Приостановления по счетам

В каких случаях могут заблокировать расчетный счет

Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:

  1. Организация или ИП не заплатили налоги, штрафы, пени, проценты согласно требованию об уплате (пп. 1, 8 ст. 69, п. 2 ст. 76 НК РФ).
  2. В течение 10 рабочих дней со дня окончания срока организация не представила налоговую декларацию (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Налогоплательщик не передал налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронном виде. Срок блокировки по истечении 10 дней со дня истечения срока передачи таких документов — 6 дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
  4. В качестве обеспечения исполнения решения налогового органа по итогам камеральной или выездной проверок (п. 1 ст. 76, п. 10.2 ст. 101 НК РФ). Арест вводится только после вынесения решения о привлечении организации к ответственности (п. 10 ст. 101 НК РФ).
  5. Если налоговый агент опоздал больше чем на 10 дней со сдачей нового расчета по НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Иных оснований для блокировки счетов Налоговым кодексом не предусмотрено. То есть, если не представлена в срок бухгалтерская отчетность или расчет авансового платежа по налогу ИФНС блокировать счета не имеет права (Письма Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324).

Правила, установленные ст. 76 НК РФ, касаются не только налогоплательщиков-организаций, а распространяются еще и на:

  • налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;
  • индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов.

Обратите внимание, когда компания, чьи банковские счета заблокировали налоговики, прекратила свое существование в связи с реорганизацией, блокировочное решение переходит на счета ее правопреемника (Письмо ФНС от 02.09.2016 № ЕД-4-8/16327).

Выплата зарплаты с заблокированного счета

Так как выплата зарплаты и уплата налогов и взносов относятся к третьей очереди, банк выполнит то поручение, которое поступит к нему раньше (Письма Минфина России от 15.12.2014 № 03-02-08/64580, от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070). Правда, некоторые суды считают, что очередность списания денег со счета не учитывается при наличии решения инспекторов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (например, Постановление ФАС Центрального округа от 21.09.2009 № Ф10-3848/09). Ранее Минфин был против выплаты зарплаты с заблокированного счета (Письмо Минфина России от 07.07.2011 № 03-02-07/1-229).

В ряде случаев проблем с перечислением заработной платы с заблокированного счета не возникнет вовсе. Перечислим их:

  • зарплата выплачивается из незаблокированного остатка на счете;
  • операция совершается по исполнительному документу (долги по зарплате взысканы по суду);
  • расчеты с работниками при ликвидации организации (Письмо Минфина России от 08.04.2011 № 03-02-07/1-112).

Еще одна категория платежей, которые в сознании неразрывно связаны с заработной платой — суммы социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком). Несмотря на то, что социальные пособия выплачивают из средств ФСС РФ, эти суммы никаким приоритетом в случае приостановления операций не пользуются. Таким образом, выплата пособий при блокировке также может быть приостановлена до ее отмены (Письмо Минфина России от 11.09.2012 № 03-02-07/1-221).

Другие платежи

Обратите внимание, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, не распространяется на ряд платежей. Проще говоря, даже если счет заблокирован с него можно списать:

  • денежные средства в счет уплаты страховых взносов. Это прямо предусмотрено нормой п. 1 ст. 76 НК РФ и подтверждено позицией Минфина России, выраженной в Письме от 20.02.2012 03-02-07/1-41.
  • налоги по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина РФ от 01.08.2011 № 03-02-07/1-270);
  • платежи по текущим требованиям кредиторов, имеющим приоритет в очередности удовлетворения по отношению к требованиям об уплате налогов.

В последнем случае речь идет в частности о платежах первой, второй и третьей очереди, указанных в абз. 2 — 4 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве». К ним относятся:

  • требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника и др.

Приостановление операций по счетам. Ситуации из практики

Налоговая заблокировала счет ошибочно, ошибку подтвердили, но в течение 4-х дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.

Имеет ли право налоговая инспекция блокировать транзитный счет?

Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).
Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).

Что предпринять, чтобы «освободить» счета

Порядок действий организации для разблокировки счета зависит от того, по какой причине проверяющие решили заморозить операции компании.

Компания не представила декларацию

В этом случае компании нужно:

  • — если декларация не была представлена — представить ее в ИФНС;
  • — если декларация была представлена — представить в ИФНС документы, подтверждающие ее представление (например, опись вложения в ценное письмо, если декларация отправлена по почте).

Решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС должна принять не позднее, чем на следующий день после того, как вы это сделаете (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Компания не исполнила требование об уплате налогов, пеней, штрафов

Нужно внести оплату и представить в инспекцию исполненное поручение на оплату (выписку банка) (п. 2 ст. 76 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если заблокировано несколько счетов и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировке, тогда можно разблокировать некоторые из этих счетов, представив в ИФНС:

  1. заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке. В нем надо указать счета, которые вы просите разблокировать, и счета, на которых достаточно денег для исполнения требования;
  2. выписки банков, подтверждающие остаток на счетах.

Решение об отмене блокировки примут не позднее чем на второй рабочий день со дня получения этих документов (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Компания не отправила квитанцию о получении документов от налоговиков в установленный срок

Чтобы счет разблокировали, необходимо отправить в налоговую инспекцию указанную квитанцию. Тогда не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как вы это сделаете, ИФНС должна принять решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Либо исполнить требование, которое поступило от инспекции, — представить документы, пояснения, явиться в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548). На следующий рабочий день после осуществления этих действий контролеры примут решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Операции по счетам приостановлены в рамках обеспечения исполнения решения по итогам проверки

В этом случае нужно оплатить недоимку (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Либо нужно представить заявление в инспекцию с просьбой заменить эту меру обеспечения на банковскую гарантию или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Тогда счет разблокируют одновременно с принятием решения о замене обеспечительных мер (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Если заморожены несколько счетов компании, то она может поступить так, как было описано выше в подобной ситуации. Другим способом прекращения действия блокировки счета является отмена в установленном порядке собственно решения по проверке.

Незаконная блокировка счета

Если же счет заблокирован без вины организации (а такое тоже бывает), нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности:

  • платежные поручения, выписки со счета, подтверждающие факт уплаты налога;
  • декларации с отметкой о принятии налоговым органом либо квитанции и описи вложения с указанием даты отправки и штампом почтового отделения или с приложением квитанции, подтверждающей сдачу декларации по электронным каналам связи;
  • акт сверки с налоговым органом, подтверждающий факт отсутствия у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.

Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на:

  • банковскую гарантию (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • залог ценных бумаг (подп. 2 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • поручительство третьего лица (подп. 3 п. 11 ст. 101 НК РФ).

В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать полюбовно, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ). При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.

В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.

Это позволит компании распоряжаться счетом в обычном порядке, с тем, чтобы не допустить приостановление предпринимательской деятельности организации, убытков либо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств перед контрагентами.

Соглашение «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов» № 0001/7/ММВ-23-8/3@

СОГЛАШЕНИЕ

о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы

и Федеральной службы судебных приставов при исполнении

исполнительных документов

№ ______________________

I Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов (далее – Соглашение) определяет общие условия взаимодействия Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов (далее – территориальные органы ФНС России) и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов (далее – территориальные органы ФССП России) при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов (далее – исполнительные документы).

1.2. Правовыми основаниями для взаимодействия ФНС России
и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

1.3. ФССП России осуществляет межведомственную координацию взаимодействия ФССП России и ФНС России в части, касающейся исполнения исполнительных документов.

1.4. Задачами взаимодействия ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются:

1.4.1. Повышение эффективности исполнения постановлений, выдаваемых налоговыми органами, и иных исполнительных документов.

1.4.2. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

1.5. Взаимодействие ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, создания рабочих групп, взаимного обмена информацией, сверки имеющихся статических данных.

Порядок проведения и формы документов сверки, а также условия и порядок мониторинга эффективности исполнительных действий утверждаются совместными актами ФНС России и ФССП России.

1.6. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку при решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц ФНС России и ФССП России, их территориальных органов
и структурных подразделений в ходе исполнения исполнительных документов организовывают в пределах своей компетенции руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФНС России и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов ФНС России
и ФССП России.

Обмен информацией между ФНС России и ФССП России, их территориальными органами и структурными подразделениями осуществляется
в электронном виде по защищенным каналам связи без дублирования на бумажном носителе (за исключением судебных актов).

1.7. Обмен информацией в электронном виде между ФНС России
и ФССП России осуществляется в соответствии с Протоколами информационного обмена.

II Особенности взаимодействия территориальных органов

ФНС России и ФССП России, их структурных подразделений при исполнении исполнительных документов

2.1. Постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя направляется в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Кодекса. Иные исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные частями 1-3 статьи 21 Закона об исполнительном производстве. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Закона об исполнительном производстве, с приложением документов в электронном виде, содержащих:

— расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов (далее — налогоплательщик) с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации территориальный орган ФНС России обязан в течение 3 дней со дня внесения изменений направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России уточненную расшифровку;

— перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках
и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 Кодекса. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня получения таких сведений дополнительно направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России соответствующую информацию;

— сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса;

— иные имеющиеся у налогового органа сведения:

1) об имуществе налогоплательщика (в т.ч. дебиторской задолженности)
и (или) об имущественных комплексах, с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива;

2) о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

3) фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;

4) о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;

5) иные дополнительные сведения.

В случае произведенного территориальным органом ФНС России ареста имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 77 Кодекса одновременно с предъявлением постановления, вынесенного в порядке, установленном статьей 47 Кодекса, в структурное подразделение территориального органа ФССП России налоговым органом направляется протокол ареста имущества должника
с приложением (при наличии) актов описи.

2.2. Если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности
по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности.

Денежные средства, перечисленные должником после возбуждения исполнительного производства (за исключением иных текущих платежей), учитываются территориальными органами ФНС России и ФССП России в счет погашения задолженности по исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.

2.3. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурным подразделением территориального органа ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе или документах, которые являются приложением к постановлению налогового органа, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

При отсутствии в исполнительном документе, выданным судом, сведений
о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в территориальный орган ФНС России, предъявивший исполнительный документ на принудительное исполнение.

2.4. В соответствии с пунктом 4.1 статьи 46 Кодекса действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках

При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика, налоговый орган информирует об этом соответствующий банк и уведомляет налогоплательщика с предложением о перечислении сумм налогов (сборов), а также пени, штрафов и процентов, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, на депозитный счет службы судебных приставов (в случае поступления денежных средств на счета должника и направления им в банк соответствующего платежного поручения).

2.5. В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника и (или) имущества должника (физического лица или организации) судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника и (или) имущества должника (физического лица или организации).

При обнаружении должника (его имущества) расходы по розыску взыскиваются с должника с последующим возмещением расходов федеральному бюджету, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом.

2.6. В случае предоставления должнику права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, а также в иных случаях изменения срока уплаты (отсрочка, рассрочка) налога (сбора), а также пени на всю сумму задолженности, подлежащей взысканию, исполнительный документ подлежит отзыву.

В случае изменения срока уплаты части суммы задолженности, подлежащей взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю уведомление об уточнении взыскиваемой суммы.

2.7. При вынесении территориальным органом ФНС России постановления
о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 КоАП РФ территориальный орган ФНС России направляет его судебному приставу-исполнителю, у которого
на исполнении находится исполнительный документ.

2.8. О наложении ареста на имущество должника по исполнительным производствам, возбужденным на основании постановлений налоговых органов, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта о наложении ареста на указанное имущество,
а при изъятии имущества – незамедлительно информирует территориальный орган ФНС России, направляя в электронном виде сведения о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателей.

Судебный пристав-исполнитель информирует территориальный орган
ФНС России о возбуждении исполнительного производства в отношении должников-организаций, находящихся в процедурах банкротства,
по исполнительным документам о взыскании текущих платежей в пользу взыскателей:

юридических лиц – с указанием даты возбуждения исполнительного производства, наименования должника, ИНН (при наличии), суммы взыскания согласно приложению № 1;

физических лиц и индивидуальных предпринимателей – с указанием факта возбуждения исполнительного производства (без указания фамилии, имени, отчества), наименования должника (при наличии ИНН), суммы взыскания согласно приложению № 2.

2.9. В целях обеспечения исполнения исполнительных документов
по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель накладывает арест на имущество должника в соответствии со статьей 80 Закона об исполнительном производстве.

2.10. Протокол ареста имущества организации-должника, составленный налоговым органом в соответствии со статьей 77 Кодекса подлежит направлению одновременно с предъявлением на принудительное исполнение постановления
о взыскании, вынесенного в порядке статьи 47 Кодекса судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель на основании постановления налогового органа о взыскании налоговых платежей, к которому приложен протокол ареста имущества должника, произведенного налоговым органом в порядке статьи 77 Кодекса, и по которому возбуждено исполнительное производство, незамедлительно проводит действия по составлению акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), арестованного налоговым органом в порядке статьи 77 Кодекса.

2.11. Территориальный орган ФНС России после получения копии акта
о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), на которое ранее наложен арест в рамках статьи 77 Кодекса, в течение трех рабочих дней производит действия по снятию ареста с данного имущества.

2.12. При наложении ареста на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права
и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества, производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта о наложении ареста на указанное имущество,
а при изъятии имущества – незамедлительно направляет в электронной форме
в соответствующий территориальный орган ФНС России сведения
о наложении ареста на имущество должника, а также сведения о размере требований взыскателей.

При получении из территориального органа ФНС России определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления в отношении должника судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве.

2.13. Оценка арестованного имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, в случае, когда стоимость вещи по предварительной оценке не превышает тридцати тысяч рублей.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, для проведения оценки отдельных видов имущества назначение специалиста является обязательным.

2.14. При наличии сведений о праве должника на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) судебный пристав-исполнитель направляет в налоговые органы запрос по форме согласно приложению № 3 о предоставлении сведений о расчетных счетах, на которые налоговым органом будет произведено перечисление соответствующих сумм.

Сведения о наличии у должника права на возмещение из бюджета суммы НДС судебный пристав-исполнитель может получить из налоговой декларации
по НДС по форме КНД 1151001 (строка 050 – сумма налога, исчисленная
к возмещению из бюджета), представленной должником судебному приставу-исполнителю.

Налоговый орган не позднее 7 рабочих дней с даты получения запроса предоставляет судебному приставу-исполнителю сведения о расчетных счетах должника, на которые может быть произведено перечисление суммы НДС, подлежащей возврату на основании решений о возмещении полностью или частично суммы налога, заявленной к возмещению.

После получения вышеуказанных сведений судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста (об обращении взыскания) на денежные средства, находящиеся на указанных расчетных счетах должника.

2.15. При осуществлении судебным приставом-исполнителем в отношении должника мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества, а также иные меры), применение которых позволит в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в соответствующий территориальный орган ФНС России заявление о принятии решения об отложении подачи заявления
в арбитражный суд о признании должника банкротом (совместное письмо
ФССП России и ФНС России от 10.01.2013 № 12/01-88-АП/ММВ-20-8/6@
«О порядке отложения уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в случае обращения Федеральной службы судебных приставов»).

К заявлению судебного пристава-исполнителя в обязательном порядке прилагаются копия постановления о возбуждении исполнительного производства, копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста
на имущество должника либо акта о наложении ареста (описи имущества), копия постановления о принятии результатов оценки с указанием конкретного оценщика, копия постановления о передаче арестованного имущества на реализацию (при наличии).

При получении заявления судебного пристава-исполнителя соответствующая инспекция ФНС России готовит проект решения об отложении подачи
в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом на срок до двух месяцев, который не позднее следующего дня направляется в управление
ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

О принятом решении управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации или межрегиональная инспекция ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам уведомляет ФНС России и управление ФССП России по соответствующему субъекту Российской Федерации (путем направления копии вышеназванного решения) не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

2.16. Судебный пристав-исполнитель, при осуществлении исполнительных действий в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве по проверке бухгалтерских и иных документов организации, на исполнении
у которой находятся исполнительные документы, установив факт выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня, направляет
в соответствующий территориальный орган ФНС России информацию для проведения мероприятий налогового контроля.

Территориальный орган ФНС России, рассмотрев данную информацию, сообщает судебному приставу-исполнителю о результатах рассмотрения.

2.17. В случае выявления в ходе исполнительного производства
не зарегистрированного в установленном порядке недвижимого имущества, принадлежащего должнику, судебный пристав-исполнитель в соответствии с частью 2 статьи 66 Закона об исполнительном производстве обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности должника.

Судебный пристав-исполнитель информирует территориальный орган
ФНС России о данном факте.

2.18. Территориальные органы ФНС России и ФССП России проводят сверку отдельных показателей статистической отчетности не реже одного раза в полугодие. Результаты сверки направляются в ФНС России и ФССП России до 25 июля и до 25 января, следующего за отчетным периодом.

III Заключительные положения

3.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ФНС России
и ФССП России.

Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ФНС России и ФССП России.

3.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

3.3. Соглашение составлено в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ФНС России и ФССП России.

3.4. Со дня вступления в силу настоящего Соглашения признаются утратившими силу:

Соглашение ФНС России и ФССП России от 09.10.2008 № ММ-25-1/9/12/01-7 «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов»;

Дополнительное соглашение ФССП России и ФНС России от 29.04.2010
№ 12/01-4/ММВ-27-8/4 к Соглашению ФНС России и ФССП России от 09.10.2008 № ММ-25-1/9/12/01-7 «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы
и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов»;

Дополнительное соглашение ФССП России и ФНС России от 19.07.2011
№ 12/01-4/ММВ-27-8/17@ «Дополнительное соглашение к Соглашению о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов от 09.10.2008 № ММ-25-1/9/12/01-7».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *