятости; управление инновационной деятельностью вузов; формирование инновационной инфраструктуры с участием вузов . В отдельных статьях рассматриваются и вопросы подготовки магистров .
Между тем, весной текущего года начался процесс государственной аккредитации магистерских программ, реализуемых в российских вузах на основе образовательных стандартов третьего поколения — федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) с 2011 года.
Как известно, в этих стандартах определены три группы требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ (далее — ООП) магистратуры; требования к структуре ООП магистратуры; требования к условиям реализации ООП магистратуры.
В данной статье анализируются требования к условиям реализации ООП магистратуры в части кадрового обеспечения, формулируются проблемные вопросы их выполнения и предлагаются подходы к их решению.
Во многих ФГОС ВПО (к примеру, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 030960 — Юриспруденция (магистратура), в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 — Менеджмент (магистратура), в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 — Экономика (магистратура)) установлены, в частности, следующие единые требования (п.7.17. для вышеуказанных ФГОС ВПО): «Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью».
Из этого следует, что научно-педагогические кадры соответствуют указанным требованиям, если соблюдаются одновременно три условия:
1. Наличие базового образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины;
2. Наличие ученой степени или опыта деятельности в соответствующей профессиональной сфере;
3. Систематические занятия научной и/или научно-методической деятельностью.
Приведенные требования вызывают ряд вопросов:
1. Как определить — систематически или не систематически занимаются научно-педагогические кадры научной и/или научно-методической деятельностью? По каким критериям и/или показателям это будет оцениваться? По количеству научных публикаций в течение календарного или учебного года? По частоте публикаций за кварталы учебного года? За несколько лет?
2. По какой научной специальности должна быть получена ученая степень, если преподаватель проводит занятия, к примеру, по дисциплине «Эконометрика»? По специальности 08.00.01 — Экономическая теория? По специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики?

3. В какой профессиональной сфере должен иметь опыт преподаватель, не имеющий ученой степени, ведущий занятия, предположим, по одной из дисциплин вариативной части общенаучного цикла — «Актуальные проблемы современной философии»?
4. Какое базовое образование должен иметь преподаватель, которое соответствовало бы профилю преподаваемой им дисциплины, например, дисциплины «Конкурентоспособность национальной экономики»? Высшее экономическое образование по любой специальности или направлению подготовки?
5. Что должно соответствовать профилю преподаваемой дисциплины? Наименование специальности по диплому о ВПО? Наименование квалификации по диплому о ВПО? Перечень учебных дисциплин, содержащихся в приложении к диплому о ВПО? Актуален и такой вопрос — что такое «профиль преподаваемой дисциплины»?
В связи с этим автор настоящей статьи направил 13.11.2012 г., как частное лицо, электронное обращение в Минобрнауки России, содержащее часть наших вопросов, указанных выше (объем обращения ограничен 2000 символами), текст которого, выделенный курсивом, приведен ниже.
Текст электронного обращения в Минобрнауки России
«В ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.68 «Экономика», утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 № 543, в п. 7.17 есть, в частности, такая запись: «Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью».
В связи с тем, что аналогичная запись содержится и в ФГОС ВПО по другим направлениям подготовки магистров (например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 030960 «Юриспруденция», в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»), а также, принимая во внимание, что количество специальностей, по которым выдавались дипломы о высшем профессиональном образовании в Советском Союзе и выдаются в современной России, значительно меньше количества учебных дисциплин, изучаемых в российских вузах, просим разъяснить содержание фрагмента вышеуказанной записи «…имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины…».
Что должно соответствовать профилю преподаваемой дисциплины? Название специальности по диплому? Название квалификации по диплому? Перечень учебных дисциплин, содержащихся в приложении к диплому? Что такое «профиль преподаваемой дисциплины»?
Поставленный нами вопрос остроактуален в связи с тем, что весной 2013 г. начнется процесс аккредитации магистерских программ на основе ФГОС ВПО (набор магистрантов 2011 года), требования которых вузы должны выполнять, а поэтому хотелось бы получить исчерпывающие разъяснения по данному вопросу».
Ожидая получения ответа на наше обращение из Минобрнауки России, автор данной статьи провел анализ текстов целого ряда ФГОС ВПО, государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения (далее — ГОС ВПО-2), государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования первого поколения (далее — ГОС ВПО-1) с целью выяснить, когда впервые появились в образовательных стандартах ВПО требования к кадровому обеспечению учебного процесса, как они формулировались, какие трансформации претерпели при переходе от одних стандартов к другим.
Приведем в кратком виде результаты нашего исследования.
1. В ГОС ВПО-1 (анализировались стандарты: по специальности 060800 — Экономика и управление на предприятиях (по отраслям); по специальности 061100 — Менеджмент; по специальности 060600 — Мировая экономика; по специальности 021100 — Юриспруденция), утвержденных в 1995–1996 гг., требования к кадровому обеспечению учебного процесса не устанавливались.
2. Впервые такие требования появились в ГОС ВПО-2, утвержденных в 2000 году.
Приведем несколько примеров.
Пример 1.
В ГОС ВПО по специальности 060800 — Экономика и управление на предприятиях (по отраслям) в п.6.2. содержалось следующее требование: «Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило (выделено мною — С.У.), ученую степень (звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью…Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь базовое образование, ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере» .
Пример 2.
В ГОС ВПО по специальности 060600 — Мировая экономика в п.6.2. содержалось следующее требование: «Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило (выделено мною — С.У.), базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере» .
Пример 3.
В ГОС ВПО по специальности 021100 — Юриспруденция в п.6.2. указано: «Реализация основной образовательной программы подготовки юриста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило (выделено мною — С.У.), базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью… Вести преподавание по общепрофессиональным дисциплинам могут преподаватели, имеющие базовое юридическое образование и/или ученую степень кандидата (доктора) юридических наук» .
Таким образом, общий смысл требований к кадровому обеспечению учебного процесса по указанным трем специальностям таков: занятия по не специальным (или не общепрофессиональным) дисциплинам могут вести преподаватели, имеющие, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины; занятия по специальным (или общепрофессиональным) дисциплинам могут вести преподаватели, имеющие ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
3. В ГОС ВПО, утвержденных в 2005–2007 гг., требования к кадровому обеспечению учебного процесса, содержащиеся в ГОС ВПО-2, утвержденных в 2000 году, были дополнены новыми положениями, указанными курсивом.
Например, в ГОС ВПО по специальности 080506 — Логистика и управление цепями поставок, утвержденном в 2006 году, в п.6.2. указано: «Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, (выделено мною — С.У.), базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, что должно подтверждаться опубликованными печатными работами за последние 3-5 лет, а также прохождением стажировок, повышением квалификации и/или профессиональной переподготовкой в ведущих российских и зарубежных вузах и учебных центрах» .
4. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 — Юриспруденция (бакалавриат) в п.7.17. содержатся следующие требования: «Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, (выделено мною — С.У.), базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.» Аналогичные требования содержатся и в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 — Экономика (бакалавриат), и в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 — Менеджмент (бакалавриат) .
Как видно из проведенного нами анализа, требования к кадровому обеспечению реализации ООП, содержащиеся в ГОС ВПО-2 по специальностям, в полном объеме «перекочевали» в ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров, а также в ФГОС ВПО по специальностям (см., например, ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 — Экономическая безопасность) .
Сопоставление требований к кадровому обеспечению учебного процесса, содержащихся в ГОС ВПО — 2 по специальностям и в ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров, показывает, что требования к кадровому обеспечению реализации ООП магистратуры представляют собой некий симбиоз (объединение) требований к преподавателям, ведущим занятия по не специальным (или не общепрофессиональным) дисциплинам, и к преподавателям, ведущим занятия по специальным (или общепрофессиональным) дисциплинам, прописанных в ГОС ВПО-2 по специальностям.
Однако, при этом разработчики ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров (в части требований к кадровому обеспечению реализации ООП магистратуры), исключив из переносимых требований ГОС ВПО-2 слова «как правило», не учли, на наш взгляд, весьма важное обстоятельство.
Дело в том, что в ГОС ВПО-2 в укрупненной группе «Специальности экономики и управления» было 13 специальностей подготовки. Поэтому запись о том, что преподаватели должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, имела под собой определенное основание — широкий спектр специальностей подготовки. Однако, поскольку количество учебных дисциплин в начале 2000 годов было значительно больше количества специальностей подготовки, постольку, по-видимому, и появилась «мягкая» формулировка — «имеющие, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины».
Кроме того, в настоящее время в вузах работают преподаватели, получившие высшее профессиональное образование в разное время: определенная часть преподавателей закончили вузы в советское время, значительная часть преподавателей — в 90-е годы XX в., какая-то часть преподавателей обучалась на основе ГОС ВПО — 2. В ближайшем будущем в вузы придут преподавать граждане, которые получают в настоящее время высшее профессиональное образование на базе ФГОС ВПО. Между тем, сейчас, к примеру, количество направлений подготовки бакалавров и магистров (ФГОС ВПО) в рамках укрупненной группы «Экономика и управление» сократилось, по сравнению с 2000 г. (ГОС ВПО — 2), примерно, в 2 раза.
В декабре 2012 года на свое вышеуказанное обращение автор получил ответ из Минобрнауки России за подписью заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования следующего содержания: «Департамент государственной политики в сфере высшего образования рассмотрел Ваше обращение и сообщает.
Понятие «базовое образование» применительно в высшему профессиональному образованию в действующей нормативной правовой базе не закреплено, однако на начальном этапе перехода на уровневое образование и разработки образовательных стандартов постановлением Министерства науки, высшей школы и политики Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 13 было определено, что базовое высшее образование составляют образовательно-профессиональные программы, которые предоставляют «личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения». В пункте 2 документа указывалось, что «лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения».
Таким образом, с этого периода понятие «базовое образование» относят к первому высшему, либо к первому уровню высшего образования.
Требование пункта 7.17 федеральных государственных образовательных стандартов магистратуры о том, что реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью отвечает необходимости обеспечения учебного процесса педагогическими кадрами, обладающими глубокими фундаментальными знаниями в области преподаваемой дисциплины, которые сочетаются с опытом практической деятельности.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения».
В приведенном тексте акцент сделан на разъяснение того, что такое базовое образование. Однако, вопросы, содержащиеся в нашем обращении в Минобрнауки России, остались без ответа. В связи с этим встает вопрос практического характера: если требования к кадровому обеспечению реализации ООП магистратуры сформулированы в ФГОС ВПО (абзац 1 п.7.17.) в весьма общих, четко не определенных положениях, допускающих произвольные толкования, то как будут оценивать экспертные комиссии, приехавшие в конкретный вуз, выполнение требований к кадровому обеспечению реализации ООП конкретной магистерской программы? Ответ, на наш взгляд, очевиден — многое будет зависеть, по-видимому, от субъективных обстоятельств и, в частности, от степени благожелательности и наличия (или отсутствия) здравого смысла у членов экспертных комиссий.

С учетом изложенного, необходима, на наш взгляд, новая редакция первого абзаца п. 7.17. ФГОС ВПО (магистратура). Подходы здесь могут быть разные. Один из них — модернизировать действующую редакцию с учетом положительных моментов в требованиях к кадровому обеспечению, содержащихся в ГОС ВПО-2.
В связи с этим можно предложить следующий вариант: «Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование и ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. При этом преподаватели учебных дисциплин базовой части общенаучного и профессионального циклов должны иметь базовое образование, соответствующее, как правило, профилю преподаваемой дисциплины».
Такая формулировка, как нам представляется, сужает «поле неопределенности» в трактовке требований к кадровому обеспечению реализации ООП магистратуры и, кроме того, позволяет учесть многообразие и специфику изучаемых учебных дисциплин.

Повышение квалификации преподавателей вузов: преодолевая формализм

18.02.2019

По Федеральному закону «Об образовании в РФ», принятому в 2012 году, педагогические работники имеют возможность не реже чем один раз в три года получить дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. При этом вуз раз в пять лет обязан бесплатно предоставить преподавателям возможность пройти курсы повышения квалификации. Немаловажно и то, что от того, как они воспользуются этой возможностью, зависит и уровень их заработной платы, что порой приводит к формализации процесса повышения квалификации. На это обратили внимание в правительстве РФ и решили, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, рассмотреть вопрос ухода от «повышения квалификации ради документа по аттестации».

«Непрерывное обучение сегодня – необходимость»

Система повышения квалификации преподавателей вузов рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, которая должна соответствовать тем изменениям, которые происходят в науке, технике и технологиях.

По данным «Российской газеты», в странах Организации экономического сотрудничества непрерывным образованием охвачено более 50 процентов населения, в развитых странах типа Швеции – более 60, у нас показатель – меньше 20.

«Постоянное обновление знаний и непрерывное обучение сегодня – необходимость. Однажды полученного образования больше не хватит на всю жизнь. Уже сейчас для многих профессий требуется не просто компьютерная грамотность, а профессиональная: инженеру нужна программа AutoCAD для трехмерного моделирования, агроному – программа анализа дистанционного зондирования земли из космоса, врачу – специальная медпрограмма для диагностики», – цитирует издание ректора РУДН Владимира Филиппова.

Системные противоречия

Обосновывая необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей университетов, заведующая кафедрой «Иностранные языки» ФГБОУ Ростовского государственного университета путей сообщения Татьяна Исаева отметила в своей статье, опубликованной в электронном журнале «Концепт», основные недостатки существующей в стране системы:

• не все высшие учебные заведения имеют свою учебно-методическую базу для реализации системного повышения квалификации;

• содержание занятий зачастую характеризуется набором традиционных, «классических» тем по психолого-педагогическим наукам, слабо отражающих инновационные изменения в современном образовательном процессе;

• тематика курсов или семинаров для преподавателей не имеет системного характера, не затрагивает всю совокупность проблем, обозначившихся в высшем образовании;

• формы занятий с преподавателями ориентированы на формирование только знаниевого компонента, причем процесс повышения квалификации не увязан с развитием их профессионально-педагогической культуры и ключевых компетенций, составляющих эту культуру.

Она также выделила существующие противоречия в сложившейся в стране системе повышения квалификации педагогов вузов:

• между необходимостью в кратчайшие сроки сформировать у преподавателей знания, умения и компетенции, позволяющие осуществлять образование студентов в соответствии с компетентностным подходом, на основе которого построены государственные стандарты, и традиционным выбором тем, а также методов обучения преподавателей, ориентирующихся на «ЗУНовскую» парадигму обучения;

• между разным уровнем педагогических знаний преподавателей, продолжительностью педагогического стажа в высшем учебном заведении, сформированностью педагогической культуры в целом и фронтальной формой обучения, которая является наиболее популярной в организации процесса повышения квалификации;

• между общими требованиями к профессионально-педагогическому мастерству современного преподавателя любого университета и специфическими требованиями к знаниям и компетенциям педагогов технических вузов, обусловленными инновационными процессами и стремительным обновлением материально-технической базы партнеров-предприятий, на которых будут работать выпускники вузов.

Чтобы инновационные образовательные программы повышения квалификации преподавателей вузов отвечали потребностям сегодняшнего дня, при выборе приоритетов в отборе и структурировании учебного материала журнал «Высшее образование в России» рекомендует руководствоваться пятью основополагающими принципами, что обеспечит соответствие содержания программ и способов их реализации заявленным целям обучения.

Это принцип междисциплинарности и интеграции, ориентирующий отбор и структурирование учебного материала на синтез знаний из широкого спектра наук, сопряженных с профессионально-педагогической деятельностью преподавателя инженерного вуза (технических, психологических, педагогических, гуманитарных и др.); принцип гуманитаризации, проявляющийся в усилении социокультурных компонентов в структуре подготовки преподавателя инженерного вуза; принцип динамичности, определяющий возможность периодического обновления содержания программ и приведения их в соответствие с инновационными образовательными процессами и изменениями в научно-техническом, экономическом и социокультурном развитии; принцип соответствия форм организации учебного процесса целям практической подготовки к решению образовательно-воспитательных задач; принцип индивидуализации и дифференциации, направленный на учет потребностей, интересов и способностей слушателя, опыта его педагогической деятельности и базового профессионального образования.

С отрывом от работы и без

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации может проводиться как с отрывом от работы, так и без него, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Чаще всего преподаватели вузов проходят повышение квалификации в своем учебном заведении. При отсутствии необходимых курсов они могут направляться на программы других высших заведений за счет внебюджетных фондов вуза.

Центры повышения квалификации преподавателей есть практически при всех ведущих вузах страны.

По закону, преподавателям вузов, проходящим профессиональную подготовку, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (см. ст. 168 ТК РФ).

При совмещении обучения и труда их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), – не более 36 часов в неделю для педагогических работников (статья 333 ТК РФ).

Если преподавателя послали на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, то он не должен «отрабатывать» пропущенные занятия в то время, когда прибывал на курсах. После успешного прохождения программ научно-педагогические работники получают Свидетельство государственного образца о повышении квалификации.

Уходя от «повышения квалификации ради документа по аттестации»

Существующая в стране система повышения квалификации педагогических работников, по словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, «по-прежнему в большинстве случаев не удовлетворяет запрос педагогов, а лишь обеспечивает исполнение ими существенного требования по факту регулярного прохождения курсов». Поэтому правительство предлагает рассмотреть вопрос ухода от «повышения квалификации ради документа по аттестации».

«Это должны быть иные подходы, более современные, для выявления профессиональных ориентиров педагогического состава. В этих целях проектом предусмотрено формирование системы независимой и добровольной для педагогов оценки профессиональной компетенции… Во всех регионах на функциональной основе будут созданы центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов», – сообщила Татьяна Голикова на III Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», посвященной развитию российской системы образования, ее эффективности в условиях новой экономики, экономики знаний.

Для достижения целевых показателей проекта «Образование», как рассказала вице-премьер, планируется к 2024 году создать в стране 255 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, «обеспечивающих в постоянном режиме необходимые изменения профессиональной квалификации в соответствии с новыми задачами в связи с изменениями запросов в системе образования».

Преподаватель среднего профессионального образования кто он?!

В системе образования России особое положение занимает профессионально-педагогическое образование, обеспечивающее подготовку педагогических кадров для профессионального образования.

Особенностью системы профессионально-педагогического образования является то, что подготовка педагогических кадров осуществляется для учебных заведений, ориентированных на обучение специалистов среднего звена.

Среди педагогических работников, подготавливаемых в системе профессионально-педагогического образования, одно из мест принадлежит преподавателям профессионального цикла дисциплин, от которых в значительной степени зависит выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед среднем профессиональным образовании, в области подготовки специалистов среднего звена.

В основе профессионально-педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального образования «двойной предмет труда». С одной стороны, его взаимоотношения с людьми, а с другой — требуются специальные знания, умения и навыки в определенной профессиональной области (отрасли).

Преподаватель среднего профессионального образования — особая фигура в педагогическом коллективе техникума или колледжа, чьи задачи и служебные обязанности многообразны и сложны. Преподаватель — основной учитель по профессии в рамках преподаваемой дисциплины профессионального цикла, а также организатор внеклассной работы и жизнедеятельности обучающегося.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новая редакция Ст. 333 ТК РФ

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 г.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Комментарий к Статье 333 ТК РФ

Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает:

— продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную;

— другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке;

— отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю.

Педагогическая (учебная) нагрузка, в зависимости от типа образовательного учреждения, учитывается в часах в неделю или в учебном году.

Часть 3 статьи 92 ТК устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников. Продолжительность ее — не более 36 часов в неделю. Для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Для всех остальных педагогических работников определена норма часов преподавательской работы:

— для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов определена в 18 часов в неделю;

— для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю;

— для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю;

— для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования — в размере 720 часов в год.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, в соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», ограничивается верхним пределом. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год, на основании пункта 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160; для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации, не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует пункт 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264. Так как учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцентам — 700 — 720 часов, ассистентам — 850 — 900 часов в год.

Если учителю не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, ему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 191.

В образовательных учреждениях учебное время определяется в академических часах равных 45 — 50 мин. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы определена в астрономических часах, установленная Постановлением Правительства РФ N 191.

Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к Единой тарифной сетке (ЕТС). В образовательных учреждениях, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Вся остальная образовательная деятельность, осуществляемая сверх норм рабочего времени, производится за дополнительную оплату.

Педагогическим работникам разрешается работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство), в том числе и по аналогичной должности, специальности, что является исключением из правила о внутреннем совместительстве, предусмотренного в части 1 статьи 98 ТК. Помимо этого, в соответствии со статьей 282 ТК, особенности работы по совместительству педагогических работников могут устанавливаться, в том числе, Правительством РФ. В соответствии с поручением Правительства Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников. Им разрешена работа по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии.

Продолжительность работы по совместительству не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, определяется по соглашению между работником и работодателем. Помимо этого, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. С согласия работодателя, в основное рабочее время разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. Заработная плата по основному месту работы сохраняется.

Не считаются совместительством и не требуют заключения трудового договора выполняемые в основное рабочее время с согласия работодателя следующие виды работ:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Другой комментарий к Ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

Данные нормы распространяются на всех педагогических работников, а не только педагогических работников образовательных учреждений.

2. В соответствии с п. 3 ст. 92 ТК РФ комментируемая статья устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников не более 36 часов в неделю. В силу Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю.

Для остальных педагогических работников названным Постановлением определена норма часов преподавательской работы. Так, для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов — 18 часов в неделю, для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю, для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю.

Норма часов преподавательской работы для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 720 часов в год.

3. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160); для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации — не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в размере до 900 часов в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264). Поскольку учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцента — 700 — 720 часов, ассистента — 850 — 900 часов в год.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ N 191 от 3 апреля 2003 г. (в ред. от 1 февраля 2005 г.).

5. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы, установленная Постановлением Правительства РФ N 191, определена в астрономических часах.

6. Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к ЕТС. Для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Образовательная деятельность сверх нормы рабочего времени осуществляется за дополнительную оплату.

7. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство) разрешается педагогическим работникам в соответствии с общими правилами о совместительстве. Ранее допускавшееся исключение из правил, предусмотренных ч. 1 ст. 98 ТК РФ о внутреннем совместительстве, т.е. возможности работы по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, из комментируемой статьи исключено. Таким образом, в силу квалифицированного умолчания законодателя педагогические работники подчиняются общим правилам о совместительстве.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ особенности работы по совместительству педагогических работников могут быть установлены Правительством РФ. Постановлением от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» Правительство РФ поручило установить особенности работы по совместительству педагогических работников Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этим Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.

Продолжительность работы по совместительству определяется по соглашению между работником и работодателем и не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (см. п. 2 комментария к настоящей статье). Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то работа по совместительству не должна превышать 16 часов в неделю. Кроме того, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. Важно, чтобы продолжительность работы по каждому из трудовых договоров по совместительству не превышала половины месячной нормы рабочего времени.

В основное рабочее время с согласия работодателя разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом заработная плата по основному месту работы сохраняется. Кроме того, в основное рабочее время с согласия работодателя могут осуществляться следующие виды работ, не считающиеся совместительством и не требующие заключения трудового договора:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Конкурс «Преподаватель года в системе среднего профессионального образования Санкт-Петербурга» в 2019 году

Конкурс проводится как очные соревнования, в целях повышения качества подготовки специалистов, стимулирования творческого роста преподавателей, повышения престижа образовательных организаций, выявления наиболее талантливых преподавателей в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Санкт-Петербурга, их поддержки и поощрения.

Основные задачи Конкурса: дальнейшее совершенствование педагогического мастерства преподавателей, повышение престижа профессии преподавателя, распространение передового педагогического опыта, оценка уровня научно-методических разработок преподавателей, анализ опыта воспитательной работы преподавателей.

Конкурс проходит в соответствии с пунктом 2.2 раздела 12.4 подпрограммы 4 государственной программы Санкт-Петербурга «Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге», утвержденной постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496 и постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 08.12.2010 № 1678 «О премиях Правительства Санкт-Петербурга «Преподаватель года в системе среднего профессионального образования
Санкт-Петербурга».

В соответствии с Порядком проведения Конкурса, утвержденным распоряжением Комитета по науке и высшей школе от 01.06.2016 № 48 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2010 № 1678»
(далее – Порядок), размещенным в Приложении 1, будут определены победители конкурса по следующим номинациям:

— Преподаватель года

— Преподаватель-педагог-исследователь

— Преподаватель-педагог-воспитатель

— Преподаватель-педагог-новатор

Заявки для участия в конкурсе подаются по форме согласно Приложению 2.

К заявке прилагаются следующие документы:

представление образовательной организации по форме согласно Приложению 3;

заявление о согласии на обработку персональных данных по форме согласно Приложению 4;

отчет о проведении первого этапа конкурса;

краткое описание педагогического опыта участника конкурса, в содержании которого должны быть отражены новизна и результативность;

персональный творческий отчет участника конкурса, включающий авторские программы (с рецензиями), пособия (с рекомендациями к использованию), методические разработки (с пояснительными записками), дидактические материалы (с рекомендациями к использованию), лучшие творческие работы студентов (с рецензиями преподавателей).

Заявки и прилагаемые к ним документы подаются в одном экземпляре в форме бумажных документов с приложением электронной копии бумажных документов, предназначенной для подробного воспроизведения графического образа и созданного с использованием открытых растровых графических форматов (*.bmp, *.jpg и другие) или гибридных текстово-растровых форматов (*.pdf и другие).

Заявки подаются в запечатанном конверте с указанием номинации конкурса, фамилии, имени, отчества участника конкурса.

В комплект документов должна входить презентация педагогического мастерства – «открытый урок», отснятый видеоматериал, к которому предъявляются следующие требования:

— качество видео не ниже HD/DVD;

— продолжительность видео-урока 45 минут (непрерывная запись без монтажа);

— хорошая видимость учебных материалов, учебной доски;

— хорошее качество звука.

Участники конкурса, победившие в 1 из номинаций конкурса, награждаются призами (кубки победителя) и денежными премиями — 100 000 рублей каждая, получают сертификаты на денежные премии и дипломы победителя конкурса.

Начало приема заявок — 03 сентября 2019 года в 10.00 по московскому времени.

Окончание приема заявок — 03 октября 2019 года в 17.00 по московскому времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *