Приобретение ГСМ по талонам

Учет приобретения топлива по талонам

Компания ГАРАНТ

Заправка автомобилей организации производится по талонам, являющимся эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. АЗС отказываются выдавать кассовый чек при заправке по талонам, ссылаясь на то, что это безналичные расчеты, а не денежные.

Какими документами в целях бухгалтерского и налогового учета могут быть подтверждены факт приобретения топлива (принятие к учету МПЗ), а также факт заправки конкретного автомобиля по талонам?

Должен ли кассовый чек АЗС быть в числе таких документов?

Приобретение ГСМ по талонам производится на основании договора купли-продажи с продавцом ГСМ. При этом продавец автомобильного топлива организует его отпуск через определенную сеть АЗС. Как правило, список АЗС, которые производят отпуск ГСМ по талонам данного продавца, приводится в договоре (с указанием их местонахождения).

Передача талонов организации производится после оплаты предусмотренного договором количества бензина конкретной марки.

Учет приобретения ГСМ по талонам зависит от условий договора.

В общем случае право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором ( ст. 223 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( ст. 422 ГК РФ).

Учитывая нормы ГК РФ, в договоре купли-продажи стороны могут установить момент перехода к покупателю права собственности на поставляемые ГСМ либо в момент передачи оплаченных талонов или в момент заправки автомобилей.

Документальное подтверждение приобретения ГСМ

Согласно части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Формы первичных документов, применяемых в деятельности коммерческой организации, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета ( часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Это означает, что Законом N 402-ФЗ, по сути, отменена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, и организация вправе самостоятельно решить, будет ли она применять унифицированные формы, либо для отражения конкретных хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учете разработает свои формы, включив обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Данные формы (в том числе унифицированные) должны быть утверждены в учетной политике.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отсутствие первичных учетных документов либо их неверное оформление может повлечь за собой невозможность признания в целях налогообложения тех или иных затрат.

В рассматриваемой ситуации организации необходимо подтвердить такой факт своей хозяйственной жизни, как приобретение бензина.

Факт расходования денежных средств на приобретение ГСМ подтверждает выписка банка с приложением платежных документов (в частности, платежного поручения на перечисление поставщику соответствующей суммы по договору).

Факт получения организацией ГСМ может быть подтвержден товарной накладной (унифицированная форма N ТОРГ-12).

Товарная накладная является оправдательным документом, который подтверждает переход права собственности на приобретаемые ТМЦ (в Вашем случае ГСМ) и несение покупателем расходов в виде покупной стоимости ТМЦ. Кроме того, товарная накладная служит основанием для оприходования этих ценностей.

Товарная накладная на отпуск ГСМ с использованием талонов оформляется поставщиком в зависимости от момента перехода права собственности на топливо.

Если право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент заправки автомобилей по оплаченным талонам, по окончании месяца поставщик выписывает накладную на то количество бензина, которое было фактически выбрано. При этом, как правило, АЗС предоставляет ведомость учета выдачи топлива за прошедший месяц, включающую сведения о количестве выданных по талонам литров в разрезе конкретных автомобилей, что, на наш взгляд, может служить подтверждением того, что водителям автомобилей, указанных в ведомости, было отпущено определенное количество ГСМ.

Если же право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент передачи ему талонов на оплаченное количество топлива, то одновременно составляется и передается покупателю товарная накладная. Передача талонов осуществляется на основании акта приемки-передачи, в котором указываются номера, серии и номинал талонов. При этом приобретенное топливо остается у поставщика на ответственном хранении.

Таким образом, полагаем, что для подтверждения факта приобретения топлива достаточно товарной накладной ТОРГ-12, документов, свидетельствующих об оплате этого топлива (платежное поручение и выписка банка), а также ведомости учета выдачи топлива для заправки конкретных автомобилей.

Кроме того, стороны могут предусмотреть в договоре необходимость составления и подписания акта взаиморасчетов по итогам расчетного периода, установленного договором (например календарного месяца), на основании данных учета погашенных талонов.

Чек ККТ при использовании талонов

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Кроме того, п. 2.7. Правил технической эксплуатации АЗС, утвержденных Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, установлено, что продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами за наличный и по безналичному расчетам, в том числе по талонам, заправочным ведомостям, по пластиковым картам осуществляются с использованием контрольно-кассовых машин (далее — ККМ). Управление процессом отпуска с топливораздаточных колонок осуществляется ККМ через контроллер управления (ТРК) или компьютерной кассовой системой (в состав которой входят компьютер и фискальный регистратор) через ТРК.

Оплата нефтепродуктов на автозаправочных станциях талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта, считается косвенной безналичной оплатой.

В письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2004 N 29-12/29514 представители налогового органа разъяснили, что автозаправочные станции при безналичной оплате за отпуск нефтепродуктов по талонам в общеустановленном порядке должны пробивать кассовые чеки (без указания суммы продажи, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров нефтепродукта) на контрольно-кассовой технике и выдавать их покупателям.

Между тем в других письмах налоговиков разъясняется, что в случае косвенной безналичной оплаты организации, осуществляющие отпуск нефтепродуктов, вправе выдавать кассовый чек без указания стоимости, но с указанием количества литров нефтепродукта ( письма УФНС России по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156, УМНС России по г. Москве от 13.02.2004 N 29-12/9543).

Существует арбитражная практика (правда, в отношении случаев заправки по топливным картам), согласно которой суды считают, что при использовании топливной карты денежных расчетов между АЗС и владельцем топливной карты не происходит. По мнению судей, топливная карта используется как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Статьей 5 Закона N 54-ФЗ определен момент выдачи кассового чека — в момент оплаты. Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании топливных карт на АЗС расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в указанном случае — перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты служат лишь средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта.

Суды также обращают внимание, что порядок выдачи кассового чека при косвенной безналичной оплате (без указания стоимости, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров) введен в Технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами (изменениями N 1-2000 (протокол ГМЭК ККМ N 3/57-2000 от 08.08.2000). В соответствии с п. IV указанного протокола ГМЭК ККМ проекты изменений N 1-2000 только приняты за основу, то есть не утверждены, а значит, не имеют обязательного характера ( постановления ФАС Поволжского округа от 05.06.2008 N А12-987/08-с22, от 03.04.2008 N А12-16953/07-С22).

На наш взгляд, выводы, представленные в приведенных судебных постановлениях, могут быть справедливы и для случаев заправки транспортных средств по талонам. Талоны являются эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. При использовании талонов также не происходит наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Учитывая изложенное, поставщик может не выдать кассовый чек при заправке автомобиля.

К сведению:

Следует обратить внимание, что для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно.

Согласно разъяснениям контролирующих органов основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист ( письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

По нашему мнению, в случае отсутствия чеков ККТ организация может подтвердить расходы на приобретение ГСМ на основании накладных поставщика, путевых листов, платежных поручений по оплате, ведомостей учета выдачи топлива, актов сверки с АЗС о фактически отпущенном количестве топлива.

Однако, учитывая наличие судебной практики, вероятность налоговых рисков все же существует.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Приобретение ГСМ

Обычно схема приобретения ГСМ по талонам выглядит так.

1. Организация заключает договор купли-продажи с поставщиком ГСМ.

2. Поставщик ГСМ выставляет в адрес организации счет на оплату талонов.

3. Организация оплачивает счет и выдает своему представителю доверенность на получение талонов.

4. Представитель организации получает талоны и передает их сотруднику, ответственному за учет талонов и их выдачу водителям. Обычно в день выдачи талонов поставщик оформляет накладную (акт приемки-передачи) и счет-фактуру на ГСМ.

5. Водитель, получивший талоны, предъявляет их на АЗС и заправляет автомобиль. Объем отпущенного топлива должен соответствовать номиналу талона. Водителю выдается отрывной купон погашенного талона со штампом АЗС.

Ситуация: можно ли оприходовать ГСМ, приобретенные по талонам, на основании отрывных купонов к талонам?

Ответ: да, можно, при условии, что количество полученного топлива соответствует номиналу талона.

Если топлива по талону отпущено меньше, его фактическое количество может подтвердить только кассовый чек, выданный АЗС.

Приобретенные ГСМ можно оприходовать на основании первичных документов, которые содержат обязательные реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Если отрывной купон к талону отвечает этим требованиям, то его можно принять к учету в качестве первичного документа. Однако так следует поступать, лишь если водитель заправил в бак столько же топлива, сколько указано в талоне. Если топлива по талону отпущено меньше, его фактическое количество может подтвердить только кассовый чек, выданный АЗС (письма Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/209 и УФНС России по г. Москве от 26 июня 2006 г. № 20-12/56636). Причем при отпуске ГСМ по талонам АЗС вправе выдавать кассовые чеки, в которых фиксируется только объем топлива без указания цены и общей стоимости (см., например, письма УФНС России по Московской области от 4 августа 2005 г. № 22-19/0156, УМНС России по г. Москве от 30 апреля 2004 г. № 29-12/29514).

Совет: если срок действия талонов истекает, а бензобаки автомобилей полностью заправлены, слейте бензин в свободные пожаробезопасные емкости. Например, в металлические канистры. Выбрав оплаченное топливо полностью, организация избежит финансовых потерь.

На практике лучше не допускать ситуаций, в которых организация будет получать ГСМ в количестве меньшем, чем номинал талона. Дело в том, что независимо от фактического объема отпущенного топлива, предъявленный талон АЗС погасит полностью. При этом невыбранное количество бензина нельзя будет отразить ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.

Бухучет

Порядок бухучета талонов на ГСМ зависит от условий договора с поставщиком, а также от вида талонов. Топливо (талоны на ГСМ) принимайте к учету по фактической себестоимости (без НДС) (п. 5, 6 ПБУ 5/01). НДС, выделенный в счете-фактуре, учтите отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если в договоре не указан момент перехода права собственности на ГСМ, приходуйте их в момент получения талонов. Это следует из положений статей 223 и 458 Гражданского кодекса РФ.

На дату получения талонов сделайте проводку:

Дебет 10 субсчет «Талоны на ГСМ полученные» Кредит 60

– оприходованы талоны на бензин (на основании накладной (акта приемки-передачи)).

После того как талоны выданы водителям, в учете сделайте проводку:

Дебет 10 субсчет «Талоны на ГСМ выданные» Кредит 10 субсчет «Талоны на ГСМ полученные»

– талоны на ГСМ выданы водителям (на основании книги учета движения талонов).

Количество бензина, фактически полученного на АЗС, отражайте проводкой:

Дебет 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей» Кредит 10 субсчет «Талоны на ГСМ выданные»

– оприходован бензин, заправленный в бак автомобиля (на основании отрывного купона к талону и чека АЗС).

Если в договоре сказано, что право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки автомобиля, то порядок бухучета зависит от вида талонов.

Литровые талоны учитывайте за балансом на счете 006 «Бланки строгой отчетности». Изменение цен, которое может произойти после оплаты талонов, никак не повлияет на оценку ГСМ в учете: они будут отражаться по цене приобретения.

В момент получения талонов в бухучете сделайте проводку:

Дебет 006 субсчет «Талоны на ГСМ»

– оприходованы талоны на бензин (на основании накладной (акта приемки-передачи)).

Выдачу талонов водителям в бухучете отразите так:

Кредит 006 субсчет «Талоны на ГСМ»

– выданы талоны водителю (на основании журнала учета приема и выдачи талонов на бензин).

При оприходовании топлива (заправки автомобиля на АЗС) сделайте проводку:

Дебет 10-3 Кредит 60

– оприходовано фактически полученное топливо (на основании чеков АЗС, отрывных купонов к талонам).

Если приобретены денежные талоны, учитывайте их в кассе в составе денежных документов. В бухучете получение талонов отразите проводкой:

Дебет 50-3 Кредит 60

– получены талоны на бензин (на основании накладной (акта приемки-передачи)).

Водителям талоны выдавайте под отчет:

Дебет 71 Кредит 50-3

– выданы талоны сотруднику (на основании книги учета движения талонов).

Топливо, полученное по талонам, оприходуйте проводкой:

Дебет 10-3 Кредит 71

– оприходованы ГСМ, приобретенные по талонам (на основании чека АЗС, отрывных купонов к талонам).

Списание топлива

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 10-3 (10 субсчет «Талоны в бензобаках автомобилей)

– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

Пример отражения в бухучете ГСМ, приобретенных по талонам. Право собственности на ГСМ переходит к организации в момент получения талонов

1 июня ООО «Альфа» приобрело денежный талон на бензин стоимостью 510 руб. (в т. ч. НДС – 78 руб.). Поставщик оформил накладную и выставил «Альфе» счет-фактуру.

4 июня талон был выдан водителю служебного автомобиля Ю.И. Колесову. В книге учета движения талонов об этом сделана соответствующая отметка. В этот же день водитель приобрел по талону 30 литров бензина АИ-92 по цене 17 руб. за литр (в т. ч. НДС – 2,59 руб.). Для оценки материалов в бухучете учетной политикой организации предусмотрен метод средней стоимости.

Согласно учетной политике организации путевые листы составляются за месяц. 30 июня Колесов сдал в бухгалтерию путевой лист. По данным путевого листа весь бензин, полученный по талону (30 л), был израсходован в течение месяца. Фактический расход соответствует нормам, утвержденным руководителем организации.

В учете организации сделаны следующие записи.

1 июня:

Дебет 60 Кредит 51
– 510 руб. – оплачен талон на бензин;

Дебет 10 субсчет «Талоны на ГСМ полученные» Кредит 60
– 432 руб. (510 руб. – 78 руб.) – оприходован талон на бензин;

Дебет 19 Кредит 60
– 78 руб. – отражен НДС по приобретенному талону.

4 июня:

Дебет 10 субсчет «Талоны на ГСМ выданные» Кредит 10 субсчет «Талоны на ГСМ полученные»
– 432 руб. – выдан талон водителю (на основании книги учета движения талонов);

Дебет 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей» Кредит 10 субсчет «Талоны на ГСМ выданные»
– 432 руб. – оприходован бензин, заправленный в бак автомобиля (на основании чека АЗС и отрывного купона к талону);

Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 78 руб. – предъявлен к вычету НДС.

30 июня бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость 1 литра топлива. Исходя из расчета средняя стоимость 1 литра бензина оказалась равной его покупной стоимости.

На основании путевого листа стоимость ГСМ была списана на расходы в бухучете:

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей»
– 432 руб. – списан фактически израсходованный бензин.

ОСНО

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав:

  • материальных расходов (при оказании автотранспортных услуг) (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253);
  • прочих расходов, связанных с производством и реализацией (при использовании автотранспорта для нужд организации) (подп. 11 и 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Важно: при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм не нужно. Дело в том, что расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. То есть при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

Совет: Для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы, утвердив лимиты приказом руководителя организации.

Но если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). Если НДС включен в цену и выделен в расчетных документах отдельной строкой, то сумму этого налога следует исключить (п. 1 ст. 170 НК РФ). НДС на основании счета-фактуры можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). Порядок применения налогового вычета зависит от того, когда право собственности на ГСМ переходит к организации.

Если право собственности на ГСМ переходит к организации в момент отгрузки талонов, то при наличии счета-фактуры поставщика входной НДС по топливу можно принять к вычету сразу в полной сумме (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Совет: сумму НДС со стоимости ГСМ по талонам принимайте к вычету пропорционально количеству фактически полученного топлива. Это позволит организации избежать претензий со стороны налоговой инспекции.

Количество фактически полученного топлива может быть меньше, чем его номинальный объем, указанный в талонах. Такое возможно при несвоевременной выборке топлива на АЗС. Между тем одним из условий применения вычета по НДС является принятие товаров (работ, услуг) к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Если сумма вычета, определенная по счету-фактуре поставщика, превысит сумму вычета со стоимости фактически полученного топлива, при проверке налоговая инспекция может потребовать восстановления входного НДС по неоприходованным ГСМ.

Если право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки автомобиля, то при наличии счета-фактуры поставщика НДС к вычету принимайте по мере оприходования топлива, полученного на АЗС (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов, который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ).

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных по талонам?

Включите стоимость ГСМ в расходы на дату принятия путевого листа к учету. А если расходы на ГСМ признаются прямыми – по мере реализации услуг, в себестоимость которых они включены.

Даты списания ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Это объясняется тем, что основанием для списания ГСМ является правильно оформленный путевой лист. Именно этот документ подтверждает обоснованность списания ГСМ (письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/117, п. 1 ст. 252 НК РФ). После того как путевой лист проведен по учету, стоимость израсходованных по нему ГСМ можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. К путевому листу приложите чеки АЗС.

При использовании талонов к моменту фактического получения ГСМ их стоимость уже оплачена покупателем. Поэтому такой порядок списания топлива распространяется как на организации, которые применяют метод начисления, так и на организации, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом. Данный вывод позволяют сделать положения пункта 2, подпункта 3 пункта 7 статьи 272, пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Однако из этого правила есть одно исключение. Если организация использует метод начисления и расходы на ГСМ признаются прямыми, ГСМ можно учесть только по мере реализации услуг, в себестоимость которых они включены (абз. 6 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении приобретения и списания ГСМ по талонам. Право собственности на топливо переходит к организации в момент заправки топлива в автомобиль

25 июня ООО «Альфа» приобрело талон на 10 литров бензина марки АИ-92 и заплатило за него 170 руб. (в т. ч. НДС – 26 руб.). В этот же день поставщик оформил акт приемки-передачи и счет-фактуру. По условиям договора право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент заправки автомобиля на АЗС.

Налог на прибыль «Альфа» начисляет ежемесячно. Для оценки материалов в бухучете учетной политикой организации предусмотрен метод средней стоимости.

25 июня талон был выдан водителю служебного автомобиля. Путевой лист, в котором отражена заправка автомобиля по талону, сдан в бухгалтерию 30 июня. К путевому листу приложен отрывной купон к талону и чек АЗС.

В учете организации сделаны следующие записи.

25 июня:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
– 170 руб. – перечислена предоплата за талон;

Дебет 006 субсчет «Талоны на ГСМ»
– 170 руб. – оприходован талон на бензин (на основании акта приемки-передачи талонов);

Кредит 006 субсчет «Талоны на ГСМ»
– 170 руб. – выдан талон водителю (на основании книги учета движения талонов).

30 июня:

Дебет 10-3 Кредит 60
– 144 руб. – оприходован фактически полученный бензин (на основании чека АЗС, отрывного купона к талону);

Дебет 19 Кредит 60
– 26 руб. – отражен НДС по приобретенному топливу;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
– 170 руб. – зачтена предоплата;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 26 руб. – предъявлен к вычету НДС по фактически полученному бензину.

30 июня бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость 1 литра топлива. Исходя из расчета средняя стоимость 1 литра бензина оказалась равной его покупной стоимости.

На основании путевого листа стоимость ГСМ была списана на расходы в бухучете:

Дебет 26 Кредит 10-3
– 144 руб. (170 руб. – 26 руб.) – списан фактически израсходованный бензин (на основании путевого листа).

Входной НДС по приобретенным ГСМ (26 руб.) принят к вычету во II квартале. При расчете налога на прибыль в июне бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов стоимость фактически израсходованного топлива (144 руб.).

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на ГСМ одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то эту сумму нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Пример распределения стоимости топлива, приобретенного по талонам. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД. Организация приобрела денежные талоны, право собственности на топливо переходит в момент заправки

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (налог на прибыль рассчитывает ежемесячно) и платит НДС. В городе, где работает «Гермес», розничная торговля переведена на ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, распределяются пропорционально доле доходов, полученных от разных видов деятельности за каждый месяц отчетного (налогового) периода

4 мая «Гермес» приобрел денежный талон на бензин номиналом 510 руб. (в т. ч. НДС – 78 руб.). В этот же день поставщик оформил накладную и счет-фактуру на ГСМ.

ГСМ приобретается для заправки автомобиля, который одновременно используется в двух видах деятельности.

Талон был выдан водителю Ю.И. Колесову. В мае Колесов получил по талону 30 литров бензина по цене 17 руб. за литр (в т. ч. НДС – 2,59 руб.) на общую сумму 510 руб. (в т. ч. НДС – 78 руб.). Получение бензина подтверждено отрывным купоном к талону и чеком АЗС. По данным путевого листа весь полученный бензин был израсходован во время служебных поездок.

Чтобы распределить расходы на приобретение ГСМ между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доходы, полученные «Гермесом» от различных видов деятельности за май, составляют:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) – 26 000 000 руб.;
  • по розничной торговле – 12 000 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за май составила:
26 000 000 руб. : (26 000 000 руб. + 12 000 000 руб.) = 0,684.

К деятельности организации на общей системе налогообложения относятся расходы на ГСМ в сумме:
(510 руб. – 78 руб.) × 0,684 = 295 руб.

При расчете налога на прибыль в мае бухгалтер «Гермеса» включил в состав расходов стоимость фактически израсходованного топлива (295 руб.). Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам II квартала.

Цена бензина в этом году может повыситься на 10 % — в среднем на 2-3 рубля за литр. По мнению главы Союза нефтепромышленников России Геннадия Шмаля, несмотря на приостановку падения курса рубля, рост цен на топливо будет продолжаться прежними темпами.
Шмаль убежден, что в ситуации, когда цены на моторное топливо так или иначе задевают интересы 80% населения, государство и нефтяники обязаны каким-либо образом поддержать самые малообеспеченные слои граждан. В Союзе нефтепромышленников не исключают возможность появления в стране социальных заправок для малоимущих граждан и введения талонов на бензин. Вместе с тем эксперты говорят, что эффект от данных мер несоизмерим с вероятными рисками.
«Налоги никто не снизит для всех, поэтому один из выходов — это дифференцированный подход к торговле нефтепродуктами. Поэтому могут быть социальные заправки для малообеспеченных людей, для определенной категории пенсионеров», — рассказал корреспонденту Autonews.ru Геннадий Шмаль. Кроме того, по его мнению, талоны должны будут получать не только социально незащищенные группы граждан, но и индивидуальные предприниматели.
«Для определенной категории бизнесменов, для которых машина является даже не средством передвижения, а средством организации своего бизнеса. Также можно ввести дополнительные льготы. Надо, конечно, определить категории людей», — убежден Шмаль.
Для введения социальных заправок и талонной системы необходимо определить минимально необходимое для жизни и работы количество топлива. В Союзе нефтепромышленников полагают, что в таком случае оно будет отпускаться по талонам, а все, что сверх нормы, будет продаваться по рыночной цене. Геннадий Шмаль считает, что в качестве среднестатистического автомобиля для расчетов идеально подойдут классические модели АвтоВАЗа.
«В том числе и этот вариант возможен: и талоны и социальные заправки и социальный лимит может быть по потреблению в месяц. Возьмем минимально — 50 километров в день, умножим на 30, получаем 1500 километров. На 100 километров мы тратим. Ну, берем «Жигули» — 10 литров, получается, что на 1500 километров, которые мы проехали, выходит 150 литров. Но для этого же надо провести серьезное исследование, может даже эксперимент провести в разных регионах и посмотреть, что из этого будет», — говорит Шмаль.
Социальные нормы для разных регионов России могут значительно различаться. В частности, в северных районах страны они могут быть вдвое выше, чем в южных. Что касается цены на бензин по талонам, то она, уверен Геннадий Шмаль, должна быть в любом случае вдвое ниже рыночной по региону.
Однако ряд экспертов, напротив, убеждены, что никаких серьезных предпосылок для роста цен на топливо нет, как и оснований для введения талонной системы. В январе еще была опасность, что из-за колебания курса рубля цены на бензин могут пойти вверх, но сегодня эта тенденция миновала, считает гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
«Никаких новых налогов на бензин в этом году не вводили, никаких новых налогов не вводили, были разговоры о том, что могут изменить структуру взимания налога на добычу полезных ископаемых и таможенную пошлину, но этого тоже сделано не было. Таким образом, единственный механизм, который может влиять на цены на бензин, это изменение курса рубля», — рассказал Танкаев корреспонденту Autonews.ru.
Появление же любой талонной системы, как и любая другая форма социального разграничения автомобилистов, уверен эксперт, не даст желаемого результата. «Талоны на бензины, на любые другие товары — это абсолютно не рыночная мера и ничем хорошим это никогда не кончается. Кроме спекуляции талонами и тотального дефицита, это ни к чему привести не может», — убежден Танкаев.
«Надо добиваться того, чтобы цены на бензин были адекватными, они сегодня явно завышены для страны, где добывают нефть. А дальше каждый определяет: сколько у него есть денег – столько он и ездит. Государство прекрасно может регулировать цены на бензин и через антимонопольные меры, и через определенные стимулы для нефтяных компаний, и посредством регулирования рынка с помощью стратегического топливного резерва, как это в Америке прекрасно работает», — считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
По мнению экспертов, социальные автозаправки и талоны на бензин, возможно и имели бы право на существование, но только при наличии у государства четкого, понятного, а главное эффективного инструмента определения действительно малоимущих граждан.
В стране же, где официально безработные граждане ездят на автомобилях ценой в миллионы рублей, появление еще одного очага благотворительности обязательно приведет к появлению новых коррупционных схем, отмечают наблюдатели. По словам Рустама Танкаева, в Соединенных Штатах Америки с этим уже столкнулись.
«В Соединенных Штатах тоже стали проводить выдачу разного рода социальных пособий. По результатам прошлого года выяснилось, что значительную часть этих пособий получали люди с миллионными и миллиардными состояниями, потому что они формально нигде не работают. Определить, кто у нас малоимущий, а кто не малоимущий, достаточно сложно», — резюмировал Танкаев.
Алексей Матвеев

«Сургутнефтегаз» | Бонусная карта «До полного»

На бонусную карту “До полного”, Вам будут начислять бонусные баллы за любые покупки в сети АЗС “Сургутнефтегаз”. Каждый раз заправляясь, или покупая что либо в дорогу, Вы будете получать баллы, которыми впоследствии с лёгкостью можно оплатить любые товары или топливо на АЗС.

Программа получила огромную популярность, и если Вы много заправляетесь на данной АЗС, то обязательно оформите карту, и наслаждайтесь бесплатными подарками.

Как получить бонусную карту “До полного”?

Получить карту очень легко – нужно обратится к оператору АЗС “Сургутнефтегаз” в Новгородской области, и попросить его оформить карту. Стоимость бонусной карты – 99 рублей.

В подарок на счёт карты зачисляется 500 бонусов. Чтобы в дальнейшем использовать бонусы, Вам нужно корректно заполнить анкету участника бонусной программы.

Как копить бонусные баллы?

Количество начисляемых бонусов будет зависеть от статуса Вашей карты. Статус изменяется автоматически, и зависит от общей суммы покупок за предыдущий месяц (см. таблицу).

При получении карты, Вам первоначально назначается статус “Старт”.

Название статуса СТАРТ ТУРБО ПРЕМИУМ
Количество бонусов за каждые 10 ₽
3 бонуса
4 бонуса
5 бонусов
Диапазон перехода на следующий статус
Менее 3999 ₽
От 4000 до 7999 ₽
Более 8000 ₽

Как мы видим в таблице, самые большие бонусы начисляются участникам со статусом карты “Премиум” – 5 бонусов за каждые потраченные 10 рублей. Чтобы получить данный статус, нужно ежемесячно тратить на топливо и товары АЗС – 8 тысяч рублей.

Как потратить бонусные баллы?

Потратить накопленные бонусы Вы можете в сети АЗС “Сургутнефтегаз”: на топливо или товары.

Курс обмена: 10 бонусов = 1 рублю. Оплатить покупки можно полностью, либо частично. Нужно отметить, что бонусы начисляются только на товары и топливо, в сумме не более 3 тысяч рублей в сутки.

Оплата бонусами возможна только в случае корректного оформления анкеты, и передачи её оператору АЗС.

Лимит оплаты товаров и топлива бонусами – составляет 1 000 рублей или 10 000 бонусов в сутки.

Максимальный срок использования бонусных баллов – 1 год с момента их начисления. В компании запрещено списание и начисление бонусов за приобретение табачной продукции.

Обязательно посмотрите самые лучшие новинки в нашем разделе “Бонусные карты”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *