Примирительные процедуры в рк

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.

БАТЖАН КАСЕНОВА,

СОВЕТНИК Международной юридической фирмы

а Integrites Kazakhstan

О примирительных процедурах

Одной из перспективных как в Казахстане, так и во всех ведущих государствах на сегодняшний момент и важных процедур в разрешении конфликтов и споров в гражданско-правовом поле, являются примирительные процедуры. Примирительные процедуры либо альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров.

С 1 января 2016 года вступил с силу новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК).

Одним из новшеств этого закона является продвижение альтернативных процедур регулирования споров.

Существовавшие ранее виды альтернативных процедур урегулирования споров были дополнены партисипативной процедурой и судебной медиацией.

Примирительные процедуры регулируются главой 17 ГПК РК.

К примирительным процедурам в соответствии со ст.174 ГПК РК относятся: заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.

Мировое соглашение (мировая сделка) это договор, которым стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений, приемлемых условий (уступок) для них.

Иными словами мировое соглашение — это обычный гражданско-правовой договор, которым стороны прекращают судебный спор и устанавливают новые права и обязанности.

Отличие мирового соглашения от других гражданско-правовых соглашений в том, что оно утверждается судом и имеет силу решения суда. Кроме того, заключение соглашения имеет дополнительные процессуальные последствия, предусмотренные ГПК РК.

Еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья должен принять меры к примирению сторон и выяснить, не намерены ли стороны окончить процесс путем мирного урегулирования спора.

В частности, в соответствии с ч.1 ст.174 ГПК РК суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса.

Проявляя инициативу к мирному урегулированию спора, суд тем самым способствует его разрешению без государственного принуждения и на взаимоприемлемых для сторон условиях. Мировое соглашение стороны вправе заключить только по делам искового производства.

Согласно ч.3 ст.174 ГПК РК ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур может быть заявлено по любому делу искового производства, кроме дел, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или законом.

Закон требует, чтобы заключенное сторонами мировое соглашение было оформлено в письменном виде (ст.176 ГПК РК).

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Одной из перспективных как в Казахстане, так и во всех ведущих государствах на сегодняшний момент и важных процедур в разрешении конфликтов и споров в гражданско-правовом поле, являются примирительные процедуры. Примирительные процедуры либо альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров. С 1 января 2016 года вступил с силу новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК). Одним из новшеств этого закона является продвижение альтернативных процедур регулирования споров. Существовавшие ранее виды альтернативных процедур урегулирования споров были дополнены партисипативной процедурой и судебной медиацией. Примирительные процедуры регулируются главой 17 ГПК РК. К примирительным процедурам в соответствии со ст.174 ГПК РК относятся: заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Мировое соглашение (мировая сделка) это договор, которым стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений, приемлемых условий (уступок) для них. Иными словами мировое соглашение — это обычный гражданско-правовой договор, которым стороны прекращают судебный спор и устанавливают новые права и обязанности. Отличие мирового соглашения от других гражданско-правовых соглашений в том, что оно утверждается судом и имеет силу решения суда. Кроме того, заключение соглашения имеет дополнительные процессуальные последствия, предусмотренные ГПК РК. Еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья должен принять меры к примирению сторон и выяснить, не намерены ли стороны окончить процесс путем мирного урегулирования спора. В частности, в соответствии с ч.1 ст.174 ГПК РК суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса. Проявляя инициативу к мирному урегулированию спора, суд тем самым способствует его разрешению без государственного принуждения и на взаимоприемлемых для сторон условиях. Мировое соглашение стороны вправе заключить только по делам искового производства. Согласно ч.3 ст.174 ГПК РК ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур может быть заявлено по любому делу искового производства, кроме дел, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или законом. Закон требует, чтобы заключенное сторонами мировое соглашение было оформлено в письменном виде (ст.176 ГПК РК) Соглашение подписывается сторонами или их представителями. Последние должны иметь полномочия на его заключение, прописанные в доверенности, в соответствии со ст.61 ГПК РК. Стороны должны подписать его и представить на утверждение суда. Заключение мирового соглашения, как и любое другое распорядительное действие сторон, осуществляется под контролем суда, который всякий раз должен проверить, не противоречит ли представленное сторонами мировое соглашение закону и не нарушает ли оно права других лиц, то есть, суд проверяет законность соглашения (ст.48 ГПК РК). При наличии указанных обстоятельств суд должен отказать в утверждении мирового соглашения. На практике чаще всего суд утверждает соглашение. Суд не только заинтересован в утверждении мирового соглашения, но и обязан принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения. По своему процессуальному значению определение суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу приравнивается к судебному решению и в случае неисполнения его сторонами подлежит принудительному исполнению (ст.178 ч.2 ГПК РК). При наличии такого определения истец не вправе повторно обратиться в суд с иском. Мировое соглашение может быть утверждено на любой стадии гражданского процесса. От первого заседания до исполнения решения суда, тем самым его можно заключить на любой инстанции (апелляционной, кассационной), а также на стадии исполнении решения суда. При составлении мирового соглашения должны соблюдаться все условия как при заключении гражданско-правового договора. Если мировое соглашение заключено в ходе судебного разбирательства, то оно подлежит утверждению судом. После утверждения мирового соглашения производство по делу прекращается. При заключении мирового соглашения сторонами их прежние права и обязанности в том или ином объеме, в зависимости от воли сторон прекращаются, а в силу вступают условия, на которых заключено мировое соглашение. В ст.176 ГПК РК регламентированы форма и содержание мирового соглашения, что мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами условия с указанием срока и порядка его исполнения. Заключение мирового соглашения под отлагательным условием не допускается. При составлении текста соглашения главным условием является неоспоримость каждого пункта. Каждое положение должно быть окончательным, не требующим толкования и не порождающим вопросы при исполнении. В ГПК РК не содержится предписаний, как должно быть составлено мировое соглашение. Текст мирового соглашения должен быть оговорен сторонами и содержать четкие и ясные условия. В нем не могут содержаться положения, которые ставят исполнение сторонами обязательств в зависимость от каких-либо обстоятельств, которые порождают действия, противоречащие закону или нарушающие чьи-либо права, свободы и законные интересы. Такое соглашение как уже отмечалось, не может быть утверждено судом. Если мировым соглашением устанавливаются длительные правоотношения или устанавливается обязанность заключить какой-либо договор, то должны быть тщательнопрописаны не только существенные условия этого договора, но и другие условия сделки, необходимые для беспрепятственного исполнения соглашения. В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств ответчиком с указанием сроков отсрочки или рассрочки, уступке права требования, полном или частичном прощении либо признании долга, распределении судебных расходов, условиях принудительного исполнения мирового соглашения и иные условия, не противоречащие закону. В комментарий к ч.6 ст.177 ГПК указано, что мировое соглашение, заключенное на стадии исполнения судебного акта, представляется на утверждение в суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или в суд, принявший указанный судебный акт. Такое положение создает удобства для сторон в выборе наиболее приближенный к их месту проживания (нахождения) суда. В заключение следует отметить, что утверждение мирового соглашения судом является результатом разрешения конфликта между сторонами. Также следует отметить, что реалии сегодняшнего дня доказывают преимущества альтернативных форм разрешения споров в досудебном порядке, одной из которых, является — медиация. Медиация — как форма досудебного урегулирования споров, является самым оптимальным вариантом при досудебном разрешении споров. В соответствии со ст.1 Закона Республики Казахстан «О медиации» сферой применения альтернативных способов решения споров являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из вышеуказанных отношений, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными, а также не применяется к спорам (конфликтам), когда одной из сторон является государственный орган.

Целью медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации, снижение уровня конфликтности сторон. Практика показывает большую пользу в применении медиации, в частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. Среди форм разрешения конфликтов как медиация — это проведение перегово¬ров с участием посредника. Методы медиации опираются, главным образом, на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на взаимовыгодный результат. Медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами, способствует пони¬манию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение про¬блемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению. В процессе медиации именно стороны несуnответственность за принятие решения, для чего им необходимо четко представлять суть дела, предлагать возможные варианты решения и, в конце кон¬цов, принимать это решение. Таким образом, обязанность и ответственность за принятие решения лежит полностью на сторонах. Медиация в суде проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации» и с особенностями, установленными настоящим ГПК РК. Медиация сегодня — это метод разрешения споров (конфликтов), признанный и востребованный в глобальном масштабе. Конечная цель медиации — мирное разрешение спора и заключение соглашения между сторо¬нами, которые находятся в конфликте. В процессе посредничества все совершаемые действия его участников производятся в форме и в рамках соответствующих процессуальных взаимоотношений и представляют собой осуществление прав и обязанностей, предусмотренных регламентом процедуры. Важно отметить, что отношения, возникающие в процессе посредничества, являются формой реализации так называемого альтернативно-разрешительного права, т.е. права субъектов разрешить конфликт любыми законными методами, которые они предусматривают для себя в качестве приори¬тетных. Они могут быть прекращены на любом этапе переговоров по же¬ланию одной из сторон и продолжены в случае взаимного согласия их субъектов. В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. Однако следует отметить, что Казахстан находится в начальной стадии внедрения альтернативных методов разрешения спо¬ров, в том числе и медиации. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права. Тем не менее, как показывает статистика, за последние годы в Казахстане уровень применения медиации как метода и формы досудебного урегулирования значительно растет и обретает популярность среди конфликтующих сторон, так как является экономичным и более цивилизованным методом разрешения конфликтов. Стремительное развитие в Казахстане рыночных отношений сопровождается большим количе¬ством экономических, корпоративных и иных споров. В условиях часто возникающих в предпринимательской среде конфликтов их разрешение сопряжено со зна¬чительными временными и финансовыми расходами. С учетом этого активную роль начинают играть институты альтернативного разрешения споров, среди которых особо следует отметить медиацию. Партисипативная процедура также является альтернативный метод урегулирования споров путем переговоров сторон с обязательным участием адвокатов каждой из сторон без участия судьи. Мировое соглашение об урегулировании спора, заключенное в рамкахпартисипативной процедуры это письменное соглашение, достигнутое сторонами в результате партисипативной процедуры с обязательным участием их адвокатов, утвержденное судом. По результатам рассмотрения выносится определение об утверждении мирового соглашения, заключенного в рамках партисипативной процедуры, который является судебным актом, вынесенным судьей после завершения процедуры. Сферой применения партисипативной процедуры являются гражданско-правовые споры, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, за исключением публично-правовых споров, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Партисипативная процедура не применяется в случаях, если споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в партисипативной процедуре, или лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными; а также по спорам, где одной из сторон является государственный орган. Стороны вправе до удаления суда в совещательную комнату по правилам ст.179 ГПК РК заявить ходатайство об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Партисипативная процедура проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон. При недостижении сторонами соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры либо судом не утверждены условия соглашения, разбирательство дела проводится в общем порядке. Далее, следует отметить, что в апреле месяце 2014 года Верховным Судом Республики Казахстан введен пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Для реализации данного проекта принято соответствующее положение утвержденное распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан К.Мами за № 92 от 11 апреля 2014 года. Цель данного проекта — расширение сферы примирительных процедур, уменьшение нагрузки на судей, минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению, разрешению дел, а также выявление заинтересованных участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Положение о реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи, разработанное в соответствии с ГПК РК и Законом «О медиации», определяет цели, задачи и порядок реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Задачами по реализации пилотного проекта являются: 1) расширение сферы применения примирительных процедур; 2) уменьшение нагрузки на судей и минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению и разрешению дел; 3)выявление заинтересованности участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Участниками пилотного проекта являются районные (городские) суды, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел общей юрисдикции, расположенные в областных центрах, а также апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов. Пилотный проект реализуется по трем основным направлениям (сегментам): организационному, информационному и образовательному. Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан является координатором пилотного проекта; осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта; направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие материалы информационного характера; обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов. Таким образом, целью применения примирительных процедур являются: возможность достижения варианта разрешения (урегулирования) спора, устраивающего обе стороны, а также оперативного разрешения спора; снижения материальных издержек сторон и уровня конфликтности сторон; формирования и сохранения стабильных отношений между сторонами вследствие устранения спорных моментов; формирования правовой культуры у населения, способствующей укреплению деловой репутации на международном уровне; снижения нагрузки на судебную систему.

— http://advokatura.kz/primiritelnye-protsedury-s-uchastiem-advokatov/ —

В Сенате Парламента РК состоялся круглый стол на тему «Роль процедуры медиации в снижении конфликтности», организованный Комитетом по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам. Депутаты Парламента, представители Ассамблеи народа Казахстана (АНК), Верховного суда, государственных органов и экспертного сообщества рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с состоянием и перспективами развития института медиации, а также совершенствованием законодательства в данной сфере.

Как сообщает пресс-служба Сената, открывая мероприятие, председатель профильного Комитета Сената Георгий Ким отметил, что Закон «О медиации» 2011 года заложил правовые основы урегулирования споров с участием медиатора и становления медиации как социально-правового института. Вместе с тем действующий закон, по мнению сенатора, имеет ряд недостатков. В частности, документ содержит поверхностное толкование медиативных процедур, не установлены четкие требования к образованию и квалификации профессиональных и непрофессиональных медиаторов. Закон не в полной мере учитывает мировой опыт и особенности Казахстана.

С докладом выступил исполнительный директор Республиканской коллегии адвокатов Сергей Сизинцев.

«Примирительные процедуры с участием адвокатов: практика и перспективы развития»

«В соответствии со статьей 4 Закона «Об адвокатской деятельности» проведение примирительных процедур является одним из видов юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона «Об адвокатской помощи» правомочие на проведение примирительных процедур адвокат реализует, выступая в качестве защитника или представителя лица, обратившегося за юридической помощью.

Таким образом примирительные процедуры, в которых участвует адвокат — это юридическая помощь, что накладывает на них свой отпечаток.

Перечень примирительных процедур в гражданском процессе установлен главой 17 Гражданского процессуального кодекса.

К таким процедурам относятся:

— Мировое соглашение.

— Медиация.

— Партисипативная процедура.

Особенность процессуального статуса адвоката заключается в том, что адвокат в отличие от других участников примирительных процедур имеет возможность принимать участие в любой из указанных процедур.

Но здесь на практике не обходится без вопросов.

Например, касательно медиации. В соответствии со статьей 4 Закона «Об адвокатской деятельности» адвокаты, оказывая юридическую помощь, участвуют в качестве представителя доверителя при проведении медиации. В этом случае вопросов обычно не возникает.

В то же время дискуссионным является вопрос: может ли адвокат сам проводить процедуру медиации?

Закон «О медиации» прямого ответа на этот вопрос не дает. Указанный закон в статье 9 перечисляет требования к профессиональному и непрофессиональному медиатору, которым адвокат в принципе соответствует. В перечне лиц, которые не могут быть медиаторами, приведенном в этой статье, адвокаты отсутствуют.

Статьей 22 Закона «О медиации» установлено, что профессиональные медиаторы могут осуществлять медиацию на платной основе. Данная норма не согласуется с нормами Закона «Об адвокатской деятельности», согласно которым запрещается осуществление адвокатом иной оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности. Несоблюдение данного ограничения является основанием для приостановления действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью.

Кроме того, несогласованным получается в данном случае налоговый статус адвоката, поскольку налогообложение адвокатов и медиаторов требует самостоятельной регистрации в налоговом органе.

Было бы нелишним урегулировать данный вопрос в законодательстве, так как последствия разночтений могут быть ощутимыми для адвоката.

Партисипативная процедура является процедурой сугубо адвокатской, и сфера ее применения ограничена только тем, что в качестве представителей обоех сторон спора должны выступать только адвокаты. По гражданским делам так бывает далеко не всегда. В гражданском судопроизводстве представителями могут выступать и другие лица помимо адвокатов. Поэтому в количественном выражении партисипативная процедура будет всегда будет присутствовать в меньшем объеме, чем мировое соглашение и медиация.

По вышеуказанным причинам мировое соглашение остается одной из наиболее распространенных примирительных процедур из числа применяемых адвокатами. Этому способствует богатая наработанная практика и отсутствие необходимости прибегать к помощи других посредников.

Существует еще одна самостоятельная примирительная процедура, не урегулированная главой 17 ГПК.

Это соглашение об урегулировании спора, заключенного с участием адвоката по договору поручения сторон. Данная процедура предусмотрена пунктом 5) статьи 145 ГПК. В кодексе она упоминается вскользь и отличается от партисипативной процедуры тем, что урегулирование спора производится одним адвокатов, которому доверяют обе стороны спора (при партисипативной процедуре каждой стороне требуется свой адвокат). В случае нарушения заключенного соглашения, оно исполняется на основании решения суда, вынесенного в порядке упрощенного производства.

Данная процедура мало применяется в силу своей недостаточной регламентации. Хотя является очень полезной. Представляется целесообразным более подробно отрегулировать ее в главе 17 ГПК аналогично мировому соглашению и партисипативной процедуре.

Приходится слышать мнения о том, что адвокаты недостаточно используют примирительные процедуры, а иногда специально противятся их применению. Соответствует ли это действительности?

Действительно, имеющаяся статистика по примирительным процедурам может говорить не в пользу адвокатов. Но почему так происходит?

Во-первых, если примирительная процедура проведена успешно до того, как спор окажется в суде, то в судебную статистику сведения о ней вообще не попадают.

Во-вторых, в актив адвокатов записываются только партисипативные процедуры, не смотря на то, что адвокаты участвуют и в других способах примирения.

Является ли адвокат противником примирения сторон? Или он, будучи заинтересованным большем в гонораре, стремится максимально увеличить разгорающийся конфликт? Конечно бывают и негативные случаи. Но здесь надо обязательно учитывать специфику адвокатской деятельности.

Например, целями медиации в соответствии с Законом «О медиации» являются:

— достижение варианта разрешения спора, устраивающего обе стороны спора и

— снижение конфликтности.

Задачами адвокатуры в соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности» являются помимо мирного урегулирования споров еще и реализация права на судебную защиту прав и свобод и оказание квалифицированной юридической помощи. Это означает, что в примирительной процедуре адвокат связан интересами своего доверителя или подзащитного и не вправе содействовать проведению такой процедуры, которая противоречит его правам и интересам.

Без сомнения примирительная процедура — это всегда компромисс. Но такой компромисс не должен быть навязанным и не может носить кабального характера. И в случаях, когда цель примирения сторон предлагается достигнуть через ущемление их прав и интересов, адвокаты, конечно же выступают против примирительных процедур.

Побочным результатом направленности на разрешения спора любой ценой явилось появление на практике мировых соглашений, которые не исполняются одной из сторон либо вовсе являются неисполнимыми.

Для применения примирительных процедур по общему правилу достаточно только чтобы они:

— не нарушали права и законные интересы других лиц;

— и не противоречили закону.

Возможность реального исполнения заключенного соглашения в погоне за статистикой не всегда просчитывается лицами, проводящими примирительные процедуры. Это влечет не снижение конфликтности, а наоборот, умножение конфликтов и обращений за защитой прав.

Квалифицированный адвокат в примирительной процедуре обеспечивает просчет рисков неисполнения достигнутого соглашения и выбор оптимального варианта его принудительного исполнения. Причем по каждому пункту достигнутого соглашения.

В данном случае целесообразным было бы рассмотреть возможность включения в законодательство требований о том, чтобы заключенное соглашение было исполнимым.

В целом адвокатское сообщество видит большой потенциал применения примирительных процедур. В 2016 году Республиканской коллегией адвокатов был утвержден рекомендательный регламент проведения партисипативной процедуры.

Безусловно действующее законодательство о примирительных процедурах подлежит дальнейшему совершенствованию. Население достаточно информировано о примирительных процедурах. Сейчас необходим переход от количественных к качественным изменениям: совершенствование процедур, обеспечение соответствия результатов целям процедур».

С докладами также выступили судья Верховного суда Нурия Сисенова, начальник следственного департамента МВД Мухаран Амиров, директор Центра медиации «МИР» г. Павлодар Салтанат Кайдарова, директор РОО «Союз профессиональных медиаторов «Келісу» Сара Идрисова. По итогам круглого стола будут выработаны рекомендации, которые будут направлены в заинтересованные органы и учтены в ходе дальнейшей законотворческой работе.

Пресс-служба РКА

Понятие и виды примирительных процедур в арбитражном процессе

Введение

Основной целью деятельности арбитражных судов является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. разрешение споров и вынесение от имени государства решений — вердиктов, основным содержанием которых является приказ, как подтверждение властного характера данного акта государственной власти. Однако следует иметь в виду, что суд, особенно разрешающий частноправовые конфликты, является достаточно своеобразным органом власти: на первый план в его деятельности выходит не только и даже не столько административно-юрисдикционный ресурс, сколько авторитет наделенного властными полномочиями арбитра, имеющего возможность профессионально устранить спор о праве и тем самым защитить субъективные права и обязанности.

Суды имеют возможность выступать в качестве арбитров (примирителей), способствующих угасанию конфликта, в связи с наличием двух факторов:

    1. необходимости поддержания стабильности экономического оборота путем стимулирования партнерских отношений между его участниками, основанных на нормах правовой и моральной этики, и
    2. реальной возможности судебных органов способствовать устранению спора не только силой государственного принуждения, но и силой своего авторитета.

Именно поэтому содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота является одной из основных задач арбитражных судов (ст. 2 АПК РФ).

Указанная задача решается арбитражными судами при помощи всех процессуальных средств, предоставленных законом:

    • путем проведения гласного, оперативного, доступного судебного процесса, основанного на началах равенства и равноправия сторон, состязательности и непосредственности судебного разбирательства;
    • путем вынесения законного и обоснованного решения, прекращающего конфликт;
    • путем реализации механизма исполнения судебных актов.

В ряду процессуальных средств, способствующих формированию опирающихся на закон экономических отношений, участники которых являются одновременно и конкурентами, и партнерами, важнейшее место занимают примирительные процедуры.

Основные правовые признаки примирительных процедур:

    1. используются при возникновении спора, переданного на разрешение суда;
    2. осуществляются под контролем суда в соответствии с нормами процессуального законодательства, экономической и правовой целесообразностью;
    3. их целью является прекращение дела путем примирения сторон.

Таким образом, примирительные процедуры — это установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу.

Виды примирительных процедур (ст. 138 АПК РФ):

    • заключение мирового соглашения (само мировое соглашение не является собственно примирительной процедурой, поскольку представляет собой конечный результат действий, а не процедуру — предусмотренный законом порядок совершения отдельного процессуального действия);
    • медиация (посредничество, при котором независимый посредник-консультант помогает сторонам решить их спор путем прямых переговоров между ними);
    • другие примирительные процедуры.

Подробнее о медиации

Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом — посредником (медиатором).

Посредник — физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота (например, в сфере рынка ценных бумаг), не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

Посредничество осуществляется под контролем суда:

    1. посредник, как правило, регистрируется в суде в качестве такового;
    2. стороны обращаются к конкретному посреднику по рекомендации суда;
    3. процессуальным законодательством устанавливаются определенные сроки для осуществления посредничества;
    4. посредник отчитывается перед судом о результатах своей деятельности.

Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, совершенно не напоминающей судебное заседание. При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

Результатами посредничества является либо заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

Как видно из изложенного о процедуре посредничества, ее широкое использование возможно только в обществе, достигшем высокого уровня толерантности и правовой культуры.

Мировое соглашение

Мировое соглашение (в учебной литературе) — процессуально закрепленное волеизъявление сторон, направленное на достижение определенности в правоотношениях между ними в целях окончания процесса путем самоурегулирования правового конфликта.

По сути — это договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях.

Договор — гражданско-правовой термин, обозначающий двух- или многостороннюю сделку. Если мировое соглашение заключается по спору, возникшему из гражданско-правовых отношений, несомненно, что оно представляет собой гражданско-правовую сделку в полном смысле этого слова. Даже если мировое соглашение не утверждается судом (за исключением случаев несоответствия закону) или не представляется сторонами на утверждение суда, оно все равно остается сделкой, создающей гражданско-правовые права и обязанности.

Характерные черты мирового соглашения:

    1. заключается только при наличии спора в суде;
    2. действует с момента утверждения его судом;
    3. его в основном односторонне обязывающий характер (в большинстве случаев обязанности возлагаются на ответчика, права же имеет только истец).

Таким образом, документ, названный сторонами мировым соглашением, но не утвержденный судом (например, в случае, если отсутствует спор в суде) или на утверждение суда не представленный, мировым соглашением не является (это всего лишь гражданско-правовая сделка).

Основное содержание мирового соглашения, заключаемого для урегулирования гражданско-правового спора:

    • либо прекращение обязательств (как правило, новацией или предоставлением отступного);
    • либо изменение сроков исполнения обязательств путем предоставления отсрочки или рассрочки.

Заключение мирового соглашения иным способом, направленным на прекращение обязательства, не характерно для арбитражного процесса: при прощении долга или проведении зачета производство по делу заканчивается чаще соответственно прекращением в связи с отказом истца от иска либо отказом суда в удовлетворении требований.

Подробнее

Содержанием мировых соглашений, заключаемых по налоговым спорам, является изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита, решение о которых предоставляется в административном порядке уполномоченным органом (ст. 61, 63-67 НК РФ).

По иным спорам, возникающим из административных отношений (например, об оспаривании актов), заключение мирового соглашения является редким явлением ввиду публичности отношений: в случае согласия органа, принявшего акт, на его отмену или фактической отмены суд, как правило, принимает отказ истца от иска или отказывает в иске; невозможно представить себе соглашение сторон о судьбе акта, который может быть признан недействительным только решением суда.

Еще одной особенностью мирового соглашения как договора является его в основном односторонне обязывающий характер: в соответствии с мировым соглашением в большинстве случаев обязанности возлагаются на ответчика, права же имеет только истец. Такое положение логично вытекает из сущности мирового соглашения как средства урегулирования спора: ведь заключается оно в том случае, если ответчик признает свою вину в нарушении права истца (в противном случае — если исковые требования необоснованны — вряд ли ответчик пойдет на заключение соглашения).

Правовые последствия утверждения арбитражным судом мирового соглашения:

    1. установление прав и обязанностей;
    2. решение спора;
    3. прекращение производства по делу либо исполнительного производства;
    4. невозможность повторного обращения с тождественным иском;
    5. возможность принудительного исполнения.

Порядок заключения мирового соглашения

Согласно ст. 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу (если иное не предусмотрено АПК РФ и иным федеральным законом):

    • на любой стадии арбитражного процесса;
    • при исполнении судебного акта.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, в производстве которого находится дело, и не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

Статья 140 АПК РФ устанавливает требования к форме и содержанию мирового соглашения:

    1. заключается в письменной форме;
    2. подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя;
    3. должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.

В мировом соглашении могут содержаться условия:

    • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком,
    • об уступке прав требования,
    • о полном или частичном прощении либо признании долга,
    • о распределении судебных расходов и
    • иные условия, не противоречащие федеральному закону.

Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, арбитражный суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке.

Условия мирового соглашения, заключенного сторонами, должны быть изложены четко и определенно, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении. Данное требование является обязательным, иначе теряется смысл заключения мирового соглашения: ведь оно как договор подлежит исполнению в добровольном или принудительном порядке, и нечеткость условий может сделать невозможным его исполнение и даже породить новые споры.

Мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, заключивших мировое соглашение; один из этих экземпляров приобщается арбитражным судом, утвердившим мировое соглашение, к материалам дела.

По результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, в котором указывается на:

    1. утверждение мирового соглашения или отказ в утверждении мирового соглашения;
    2. условия мирового соглашения;
    3. возвращение истцу из федерального бюджета половины уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда;
    4. распределение судебных расходов.

В определении об утверждении мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда, должно быть также указано, что этот судебный акт не подлежит исполнению.

Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения.

Об отказе в утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

Мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.

Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.

Принципы примирительной процедуры
3. Основными принципами примирительной процедуры являются: добровольность, равноправие сторон, сотрудничество сторон, беспристрастность (нейтральность) медиатора, конфиденциальность.
4 .Примирительная процедура является добровольной и основывается на взаимном желании сторон урегулировать конфликт. Принуждение к участию в примирительной процедуре не допускается. Любая из сторон, а также медиатор, вправе отказаться от продолжения примирительной процедуры на любой стадии ее проведения. Сторона или медиатор, желающие прекратить примирительную процедуру, обязаны уведомить об этом остальных участвующих в процедуре лиц.
5. Стороны в примирительной процедуре равны и прилагают все усилия для достижения взаимовыгодного и исполнимого соглашения. Не допустимы какие-либо ограничения сторон, вызванные имущественным, социальным положением, национальной, гендерной принадлежностью и иными обстоятельствами.
6. Примирительная процедура является конфиденциальной. Это означает, что в процессе ее проведения участвуют только стороны спора (уполномоченные представители сторон) и медиатор. Привлечение в примирительную процедуру иных лиц (переводчиков, специалистов и др.) возможно только по взаимному согласию участвующих сторон.
7. В ходе примирительной процедуры стороны раскрывают информацию в той степени, которую сочтут необходимой для успешного урегулирования спора.
8. Любая информация, полученная сторонами, медиатором, а также всеми лицами, допущенными по соглашению сторон к участию в процедуре, является конфиденциальной и разглашению не подлежит, за исключением случаев, когда на это имеется согласие всех сторон спора или это установлено законодательством Республики Беларусь.
9. Все записи, документы, а также иные информационные носители, сделанные или полученные в ходе примирительной процедуры, не подлежат разглашению или распространению без специального взаимного соглашения сторон.
10. Медиатор при завершении примирительной процедуры должен провести со сторонами беседу и получить их ясно выраженное согласие на любое действие, связанное с разглашением или использованием конфиденциальной информации.
11. Стороны не могут использовать в судебном процессе в качестве доказательств или свидетельств мнения и предложения сторон, сделанные в примирительной процедуре, в том числе: предложение одной из сторон обратиться к медиатору или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре; предложения, высказанные одной стороной об условиях примирении; признания, сделанные одной стороной в ходе примирительной процедуры; проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной; сведения, содержащиеся в документах, подготовленных исключительно для целей примирительной процедуры.
12. Медиатор не может выступать в качестве адвоката, представителя сторон, свидетеля, эксперта или в ином другом качестве в судебном разбирательстве по спору, в котором он участвовал в качестве примирителя. Медиатор может разглашать конфиденциальную информацию, если полагает, что неразглашение такой информации повлечет возникновение серьезного риска угрозы жизни или безопасности человека или риска совершения любого другого преступления, или риска уголовного преследования медиатора.
13. Не может быть признана конфиденциальной информация, которая в любом случае была бы использована в качестве доказательства в ходе судебного разбирательства или исполнительного производства.
14. Медиатор может с согласия сторон использовать информацию для исследовательских или образовательных целей при условии сохранения анонимности сторон.
Правила поведения медиатора
15. В соответствие с концепцией правового эксперимента (пилотного проекта) и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь в качестве примирителей для проведения примирительной процедуры в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда с согласия сторон могут привлекаться медиаторы Центра.
16. Примирительная процедура осуществляется на основании настоящего Регламента и соглашения, заключенного между медиатором Центра и сторонами спора.
17. Медиатором Центра является дееспособное лицо, достигшее двадцатипятилетнего возраста, имеющее высшее образование и свидетельство (сертификат, иной документ), подтверждающий его обучение в качестве посредника (медиатора), включенное в рекомендательный список медиаторов Центра.
18. Медиатор проводит примирительную процедуру с учетом обстоятельств дела, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора, руководствуясь при этом Хозяйственным процессуальным кодексом, настоящим Регламентом, Правилами профессиональной этики медиатора и иными документами Центра.
19. Медиатор при проведении примирительной процедуры осуществляет свою деятельность самостоятельно. Хозяйственный суд и Центр вправе контролировать качество работы медиатора.
20. Медиатор оставляет за собой право отказать сторонам в оказании услуг по проведению примирительной процедуры, если на предварительных встречах или в ходе проведения процедуры сочтет, что проведение процедуры нецелесообразно, потому что: спор не может быть разрешен с помощью примирительной процедуры; стороны не соблюдают установленные правила поведения и принципы примирительной процедуры; стороны затягивают время, и при этом отсутствует прогресс в достижении соглашения о примирении; стороны систематически не являются на встречу с примирителем; стороны иным образом нарушают принцип законности и злоупотребляют своими процессуальными правами. Медиатор объясняет сторонам причины отказа от проведения медиации.
21. Медиатор не вправе препятствовать сторонам в их желании прекратить примирительную процедуру, но должен содействовать продолжению процедуры в той степени, в которой посчитает возможным ее продолжать.
22. Медиатор при проведении примирительной процедуры является лицом беспристрастным и нейтральным. Медиатор не вправе по своей инициативе вносить предложения по существу конфликта и предлагать способы его разрешения. Медиатор обеспечивает равенство сторон в примирительной процедуре. Медиатор не вправе выражать свое личное отношение к сторонам.
23. Медиатор не вправе нарушать принципы примирительной процедуры.
Порядок проведения примирительной процедуры
24. Примирительная процедура проводится после вынесения хозяйственным судом определения о назначении примирителя из числа медиаторов Центра.
25. Примирительная процедура проводится в здании хозяйственного суда.
26. Стороны участвуют в проведении примирительной процедуры лично или, если договорились об ином, через уполномоченных представителей, назначенных сторонами по своему усмотрению. Представители сторон обязаны представить медиатору документы, подтверждающие их полномочия.
27. Стороны вправе по соглашению друг с другом и с медиатором привлекать иных лиц для участия в примирительной процедуре, если это необходимо для урегулирования спора.
28. Медиатор не может участвовать в проведении примирительной процедуры при наличии оснований, препятствующих осуществлению его деятельности как медиатора, и обязан заявить об этом хозяйственному суду и Центру, и обосновать причину его отказа. Хозяйственный суд по заявлению стороны либо медиатора выносит определение о назначении нового медиатора либо о завершении примирительной процедуры. При наличии согласия сторон вся информация, полученная в ходе примирительной процедуры, может быть передана новому медиатору.
29. В ходе примирительной процедуры каждая сторона имеет право предлагать свои варианты урегулирования спора. Предложения сторон не могут содержать механизмы урегулирования спора, нарушающие законодательство Республики Беларусь, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, принципы деловой этики.
30. Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций – соответствующих сроков, установленных Хозяйственным процессуальным кодексом. Примирительная процедура может быть завершена досрочно.
31. Примирительная процедура проводится на русском или белорусском языках. Любая сторона, предоставляющая документы на любом другом языке или принимающая участие в медиации с использованием любого другого языка, должна обеспечить необходимый перевод и самостоятельно несет расходы, связанные с переводом.
Завершение примирительной процедуры
32. Примирительная процедура завершается:

§ 1. Понятие и виды примирительных процедур
Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.
Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.
Посредничество (медиация) — это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.
В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:
— предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
— поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
— исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
— конфиденциальность процедуры;
— гибкость и неформальность процедуры.
Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.
Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.
Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды» предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.
Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.
Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *