Приказ МВД о вежливом обращении с гражданами

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 марта 1998 года N 170
О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам

Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принимаются важные решения по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью, совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Реализация этих решений невозможна без дальнейшего укрепления дисциплины и законности в служебной деятельности, уважительного и внимательного отношения к гражданам.
Вместе с тем сложившееся неудовлетворительное положение с соблюдением прав и законных интересов граждан со стороны ряда сотрудников и военнослужащих министерства не способствует повышению авторитета органов внутренних дел и внутренних войск МВД России среди населения, укреплению к ним доверия.
Главными причинами такого положения являются недостатки в отборе кандидатов на службу, формализм в организации вхождения в должность, проведении служебной подготовки, командирской учебы, слабая работа по профессиональному, нравственному и военно-патриотическому воспитанию сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России.
Это объясняется также порочной практикой и беспринципной позицией руководителей в достижении высоких показателей путем искажения отчетности о раскрываемости преступлений, уровне преступности, постановкой нереальных задач сотрудникам, что толкает личный состав, особенно молодых сотрудников, на укрытие от учета заявлений и сообщений о преступлениях и фальсификацию материалов, необоснованные аресты и задержание граждан, получение признательных показаний запрещенными методами, незаконное привлечение к административной ответственности.
Отдельные руководители органов внутренних дел и внутренних войск МВД России самоустранились от проведения воспитательной работы, не вникают в нужды своих подчиненных, практически не интересуются их поведением на службе и по месту жительства, не участвуют в организации культурного досуга сотрудников, военнослужащих и членов их семей.
Все острее встают вопросы личного поведения и примерности самих руководителей. В прошедшем году за различные нарушения дисциплины привлечены к ответственности более 14 тысяч руководителей различного ранга, в том числе около двухсот — за злоупотребление алкоголем, 44 — за грубость и бестактность в отношении граждан.
В последнее время практически полностью оказались разрушенными формы общественного контроля за деятельностью и поведением руководителей со стороны коллективов. Это приводит к неединичным случаям проявления высокомерия и грубости с их стороны к личному составу.
Не в полном объеме выполняется требование Директивы министра внутренних дел Российской Федерации от 19 июня 1996 года N 1-об организации обучения руководителей основам педагогики и психологии, навыкам управленческой деятельности. В воспитательном процессе личного состава слабо используются возможности аттестационных комиссий, института наставничества, общественных формирований.
На эффективности воспитательной работы с личным составом отрицательно сказывается неудовлетворительное организационно-штатное и финансовое ее обеспечение, низкий правовой статус аппаратов по работе с личным составом. В ряде регионов в ходе реорганизации значительно сократилась их численность, особенно в звене горрайлинорганов, оказались ликвидированными подразделения по культурно-массовой работе. Эпизодический характер стала носить военно-шефская работа учреждений и деятелей культуры России в коллективах органов внутренних дел, воинских частей.
Падает престиж службы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, в том числе на руководящих должностях.
Остро ощущается нехватка специалистов по работе с личным составом. Образовательные учреждения МВД России не ведут их подготовку для воспитательных аппаратов и психологов для работы с персоналом.
Значительного улучшения требует система комплектования образовательных учреждений МВД России и организации учебного и воспитательного процессов, в части повышения ответственности слушателей и курсантов за соблюдение норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, исполнение ими служебного долга.
В целях предупреждения правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укрепления дисциплины и законности в их деятельности, уважительного и внимательного отношения к гражданам

приказываю:

1. Всему личному составу органов внутренних дел и внутренних войск МВД России:

1.1. Руководствоваться при выполнении своих служебных обязанностей в общении с гражданами Конституцией Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Военной присягой, нормами Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, приказами МВД России и соответствующими должностными инструкциями.

1.2. Уважать человеческое достоинство граждан, поддерживать и защищать права человека и гражданина, руководствоваться принципом, закрепленным в Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: «Служа Закону — служу народу».

1.3. Проявлять вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение ко всем гражданам, общение с которыми обусловлено их заявлениями, просьбой или обращением сотрудника к ним по служебной необходимости, требующей их информирования, предостережения, предупреждения, выяснения личности или законного задержания.

1.4. Действовать при выполнении должностных обязанностей и общении с гражданами при всей строгости и решительности законно, безупречно, справедливо.

1.5. Быть в общении с гражданами доброжелательным, стремиться завоевать их расположение и доверие, добиваться взаимопонимания, воздерживаться от ненужной резкости.

1.6. Относиться к гражданам, пострадавшим от правонарушений и преступлений, аварий и катастроф, в соответствии с принципами международного права, нормами законов Российской Федерации, оказывать им необходимую помощь в рамках возможностей правоохранительного органа, своевременно сообщать родственникам о случившемся.

1.7. Постоянно работать над повышением своего уровня духовной культуры, помнить о силе влияния на граждан форменной одежды, знаков различия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России. Быть подтянутым, аккуратным, чтобы внешний вид и необходимая официальность, грамотность, культура речи способствовали деловому взаимопониманию, всемерно укрепляли авторитет государственной власти.

2. Заместителям министра внутренних дел Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, УЛИУ, органов внутренних дел УРО МВД России, ОУМТиВС, образовательных, научно-исследовательских и лечебных учреждений МВД России, командующим войсками округов внутренних войск:

2.1. Осуществить комплекс дополнительных мер по контролю за выполнением требований нормативных актов о правильном и своевременном реагировании на каждое заявление, сообщение о преступлении. Обеспечить дальнейшее совершенствование системы контроля за приемом, регистрацией и разрешением заявлений и сообщений о преступлениях.

2.2. Считать одной из важнейших задач органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, их подразделений, каждого начальника и командира всемерное укрепление законности в служебной деятельности, обеспечение вежливого и внимательного отношения сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД России к гражданам, безусловное выполнение требований присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Военной Присяги, Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

2.3. Установить персональную ответственность руководителей и командиров за своевременное реагирование на заявления и сообщения о нарушениях законности, а также грубом поведении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, их невнимательном отношении к гражданам.
В первом полугодии т.г. провести собеседования с руководителями подчиненных органов и подразделений, а также сотрудниками и военнослужащими, имеющими недостатки в выполнении требований Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Военной присяги. Результаты собеседования оформить служебными записками и приобщить к личным делам. Впредь подобные собеседования проводить по мере необходимости.

2.4. Ввести в практику работы ежеквартальные отчеты руководителей органов внутренних дел перед населением, в том числе по вопросам укрепления дисциплины и законности среди личного состава. Организовать круглосуточную работу «телефонов доверия».

2.5. Поднять воспитательное значение дисциплинарной практики. Потребовать от руководящего состава настойчивого претворения в жизнь требований приказов и уставов, давать принципиальную оценку нарушениям. Решительно пресекать факты сокрытия чрезвычайных происшествий и нарушений дисциплины, виновных привлекать к строгой дисциплинарной ответственности.

2.6. Обеспечить неукоснительное соблюдение личным составом правил внутреннего распорядка. При инструктажах нарядов и отдании приказа о заступлении на службу обращать внимание на соблюдение дисциплины и законности, вежливого и внимательного отношения к гражданам, правомерность применения оружия, повышение бдительности при несении службы, а также обеспечение личной безопасности.
Регулярно проводить тренажи (тренировки) по действиям сотрудников в стандартных и экстремальных ситуациях.
Лично организовывать контроль и принимать непосредственное участие в проверках несения службы сотрудниками и военнослужащими, в том числе не менее двух раз в месяц в ночное время.
Ввести в практику ежедневное подведение итогов работы с личным составом подразделений.

2.7. Ввести с 1 апреля текущего года ношение личным составом именных жетонов (знаков) согласно приложению*.

* Документ опубликован без приложения. — Примечание «КОДЕКС».
При проведении специальных мероприятий решение об их использовании принимает начальник органа или руководитель операции.

2.8. Обеспечить тщательное и всестороннее изучение руководителями подчиненных подразделений, сотрудниками кадровых аппаратов морально-психологических и деловых качеств у лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел, особенно кандидатов, условно рекомендуемых центрами психодиагностики. Выводы и рекомендации по психологическому заключению непременно учитывать при приеме на службу, расстановке кадров и проведении аттестования. Постоянно контролировать освоение молодыми сотрудниками профессии и их поведение, шире использовать в этих целях возможности наставничества. Покончить с практикой перемещения скомпрометировавших себя сотрудников в другие подразделения.

2.9. Включать в качестве обязательного условия в служебные характеристики и аттестационные документы сведения о морально-психологических особенностях сотрудника. Использовать при психологическом обследовании кандидатов на службу в органы внутренних дел, расстановке сотрудников и проведении служебных расследований «полиграфные исследования». Ввести в практику периодическое психологическое обследование сотрудников органов внутренних дел с целью определения динамики их состояния, уровня конфликтности. На основании таких обследований намечать направления и конкретные программы личностного совершенствования сотрудников.

3. Главному штабу МВД России совместно с заинтересованными подразделениями МВД России: повысить роль инспектирования в укреплении законности, в процессе инспектирования глубоко изучать реальное состояние законности в деятельности органов внутренних дел, определять причины и условия, способствующие нарушениям законности, добиваться их устранения.

4. УИиОС, ГУК, ГУ ООП, ГУГАИ, ГУВО, ГКВВ, ВНИИ, Академии управления МВД России в первом полугодии текущего года разработать комплексную программу работы с населением, направленную на формирование позитивного общественного мнения о работе органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. С этой целью активнее использовать возможности электронных и печатных средств массовой информации, обеспечить упреждающую работу пресс-служб и центров общественных связей органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

5. ГУМТиВС, ГФЭУ МВД России обеспечить весь личный состав милиции именными жетонами (знаками), подтверждающими полномочия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России.

6. ГУК, Главному штабу МВД России: пересмотреть в первом полугодии т.г. организационно-штатную структуру аппаратов по работе с личным составом и принять меры по расширению их полномочий, разработке правовой базы деятельности, укреплению специалистами в сфере работы с персоналом, а также по организации культурно-массовой работы и психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности, особенно в звене горрайлинорганов.
Организовать подготовку специалистов воспитательных аппаратов на базе образовательных учреждений МВД России.

7. ГУК, ГКВВ МВД России:

7.1. Обращать особое внимание на выработку у курсантов и слушателей образовательных учреждений и учебных подразделений в процессе обучения практических навыков и умений обеспечения законности при выполнении служебных обязанностей. Предусматривать соответствующие разделы в программах прохождения практики и стажировок.

7.2. Скорректировать перспективные и текущие планы научно-исследовательской работы образовательных учреждений МВД России, предусмотрев включение в них исследование проблем обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

7.3. Усилить контроль за отбором абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения МВД России. Своевременно и решительно освобождаться от курсантов и слушателей, скомпрометировавших себя недостойным поведением.

7.4. Принять дополнительные меры по активизации военно-шефской работы. До 1 июля т.г. внести предложения по составу Общественного совета МВД России по культуре и проект положения о его деятельности. Подготовить проекты договоров о культурно-шефской работе с Министерством культуры Российской Федерации и творческими союзами, подобную работу провести на местах.

7.5. Активизировать работу по созданию в органах и войсках университетов культуры, лекториев, коллективов художественной самодеятельности.

7.6. Теснее увязывать работу по профессиональному, героико-патриотическому, нравственному воспитанию личного состава с подготовкой к 200-летию МВД России.

7.7. Разработать в 2-месячный срок предложения по организации государственно-правовой подготовки личного состава как самостоятельной формы обучения.

8. ВНИИ, Академии управления, ГУК, УСБ, Главному штабу, ГКВВ МВД России:

8.1. Организовать и осуществить совместно с заинтересованными подразделениями МВД России комплексное исследование проблем укрепления законности в деятельности органов внутренних дел и подразделениях внутренних войск МВД России. В качестве основных направлений в программе исследования предусмотреть:

8.1.1. Глубокое и всестороннее изучение причин и условий, способствующих нарушениям законности по основным направлениям деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России и определение эффективных мер предупреждения негативного влияния.

8.1.2. Разработку единых объективных критериев оценки состояния законности в деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России с учетом специфики их работы.

8.2. Подготовить и издать на основе результатов исследований:

8.2.1. Рекомендации по научно обоснованному планированию, координации, осуществлению и контролю практической деятельности по профилактике и предупреждению нарушений законности и дисциплины в деятельности подразделений МВД России. В частности, типовые комплексные планы мероприятий по укреплению законности и дисциплины в деятельности горрайлинорганов внутренних дел, частях внутренних войск МВД России.

8.2.2. Рекомендации по профессиональному, правовому и нравственно-этическому воспитанию личного состава в духе строжайшего соблюдения законности и дисциплины, формированию здорового морально-психологического климата в коллективе, изысканию резервов по улучшению условий труда, быта и досуга личного состава как объективно необходимых предпосылок укрепления законности и служебной дисциплины.

8.2.3. Пособия по основным вопросам укрепления законности в деятельности органов внутренних дел, внутренних войск МВД России.

9. ГУК, ГКВВ, УИиОС МВД России:

9.1. Провести во втором полугодии 1998 года Всероссийское совещание-семинар руководителей воспитательных аппаратов и пресс-служб, на котором выработать практические рекомендации по организации воспитательной работы с личным составом в современных условиях, повышению авторитета органов внутренних дел и внутренних войск.

10. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на заместителей министра по курируемым направлениям деятельности.

11. Настоящий приказ довести до всего личного состава сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Министр
генерал армии
А.Куликов

Текст документа сверен по:
«Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов».
Омск, 2001 год

Приемная ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Адрес: Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, д.5, ст. метро «Пл. Восстания».

Телефон: (812) 573-34-81

ВАЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

С 27.03.2020 Приемная ГУ МВД России закрыта, личный прием граждан приостановлен (распоряжение МВД России от 26.03.2020).

Письменные обращения можно направить:

В приемную Вы можете обратиться, если считаете, что по Вашему заявлению приняты не все меры по поиску виновного, имущества, или желаете обжаловать неправомерные действия или решения сотрудников органов внутренних дел.

Обращаться в Приемную ГУ МВД России необходимо ЛИЧНО.

Внимание!

Прием граждан в Информационном центре ГУ МВД России по выдаче справок о судимости

Часы приема: с понедельника по пятницу с 10 часов до 17 часов (технический перерыв с 13 часов до 15 часов), каждая последняя суббота месяца — с 10.00 до 14.00.

Подробная информация размещена в разделе «Государственные услуги».

Уважаемые граждане! Обращаем ваше внимание на то, что с 01.11.2014 года для получения справки о наличии (отсутствии) судимости вы можете обратиться в районные многофункциональные центры (МФЦ) Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по месту жительства.

Прием граждан руководством ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области

ВАЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

С 27.03.2020 Приемная ГУ МВД России закрыта, личный прием граждан приостановлен (распоряжение МВД России от 26.03.2020).

Письменные обращения можно направить:

Начальник территориального органа МВД России на региональном уровне (ГУ МВД России) осуществляет прием по вопросам обжалования действий (бездействия) его заместителей, а также руководителей самостоятельных подразделений данного территориального органа. Для обеспечения права граждан на прием начальником ГУ МВД России предварительная запись осуществляется при личном обращении гражданина в Приемную ГУ МВД России по адресу: Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, д.5.

В ходе предварительной записи уполномоченный сотрудник уточняет у гражданина мотивы обращения и содержание вопроса. Гражданин может быть принят в установленный день приема без предварительной записи при наличии такой возможности и при условии, что его вопрос относится к компетенции начальника ГУ МВД России.

Прием граждан осуществляется руководством ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области ежемесячно в соответствии с утвержденным графиком.

Прием граждан руководителями территориальных органов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Прием руководящим составом органа внутренних дел, согласно пп.177-179 Приказа МВД РФ №707 от 12 сентября 2013 года, осуществляется по графику, ежемесячно утверждаемому начальником ОВД, и предусматривает в том числе прием в течение 3 часов один раз в месяц в субботний день, а также один раз в неделю в рабочий день с 17 до 20 часов. Прием начальником территориального органа и его заместителями осуществляется не менее одного раза в месяц, начальниками самостоятельных подразделений — по мере необходимости.

За дополнительной информацией по текущему графику приема граждан, рекомендуем обращаться в ОВД по телефонам, указанным в разделе «Контакты подразделений».

Прием граждан участковыми уполномоченными полиции г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области

  • вторник с 18 до 20 часов

  • четверг с 18 до 20 часов

  • вторая суббота каждого месяца с 12 до 14 часов

  • четвертое воскресенье каждого месяца с 12 до 14 часов

Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» регламентирована деятельность полиции по приёму и рассмотрению обращений граждан.
Данная Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:
— Наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность.
— Фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина.
— Почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.
— Личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
— Фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина.
— Адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
К интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.
Отсутствие сведений, перечисленных выше, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа.
Будьте внимательны: обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудио- и (или) видеозаписей, иных информационных файлов, регистрируются как и любые другие. Однако, рассмотрение таких обращений по существу производится при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению.
К рассмотрению принимаются обращения направленные посредством:
— Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел.
— Официальных сайтов.
— Факсимильной связи.
— Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.
— Дежурной части территориального органа МВД России.
— Почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей.
— Полученные в ходе личного приема.
Будьте внимательны — сотрудникам подразделений делопроизводства и режима (канцелярий) запрещается лично принимать обращения от граждан, за исключением рапортов и обращений, принятых в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами.
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.
Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:
— Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.
— Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин, либо о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
— Решение о применении мер по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях, не нашли свое подтверждение.
Будьте внимательны: переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел в связи с признанием неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов.
Последующие обращения этого же гражданина проверяются на предмет наличия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и в случае отсутствия таковых — без рассмотрения по существу списываются в дело. Ответы на такие обращения не даются.
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается руководителем.
Ответ на обращение не дается:
— Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.
— Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.
Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):
— Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.
— Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.
— Если в обращении обжалуется судебное решение.
— Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть направлен, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в орган внутренних дел.
В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом внутренних дел или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Если порочащие сотрудников полиции сведения, изложенные в обращениях граждан не нашли свое подтверждение, руководителем органа внутренних дел может принято решение о применении мер по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав в том числе в судебном порядке.

Можно ли заблокировать связь у заключенных

Осенью прошлого года Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ, основной орган, занимающийся распределением этого ресурса в России) создала рабочую группу для поиска наиболее эффективных научно-технических решений по противодействию использованию мобильных устройств подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, которые содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Как пояснил РБК замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов, ГКРЧ рассмотрела несколько технических вариантов блокировки сигналов сотовой связи, но ни один из них не был признан оптимальным. «Поэтому комиссия рекомендовала дополнительно проработать вопрос в ходе соответствующей научно-исследовательской работы. На мой взгляд, наиболее эффективным способом будет ограничение сотовым оператором оказания услуг в определенной локации», — отметил Иванов. У сотрудников исправительных учреждений, по его словам, уже действует запрет на использование сотовой связи на их территории внутренним приказом, но организационных мер недостаточно.

По информации Иванова, в ближайшее время депутат Госдумы Александр Хинштейн планирует внести законопроект, который позволит руководителям исправительных учреждений через операторов отключать определенные номера от сотовой связи. «Минкомсвязь предварительно и с оговорками поддержало эту инициативу», — отметил Олег Иванов.

Александр Хинштейн подтвердил информацию о подготовке поправок в законы «О связи», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания…» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых…». Он приводит данные, по которым ежегодно в учреждениях уголовно-исполнительной системы изымается порядка 60 тыс. телефонов. «Тема с использованием средств связи в местах лишения свободы крайне актуальная. С помощью мобильных телефонов осужденные могут не только совершать мошенничества, но и давить на свидетелей, координировать преступные группировки и т.д.», — отметил депутат. По словам Хинштейна, согласно законопроекту, ограничение прав подобных пользователей сотовой связи станет обязанностью операторов.

Сколько в тюрьмах call-центров

О том, что в исправительных учреждениях существуют нелегальные call-центры, ФСИН сообщала еще в 2016 году: за 2015-й было выявлено более 1,2 тыс. подобных преступлений. Тогда же представитель МВД приводил данные о том, из 38 тыс. преступлений, которые совершались с помощью мобильной связи, треть приходилась на звонки заключенных. В ноябре прошлого года служба безопасности одного из крупнейших российских банков насчитала около 280 сall-центров, расположенных в тюрьмах, рассказывал «Ведомостям» менеджер этого банка.

По словам правозащитника Андрея Бабушкина, «почти все случаи , что мне известны, происходили с участием администрации», которая создает условия для получения мобильных телефонов. «Был случай в Тверской области, когда три года работал тюремный call-центр, обороты его были десятки миллионов рублей. Были осуждены уже отбывавшие наказание в колонии люди, а представители администрации на скамью подсудимых не попали», — отмечает правозащитник. Приемы, которые используются при звонках из подобных call-центров, Бабушкин описывает так: это довольно хорошие психологи, они узнают свою жертву, потом звонят и говорят, например, что ее родственник сбил человека, депутата Госдумы, и нужно 2 млн руб. «Звонят они обычно людям пожилым, невнимательным, специально создают помехи, чтобы речь смазывалась. И эта совокупность стресса, необходимости немедленной реакции, проблем со связью часто позволяет мошенникам добиться своего», — отмечает он.

Как еще будут бороться с ИТ-преступлениями

  • До 1 апреля 2020 года коллегия поручила ввести в эксплуатацию систему «Дистанционное мошенничество», а также создать специальное мобильное приложение для него, рассказывает источник РБК. В систему будут вноситься сведения об абонентских номерах и банковских картах, используемых преступниками, и т.д. Приложение для смартфонов сможет использовать эту информацию и блокировать входящий вызов от номера, находящегося в черном списке.
  • Договорно-правовому управлению и главному управлению по противодействию экстремизму МВД поручили принять участие в разрабатываемых Минкомсвязью изменениях законодательства, которые запретят оператору связи пропускать голосовой трафик из сети передачи данных, если инициатор соединения не предоставил информацию об абонентском номере или идентификаторе пользователя (то есть если звонок на телефон идет, например, от неизвестного пользователя Skype).

По словам собеседника РБК, знакомого с сутью поручений коллегии, сейчас преступники могут избегать идентификации, используя такие программы, как VPN, TOR, SSL, применяя технологии подменных абонентских номеров через SIP-телефонию. Кроме того, шифрование данных на распространенных интернет-сервисах не позволяет устанавливать IP-адреса серверов пользователей, отслеживать их активность. Есть у МВД вопросы и к существующему порядку оформления сим-карт, отсутствию электронного обмена информацией с органами госвласти, кредитными организациями, интернет-провайдерами, операторами связи и интернет-сервисами.

Будут ли меры работать

В январе—августе 2019 года правоохранительные органы России зарегистрировали более 1,355 млн преступлений, что на 1,9% больше, чем за тот же период прошлого года, следует из статистики Генеральной прокуратуры. При этом количество преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, выросло на 67%, до 180,15 тыс.

По словам руководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Валерия Баулина, в этом году телефонные мошенничества захлестнули клиентов российских банков. Одна из поставленных МВД задач связана с созданием единой полицейской базы данных с номерами телефонов мошенников, их сетевыми адресами и платежными реквизитами. Подобные данные уже есть и у Банка России, и у сотовых операторов. В июне-августе ЦБ отправил операторам связи информацию о более чем 2,5 тыс. номеров, с которых поступали звонки клиентам банков, но лишь 200 подменных номеров были заблокированы, и звонки продолжались, указал Баулин.

«Наш опыт государственно-частного партнерства — совместной работы с МВД и международными полицейскими организациями — показывает, что эффективнее не расследовать уже совершенные преступления, а обезвреживать преступные группы, предотвращая новые преступления. В связи с этим вопрос об установке блокираторов сигнала сотовой связи на территории исправительных учреждений для борьбы с дистанционным мошенничеством является своевременным, поскольку большая часть мошеннических звонков совершается именно из мест лишения свободы. Другие мошеннические call-центры работают «на воле», иногда за границей России — для их нейтрализации необходимо международное взаимодействие различных государств», — рассказал Баулин.

Директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов указал, что необходимость принятия перечисленных мер обсуждалась давно. Если предложенные меры будут реализованы в полном объеме, потенциально это позволит выдавить мошенников с территории России. «Но те же звонки на номера клиентов российских банков с использованием тех же самых приемов социальной инженерии будут выполняться с территории сопредельных государств», — указал Кузнецов.

По словам представителя «Лаборатории Касперского», для борьбы с дистанционными мошенничествами важно и правильно внедрять дополнительное регулирование IP-телефонии, и меры, направленные на предотвращение подмены номеров. «Создание единой базы сведений о телефонных номерах, сетевых адресах, идентификаторах устройств, банковских картах, используемых для совершения преступлений, также усложнит жизнь злоумышленникам», — считает он. Но также важна осведомленность граждан — клиентов банков и платежных систем. «Существенная часть жертв мошенничества попадается на достаточно простые методы социальной инженерии и обмана. Технические средства, такие как запрет на подмену номеров, полезны для борьбы с дистанционным мошенничеством, но они не смогут его полностью предотвратить», — признал представитель «Лаборатории Касперского».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *