Приказ об обучении

Учеба или повышение квалификации

Существует два вида учебных мероприятий для сотрудников: обучение и повышение квалификации. Они значительно отличаются друг от друга.

В первом случае речь идет непосредственно об учебе в образовательном заведении, с которым бюджетная организация заключила соответствующий договор. Проводится с отрывом от производства.

В силу требований ч. 2 ст. 197 ТК РФ, между работником и работодателем также заключается договор либо допсоглашение к трудовому договору. В нем работодатель может указать, например, необходимость отработки в течение определенного срока после завершения обучения. При этом бюджетная организация либо сама оплачивает учебу, либо может компенсировать эти затраты работнику. При этом последний может отказаться учиться, и это не будет показателем нарушения трудовой дисциплины. Однако следствием отказа может стать профессиональная непригодность работника и несоответствие занимаемой должности.

Что касается повышения уровня квалификации, то, исходя из сроков проведения курсов и объема знаний, можно выделить несколько видов:

  1. Краткосрочные курсы длятся менее 72 часов. Обычно подобные курсы проводятся непосредственно на рабочем месте и заканчиваются написанием итогового теста.
  2. Семинары. Длительность такого семинара от 72 часов до 100 часов. Они более объемны и глубже затрагивают проблемы работы бюджетной организации.
  3. Длительные занятия, занимают более 100 часов и посвящаются более интенсивному изучению тем, рассматриваемых в ходе проведения семинаров.

Повышение квалификации может проходить как в режиме отрыва от производства (неполного или частичного), так и без него.

Приказ о производственном обучении

ВниманиеПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА 3.1. Производственная практика — заключающий этап процесса подготовки квалифицированных рабочих. Основная задача производственной практики — закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков и умений обучающихся по изучаемой профессии, продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ, освоение современного оборудования, техники, средств малой механизации, автоматизации производственных процессов, овладение высокопроизводительными методами труда, освоение установленных норм выработки, адаптация обучающихся в конкретных условиях предприятий.

3.2.
Колледж осуществляет учебно-методическое руководство производственным обучением и производственной практикой обучающихся, следит за своевременным обеспечением их оборудованными рабочими местами, материалами, инструментами производственными заданиями в соответствии с требованиями учебных программ, СниП, правил и норм безопасности труда, проверяет выполнение обучающимися установленных норм выработки, проводит учет выполненных объемов работ; организует совместно с организацией (предприятием) инструктирование обучающихся; изучение ими современной техники, технологий и экономики производства, освоение передовых приемов и методов труда; своевременное выполнение квалификационной пробной работы. 4.5.

Оформляем приказ на обучение сотрудника

Тем не менее, в текст приказа необходимо включить указание на то, что учеба персонала осуществляется за счет предприятия и в его интересах. Рекомендуется развернуто изложить причину, по которой работник или группа нуждается в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации.

ИнфоТолько при соблюдении этих условий работодатель может рассчитывать на то, что затраты на образование будут учитываться при исчислении налога на прибыль. В качестве примера предлагаем приказ об организации обучения по охране труда.
Образец приказа на обучение сотрудника Что работник должен предоставить после обучения Обязанность сотрудника что-либо предоставлять руководству по результатам прохождения образовательного курса не регламентирована законом. Однако работодатель вправе включить подобный пункт в локальный нормативный акт и соглашение с работником, сформулировав его на свое усмотрение.

Обучающиеся на производственную практику направляются только после полного изучения учебных программ теоретического обучения, отработки соответствующих тем программы производственного обучения, усвоения безопасного выполнения всех видов работ, предусмотренных программой, прохождения всех этапов обучения (в учебных мастерских, лабораториях), после прохождения аттестации на начальный уровень квалификации по всем осваиваемым профессиям и сдачи зачета по предмету «Охрана труда». 3.5. Продолжительность рабочего дня обучающихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом по производственному обучению и не превышать продолжительности рабочего дня, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.
Занятия с обучающимися проводят мастера производственного обучения, закрепленные за учебными группами или за учебными мастерскими. В последнем случае обучение осуществляется по принципу (методу) «мастер — мастерская». 2.6.

Рабочие места обучающихся и мастеров производственного обучения в учебных мастерских и лабораториях колледжа оснащаются (оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами, средствами обучения в соответствии с действующими нормативами. На выполняемые работы разрабатывается инструкционно — технологическая документация.

В процессе производственного обучения обучающиеся изготавливают полезную продукцию, оказывают платные услуги населению, выполняют заказы предприятий, производят товары народного потребления. Получить полный текст 2.7. Учет производственного обучения обучающимся на всех этапах ведется в журнале мастером производственного обучения.

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292
(ред. от 27.10.2015)
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 апреля 2013 г. N 292

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр

Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 18 апреля 2013 г. N 292

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. <1>

<1> Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

7. Исключен. — Приказ Минобрнауки России от 26.05.2015 N 524.

8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена <1>.

<1> Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. <1>

<1> Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. <1>

<1> Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

Приказ Минтранса России от 11.03.2016 N 59 Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

23. Профессиональное обучение работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <1> и с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 <2>.

<Письмо> Минобрнауки России от 05.08.2014 N АК-2202/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя»)

Примерные программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).

<Письмо> Минобрнауки России от 24.04.2014 N НТ-443/08 (с изм. от 06.08.2014) «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

2. Обучающиеся, не прошедшие ГИА, вправе пройти профессиональное обучение в соответствии со статьей 73 Федерального закона и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395). Лица в возрасте до восемнадцати лет могут осваивать основные программы профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих или должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования, и при успешной сдаче квалификационного экзамена получить соответствующее свидетельство. При этом профессиональное обучение лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *