Приказ 280

Одной из главных задач, стоящих перед органами государственной власти и управления Российской Федерации, является возможность обеспечения правопорядка в сфере налоговых отношений. Соблюдение законодательства о налогах и сборах должно быть приоритетным в предпринимательской деятельности. Законопослушный налогоплательщик — вот основа финансового благополучия государства и его экономической безопасности. Однако не все граждане готовы соблюдать требования законодательства в области налогов и сборов и идут на нарушения предписаний налогово-правовых норм.

В свою очередь государство в лице контролирующих и правоохранительных органов должно противодействовать совершению налоговых правонарушений и преступлений. Особенно активно государство должно противодействовать налоговой преступности. Для эффективной борьбы с налоговой преступностью необходимо тесное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов на этапах выявления, пресечения, предупреждения и расследования налоговых преступлений.
От того, как сформировано сотрудничество между данными органами, во многом зависит результативность своевременной уплаты налогов и сборов и обеспечение обязанностей по их уплате.
Основой взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами является установление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью, полнотой исчисления и своевременностью поступления в соответствующие бюджеты налогов, сборов, а также способствование экономической защищенности <2>.
———————————
<2> Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. 2008. N 5. С. 7.

С нашей точки зрения, под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать основанную на законе и подзаконных актах, осуществляемую в конкретных организационных формах согласованную, совместную деятельность, направленную на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений.
Необходимость взаимодействия налоговых и правоохранительных органов обусловливается такими обстоятельствами, как: объективная необходимость комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о степени криминогенности обстановки в сфере налогообложения (так как ни один из органов в должном объеме, ввиду сложности объекта, не обладает о нем всей полнотой информации); высокая латентность налоговых преступлений; расширение сферы налоговой преступности с превращением ее в транснациональную преступность; необходимость максимально полного поступления налоговых платежей в бюджет. Поэтому в данной ситуации важна совместная работа контрольных органов, оперативных подразделений правоохранительных органов, следственных органов в борьбе с уклонениями от уплаты налогов, выявлении налоговых преступлений.
Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов осуществляется в сфере информационного обмена, выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений, расследования налоговых преступлений.
Обратимся к правовому механизму взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в сфере информационного обмена и выявления налоговых преступлений.
Информационное взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел строится прежде всего на пункте 2 статьи 36 НК РФ. В данной норме определено, что в случае выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к служебным полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы должны в десятидневный срок со дня выявления вышеопределенных обстоятельств представить данные в соответствующий налоговый орган.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны информировать правоохранительные органы о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса РФ. Письмом Минфина России от 21 августа 2012 г. N АС-4-2/13747@ установлена рекомендательная форма такого обращения. Данную форму рекомендуется также использовать в случае направления материалов в органы внутренних дел.
Сотрудничество налоговых органов и органов внутренних дел регламентируется также Соглашением о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой. В частности, в статье 4 Соглашения указано, что стороны осуществляют взаимодействие в форме взаимного информационного обмена данными (в том числе в электронном виде), представляющими интерес для сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Правовая база информационного сотрудничества налоговых органов и органов внутренних дел определяется Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» <3>. Совместный Приказ содержит Инструкцию о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.
———————————
<3> Российская газета. N 4997(173). 16.09.2009.

Налоговые органы в рамках информационного взаимодействия обмениваются информацией с подразделениями Госавтоинспекции. Правовые основы информационного обмена между указанными ведомствами регламентированы Положением о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах <4>. В вышеуказанном документе детально определено, что сотрудничество подразделений Госавтоинспекции России и управлений ФНС России осуществляется путем представления данных о транспортных средствах, а также лицах, на которых эти средства зарегистрированы. Информационный обмен между этими органами производится в электронном виде в соответствии со списком территориального соответствия. В Положении также определен состав передаваемых данных о транспортных средствах и лицах, на которых эти средства зарегистрированы (например, идентификационный номер (VIN)), и требования к форматам представляемых данных (соответствующая информация передается в виде текстовых файлов в кодировке Windows).
———————————
<4> Приказ МВД России N 948, ФНС России N ММ-3-6/561 от 31 октября 2008 г. «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы» // Российская газета. N 12. 2009.

С целью выявления налоговых преступлений, во исполнение вышеуказанного Приказа, органы внутренних дел участвуют в совместных налоговых проверках по запросу налоговых органов, в процессе осуществления контрольно-проверочных мероприятий.
В Приказе подробно регламентированы основания для представления налоговым органом мотивированного запроса, которыми могут являться:
1. Существование у налогового органа сведений, свидетельствующих о возможных фактах несоблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового законодательства, а также необходимость исследования указанных сведений при помощи должностных лиц органов внутренних дел.
2. Назначение выездной налоговой проверки на основании сведений, подтверждающих наличие несоблюдения законодательства о налогах и сборах, представленных органом внутренних дел в налоговый орган, с целью принятия по ним решения на основании пункта 2 статьи 36 НК РФ.
3. Потребность привлечения должностных лиц органа внутренних дел для участия в осуществлении конкретных действий налогового контроля (например, выемке документов).
4. Необходимость осуществления содействия работникам налогового органа, проводящим проверку. Есть случаи, когда проверяемый субъект чинит препятствия должностным лицам налогового органа, выполнению ими их служебных полномочий.
13 октября 2010 г. в рамках продолжения курса взаимодействия МВД РФ и ФНС России подписали Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (утв. МВД России N 1/8656, ФНС России N ММВ-27-4/11 13.10.2010) <6>.
———————————
<6> СПС «КонсультантПлюс» . Документ опубликован не был.

Целью Соглашения является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в рамках задач, возложенных на данные органы законодательством. В качестве предмета Соглашения выступает организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в установленных сферах деятельности по следующим вопросам:
— выявление и расследование преступлений;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— повышение налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с Соглашением МВД и ФНС в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:
— планирование и проведение как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из сторон соглашения мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и предотвращение нарушений законодательства РФ;
— взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для МВД и ФНС и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
— совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;
— обмен опытом в целях повышения квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;
— проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности.
В случае если налоговой проверкой были выявлены факты несоблюдения законодательства о налогах и сборах, то сотрудники обязаны принять все меры по сбору доказательств. В частности, могут быть истребованы документы, произведена выемка документов и предметов, осуществлен допрос свидетелей. Также приобщаются документы, приобретенные служащими органов внутренних дел в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности. Такими документами могут быть: заключение эксперта; документы, полученные в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности (денежные чеки); гражданско-правовые договоры; копии протоколов процессуальных действий <7>.
———————————
<7> Соловьев И.Н. Преступные налоговые схемы и их выявление: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010. С. 35.

Стоит отметить, что особенности акта выездной налоговой проверки с участием органов внутренних дел заключаются в том, что он должен быть заверен участвовавшими в проверке служащими налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел (кроме тех, которые привлекались для обеспечения мер безопасности). Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один хранится в налоговом органе, второй вручается проверяемому лицу, третий передается в орган внутренних дел, служащие которого участвовали в осуществлении проверки.
Руководителем проверяющей группы обязательно должен быть сотрудник налогового органа, который принимает окончательное решение при наличии противоречий между проверяющими лицами по содержанию акта. При этом мнение других членов группы может быть изложено в заключении, которое приобщается к материалам проверки.
Полномочия сотрудников органов внутренних дел при проведении совместных проверок регламентируются не только Налоговым кодексом, но и Федеральными законами «О полиции» <8>, «Об оперативно-розыскной деятельности» <9>.
———————————
<8> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
<9> Семенов А.С. Взаимодействие налоговых органов и подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах // Налоги и налогообложение. 2009. N 4. С. 18 — 22.

В современных условиях эффективная организация по выявлению налоговых преступлений может быть обеспечена при сочетании форм и методов налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, и оперативно-разыскных мероприятий.
Особенностью осуществления оперативно-разыскной деятельности при выявлении налоговых преступлений является то, что с ее помощью органы внутренних дел имеют возможность более глубокой проработки выявленных схем совершения преступления, а также лиц, их совершивших. При этом самое пристальное внимание должно уделяться вопросу надлежащего оформления ее результатов, так как информация или иные данные, полученные с нарушением закона, или ненадлежащим образом оформленные документы не будут учитываться при доказывании в судебном разбирательстве <10>. Важной стороной оперативно-разыскной деятельности является ее правовое сопровождение.
———————————
<10> Положительным в правовом сопровождении ОРД является то, что в ходе проведения ОРД не только оказывается правовая поддержка оперативным подразделениям, но и обеспечивается соответствие проводимых мероприятий действующему законодательству, что в необходимых случаях способствует защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, предупреждает совершение незаконных действий и, соответственно, возможное обжалование таких действий в судах. Таким образом, правовое сопровождение оперативно-разыскных мероприятий является также и частью профилактической работы в системе МВД России. См., напр.: Соловьев И.Н. Указ. соч. С. 188 — 191.

Кроме того, с учетом внесенных дополнений в статью 11 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ <13> «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» органы внутренних дел на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, могут направлять в налоговые органы результаты оперативно-разыскной деятельности для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
———————————
<13> Собрание законодательства РФ. 2013. N 26. Ст. 3207.

Оказывая практическую помощь при проведении контрольно-проверочных мероприятий работниками налоговых органов, сотрудники органов внутренних дел обязаны обеспечивать принятие мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций, обеспечению безопасности деятельности налоговых органов, а также защите должностных лиц налоговых органов от противоправных посягательств. Данные полномочия определены Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <14>. В статье 3 обозначенного Закона определено, что сотрудники контролирующих органов подлежат государственной защите. Данная защита выражается в применении к указанным лицам мер безопасности, мер правовой защиты, мер социальной защиты. В статье 5 этого же Федерального закона установлены меры безопасности, которые могут быть использованы в отношении охраняемых лиц:
1) личная охрана, охрана жилья и имущества;
2) предоставление оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
3) кратковременное помещение в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности данных о защищаемых лицах;
5) перевод на другую работу (службу), перемена места работы (службы) или учебы;
6) изменение места жительства;
7) изменение документов, а также внешнего вида защищаемого лица.
———————————
<14> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1455.

Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями <17>, расширила полномочия подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, которые на сегодняшний день вправе направлять информацию в налоговые органы о налогоплательщиках, в отношении которых имеются сведения, позволяющие делать предположения о совершении налогового правонарушения. Также оперативные подразделения органов внутренних дел в ходе совместной проверки и до вынесения решения по ее результатам вправе осуществлять сбор сведений о действиях налогоплательщика в отношении принадлежащих ему денежных средств и имущества. Данные сведения отражаются в материалах, направляемых в порядке пункта 3 статьи 32 НК РФ.
———————————
<17> Приказ Генпрокуратуры России N 286, ФНС России N ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями» // СПС «КонсультантПлюс».

Анализ правового регулирования полномочий налоговых органов и органов внутренних дел в рамках выявления налоговых преступлений позволяет сделать следующие выводы:
— данное взаимодействие осуществляется в целях поддержания экономической безопасности Российской Федерации, выявления, пресечения и предупреждения налоговых преступлений;
— полномочия по взаимодействию налоговых органов и органов внутренних дел осуществляются на основании законодательных актов, предусматривающих порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, а также на основании совместных межведомственных нормативных актов;
— система информационного обмена между налоговыми органами и органами внутренних дел позволяет результативнее использовать информационные ресурсы для выявления налоговых преступлений;
— эффективность взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при выявлении налоговых преступлений зависит от механизма межведомственного взаимодействия.

Литература

1. Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. 2008. N 5. С. 9 — 12.
2. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.С. Белова ; Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007.
3. Реформирование системы налогового контроля в Российской Федерации / Л.В. Перекрестова, Г.Я. Чухнина. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
4. Семенов А.С. Взаимодействие налоговых органов и подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах // Налоги и налогообложение. 2009. N 4.
5. Соловьев И.Н. Преступные налоговые схемы и их выявление: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010.
6. Ускова А.С. О полномочиях органов внутренних дел в налоговой сфере // Налоги. 2012. N 4. С. 2 — 6.

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части проведения экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и составления экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности приказываю:

1. Утвердить разработанный и представленный Управлением государственной экологической экспертизы (Чегасов) «Регламент проведения государственной экологической экспертизы» (прилагается).

2. Управлению правового обеспечения и кадров (Дымов) обеспечить государственную регистрацию указанного в пункте 1 документа в Минюсте России.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Госкомэкологии России В.М.Астапченко.

Председатель

В.И.Данилов-Данильян

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 1997 г.

Регистрационный N 1359

Приложение

к приказу Госкомэкологии РФ

от 17 июня 1997 г. N 280

Регламент проведения государственной экологической экспертизы

1.1. Регламент проведения государственной экологической экспертизы разработан в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 N 174-ФЗ.

1.2. Настоящий Регламент предназначен для использования государственными специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы.

1.3. С настоящим Регламентом должны быть ознакомлены заказчики материалов государственной экологической экспертизы и общественные организации (объединения).

1.4. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы (Госкомэкологией России и его территориальными органами).

1.5. Государственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 N 2060-1, Федеральным законом «Об экологической экспертизе», «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, нормативными и методическими документами, регламентирующими проведение государственной экологической экспертизы.

1.6. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов, определяемой в соответствии с порядком, установленным Госкомэкологией России.

Требования к документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и порядок ее предварительного рассмотрения

2.1. На государственную экологическую экспертизу представляется документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

2.2. Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются заказчиком в Госкомэкологию России, а по объектам государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации — в территориальные органы Госкомэкологии России.

2.3. Материалы представляются на государственную экологическую экспертизу в составе, определенном ст. 14 (п.1) Федерального закона «Об экологической экспертизе».

2.4. В соответствии с п.6 и п.9 постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе, представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы — в одном экземпляре.

При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, Госкомэкология России (его территориальный орган) в срок не более семи дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомплектности материалов и сроках их представления.

Документация, не укомплектованная в течение одного месяца со дня получения извещения, возвращается заказчику с письменным уведомлением.

2.5. При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации уведомления о необходимости оплаты, государственная экологическая экспертиза представленных материалов не проводится, а сами материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом о возврате материалов.

Организация проведения государственной экологической экспертизы

3.1. Материалы поступают в подразделение, специализирующееся в области проведения государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России или его территориального органа (экспертное подразделение) и регистрируются в установленном порядке.

Начальник экспертного подразделения из числа штатных сотрудников определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные материалы для организации и проведения государственной экологической экспертизы.

3.2. Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет комплектность поступившей документации и ее соответствие требованиям ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

3.3. При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:

— сложность объекта государственной экологической экспертизы;

— срок проведения государственной экологической экспертизы с учетом требований ст.14 п.3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;

— количество привлекаемых экспертов;

— стоимость проведения государственной экологической экспертизы.

3.4. В соответствии со ст.14 п.4 Федерального закона «Об экологической экспертизе» срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложность природных условий, опасность природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет:

для простых объектов — до 30 дней;

объектов средней сложности — до 60 дней;

сложных объектов — до 120 дней.

Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.

3.5. После проверки комплектности представленных материалов и определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и сметы расходов.

3.6. В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает:

— техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы;

— предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии.

Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников (обычно — это ранее назначенный ответственный исполнитель). В ряде случаев, при проведении государственной экологической экспертизы сложных объектов, назначают двух ответственных секретарей, один из которых может не являться штатным сотрудником.

3.7. Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель:

— определяют персональный состав экспертной комиссии;

— из числа утвержденных экспертов формируют при необходимости группы по рассмотрению отдельных вопросов;

— подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии;

— подготавливают техническое задание руководителям групп и членам экспертной комиссии.

3.8. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

3.9. Проведение государственной экологической экспертизы простых объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников Госкомэкологии России (его территориальных органов).

3.10. Ответственный исполнитель подготавливает:

договор на проведение государственной экологической экспертизы с каждым членом экспертной комиссии;

проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и представляет его руководству Госкомэкологии России (его территориального органа).

3.11. В соответствии с п.10 постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа Госкомэкологии России (его территориального органа) о проведении экспертизы. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).

3.12. После подписания приказа о проведении государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель в течение 10 дней подготавливает уведомление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным организациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту экспертизы, реализуемому на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.13. Руководитель экспертного подразделения утверждает:

— техническое задание на проведение государственной экологической экспертизы,

— технические задания руководителям групп.

Порядок работы экспертной комиссии

4.1. Работа экспертной комиссии государственной экологической экспертизы начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены экспертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, письмо о командировании которых готовится ответственным секретарем экспертной комиссии, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций.

4.2. В соответствии с п.14 постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы субъектов Российской Федерации, проводится с участием представителей соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России.

Участие территориального органа может осуществляться в следующих формах:

территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего(их) представителя(ей);

территориальный орган передает свои заключения с выводами о возможности реализации объекта экспертизы.

4.3. На организационном заседании:

представитель экспертного подразделения или ответственный секретарь экспертной комиссии сообщает о приказе на проведение государственной экологической экспертизы;

руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения государственной экологической экспертизы документации;

представитель заказчика (разработчика) представленной на экспертизу документации докладывает о характере намечаемой деятельности;

уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;

определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;

определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии.

4.4. Члены экспертной комиссии: изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу; в случае поступления анализируют заключения общественной экологической экспертизы, аргументированные предложения (по экологическим аспектам экспертируемой деятельности) органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.

4.5. В соответствии с п.13 постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» при необходимости предусматривается выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии. Командирование группы экспертов оформляется приказом.

4.6. Приказом Госкомэкологии России (его территориального органа) в состав экспертной комиссии могут в случае необходимости дополнительно включаться специалисты по конкретным вопросам рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документации, проходящей государственную экологическую экспертизу, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.

4.7. В соответствии с п.12 постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» в процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы оформляется приказом Госкомэкологии России (его территориального органа). Об изменении сроков информируется заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, соответствующие административные органы и общественные организации.

4.8. Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу экспертов (членов экспертной комиссии) или руководителя экспертной комиссии, руководитель экспертного подразделения направляет официальное уведомление заказчику о предоставлении дополнительных материалов.

4.9. В целях разъяснения проектных решений (технологических, технических, организационных и т.п.) руководитель экспертной комиссии и руководители групп могут приглашать заказчика для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии.

4.10. После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения.

4.11. Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертов (или групповые заключения), готовят проект заключения государственной экологической экспертизы и материалы о рассмотрении при проведении государственной экологической экспертизы аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан, в случае их направления разработчикам.

4.12. Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, территориального органа, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать по проекту замечания.

4.13. Заключение государственной экологической экспертизы составляется с учетом ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и подписывается всеми членами экспертной комиссии Госкомэкологии России (его территориального органа).

4.14. Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.

4.15. Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации намечаемых решений.

4.16. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии, он дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.

4.17. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.

4.18. Заключение экспертной комиссии в существующем составе считается принятым, если оно пописано квалифицированным большинством членов комиссии, составляющим не менее двух третей (2/3) ее списочного состава.

4.19. В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой «особое мнение».

4.20. В случае неподписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству Госкомэкологии России (его территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и дополнительном включении экспертов в состав комиссии.

4.21. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Оплата работы экспертной комиссии при продления срока проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в настоящем пункте, производится за счет средств Госкомэкологии России (его территориальных органов).

Требования к оформлению заключения государственной экологической экспертизы

5.1. В соответствии со ст.18 п.4 Федерального закона «Об экологической экспертизе» заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения руководством Госкомэкологии России (его территориального органа).

5.2. Руководство Госкомэкологии России (его территориального органа) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:

— нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;

— несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.

5.3. Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается членами экспертной комиссии в количестве двух экземпляров.

5.4. Положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу:

— в соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;

— в случае признания его недействительным решением суда или арбитражного суда.

5.5. После завершения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель в соответствии с п.6 ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»:

направляет заключение государственной экологической экспертизы заказчику в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы;

направляет информацию о заключении государственной экологической экспертизы территориальным специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

направляет письма о выполнении поручения органов государственной власти в случае ее проведения по их поручению;

направляет письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы с целью информирования общественности и средств массовой информации по их запросам;

подготавливает информацию в банковские организации, осуществляющие финансирование проектов, в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и оформляет документы для их оплаты.

5.6. Один экземпляр материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения остается в экспертном подразделении, остальные материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом Госкомэкологии России (его территориального органа).

5.7. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик вправе доработать документацию в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.

5.8. При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением государственной экологической экспертизы, результаты государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Организация проведения повторной государственной экологической экспертизы

6.1. В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются:

— доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;

— изменение условий природопользования;

— реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы;

— истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

— решения суда, арбитражного суда.

6.2. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется тем же уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы.

Повторная экспертиза по решению судебных органов осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда.

6.3. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке.

В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом.

6.4. После завершения повторной государственной экологической экспертизы заключение государственной экологической экспертизы направляется судебному органу, по решению которого она проводилась.

Министерство внутренних дел РФ опубликовало приказ, которым определяется порядок представления органами внутренних дел результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с документом в налоговый орган могут направляться полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий результаты ОРД при условии отсутствия угрозы причинения вреда интересам оперативно-служебной деятельности.

Процедура представления включает в себя несколько пунктов. Для начала будет рассматриваться вопрос о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. После этого будут оформляться необходимые документы с последующей передачей на основании постановления уполномоченного лица МВД России о представлении результатов ОРД налоговому органу, при этом они будут направляться в форме справки с изложением информации без раскрытия способов и тактики ее получения. Такую справку налоговый орган может получить по мотивировочному запросу, а получив, обязан сообщить о результатах ее использования.

Комментируя приказ, старший юрист Capital Legal Services Анастасия Кузьмина отметила, что его содержание носит процедурный характер реализации обмена информацией между правоохранительными и налоговыми органами, поэтому оценку документу стоит давать скорее не с точки зрения отраженного в нем набора действий, а целей его принятия и тенденции в целом. «Последние несколько лет наблюдаются рост числа уголовных дел по налоговым преступлениям и сближение работы налоговых инспекций с правоохранительными органами», – пояснила она, напомнив о недавнем письме ФНС России по поводу разработанных совместно с СК России методических рекомендаций об исследовании и доказывании фактов умышленной или неполной уплаты налогов.

По мнению эксперта, несмотря на то что приказ закрепляет процессуальный характер документов, направляемых в налоговую по итогам ОРМ, и формализует порядок взаимодействия правоохранительных и налоговых органов, намечается опасная тенденция использования таких материалов. «Во-первых, ввиду возможной недостаточной экспертизы правоохранителей по налоговым делам в налоговую инспекцию могут быть представлены сведения в отношении налогоплательщиков в отсутствие на то каких-либо оснований – это приведет к росту налоговых проверок. Во-вторых, результаты ОРД могут быть использованы в целях давления на налогоплательщиков в рамках проверок, а также, даже в отсутствие доказательственного основания, могут иметь дополнительный негативный эффект для судьи, рассматривающего налоговый спор», – отметила Анастасия Кузьмина.

Юрист добавила, что не считает однозначными ответы на вопросы о том, как будет складываться правоприменительная практика в данном направлении и позволит ли она обеспечить баланс публичных интересов и интересов налогоплательщиков.

Руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе считает, что такое сотрудничество органов, осуществляющих ОРД, и налоговиков будет выгоднее последним, так как они получат возможность доступа к дополнительным сведениям о налоговых правонарушениях.

Он добавил, что правоохранителям передача таких сведений может грозить неприятностями в том случае, если в них будет раскрыта тайна следствия или иная охраняемая законом тайна: «Так что на практике эффективность такой передачи данных будет зависеть от того, станут ли сотрудники правоохранительных органов исполнять свои обязанности по передаче данных. При угрозе неблагоприятных последствий они могут и не стараться исполнить требования приказа. С другой стороны, если обязанность будет подкреплена санкциями за ее неисполнение, то приказ будет работать».

Партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов обратил внимание на то, что приказ предоставляет правоохранительным органам право в установленном порядке сообщать любую интересующую ФНС России информацию о налогоплательщике, собранную в рамках ОРМ, например описание имущественного положения, информацию о полученных в качестве прибыли наличных денежных средствах, компрометирующие налогоплательщика объяснения свидетелей.

При этом он подчеркнул, что содержание Приложения № 1 к приказу, затрагивающего этот вопрос, довольно неоднозначно. «Представляю ситуацию: приходит лицо в полицию с заявлением о том, что у него из дома злоумышленники похитили 15 млн рублей, а в ответ получает не только уголовное дело по факту хищения денежных средств, где он потерпевший, но и фискальную проверку его доходов, что может вылиться во второе уголовное дело, где заявитель выступит уже в качестве обвиняемого», – прокомментировал Сергей Гревцов и добавил, что УЭБиПК в такой статистике будет заинтересовано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *