Проблемы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Econímícs

УДК 33

DOI 10.21661/r-115553 И.А. Тихолаз, А.М. Цугунян

Проблемы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аннотация

В статье исследованы порядок учетного отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками и предложены пути совершенствования учетного процесса формирования расчетов с целью оптимизации управленческих решений по их осуществлению. Разработаны теоретические основы внутрихозяйственного контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.

| Ключевые слова: поставщики, подрядчики, расчеты, учет, контроль, источники информации.

I.A. Tikholaz, A.M. Tsugunyan

Accounting calculations problems with suppliers and contractors

| Keywords: suppliers, contractors, calculations, accounting, control, sources of information.

~Ш «постановка проблемы. В настоящее время ! И остаются недостаточно проработанными _Ж. .Л. вопросы методики и организации финансового и управленческого учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, документального оформления операций по расчетам, автоматизации их учета и контроля, обоснование новых направлений анализа расчетов с учетом особенности деятельности и потребности управления. Также среди опубликованных научных трудов недостаточно исследована и сформирована система признаков выявленных ошибок при контроле расчетов с поставщиками и подрядчиками, поэтому это направление подлежит дальнейшему совершенствованию.

Финансовое состояние каждого субъекта хозяйствования определяется его взаимоотношениями с другими хозяйствующими субъектами, состоянием расчетов между ними. От величины кредиторской задолженности предприятия зависит его финансовая устойчивость, независимость и платежеспособность.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Анализ результатов исследований свидетельствует, что теоретические и практические разработки по учету и контролю расчетов с поставщиками и подрядчиками отражают глубокое понимание проблем, связанных с трансформацией отечественной системы учета. Однако ряд вопросов относительно учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками на отечественных предприятиях недостаточно исследованы и остаются нерешенными.

Проблемам учета обязательств посвящено много трудов ученых-экономистов. В литературных источниках методика анализа текущих обязательств рассматривается в составе проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Автором будут предложены новые подходы по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Interactive science | 10 • 2016

(

Экономика

Цель статьи — разработка практических рекомендаций по совершенствованию учетного отражения и методики внутрихозяйственного контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Изложение основного материала. Для нормального функционирования всех звеньев субъекта хозяйствования необходимо иметь достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия, в частности кредиторской задолженности. Особое место в кредиторской задолженности занимают многочисленные расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Поставщики — юридические или физические лица, которые осуществляют поставку товарно-материальных ценностей, оказывают услуги и выполняют работы, а подрядчики — специализированные предприятия или физические лица, которые выполняют строительно-монтажные работы при сооружении объектов на основании договоров подряда на капитальное строительство.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками занимают весомое место в системе расчетных операций, а также являются важнейшей составляющей бухгалтерской деятельности, поскольку они влияют на формирование основной части денежных поступлений предприятий. Следует отметить, что кредиторская задолженность, как в целом, так и за товары, работы, услуги составляет значительную часть пассивов отечественных предприятий и с каждым годом растет.

Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги может быть, как положительным элементом финансово-хозяйственной деятельности, так и отрицательным. По сравнению с обязательствами по полученным кредитам банков, векселям, облигациям, она является «дешевой» задолженностью. Также возникает возможность пользоваться денежными средствами других предприятий. С другой стороны, если величина кредиторской задолженности является достаточно большой, то будет происходить снижение платежеспособности субъектов хозяйствования. Это может стать причиной отказа других предприятий и финансовых структур от сотрудничества.

Формированию взаимоотношений и соответствующих расчетных операций с поставщиками и подрядчиками предшествует процесс их поиска предприятием.

Окончательный выбор поставщика или подрядчика также является нелегкой задачей. Основной причиной возникновения расчетных операций с поставщиками и подрядчиками является заключение договора. При этом возникает юридическое обязательство, которое не отражается на счетах бухгалтерского учета и в балансе.

В хозяйственной деятельности предприятий возникают обстоятельства, которые влияют на своевременное выполнение обязательств или вообще прекращают их осуществление. Такими обстоятельствами могут быть временная или устойчивая финансовая неплатежеспособность, банкротство, чрезвычайные события. Это означает, что при осуществлении операций по

расчетам с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете может возникать как дебиторская задолженность — в случае осуществления предоплаты, так и кредиторская задолженность — при условии такой оплаты или иного погашения обязательств.

Выполнение своевременной проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, предупреждение просрочки кредиторской задолженности должны быть основой организации их учета.

Весомое место в системе расчетных операций занимают расчеты с поставщиками. Доходность предприятия в основном зависит от скорости оборота капитала. Для соблюдения действующих правил расчетов следует предотвращать их просрочку, способствовать уменьшению кредиторской и дебиторской задолженностей. Чем быстрее осуществляется процесс расчетов, тем эффективнее работает предприятие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учетные показатели задолженности по расчетам влияют на ликвидность и платежеспособность, характеризующие финансовое состояние каждого отдельного предприятия и государства вообще, влияют на уровень их инвестиционной привлекательности, кредитоспособности и общей рентабельности. Задолженность перед поставщиками возникает из-за разрыва во времени от момента перехода права собственности на приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги до момента их оплаты.

О.В. Уханова предлагает усовершенствовать анализ расчетов с поставщиками путем создания таблицы, где будет видна задолженность каждому поставщику по договорам, сроками погашения задолженности по графику и фактически. Это даст возможность определить по каждой операции, соблюдение сроков поставки товарно-материальных ценностей и своевременность расчетов. Хозяйственные операции должны отображаются только на основании своевременно и правильно оформленных документов с заполнением всех реквизитов предприятия.

С.К. Байдыбековой предложена методика анализа текущих обязательств, которая заключается в изучении структуры текущих обязательств, их оборачиваемости, определении степени платежеспособности и ликвидности предприятия, которые рассчитывают на основе данных финансовой отчетности, а также в осуществлении расчета предельной суммы текущих обязательств под влиянием таких факторов, как доходы, расходы деятельности, оборотные активы предприятия. Это будет осуществлено с целью восстановления платежеспособности предприятия и предотвращения его банкротства.

Как процесс совершенствования ведущими учеными осуществлена классификация долгов предприятия перед поставщиками и подрядчиками по срокам: со сроком погашения до трех месяцев; от трех до шести месяцев; более шести месяцев.

На предприятиях Российской Федерации для усовершенствования учета расчетов с поставщиками и

Есошткз

подрядчиками нужно усовершенствовать не только теоретические разработки в системы учета текущих обязательств, но и практические внедрения. Разработать схему документирования расчетов между поставщиками и покупателями в зависимости от сроков и форм оплаты, схему документооборота расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии. Это позволит полностью раскрыть учетную информацию для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятий.

Совершенствование существующей системы учета текущих обязательств возможно лишь при условии ее унификации с международной, но при одновременном учете национальных особенностей. Это позволит полностью раскрыть учетную информацию для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятий .

Основными элементами контроля операций по обеспечению осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия и фактов их изменения являются:

— объекты — договоры, заключенные предприятием; расчетные операции; записи в первичных документах, учетных регистрах и отчетности; хозяйственные операции по учету фактов изменения обязательств в контексте расчетов с поставщиками и подрядчиками; информация о нарушениях и злоупотреблениях в ведении учета, которые нашли документальное подтверждение в актах ревизии, проверок, выводах аудиторов, постановлениях правоохранительных органов;

— субъекты — собственник и подразделения предприятия, которые выполняют контрольные функции по формированию расчетов с поставщиками и подрядчиками (юридический отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, отдел экономического анализа, планово-финансовый отдел, отдел маркетинга).

Контроль процесса снабжения начинается с оценки потенциального поставщика и качества сырья, материалов, оборудования, энергоносителей, других ресурсов и услуг, приобретаемых предприятием. После подписания договоров контролером проверяется факт выполнения договорных отношений и расчетной дисциплины.

Одной из важнейших задач эффективной организации системы внутреннего контроля операций по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятиях является регламентирование его осуществления, то есть закрепление соответствующего порядка исполнения контроля в соответствующих приказах или положениях и формирование системы внутренних распорядительных документов:

— положении об учетной политике (в части урегулирования особенностей учетного отражения исполнения и изменения обязательств предприятия);

— положении о филиалах, представительствах, обособленных подразделениях (определение особенностей исполнения и изменения обязательств филиалами,

представительствами, обособленными подразделениями с целью оценки их влияния на финансовое состояние предприятия в целом);

— положении о договорной работе;

— графике документооборота (фиксация движения первичных учетных документов и отслеживание расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия);

— положении о службе внутреннего контроля (раскрытие и закрепление функциональных обязанностей избранных субъектов контроля за подконтрольным объектом);

— должностных инструкциях работников (определение контрольных функций и реализация процедур контроля по выбранному объекту проверки).

Планирование снабженческих операций на предприятии предусматривает сбор входящей информации и ее анализ:

— определение ключевых факторов экономической ситуации;

— подбор входной информации, что касается поставщиков-производителей материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии, запасных частей и т. д. на основе бюллетеней, справочников, прессы, прайс-листов;

— анализ информации (анализ работы отдела, анализ плана, анализ поставщиков, анализ затрат, анализ риска);

— формирование плана на будущий период (специфические задачи, выработки альтернативного плана на случай непредвиденных ситуаций, пути достижения целей, организационные мероприятия, тактика действий, методы проверки плана).

Процесс снабжения в широком понимании означает общее руководство снабженческой деятельностью, осуществление которого возложено на специализированный отдел. Задачей отдела снабжения является определение уровня затрат на организацию снабжения, осуществление политики в отношении поставщиков, заключение договоров. В узком смысле под управлением снабжения понимают процесс планирования и ежедневного руководства обеспечением поставок для производственных и непроизводственных нужд предприятия .

Отдел снабжения отбирает из массива поставщиков таких, которые обеспечивают качество по приемлемому уровню цен и регулярность поставок. Особое внимание обращается на условия расчетов и доставку наиболее экономичным способом с целью снижения транспортных и складских расходов.

Нужно учитывать, что решения по поставкам принимаются в условиях, когда часто изменяются как внешние факторы хозяйствования (экономические, политические, социальные, культурные, технические, законодательные, юридические, рынок, конъюнктура, предложение), так и внутренние (план поставки и задачи, связи предприятия, взаимоотношения с другими

Иегасйуе Баепсе | 10 • 2016 163

Экономика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отделами, изменение ассортимента), что порождает определенные проблемы и ограничения.

Ключевая роль и место бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в налаживании системы своевременного информирования управленцев о моменте наступления исполнения обязательств, как со стороны контрагентов, так и со стороны самого предприятия с целью принятия решений и оперативных мер .

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важнейшим участком бухгалтерской работы, поскольку на этом этапе формируется основная часть доходов и денежных поступлений предприятий. С помощью расчетов можно, с одной стороны, направить и обеспечить предприятия сырьем и др., а с другой осуществить реализацию готовой продукции.

Усовершенствовать учет расчетов с поставщиками возможно путем создания таблицы, где будет видна задолженность каждого поставщика по договорам, срокам погашения задолженности по графику и фактически. Это даст возможность определить по каждой операции соблюдение сроков поставки товарно-материальных ценностей и своевременность расчетов. Хозяйственные операции должны отражаются только на основании своевременно и правильно оформленных документов с заполнением всех реквизитов предприятия.

Считаем целесообразным применение регистров накопления и группировки данных о расчетах с поставщиками и подрядчиками для последующего переноса в Журнал-ордер.

Совершенствование существующей в России системы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками возможно лишь при условии ее унификации с международной, но при одновременном учете национальных особенностей. Это позволит полностью раскрыть учетную информацию для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятий.

Приведенные выше предложения должны способствовать совершенствованию методики учета и контроля кредиторской задолженности за товары, работы, услуги и улучшению расчетной дисциплины.

Выводы. В современных условиях тщательно поставленный учет расчетных операций, а также своевременный оборот денежных средств оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия. Одним из приоритетных направлений совершенствования управления предприятием является организация детального учета необходимой информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками, которая формируется в системе бухгалтерского учета и ее предоставление заинтересованным сторонам с целью принятия решений.

Литература

1. Байдыбекова С.К. Совершенствование учета расчетов с дебиторами и кредиторами // Управленческий учет. -2015. — №6. — С. 63-71.

5. Уханова О.В. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями, пути решения // Образование, наука и современное общество: Актуальные вопросы экономики и кооперации: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов: В 5-ти частях / Белгородский университет кооперации, экономики и права. — 2013. — С. 223-228.

(

Никитенко М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Расчеты с поставщиками и подрядчиками являются одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения, причем вне зависимости от того, как проводится проверка: в рамках мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении или в рамках осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иногда проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками может проводиться в рамках реализации мероприятий по проверке соблюдения учреждением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). В рамках этой консультации рассмотрены основные вопросы проведения проверок расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также нарушения, которые выявляются в ходе проверок.

Предмет проверки

При проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками контролеры запрашивают:

  • устав, учетную политику учреждения;

  • сформированные за проверяемый период формы бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

  • журналы операций расчетов с поставщиками и подрядчиками за проверяемый период и приложенные к ним первичные учетные документы;

  • оборотные ведомости по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000;

  • аналитические данные по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000;

  • контракты (договоры) поставки товаров, выполнения работ, возмездного оказания услуг;

  • акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные на поставку товаров;

  • акты инвентаризации (сверок) расчетов.

На основании анализа представленных проверяющим внутренних локальных актов, регистров бухгалтерского учета, первичных учетных документов, аналитических сведений проводится проверка:

  • правового основания заключения контрактов, договоров и их исполнения (проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе, Закона о закупках товаров, работ, услуг, ГК РФ и требований других законодательных актов);

  • расчетов перечисленных авансов (соблюдение в контракте размера авансового платежа, установленного законодательством РФ, правовое основание наличия по счету 0 206 00 000 суммы дебиторской задолженности и др.);

  • достоверности и законности совершения расчетно-платежных операций;

  • соответствия первичных учетных документов, приложенных к журналам операций, требованиям законодательства РФ;

  • соответствия расчетов, отраженных на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, фактам хозяйственной жизни проверяемого учреждения;

  • правового основания возникновения дебиторской, кредиторской задолженности у учреждения;

  • списания сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

  • мер, принимаемых для взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности, а также наличия актов сверки расчетов с дебиторами и кредиторами.

Порядок проведения проверки

Четкий порядок действий, которым контролер может руководствоваться при проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения, прописать достаточно сложно; это связано с особенностями организации деятельности каждого учреждения и личностными характеристиками проверяющего. Поэтому программой проверки обычно устанавливается перечень вопросов, обязательных для изучения, но не порядок действий работника, проводящего проверку. Тем не менее среди всех контрольных процедур можно выделить несколько основных блоков:

1. Приходя на проверку (если говорить о проверке, проводимой в рамках реализации мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), конторолеры изучают особенности организации деятельности учреждения (специфики отрасли, в которой осуществляет свою деятельность учреждение, источники поступления денежных средств и др.). Для получения необходимой в дальнейшей работе информации ревизоры знакомятся с уставом учреждения, учетной политикой и внутренними локальными актами, имеющими отношение к вопросам проводимой проверки. До начала проверки ревизоры на своем рабочем месте готовятся к проверке, изучая законодательные акты, регулирующие деятельность проверяемого учреждения.

2. Проводится анализ контрактов (договоров), заключенных, исполненных в проверяемом периоде. Если предметом проверки является проверка только расчетов с поставщиками и подрядчиками, то проверка соблюдения учреждением норм законов о контрактной системе и о закупках товаров, работ, услуг не осуществляется. Контролеры изучают контракты (договоры) на предмет правильности расчетов, то есть смотрят, на какую сумму был заключен контракт (договор), каков размер авансового платежа по нему, был или нет перечислен авансовый платеж по контракту (договору), исполнен ли контракт (договор), завершены ли расчеты по контракту (договору) и др.

3. Далее проводится проверка уже непосредственно совершенных в проверяемом периоде расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для этого изучаются журналы операции и непосредственно первичные учетные документы, приложенные к ним. Осуществляется проверка соответствия фактов хозяйственной жизни учреждения и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. Например, по заключенному контракту (договору), в рамках которого осуществлялись расчеты, изучаются своевременность, полнота и правильность отражения их на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. При этом обращается внимание:

  • на соблюдение учреждением методологии учета при отражении бухгалтерских записей (при принятии к учету первичных учетных документов, представленных контрагентом, бухгалтерских справок, счетов на оплату);

  • на наличие в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, приложенных к журналу операций, всех обязательных реквизитов (перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов приведен в п. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 7 Инструкции № 157н, ФСБУ «Концептуальные основы» (применяется с 1 января 2018 года));

  • на правильность оформления журналов операций (наличие всех первичных учетных документов, операции по совершению которых отражены в журнале операций;

  • на полноту и точность регистрации документа в учетных регистрах;

  • на своевременность принятия к учету первичных учетных документов;

  • на достоверность (полноту и точность) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг;

  • на своевременность отражения в учете расчетных обязательств. Ревизоры сверяют данные первичных приходных документов с контрактами (договорами) на поставку, заключенными с тем или иным поставщиком, анализируют наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур или отражение операций в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо карточке учета средств и расчетов.

4. Особое внимание уделяется наличию у учреждения дебиторской и кредиторской задолженности, сформированной на отчетные даты. Обязательно устанавливаются причины возникновения такой задолженности. В ходе деятельности учреждения дебиторская, кредиторская задолженность возникает постоянно, однако ее наличие всегда должно быть обоснованным. Со стороны учредителя (органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя) ведется особый контроль за наличием в учреждении кредиторской и (или) дебиторской задолженности на отчетную дату. Размер задолженности, причины ее возникновения, принятые меры по погашению такой задолженности отражаются в отчетных бухгалтерских формах. В ходе проверки устанавливается соответствие сведений, отраженных в отчетности, фактическим данным.

5. Проверка устранения учреждением нарушений, отраженных в акте предыдущей проверки. Ошибки, которые совершаются учреждением, часто бывают типовыми. Они нередко повторяются. Выявленные в ходе проверки нарушения должны быть устранены, однако некоторые учреждения данный факт игнорируют. Поэтому, приходя на проверку, контролеры иногда замечают те же нарушения норм законодательства РФ, которые были выявлены ранее (в ходе предыдущей проверки).

6. Проверка результатов инвентаризации расчетов. Перед составлением годовых отчетных форм проведение инвентаризации обязательно. Это требование установлено п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н, п. 20 Инструкции № 157н, п. 81 ФСБУ «Концептуальные основы». Инвентаризация проводится в порядке, установленном учетной политикой учреждения. Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Чтобы проверить, проводилась ли в учреждении инвентаризация, ревизоры запрашивают инвентаризационные описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (с приложением к ним актов сверок расчетов, актов о результатах инвентаризации (ф. 0504835)). На основании представленных документов контролеры выясняют, проводилась ли инвентаризация перед составлением годовых отчетных форм, каковы ее результаты, приведены ли в соответствие друг другу фактические данные и показатели бухгалтерского (бюджетного) учета (в случае выявленного по итогам проведенной инвентаризации несоответствия данных учета и сведений, представленных контрагентом, подтвержденных документально).

Далее более подробно рассмотрим отдельные вопросы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проверка расчетов по выданным авансам

При проверке расчетов по выданным авансам ревизор:

1. Изучает информацию о наличии ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг), полноту отражения в учете отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками, а также по расчетам с бюджетом).

2. Изучает карточку учета средств и расчетов (ф. 0504051) по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и определяет, соответствует ли итоговая сумма данным оборотной ведомости и показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. При этом следует учитывать, что кредитовый остаток по счету 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» не допускается, отражение показателя в активе баланса со знаком минус не допускается.

3. Проводит проверку валюты баланса. Для этого он анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженность для выявления сумм, требующих обоснованного зачета (например, зачета выплаченного аванса и кредиторской задолженности перед поставщиком (заказчиком) в рамках одного договора (контракта, заказа) по поставленной продукции, работам, услугам). В случае выявления нарушения ревизор уточняет наличие корректирующих записей по зачету сумм взаимных задолженностей в финансовом периоде, следующим за проверяемым). В случае необходимости корректирующие записи необходимо произвести датой выявления ошибки.

4. Проводит анализ сроков погашения дебиторской задолженности, связанной с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставив сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), предусмотренные договорами (государственными контрактами). Контролер также запрашивает причину необычно больших (по его мнению) или других необычных обстоятельств, а также информацию о работе, проводимой по погашению дебиторской задолженности (наличие претензионной работы, передача на взыскание в судебном порядке).

5. Проводит анализ данных по долгосрочной задолженности, задолженности по сделкам с заинтересованными лицами, а также задолженности руководителя и его заместителей, членов совета (наблюдательного совета) и других аффилированных лиц. При проверке казенных учреждений (получателей бюджетных средств) ревизор дополнительно анализирует показатели дополнительной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

6. Проводит анализ операций по списанию дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам, устанавливает наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской задолженности.

7. Убеждается, что по расчетам по выданным авансам проведена инвентаризация.

8. Убеждается, что выявленные в результате инвентаризации расчеты по выданным авансам отклонения своевременно отражены в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности.

9. Убеждается, что все записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по расчетам по выданным авансам произведены на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, своевременно и в правильной оценке.

Проверка расчетов с дебиторами

При выявлении у учреждения на отчетную дату сумм дебиторской задолженности ревизор:

1. Проводит анализ учетной политики в отношении порядка отражения (признания) в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам, в том числе по отражению обеспечительных платежей, залоговых операций.

2. Проводит проверку всех записей в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по расчетам с дебиторами, произведенных на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, на предмет их своевременного отражения в учете и правильной оценки.

3. Проводит анализ операции по списанию дебиторской задолженности по расчетам с дебиторами, устанавливает наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской задолженности.

4. Проводит проверку осуществления учреждением инвентаризации расчетов с дебиторами. При этом обращается внимание на то, что выявленные в результате инвентаризации отклонения своевременно и в полном объеме отражены в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности.

Проверка кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Если в ходе проверки у учреждения на отчетную дату будет выявлена сумма кредиторской задолженности, то ревизор:

1. Запрашивает у руководителя, главного бухгалтера экономического субъекта разъяснения по поводу расхождений остатков по счетам учета кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками с аналогичными показателями предыдущих периодов (в частности, по поводу необоснованного роста показателей).

2. Запрашивает реестр кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками и определяет, соответствует ли итоговая сумма данным оборотной ведомости.

3. Запрашивает информацию о проведении учреждением сверки остатков, числящихся на соответствующих счетах, с данными кредиторов, сравнивает их с аналогичными показателями предыдущих периодов (сравнивает оборот кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками с аналогичными показателями предыдущих периодов).

4. Определяет, могут ли иметь место существенные неучтенные обязательства.

5. Запрашивает, раскрыты ли раздельно в бухгалтерской (бюджетной) отчетности данные по кредиторской задолженности перед руководителями, членами совещательных органов (наблюдательного совета) и прочими аффилированными лицами экономического субъекта (при наличии).

Проверка своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги

Своевременность и достоверность отражения в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками по заключенным договорам (контрактам) проводится на основании первичных учетных документов (счетов-фактур, актов выполненных работ), регистров бухгалтерского учета (журналов операций «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»), контрактов (договоров).

Обычно проверка проводится выборочным методом. Договоры, попавшие в выборку, заносятся в аналитическую таблицу. Ниже приведем пример такой таблицы.

Наименование контрагента

Реквизиты контрагента (дата и номер контракта (договора))

Сумма контракта (договора), руб.

Дата и номер первичных документов

Оплата, дата и номер п/п

Сумма оплаты, руб.

Дата отражения операции в ж/о № 4

ООО «Бета»

От 11.01.2017 № 122/3-17

80 000

Счет-фактура от 31.01.2017 № 11

От 20.02.2017 № 250

80 000

ООО «Альфа»

От 11.01.2017 № 189

4 500

Счет от 11.01.2017 № 4689556

От 26.01.2017 № 236

4 500

ОАО «Гамма»

От 11.01.2017 № 120329

3 000

Счет от 25.01.2017 № 617-080-04

От 26.01.2017 № 237

3 000

Далее, исходя из сведений, занесенных в таблицу, ревизор делает вывод о своевременности, полноте и достоверности отражения в документах учета выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

Нарушения, допускаемые субъектами учета при совершении расчетов между поставщиками и подрядчиками

Среди нарушений норм законодательства РФ, которые чаще всего выявляются по результатам проверок расчетов с поставщиками и подрядчиками, можно назвать следующие.

В нарушение п. 11 Инструкции № 157н устанавливаются факты неправильного ведения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, а именно:

  • первичные учетные документы принимаются без подписей и печатей поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (например, счета и счета-фактуры по услугам связи);

  • отсутствуют необходимые реквизиты на первичных документах (отсутствуют подписи должностных лиц учреждения на актах приемки-передачи, выполненных работ, сверках расчетов, не заполнено поле «основание» в первичных учетных документах, отсутствуют печати в месте для печати и пр.);

  • нарушена хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета (например, к журналу операций за текущий месяц подложены первичные документы за предыдущий месяц или последующий, первичные документы подложены в хаотичном порядке);

  • не подобраны и не сброшюрованы по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующему журналу операции;

  • в большинстве случаев отсутствуют первичные документы, подтверждающие исполнение обязательств поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (к счетам-фактурам не приложены товарные накладные, акты выполненных работ);

  • в журналах операций расчетов с поставщиками и подрядчиками указываются неверные реквизиты первичных учетных документов (даты, номера), имеет место отсутствие реквизитов первичных учетных документов.

В нарушение п. 18 Инструкции № 157н в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками и оборотных ведомостях наблюдаются исправления путем обводки текущего значения, приписки и замазывания корректирующей жидкостью.

Кроме того, часто выявляются факты:

  • установления в контракте авансового платежа в размере, не соответствующем нормам законодательства РФ;

  • превышения предельного размера расчетов наличными деньгами, совершенных с поставщиками, подрядчиками;

  • списания с учета сумм дебиторской (кредиторской) задолженности с нарушением требований законодательства;

  • несвоевременности отражения расчетных обязательств в учете.

* * *

В завершение отметим, что в актах проверок соблюдения проверяемым учреждением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ в разделе «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается информация, касающаяся также соблюдения учреждением положений Закона о контрактной системе. Если соблюдение учреждением требований законодательства РФ о контрактной системе является объектом проверки, то в акте проверки фиксируются нарушения таких законодательных актов. Среди нарушений Закона о контрактной системе можно привести следующие:

  • отсутствуют Положение (регламент) о контрактной службе, приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществления закупки, включая исполнение каждого контракта (нарушение ст. 38 Закона о контрактной системе);

  • нарушается срок размещения на официальном сайте в Интернете первоначального плана-графика (нарушение п. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе);

  • предусмотренная планом-графиком на конец года по статье 223 «Коммунальные услуги» сумма меньше, чем сумма фактически произведенных расходов (нарушение п. 2 ст. 72 БК РФ и п. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *