Приостановление и аннулирование лицензии

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии прекращается в следующих случаях:

1. Представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2. Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3. Прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4. Наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении

заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности (ЮЛ)

заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности (ИП)

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии приостанавливается, возобновляется, аннулируется лицензирующим органом в следующих случаях:

1. Привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае вынесения решения суда о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания.

Действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

2. Назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае вынесения решения суда о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.

Действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда.

Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Аннулирование лицензии

В случае, если в установленный судом срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Отмена лицензирования отдельных видов охранной деятельности.

С 1 октября 2019 года вступили в силу изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 года № 326 «О совершенствовании лицензирования». Указ направлен на устранение избыточного регулирования в сфере лицензирования и упрощение требований, предъявляемых к лицензиатам. Так, с 1 октября 2019 года отменено лицензирование отдельных видов деятельности, среди которых охрана юридическим лицом своих работников, объектов (имущества). Лицензирование такой составляющей работы (услуги) охранной деятельности как проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны сохраняется.

Однако отмена лицензирования не дает полной свободы действий без каких-либо ограничений организациям, осуществляющим охранную деятельность. Организационные и правовые основы охранной деятельности, отношения в сфере ее осуществления остались неизменными и закреплены в Законе РБ от 8 ноября 2006 года № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», Указе Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 года № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» и ряда иных нормативных правовых актов, и отмена лицензирования не освобождает от необходимости их соблюдения. Оказание услуг в сфере охранной деятельности, охрана общественного порядка юридическими лицами, не уполномоченными на то законодательными актами, по-прежнему запрещены. Сохранились требования и ограничения при осуществлении охранной деятельности: отсутствие судимости у охранников и сторожей, медицинских ограничений, наличие у них жетонов и удостоверений, соблюдение прав и обязанностей, соблюдение формы одежды и др. Таким образом, с отменой лицензирования, еще больше ответственности за соблюдение установленных требований и ограничений перешло на руководителей организаций имеющих ведомственную охрану. Но, к сожалению не все руководители с должным вниманием относятся к вопросам ее организации и функционирования. Практика показывает, что иногда сторожа могут позволить себе спать на посту, прийти на дежурство в нетрезвом виде или вовсе отсутствовать на рабочем месте. Департамент охраны готов оказать помощь в вопросах контроля за добросовестностью исполнения своих обязанностей сторожевым составом – возможно заключение договоров на физический или технический мониторинг осуществления охраны объектов ведомственной охраной. Кроме того, предлагаемый Департаментом охраны спектр услуг позволяет профессионально и надежно обеспечить охрану объектов (имущества), физических лиц, грузов. В учреждении образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Департамента охраны Министерства внутренних дел на постоянной основе проводятся обучающие курсы для работников организаций, осуществляющих охрану принадлежащих им объектов (имущества), проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны. Информация об образовательных программах, сроках и стоимости обучения, контактных телефонах размещены на официальном сайте центра Департамента (www.centr.ohrana.gov.by) в разделе «Курсы».

Все новости

4. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.

Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

3. Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной или электронной форме лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ Ю.А. ВЕРЕМЕЙКО, ведущий юрисконсульт отдела исковой работы и систематизации законодательств юридического управления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь РЕЦЕНЗЕНТ Т.Н. САПЕГА, начальник отдела исковой работы и систематизации законодательства юридического управления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Непредвиденное прекращение лицензируемого вида деятельности влечет для предприятия непредвиденные убытки, а в некоторых случаях прекращение действия лицензии может повлечь еще и применение экономических санкций за осуществление безлицензионной деятельности. С середины прошлого года основным документом, регулирующим лицензирование отдельных видов деятельности, является Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Положение), утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17. Положением регулируются как вопросы выдачи специальных разрешений (лицензий), так и прекращения их действия. Причем последний вопрос для субъекта предпринимательской деятельности иногда имеет гораздо большее значение, чем сам факт выдачи специального разрешения (лицензии). В соответствии с п. 31 Положения действие лицензии прекращается: 1) по истечении срока, на который она выдана; 2) по решению лицензирующего органа: — об аннулировании лицензии в соответствии с Положением; — в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата; — при реорганизации юридического лица; — в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) по решению суда: — об аннулировании лицензии; — в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Прекращение действия лицензии влечет утрату права на осуществление лицензируемого вида деятельности. В случае, если субъект продолжит осуществлять деятельность, для осуществления которой требуется получение лицензии после прекращения ее действия, в том числе и в результате ее аннулирования, к нему будет применена ответственность в соответствии с законодательством. Прекращение действия лицензии по истечении срока, на который она выдана, а также в случае ликвидации (прекращения деятельности для индивидуального предпринимателя) лицензиата особых вопросов не вызывает. Подпункт 31.2 п. 31 Положения предусматривает, что действие лицензии прекращается по решению лицензирующего органа о ее аннулировании. При этом установлено, что аннулирование производится в соответствии с Положением, иными словами, предполагается, что исчерпывающие основания для аннулирования лицензии предусмотрены Положением. Так, п. 30 Положения предусмотрено, что в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании. Кроме того, п. 34 Положения устанавливает, что лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа не только в случае, предусмотренном в п. 30 Положения, но также если: лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии; лицензиатом в установленный срок не представлены документы для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию; лицензия выдана на основании недостоверных сведений, представленных соискателем лицензии; лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче. Приостановление действия лицензии осуществляется в случаях, предусмотренных п. 26 Положения. Так, если лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, в течение календарного года выявлено нарушение лицензиатом либо его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения. Этот срок не может превышать 6 месяцев. При неустранении указанных в предписании нарушений лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до 1 месяца. В случае, если нарушения не будут устранены и после этого, лицензия может быть аннулирована. В случае, если лицензиатом в установленный срок не представлены документы для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, в соответствии с п. 34 Положения лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа, и согласно п. 31 Положения ее действие прекратится. При этом нельзя не обратить внимание на п. 17 Положения, согласно которому в случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном Положением. Предусмотрен и перечень документов для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию: заявление с приложением копий документов, подтверждающих необходимость внесения изменений и (или) дополнений; документ об уплате лицензионного сбора за внесение изменений и (или) дополнений, за исключением случаев внесения изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства. Принимая во внимание п. 31 и 34 Положения, можно предположить, что при непредставлении лицензиатом соответствующего заявления для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию в месячный срок со дня наступления соответствующего события, лицензия остается действительной до принятия лицензирующим органом соответствующего решения о ее аннулировании. Пунктом 20 Положения установлено, что при нарушении лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию в соответствии с п. 17 и 19 Положения действие лицензии прекращается. Можно предположить, что данное основание прекращения действия лицензии является самостоятельным, так как не входит в перечень, предусмотренный п. 31 Положения. В связи с этим можно вести речь о том, что необращение в лицензирующий орган для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию в установленный Положением срок влечет ее автоматическое прекращение и, как следствие, деятельность, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, будет считаться незаконной (безлицензионной). Схожая ситуация имеет место и при прекращении действия лицензии вследствие реорганизации юридического лица. Подпункт 31.2 п. 31 Положения предусматривает, что в этом случае действие лицензии прекращается по решению лицензирующего органа. В то же время по общему принципу право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, принадлежит только этому лицу и не может быть передано другим лицам. Так, п. 19 Положения установлено, что в случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязано подать в орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Нарушение лицензиатом данного срока, как и в предыдущем случае, в соответствии с п. 20 Положения влечет прекращение действия лицензии. Особо пристальное внимание необходимо обращать соискателю лицензии на подготовку документов, представляемых для выдачи лицензии. Ведь лицензия, выданная на основании недостоверных сведений, представленных соискателем лицензии, может быть аннулирована. Принимая во внимание то, что в соответствии с п. 35 Положения лицензия считается аннулированной со дня принятия решения о ее аннулировании, за исключением решения об аннулировании лицензии, принятого в случаях, предусмотренных в абзацах четвертом и пятом части первой и в части второй п. 34 Положения, в соответствии с которым лицензия считается аннулированной со дня начала срока ее действия, необходимо иметь в виду одно существенное обстоятельство. Так, при аннулировании лицензии в результате ее выдачи на основании недостоверных сведений, представленных соискателем лицензии, лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче либо по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия, аннулирование лицензии происходит со дня начала срока ее действия. В такой ситуации деятельность субъекта хозяйствования за весь период с момента выдачи лицензии может быть признана безлицензионной. Штрафные санкции в этом случае могут составить довольно крупные суммы, в связи с этим соискателям лицензии при подготовке пакета документов для ее получения, а также в ходе ее получения необходимо быть очень внимательными, дабы исключить все основания для ее аннулирования. Довольно интересна ситуация с аннулированием лицензии в случае, если лицензиат не обращался за ее получением в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче. Выдача лицензии заключается в принятии лицензирующим органом соответствующего решения и получении заполненного бланка лицензии. В связи с этим довольно часто возникает вопрос, с какого момента у соискателя лицензии появляется право на осуществление соответствующего вида деятельности — с момента вынесения лицензирующим органом решения или с момента получения оформленного в установленном порядке бланка лицензии. Принимая во внимание то, что ограничение прав на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности путем использования института лицензирования производится в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды, можно вести речь о том, что лицо, в отношении которого лицензирующий орган принял решение о выдаче лицензии, выполнило определенные законодательством требования и может начать осуществление деятельности. Согласно п. 6 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» доходы, полученные плательщиком от занятия запрещенными видами деятельности, а также от деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и штраф в размере полученного дохода от этой деятельности подлежат внесению в бюджет. На наш взгляд, даже в том случае, если факт вынесения решения лицензирующим органом о выдаче лицензии и факт получения лицензии рассматривать как самостоятельные, в случае, если решение о выдаче лицензии принято, но сама она не получена, ответственность за безлицензионную деятельность применена быть не может. В связи с этим теоретически юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе осуществлять деятельность уже с момента принятия решения лицензирующего органа о выдаче лицензии, т.е. не получая ее фактически. Так, в соответствии с п. 25 Положения срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. При этом в соответствии с п. 21 Положения соискатель лицензии вправе в установленном порядке осуществлять вид деятельности со дня получения лицензии в течение указанного в ней срока, однако, на наш взгляд, вести речь о безлицензионной деятельности в данном случае не совсем корректно, поскольку решение о выдаче лицензии было принято компетентным органом и срок ее действия начался. Но при этом следует обратить внимание на п. 34 Положения, согласно которому лицензия может быть аннулирована в случае, если лицензиат не обращался за ее получением в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче. Принимая во внимание то, что лицензия в этом случае считается аннулированной со дня начала срока ее действия, Положение все же не позволяет осуществлять лицензируемый вид деятельности без получения оформленного лицензирующим органом бланка лицензии, так как в этом случае субъект предпринимательской деятельности рискует быть привлеченным к ответственности. Стоит отметить, что аннулировать лицензию по этому основанию лицензирующий орган вправе только до момента ее получения. В случае, если субъект получит ее, даже после истечения 6 месяцев, лицензирующий орган будет не вправе аннулировать ее. Отдельно п. 34 Положения предусматривает возможность аннулирования лицензии по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия. В данном случае вопрос аннулирования лицензии связан с действиями самого лицензирующего органа (его должностных лиц), в связи с чем право принятия решения об аннулировании лицензии предоставлено суду. Представляется, что в данном случае речь идет о суде общей компетенции (не хозяйственный суд), так как данный вопрос, по сути, не имеет отношения к осуществлению деятельности. Кроме того, можно отметить, что в этом случае лицензия также считается аннулированной со дня начала срока ее действия, в связи с чем, на наш взгляд, в этой ситуации при принятии судом решения об аннулировании лицензии, незаконность ее выдачи (внесения в нее изменений и (или) дополнений, продления срока ее действия) должна заключаться не только в каких-либо нарушениях со стороны должностных лиц лицензирующего органа, но и самого соискателя лицензии. В противном случае, если соискатель лицензии не допустил нарушений и представил все необходимые документы, а незаконность принятия решения о выдаче лицензии связана только с действиями лицензирующего органа, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), чья лицензия будет аннулирована, понесет ответственность за осуществление безлицензионной деятельности при отсутствии с их стороны вины. При этом, конечно, можно вести речь о том, что законодательство Республики Беларусь позволяет применять экономическую ответственность, не устанавливая вины. В случае, если практика применения санкций будет идти по такому пути, лицо, к которому будет применена ответственность, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных незаконным принятием решения лицензирующего органа о выдаче лицензии, которое повлекло применение к нему санкций. В случае, если суд принимает решение об аннулировании лицензии, по этому основанию ее действие в соответствии с п. 31 Положения прекращается. Кроме того, по решению суда действие лицензии может быть прекращено в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Положение не предусматривает перечет лиц, которые вправе в таких случаях обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представляется, что этими лицами в первую очередь могут являться непосредственно те, чьим интересам причинен ущерб незаконными действиями лицензиата. Лицензирующий или другой государственный орган, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, могут в данном случае воспользоваться основанием для аннулирования лицензии, предусмотренным п. 30 Положения. Представляется, что те нарушения, которые повлекли за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, не могут не быть грубыми, но все же, если вдруг такая ситуация и возникнет в практике, лицензирующий или иной компетентный орган вправе будут обратиться в суд для прекращения лицензии в соответствии с подп. 31.3 п. 31 Положения. Пункт 32 Положения устанавливает, что лицензирующий орган в 3- дневный срок со дня принятия решения о прекращении действия лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований прекращения действия лицензии. В свою очередь лицензиат согласно п. 33 Положения в случае прекращения действия лицензии обязан в 5- дневный срок возвратить лицензию (ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган. Часть вторая п. 35 Положения предусматривает, что лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию (ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что принятие решения лицензирующим органом о прекращении действия лицензии (ее аннулировании) может быть осуществлено и в отсутствии самого лицензиата. Уведомление, однако, является обязательным, так как в противном случае субъекту предпринимательской деятельности не будет известно об отсутствии у него права на осуществление лицензируемого вида деятельности. В случае, если к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в такой ситуации будут применены меры экономической ответственности и это будет признано правомерным, они в свою очередь вправе потребовать возмещения убытков, причиненных незаконными действиями лицензирующего органа. 03.05.2004 г. Право Беларуси, 2004 г., № 16, с.66

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *