Принцип работы одного окна

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:

  • упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
  • повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;
  • сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;
  • исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
  • противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
  • унификация и автоматизация административных процедур предоставления государственных услуг на территории Санкт-Петербурга;
  • повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при предоставлении государственных услуг;
  • повышение удовлетворенности получателей государственных услуг качеством их предоставления;
  • повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных услуг в Санкт-Петербурге;
  • повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при выполнении государственных функций и административных процедур в процессе предоставления государственных услуг.

Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации существующих процессов предоставления государственных услуг, которая должна выражаться в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за обратившихся заявителей на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им и(или) других уполномоченных организаций между собой.

Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» в Санкт-Петербурге является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предметам их ведения.

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей, в том числе обеспечивающих предоставление заявителям возможности одновременного получения нескольких государственных услуг при однократном обращении, включая государственные услуги, предоставляемые при участии федеральных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, функционирующих на территории Санкт-Петербурга.

Основными формами организации предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге по принципу «одного окна» являются:

  1. Организация предоставления государственных услуг через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ);
  2. Организация предоставления государственных услуг через сеть Интернет.

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ включает следующие основные административные процедуры:

  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, и пакет документов на получение государственной (муниципальной) услуги, которые не могут быть собраны без участия заявителя;
  • сотрудник МФЦ определяет предмет обращения и информирует заявителя о порядке и условиях получения государственной (муниципальной) услуги через МФЦ;
  • сотрудник МФЦ заполняет в МАИС ЭГУ заявление на получение государственной (муниципальной) услуги, распечатывает его и представляет заявителю на подпись;
  • сотрудник МФЦ формирует в МАИС ЭГУ документы, представленные заявителем, распечатывает и выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием регламентных сроков исполнения государственной (муниципальной) услуги и контактных сведений для получения заявителем информации о ходе исполнения государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ с применением МАИС ЭГУ формирует запросы на предоставление недостающих документов в электронном виде (при наличии технической возможности) в соответствии с соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ направляет сформированные в МАИС ЭГУ документы заявителя и заявление в электронном виде в ответственный ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ в соответствии с технологиями, предусмотренными соответствующими соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ осуществляет взаимодействие в электронном виде по технологиям, предусмотренным в МАИС ЭГУ с должностными лицами ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для получения информации о результатах исполнения государственной (муниципальной) услуги и осуществляет посредством МАИС ЭГУ учет прохождения основных этапов государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ обеспечивает организацию получения результата государственной (муниципальной) услуги из ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для выдачи заявителю результата государственной услуги;
  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, расписку о приеме документов в МФЦ и получает результат предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • в МАИС ЭГУ формируется электронный архив обращений заявителя для использования в целях подготовки информационно-аналитических материалов по результатам обслуживания заявителей в МФЦ.

Законопроект N 33022-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»

7 марта Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволит многофункциональным центрам полноценно оказывать помощь в предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (далее — Законопроект). Данный Законопроект продолжает реформу российского законодательства, направленную на упрощение взаимодействия граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами. Напомним, что в рамках реформы был создан интернет-портал www.gosuslugi.ru и принят Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», запретивший требовать у заявителя документы, имеющиеся в распоряжении органов государственной власти.

Еще одно направление реформы — создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Впервые это понятие появилось в российском законодательстве летом 2010 г., когда был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон о предоставлении услуг). Многофункциональный центр представляет собой юридическое лицо, уполномоченное на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе в электронной форме) по принципу «одного окна».

Принцип «одного окна» означает, что государственную или муниципальную услугу заявитель может получить после однократного обращения с соответствующим запросом. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными актами и соглашениями о взаимодействии, заключенными между указанными центрами и госорганами (п. 1 ст. 15 Закона о предоставлении услуг).

Однако полностью реализовать принцип «одного окна» в настоящее время невозможно, поскольку ряд федеральных законов подробно регулирует процедуру взаимодействия государственных (муниципальных) органов и заявителей, в частности определяет формы подачи заявлений и документов, а также формы получения результатов государственной услуги. Например, заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для госрегистрации прав, представляются в соответствующий уполномоченный орган заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (абз. 2 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, несмотря на наличие возможности обращаться за получением определенных государственных (муниципальных) услуг в многофункциональные центры, фактической реализации данной возможности препятствуют правила, установленные для различных ведомств.

Законопроект призван устранить эти препятствия. Он содержит поправки к 23 федеральным законам, в каждый из которых предлагается ввести возможность подавать и получать документы через многофункциональные центры.

Поправки, предлагаемые авторами Законопроекта, будут интересны как гражданам (примечательно, что они смогут подавать заявления о заключении и расторжении брака в электронном виде), так и предпринимателям. В соответствии с Законопроектом через многофункциональный центр можно будет совершать наиболее распространенные действия, например:

— регистрировать права на недвижимое имущество;

— подавать заявки на приобретение земельных участков;

— получать разрешения на строительство;

— представлять налоговые декларации;

— подавать ходатайства или уведомления об осуществлении сделок, иных действий в антимонопольный орган и т.д.

По общему правилу сроки для совершения каких-либо действий государственным (муниципальным) органом будут отсчитываться с момента получения заявлений или иных сведений из многофункционального центра.

Исключение будет сделано только для сроков подачи налоговых деклараций и заявлений налогоплательщиков, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ (об открытии и закрытии лицевых счетов, о случаях участия в российской или иностранной организации и др.). Срок подачи таких документов будет считаться соблюденным, если документы либо денежные средства были сданы в многофункциональный центр до 24.00 последнего дня срока.

При подаче заявления с прилагающимися документами через расчетный центр расписки в получении таких документов (если их выдача предусмотрена законодательством) также будут пересылаться через многофункциональный центр. Например, это касается расписки в получении документов при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В случае принятия Законопроекта многофункциональным центром сможет быть только организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. В настоящее время такое ограничение отсутствует. Дополнительно в Закон о предоставлении услуг будут внесены изменения, устанавливающие ответственность многофункционального центра за полноту и своевременность передачи документов соответствующему органу, а также за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *