При приеме порожних грузовых вагонов перевозчик проверяет

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ТЕЛЕГРАММА
от 9 июня 2017 года N 10610/ЦФТО
О реализации Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России N 374 от 07.12.2016 г.

Выписка
Центром фирменного транспортного обслуживания <…> сообщается следующее.
Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 39, далее — Правила заполнения) при определении массы груза на весах или расчетным путем предусмотрено указание в перевозочном документе погрешности, соответствующей требованиям стандартов или методических инструкций государственного стандарта, а также приведены примерные значения таких погрешностей.
В связи с изложенным указание погрешности при измерении массы груза расчетным путем осуществляется, если это предусмотрено требованиями стандартов или методических инструкций государственного стандарта.
При этом сообщается, что в проекте актуализированных Правил заполнения указание в накладной данной информации не предусматривается.
Пунктом 40 Правил приема предусмотрено указание в накладной высоты налива (в случае определения массы расчетным путем), температуры и плотности груза. В связи с этим проставление в накладной отметок о температуре и плотности жидких грузов, перевозимых наливом в цистернах, на станции отправления при определении массы груза путем взвешивания или динамическим измерением обязательно.
Пунктом 44 Правил приема предусмотрено, что масса несъемного оборудования, а также несъемных материалов для утепления вагона, включается в массу тары вагона на основании данных его технического паспорта. С учетом того, что указание сведений о наличии несъемного оборудования непосредственно в техническом паспорте вагона не предусмотрено, ЦФТО подготовлены предложения по внесению в него соответствующих изменений. До внесения данных изменений контроль за достоверностью рассматриваемой информации должен осуществляться путем визуального осмотра вагона и при необходимости — взвешивания тары на предмет расхождения данных с паспортом вагона.
Согласно пункту 46 Правил приема при предъявлении для перевозки грузов, порожних вагонов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправитель (отправитель) представляет перевозчику накладную и иные документы, подтверждающие помещение грузов, порожних вагонов под таможенную процедуру, допускающую их вывоз с территории Евразийского экономического союза. При этом указано, что перевозчик проверяет наличие в накладной и иных документах отметок таможенного органа, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).
Необходимость проверки перевозчиком наличия в накладной или иных документах отметок таможенного органа, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, вызвана следующим. Согласно пункту 5 статьи 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% железнодорожный перевозчик должен представить в налоговый орган перевозочные документы с отметками таможенных органов, свидетельствующие о помещении товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия либо свидетельствующих о помещении вывозимых с территории Российской Федерации продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного транзита, реэкспорта.
Отсутствие таких отметок в перевозочных документах влечет риски неприменения к перевозкам в международном сообщении ставки налогообложения 0%. Согласно параграфу 2 статьи 22 СМГС перевозчик не обязан проверять достаточность сопроводительных документов.
В настоящее время, согласно нормативным документам, такой отметкой в перевозочных документах является оттиск штампа «Выпуск разрешен», заверенный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
Требования данного пункта Правил приема об отметках применяются к порожним вагонам, которые в качестве товара помещены отправителем под таможенную процедуру.
Пунктом 49 Правил приема определено, что грузополучатель обеспечивает представление перевозчику одновременно с уведомлением о завершении грузовой операции или готовности к уборке вагонов, предъявляемых к перевозке в порожнем состоянии с ЗПУ, дополнительного листа к накладной, составленного по форме в соответствии с приложением N 2 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной (утв. приказом Минтранса России от 26.02.2015 г. N 321).
Исходя из изложенного, в случае если грузоотправитель является контрагентом владельца железнодорожного пути необщего пользования, то передача информации и/или документов, предусмотренных пунктами 49, 77-79 Правил приема, может осуществляться ветвевладельцем и/или грузополучателем самостоятельно на основании заключенного с перевозчиком договора об обмене электронными данными/ документами.
В соответствии с пунктом 78 Правил приема при предъявлении порожнего вагона, имеющего оборудование, лицом, не являющимся грузополучателем, с использованием электронной накладной, отправитель порожнего вагона, в случае когда нормативными документами установлена необходимость отметки в накладной о закреплении оборудования, делает в накладной отметку о том, что информация о закреплении оборудования предоставлена грузополучателем предыдущего рейса. В настоящее время такие сведения могут предоставляться перевозчику грузополучателем предыдущего рейса в соответствии с пунктом 2.17 Правил заполнения.
Пунктом 62 Правил приема предусмотрена возможность изменения указанных в запросе на перевозку порожнего вагона даты и времени предъявления (приема) порожнего вагона к перевозке, а также станции назначения.
Стоит отметить, что данное положение не является новшеством и было предусмотрено еще приказом Минтранса России от 03.10.2011 г. N 258 «О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации».
С учетом предусмотренного Правилами приема изменения порядка направления и рассмотрения запроса в настоящее время осуществляется технологическая доработка информационных ресурсов, о результатах которой будет сообщено дополнительно.
Согласно пункту 57 Правил приема если порожний вагон направляется на станцию назначения для временного размещения на железнодорожных путях необщего пользования, к запросу прикладывается согласие владельца железнодорожного пути необщего пользования на прием порожнего вагона, которое может быть передано, в том числе с помощью электронных средств связи при наличии договора на электронный обмен документами, и делается соответствующая отметка в запросе.
Исходя из изложенного, согласие владельца пути необщего пользования на прием вагонов может быть передано любым согласованным сторонами способом и должно содержать наименование такого владельца, железнодорожной станции назначения, наименование владельца вагонов и/или сведения о вагонах (количество вагонов и/или их номера), согласованных к размещению. В настоящее время ЦФТО прорабатывается вопрос о технологической реализации данного вопроса.
Также с учетом того, что статьей 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отказ получателя от приема порожнего вагона, прибывшего для временного размещения на железнодорожных путях необщего пользования, не предусмотрен, за время нахождения такого порожнего вагона на железнодорожных путях общего пользования подлежит начислению плата, предусмотренная статьей 39 Устава.
Что же касается возможности предоставления согласия на временное размещение вагонов со стороны контрагента ветвевладельца, то необходимо отметить следующее. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику такого имущества. В этой связи в Правилах приема, а также Перечне критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является основанием для отказа в согласовании запроса на перевозку порожнего вагона (утв. приказом Минтранса России от 07.07.2015 г. N 214) в качестве лица, которое может согласовать прием вагонов для временного размещения, указан именно владелец железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 57 Правил приема предусмотрено уведомление перевозчиком владельца вагона о прибытии принадлежащего ему порожнего вагона на пограничную станцию посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте перевозчика.
В настоящее время ЦФТО прорабатывается вопрос о технологической реализации данного вопроса.
Пунктом 57 Правил приема установлено, что при следовании порожнего вагона в ремонт или промывку/пропарку/ветеринарно-санитарную обработку в запросе указывается информация о соответствующем договоре. При отсутствии такого договора к запросу прикладывается согласие получателя или делается соответствующая отметка в запросе.
Правилами заполнения при этом установлено требование об указании в железнодорожной накладной отметки непосредственно о договоре с получателем. Необходимо отметить, что Правила заполнения являются действующим нормативным правовым актом, следовательно, их положения являются обязательными для применения.
Необходимо отметить, что положения пункта 57 Правил приема необходимо применять в связке с другими пунктами раздела IV.
Для определения цели перевозки порожнего вагона пункт 57 Правил приема устанавливает требования об указании конкретной информации о цели перевозки порожнего вагона:
применительно к порожним вагонам, прибывшим в международном сообщении на входную пограничную станцию, информация (сведения) о цели перевозки указывается владельцем вагона на официальном сайте перевозчика (уведомляет владельца вагона о прибытии такого вагона на входную станцию перевозчик);
применительно к перевозкам с железнодорожных станций Российской Федерации (независимо от вида сообщения) информация, подтверждающая цель перевозки, указывается отправителем в запросе-уведомлении на перевозку порожнего вагона.
Таким образом, положения пункта 57 Правил приема распространяются как на внутрироссийские, так и на международные перевозки железнодорожным транспортом.
Пунктом 77 Правил приема предусмотрено указание в уведомлении о готовности вагона к уборке или завершении грузовой операции отметок об очистке и приведении вагона в транспортное положение.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил приема перевозка отдельных видов грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом осуществляется с применением иных правил перевозок грузов и порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
В этой связи пункт 77 Правил приема не отменяет требований иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Одновременно сообщается, что телеграммы ОАО «РЖД» носят информационный характер.
Пунктом 78 Правил приема предусматривается указание в уведомлении о завершении грузовой операции или уведомлении о готовности порожнего вагона к уборке отметок о креплении оборудования. С учетом положений пункта 44 Правил приема, пункт 78 указанных Правил содержит требование о креплении оборудования, включенного в тару вагона, и имеющего, к примеру, подвижные части.
Пунктом 79 Правил приема при оформлении перевозки порожнего вагона, контейнера после выгрузки грузов, предусмотренных Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (утв. приказом Минтранса России от 10.04.2013 г. N 119), в случаях если такой вагон, контейнер был очищен или промыт силами грузополучателя, одновременно с уведомлением о завершении грузовой операции или готовности вагонов к уборке грузополучатель передает перевозчику уведомление с указанием сведений об очистке и промывке вагонов, заполнение графы 1 или 2 оборотной стороны накладной производится в соответствии с Правилами заполнения.
В силу пункта 2.30 Правил заполнения дополнительные требования к оформлению перевозочных документов на перевозку отдельных грузов устанавливаются правилами перевозок этих грузов.
Так, Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной (утв. приказом Минтранса России от 26.02.2015 г. N 32) установлены формы соответствующих перевозочных документов, в которых графой 1 является «Особые заявления и отметки отправителя».
Исходя из изложенного в рассматриваемом случае в графе «Особые заявления и отметки отправителя» указывается, что уведомление об очистке и промывке предоставлено грузополучателем предыдущего рейса.

Первый заместитель
генерального директора
ЦФТО ОАО «РЖД»
С.Колесников

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ,
N 13-14, 2017 год

2.5. Оформление книг формы ВУ-14 или формы ВУ-14 МВЦ после проведения осмотра вагонов, подаваемых под погрузку (сдвоенную операцию), на станциях, где работники вагонного хозяйства отсутствуют 2.5.1. Получив уведомление об осмотре вагонов от дежурного по станции, приемосдатчик (или лицо, уполномоченное начальником станции) после проведения проверки коммерческого состояния вагонов заполняет книгу формы ВУ-14 (ВУ-14 МВЦ) с учетом сведений, полученных от опорной железнодорожной станции (далее — опорная станция). 2.5.2. Книга формы ВУ-14 заполняется в следующем порядке: в первой свободной строке в начале смены при первом предъявлении вагонов указывается фамилия дежурного по станции; в графе 1 указывается дата проведения коммерческого осмотра; в графе 2 указывается номер пути, на котором проводился осмотр; в графе 3 указывается номер поезда, с которым прибыл вагон; графа 4 не заполняется; в графе 5 указывается номер вагона, а также наименование груза и страна назначения груза. Информация вводится на основании сведений, полученных приемосдатчиком непосредственно от опорной станции или через дежурного по станции; в графе 6 проставляется время уведомления приемосдатчика о необходимости проведении осмотра. Время указывается один раз напротив первого номера вагона одновременно предъявленной к осмотру группы вагонов; в графе 7 проставляется подпись дежурного по станции, предъявившего вагоны к осмотру; в графе 8 указывается наименование (местная сокращенная разметка) грузоотправителя. Информация вводится на основании сведений, полученных приемосдатчиком непосредственно от опорной станции или через дежурного по станции; в графе 9 проставляется время окончания коммерческого осмотра; в графе 10 делается отметка: «Годен» или «Не годен» и указывается цифровой код железнодорожной администрации. Отметка «Годен» проставляется, если коммерческое состояние вагона признано приемосдатчиком соответствующим для погрузки. Отметка «Не годен» проставляется в случаях, когда вагон не соответствует требованиям настоящей Инструкции для подачи под погрузку (сдвоенную операцию); графа 11 не заполняется; в графе 12 проставляется подпись приемосдатчика, проводившего осмотр вагона; в свободной строке после осмотра одного вагона (группы вагонов) делается отметка «Осмотр вагона (вагонов) на опорной станции проводили — ____________» (указываются фамилии и должность работника вагонного хозяйства и приемосдатчика опорной станции). 2.5.3. Порядок уведомления дежурного по станции о результатах осмотра устанавливается начальником станции, книга формы ВУ-14 после подписи приемосдатчиком передается на подпись дежурному по станции. 2.5.4. Порядок ведения книги ВУ-14 для оформления вагонов, принадлежащих сторонним организациям, подаваемых под погрузку опасных грузов, устанавливается начальником железной дороги. Сведения о номере свидетельства технической исправности вагона указываются в графе 10. 2.5.5. Книга формы ВУ-14 МВЦ заполняется приемосдатчиком на основании натурного осмотра вагона и сведений, полученных приемосдатчиком непосредственно от опорной станции или через дежурного по станции. Порядок ведения книги ВУ-14 МВЦ для оформления вагонов, принадлежащих сторонним организациям, подаваемых под перевозку опасных грузов, устанавливается начальником железной дороги. Сведения о номере свидетельства технической исправности вагона указываются в графе 6.

УТВЕРЖДЕНЫ

Министерством

путей сообщения

14 июля 1981 года N ЦМ/3985

Правила коммерческого осмотра поездов и вагонов*

* Правила осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении, утвержденные Министерством путей сообщения 5 июня 1970 г. N ЦМ-2720, утратили силу.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Коммерческий осмотр поездов и вагонов является одним из важных элементов работы дорог по обеспечению безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Все прибывающие на станцию и отправляемые со станции местные и транзитные груженые вагоны необходимо осматривать на пунктах коммерческого осмотра (ПКО) для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов.

2. Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов организуют на станциях формирования поездов, смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачу вагонов с дороги на дорогу.

3. Перечень станций, на которых организуют пункты коммерческого осмотра, утверждает начальник дороги. Пункты коммерческого осмотра должны размещать на дороге так, чтобы обеспечивался осмотр всех груженых вагонов. Порядок осмотра вагонов и поездов в коммерческом отношении на станциях, где нет пунктов коммерческого осмотра, устанавливает начальник дороги.

4. Порядок работы пункта коммерческого осмотра определяется технологическим процессом работы станции.

5. Работники пункта коммерческого осмотра размещаются в производственно- технических помещениях, оборудованных необходимыми средствами связи и снабженных материалами, инструментами и инвентарем в соответствии с требованиями к коммерческому осмотру поездов.

6. Для осмотра состояния крепления грузов на открытом подвижном составе, проверки исправности крыш вагонов и контейнеров, состояния верхних загрузочных люков вагонов и цистерн должны применяться смотровые вышки, оборудованные телефонной связью и радиосвязью, а также установками промышленного телевидения.

Для проверки габарита погрузки грузов на открытом подвижном составе необходимо устанавливать габаритные ворота с электронным дистанционным контролем. Место установки габаритных ворот и смотровых вышек определяется в зависимости от местных условий с учетом необходимости полного и своевременного обнаружения коммерческих неисправностей.

7. Освещение мест выполнения коммерческого осмотра поездов и вагонов и устранения коммерческих неисправностей должно соответствовать установленным нормам.

8. Порядок работы пункта коммерческого осмотра должен обеспечивать качественный осмотр груженых вагонов в коммерческом отношении и своевременное устранение выявленных неисправностей в установленное технологическим процессом время.

9. Пункт коммерческого осмотра находится в ведении начальника станции.

10. Руководит всей деятельностью пункта коммерческого осмотра в соответствии с технологическим процессом освобожденный бригадир, который находится в непосредственном подчинении заместителя начальника станции по грузовой работе, а там, где его нет, начальника станции.

11. Штат работников пункта коммерческого осмотра устанавливают в соответствии с утвержденными Министерством путей сообщения нормативами.

12. Руководит работой пунктов коммерческого осмотра (ПКО) в каждой смене старший приемосдатчик, в подчинении которого находятся приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей.

II. ПОРЯДОК КОММЕРЧЕСКОГО ОСМОТРА

ПОЕЗДОВ И ВАГОНОВ

13. Транзитные поезда, следующие через станцию без переработки, осматривают в коммерческом отношении параллельно техническому осмотру за время, предусмотренное технологическим процессом.

Транзитные вагоны с переработкой необходимо осматривать в парках прибытия и отправления.

14. Коммерческие неисправности должны устраняться, как правило, без отцепки вагонов от поезда. Исходя из местных условий может быть установлен порядок, при котором для своевременного устранения коммерческих неисправностей привлекаются работники пункта технического обслуживания, а также работники других служб.

Отцепка вагонов от поездов допускается только в случаях, когда устранение неисправности невозможно за время стоянки поезда по графику или за время, предусмотренное технологическим процессом работы станции.

15. Коммерческий осмотр поездов и вагонов выполняют с соблюдением Правил техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте N ЦМ-3219, а на электрифицированных участках — в соответствии с Правилами безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях N ЦЭ-3288 1975 года со смотровых вышек с соблюдением расстояний приближения к токоведущим частям, указанным в этих Правилах.

III. КОММЕРЧЕСКИЙ ОСМОТР ПОЕЗДОВ

И ВАГОНОВ ПО ПРИБЫТИЮ

16. Получив от дежурного по станции сообщение о предстоящем прибытии поезда на станцию, старшие приемосдатчики и приемщики поездов заблаговременно выходят на путь приема и встречают поезд в установленном месте. В процессе движения поезда старшие приемосдатчики и приемщики поездов должны внимательно наблюдать за состоянием люков и дверей, размещением и креплением грузов на открытом подвижном составе, наличием пломб, закруток на дверях вагонов.

При наличии смотровых вышек коммерческий осмотр поезда осуществляют старшие приемосдатчики, находящиеся на смотровых вышках.

17. После ограждения состава работниками пункта технического обслуживания, о чем работники пункта коммерческого осмотра должны быть извещены в установленном порядке, приступают к коммерческому осмотру одновременно с двух сторон состава два старших приемосдатчика, приемосдатчики или приемщики поездов (одногруппный осмотр) двумя или более группами в зависимости от времени, предусмотренного технологическим процессом на выполнение этой операции (двух- и многогруппный осмотр).

18. При одногруппном осмотре старший приемосдатчик и приемщик поездов осматривают вагоны одновременно с двух сторон с головы или хвоста состава.

19. Двухгруппный осмотр может начинаться с середины состава или одновременно с хвоста и головы. При большем числе групп устанавливается порядок, исключающий возможность пропуска вагонов в составе поезда без осмотра.

20. На вагонах с коммерческими неисправностями, устранение которых требует подачи вагонов на специальные пути (для перегруза, проверки, исправления погрузки), наносится разметка, содержание которой обусловлено технологическим процессом.

21. При обнаружении вагонов с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, составляется акт общей формы ГУ-23, который подписывается работниками станции, проводившими коммерческий осмотр, но не менее чем двумя лицами. Если поезд сопровождал главный кондуктор или вагон находился под охраной стрелка военизированной охраны, то они участвуют в осмотре и подписывают акт общей формы.

22. Первый экземпляр акта общей формы направляется начальнику грузовой службы ответственной дороги, второй хранится на ПКО. Если действующими положениями предусмотрено составление актов общей формы в трех экземплярах, то третий экземпляр прикладывается к перевозочным документам. При составлении коммерческого акта к нему прикладывается копия акта общей формы.

23. Бланки актов должны быть пронумерованы, и на них

проставляют строчный штемпель станции (в графе

«станция————-ж.д.»). Акт составляют под копирку в трех

экземплярах, которые должны иметь одинаковый номер.

24. В случаях когда на станции акт общей формы ГУ-23 по результатам коммерческого осмотра поездов и вагонов оформляет специально выделенный работник на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи, то экземпляр акта, прикладываемый к перевозочным документам, может быть подписан одним лицом, составившим акт, с указанием в нем фамилии и должности работников, проводивших осмотр. Остальные экземпляры акта общей формы подписывают в порядке, установленном пп.23 и 24 настоящих Правил.

25. Результаты осмотра каждого поезда в коммерческом отношении оформляют записью в книге формы ГУ-98.

Если неисправностей не обнаружено, то в книге формы ГУ-98 против номера поезда делают отметку: «Неисправностей не обнаружено». Записи в книге формы ГУ-98 заверяют подписями работников станции, проводивших коммерческий осмотр.

На станциях с интенсивным движением поездов разрешается оформлять результаты коммерческого осмотра в книге формы ГУ-98 после осмотра нескольких поездов, но не более чем трех.

26. Об окончании осмотра поезда в коммерческом отношении работники, проводившие осмотр, уведомляют дежурного по станции в порядке, установленном технологическим процессом работы станции.

О вагонах, оказавшихся без пломб, с признаками хищения грузов или повреждением автотракторной техники, приемщики поездов немедленно сообщают через бригадира, старшего приемосдатчика или лично работникам военизированной охраны и милиции, сдают такие вагоны под охрану. В этих случаях на вагоны или грузовые места накладываются пломбы.

27. При обнаружении на станции вагонов и контейнеров с признаками хищения или возможности доступа к грузу, с поврежденными или отсутствующими пломбами (когда в вагонном листе имеется отметка об их наличии) работники пункта коммерческого осмотра накладывают пломбы без проверки груза и составляют акт общей формы с указанием в нем сведений о контрольном знаке и времени наложения пломбы. О каждом таком случае немедленно сообщается дежурному по станции или маневровому диспетчеру для организации отцепки и подачи вагона на специальные пути, а также в ближайшее подразделение военизированной охраны и органы транспортной милиции.

Военизированная охрана там, где имеется ее подразделение, берет такие вагоны (контейнеры) под охрану. При отсутствии на станции поста военизированной охраны начальник станции или его заместитель должен обеспечить охрану груза своими силами, а при невозможности этого потребовать от отряда военизированной охраны направить стрелков.

IV. КОММЕРЧЕСКИЙ ОСМОТР ПОЕЗДОВ И ВАГОНОВ

ПО ОТПРАВЛЕНИЮ

28. Каждый сформированный состав перед отправлением должен быть осмотрен в коммерческом отношении.

После ограждения работниками пункта технического обслуживания предъявленного к осмотру состава, о чем уведомляются установленным порядком работники пункта коммерческого осмотра, приемщики поездов приступают к коммерческому осмотру и устранению обнаруженных неисправностей.

29. Обнаруженные при осмотре состава коммерческие неисправности должны быть устранены в сроки, установленные технологическим процессом. Если невозможно устранить коммерческие неисправности вагонов, угрожающие безопасности движения и сохранности груза, без отцепки вагонов, то такие вагоны на основании акта общей формы отцепляют от поезда и подают в установленные места для устранения неисправностей.

О необходимости отцепки вагона старший приемосдатчик должен немедленно сообщить дежурному по станции (маневровому диспетчеру) в установленном порядке.

30. По окончании коммерческого осмотра и устранении неисправностей работники пункта коммерческого осмотра уведомляют дежурного по станции (парку) о готовности поезда в коммерческом отношении.

31. В соответствии с п.15.26 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР запрещается ставить в поезда:

вагоны, загруженные сверх их грузоподъемности и допускаемого МПС перегруза;

платформы и полувагоны, загруженные с нарушением Технических условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе;

платформы, транспортеры и полувагоны с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не будет дано особых указаний;

платформы с незакрытыми бортами, за исключением случаев, предусмотренных специальными инструкциями МПС, порожние крытые вагоны с открытыми дверями, цистерны, хопперы, зерновозы, цементовозы и подобный подвижной состав с открытыми крышками загрузочно-выгрузочных верхних и нижних устройств;

полувагоны с открытыми люками или люками, закрытыми на одну закидку запорного механизма.

Кроме того, запрещается включать в поезда вагоны, имеющие коммерческие неисправности, угрожающие безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов;

платформы и полувагоны с расстройством погрузки грузов (сдвигом или перекосом груза, выходом груза на одиночных вагонах за пределы лобового бруса более чем на 400 мм, кроме лесоматериалов, для которых этот выход не должен превышать 500 мм, при этом расстояние между выступающими концами штабелей груза должно быть не менее 270 мм), повреждением крепления груза (изломом стоек, подкладок, клиньев, распорок, упорных брусьев, разрывом и ослаблением проволочных увязок, отсутствием или повреждением щито-торцового ограждения и другими повреждениями);

вагоны без пломб, если в вагонном листе имеется отметка об их наличии, и с поврежденными пломбами;

вагоны с наличием признаков хищения или утраты груза, возможностью доступа к грузу из-за повреждения кузова вагона, течью груза из кузова вагона или котла цистерны, за исключением темных нефтепродуктов, течь которых допускается не более 60 капель в минуту;

вагоны, не очищенные от остатков груза, если об этом не составлен акт;

вагоны с неснятыми реквизитами крепления (проволокой, скрутками и др.).

Вагоны с вышеуказанными неустраненными коммерческими неисправностями отправлять со станции запрещается.

32. Коммерческие неисправности, вызванные техническим состоянием вагона, устраняются после приведения вагона в надлежащее техническое состояние.

В технологическом процессе работы станции устанавливается порядок отцепки вагонов от поезда и подачи их на специализированные пути для устранения коммерческих неисправностей, учета простоя таких вагонов, а также проверки правильности устранения неисправностей. При устранении коммерческих неисправностей с отцепкой вагонов от поездов должны максимально использоваться средства механизации механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ.

При отсутствии на станции соответствующих устройств и механизмов и механизированных дистанций начальник отделения дороги устанавливает порядок устранения коммерческих неисправностей с применением механизмов, а также использованием складов других предприятий железнодорожного транспорта.

33. После окончания осмотра всех групп состава приемщиками поездов и устранения коммерческих неисправностей старший приемосдатчик делает отметку в книге формы ГУ-98 о готовности поезда к отправлению, проставляет часы и минуты готовности последней по времени осмотренной группы и подтверждает своей росписью в строке против номера поезда или номера пути, на котором осматривались вагоны.

34. Об окончании осмотра, устранении всех коммерческих неисправностей и о готовности поезда в коммерческом отношении старший приемосдатчик или приемщик поездов докладывает дежурному по станции в порядке, предусмотренном технологическим процессом.

V. УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

35. На основании записей в книге регистрации коммерческих неисправностей формы ГУ-98 по итогам работы за квартал составляется станциями отчет о вагонах с коммерческими неисправностями формы КНО-5, который представляют в установленные сроки в управление дороги, грузовую службу (указание ЦМ от 27 марта 1979 года N ЦМКО-6/10, приложение 1*).

* Приложение не приводится.

36. Грузовые службы анализируют отчеты о коммерческих неисправностях и не позднее 10-го числа первого по окончании квартала месяца представляют Главному грузовому управлению МПС отчеты о числе обнаруженных вагонов с коммерческими неисправностями формы КНО-5 в целом по дороге.

VI. ПРОВЕРКА ГРУЗА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

37. Массу, число мест, а при необходимости и состояние груза в пути следования проверяют работники станции в следующих случаях:

при обнаружении признаков хищения груза;

перед наложением новых пломб в случае обнаружения отсутствия или неисправности пломбы на вагонах, загруженных штучными и тарными грузами, когда пломбирование вагонов предусмотрено Правилами;

при перегрузке груза в другие вагоны;

в других случаях по указанию начальника станции.

38. Грузы, перевозимые навалом или насыпью, проверяют по наружному осмотру без взвешивания путем обмера или другими способами.

Масса нефтепродуктов и других наливных грузов в цистернах в пути следования не проверяется.

39. Скоропортящиеся грузы, в том числе и тарно-упаковочные, перевозимые с охлаждением, отоплением или утеплением, а также в крытых вагонах с открытыми люками, проверяют только по наружному осмотру без выгрузки их из вагона. При перегрузке вагонов с этими грузами в пути следования проверяют их на общих основаниях.

40. Результаты проверки груза в пути следования оформляют актом общей формы, если Правилами не предусмотрено составление коммерческого акта. В акте должен быть указан способ проверки количества груза (по обмеру, условно и т.п.).

41. Обнаруженные в пути следования обрыв пломб на автомобилях, тракторах и сельхозмашинах, повреждение деталей, а также недостача запасных частей, деталей и инструмента после проверки и наложения пломб оформляются в установленном порядке актом общей формы.

Текст документа сверен по:

«Сборник нормативных актов о транспорте», М., Юрид. лит-ра, 1983 год.

Российскими железными дорогами и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта уделяется значительное внимание вопросам безопасности движения поездов и сохранности перевозимого груза. На подходах к железнодорожным объектам устанавливаются станционные системы видеонаблюдения. Однако из-за высоких требований к их установке и дороговизны внедрение стационарных систем осуществляется постепенно и выборочно. Поэтому на многих площадках для осмотра груза используются приставные лестницы, металлические и деревянные эстакады, которые не позволяют обеспечить качественный осмотр и не исключают риск травмирования работника.

По действующим правилам коммерческого осмотра поездов и вагонов осмотру подлежат все поступающие на железную дорогу и отправляемые с нее поезда и вагоны. Все груженые вагоны должны быть осмотрены в коммерческом отношении для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. При этом должна быть исключена возможность пропуска вагонов в составе поезда без осмотра.

В рамках коммерческого осмотра требуется проверять:

— состояния креплений грузов на открытом подвижном составе;

— наличие пломб и соответствие их контрольных знаков данным перевозочных документов;

— исправности крыш вагонов и контейнеров;

— состояния верхних загрузочных люков вагонов и цистерн;

— габариты погрузки грузов на открытом подвижном составе;

— качество отчистки вагонов;

— отсутствие щелей, наличие болтов и гвоздей, которые могут привести к порче или утрате груза в пути;

— надёжность закрытия боковых и потолочных загрузочных люков, а также разгрузочных люков;

— исправность запорных устройств и др.

Выполнение обозначенных требований в рамках выделенного лимита времени (30 – 50 минут на осмотр одного состава) без специальных приспособлений и устройств затруднительно, ввиду необходимости подъёма на большинство вагонов, что требует больших трудозатрат и исключено под контактными сетями.

Для решения обозначенных задач коммерческого осмотра компанией «Инновационная техника и технологии» разработана портативная телевизионная досмотровая система – комплект технических средств «Спрут» 5327Т (далее – КТС «Спрут» 5327Т), с помощью которой становится удобным осмотр вагонов и грузов со всех сторон, на всевозможных объектах и пунктах пропуска.

Опытный образец КТС «Спрут» 5327Т был апробирован в реальных условиях (в зимнее и весеннее время года, в дневное и ночное время суток) на одной из крупных железнодорожных станций Свердловской железной дороги.

КТС «Спрут» 5327Т состоит из дистанционно регулируемой камеры с мощной подсветкой, диэлектрической телескопической штанги, монитора и приспособлений для удобства эксплуатации.

Коммерческий осмотр с применением КТС «Спрут» 5327Т производится посредством диэлектрической штанги с камерой, которая закреплена на ременно-плечевой системе с монитором. Длина штанги, угол наклона камеры и яркость подсветки регулируются пользователем в зависимости от условий эксплуатации. Изображение с камеры передаётся по Wi-Fi на монитор, обеспечивая визуальный контроль содержимого вагона, способа размещения и крепления груза, маркировки и пломбировки. При этом руки пользователя остаются свободными, и он может совершать необходимые действия: делать записи, вести переговоры по рации или телефону, использовать инструменты и др.

Применение КТС «Спрут» 5327Т при осмотре железнодорожного транспорта позволяет:

— выявлять коммерческие неисправности;

— определять состояние крыш вагонов и контейнеров;

— проверять наличие и исправность запорно-пломбировочных устройств;

— определять способы крепления грузов в вагонах с просчетом количества реквизитов крепления;

— формировать, сохранять и передавать на съемные носители фото- и видеоматериалы по результатам коммерческого осмотра;

— проверять состояния и соответствия трафаретов и маркировки, наносимой на крышах контейнеров, грузах;

— выявлять посторонние предметы в (на) вагонах;

— проверять заполненности открытых вагонов и др.

Результаты оценки функциональных характеристик опытного образца КТС «Спрут» 5327Т

Характеристика

Значение

Визуализация состояния груза и вагона в дневной и ночной период суток

обеспечивается

Переориентация устройства под технологию осмотра (с левой и правой стороны)

обеспечивается

Время развёртывания из транспортного положения (при поступлении на объект)

не более 10 минут

Время включения устройств в рабочий режим

не более 1 минуты

Время свёртывания в походное положение (при вывозе с объекта) составляет

не более 5 минут

Время работы устройств от одного комплекта аккумуляторных батарей (АКБ) при непрерывном режиме работы

не менее 3 часов

Время работы при условии своевременной замены АКБ и их подзарядки

круглосуточно

Время зарядки АКБ

до 4 часов

Объем встроенной памяти позволяет вести непрерывную видеозапись

до 16 часов

Масса носимого комплекта составляет

до 7 кг

КТС «Спрут» 5327Т можно применять:

— на железнодорожных станциях погрузки при приеме груза к перевозке;

— на пунктах коммерческого осмотра (ПКО), коммерческих постах безопасности (КПБ) и на железнодорожных станциях отправления, не имеющих ПКО, КПБ, при проведении коммерческого осмотра;

— при детальном осмотре вагона с коммерческими неисправностями, выявленного автоматизированной системой коммерческого осмотра поездов и вагонов, без отцепки на обесточенный путь;

— при осмотре сооружений на высоте;

— при досмотре автомобильного и железнодорожного транспорта на пунктах пограничного и таможенного контроля;

— при оценке узлов и агрегатов на столбах и вышках;

— при осмотре водосточных систем (желобов) и крыш;

— на контрольно-пропускных пунктах терминалов, нефтеперевалочных комплексов и предприятий при контроле целостности пломб и считывании номеров пломб на автоцистернах;

— при обеспечении транспортной безопасности.

Оценка удобства работы и эксплуатационных характеристик

Конструкция обеспечивает лёгкость развертывания и свёртывания КТС силами одного-двух сотрудников.

Диэлектрическая телескопическая штанга позволяет осуществлять осмотр труднодоступных мест на расстояниях от 1,5 м до 5 м в любом направлении.

Ременно-плечевая разгрузочная система обеспечивает:

— рациональное распределение нагрузки;

— свободу рук пользователя для осуществления необходимых в ходе работы операций: внесение записей в блокнот, управление режимами съемки, фото и видео регистрации и др.;

— комфортность и удобство эксплуатации на весь период работы.

Выводы по результатам опытной эксплуатации образца КТС «Спрут» 5327Т

КТС «Спрут» 5327Т позволяет оперативно осматривать грузы, погруженные в вагоны при обходе составов поездов.

КТС «Спрут» 5327Т позволяет производить осмотр грузов под контактной сетью, что снижает экономические, временные и трудозатраты при необходимости проверки правильности размещения и крепления грузов.

КТС «Спрут» 5327Т обеспечивает возможность визуальной оценки правильности размещения и крепления грузов в вагонах, состояния крыш вагонов и контейнеров в составе поездов, не проходивших под системами АСКО ПВ и АСКО СВ, что позволяет минимизировать риски возникновения внештатных ситуаций за счёт своевременного выявления возможных коммерческих неисправностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *