Про авторские права

Материал подготовлен юристом-лицензиатом, специалистом в области управления интеллектуальной собственностью Надеждой Грабовской

Какие объекты авторского права бывают?

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон) авторское право распространяется на произведения:

являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения.

Среди распространенных и признанных объектов авторского права можно отметить следующие произведения:

  • литературные (книги, брошюры, статьи и др.);
  • драматические и музыкально-драматические, хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
  • музыкальные с текстом и без текста;
  • аудиовизуальные (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и др.);
  • изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика, литография и др.);
  • прикладного искусства и дизайна;
  • архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические, в том числе полученные способами, аналогичными фотографии;

Справочно
Можно ли скачать фотографию в Интернете и использовать ее (например, разместить на своем сайте)? Читайте в статье.

  • карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам;
  • компьютерные программы. Необходимым критерием является также получение при использовании компьютерной программы определенных результатов (обработка, передача и хранение информации, производство вычислений, получение аудиовизуальных изображений и других результатов);

Важно!
Ответственность за использование нелицензионного ПО — объясняет адвокат практики интеллектуальной собственности Sorainen Марина Головницкая. Смотрите видео.

  • науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.).

Данный список не является исчерпывающим, и объектами авторского права могут явиться неизвестные на момент создания Закона произведения.

Кроме того, к объектам авторского права также относятся произведения:

  • производные – произведения, которые появились в результате творческого перевода, иной творческой переработки основного произведения. К таковым относятся обработки, обзоры, пересказы, аннотации, резюме, рефераты, инсценировки, музыкальные аранжировки и др.;
  • составные – представляют собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов. К ним относятся энциклопедии, антологии, базы данных, газеты, журналы или другие произведения.

Важно!
Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении (п. 2 ст. 7 Закона).
Это значит, что одна и та же идея может воплощаться различными авторами в разной форме (в форме стихотворного произведения, в форме изобразительного произведения). Эксклюзивного права на идею у автора не возникает, а возникает исключительное право на конкретную форму выражения идеи.

Когда произведение является объектом авторского права?

Признаками объекта авторского права являются:

  1. Объективная форма (письменная, электронная, в том числе цифровая и др.);
  2. Результат творческого труда (новое по форме произведение, отличающееся оригинальностью, неповторимостью и уникальностью).
    При признании произведения результатом творческой деятельности характер самой деятельности по его созданию и особенности процесса создания произведения (выбор темы, идеи и т.д.) значения не имеют.
    В судебных спорах анализ объекта на наличие критерия творчества проводит эксперт (группа экспертов) в рамках экспертизы, которая должна решить ряд вопросов, например: является ли спорный невещественный объект произведением? обладает ли этот объект признаками творческой новизны, оригинальности, уникальности, неповторимости?
    Оценка критерия новизны производится, как правило, с позиции объективной новизны (т.е. учитывается наличие новизны не только для автора, но и для других лиц).
    Решение о наличии новизны определяется экспертами, которые могут как отделять, так и не отделять творческий труд от профессиональной деятельности;
  3. Дополнительные специфические признаки. Например, для компьютерной программы получение при ее использовании определенных результатов (обработка, передача и хранение информации, производство вычислений, получение аудиовизуальных изображений и других результатов).

Справочно
С судебной практикой, связанной с авторским правом, можно ознакомиться на сайте Верховного Суда Республики Беларусь.

Какие объекты не защищены авторским правом?

Законодатель, учитывая интересы общества и специфику отдельных результатов человеческого труда (зачастую и творческого), закрепил перечень объектов, не являющихся объектами авторского права. К ним относятся:

  • официальные документы (правовые акты, судебные постановления, иные документы административного и судебного характера, учредительные документы организаций), а также их официальные переводы;
  • государственные символы Республики Беларусь (Государственные флаг, герб и гимн Республики Беларусь);
  • символы государственных наград Республики Беларусь (ордена и медали);
  • государственные знаки (денежные знаки, почтовые марки и иные знаки);
  • официальные геральдические символы (флаги, гербы административно-территориальных единиц Республики Беларусь, геральдические знаки, знамена, нагрудные знаки, эмблемы государственных органов и др.);
  • произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на произведение возникает с момента его создания и в силу такого создания. Данное положение вытекает из п. 2 ст. 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., согласно которой пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения.

Данная норма имплементирована в законодательство Республики Беларусь, а именно в п. 1 ст. 8 Закона, который гласит, что авторское право на произведение возникает в силу факта его создания, для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Из указанных норм следует, что для возникновения и осуществления авторского права автору (иному правообладателю) не требуется:

  • регистрации права или факта создания в каком-либо органе или организации;
  • получения какой-либо разрешительной документации;
  • депонирования экземпляра произведения;
  • обнародования или опубликования произведения;
  • выполнения каких-либо иных формальностей или административных, бюрократических процедур.

Справочно
Регистрация компьютерной программы, проводимая патентным органом Республики Беларусь (НЦИС), преследует цель предоставления заявителю независимого подтверждения факта его собственного создании компьютерной программы и принадлежности исключительного права на нее.

Это также значит, что какой-либо государственный орган (административный или судебный) не вправе требовать предъявления документов, подтверждающих соблюдение каких-либо формальностей для возникновения авторского права.

Важно!
Авторское право на произведение возникает с момента его создания.

Авторское право на произведение возникает при условии, что оно воплощено в любой объективной форме (т.е. имеется возможность его восприятия другими лицами).

Справочно

Объективной формой является:

В какой момент произведение может считаться созданным?

Произведение считается созданным, если в нем полностью или частично воплощен творческий замысел автора, что по большей части является субъективным восприятием автора, и момент завершенности произведения определяется им самим.

Например, книга может постоянно дорабатываться автором, однако это не означает, что ее первоначальные версии не могут охраняться авторским правом.

Для некоторых объектов необходимым условием является наличие внутренней целостности и единства, а также возможности выполнять функции, для которых они предназначены.

Например, компьютерная программа представляет собой не просто набор какого-то кода, а кода, совокупность которого в определенной форме способна использоваться на компьютере или ином устройстве для обработки, передачи и хранения информации, производства вычислений, получения аудиовизуальных изображений и других результатов.

Справочно
Как купить компьютер со всем установленным на него ПО и не нарушить чьи-либо авторские права, читайте в статье юриста ООО «Хьюмен систем» А. Старжинского.

Важно!
Как правильно купить ПО за рубежом и соблюсти белорусское законодательство — объясняет юрист «Эпам-системз» Анна Станишевская. Смотрите видео.

База данных становится объектом авторского права, если она представляет собой результат подбора или расположения данных или другой информации (т.е. обладает внутренним единством и определенной структурой).

Созданное произведение должно обладать следующими признаками:

  • оригинальностью;
  • неповторимостью;
  • уникальностью.

Вместе с тем созданная часть будущего произведения или часть уже созданного произведения (первая книга из трилогии, оригинальное название компьютерной игры, фрагмент картины, отрывок кинофильма и др.), выраженная в объективной форме, которая обладает перечисленными тремя признаками и может использоваться самостоятельно, также является объектом авторского права (п. 4 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»).

В данном случае «самостоятельность» части произведения может определяться возможностью его использования отдельно от целого произведения (например, абзац книги может цитироваться, часть музыкального произведения может использоваться в рекламе и т.д.), хотя некоторые правоведы предлагают оценивать подобную «самостоятельность», исходя из «смысловой законченности».

Создание произведения как юридический факт, влекущий возникновение авторских прав, не является сделкой. На возникновение авторского права не влияет правовой статус автора, авторами могут быть не только дееспособные лица, но и малолетние, недееспособные физические лица.

Возникновение авторского права не связано с раскрытием автором своей личности (т.е. произведение может быть обнародовано под псевдонимом или анонимно).

В информационном пространстве регулярно появляются новости про злых правообладателей, которые опять подали к кому-то иск, снова с кого-то требуют баснословные суммы и всё всем запрещают. В это же время в той же инфоплоскости существует образ угнетённых и бесправных авторов, которые со своего творческого труда ничего не имеют, ибо на всём «навариваются» жадные правообладатели. Возникают вопросы: кто все эти лица, и насколько приведённые впечатления и тезисы соответствуют истине?

Прежде всего, следует начать с исследования нормативной базы для того, чтобы называть вещи своими именами.

Автор

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ,

«Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат».

При этом к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) согласно ст. 1225 ГК РФ относятся, в том числе: произведения литературы, науки и искусства (среди которых и программы для ЭВМ, охраняемые как литературные произведения), фонограммы, исполнения, изобретения и т. д.

В том же пункте указывается, что не являются авторами результата интеллектуальной деятельности лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата: материальные спонсоры, начальники, менеджеры и разного рода помощники.

Стоит акцентировать внимание на то, что автором указан именно гражданин. Автором в современном законодательстве РФ признаётся только физическое лицо. А поскольку право авторства неотчуждаемо и непередаваемо в силу п. 1 ст. 1265 ГК РФ, и отказ от него ничтожен, то юридическое лицо автором быть не может в принципе.

В силу п. 3 той же статьи:

«Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом».

Это значит, что автор и есть первоначальный правообладатель. В силу факта создания РИД автор приобретает комплекс авторских прав на него (исключительное право, личные неимущественные и иные права). При этом автор может передать право как после создания произведения (по договору отчуждения исключительного права), так и заключить договор до его фактического создания, по которому автор обязуется и создать произведение, и передать права на него (например, по договору авторского заказа).

В случае, если автор самостоятельно создаёт произведение, то в момент его создания и до отчуждения исключительного права (если такое произойдёт) получается, что автор и правообладатель являются одним и тем же лицом. Впоследствии автор может по своему усмотрению передать «титул правообладателя» другому лицу, например, по договору отчуждения исключительного права.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

Обратите внимание на то, что блок «автор» самый большой по размеру, потому что во всей этой схеме главный именно автор. Без него ничего этого не было бы: не был бы создан результат интеллектуальной деятельности, и не возник бы комплекс прав, включая исключительное право.

Автор, являясь первоначальным правообладателем, с точки зрения закона (не рассматривая иные факторы) свободен в своей воле распоряжаться исключительным правом как угодно.

Примечание:

Существует мнение, что в случае создания служебного произведения, исключительное право возникает у работодателя.

С этим сложно согласиться, поскольку в актуальной на момент написания данных строк редакции п. 2 ст. 1295 ГК РФ, посвящённой служебным произведениям, указано следующее:

«Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное».

Следует напомнить, что, п. 3 ст. 1228 указывает, что исключительное право первоначально возникает у автора.

Совершенно очевидно, что термины «возникает» и «принадлежит» имеют совершенно разный смысл. Слово «возникает» определённо относится к появлению, возникновению права, в то время как термин «принадлежит» соответственно указывает лишь на обладание правом определённым лицом и никоим образом не содержит смысловой нагрузки относительно возникновения права.

Потому тезис о том, что исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя представляется крайне спорным.

Правообладатель

Определение термина «правообладатель» даётся в п. 1 ст. 1229 ГК РФ:

«Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».

Как следует из буквального толкования указанной статьи, правообладатель:

  • лицо, обладающее исключительным правом;
  • может быть как физическим, так и юридическим лицом;
  • вправе использовать РИД самостоятельно;
  • вправе распоряжаться исключительным правом (например, предоставлять право другим).

При этом правообладателей может быть несколько, в таком случае исключительное право будет им принадлежать совместно. Да, авторов тоже может быть несколько (соавторство), но с авторами ситуация иная — со временем у уже созданного законченного произведения авторов прибавиться не может, поскольку в таком случае речь будет идти о переработке, создании производного произведения на основе уже имеющегося. И это объяснимо, поскольку право признаваться автором имеет своим критерием творческий вклад в процессе создания произведения.

А в случае с исключительным правом, которое в силу прямого указания ст. 1226 ГК РФ, является имущественным, правообладателей может быть сколько угодно, о чём говорит п. 2 ст. 1229 ГК РФ. При этом даже не затрагивая дискуссионного вопроса относительно долей в исключительном праве, правообладатели могут заключить соглашение о том, как использовать или распоряжаться исключительным правом, фактически установив удобный порядок управления.

Распоряжение исключительным правом

Как следует из п. 1 ст. 1233 ГК РФ, правообладатель вправе распорядиться исключительным правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путём отчуждения или путём предоставления права.

При этом согласно п. 1 ст. 1234 ГК РФ:

«По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю)».

А в силу п. 1 ст. 1235 ГК РФ:

«По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах».

Как видим, законодатель однозначно дифференцирует передачу и предоставление права. При передаче право целиком и полностью без ограничений переходит от одного правообладателя к другому лицу, а при предоставлении права — просто даётся возможность другому лицу использовать объект ИС в строго ограниченных пределах.

Таким образом, передача (отчуждение) и предоставление — принципиально разные способы распоряжения исключительным правом.

Стоит отметить, что исключительное право может переходить по наследству. Кроме того, оно может быть передано в доверительное управление.

Защита исключительного права

Исключительное право является абсолютным — все остальные субъекты обязаны воздерживаться от действий, его нарушающих, в противном случае к нарушителю могут быть предъявлены соответствующие меры ответственности. Обладатель исключительного права может защищать своё право, в том числе, путём предъявления исков к нарушителям. Например, самая распространённая мера ответственности за нарушение исключительных авторских прав — так называемая «карательная» компенсация (она же специальная компенсация в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей).

При этом пока автор является правообладателем, он может защищать нарушенное исключительное право, а также вправе делать это и после отчуждения права — в случае нарушений в течении периода, когда он был обладателем исключительного права.

И это подтверждается позицией ВС РФ. Согласно п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»,

«При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».

При этом в п. 59 Постановления явно указано:

«Автор результата интеллектуальной деятельности, не являющийся обладателем исключительного права на момент его нарушения, не вправе требовать взыскания компенсации за нарушение этого исключительного права».

Что согласуется с позицией из п. 70 Постановления и является очевидным: право на обращение в суд есть только у того, чьи права нарушены; а если право на момент нарушения было у кого-то другого, а не у автора, то и иск автор предъявлять не вправе.

Автор против правообладателя

Поскольку личные неимущественные и иные права неотчуждаемы, то даже после передачи исключительного права, они остаются у автора, что даёт ему ряд соответствующих полномочий и рычагов воздействия.

Например, автор вправе требовать указания авторства своего произведения, в том числе творческого псевдонима (право авторства, ст. 1265 ГК РФ). Кроме того, существует предусмотренное ст. 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения: запрещается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Или, например, автор вправе отозвать обнародование ещё необнародованного произведения даже тогда, когда право уже отчуждено другому лицу, разумеется, при условии возмещения соответствующих расходов новому правообладателю (право отзыва, ст. 1269 ГК РФ).

Но не стоит забывать о том, что часто автор лишён возможности творить или существенно в ней ограничен по сугубо экономическим причинам, а потому, являясь слабой стороной, вынужден соглашаться на невыгодные условия договоров.

Например, начинающая или не очень известная музыкальная группа зачастую не может без сторонней материальной поддержки записать, свести, обработать, выпустить и распространить альбом в силу объективно существующих финансовых ограничений. Да, какие-то демо-записи можно сделать в домашних условиях, но серьёзное качество требует серьёзной дорогостоящей аппаратуры и привлечения профессионалов, что не просто дорого, а зачастую очень дорого. А потому приходится заключать договор с более сильной экономически стороной на откровенно кабальных условиях, часто жертвуя титулом правообладателя, как единственным имеющимся экономическим активом.

Аналогичные ситуации возникают не только в музыке, но и везде, где невозможно или затруднительно воплотить свои творческие идеи без крупных вложений. И это не только в РФ такая ситуация, потому что построен «неправильный капитализм» или народ какой-то особо жадный, или особо бедные творцы, вовсе нет. Такие ситуации случаются везде и сопровождали даже всемирно известных творческих деятелей в самые «сытые» годы, о чём написано немало историй.

Причина проста — то, что для одних творчество и самореализация, для других — только бизнес, предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, автор, являясь юридически монополистом своего творческого труда и первоначальным обладателем исключительного права, «невидимой рукой рынка имени Адама Смита» часто ставится в крайне неудобное и зависимое положение. А потому правовыми методами эту ситуцию исправить вряд ли возможно, да и закон без возможности принудительного применения его положений в отношении не желающих их соблюдать — не стоит и бумаги, на которой напечатан.

Вспоминается фраза, написанная коллегой-юристом по поводу отсутствия его книги в электронном виде, выглядевшая примерно вот так: «Увы, такова политика издательства. С этим ничего не поделать, я, к сожалению, всего лишь автор». Всего лишь автор. Пожалуй, квинтэссенция статуса автора в одной фразе.

Выводы

Из всего вышеизложенного следует, что:

  1. автор и правообладатель нередко представляют собой одно лицо, но в таком случае это лицо всегда физическое, а юридическое лицо автором быть не может;
  2. исключительное право всегда возникает у автора;
  3. правообладатель может быть юридическим лицом, кроме того обладателями исключительного права могут быть несколько лиц;
  4. передать исключительное право («титул правообладателя») можно, а передать авторство нельзя;
  5. правообладатель может распоряжаться правом и осуществлять действия по его защите в случае нарушений;
  6. автор действительно часто вынужден соглашаться с невыгодными условиями, потому что выбор невелик: или такие условия, или никакой возможности творить и доносить свои труды до широкой аудитории вообще.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу Зарегистрировать права >>>

Авторские права — совокупность прав автора — правообладателя, закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на осуществление и защиту личных неимущественных и имущественных авторских прав (статья 1255 ГК РФ).

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется специального оформления или регистрации, но для обеспечения доказательства авторства и дополнительной защиты правообладателями авторских прав осуществляется регистрация прав >>>

Авторское произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Произведением признается результат творческой деятельности автора. Для того, чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Автором произведения признается только физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение (статья 1257 ГК РФ).

При соавторстве авторские права принадлежат каждому из авторов.

Изначально, при создании произведения автор обладает исключительным авторским правом, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

Различают

  • Личные неимущественные авторские права
  • Исключительное право на произведение

Так, одно или совокупность указанных прав автора определяют вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение (создание копий) и распространение (продажу) произведения.

За исключением служебных, при создании произведения сам автор изначально обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе разрешать или запрещать использовать произведение третьим лицам.

Исключительное право может быть передано любому третьему лицу только обладателем исключительных авторских прав (автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз.

Для передачи авторских прав составляется и заключается лицензионный договор.

Правообладатель в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак охраны авторских прав, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

Закон устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

Однако в любом случае исчисление сроков, предусмотренных законом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Авторские права на некоторые произведения:

  1. Авторские права составителей сборников и переводчиков
  2. Авторские права на аудиовизуальные произведения
  3. Авторские права на служебные произведения

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Зарегистрировать права >>>

Заполнить заявку на депонирование и регистрацию объекта авторских прав онлайн

Статья 1255 Авторские права

Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки литературы и искусства на территории Российской Федерации

Статья 1257. Автор произведения и соавторство

Статья 1259. Объекты авторских прав

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

Наши статьи:

Общественное достояние для издания электронных книг

Какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений

Защита авторских прав на фото и иллюстрации

Подробнее об авторских правах:

  • История авторского права
  • Знак охраны авторских прав
  • Возникновение авторских прав
  • Виды авторских произведений
  • Срок действия авторских прав
  • Личные не имущественные авторские права
  • Доказательство авторства

Статьи и новости по теме:

26.03.2019 Революционные изменения авторских прав в Европе

Европейский парламент сегодня проголосовал за принятие Директивы Европейского Союза об авторском праве >>

30.12.2018 Что решает суд когда авторские права не зарегистрированы?

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности

27.08.2018 Родственники Эдуарда Успенского могут рассчитывать на выплаты от авторских прав

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие

24.01.2017 Авторское право в Европейском парламенте

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию

28.08.2014 Анализ мнений европейского сообщества о реформе авторских прав

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат

06.08.2014 О вреде экспериментов с исключениями и ограничениями авторских прав

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам

27.09.2013 Авторские права на статьи в Интернете обсудила Генассамблея ЕАНА

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете

23.07.2013 Закон о пиратстве или авторские права с позиции пользователей

Совместное исследование Фонда общественного мнения (ФОМ) и портала TheRunet .com проведенное в июне этого года, выявило интересные результаты. 62% пользователей Рунета не умеют различать легальный и пиратский контент в Интернете, при этом, готовы пользоваться платными файлами с произведениями, достигло 57% пользователей

23.01.2013 Авторские права: культура копирования контента в Интернете оставляет желать лучшего

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете

10.07.2012 Авторское право может стать жертвой Интернета

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена .Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью

С каждым днем все больше и больше мы сталкиваемся с проблемой, с которой
приходят, пишут или звонят нам наши клиенты, а именно, как защитить идею? Для того,
чтобы ответить на этот вопрос, сначала обратимся к словарям и узнаем, а что же такое
идея?
Иде́я (др.-греч. ἰδέα «вид, форма; прообраз») в широком смысле — мысленный
прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные,
главные и существенные черты. Проще говоря, под идеей понимается основополагающая
мысль. Как правило, также под идеей понимают новую, возникшую в голове мысль на
какую-либо актуальную в данный момент проблему.
Сама по себе идея ничего не стоит, так как каким образом можно защитить мысли,
которые находятся в голове и известны только Вам? Защитить их никоим образом не
представляется возможным, да и, по моему мнению, незачем. Если же есть желание что-то
защитить, необходимо искать возможности для воплощения идеи в жизнь, т.к. только в
таком виде она приобретает какую-то ценность, а если желания или возможности
воплощать нет, то, к сожалению, нужно предоставить эту возможность другим.
Что же на этот счет говорит нам закон? Согласно п. 5 Статьи 1259 ГК РФ
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы,
системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия,
факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Действительно,
до того момента, пока идея находится у Вас в голове на неё ничего распространяться не
может и её нельзя защитить. Мысль — нематериальна, а значит, и защитить ее нельзя.
Следовательно, чтобы появилась возможность защитить идею, ее необходимо
материализовать.
Материализовать идею возможно путем ее высказывания, описания, выражения её
в какой-либо другой объективной форме, таким образом, если Вам это удалось, то Вы уже
создали какое-то произведение — результат интеллектуальной деятельности или другими
словами интеллектуальную собственность.
Согласно Статье 1225 ГК РФ Результатами интеллектуальной деятельности и
приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ,
услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной
собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций
эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
Следует заметить, что интеллектуальная собственность охраняется законом.
Если Вы создали произведение науки, литературы, искусства, то на него
распространяются авторские права. Согласно п. 2 Статьи 1228 ГК РФ Автору результата
интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства.
Если же у Вас идея технического характера, и Вы её выражаете в виде
технического решения или объекта, то на них могут распространяться патентные права.
Другими словами идею можно защищать в каком-либо конкретном проявлении,
выражении. Таким образом, как только Вы идею выразили, как только она появилась и
воплотилась в какое-то конкретное техническое решение, может идти речь о её защите. И
все-таки, каким образом можно защитить свою идею?
Для большинства идей наиболее удобным является защита путём защиты
авторских прав произведений, в которых эти идеи выражены. Авторские права закон
определяет, как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.
Эти права представляют собой, согласно Статье 1255 ГК РФ:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.
При этом, следует заметить, что исключительное право является имущественным, а
другие права – неимущественные.
В соответствии со Статьей 1257 Автором произведения науки, литературы или
искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо,
указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным
образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 Гражданского Кодекса, считается его
автором, если не доказано иное.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется какая-
либо регистрация произведения или соблюдение каких-то требований. Однако, в
отношении программ для ЭВМ и баз данных Правообладатель в течение срока действия
исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему
желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном
органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Результатом
регистрации является Свидетельство государственного образца, подтверждающее Ваши
авторские права.
Хотя по закону государственная регистрация авторских прав не требуется, не
осуществляется и какая-либо другая регистрация не предусмотрена, тем не менее
большинство авторов все чаще любыми возможными способами пытаются подтвердить
свое авторство путем регистрации своего «произведения» хотя бы где-нибудь. Так,
например литературные произведения , регистрируются в издательствах путем
проставления даты публикации, даты поступления произведения и др. Огромное
количество произведений в настоящее время регистрируется в РАО (Российское
Авторское Общество) с присвоением номера и даты. Эти регистрационные данные часто
используются авторами при возникновении споров и для доказательства своих прав,

например, в суде. Другими словами практика показывает, что оформление прав для автора
в виде какой-либо регистрации очень желательна.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства
независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные
произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы,
комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в
том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами,
аналогичными фотографии;
географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения,
относящиеся к географии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые
охраняются как литературные произведения.
Для идей технического содержания также возможна защита путём защиты
авторских прав произведений, но только на самом начальном этапе развития, пока не
проявились определённые технические элементы, признаки, характеристики. При
появлении таких признаков уже можно говорить о техническом решении. Если наличие
или осуществление этих технических признаков приводит к какому-либо техническому
эффекту, свойству или проявлению какого-то явления, то нужно рассмотреть
возможности патентования. Патентование технических решений осуществляют в виде
изобретения, полезной модели или промышленного образца и является наиболее
эффективным способом защиты технических решений, разработок. Запатентованные
технические решения регистрируются в государственном реестре и охраняются
государством. Однако к патентуемым техническим решениям предъявляется ряд
серьёзных требований, это, прежде всего, мировая новизна, промышленная
применимость, а для изобретений соответствие изобретательскому уровню.
В качестве изобретений, согласно действующему патентному законодательству,
охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности,
устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных)
или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью
материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по
определенному назначению.
В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся только
к устройству.
В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия
промышленного или кустарно-ремесленного производства, то есть дизайн.

Для защиты идей можно также использовать режим ноу-хау – секрет производства.
Другими словами необходимо создать условия, в которых информацию об идеи будет
знать только определённый узкий круг лиц. Однако, в большинстве случаев для идей
использование такой защиты неэффективно и нецелесообразно, т.к. препятствует их
развитию и реализации.

Правила регистрации интеллектуальной собственности или авторских прав

Автор для свидетельства личных неимущественных прав на необнародованное произведение, а так же правообладатель для подтверждения обладания исключительными имущественными правами на произведение в любое время в течении срока охраны авторского права либо действия соответствующих договоров вправе зарегистрировать их в официальных реестрах. Если автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение.

Автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Авторское право на произведение возникает с момента его создания в какой-либо объективной форме, и соответственно, с этого момента охраняется. На государственную регистрацию принимаются научные произведения: авторские лекции, учебники, методические рекомендации, тесты….

Официальным подтверждением государственной регистрации прав на произведение, охраняемыми авторским правом, является занесение сведений в государственный реестр регистрации прав на произведения и объекты, а также свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности, которое подписывается председателем Комитета, либо лицом его заменяющим.

Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности выдается бессрочно и действует до тех пор, пока в судебном порядке не будет установлено, что автором произведения или правообладателем является другое лицо.

Государственная регистрация прав на произведения, охраняемые авторским правом и смежными правами либо отказ в ней производится , комитетом в месячный срок со дня получения заявления автора или правообладателя. В случае истребования Комитетом дополнительных документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в заявлении, срок регистрации приостанавливается до их получения.

Государственная регистрация осуществляется на основании заявления автора или авторов. В заявлении обязательно указывается ФИО, паспортные данные, названия произведения, число месяц и год создания, формы или жанр, степень его оригинальности.

При регистрации прав на служебные произведения, помимо документов, представляемых для регистрации того или иного произведения, необходимо представить копию договора, заключенного между автором и работодателем, о принадлежности имущественных прав на использование служебного произведения. При предоставлении документов через доверенное лицо необходимо дополнительно представить: доверенность за подписью автора, заверенную в установленном порядке, копию УДЛ.

Помните, что документы, представляемые на регистрацию, пронумерованы, прошиты и подписаны постранично автором. В случае необходимости Комитетом могут быть затребованы дополнительные документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в заявлениях. При этом ответственность за достоверность указанных сведений несет заявитель. Комитет в установленном порядке несет ответственность за нарушение порядка регистрации и выдачи информации о регистрации. В случае утери свидетельства о государственной регистрации, его порчи и или др. уважительных причинах в течение 10 дней после получения заявления автора или правообладателя Комитетом может быть произведена выдача его дубликата. Сумма сбора вносится в бюджет по месту регистрационного учета налогоплательщика, согласно п.2 ст. 422-3 Налогового кодекса, на следующие реквизиты: БИК 195301070; ПИК 000080900; КБе 11

Бенефициар – указывается наименование налогового комитета, в котором плательщик сбора состоит на учете по месту нахождения.

РНН бенефициар – указывается РНН соответствующего налогового комитета.

Банк бенефициар- г. Астана Комитет казначейства МФ РК. Код служебной классификации105421.

Назначение платежа – сбор за гос. регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав.

Ставки сбора за гос. регистрацию прав составляют: с юридических и физических лиц – 3 МРП действующего на дату уплаты сбора.

Ставки за гос. регистрацию лицензионных договоров на использование произведений и объектов, смежных прав составляют: с физ-х лиц 2МРП, с юрид-х – 3 МРП. Ставки сбора за выдачу дубликата документа, удостоверяющего государственную регистрацию, составляют: с физ. лиц и юридических лиц 2 МРП, действующего на дату уплаты сбора.

Необходимо собрать следующие документы:

1)заявление;

2) экземпляр произведения;

3) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

4) оригинал документа, подтверждающего оплату сбора за государственную регистрацию.

Образец заявки можно взять в филиале Института интеллектуальной собственности в Алматы по адресу: 050002, г. Алматы, ул. Ришата и Муслима Абдуллиных

(бывшая ул. Емелева), дом 6, павильон 1

График работы: с 09.00 до 18.30 часов

Перерыв: с 13.00 до 14.30 часов

Тел. 8 (727) 397-75-23 (Приемная)

397-74-60 (Консультант),

397-72-76 (Учебный центр)

Факс: 8(727) 397-73-76

E-mail: ,

От уплаты сборов за госрегистрацию освобождаются: участники ВОВ или лица, приравненные к ним, орденоносцы, инвалиды, оралманы, несовершеннолетние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *