Признаки алкогольного опьянения для акта

Однако если у инспекторов возникает подозрение, что водитель попытается сбежать до суда, либо если они не могут выяснить его личность, сотрудники полиции имеют право самостоятельно задержать водителя и доставить его в отделение полиции. В этом случае они составляют уже протокол задержания на срок до 48 часов — например, если суд начинает работу только после выходных. Впоследствии время задержания будет засчитано в общий срок.

Решение судьи об административном аресте подлежит немедленному исполнению. Однако гражданин имеет право сразу же написать жалобу, которая будет передана в вышестоящий суд в течение суток и в тот же срок рассмотрена этим судом.

Когда применяется задержание

Орест Мацала объясняет, что сотрудники ДПС могут задержать водителя на срок до 48 часов, чтобы в течение этого времени препроводить в суд: «Если выявляется административное нарушение, которое влечет административный арест, водителя могут задержать на срок до 48 часов. Таких составов в КоАП достаточно много».

Помимо невыполнения законного требования сотрудников полиции, КоАП содержит целый ряд статей, впрямую предписывающих административный арест. Это управление автомобилем лицом, ранее лишенным такого права, управление в пьяном виде или отказ от освидетельствования при отсутствии прав, а также оставление места ДТП.

Стоит иметь в виду, что срок задержания пьяного водителя, согласно ст. 27.5.4 КоАП, начнет исчисляться только с момента вытрезвления, то есть он рискует провести в спецприемнике лишние сутки.

Что будет, если не оплатил штрафы

Оказаться за решеткой можно даже за неуплату в срок минимального административного штрафа. Часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает как штраф в двукратном размере (но не менее одной тысячи рублей), так и административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов. Более того, решение об аресте может быть вынесено даже при отсутствии документа об оплате, но это касается спорных случаев, когда в базе данных штраф значится неоплаченным.

Юрист поясняет, что использовать эту норму закона полицейские могут в течение трех месяцев после окончания периода оплаты штрафа, который составляет 61 день.

«Шестьдесят дней даются на оплату штрафа, потом начинает отсчитываться трехмесячный срок привлечения к административной ответственности. После этого в дело уже вступают судебные приставы», — уточнил правозащитник.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по порядку документирования фактов появления в нетрезвом состоянии на рабочем месте

I. Общие положения

1.1. Анализ проведенных служебных проверок показывает, что руководители территориальных подразделений слабо владеют методикой документирования фактов появления государственных гражданских служащих на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в нетрезвом состоянии. Так, из 5 проведенных в 2007 году проверок по вышеуказанным фактам ни в одном из представленных первичных материалов не были полностью отражены признаки, позволяющие сделать вывод о наличии у сотрудника состояния алкогольного опьянения. Только в одном случае было проведено медицинское освидетельствование. Допущенные нарушения в оформлении не позволяют сделать определенный вывод о наличии опьянения у сотрудника, и, как следствие, привлечь его к дисциплинарной ответственности. Учитывая высокую общественную опасность данного нарушения, отсутствие адекватного реагирования на случаи появления на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в нетрезвом состоянии способствует существенному снижению уровня служебной дисциплины и подрыву авторитета органов государственной власти.

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок действий руководителей территориальных подразделений и сотрудников кадровой службы при выявлении фактов нахождения государственных гражданских служащих на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

1.3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановлением Правительства РФ от 26.12.2002 № 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов», приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

1.4. Целью настоящих методических рекомендаций является получение методических и практических навыков начальниками отделов — старшими судебными приставами РО (ГО, СО) СП в порядке документирования фактов появления сотрудников на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного опьянения и является учебно — методическим пособием по организации и проведению документирования.

1.5. Целью настоящих методических рекомендаций является обучение начальников отделов — старших судебных приставов РО (ГО, СО) СП :

  • порядку сбора первичного материала по фактам появления сотрудников на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
  • порядку организации и проведения медицинского освидетельствования сотрудников на состояние алкогольного опьянения;
  • особенностям медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами.

II. Порядок сбора первичного материала по фактам появления сотрудников на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения

2.1. Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» состояние опьянения работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. Одним из таких доказательств является акт о появлении работника в состоянии опьянения. В качестве дополнительных доказательств могут быть представлены докладные записки, иные документы, свидетельские показания.

2.2. Оформление акта о появлении работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения возлагается на непосредственного руководителя государственного гражданского служащего, а также на сотрудников кадровой службы либо подразделения по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности.

Форма акта произвольная, однако для того, чтобы акт мог рассматриваться как подтверждение нахождения работника в состоянии опьянения, в нем следует отразить:

— дату, время (желательно с точностью до минут) и место составления акта;

— фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт;

— фамилии и должности (профессии) работников, присутствующих при составлении акта;

— время обнаружения работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения;

— указание о присутствии при составлении акта работника, находящегося в состоянии опьянения;

— состояние работника, с указанием признаков, позволивших составителю акта сделать вывод об опьянении;

— указание на ознакомление с актом работника, находящегося в состоянии опьянения, его подпись, дата, либо указание на ознакомление с актом работника, находящегося в состоянии опьянения, и отказывающегося от подписи об ознакомлении с указанным актом;

— подписи составителя акта и присутствующих при его составлении работников.

Примерный образец акта о состоянии алкогольного опьянения приведен в приложении 4.

2.3. Необходимо подробно описывать признаки, позволяющие составителю акта сделать выводы о нахождении работника в состоянии опьянения. Основными признаками алкогольного опьянения, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», являются:

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Так как заключение по признаку, указанному в пункте 7, дается только специалистом — наркологом, в акте должно быть отражено наличие признаков, указанных в п.п. 1-6.

2.4. По общему правилу, с актом под расписку необходимо ознакомить работника, а также предложить ему представить свои объяснения. Как правило, при составлении акта о появлении на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения не рекомендуется брать объяснения у работника, однако, при согласии сотрудника, следует просить его изложить свои объяснения, а также представлять ему акт на подпись, т.к. стиль изложения объяснений, несвязанные формулировки, неконтролируемый почерк, невнятно изложенные мысли впоследствии могут рассматриваться в качестве факта, подтверждающего состояние алкогольного опьянения. Если ознакомление пьяного сотрудника с актом невозможно в силу того, что он не в состоянии что-либо понимать, в акте следует указать, что работник не понимал значения своих действий и обращенных к нему вопросов, в силу чего ознакомить его с актом в день составления не представлялось возможным. Если же работник отказывается от подписи, то этот факт также нужно отразить в акте, а составителю и присутствующим еще раз поставить свои подписи под такой записью. Факт отказа от дачи объяснений также необходимо оформлять отдельным актом (см. приложение 1).

Необходимо сразу же после составления акта отобрать объяснения от всех присутствовавших лиц. В объяснении необходимо отразить время и место составления акта, обстоятельства, послужившие причиной составления акта, подробное описание наличия у освидетельствуемого сотрудника вышеуказанных признаков алкогольного опьянения. При отражении поведения, не соответствующего обстановке, необходимо подробно описать, в чем именно оно заключается.

III. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования сотрудников на состояние алкогольного опьянения

3.1. Для наиболее полного документирования необходимо направить сотрудника в лечебное учреждение для медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Право направления на медицинское освидетельствование предоставляется руководителю Управления ФССП России по Оренбургской области — главному судебному приставу Оренбургской области — в отношении любого сотрудника Управления, а также начальникам РО (ГО, СО) СП — в отношении лиц, находящихся в их прямом подчинении. В исключительных случаях допускается направление на освидетельствование оперативным дежурным — начальником смены оперативного дежурства с уведомлением руководителя Управления или лица, его замещающего, в течении 24 часов с момента обнаружения.

Инициатором медицинского освидетельствования может выступать не только работодатель, а также и государственный гражданский служащий, не согласный с выводами и фактами, изложенными в акте о появлении на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения. В данном случае он может самостоятельно обратиться в учреждение здравоохранения за получением медицинского заключения, результаты которого опровергнут акт.

3.2. При направлении на освидетельствование необходимо в присутствии не менее 2-х лиц уведомить сотрудника о том, что он вправе отказаться от прохождения освидетельствования. Кроме того, направляемому на освидетельствование государственному гражданскому служащему должно быть разъяснено право прервать освидетельствование в любой момент. В случае, если государственный гражданский служащий откажется от прохождения освидетельствования, отказ должен быть оформлен отдельным актом, заверенным подписями присутствующих.

Направлять государственного гражданского служащего для освидетельствования наиболее целесообразно в наркологический диспансер при наличии его в населенном пункте (см. приложение 2). В случае, если наркологического диспансера в населенном пункте нет, освидетельствование необходимо проводить в центральной районной больнице.

3.3. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, а в случае проведения освидетельствования по инициативе гражданского служащего — письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования. По официальному письменному запросу заинтересованных органов или учреждений протокол освидетельствования может быть выдан (выслан) соответствующим медицинским учреждением.

3.4. В случае проведения освидетельствования по инициативе работодателя освидетельствуемого сотрудника целесообразно доставить в медицинское учреждение в сопровождении непосредственного руководителя и 2-3 сопровождающих. Рекомендуется присутствие указанных лиц в процессе освидетельствования, чем достигается, во-первых, возможность пресечения возможных противоправных действий со стороны освидетельствования, во-вторых, возможность документирования отказа от продолжения освидетельствования. Врач (фельдшер), производящий освидетельствование по направлению, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. В протоколе подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы. При этом рекомендуется отметить жалобы освидетельствуемого, его субъективную оценку своего состояния. Кроме того, при оценке состояния требуется отметить наличие или отсутствие запаха алкоголя и указать результаты лабораторных исследований. При врачебном исследовании допускается внесение имеющихся дополнительных данных, свидетельствующих о факте употребления алкоголя или о наличии симптомов опьянения. В случае невозможности проведения освидетельствования в полном объеме в силу определенных обстоятельств (из-за тяжести состояния лица, подлежащего освидетельствованию, его отказа от освидетельствования и т.п.) в протоколе медицинского освидетельствования указываются причины, почему не было выполнено то или иное исследование. Лабораторные исследования при проведении освидетельствования являются обязательными, однако кровь для анализа на алкоголь рекомендуется брать в исключительных случаях только по медицинским показаниям (например, тяжелые травмы, отравления и т.п.).

3.5. Результаты медицинского освидетельствования до установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования в соответствии с инструкцией и при проведении лабораторных исследований были использованы только соответствующие методики и устройства. Врач при составлении заключения по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения должен установить одно из следующих состояний:

трезв, признаков потребления алкоголя нет;

установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;

алкогольное опьянение;

алкогольная кома;

состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами (в этом случае обязательно указывается установленное вещество, заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества);

трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Врач, проводящий освидетельствование, должен не только констатировать сам факт потребления алкоголя, но и правильно квалифицировать состояние обследуемого, поскольку диагностика соответствующих синдромов служит медицинским критерием для установления определенных в законе правонарушений, связанных с потреблением алкоголя.

3.6. По результатам освидетельствования лицом, обнаружившим нарушение, составляется докладная записка на имя руководителя Управления ФССП России по Оренбургской области — главного судебного пристава Оренбургской области, с приложением собранного материала.

IV. Особенности медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами

4.1. В главе 51 Трудового кодекса установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Согласно ч. 2 ст. 328 ТК РФ прием работников на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования, в частности, водителей транспортных средств и кандидатов в водители — определить у них медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. В связи с этим они проходят предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры, в том числе и на предмет выявления возможного опьянения. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

4.2. По результатам освидетельствования в 2 экземплярах составляется акт медицинского освидетельствования с указанием даты освидетельствования и других необходимых атрибутов. На основании результатов освидетельствования составляется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого лица на момент освидетельствования. В случае отказа лица от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом (фельдшером), проводящим освидетельствование, в журнале регистрации делается запись «от освидетельствования отказался». Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за тяжести состояния освидетельствуемого, в акте указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование. Основой заключения о состоянии освидетельствуемого служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований.

При наличии клинических признаков опьянения и невозможности проведения лабораторного исследования заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков опьянения. Подлинник заключения с подписью специалиста, проводящего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования.

4.3. Первый экземпляр акта выдается должностному лицу, инициировавшему медицинское освидетельствование гражданина на предмет определения его опьянения. Второй экземпляр акта остается в организации здравоохранения, в котором произведено освидетельствование, и хранится в течение 3 лет.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям,

утвержденным приказом УФССП России по Оренбургской области

от _____________________ № _________

Бланк акта об отказе от дачи объяснений,

прохождения медицинского освидетельствования,

подписи акта

АКТ

«___» _______________ 20 __ г.

(название населенного пункта)

___ часов ___ минут

Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт в том, что служащий

(специальное звание, фамилия. имя, отчество, должность)

(отказался от дачи письменного объяснения)

Председатель комиссии:

(должность, подпись, фамилия и инициалы)

Члены комиссии:

(должность, подпись, фамилия и инициалы)

(должность, подпись, фамилия и инициалы)

(должность, подпись, фамилия и инициалы)

«___» ______________ 200 __ года

Примечание: в акте после указания данных государственного гражданского служащего указываются, в зависимости от обстоятельств, следующие формулировки: «отказался от дачи объяснений по факту…», «отказался от подписи акта о наличии признаков опьянения», «отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения», «отказался от продолжения медицинского освидетельствования на состояние опьянения на стадии…», и т.д.

Приложение 2

к Методическим рекомендациям,

утвержденным приказом УФССП России по Оренбургской области

от _____________________ № _________

Список адресов наркологических диспансеров,

находящихся на территории

Оренбургской области

1. г. Оренбург, ул. Инструментальная, 2, т. 56 40 67, 56 40 71, 35 41 50

2. г. Бугуруслан, ул. Некрасова, 89а, т. 4 25 44, 4 27 43

3. г. Бузулук, ул. Гая, 43, т. 2 53 91

4. г. Новотроицк, ул. Гагарина, 11а, т. 65 63 03, 65 68 01

5. г. Орск, ул. Лесная, 19, т. 21 22 38, 25 36 18

Приложение 3

к Методическим рекомендациям,

утвержденным приказом УФССП России по Оренбургской области

от _____________________ № _________

Примерный образец

направления на освидетельствование

Направляем Вам для освидетельствования на наличие алкогольного опьянения судебного пристава по ОУПДС ОСП Промышленного района г. Оренбурга УФССП России по Оренбургской области Иванова Ивана Ивановича, 05.05.1985 г.р. Материалы освидетельствования прошу направить в наш адрес.

Начальник отдела —

старший судебный пристав

ОСП Промышленного района г. Оренбурга А.А. Александров

к Методическим рекомендациям,

утвержденным приказом УФССП России по Оренбургской области

от _____________________ № _________

Примерный образец

акта о нахождении работника

в состоянии алкогольного опьянения

на рабочем месте

Отдел судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга

АКТ

«10» июля 2007

г. Оренбург

15 часов 30 минут

О нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте

Мною, начальником отдела — старшим судебным приставом ОСП Ленинского района г. Оренбурга, в кабинете № 404 здания Управления ФССП России по Оренбургской области, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, 8, в присутствии судебного пристава по ОУПДС ОСП Ленинского района г. Оренбурга Метелкина А.Л., специалиста — эксперта ОГСК Козлова СВ. и водителя ОСП Ленинского района г. Оренбурга Малкина М.А. составлен настоящий акт о том, что 10 июля 2007 г. в 15 час. 20 мин. на своем рабочем месте судебный пристав- исполнитель ОСП Ленинского района г. Оренбурга Кречетов Д.А. находился в состоянии алкогольного опьянения, которое определялось по следующим признакам: запах спиртного изо рта, неуверенная, шатающаяся походка, несвязная речь, резкое покраснение лица и белков глаз, отчетливое дрожание пальцев рук, агрессивное поведение, выразившееся в том, что Кречетов Д.А. выражался нецензурными словами, грубо разговаривал с начальником отдела и судебными приставами ОСП Ленинского района г. Оренбурга В связи с нахождением Кречетова Д.А. в нетрезвом состоянии на рабочем месте он был отстранен от работы до конца рабочего дня.

Кречетов Д. А. с указанным актом был ознакомлен 10 июля 2007 г. путем прочтения акта вслух, но от подписи отказался.

Начальник отдела — старший судебный пристав ОСП Ленинского района г. Оренбурга

__________________ А.Б. Петров

Работники многих предприятий ежедневно сталкиваются с опасностью травматизма в процессе выполнения своих обязанностей. Контролирует правовые отношения сотрудников с начальством закон «Об охране труда», который в 2014 году вышел в новом виде с дополнениями и изменениями. Согласно документу, с 25 января работодатель имеет полное право проводить проверку алкотестером на предприятии или медосвидетельствование на наличие алкогольного опьянения.

Обязательный осмотр проводится у работников, занятых на участках предприятия с повышенным уровнем опасности для здоровья и жизни. Кроме предсменного осмотра, может проводиться освидетельствование во время выполнения работы, если есть признаки алкогольного или наркотического опьянения. Норма установлена статьей 27 частью 3 Закона. Перечень областей, которые предусматривают обязательное освидетельствование медицинское, установлен законодательно.

Основные моменты, которые должны знать сотрудники и работодатели

Стоит отметить, что проверка на алкоголь осуществляется в первую очередь для обеспечения безопасности персонала, сокращения случаев травматизма на производстве и обеспечения соответствующих норм труда. Согласно закону и инструкции прохождения освидетельствования, для проверки может применяться алкотестер для предрейсового осмотра, тест-полоски, экспресс-тесты в виде пластин, сдача анализа крови. Законодательно установлены следующие нормы: освидетельствование не пройдено, если концентрация этилового спирта в забранных пробах выдыхаемого воздуха превышает значения в 0,3 промилле или более 150 микроорганизмов на 1 литр.

Что важнее – результат анализа крови или показания алкотестера?

Если данные алкотестера отличаются от результатов анализа крови, сданного в процессе прохождения медицинского освидетельствования, более важными и достоверными считаются лабораторные анализы.

Освидетельствование осуществляется специальными сотрудниками и органами, имеющими соответствующую лицензию. Все данные заносятся в соответствующий журнал наблюдений или ведется в электронном виде. Все затраты за проведение проверки несет работодатель.

Признаки опьянения

Наниматель имеет право провести проверку специалиста на наличие алкоголя в крови при присутствии у него более 3-х признаков:

  • Краснота глазных яблок;
  • шатание при ходьбе;
  • нарушение разговорной речи;
  • алкогольный запах;
  • изменение цвета кожи на лице;
  • отсутствие равновесия;
  • признание самого работника или заявление со стороны окружающих;
  • сужение/расширение зрачков.

Для некоторых видов профессий предрейсовый осмотр перед началом рабочего дня проводится согласно нормативно-правовым документам всегда, независимо от наличия признаков.

Для проведения проверки должны использоваться только сертифицированные алкотестеры, прошедшие поверку в государственных органах по метрологии.

Порядок действий при несогласии работника с результатами или отказе

Если сотрудник отказывается от прохождения предсменного или предрейсового осмотра, наниматель обязан отстранить его от обязанностей на весь период смены/день. Зарплата за период отстранения не начисляется. Факт отказа фиксируется в письменном виде при наличии двух свидетелей. При отсутствии достаточных признаков для проведения освидетельствования, служащий может потребовать компенсацию морального ущерба или обратиться в суд в соответствии с законодательством. За отказ сотрудника принимается письменное/устное заявление, уклонение от выполнения указаний уполномоченного для проведения процедуры специалиста.

В соответствии ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Определен порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которыми, в частности, являются отстранение лица от управления транспортным средством, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 223 «Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 отстранение лица от управления транспортным средством по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ, путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Таким образом, по смыслу закона, отстранение от управления транспортным средством является законным, только в случае проведения указанной процедуры уполномоченным должностным лицом, непосредственно после выявления причин послуживших принятию данного решения, в присутствии понятых или с использованием видеозаписи, о чем составляется соответствующий протокол, в котором должностное лицо его составившее, лицо которое отстраняется от управления транспортным средством, а также понятые ставят свои подписи, удостоверяя его в установленном законом порядке. Процедура отстранения от управления транспортным средством без освидетельствования на состояние опьянения, должна быть произведена в присутствии понятых, и только затем разрешается покидать место остановки транспортного средства.

Нарушение указанной процедуры, прямо регламентированной изложенными нормами законодательства, является незаконным, и влечет признание указанных доказательств недопустимыми. В случае если на момент оформления протокола об отстранении транспортным средством, транспортное средство не было на месте, или оно отсутствовало в зоне видимости, то процедура отстранения является неподтвержденной.

Кроме того, привлекаемому к административной ответственности лицу, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и внесении изменений в такие процессуальные акты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *