При сносе дома что положено прописанным

01.03.2018 В практике снос бывает двух типов — по решению муниципалитета или при освоении территории частным застройщиком. Соответственно, в процессе есть отличия. Рассмотрим их подробнее.
Снос для муниципальных и государственных нужд.
Действующее законодательство разрешает государственным и местным органам изымать принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения с целью последующего сноса строений и освобождения земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Но при этом закон обязывает компенсировать такое изъятие жилой площади у граждан. Законодатель предусмотрел способы (виды) компенсации, процедуру изъятия жилья и предоставления взамен его равноценного обеспечения. Закон, в частности, указывает на такое основание освобождения собственниками своих жилых помещений, как новое строительство на данной территории, развитие территорий в соответствии с генеральным планом города и реализацией других программ города. Органы, принявшие решения об изъятии жилых помещений у их собственников, должны иметь в виду, что такое изъятие допустимо, если невозможно дальнейшее использование земельного участка для новых целей. Например, нельзя построить новую трассу без сноса ряда домов, стоящих вдоль ее прокладки. Обязанность доказывания этого обстоятельства возлагается на соответствующий орган, принявший решение о сносе строений. Правда, мало кто вникает в этот пункт и пытается его оспорить. Далее, чтобы изъятие жилых помещений у их собственников было признано законным, соответствующие органы, производящие такое изъятие, должны: — зарегистрировать свое решение в ЕГРП (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ); — письменно уведомить собственников подлежащих изъятию жилых помещений не менее чем за год о предстоящем освобождении ими своих помещений. При этом, исходя из правила ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является факт получения данного уведомления собственниками жилых помещений. До изъятия жилых помещений их собственникам должно быть предложено взамен другое благоустроенное жилое помещение, куда граждане могут въехать сразу без предварительного проведения необходимых ремонтных работ. То есть предлагаемое жилье должно отвечать всем требованиям, необходимым для проживания. Однако, если собственник не согласен принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения, компенсация изымаемого жилья производится путем выкупа, то есть выплатой денежной суммы. Выкупная цена в этом случае включает рыночную стоимость выкупаемого помещения и убытки, причиненные собственнику от изъятия у него жилья, в том числе и упущенную выгоду. Теоретически. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения не могут входить затраты, произведенные собственником после вручения ему уведомления об изъятии жилого помещения, значительно удорожающие рыночную стоимость жилья и не являющиеся необходимыми для нормального проживания в них граждан. Иными словами, на практике эта цена не учитывает никаких убытков, стоимости вашего ремонта, минимальна и оспаривать ее сложно Денежная компенсация собственнику жилья выплачивается в случае, если он вообще отказался принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемого жилья. В практике бывают случаи, когда собственники отказываются принимать конкретно предложенные им квартиры, ссылаясь на брак в строительных работах или неудобное для них месторасположения нового жилья, хотя в принципе они и согласны поменять сдаваемую ими жилую площадь на новое благоустроенное жилье. В таком случае орган, сделавший предложение собственнику о предоставлении нового жилья, может в судебном порядке заставить собственника освободить свое жилье и переселиться в новое. Но если собственник не согласен поменять свою жилую площадь на новую, ему должна быть выплачена денежная компенсация в размере рыночной стоимости изымаемой жилой площади. Практика показывает, что если снос производит муниципалитет, по судом вопросы выселения решаются быстро. Поэтому стоит внимательно рассматривать предлагаемые варианты. При замене жилой площади, когда собственник согласился принять новое жилье, также определяется рыночная стоимость изымаемого и вновь предоставляемого жилья. Это делается для решения вопроса, кто и кому должен производить доплату. Пленум ВС РФ указал, что, если стоимость вновь предоставляемого жилого помещения ниже рыночной стоимости изымаемого жилья, собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения. Когда стоимость предоставляемого жилого помещения выше рыночной стоимости прежнего жилья, по соглашению сторон обязанность по выплате разницы возлагается на собственника. Таково разъяснение Верховного Суда. Теперь давайте посмотрим, насколько оно выполнимо реально. Известно, что стоимость квартиры в так называемом хрущевском доме, подлежащем сносу, гораздо меньше стоимости такой же по площади квартиры, но уже в новом доме. Представим себе, у собственника нет средств для доплаты разницы нового жилья. Значит, либо он должен отказаться от сделанного ему предложения по переезду на новое жилье, либо принять новое жилье по стоимости, равной или даже меньше изымаемого у него жилья. Но в последнем случае нетрудно представить: это будет такое же или даже хуже существующего жилье. На практике — это предоставленная взамен квартиры комната, или несколько комнат в многокомнатной квартире. Правда, есть третий вариант, когда собственник принимает денежную компенсацию за свою жилую площадь. А где тогда ему проживать? Вот так и появляются лица без определенного места жительства. На те деньги, которые получит собственник в обмен на сданное жилье, он может приобрести только часть квартиры в новостройке. Либо, если это снос ветхого домишки с низкой стоимостью, на эти деньги вообще ничего не купить.
Это не совсем справедливо. Ведь выселение собственников делается все-таки не по их воле. Но таков закон. Собственнику сносимого жилого помещения новое жилье может быть предоставлено в собственность. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия нового жилого помещения на других условиях, например по договору социального найма или на иных условиях. Конституционный Суд РФ признал ст. 32 ЖК РФ соответствующей Конституции РФ и не нарушающей права граждан и собственников жилых помещений на обеспечение их жильем.

Как происходит расселение жильцов при сносе жилых домов застройщиками?

Инвесторы и строительные компании, которые по контракту с городскими властями занимаются обновлением жилищного фонда, должны начать расселение жильцов за полгода до сноса зданий.

Жильцы домов, подлежащих сносу, имеют также право на получение материальной компенсации взамен предоставления новых квартир. Такая компенсация может выдаваться при возникающих спорах, когда жильцы не желают переезжать в другой район города и хотят сами купить себе жилье взамен сносимого, если им удобно оставаться жить в данном районе из-за близости работы, больниц, школ и т.д. Если старое жилье сносит частный застройщик, то ситуация для граждан проще. Особенно, если они собственники земельных участков, на которых расположены их дома. Тогда застройщик должен добиться согласия переселенца. Не секрет, что часто граждане предъявляют в таких случаях завышенные запросы, требуя вместо одного ветхого домишки несколько квартир и т.д. Но практика показывает также и случаи таинственных пожаров в сносимых районах.

О правах собственников и нанимателей

Собственники, которые приобрели квартиру, подлежащую расселению, путем наследования, дарения, купли-продажи, обмена могут по соглашению сторон обменять ее на новую равной стоимости. Если владелец квартиры не согласен с результатом оценки, он может потребовать привлечения специалистов независимой оценки. При оценке жилья учитывают район, место расположения дома, внутреннее благоустройство. Новая квартира может быть меньше, но в более престижном районе, или больше, но на окраине. Так как она является собственностью, урезать «лишние», «ненормированные» метры никто не в праве. По желанию владельца ему могут выплатить стоимость квартиры без предоставления другого помещения.

Для нанимателей жилья порядок немного иной. Если у вас обнаружат излишек площади, — можете с ним распрощаться, ведь нанимателю предоставляется бесплатно лишь определенная норма.

Но во всех случаях можно и даже нужно отстаивать свои права собственника и «торговаться». Если переселение ведет государственная организация — будет сложнее, вас просто выселят судом, а вот инвестор, который заинтересован в быстром расселении дома, как правило, готов пойти на уступки.

В каком случае принимается решение о сносе жилых домов?

Все мы на протяжении последних лет являемся свидетелями реализации государственной программы по обновлению жилищного фонда страны. В некоторых городах начинается снос старых хрущевок. Граждане обеспокоены вопросами, связанными с расселением сносимых домов и целых микрорайонов в рамках данной программы.

Даже когда принято решение о сносе дома, его жильцы имеют право пройти процедуру приватизации жилой площади. Это допускается законодательством РФ согласно договору по социальному найму. Однако прописаться в дома, подлежащие сносу, довольно трудно, даже если речь идет о ближайших родственниках жильцов.

Ограничения на прописку снимаются лишь с несовершеннолетних детей, а взрослые граждане могут быть прописаны на спорную территорию по индивидуальному рассмотрению заявлений представителями городской власти. «Добро» на прописку дается с учетом всех требований норм жилья (квадратных метров). Покинуть свои дома и переехать по новому месту жительства на предоставленные жилые площади гражданам предлагается в случаях:

  • Если комиссий принято решение, что жилой дом находится в аварийном состоянии, непригоден для нормальной жизни и норм бытового проживания, зданию грозит обвал стен или несущих конструкций. Дом не подлежит восстановлению, капитальному ремонту или реконструкции.
  • Если снос жилых домов предусмотрен программой реконструкции районов города.
  • Дом подлежит сносу, потому что стоит на территории, которая необходима городу по каким-либо муниципальным нуждам. Например, это может быть связано с благоустройством города, когда на месте старого жилого дома будет разбит городской парк или в этом месте планом предусмотрена укладка новой скоростной трассы.

Когда снос жилых домов происходит из-за внешних факторов?

  1. Жилое здание может быть признано комиссией аварийным, если оно расположено на месте возможных оползней, грязевых (селевых) потоков, лавин снега и других природных катаклизм.
  2. Если после осмотра специалистами выявлены дефекты несущих конструкций или фундамента здания. Такие дефекты могут возникнуть не только из-за старости жилого строения, но и вследствие пожаров, взрывов, просадки грунтов, землетрясений и других аварий.
  3. Снос жилых домов также предусмотрен в случае зарегистрированных факторов и жалоб жильцов, если рядом с домом находятся производственные или другие объекты, деятельность которых связана с постоянными шумами, мешающими нормальной жизни жильцов. Согласно нормам допустимого уровня шума в жилых районах, показатели не должны превышать 45 дБ (ночью) и 55 дБ (в дневное время). Но по этому пункту в мегаполисах добиться чего-то весьма сложно.

А самое главное – знать свои права и иметь желание бороться за своё благополучие.

Последний же вопрос, а что делать, если сносить вас должны, но пока непонятно когда, и эти сроки затягиваются. Многие ждут сноса годами, в то время как планы властей и строителей меняются. Но даже это время можно использовать себе на пользу.

А именно.

Узаконить ранее построенные, но неузаконенные пристрои. Оформить в собственность земельный участок, или собрать все документы для надлежащего оформления аренды земли. Так как права собственника при переселении и расселении закон защищает лучше, чем права арендатора, в том числе по социальному найму

Если это квартира, которая может быть в малоэтажном старом доме — вам надо успеть ее приватизировать. Так как сроки бесплатной приватизации заканчиваются совсем скоро — в марте этого года.

Поскольку такие действия занимают время, не стоит думать и упускать будущие возможности. Вспомните, может быть какое-то ваше имущество пока еще не оформлено соответствующим образом? Тогда надо это сделать, так как после получения уведомления о сносе вы либо не успеете, либо некоторые действия уже будут невозможны.

Мы предлагаем вам услуги:

  • приватизация квартир

  • узаконение жилых домов, построек и пристроев

  • оформление в собственность земельных участков, надлежащее оформление аренды земли

  • представление интересов переселенцев в судах, составление исковых заявлений

  • сбор необходимых документов и составление договоров.

Обращайтесь:

Корпоративный юрист Сети Агентств Недвижимости ЭКСПЕРТ. Работаю с юридическими и физическими лицами, предприятиями и частными клиентами.

Если вы сомневаетесь в необходимости каких-то действий, мы готовы проконсультировать вас по телефону.

Главная / Коммерческий наём

Кто может получить жилое помещение жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договорам найма:

— граждане, являющиеся совместно проживающими в жилых помещениях членами семьи и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее – граждане, состоящие на учете);

— гражданам, состоящим на учете, жилые помещения коммерческого использования по договорам найма предоставляются в дополнение к занимаемым жилым помещениям (предоставляются отдельным членам семьи) на основании их заявления об оказании им содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в форме предоставления жилого помещения коммерческого использования по договору найма.

Кто имеет первоочередное право на получение жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договорам найма:

Жилые помещения коммерческого использования по договору найма предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет.

Первоочередное право на получение жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договорам найма не предусмотрено.

Вид государственного содействия:

Предоставление гражданам (отдельным членам семьи), состоящим на учете, отдельных квартир во вновь построенных домах за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по договорам найма.

Норма предоставления жилого помещения на одного человека:

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, общей площадью не более нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной законом Санкт-Петербурга.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет:

— 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина;

— 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящих из двух и более человек.

Необходимые документы:

— заявление о предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договору найма, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;

— копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи;

— копии документов, содержащих сведения о составе семьи гражданина;

— копии документов, подтверждающих основания владения и пользования гражданином и членами его семьи занимаемым жилым помещением, в случае если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— справка о регистрации (форма № 9), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд»;

— характеристику занимаемого жилого помещения (форма № 7), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд».

Копии указанных документов должны быть нотариально удостоверены. Представление копий, не имеющих нотариального удостоверения, допускается только при условии предъявления оригинала.

Как рассчитать плату за наем жилого помещения:

Расчет платы за пользование жилым помещением осуществляется
в соответствии с Методикой утвержденной Законом Санкт-Петербурга
«Об установлении платы за пользование жилым помещение (платы за наем) в Санкт-Петербурге» от 20.07.2006 № 395-53.

Размер платы за наем зависит от:

— качества и благоустройства жилого помещения (площадь кухни, санузел совмещенный или раздельный, занимаемый этаж, наличие балкона, лоджии, высоты потолков и т.д.);

— зоны месторасположения многоквартирных домов (районов Санкт-Петербурга).

Срок действия договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга:

С нанимателем заключается договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга.

Срок действия договора регламентирован Гражданским кодексом РФ и составляет 5 лет.

У нанимателей есть преимущественное право на заключение впоследствии договора на тех же условиях и на тот же срок.

Расторжение договора допускается в судебном порядке в случаях:

— невнесения Нанимателем платы за жилое помещение;

— разрушения или порчи жилого помещения Нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает и отказа устранить нанесенные ими повреждения в добровольном порядке в разумные сроки;

— систематического нарушения Нанимателем и другими гражданами,
за действия которых он отвечает, прав и законных интересов соседей;

— передаче третьим лицам по договору поднайма или иному договору;

— переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, установки, замене или переносе инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или иного оборудования без получения соответствующего согласования органа государственной власти, на основании принятого им решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга;

— в иных, предусмотренных законом случаях.

Куда обращаться для участия в Программе:

За предоставлением государственной услуги заявители обращаются в:

  • СПб ГБУ «Горжилобмен» по адресу: ул. Бронницкая, д. 32, тел.: 576-00-00, www.obmencity.ru

    .

  • структурные подразделения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг».

Нормативные документы:

Закон Санкт-Петербурга от 28.03.2007 № 125-27 «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175 «О Жилищном комитете»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 637 «О жилых помещениях жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга».

В последнее время вопрос о сносе жилых домов становится всё более актуальным. Государственная программа по обновлению жилищного фонда страны представляет собой конкретные меры для предоставления возможности гражданам переехать из старых «хрущёвок» и панельных пятиэтажек в комфортабельные современные новостройки. Однако жильцов справедливо интересует вопрос о равноценности нового жилого помещения по площади, территориальному расположению и справедливости денежной компенсации.

На межведомственном уровне важные решения в отношении каждого здания принимает специально созданная правительством, префектурой или градоначальником комиссия. Такая комиссия оценивает состояние зданий с привлечением специалистов в сфере архитектуры и строительства с целью принятия решения о сносе дома, его реконструкции или капитальном ремонте. В случае спорных вопросов возможно повторное обследование зданий независимой комиссией. Для признания того, что устаревший дом подлежит сносу, необходимо, чтобы деформация этого здания или его конструкций превысила допустимые нормы. Также причинами признания жилого здания аварийным могут быть:

  • расположение здания на месте возможных оползней, грязевых (селевых) потоков, лавин снега и других природных катаклизмов,

  • выявление дефектов несущих конструкций или фундамента здания ввиду ветхости здания, по причине пожаров, взрывов, землетрясений и других аварий.

  • достаточное количество зарегистрированных жалоб жильцов, если рядом с домом находятся производственные или другие объекты, в связи с деятельностью которых показатели шума в жилом районе превышает 45 дБ (ночью) и 55 дБ (в дневное время).

В настоящее время снос жилых домов осуществляется в рамках реализации программы реконструкции районов города. Сейчас соответствующие программы реализуются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Снос дома может быть также обусловлен тем, что территория необходима городу по каким-либо муниципальным нуждам.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентируется статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Жилищным кодексом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления требования к собственникам помещений в указанном доме о самостоятельном сносе дома или его реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, и соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории, к собственникам помещений в указанном доме должно быть предъявлено требование о его сносе или реконструкции в срок не менее шести месяцев. В случае если собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Однако изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения указанного срока допускается только с согласия собственника.

В соответствии с законодательством жильцы домов, включённых в программу реконструкции районов, должны быть оповещены о решении городской комиссии не менее чем за год до расселения. Инвесторы и строительные компании, которые по контракту с городскими властями занимаются обновлением жилищного фонда, должны начать расселение жильцов за полгода до сноса зданий.

Решение комиссии о сносе жилых домов публикуется в местной печати, широко освещается на телевизионных каналах, а с каждым владельцем квартиры из дома, подлежащего сносу, проводится индивидуальная беседа с разъяснением вопросов о времени переезда, метраже квартир, районе местожительства и социальных условиях проживания.

Судебная практика показывает, что зачастую оспаривается заключение межведомственной комиссии в части соблюдения порядка принятия такого заключения и соответствия выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан. Обжалование заключения межведомственной комиссии осуществляется с целью признания незаконным заключения комиссии, возложения на неё обязанности составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями.

Порядок оценки жилого помещения на предмет пригодности или непригодности для проживания установлен в пункте 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Некоторые жильцы домов, подлежащих сносу, решают воспользоваться правом на получение материальной компенсации взамен предоставления нового жилья. Чаще всего жильцы стремятся получить такую компенсацию при нежелании переезжать в другой район города или при возможности самостоятельной покупки жилья в удобном территориальном местонахождении.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Существенно важный момент заключается также в том, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включён в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, органы государственной власти или местного самоуправления не обязаны обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. Из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Если такой дом включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несёт в связи с изменением места проживания.

Суды при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в её составе также стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.

В случае несогласия собственника с решением о выселении принудительное изъятие жилого помещения возможно только на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом.

Стоит отметить, что судебная практика рассмотрения дел по искам администрации муниципальных образований о переселении собственников аварийного жилья в другие жилые помещения, предоставляемые им на праве собственности, не единообразна. Некоторые суды удовлетворяют иски о принудительном переселении собственников жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих сносу, в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения ввиду равноценности и благоустроенности предлагаемого жилья.

Позиция других судов такова, что предоставление собственнику взамен непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. Верховный Суд Российской Федерации придерживается именно этой позиции.

Что касается выселения граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, то данная процедура возможна лишь в судебном порядке. В соответствии с законодательством, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Например, в переселенческом фонде города Москвы предусмотрены следующие нормы жилых площадей при расселении:

― семье, состоящей только из супругов (т. е. 2-х человек) предоставляется благоустроенная однокомнатная квартира площадью 36-44 кв. м;

― семье из двух человек, не состоящих в браке, предоставляется двухкомнатная квартира, площадь которой должна быть от 36 до 50 кв. м;

― семье, состоящей из двух супругов и ещё одного жильца (третьего) предоставляется двухкомнатная квартира площадью 54-62 кв. м;

— семье из трёх человек, среди которых нет супругов, предоставляется трёхкомнатная квартира площадью 62-74 кв. м;

— семье из четырёх и более человек обязаны предоставить удобное жилое помещение с учётом жилой площади в 18 кв. м на каждого проживающего.

Граждан, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, интересует также размер предоставляемой площади в случае, если у таких граждан имеется ещё какое-либо жилое помещение, находящееся в собственности. Но в данном случае площадь жилого помещения, находящегося в собственности нанимателя или члена его семьи, не подлежит учёту при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением из аварийного жилья.

Верховный Суд Российской Федерации отмечает проблему большого количества жалоб граждан на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также переноса уже установленных сроков. В таком случае, если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Однако стоит отметить, что, даже если решение о сносе дома принято, его жильцы все ещё вправе обратиться к процедуре приватизации жилой площади. Однако возникают сложности с регистрацией в доме, подлежащем сносу, даже ближайшим родственникам жильцов. Совершеннолетние граждане могут быть зарегистрированы по соответствующему адресу только по индивидуальному рассмотрению заявлений представителями городской власти. Соответствующих ограничений в настоящее время нет пока только для несовершеннолетних.

Программы переселения зачастую помогали гражданам улучшить свои жилищные условия: увеличить метраж в результате расселения или получить жильё той же площади, но более современное, а значит, и дорогое. Некоторые пытаются заработать на этом: намеренно купить «хрущёвки» под снос и получить взамен более дорогое жильё.

Практика показывает, что программы реконструкции районов сейчас осуществляются таким образом, что жителей чаще всего переселяют в новостройки, однако такое решение не обязательно. Жители могут быть переселены по воле властей и в советскую панельную «девятиэтажку», и в «сталинку» или даже в другую «хрущёвку», не вошедшую в программу сноса. Запрета в отношении такого переселения нет.

По действующему законодательству жильцам сносимых домов власти обязаны предоставить жильё в пределах того же района. Но иногда в силу специфики района и отсутствия возможности возведения в нём новостроек жильё зачастую предоставляется в соседнем районе.

Таким образом, главное правило при переселении заключается в том, что новое жильё не может быть хуже старого по ключевым параметрам. Если квартира в пятиэтажке находится в собственности, то взамен власти должны предоставить жилое помещение, равное по площади сносимому. Если квартира остаётся в муниципальной собственности, то из расчёта социальной нормы на жильё. Но актуальные документы, регламентирующие снос жилых домов. предусматривают, что новые квартиры также должны иметь косметический ремонт.

Наиболее частыми являются судебные споры по заявлению лиц, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Зачастую граждане убеждены, что жилое помещение, предоставляемое им взамен сносимого, должно соответствовать нуждаемости граждан. Но стоит иметь в виду, что гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления.

Пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК РФ).

Позиция Верховного Суда Российской Федерации такова, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Следует помнить о том, что требования органа местного самоуправления о выселении нанимателя и членов его семьи из аварийного жилого помещения не могут быть удовлетворены в том случае, если предлагаемое для переселения жилое помещение не отвечает уровню благоустроенности, достигнутому в данном населённом пункте, или может привести к ухудшению жилищных условий.

По делам о выселении граждан из жилых помещений в аварийных домах, подлежащих сносу, суды при оценке степени благоустроенности предлагаемого для переселения жилого помещения в основном руководствуются требованиями, определёнными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также нормативными актами органов местного самоуправления, которыми не могут быть снижены установленные Правительством Российской Федерации минимальные гарантии.

Суды очень часто отказывали в удовлетворении исковых требований о выселении граждан из жилых помещений, находящихся в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, если предлагаемые помещения не отвечали уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населённого пункта.

Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что в случае, если ответчик, возражающий против переселения в конкретное жилое помещение, ссылается на его непригодность для проживания, то юридически значимым обстоятельством, которое входит в предмет доказывания и подлежит исследованию судом, является установление соответствия предлагаемого жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам. Однако при оценке потребительских свойств жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 89 ЖК РФ, необходимо учитывать и иные обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определённого жилого помещения.

В то же время граждане при несогласии на переселение часто ссылаются на то, что недостаточное количество в районе предлагаемого проживания детских образовательных учреждений или лечебных учреждений определённого профиля, отдалённость от центра населённого пункта, мест обучения или работы приведёт к ухудшению жилищных условий. Но при рассмотрении соответствующих дел в судебном порядке такие доводы не способны повлиять на разрешение спора в пользу граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *