Приобретение статуса предпринимателя

7.1. Правовой статус индивидуального предпринимателя

Приобретение статуса индивидуального предпринимателя.Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Ограничения в приобретении статуса индивидуального предпринимателя следующие.

1. Возраст.Заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие 18 лет, а также несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения этого возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные дееспособными по решению органа опеки или попечительства или по решению суда (в соответствии сост. 27ГК).

Несовершеннолетние вправе приобрести статус индивидуального предпринимателя, зарегистрироваться в качестве такового с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей (ст. 22.1Закона о регистрации). Закон не определяет возраст таких лиц. На наш взгляд, следовало бы установить его — 16 лет. Именно с этого возраста наступает налоговая, административная ответственность, уголовная ответственность за экономические преступления. Обратим внимание, что членом фермерского хозяйства может стать физическое лицо, достигшее 16 лет. Письменное согласие родителей необходимо рассматривать не только в качестве условия регистрации несовершеннолетнего предпринимателя, но и как постоянное согласие на совершение им сделок в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В противном случае согласност. 26ГК несовершеннолетний предприниматель (в возрасте с 14 до 18 лет) должен будет получать письменное согласие родителей, усыновителей, попечителей на совершение большинства сделок. Он не сможет самостоятельно получить кредит, налоговый кредит, выступать в качестве поставщика, подрядчика и пр. Представляется, что по данному вопросу необходимо изменениест. 26ГК РФ либо хотя бы разъяснение высших судебных инстанций.

2. Состояние здоровьясамо по себе не является препятствием для государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Но не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лица, признанные недееспособными (они самостоятельно не участвуют в совершении сделок, от их имени сделки совершают их опекуны -ст. 29ГК РФ), или ограниченные в дееспособности решением суда лица, которые самостоятельно вправе совершать только мелкие бытовые сделки (ст. 30ГК РФ). ВЗаконео регистрации такие основания отказа в регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, как недееспособность и ограниченная дееспособность, прямо не указаны. Но это не значит, что в регистрации по этим основаниям им отказать нельзя. Законодательство о государственной регистрации состоит из нормГКРФ, Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (ст. 1Закона о регистрации). Из смысла указанных выше норм ГК -ст. ст. 26, 29,30ГК РФ,ст. 22.1Закона о регистрации следует, что недееспособность и ограниченная дееспособность граждан как очевидные препятствия для занятия предпринимательской деятельностью должны рассматриваться как основания для отказа в регистрации. Представляется вместе с тем, что вЗаконео регистрации эти факты следовало бы указать как обстоятельства, препятствующие регистрации, равно как и механизм выявления, проверки этих обстоятельств, препятствующих регистрации. Надо иметь в виду, что существуют также ограничения (противопоказания) для лиц дееспособных, но страдающих различными серьезными заболеваниями, к работе на высоте, под землей, работе, требующей быстрой реакции и осторожности (на транспорте, в охране с оружием и пр.). Но подобные обстоятельства, препятствующие выполнению конкретной работы, выявляются не в момент регистрации, а при получении водительских прав, прав на ношение оружия, а в установленных случаях — при аттестации специалистов, выдаче лицензии.

3. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой(ст. 17Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе в РФ» <1>). При проверке Генеральной прокуратурой РФ соблюдения законодательства о противодействии коррупции в органах власти субъектов РФ в 2004 г., установлено, что почти повсеместно чиновники занимаются коммерческой деятельностью, участвуют в управлении разного рода структурами, извлекают другие выгоды из своего положения. Проверка выявила более 22 тыс. таких нарушений лишь за полгода, в том числе случаев взяточничества <2>. ОднакоЗаконо регистрации не предусматривает такого основания в отказе от регистрации, как выполнение лицом обязанностей должностного лица в системе государственной службы. Именно поэтому так много нарушений в этой сфере среди государственных служащих. В качестве санкции за совмещение обязанностей государственного служащего с предпринимательской деятельностью прежде всего должны применяться меры дисциплинарного воздействия, вплоть до расторжения служебного контракта и освобождения гражданского служащего от занимаемой должности (ст. 37Закона о государственной гражданской службе).

4. Виды деятельности.Индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью и могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме запрещенных законом.

Право заниматься лицензируемыми видами деятельности возникает с момента получения лицензии (п. 3 ст. 23,п. 3 ст. 49ГК РФ).

Однако некоторые виды деятельности осуществляют только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели (например, банковская деятельность, обязательный аудит, деятельность в качестве страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг).

Предусмотрены некоторые особенности легитимации и осуществления деятельности физического лица — индивидуального предпринимателя:

— для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требуется стартовый капитал (в отличие от коммерческих организаций, формирующих уставный (складочный) капитал);

— меньшее количество документов представляется в регистрирующий орган (нет учредительных документов);

— предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в книге учета доходов и расходов, зарегистрированной в налоговом органе;

— в отношении индивидуального предпринимателя применяется судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке <1>;

— на него не распространяются установленные Центральным банком для юридических лиц ограничения в расчетах наличными деньгами;

— для него облегчен (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения. Например, препятствием такого перехода для юридических лиц является наличие основных средств и нематериальных активов с остаточной стоимостью их по балансу более 100 млн. рублей (ст. 346.12НК РФ).

На индивидуальных предпринимателей это ограничение не распространяется, так как они не ведут бухгалтерского учета.

Указанные особенности скорее относятся к неким преимуществам в деятельности индивидуального предпринимателя по сравнению с юридическими лицами.

Но риск индивидуального предпринимателя в ряде случаев выше риска юридических лиц. Ведь его имущество не обособлено на балансе, как это имеет место в деятельности юридических лиц. Поэтому по требованиям кредиторов он отвечает всем своим имуществом, за исключением небольшого перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание (предусмотрен ст. 446ГПК РФ).

Требования кредиторов к гражданину, не связанные с ведением им предпринимательской деятельности, могут быть предъявлены и после завершения процедур банкротства (ст. 25ГК РФ). Юридическое лицо после завершения процедуры конкурсного производства исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя с момента принятия решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) утрачивает юридическую силу (п. 1 ст. 25ГК РФ). Но в отличие от юридического лица, которое в результате банкротства как субъект права прекращает существование, физическое лицо живет и работает, а по истечении года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) вправе вновь зарегистрироваться в качестве предпринимателя (ст. 216Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства.В соответствии сп. 2 ст. 23ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Статус других членов фермерского хозяйства (кроме его главы)ст. 23ГК РФ не определен. Фермерское хозяйство вроде бы регистрируется как единый хозяйствующий субъект, но не приобретает прав юридического лица, не признаются предпринимателями и члены крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме его главы.

Федеральный законот 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <1> (далее — Закон о фермерском хозяйстве) рассматривает фермерское хозяйство по сути в качестве организации, не являющейся юридическим лицом. Эта организация:

— создается гражданами, связанными родством (или свойством). В его состав могут входить и граждане, не состоящие с главой хозяйства в родстве. Однако их максимальное количество не должно превышать пяти человек. Фермерское хозяйство может быть создано и одним лицом. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (ст. 3Закона о фермерском хозяйстве);

— фермерское хозяйство основано на членстве;

— организационные и имущественные вопросы, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, решаются в соглашении о создании хозяйства (о членах этого хозяйства, порядке принятия в члены и выхода из фермерского хозяйства, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, о признании главой фермерского хозяйства одного из членов хозяйства и порядке управления хозяйством, о порядке распределения доходов, продукции, плодов, полученных от его деятельности);

— глава фермерского хозяйства организует его деятельность, без доверенности действует от имени хозяйства, организует ведение учета и отчетности, осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение (ст. 17Закона о фермерском хозяйстве);

— фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность, и к этой деятельности применяются правила гражданского законодательства о деятельности коммерческих организаций — юридических лиц, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа обязательства;

— оно может в соответствии с законодательством РФ признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем (п. 4 ст. 1Закона о фермерском хозяйстве);

— во взаимоотношениях с государством, органами государственной и муниципальной власти фермерское хозяйство рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица. Вмешательство этих органов власти, их должностных лиц в его хозяйственную деятельность не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Отдельная статья Закона о фермерском хозяйстве (ст. 5)посвящена регистрации фермерского хозяйства — оно считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

Однако Законо регистрации говорит только о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он исключает возможность регистрации фермерского хозяйства как организации, не являющейся юридическим лицом.

Фактически, хотя в подзаконных актах упоминается о регистрации фермерского хозяйства, специального реестра регистрации фермерских хозяйств не существует. В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей производится запись только о главе фермерского хозяйства <1>.

Члены фермерского хозяйства не являются наемными работниками, они реализуют функции предпринимателей, за исключением представительских функций, возложенных на главу фермерского хозяйства.

Соотношение понятий: индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства

Согласно Федеральному закону от 23 мая 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином, без регистрации юридического лица. Этим гражданином является глава фермерского хозяйства. Он наделен полномочиями представителя и участвует в предпринимательских отношениях не от своего имени и не в собственных интересах, как индивидуальный предпринимателя, а только от имени и в интересах хозяйства. Это определяет особенности его предпринимательской правоспособности как гражданина-предпринимателя.

Таким образом, образуются два субъекта, действующих без образования юридического лица, — фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан имеет фирменное наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава хозяйства действует от имени хозяйства, ведет предпринимательскую деятельность самостоятельно.

Такая двойственность крестьянского хозяйства дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

После признания главы фермерского хозяйства он приобретает предпринимательскую правоспособность и получает юридическую возможность действовать от имени соответствующего хозяйства. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.

Однако между главой крестьянского (фермерского хозяйства) и индивидуальным предпринимателем существует ряд различий.

1. Индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность, выступая от своего имени. В отличие от индивидуального предпринимателя глава фермерского хозяйства выступает в коммерческих отношениях не от своего имени, а от имени фермерского хозяйства статья 17 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.

2. Индивидуальный предприниматель действует самостоятельно, в собственных интересах, а глава фермерского хозяйства — в интересах представляемого им хозяйства (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

3. Индивидуальный предприниматель сам определяет виды своей деятельности, приобретает соответствующие права и несет обязанности. А глава хозяйства осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены соглашением между членами фермерского хозяйства (последний абзац статья 17 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Ершова И. В. Предпринимательское право: книга / И. В. Ершова. — М. : Юриспруденция, 2008. — 238 с.

Таким образом, глава фермерского хозяйства — это не самостоятельный индивидуальный предприниматель, а обладающий определенной свободой деятельности участник комплексного предпринимателя, которым является фермерское хозяйство.

В свою очередь, фермерское хозяйство, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к его деятельности, обладает не общей, а специальной правоспособностью, в статье 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» перечень видов деятельности такого хозяйства сформулирован как исчерпывающий. По этому хозяйство вправе осуществлять в качестве основных видов деятельности только, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции.

Глава фермерского хозяйства не вправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую от собственного имени, вне связи с интересами хозяйства и за пределами полномочий, определенных для него Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и соглашением между членами хозяйства. Он имеет право совершать только такие сделки от имени и в интересах фермерского хозяйства, которые необходимы для осуществления хозяйством допускаемых для него видов деятельности. Кроме того, глава фермерского хозяйства не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов (статья 16 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Глава фермерского хозяйства имеет юридическую обязанность действовать в интересах представляемого им хозяйства добросовестно и разумно. Данное правило основывается на общих для юридических лиц положениях Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (статья 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанные нормы Гражданского кодекса РФ, в том числе об обязанности возместить убытки, причиненные действиями представителя, применяются и к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» статьей 17 установил примерный перечень полномочий главы крестьянского хозяйства. Глава фермерского хозяйства:

1) организует деятельность фермерского хозяйства;

2) без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

3) выдает доверенности;

4) осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

5) организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

6) осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.

Данные полномочия главы фермерского хозяйства в основном совпадают с полномочиями исполнительного единоличного органа в коммерческой организации.2 Ершова И. В. Цит. Соч., с. 14. — с. 298. Однако главу хозяйства нельзя рассматривать в качестве исполнительного органа фермерского хозяйства: в этой части положения гражданского законодательства о коммерческих организациях к деятельности фермерского хозяйства не применяются. Поэтому к деятельности главы фермерского хозяйства не могут быть применены правила об органах управления коммерческих организаций, так как эти правила регулируют не предпринимательские, а внутрикорпоративные отношения организаций.

Глава фермерского хозяйства самостоятельно организует деятельность хозяйства. Факт единогласного признания одного из членов хозяйства его главой (пункт 1 статьи 16 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве)» предполагает также признание членами хозяйства соответствующих властных полномочий главы хозяйства, без которых организация деятельности хозяйства была бы невозможной. Таким образом, члены хозяйства в договорном порядке как бы поручают главе хозяйства руководящие функции (статья 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») в интересах всего фермерского хозяйства. При этом составляется соответствующее соглашение.

Соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать следующие сведения:

1. О членах фермерского хозяйства.

2. О признании главой фермерского хозяйства одного из членов хозяйства.

3. О правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства.

4. О порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом.

5. О порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства.

6. О порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

При создании фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Если речь идет о наемных работников, как являющихся, так и не являющихся членами фермерского хозяйства, глава хозяйства обладает рядом функций связанных управлением и контролем в качестве работодателя. В таких случаях указанные полномочия предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации и другими актами трудового законодательства. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.

С учетом того, что представительство, осуществляемое главой фермерского хозяйства, носит систематический характер и осуществляется им самостоятельно, представляется, что к его деятельности должны применяться специальные правила о коммерческом представительстве, предусмотренные статьей 184 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 данной статьи, коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности. В рассматриваемом случае в качестве договора, определяющего полномочия представителя, вполне можно использовать соглашение о создании хозяйства, подробно регламентировав в нем полномочия главы в качестве коммерческого представителя.

Как коммерческий представитель глава фермерского хозяйства имеет право требовать уплаты предусмотренного соглашением вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек. Однако в соглашении о создании фермерского хозяйства допустимо предусмотреть и безвозмездный характер коммерческого представительства (пункт 2 статьи 184 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Глава фермерского хозяйства вправе выдавать доверенности на осуществление своих полномочий. Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (представляемым, доверителем) другому (представителю) для представительства перед третьими лицами, в котором установлены полномочия представителя для совершения сделок и иных правомерных действий от имени представляемого. Выдача доверенности является односторонней сделкой. Поэтому выдача главой фермерского хозяйства доверенностей, как и совершение, им иных сделок, сущ. от имени фермерского хозяйства, а не от имени его главы.

При выдаче доверенности от имени фермерского хозяйства в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» могут применяться правила выдачи доверенностей от имени юридического лица (пункт 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку они не противоречат существу соответствующих отношений. Поэтому доверенность от имени крестьянского хозяйства должна выдаваться за подписью главы хозяйства с приложением печати фермерского хозяйства. Ершова И. В. Цит. Соч., с. 14. — с. 352.

Глава фермерского хозяйства самостоятельно организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет распространяется на все организации, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.

Согласно Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство, является не организацией, а объединением граждан, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому следует полагать, что фермерские хозяйства, должны вести бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном для граждан занимающихся предпринимательской деятельностью в качестве ИП.

Глава фермерского хозяйства так же осуществляет иные полномочия, определяемые соглашением между членами хозяйства. Поскольку он обладает специальной правоспособностью, его права и обязанности определяются Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также соглашением о создании хозяйства. Осуществлять иные полномочия глава фермерского хозяйства не вправе. Поэтому если члены фермерского хозяйства стремятся расширить полномочия главы хозяйства, то это необходимо сделать в соглашении о создании хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В рамках данной работы мне бы хотелось обратить внимание на проблему реализации гражданско-правовой ответственности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Индивидуальные предприниматели, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 24, ст. 56 Гражданского кодекса РФ). Ст. 24 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что за нарушения договорных обязательств, кредитной, расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных нарушений осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность. Глава крестьянского хозяйства является предпринимателем, он может заниматься предпринимательской деятельностью и нести полную имущественную ответственность. Наделение главы крестьянского (фермерского) хозяйства статусом индивидуального предпринимателя решает вопросы ответственности. Однако законодательством предусматривается особый правовой режим имущества крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии со ст. 15 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности, если единогласным решением членов крестьянского хозяйства не будет установлена общая совместная собственность на это имущество.

Статья 257 ГК РФ либо по недоразумению, либо с умыслом, допущенным законодателем, предусматривает прямо противоположное правило: имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не будет установлено иное.

Как видно, Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ГК РФ едины только в одном, что имущество крестьянских (фермерских) хозяйств является общей собственностью его членов. Однако в законодательстве отсутствует единая позиция, к какой разновидности общей собственности относится имущество крестьянских (фермерских) хозяйств.

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

⇐ Предыдущая12345

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и, следовательно, приобретения статуса индивидуального предпринимателя

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя необходимы, прежде всего, общие предпосылки участия гражданина в имущественном обороте, а именно гражданская правоспособность и гражданская дееспособность. С правоспособностью в данном случае, казалось бы, все ясно: ею обладают в равной мере все граждане с момента своего рождения (п. 2 ст. 17 ГК РФ). Однако для приобретения статуса предпринимателя этого недостаточно. Необходимо также наличие специальных условий, при которых у гражданина может возникнуть предпринимательская правоспособность. Без этих условий регистрация предпринимателя недопустима, а если она в нарушение закона и состоялась, то является недействительной. Каковы эти специальные условия?

Во-первых, гражданская правоспособность лица не должна быть ограничена в части возможности заниматься предпринимательской деятельностью (т. е. в части предпринимательской правоспособности). Например, Уголовный кодекс РФ в качестве одного из видов наказаний предусматривает лишение гражданина права заниматься определенной деятельностью (п. «б» ст. 44, ст. 47). Поэтому гражданин, совершивший преступление, за которое предусмотрено указанное наказание, может быть по приговору суда лишен права заниматься в том числе и предпринимательской деятельностью. Другой пример ограничения правоспособности в сфере предпринимательства — законодательный запрет на занятие предпринимательской деятельностью в связи с особым характером выполняемых гражданином должностных функций. Так, во избежание злоупотреблений должностным положением запрещается заниматься предпринимательской деятельностью судьям, государственным и муниципальным служащим .

Во-вторых, гражданин должен достичь определенного возраста, необходимого для возникновения у него предпринимательской правоспособности. Между тем закон не содержит никаких указаний о том, с какого возраста возможна регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. При решении этого вопроса нужно исходить из следующего.

Осуществление предпринимательской деятельности предполагает участие субъекта в гражданском обороте, в гражданских правоотношениях. Иными словами, оно невозможно вне процесса приобретения субъективных гражданских прав и обязанностей. При этом одним из признаков предпринимательской деятельности является ее самостоятельность. Следовательно, заниматься такой деятельностью гражданин может лишь при условии, что он способен самостоятельно, своими собственными действиями приобретать и осуществлять субъективные гражданские права, принимать на себя гражданские обязанности и исполнять их. Иными словами, для занятия предпринимательской деятельностью гражданин должен быть дееспособным. Участие в гражданском обороте через законных представителей (родителей, опекунов) несовместимо с самой сущностью предпринимательства. Таким образом, предпринимательская правоспособность гражданина зависит от наличия у него необходимого для ведения предпринимательской деятельности объема дееспособности.

В связи с этим понятно, что статусом предпринимателя не могут обладать недееспособные лица (т. е. малолетние и граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими и признаны в судебном порядке недееспособными), а также лица, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Ведь предпринимательская деятельность является самостоятельной и осуществляется предпринимателем на свой риск, в то время как участие недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в имущественном обороте не соответствует названным признакам. Недееспособные, по общему правилу, не могут сами совершать сделок и не несут имущественной ответственности за свои действия. Трудно себе представить предпринимательскую деятельность и гражданина, ограниченного в дееспособности, поскольку на совершение каждой сделки такой гражданин должен был бы получать согласие своего попечителя.

Участие в имущественных правоотношениях несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, если они не вступили в брак или не эмансипированы, также не вполне самостоятельно. На совершение ими многих сделок требуется письменное согласие их родителей (усыновителей или попечителей); последние несут и ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, если у них отсутствуют собственное имущество, заработок или иной доход, достаточные для возмещения вреда. Однако закон, говоря об эмансипации несовершеннолетних, в качестве одного из ее условий называет осуществление несовершеннолетним, достигшим 16 лет, с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 27 ГК РФ). То есть предполагается, что еще до эмансипации несовершеннолетний занимался предпринимательством с согласия своих родителей (усыновителей или попечителя). Таким образом, из норм ГК РФ об эмансипации следует, что несовершеннолетние вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по крайней мере с 16 лет. Но закон не содержит запрета на занятие такой деятельностью и с более раннего возраста. Следовательно, несовершеннолетний вправе приобрести статус индивидуального предпринимателя с 14 летнего возраста (эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. На практике должностные лица местных администраций зачастую требуют от несовершеннолетних, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, предъявления свидетельства о браке или акта эмансипации, полагая, что предпринимателем может быть лишь лицо, обладающее полной дееспособностью. Такая практика по изложенным выше основаниям противоречит закону, а именно п. 1 ст. 27 ГК РФ. Незаконный отказ в регистрации в подобных случаях может быть обжалован в суд.), с достижением которого он становится частично дееспособным (т. е. может сам, хотя и с согласия родителей, совершать сделки, сам несет имущественную ответственность за причиненный им вред). При этом согласие родителей (усыновителей или попечителя) на занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью должно рассматриваться как общее разрешение на совершение всех связанных с такой деятельностью сделок, устраняющее необходимость получать его всякий раз на каждую сделку в отдельности.

В случае, если несовершеннолетний вступил в брак или был эмансипирован, он становится полностью дееспособным, а значит, может заниматься предпринимательской деятельностью уже без согласия родителей (усыновителей, попечителя).

Итак, для регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и приобретения им предпринимательской правоспособности необходимо, чтобы он:

1) достиг 14-летнего возраста. Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет требуется также согласие его родителей (усыновителей или попечителя), если, конечно, такой несовершеннолетний не вступил в брак или не был эмансипирован в установленном законом порядке;

2) не был ограничен в своей правоспособности в части возможности заниматься предпринимательской деятельностью (т. е. в отношении этого лица не должно быть законодательного или судебного запрета на занятие предпринимательством);

3) не был признан судом недееспособным и не был ограничен в дееспособности.

При наличии указанных условий регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию гражданина в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *