Прибыль в региональный бюджет 2018

Проценты за кредит: нюансы в налоговом учете

Ранее (до 2015 года) в налоговом учете было единственное правило для всех — «заемные» проценты включались в расходы в размере, не превышающем специально установленного норматива.

Сейчас применяется следующий алгоритм:

  • проценты по кредитам (займам) при расчете налога на прибыль не нормируются (если заем не относится к контролируемым сделкам);
  • нормирование действует только в отношении договора займа (кредита), признаваемого в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой.

С понятиями «контролируемая сделка» и «взаимозависимые лица» знакомьтесь в этом материале.

Действующий в настоящее время общий подход к учету и расчету процентов заключается в соблюдении 4 основных принципов:

  • учетного — проценты учитываются отдельно от основной суммы займа;
  • суммового — при расчете налога на прибыль проценты учитываются в полной сумме, размер которой указан в договоре (кроме займов и кредитов, признаваемых контролируемыми сделками);
  • расчетного (для нефиксированной процентной ставки) — для займов и кредитов применяется единая формула, с помощью которой определяется величина включаемых в расходы процентов (∑%):

∑% = ∑К × СК × КД / КГ,

где:

∑К — сумма кредита;

СК — ставка процента;

КД и КГ — количество дней: пользования заемными средствами и в году соответственно (365 или 366).

  • временно́го — проценты отражаются в учете:
    • для компаний на ОСНО — на дату возврата заемных средств или на последнюю дату каждого месяца на протяжении всего периода пользования заемными средствами;
    • для «упрощенцев» — в периоде оплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Какие расходы можно учесть «упрощенцу», узнайте из материала «Перечень расходов при УСН «доходы минус расходы»».

С алгоритмом нормирования процентов в ситуации заключения договора займа, признаваемого контролируемой сделкой, мы познакомим вас в следующем разделе.

Как учитывать проценты по кредитам и займам на строителльство в бухгалтерском и налоговом учете, а также обзор судебной практики, см. в материале от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

«Контролируемые» проценты: налоговое нормирование — 2020

Основными особенностями применяемого в настоящее время, согласно НК РФ, алгоритма налогового нормирования процентов является:

  • его двухстороннее действие — нормируются не только «процентные» расходы заемщика, но и «процентные» доходы займодавца;
  • наличие «безопасных» интервалов ставок — если проценты укладываются в этот интервал, вся их сумма без ограничений включаются в налоговые расходы.

Интервалы нормирования и безопасные интервалы указаны в п. 1.2 ст. 269 НК РФ. К примеру, в 2020 году все показатели интервала по рублевому долговому обязательству, возникшему в результате сделок, признаваемых контролируемыми, должны рассчитываться одинаково — от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ.

«Интервальное» правило для нормирования процентов прописано в п. 1.1 ст. 269 НК РФ и заключается в следующем — если ставка:

  • превышает минимальное значение интервала — «процентный» доход признается по фактической ставке;
  • меньше максимального значения интервала — расход в сумме процентов признается по фактической ставке;
  • вышла за пределы интервала — доходы (расходы) рассчитываются с учетом применения методов ценообразования для взаимозависимых лиц, перечисленных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ (метод сопоставимых рыночных цен, затратный метод и др.).

С 2017 года перечень случаев, когда задолженность признается контролируемой, расширился: контролируемой задолженностью признается в том числе задолженность по долговому обязательству перед российскими компанией или физлицом, которые являются взаимозависимыми по отношению к следующим иностранной организации или физлицу:

  • доля их участия (прямого или косвенного) в налогоплательщике превышает 25%;
  • или такие иностранные лица участвуют в налогоплательщике через прочие организации и доля прямого участия в каждой из прочих организацией превышает 50%.

Для признания процентов по контролируемой задолженности по налогу на прибыль нужно:

  • сравнить ее размер с собственным капиталом организации-заемщика на последнее число отчетного (налогового) периода;
  • рассчитать предельный размер учитываемых в расходах процентов с учетом коэффициента капитализации (по нормам пп 4-5 ст. 269 НК РФ), если контролируемая задолженность превышает собственный капитал более чем в 3 раза (для компаний, осуществляющих лизинговую деятельность, — более чем в 12,5 раза);
  • признать проценты исходя из фактических ставок, если такого превышения нет.

Необходимо отметить, что налоговый учет процентов по займам затрагивает не только налог на прибыль, но и другие налоги. Об этом узнайте из следующего раздела.

Нормирование процентов в различных ситуациях

Заем компании предоставил ее сотрудник или иное физлицо.

Случается, что в качестве займодавца выступает сотрудник фирмы или не связанный с ней трудовыми отношениями гражданин. В договоре с ним также могут быть прописаны проценты в качестве оплаты за пользование заемными средствами.

В такой ситуации в налоговые суммы фирма вправе включить всю сумму процентов без ограничений (если сделка не признается контролируемой). Но при этом у заемщика возникает дополнительная налоговая обязанность — по начислению и удержанию подоходного налога.

Обязанности налогового агента по НДФЛ в данном случае заемщику необходимо исполнять с учетом следующего:

  • заемщик рассчитывает и удерживает НДФЛ исходя из суммы процентов и по соответствующим налоговым ставкам (п. 1 ст. 210, п. 1, 3 ст. 224, п. 2 ст. 226 НК РФ);
  • заемщик перечисляет на карту займодавца (или выдает ему из кассы) проценты уже за вычетом НДФЛ;
  • перечисление в бюджет удержанного НДФЛ производится в сроки, указанные в п. 6 ст. 226 НК РФ;
  • в обязанности заемщика входит отражение начисленного «процентного» дохода и соответствующая уплата НДФЛ в налоговом регистре и отчетности (6-НДФЛ, 2-НДФЛ).

Как правильно заполнить налоговому агенту отчетную форму 6-НДФЛ, расскажут размещенные на нашем сайте материалы:

  • «Дата удержания налога в форме 6-НДФЛ»;
  • «Образец заполнения налогового регистра для 6-НДФЛ».

Если фирма выплачивает физлицу «процентный» доход не деньгами (например, товаром или продукцией), алгоритм действий следующий:

  • НДФЛ нужно удержать из любых выплачиваемых компанией-заемщиком доходов в адрес займодателя-физлица (п. 4 ст. 226 НК РФ);
  • при отсутствии у заемщика возможности удержать НДФЛ он обязан сообщить об этом налоговикам и займодавцу (п. 5 ст. 226 НК РФ) — сделать это необходимо до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кредит на приобретение (строительство) инвестиционного актива

Налоговый учет процентов по кредитам (займам), выданным для приобретения (создания) имущества, производится по простой схеме — включением процентов во внереализационные расходы. Инвестиционный это актив или обычный — значения не имеет. Так, по крайней мере, говорят чиновники. В тоже время есть письмо Минфина РФ, из которого следует, что проценты за кредит, уплачиваемые в период создания основного средства, должны учитываться в составе первоначальной стоимости объекта строительства. Вы можете получить бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомиться с двумя точками зрения.

При этом в бухучете применяется другое правило — проценты увеличивают первоначальную стоимость инвестиционного актива, если этот актив создается с участием заемных средств.

Кредит потрачен на выплату дивидендов

Если за счет полученных кредитных средств выплачены дивиденды, в налоговом учете проценты все равно можно включить в расходы — в НК РФ отсутствуют ограничения для признания связанных с выплатой дивидендов расходов.

С этим утверждением согласны чиновники, судьи и контролеры:

Однако есть иная точка зерния — аргументацию к ней вы можете увидеть в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль системы К+. Получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите к данной ситуации.

Какими налогами облагаются дивиденды, см. в материале «Взимается ли НДФЛ с дивидендов?».

Нюансы «натуральных» процентов

Оплатить использование заемных средств контрагент может не только деньгами — погашение задолженности по начисленным процентам может произойти иными материальными ценностями (продукцией, товарами и др.).

Сам заем тоже может выдаваться в натуральной форме, и по умолчанию он считается беспроцентным. При этом законодательно не запрещено по «натуральным» займам предусмотреть проценты — главное, чтобы их величина была указана в договоре (ст. 809 ГК РФ). По «натуральным» займам проценты могут устанавливаться как в денежной, так и натуральной форме.

В подобной ситуации возникает несколько вопросов, а именно:

  • какая стоимость передаваемого имущества может быть учтена в налоговых расходах — договорная или рыночная?
  • можно ли учесть в расходах НДС, начисленный со стоимости передаваемого в счет уплаты процентов имущества?

При решении вопроса «рыночной цены» необходимо учесть то, что признать цену соответствующей рыночной возможно, если (ст. 105.3 НК РФ):

  • она соответствует ценовому уровню, регулируемому государством, или согласована с ФАС России;
  • цена подтверждается отчетом независимого оценщика или установлена в соглашении о ценообразовании (в соответствии с гл. 14. 6 НК РФ);
  • соответствует иным условиям, установленным НК РФ (ст. 280 НК РФ и др.).

Вышеперечисленные условия рассматриваются в том случае, когда заемщик и займодавец взаимозависимы, а договор займа относится к разряду контролируемых сделок.

Если же договор займа не признается контролируемой сделкой, заемщик вправе учесть в налоговых расходах ту величину процентов, которая указана в договоре.

НДС с суммы процентов по договору займа в натуральной форме исчисляется со всей суммы по ставке 20%.

Какие ставки НДС применяются в настоящее время, узнайте из материалов рубрики «Налоговые ставки по НДС в 2019 — 2020 годах в России».

Итоги

Проценты по кредитам нормируются в том случае, если стороны кредитного договора являются взаимозависимыми, а сделка относится к разряду контролируемых. В остальных случаях в налоговые расходы проценты можно включить без ограничений.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Александр Шураков,
младший директор, отдел корпоративных и суверенных рейтингов

По итогам 2018 года у 70 российских регионов консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом, причем агрегированный профицит составил 510 млрд рублей. Это рекордные показатели как минимум за последние 17 лет.

В прошлом году профицит консолидированных бюджетов был зафиксирован в 38 регионах. До 2018-го максимальное количество профицитных консолидированных бюджетов достигнуто в 2006 году – 54 региона. Минимальное количество профицитных регионов было в 2013 году – только 6.

Профицит профицитных консолидированных бюджетов увеличился с 136,7 млрд рублей в 2017 году до 575,2 в 2018-м. Дефицит дефицитных бюджетов уменьшился с -188,6 до -64,9 млрд рублей.

Для сравнения: наихудшим с точки зрения сбалансированности консолидированных бюджетов был 2013 год, когда агрегированный дефицит опустился до -642,0 млрд рублей. Предыдущий максимум агрегированного профицита приходился на 2006-й – тогда он достиг 139,9 млрд рублей.

Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (в % от налоговых и неналоговых доходов, ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% ННД соответственно. Указанные регионы характеризует относительно низкий уровень самодостаточности: налоговые и неналоговые доходы, которые в основном поступают из региональной экономики, составляют 32,6% в Дагестане и 35,2% в Севастополе. Поэтому профицит бюджетов данных регионов во многом обусловлен дотациями из федерального бюджета. У других регионов – лидеров по соотношению «профицит к ННД» – уровень самодостаточности существенно выше (например, у ХМАО-Югры достигает 94,8%). Поэтому профицит бюджета в таких регионах достигнут во многом благодаря своим силам (налогоплательщикам, функционирующим на территории регионов).

По абсолютному профициту консолидированного бюджета лидерами являются Москва (+61,5 млрд рублей, или 2,7% ННД) и регионы «Тюменской матрешки», суммарный профицит консолидированных бюджетов которых составил 123,8 млрд рублей (36,8, 41,3 и 45,8 млрд рублей у Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО соответственно). Такой профицит консолидированного бюджета Тюменской области – заслуга программы «Сотрудничество», по которой ХМАО-Югра и ЯНАО перечисляют 29,5% поступлений по налогу в бюджет Тюменской области. В 2018 году эти перечисления составили 84,0 млрд рублей. Второй год подряд со значительным профицитом исполняется консолидированный бюджет Кемеровской области: с 20,8 млрд рублей (или 14,6% ННД) в 2017 году профицит увеличился до 35,7 млрд рублей (или 20,8% ННД) по итогам 2018-го.

Максимальный уровень дефицита у консолидированного бюджета Республики Мордовия (-7 млрд рублей, или -24,5% ННД). Отметим, что по сравнению с прошлым годом такое исполнение бюджета можно назвать «улучшением ситуации» – в 2017-м дефицит консолидированного бюджета составил -37,0% (-10,1 млрд рублей). Изначально (по состоянию на 01.02.2018) консолидированный бюджет республики предусматривал дефицит на уровне 3,0 млрд рублей. Фактические ННД по итогам 2018 года оказались только на 2,4% меньше запланированных. Таким образом, увеличение дефицита до 7,0 млрд рублей было обусловлено наращиванием расходов без соответствующего прироста собственных доходных источников.

Основные факторы рекордных профицитов – рост федеральных дотаций и прибыли в добывающем секторе, а также сдерживание бюджетных инвестиций.

В 2018 году доходы консолидированных бюджетов российских регионов увеличились на 1,6 трлн рублей (15,2%). Наибольший вклад в рост совокупных доходов внесли прирост поступлений по налогу на прибыль (+577 млрд рублей), НДФЛ (+402 млрд рублей) и федеральных дотаций всех видов (+276 млрд рублей). Так как существенная часть федеральных дотаций направляется на выплату зарплат бюджетникам, то вклад дотаций в прирост доходов еще выше – они возвращаются в консолидированные бюджеты в виде НДФЛ с зарплат бюджетников.

Отраслевая структура поступлений по налогу на прибыль пока опубликована только по состоянию на 01.10.2018. Тем не менее информации за 9 месяцев достаточно для анализа отраслевой структуры приростов налоговых поступлений. Основной прирост поступлений по налогу на прибыль сконцентрирован в секторе добычи нефти и газа (таблица 2.1). Также значимый прирост обеспечили металлургические предприятия. Таким результатам способствовала достаточно благоприятная внешняя конъюнктура на соответствующих глобальных рынках, а также динамика валютного курса рубля (в том числе его ослабление в III квартале 2018 года).

Таблица 2.1 Отраслевая структура прироста поступлений по налогу на прибыль в региональные бюджеты за 9 месяцев 2018 года относительно поступлений за 9 месяцев 2017 года (млрд рублей).

Показатель Прирост за 9 месяцев*, млрд рублей
Прирост поступлений по налогу на прибыль в региональные бюджеты 423,9
в том числе по видам
Добыча сырой нефти и природного газа 217,2
Производство чугуна, стали и ферросплавов 42,3
Деятельность в области информации и связи — всего 31,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 30,7
Деятельность профессиональная, научная и техническая 23,2
Деятельность финансовая и страховая – всего 20,0
Производство листового холоднокатаного стального проката 11,3
Прочая добыча полезных ископаемых 7,7
Производство бумаги и бумажных изделий 6,0
Производство нефтепродуктов 5,0
Производство пищевых продуктов 3,7
Прочие обрабатывающие производства 1,3

Источник: расчеты Эксперт РА по данным ФНС РФ

В свою очередь, прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц достаточно равномерно распределен между видами деятельности (таблица 2.2)

Таблица 2.2 Отраслевая структура прироста поступлений по НФД в консолидированные бюджеты регионов за 9 месяцев 2018 года относительно поступлений за 9 месяцев 2017 года (млрд рублей).

Показатель Прирост за 9 месяцев*, млрд рублей
Прирост поступлений по НДФЛ в консолидированные бюджеты регионов 279,7
в том числе по видам
Торговля оптовая и розничная — всего 43,0
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 34,4
Обрабатывающие производства – всего 31,9
Деятельность профессиональная, научная и техническая 26,5
Образование 22,7
Транспортировка и хранение -всего 21,0
Деятельность финансовая и страховая – всего 18,6
Деятельность в области информации и связи — всего 16,3
Добыча полезных ископаемых — всего 15,8
Госуправление и обеспечение военной безопасности 15,7
Строительство 14,1
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 11,3
Прочие виды деятельности 8,2

Источник: расчеты Эксперт РА по данным ФНС РФ

По итогам 2018 года суммарный объем дотаций всех видов, которые Федеральный бюджет перечислил регионам, впервые превысил 1 трлн рублей. Особенность 2018 года – те или иные дотаций получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область. Причем г. Москва с объемом дотаций в 27,6 млрд рублей вошла в топ-7 регионов по объему полученных дотаций (таблица 4). Большая часть дотаций, которые были получены бюджетом г. Москва – на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Возможно, что цель данной дотации – частично компенсировать бюджету Москвы расходы на дополнительный трансферт в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, который в 2018 году составил 31,0 млрд рублей.

Таблица 3. Топ-10 регионов по объему полученных дотаций (всех видов) в 2018 году.

Регион Объем полученных в 2018 году дотаций (все виды),
млрд рублей
Профицит (дефицит) Консолидированного бюджета, млрд рублей

Консолидированные бюджеты регионов РФ, всего

1 035 510,3

Республика Дагестан

62,7 11,9

Республика Саха (Якутия)

48,3 12,5

Чеченская Республика

47,0 0,3

Республика Крым

42,7 0,0

Камчатский край

42,3 1,6

Алтайский край

33,5 8,8

г. Москва

27,7 61,5

Ставропольский край

26,5 6,8

Республика Башкортостан

22,2 24,6

Республика Бурятия

21,7 -0,4

Источник: расчеты Эксперт РА по данным Минфина РФ

Основной рост дотаций пришелся на дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов (таблица 4). По сути, данный вид дотаций управляется в ручном режиме, в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые являются расчетными (исходя из оценок уровня бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов). Также в 2018 году увеличились дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели – прирост дотаций указанного вида составил 60,4 млрд рублей. Причем, судя по распределению этого вида дотаций по регионам-получателям, федеральный центр как действительно компенсировал часть расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, так и, по сути, компенсировал недостаточный объем дотаций, которые те или иные регионы получили на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Таблица 4. Динамика федеральных дотаций в консолидированные бюджеты регионов по видам, млрд рублей

Виды дотаций 2015 2016 2017 2018 Прирост за год (2018 — 2017)
Дотации всех видов, всего 651,0 656,2 759,0 1035,5 276,5
в том числе по видам:
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 487,7 513,7 614,5 644,5 30,0
Дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 152,4 131,7 32,8 168,6 135,8
Дотации бюджетам на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели 0,0 0,0 40,0 100,4 60,4
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций 0,0 0,0 0,0 30,6 30,6
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала 0,0 0,0 20,0 20,0 0,0
Дотации отдельным регионам (Крым, Севастополь, Чечня) 0,0 0,0 40,7 49,4 8,7
Прочие дотации 10,9 10,8 11,0 22,0 11,0

Источник: расчеты Эксперт РА по данным Минфина РФ

Последние четыре года бюджетные инвестиции в составе консолидированных бюджетов российских регионов остаются примерно на одном уровне – в среднем 1,28 трлн рублей в год (рисунок 4). В то же время бюджетные расходы за этот период увеличились в номинальном выражении на 25,3%. В результате доля бюджетных инвестиций в составе расходов бюджетов снизилась с 13,4% в 2013 году до 10,8% по итогам 2018-го. Если бы поддерживались пропорции предыдущих лет, то объем бюджетных инвестиций был бы примерно на 240 млрд рублей выше, а профицит бюджетов, соответственно, ниже. Основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство, которое финансируют как за счет «окрашенных” доходов (доходы от акцизов на нефтепродукты и транспортный налог), так и за счет федеральных трансфертов и у отдельных регионов за счет иных собственных налоговых и неналоговых доходов региона (таблица 5).

Начиная с 2019 года ожидается существенный рост бюджетных инвестиций, финансируемых через региональные бюджеты. Рост будет обусловлен реализацией новых майских указов. Во многом эти инвестиции будут фондироваться трансфертами из федерального бюджета, а требуемый уровень софинансирования со стороны региональных бюджетов будет небольшим (вплоть до 2%). По сути, задача региональных властей будет заключаться в финансировании необходимой документации, а сами капитальные расходы будет финансировать федеральный центр. В случае если такие пропорции софинансирования капрасходов будут соблюдены, то увеличение бюджетных инвестиций в составе консолидированных бюджетов регионов не приведет к росту бюджетных дисбалансов и ухудшению кредитного качества субъектов РФ и муниципалитетов.

Отметим, что рост расходов на повышение зарплат бюджетников в соответствии с майскими указами 2012 года не оказал существенного негативного влияния на бюджеты регионов. В целом фонд оплаты труда майских бюджетников с учетом соцвзносов в 2018 году увеличился на 532 млрд рублей. Но так как часть этих расходов возвращается в региональные бюджеты в виде НДФЛ, то чистый рост расходов на ФОТ и соцвзносы составил примерно 479 млрд рублей. Этот рост был профинансирован в том числе за счет увеличения дотаций, о котором указывалось выше, а также за счет роста расходов в системе обязательного медицинского страхования – расходы ТФОМС (территориальных фондов ОМС) увеличились в 2018 году на 328,6 млрд рублей (из расходов ТФОМС оплачивается существенная часть фонда оплаты труда в здравоохранении). В свою очередь, доходы ТФОМС увеличились благодаря росту субвенций из ФОМС, которые были профинансированы как за счет роста доходов ФОМС на 158,8 млрд рублей (из них 108,9 млрд рублей составил рост поступлений по страховым взносам на работающее население), так и за счет остатков денежных средств, которые были сформированы благодаря прошлым профицитам бюджета ФОМС (таблица 6).

Таблица 6. Доходы и расходы Федерального фондам обязательного медицинского страхования и Территориальных фондов (млрд рублей).

Источник: расчеты Эксперт РА по данным Минфина РФ

В то же время налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов российских регионов в 2018 году в реальном выражении лишь на 9,4% превысили уровень 2012-го. Совокупные доходы в реальном выражении больше доходов 2012 года на 5,0%, а совокупные расходы консолидированных бюджетов 2018-го в реальном выражении на 2,7% ниже уровня доходов 2012 года (рисунок 5). В качестве индекса-дефлятора использован индекс-дефлятор ВВП.

Наибольший рост в реальном выражении за 2012–2018 годы продемонстрировали налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов Республики Саха (Якутия), Ленинградской и Сахалинской областей. Наибольшее снижение в реальном выражении у Чукотского автономного округа, Новгородской области и Республики Калмыкия (таблица 7).

В 2018 году у 67 регионов рост совокупных доходов консолидированных бюджетов превысил значение бенчмарка 10,0% (значение индекса-дефлятора ВВП за 2018-й), у 18 регионов доходы увеличились, но с темпом ниже бенчмарка. В 2018-м впервые за несколько лет отсутствовали регионы, у которых совокупные доходы снизились в номинальном выражении (рисунок 6.1). Отметим, что наибольший провал по числу регионов, у которых доходы росли бы сильнее бенчмарка, был в 2015 году. Тогда таких регионов было только 11 (индекс-дефлятор ВВП составил 8,0%).

У 40 регионов совокупные расходы консолидированных бюджетов выросли в 2018 году в реальном выражении. У 43 регионов расходы увеличились, но с темпом ниже бенчмарка, и у 2 регионов расходы снизились в номинальном выражении (рисунок 6.2).

Для наглядности приведем специальные ставки в виде таблицы.

Размер налога на прибыль

Кто использует

20%

иностранные фирмы без представительства в РФ;

добытчики углеводородного сырья;

контролируемые иностранные компании.

10%

иностранные фирмы без представительства для доходов от международных перевозок и сдачи в аренду транспортных средств.

13%

Российские организации:

для дивидендов от местных компаний;

для дивидендов от иностранных компаний;

для дивидендов от акций по депозитарным распискам.

15%

иностранные фирмы для дивидендов российских организаций;

владельцы государственных и муниципальных ценных бумаг по операциям с доходов по ним.

9%

организации для процентов по муниципальным ЦБ и др. доходам из пп 2 п 4 ст 284 НК РФ

2% резиденты ОЭЗ (особых экономических зон), возникшие после 1 января 2017 года;

0%

организации медицины и образования;

резиденты ОЭЗ;

участники региональных инвестиционных проектов;

резиденты свободной ЭЗ в Крыму и Севастополе;

резиденты территории опережающего социально-экономического развития;

производители с/х продукции, не перешедшие на ЕСХН

Ставка налога на прибыль в федеральный бюджет

Как уже упоминалось, 3% от общей суммы поступает в федеральный бюджет. Не важно, составляет региональная ставка 17% или она уменьшена решением властей — 3% идут плюсом.

Пример: Налоговая база = 1 000 000 рублей.

Н/П = 1 000 000 * 20% = 200 000 рублей.

Из них по основной:

В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей

В бюджет региона = 1 000 000 * 17% = 170 000 рублей.

По пониженной:

В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей

В бюджет региона = 1 000 000 * 13,5% = 135 000 рублей.

В федеральный бюджет не всегда попадают только три процента суммы. Это происходит только при использовании основной ставки. А процент в бюджет, который компании отчисляют по неосновным ставкам, поступает в федеральный бюджет полностью.

Дивиденды

Это любой доход, который остается после уплаты процентов в бюджет; он распределяется между акционерами (участниками) пропорционально долям в капитале. Обычно они выплачиваются деньгами, но могут выдаваться и в виде акции или другого имущества. Если компания платит дивиденды участникам — физическим лицам, то она, как налоговый агент, обязана удержать и перечислить с них процент в бюджет. Но это касается уплаты НДФЛ. Налоговая ставка по НДФЛ и по налогу на прибыль с дивидендов в общем случае одинакова — 13%. Это упрощает расчет, но никак не влияет на уплату Н/П.

Если компания платит дивиденды участникам — юридическим лицам, то она рассчитывает и удерживает Н/П и отражает его в декларации.

Если же компания сама получала дивиденды, то полученной суммы она отчисляет Н/П

Формула расчета приведена в ст. 275 НК РФ. Если организация получала дивиденды от других компаний и одновременно выплачивала их своим участникам, то сумма госпошлины вычисляется по формуле:

Где НПД — Налог на прибыль с дивидендов; ДНУ — дивиденды, выплаченные участнику; ДНВУ — выплаченные всем участникам; ДПО — полученные организацией.

Разберем формулу на примере.

ЗАО «Серпантин» получило дивиденды от другой организации — 80 000 рублей. А также распределяет их между своими участниками. Распределение согласно долям в капитале: И. В. Ковалёв — 700 000 рублей (физ. лицо, гражданин РФ); ООО «Империя» — 400 000 рублей. Рассчитаем, сколько нужно удержать: НДФЛ с дивидендов И.В. Ковалёва — 700 000 * 13% = 91 000 рублей. На прибыль с дивидендов, выплаченных участнику, — ООО «Империя»:

ДНУ = 400 000 руб.ДНВУ = 400 000 + 700 000 = 1 100 000 руб.ДПО = 80 000 руб.

ЗАО «Серпантин» обязано удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль с дивидендов участника — ООО «Империя» в размере 48 218 рублей.

Иностранные организации платят Н/П с дивидендов по повышенной ставке — 15%. Существуют и случаи льготного налогообложения — 0%.

Напомним, что ставка с 1 января 2015 года изменена с 9% на 13%.

Ставка

Доходы в виде дивидендов

13%

по акциям, удостоверенным депозитарными расписками;

полученных российскими организациями от российских и зарубежных фирм, не указанных в пп 1 п 3 ст 284 НК РФ.

15%

полученных иностранными фирмами:

— по акциям российских организаций;

— от участия в капитале компаний в иной форме.

0%

полученных российскими фирмами от иностранных и российских организаций при условии, что получающая фирма в моменту решения о выплате:

— владеет не меньше, чем 50% уставного капитала выплачивающей фирмы 365 дней подряд;

— владеет депозитарными расписками с правом на получение в сумме не меньше 50% общей суммы выплачиваемых дивидендов.

Эффективная ставка налога на прибыль

Это общее усредненное значение, которое отражает суммарное число налогов со всех доходов организации. Называется она так, потому что помогает оценить эффективность работы и доходности организации любого рода, независимо от выбранной деятельности. Ее может использовать даже физическое лицо, чтобы посчитать сколько налогов в общей сложности платит по отношению к доходам.

Она представляет собой дробь:

  • в числителе — сумма налога;
  • в знаменателе — суммарный доход.

Производить расчет следует по формуле:

Где ЭСПН — эффективная ставка Н/П, УНП — уплаченный Н/П, (Д — Р) — доход уменьшенный на расход — выручка.

Приведем пример расчета.

ООО «Созвездие» получило доход за период в сумме 700 000 рублей. Расходы по налоговому учету составили 350 000 рублей. Но фактических расходов у организации было больше, поэтому в бухгалтерском учете сумма другая — 450 000 рублей. Налог на прибыль рассчитывается так:

(700 000 – 350 000) * 20% = 70 000 рублей

А эффективная ставка считается с учетом реальной прибыли, а не налоговой. В знаменателе указывают расход по бухгалтерскому учету — 450 000 рублей вместо 350 000 рублей.

ЭСНП ООО «Созвездие» равна 0,28 или 28%. Тогда как налоговая — 20%.

При расчете эффективной ставки чем больше окажется процент — тем хуже для организации. Это значит, что она платит больше налогов. На примере по расчету ЭСНП видно, что в реальности налоговая нагрузка ООО «Созвездие» на 8% выше, чем отражается в налоговом учете. Это происходит из за расходов, которые организация не смогла учесть при налогообложении.

Оценив налоговую нагрузку по факту при помощи ЭСНП, организация учтет это превышение по итогу в следующем периоде и оптимизирует расходы.

Новое в законодательстве

31 октября 2018 года в Государственную Думу поступил законопроект, предлагающий существенно перераспределить объемы поступлений в федеральный и региональный бюджеты (вместо 17 + 3 применить схему:13 + 7, соответственно, в федеральный и региональный бюджет).

Подробнее о реализации депутатской инициативы — в статье «Порядок уплаты налога на прибыль изменят».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *