Принудительная ликвидация юридического лица

Содержание

Контрольная работа- Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

Уральская государственная юридическая академия

Региональный факультет

Пермское представительство

Кафедра предпринимательского права

Контрольная работа

По предмету

«Предпринимательское право»

Выполнил студент гр. В-05

Писцов Д.В.

Пермь 2007

ВАРИАНТ 8

Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций

Ликвидация коммерческих организаций в отличие от реорганизации влечет их прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудительной.

Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решении их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных Гражданским кодексом, является примерным. В частности, к ним относятся: истечение срока, на который создана коммерческая организация; достижение цели, ради которой создана коммерческая организация; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации.

Принудительная ликвидация коммерческой организации осуществляется решением суда по основаниям, исчерпывающим образом, предусмотренным Гражданским кодексом. В иных правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут.

К ним относятся:

— осуществление деятельности, запрещенной законом;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 61 ГК);

— признание коммерческих организаций (кроме казенных предприятий) несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК);

— уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).

Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Следует особо подчеркнуть, что органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут. Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей (участников) коммерческой организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК). В целях обеспечения интересов других лиц лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.

Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами коммерческой организации. Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.

Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о ее ликвидации. В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой коммерческой организации и персонально письменно уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путем предъявления исков в суд. Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс, предварительно согласованный с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, передается ликвидационной комиссией на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией. В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия — Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115 ГК). В-четвертых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой коммерческой организации в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

В соответствии со ст. 64 ГК требования кредиторов ликвидируемой коммерческой организации подлежат удовлетворению в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

— в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;

— в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ликвидации банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан.

Следует подчеркнуть особое положение кредиторов третьей и четвертой очереди. Оно заключается помимо прочего в том, что их требования удовлетворяются не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении первых четырех очередей кредиторов, а через месяц после этой даты (п. 4 ст. 63 ГК). Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В частности, как уже отмечалось, при недостаточности имущества ликвидируемого казенного предприятия по его долгам несет субсидиарную ответственность его собственник. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса коммерческой организации обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой коммерческой организации.

Если требование кредитора заявлено после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то оно удовлетворяется из имущества ликвидируемой коммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество коммерческой организации, оно передается учредителям (участникам) коммерческой организации, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами коммерческой организации. Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Приведенный в Гражданском кодексе Российской Федерации перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации не является исчерпывающим.

Так, например, в добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд, и только он может вынести решение о ликвидации фонда (ст.119 ГК РФ и комментарий к ней).

Основания принудительной ликвидации юридического лица определены в п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а для коммерческих (и некоторых некоммерческих) организаций еще и в ст.65 ГК РФ — «Несостоятельность (банкротство) юридического лица».

Помимо общих правил о принудительной ликвидации (ст.61 Кодекса), ГК РФ и специальными законами, применительно к различным организационно-правовым формам, установлен порядок и основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Так, в отношении:

— полных товариществ — основания ликвидации определены п.1 ст.76 и ст.81 ГК РФ;

— товарищества на вере — п.1 ст.86 ГК РФ;

— общества с ограниченной ответственностью — п.1 ст.88, п.3,4 ст. 90 ГК РФ, ФЗ РФ от 08.02.1998 N14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями);

— акционерного общества — абз.3 п.2 ст.97 и п.4 ст.99 ГК РФ, ФЗ РФ от 26.12.1995 N208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).

Принципиальное значение в отношении любых дел, связанных с ликвидацией юридических лиц, имеет разъяснение, содержащееся в п.24 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п.1 ст.6 ГК РФ (аналогия закона)».

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, в случаях, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование.

Решение о ликвидации акционерного общества может быть принято только общим собранием акционеров, большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п.3 ст.48, п.4 ст.49 Федерального закона РФ от 26.12.1995 N208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями). В регистрирующий орган должна быть представлена выписка из протокола общего собрания акционеров, из которой было бы видно соблюдение предусмотренного Законом порядка принятия решения, и само решение, оформленное в соответствии с правилами Федерального закона РФ от 26.12.1995 N208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).

В отношении общества с ограниченной ответственностью Закон устанавливает аналогичные требования с некоторыми особенностями. Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью принимается всеми участниками общества единогласно (п.8 ст.37 ФЗ РФ от 08.02.1998 N14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями). Это обстоятельство должно быть отражено в документах, представляемых в регистрирующий орган.

В Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2000 N50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» разъяснено, что невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

Распространенным основанием для ликвидации юридического лица, являющегося коммерческой организацией либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, следует признать его несостоятельность (банкротство). В соответствии с п.4 ст.61 и п.1 ст.65 ГК РФ указанные юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда вследствие признания их несостоятельными (банкротами). На основании п.2 ст.65 ГК РФ допустимо принятие совместно с кредиторами решения о своем банкротстве и о добровольной (помимо суда) ликвидации. При этом необходимо соблюдение требований ст.62 ГК РФ об извещении регистрирующего органа о решении объявить себя банкротом. Без письменного сообщения в регистрирующий орган арбитражный суд не сможет рассмотреть соответствующее заявление.

При процедуре банкротства все полномочия по управлению делами должника переходят к арбитражному управляющему — конкурсному, внешнему, временному или административному, согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Требования к кандидатуре арбитражного управляющего определены этим Законом.

Процедура банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, являющихся коммерческими и некоммерческими организациями (стратегических, кредитных, сельскохозяйственных и иных) также предусмотрена Федеральным Законом Российской Федерации от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определение Арбитражного суда о ликвидации юридического лица является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С этого момента должник считается ликвидированным. Приведенное правило относится к последней стадии завершения процедуры банкротства, тогда как требование о представлении в трехдневный срок регистрирующему органу уведомления органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, имеет в виду официальное объявление о том, что юридическое лицо вступило в процесс ликвидации.

В специальных законах об отдельных видах юридических лиц содержится конкретизация перечня нарушений закона, которые могут явиться основанием для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда.

При ликвидации юридического лица судом в принудительном порядке уведомление регистрирующего органа о принятом решении производится судом. В регистрирующий орган направляется копия решения суда.

Задача

Уставный капитал и балансовая стоимость активов АО «Уралтехпром» составляют соответственно 100 и 200 млн. руб. Его генеральный директор заключил с ООО «Заря» договор купли-продажи, в соответствии с которым к последнему отошли станки, оборудование и складские помещения, принадлежавшие АО «Уралтехпром». Покупатель перечислил на расчетный счет продавца покупную цену – 80 млн. руб.

Кооператив «Дорожник» (акционер «Уралтехпрома») через арбитражный суд потребовал признать сделку недействительной и возвратить переданное по договору имущество на баланс АО «Уралтехпром». Он утверждал, что сделка была совершена генеральным директором АО с превышением полномочий, а при передаче имущества покупателю не были составлены акты приемки-передачи имущества и передаточный акт.

В судебном заседании выяснилось, что после исполнения договора купли-продажи указанная сделка обсуждалась советом директоров АО и 75 % его списочного состава одобрили ее.

Другой акционер «Уралтехпрома» – ООО «Ремстрой» – оспорил в арбитражном суде договор, заключенный генеральным директором АО, о приобретении сырья для производства основной продукции, по которому покупатель уплатил поставщику 55 млн. руб. Причиной также явилось превышение генеральным директором АО собственных полномочий. На заседании совета директоров АО «Уралтехпром» эта сделка не рассматривалась.

Дайте мотивированное заключение по делу.

Статья 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г.) определяет понятие и некоторые аспекты правового режима особой категории сделок общества, являющихся для него крупными.

Сделка, подпадающая под признаки крупной, может быть совершена руководителем (уполномоченным лицом) только с одобрения совета директоров либо общего собрания в соответствии с нормами ст. 79 Закона. Часть 1 п. 1 названной статьи выделяет критерии отнесения сделок к категории крупных. Общее правило состоит в том, что крупной является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) либо несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества стоимостью 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Из имеющейся ситуации видно, что балансовая стоимость активов АО «Уралтехпром» составляет 200 млн. руб. Требования кооператива «Дорожник» признать сделку недействительной и возвратить переданное по договору имущество на баланс АО «Уралтехпром» по основаниям, указанным в иске в частности – по причине несоставления при передаче имущества покупателю актов приемки-передачи имущества и передаточного акта – не основаны на законе. А утверждение, что сделка была совершена генеральным директором АО с превышением полномочий необходимо оценить иначе. Очевидно, что сумма сделки по договору купли-продажи с ООО «Заря», в соответствии с которым к последнему отошли станки, оборудование и складские помещения, принадлежавшие АО «Уралтехпром» на общую сумму 80 млн. руб. подпадает под правила крупной сделки, т. к. сумма 80 млн. руб. превышает барьер в 25 % от балансовой стоимости имущества АО. В соответствии со статьей 79 названного закона ч.2 Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно. Хотя вопрос о времени одобрения сделки советом директоров (до или после сделки) до настоящего времени является дискуссионным, в данной ситуации значения не имеет, т. к единогласного решения среди данного совета директоров в конечном счете не состоялось — следовательно сделка является недействительной. И требования кооператива «Дорожник» подлежат удовлетворению. При этом согласно п. 6 статьи 79 названного закона — крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера. А поскольку данный кооператив по известным условиям является акционером «Уралтехпрома», то заявление в суд подано надлежащим лицом.

В отношении другого акционера «Уралтехпрома» – ООО «Ремстрой» – оспаривающего договор, заключенный генеральным директором АО, о приобретении сырья для производства основной продукции, по которому покупатель уплатил поставщику 55 млн. руб. Как известно на заседании совета директоров АО «Уралтехпром» эта сделка не рассматривалась. Однако, если в названном законе содержащийся в части 1 пункта 1 статьи 78 перечень видов сделок (заем, кредит, залог, поручительство), на которые наряду с договорами купли-продажи, дарения, мены распространяется порядок заключения крупных сделок, установленный статьями 78 и 79 , не является исчерпывающим. То в свою очередь перечень сделок, для которых частью 1 пункта 1 статьи 78 Закона предусмотрены исключения из установленных Законом правил заключения крупных сделок, является исчерпывающим.

К сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи). Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах». Соответственно требования данного акционера удовлетворению не подлежат, т. к. генеральный директор при заключении данной сделки не превысил своих полномочий, при этом данная сделка, хотя формально и отвечает требованиям крупной сделки, но поскольку она совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, то является абсолютно легитимной и соответственно, по указанным «Ремстроем» основаниям не может быть признана недействительной.

Литература

  1. Практика Комментарии Обзоры Информационный журнал (интернет-версия) Екатеринбург Раздел 3. Кузнецов А. Г. Матанцев И. В. Вопросы принудительной ликвидации юридических лиц в практике Федерального арбитражного суда Уральского округа, 2001
  2. Коммерческое право: Учебник под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. – СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 1998, 1часть.
  3. Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. Акционерное право. Практический курс.—М.: Издательская группа ИНФРАМ – НОРМА, 1997.
  4. Гражданское право. Ч.1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева.—М.: Издательство ТЕИС, 1996.
  5. Коммерческое право: учебник/ А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой.—СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997.
  6. Комментарий к Федеральному Закону «об акционерных обществах»/ под ред. Г. С. Шапкиной.—М.: Издательство БЕК, 1996.
  7. Комментарий к Федеральному Закону «об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)/ рук. Авт. Колл. И отв. Ред. Д.Ю.Н. В.В. Залесский.— М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРАМ, 1998.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) — «Юрайт-Издат», 2004 г.
  9. ·Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января 2007 г.)
  10. ·Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г.)
  11. ·Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2001 г. N 63 «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным»
  12. ·Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»
  13. ·Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2006 г. N Ф09-10898/06-С5 Дело об обязании общества выдать принадлежащие истцу акции общества направлено на новое рассмотрение, так как отсутствие государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг не свидетельствует о том, что акции как именные ценные бумаги не существуют, а лишь ограничивает их обращение на рынке ценных бумаг
  14. ·Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова). — «Юрайт-Издат», 2005 г.
  15. ·Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный). — «Волтерс Клувер», 2005 г.
  16. ·Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ) (под общ. ред. А.М. Эрделевского) (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) — «Библиотечка РГ», 2001 г.
  17. ·Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) — «Инфра — М», 1998 г.
  18. ·Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. М.И. Брагинского) — «Правовая культура», 1995 г.

Причины ликвидации

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована учредителями или уполномоченным органом. Это решение может быть вызвано тем, что:

  • организация создавалась на определенный срок и этот срок истек;
  • организация была создана для определенной цели и функции выполнены;
  • деятельность финансово нецелесообразна;
  • имеются внутренние конфликты между учредителями;
  • организация уже не ведет деятельность, сдается нулевая отчетность;
  • учредители потеряли интерес и занимаются другим бизнесом.

Могут быть и другие причины, но во всех случаях это добровольная ликвидация юридического лица по инициативе учредителей, которые принимают решение и проводят процедуру ликвидации. Если в процессе ликвидации юридическое лицо не сможет удовлетворить претензии кредиторов, в числе которых и требования бюджета, то это будет означать, что необходимо осуществлять банкротство (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

В случаях, установленных п. 3 ст. 62 ГК РФ, ликвидацию могут инициировать уполномоченные органы. Иск о ликвидации юридического лица может подать государственный орган или местный орган власти. В последнее время распространена практика ликвидации налоговым органом в связи с недостоверностью адреса. Что это значит? Как правило, это происходит в том случае, если общество при регистрации «купило» адрес, то есть предоставило информацию об адресе, где находиться не планировало.

Налоговыми органами выработаны критерии, при которых начинаются проверки. Если ООО зарегистрировано менее года назад, то это десять организаций по одному адресу. Если более года, то пятьдесят (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@).

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Обзор судебной практики на тему «ООО. Ликвидация»

(по состоянию на декабрь 2010 г.)

Основные нормы, которыми регулируется указанная сфера:

ст.ст. 61 — 64, ст. 92 ГК РФ

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

1. Принудительная ликвидация ООО

1.1. Существенность нарушений законодательства

Для ликвидации организации в судебном порядке должны быть существенные нарушения закона

Суд федерального округа отменил решение суда первой инстанции, в соответствии с которым было ликвидировано юридическое лицо.

Поясняется, что в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Между тем выводы суда о грубом нарушении юридическим лицом закона были сделаны без учета Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. N 14-П, в п. 3 которого указано, что данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию, поскольку неоднократные и грубые нарушения закона должны быть столь существенны, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Однако суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что налоговый орган предложил юридическому лицу устранить нарушения в нереальный срок. Кроме того, юридическому лицу не была предоставлена возможность устранить имеющиеся расхождения в учредительных документах, чем были нарушены его права и законные интересы.

При таких обстоятельствах, решение суда о ликвидации юридического лица в порядке п. 2 ст. 61 ГК РФ нельзя признать законным и обоснованным.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2005 г. N Ф09-401/05ГК)

Предприятие может быть ликвидировано по решению суда только при наличии доказательств грубого или неоднократного нарушения им закона

Пунктом 2 ст.61 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о ликвидации общества, которое в течение года не исполняло обязанность по представлению бухгалтерских отчетов, сведений и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Суд пришел к выводу, что налоговый орган не представил доказательств грубого или неоднократного нарушения обществом закона или иных правовых актов.

При этом суд отметил, что согласно п. 3 Постановления КС РФ от 18.07.2003 N 14-П, положения, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ, понуждают юридических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка. Вместе с тем, указанная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию, т.к. неоднократные и грубые нарушения закона должны быть настолько существенными, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации с учетом всех обстоятельств в качестве меры, необходимой для защиты прав и интересов других лиц.

В связи с этим суд указал, что из справки налогового органа усматривается, что у общества отсутствует задолженность в бюджет и бюджетные фонды.

Учитывая изложенное, сделал вывод, что основания для ликвидации общества отсутствуют.

Поэтому суд поддержал позицию общества, состоявшееся по делу решение оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа — без удовлетворения.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2005 г. N Ф09-849/05ГК)

Обращаясь в суд с заявлением о ликвидации организации в связи с нарушением закона, налоговый орган должен представить данные, подтверждающие, что эта организация является действующей

На основании пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о ликвидации общества, поскольку оно вопреки положениям ст. 23 НК РФ не представляет бухгалтерскую отчетность.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении данного требования ввиду того, что налоговым органом не представлены документы, подтверждающие, что общество фактически действует.

При рассмотрении дела в связи с кассационной жалобой налогового органа федеральный арбитражный суд обратил внимание на то, что налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о ведении обществом хозяйственной деятельности.

Между тем ликвидация юридического лица по п. 2 ст. 61 ГК РФ допускается лишь в случаях допущения им нарушений закона при осуществлении деятельности.

Как отмечается в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», вопрос о ликвидации организации, которая фактически прекратила свою деятельность, решается в порядке, определенном законодательством о банкротстве.

Таким образом, оснований для ликвидации общества в порядке п. 2 ст. 61 ГК РФ не имеется.

Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу и оставил решение суда первой инстанции без изменения.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 мая 2005 г. N Ф04-2542/2005(10938-А27-38))

1.2. Недостаточность чистых активов ООО

Ликвидация ООО из-за недостаточной стоимости чистых активов — право, но не обязанность суда

В силу Закона об ООО если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, оно подлежит ликвидации.

Окружной суд дал следующие разъяснения относительно применения указанной нормы.

Уменьшение чистых активов общества само по себе не влечет его незамедлительную ликвидацию. Такое обстоятельство следует рассматривать как признак ухудшающегося финансового состояния общества, требующего принятия соответствующих мер. ГК РФ предоставляет суду право, но не обязывает ликвидировать юрлицо, допустившее в своей деятельности такое нарушение законодательства.

Закон об ООО предусматривает, что регистрирующий орган, в т.ч. в указанном случае уменьшения активов вправе предъявить требование в суд о ликвидации общества. Вместе с тем правом на обращение с иском о ликвидации налоговый орган обладает лишь в том случае, если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении уставного капитала или о своей ликвидации.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2008 г. N Ф04-6607/2008(15036-А81-45))

ООО, чистые активы которого «не дотягивали» до минимума уставного капитала, будет ликвидировано, даже если финансовое состояние восстановлено

Суд кассационной инстанции отклонил доводы ООО о том, что финансовое состояние общества улучшилось и, соответственно, отсутствует основание для его ликвидации по причине недостаточности размера чистых активов.

Как пояснил окружной суд, в силу Закона об ООО если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала, на дату регистрации общества, такое ООО подлежит ликвидации. Эта норма означает, что к окончанию второго года общество должно иметь чистые активы в размере, не ниже установленного законом минимального размера уставного капитала. По истечении этого периода общество не вправе действовать, имея чистые активы ниже установленного уровня. В случае же снижения уровня чистых активов по итогам любого года (начиная со второго) ниже минимального уровня уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Основанием для принятия соответствующего решения является годовой бухгалтерский баланс или результаты аудиторской проверки. Анализа данных бухгалтерских отчетов за предыдущие годы или результатов аудиторских проверок в этих случаях не требуется. Оценка судом действий (бездействия) ООО не является необходимой для принятия решения о его ликвидации, так как оно подлежит ликвидации в силу закона.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2008 г. N Ф04-6574/2008(14963-А70-44))

Своевременное неуменьшение размера уставного капитала до стоимости чистых активов — основание для ликвидации

Суд федерального округа подтвердил правильность решения суда, в соответствии с которым было удовлетворено требование налогового органа о ликвидации ООО.

Отмечено, что в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного указанным Федеральным законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.

Поскольку данные бухгалтерской отчетности ООО свидетельствовали о том, что общество имело отрицательные показатели своей деятельности и не располагало чистыми активами для обеспечения минимального размера уставного капитала, более того, эти нарушения не были им устранены путем уменьшения уставного капитала, следовательно, имеет место грубое нарушение закона, что является основанием для ликвидации юридического лица. При этом суд, вынося оспариваемое решение, обоснованно исследовал не только характер указанного нарушения, но и его продолжительность.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/2138)

Допускается деятельность ООО, стоимость чистых активов которого ниже минимального размера уставного капитала

Суд федерального округа оставил без изменения судебные акты, в соответствии с которыми налоговому органу было отказано в удовлетворении требований о ликвидации ООО.

Несмотря на то, что стоимость чистых активов общества меньше установленного минимального размера его уставного капитала, что в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» является основанием для его ликвидации, вместе с тем суд допустил возможность ее не производить. Это объясняется тем, что платежеспособность и имущественная состоятельность ООО свидетельствуют о принятии им реальных мер по улучшению показателей своего финансового состояния с целью достижения положительного соотношения между чистыми активами организации и величиной его уставного капитала. Кроме того, было установлено, что общество не имеет задолженности перед бюджетом, а динамика изменения кредиторской задолженности свидетельствует о его способности исполнить свои обязательства перед кредиторами.

В связи с этим такое нарушение признано устранимым.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2005 г. N КГ-А40/10510-05)

Недостаточная величина активов — еще не основание для принудительной ликвидации ООО

В силу Закона об ООО если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, такое юрлицо подлежит ликвидации.

Относительно применения данной нормы окружной суд разъяснил следующее.

В соответствии с ГК РФ юрлицо может быть ликвидировано по решению суда. Такая мера принимается, в т. ч., в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Между тем несоответствие размера чистой прибыли ООО требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшей деятельности. Закон не налагает на суд обязанность принять решение о ликвидации в этом случае.

Поэтому ООО, стоимость чистых активов которого окажется меньше его уставного капитала, не может быть ликвидировано лишь по одному указанному (формальному) основанию. Данное обстоятельство следует рассматривать лишь как признак ухудшающегося финансового состояния общества, требующего принятия соответствующих мер.

(Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 февраля 2010 г. по делу N А55-6424/2009)

Каждый предприниматель, прежде чем открыть своё дело, должен тщательно продумать тактику ведения бизнеса, основной род деятельности. Как известно, ликвидировать предприятие намного сложнее, поэтому изначально лучше не допускать до такого.
Но если ситуация сложилась так, что деятельность утратила актуальность, предприятие стало убыточным, то учредителям приходится ликвидировать компанию. Чтобы избежать дополнительных издержек, можно подвести под принудительную ликвидацию.
Не менее актуален вопрос и для добросовестных учредителей. Им также нужно знать, за что могут закрыть бизнес и кто. В обоих случаях важно знать основания и последствия, чтобы добиться положительного разрешения ситуации.

Что такое принудительная ликвидация ООО

Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике. Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов. Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции.
Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо. Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда.
В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.
Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:

  • отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
  • любые нарушения действующего законодательства;
  • по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
  • у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
  • в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
  • недостоверный адрес расположения юридического лица.

Любой из этих пунктов является достаточным основанием для того, чтобы ФНС принудительно прекратила существование юридического лица.
Возможна также ликвидация непосредственно на основании решения суда. Этот способ является для контролирующих органов более долгим, но и более надёжным – оспорить решение в этом случае намного сложнее.

Этапы принудительной ликвидации

Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.
На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия. В её полномочия будет входить:

  • закрытие банковских счетов;
  • составление промежуточного баланса;
  • приём и учёт требований от кредиторов;
  • комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:

  • уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;
  • собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
  • иск направляется в суд;
  • составляется 2 вида балансов: промежуточный и окончательный.

При ликвидации ООО государственная пошлина составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.
Последним документом является свидетельство о ликвидации компании. Оно направляется директору или главному учредителю. Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Как действует налоговая

Зачастую упразднение производится по следующей схеме:

  • выбор и формирование реестра организаций, которые в течение длительного времени (законодательно определено в зависимости от формы отчётности) не предоставляют декларации;
  • запрос в банк, в котором открыт счёт предприятия. Если будет выяснено, что на счетах ООО отсутствуют финансы и никаких движений по ним не было в течение 1 года, предприятие ликвидируется;
  • за 3 дня ФНС должна разместить в СМИ сообщение о том, какое ООО будет ликвидировано и в каком порядке может быть подана претензия.

Если никакой реакции нет – ООО будет ликвидировано принудительно.

Теория и практика могут значительно отличаться. Сравнительно недавно в силу вступила норма, позволяющая принудительно закрывать юридических лиц за предоставление недостоверной информации. Чаще всего это касается регистрационного адреса. С целью получить максимум сведений представители ФНС собирают лично информацию, запрашивая справки, сведения арендодателей, чтобы выявить, действительно ли адрес имеет отношение к конкретному ООО.
Если будут выявлены нестыковки, предприниматели направляют официальное уведомление с требованием внести изменения в реестр. На это отводится 30 дней. Если этого времени будет недостаточно, то в базе поставят отметку о том, что данные недостоверны. В случае отсутствия какой-либо реакции предпринимателя, спустя 6 месяцев ООО будет исключено из ЕГРЮЛ.

Преимущества и недостатки процесса

Ликвидация ООО по инициативе налогового органа имеет свои преимущества и недостатки. К главным плюсам для учредителей следует отнести:

  • если отчётность не была подана, в рамках такой процедуры размер штрафов может быть уменьшен вдвое;
  • подавать отчётность за последние периоды, не придётся.

Но имеет процедура и недостатки:

  • по времени, ликвидация таким образом, может затянуться;
  • кредиторы, которые в рамках закрытия ООО не получат своих денег, могут потребовать их выплат напрямую с учредителей, подав в суд на привлечение к субсидиарной ответственности. Это возможно, даже если изменения в ЕГРЮЛ уже были внесены;
  • длительные и сложные судебные разбирательства, путём которых предстоит доказывать свою правоту, предоставляя отчётность и прочую финансовую документацию. Речь идёт о ситуациях, когда учредители выступают против закрытия их компании.

К главным минусам стоит отнести ещё и имидж. Если учредители желают продолжать работать в бизнесе, то на их имидже негативным образом скажется то, что их предприятие было закрыто государственными органами. Это может привести к уменьшению количества желающих сотрудничать.

Последствия для учредителей

В зависимости от того, с какими требованиями будет рассмотрено дело, последствия для учредителей могут быть разными. Формально, если ООО ликвидируют, то оно больше не может заниматься какой-либо деятельностью, но и имеющиеся долги должны быть списаны. При этом нельзя игнорировать норму, устанавливающую ответственность того руководства, которое было у руля на момент совершения нарушения. Именно поэтому по некоторым требованиям учредителям всё равно придётся платить, если таковые будут заявлены. Так как на тот момент никакого имущества предприятия уже не будет, учредители самостоятельно несут солидарную ответственность.
Если же в процессе рассмотрения вопроса будет выявлено, что к неплатёжеспособности привели неправомерные действия руководства или учредителей, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Когда предприятие ликвидируют просто в связи с отсутствием деятельности, то последствием для учредителей могут быть, наложение штрафов. К примеру, за то, что своевременно не была подана отчётность (пусть даже и нулевая).

Итог: если серьёзных нарушений нет, то принудительная ликвидация ООО может быть положительным явлением, ведь она позволит:

  • значительно ускорить процедуру закрытия компании;
  • минимизировать издержки на этот процесс;
  • избавиться от необходимости составлять дополнительные отчёты и баланс.

По статистике наиболее выгодна такая процедура для тех, кто долгое время не получает прибыли от ведения деятельности..
Входит ли в планы учредителей такой расклад или они планируются оспаривать принудительную ликвидацию, необходимо тщательно подготовиться к решению этого вопроса. Самостоятельно можно не учесть, какая документация нужна и что в ней должно быть. Чтобы не тратить время на изучение нормативов, лучше изначально просто доверить решение таких вопросов профессионалам своего дела.

Задать вопрос

В России

Понятие ликвидации юридического лица

В соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Виды ликвидации юридического лица

Условно все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные. В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. В зависимости от конкретного основания ликвидации, будет различаться и перечень субъектов, обладающих правом на подачу соответствующего иска.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести:

  1. Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.
  2. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.
  3. Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.
  4. Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

Например, ликвидация акционерного общества может быть осуществлена лишь при условии её одобрения не менее ¾ голосов общего собрания акционеров.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган. Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации. Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учётной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист, экономист, бухгалтер и так далее), её учредители. Относительно состава ликвидационной комиссии в литературе высказано мнение, что наличие в её составе заинтересованных лиц (учредителей или руководителя юридического лица и других работников и/или иных заинтересованных в исходе ликвидации лиц) является обстоятельством, способствующим ущемлению прав кредиторов юридического лица, поскольку ликвидационная комиссия зачастую действует только в интересах учредителей юридического лица. Решение проблемы видится в развитии правового регулирования института ликвидационной комиссии на основе принципа независимости.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации. Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании. Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченную публиковать подобного рода сведения.

Если речь идет об очень большом предприятии, то объявление о его ликвидации публикуется в журнал «Вестник государственной регистрации». В совсем исключительных случаях объявления о ликвидации организации печатаются в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ».

Текст информационного сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица в Журнале включает следующие обязательные сведения:

  1. Полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  2. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учёт (КПП) указанного юридического лица
  4. Адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
  5. Сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
  6. Дата и номер принятого решения;
  7. Порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов

Комплект необходимых документов для опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

  1. Бланк-заявка, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии — 2 экз.
  2. Копия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии — 1 экз.
  3. Платежный документ: платежное поручение с отметкой банка об исполнении (можно ксерокопию) квитанция Сбербанка, другого коммерческого банка, приходный ордер, чек (обязательно оригинал!)
  4. Сопроводительное письмо, заверенное печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии. Сопроводительное письмо является документом, который содержит: перечень предоставляемых документов на публикацию, адрес доставки журнала (при оплате экземпляра журнала), а также документом, на основании которого оформляются и отправляются бухгалтерские документы — 2 экз.
  5. Доверенность — в случае подачи сообщения доверенным лицом — 1 экз. Доверенность при подаче сообщения о ликвидации выдается за подписью председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Если заявка на публикацию представлена лицом, действующим по Вашей доверенности, представительство примет нотариально заверенную копию подобной доверенности, либо копию, предварительно сличив её с оригиналом. Доверенность составляется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
  • В случае отсутствия печати организации Юридическое лицо обязано предоставить выписку из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более двух недель) (п.22, Постановления Правительства РФ №438 от 19.06.2002г.)
Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. При наличии на предприятии профсоюзного органа, он также должен быть уведомлен о предстоящем массовом высвобождении работников. Сделать это нужно не позднее чем за три месяца.

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания. Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда. Если среди увольняемых служащих имеются кредиторы первой очереди, то об этом тоже необходимо сообщить на биржу труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие. Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства (на срок от двух до трёх месяцев). Также на этот период за ними также сохраняются и другие льготы и пособия.

14 февраля 2019 года Минтруд России опубликовал законопроект, в котором предлагается выплачивать работникам выходное пособие в размере двукратного среднего заработка в случае ликвидации организации, а работникам ликвидируемых организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — в размере трёхкратного среднего заработка. На сегодняшний день в России увольняемому работнику при ликвидации предприятия выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально. Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев. Его пропуск без уважительных причин означает, что требования такого кредитора будут удовлетворены после требований кредиторов, подавших заявление вовремя.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы. Однако она имеет право обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.

Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников. С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними. Вместе с тем, она не имеет право требовать выплаты по обязательствам, срок исполнения по которым ещё не наступил. Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланc. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган. С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утверждённой Правительством РФ. Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс. Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

Очередность погашения требований соблюдается вне зависимости от того, хватит ли денег на всех кредиторов или нет.

Если денежных средств на счетах ликвидируемой компании не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия принимает меры по их получению. В том числе и посредством продажи имущества ликвидируемой компании. Его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном учредительными документами ликвидируемого юридического лица. Исключение составляют лишь случаи принудительной ликвидации. Там имущество продается с публичных торгов в порядке, установленном законодательством РФ. Реализации подлежит любое принадлежащее ликвидируемой компании имущество, за исключением имущества, находящегося в залоге, арендованного имущества и личного имущества работников организации.

В случае если меры по продаже имущества не помогли, и денежных средств для удовлетворения всех требований кредиторов все равно не хватает, ликвидационная комиссия должна будет обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). В случае удовлетворения такого заявления, дальнейшая ликвидация компании будет проходить по правилам, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Если же суд отказал в открытии процедуры банкротства, за отсутствием денежных средств для сопровождения процедуры, то дальнейших действий ликвидации предприятия законодатель не предусмотрел.

Составление ликвидационного баланса

Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса по унифицированной форме № 1 по ОКУД. Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса. Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется на основании следующих документов:

  1. Заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме № Р16001, утверждённой Правительством РФ. Данный документ подается в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. О порядке заполнения указанного заявления подробно написано в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом МНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
  4. Документы, установленные подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Данный перечень является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов: справки об отсутствии задолженности из налогового органа, о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и так далее, является незаконным. В то же время, подписывая заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заявитель тем самым подтверждает, что все расчеты с кредиторами завершены и порядок ликвидации был соблюден.

В случае если нет оснований для отказа в государственной регистрации, налоговый орган в течение пяти рабочих дней должен внести в Единый государственный реестр юридического лица запись о ликвидации данной организации и выдать представителям ликвидированной компании свидетельство по установленной форме, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Основания для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица

Существует несколько оснований для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица:

  • Несоблюдение срока, установленного в законе, для подачи требований кредиторов. Иными словами регистрирующий (налоговый) орган откажет в регистрации в случае, если заявление об этом будет подано до истечения двухмесячного срока со дня опубликования объявления о ликвидации.
  • Если не погашены все долги ликвидируемой организации.

Дополнительные способы ликвидации

  • Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица. Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению. При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит. Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными.

> См. также

  • Дивестиции

Основания для принудительного закрытия

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации

Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

  • Прокуратура

прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

  • Центральный Банк РФ

указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

  • Антимонопольный орган

Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

  • Регистрирующие органы

закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

Порядок принудительной ликвидации

Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

  1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
  2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
  3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
  4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
  5. Происходит выделение из состава других организаций.
  6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
  7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
  8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
  9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
  10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Возможно вам будет интересно

  • Альтернативная ликвидация ООО
  • Ликвидация АО
  • Ликвидация некоммерческого партнерства
  • Ликвидация фонда
  • Ликвидация ПАО
  • Ликвидация филиала
  • Ликвидация ассоциации
  • Ликвидация организации
  • Ликвидация банков
  • Ликвидация индивидуального предпринимателя
  • Приостановка деятельности ООО без ликвидации
  • Ликвидация ООО
  • Добровольная ликвидация ООО
  • Принудительная ликвидация юридического лица
  • Ликвидация производственного кооператива
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
  • Ликвидация ТСЖ
  • Ликвидация государственного учреждения
  • Ликвидация ЗАО
  • Ликвидация ОАО
  • Ликвидация фирмы
  • Ликвидация СНТ
  • Ликвидация обособленного подразделения
  • Ликвидация АНО

Об авторе


Бесплатная консультация адвоката бизнес юриста Цены на услуги адвоката бизнес юриста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *