Продление выездной налоговой проверки

Почему легче избежать выездной проверки, чем ее продления

Несмотря на то, что основания для продления выездной налоговой проверки объединены в шесть условных пунктов, обозначенных в приказе ФНС № ММВ-7-2/189@, в действительности решения инспекторов зависят от складывающихся обстоятельств. Точнее – от специфики бизнеса и особенностей бухгалтерии компании. Их инспекторы смогут легко отнести к отдельным, не ограниченным в смысловой и правовой интерпретации, основаниям для продления налоговой проверки. А если учесть, что не последнюю роль в объявлении формальных причин увеличения срока проверки играют контрагенты – у них могут запросить документы, подтверждающие определенные финансовые операции – становится очевидным: легче избежать самой выездной проверки, чем ее продления.

В чем опасность встречной налоговой проверки? >>>

Действия инспекторов, решивших более тщательно ознакомиться с деятельностью проверяемой организации, трудно предугадать. И еще сложней – оспорить. Собственники некоторых уже «проверенных» компаний оценивают их, как «намеренное создание препятствий для осуществления экономической деятельности». Поэтому довести финансовую отчетность до видимой безупречности недостаточно – необходимо знать и понимать действия налоговиков изнутри.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика.

Основания для продления налоговой проверки

Установленные приказом ФНС № ММВ-7-2/189@ основания для увеличения срока проверки сформулированы размыто. Но это не мешает, основываясь даже на нечетких определениях, эффективно подготовиться к незваным гостям:

  1. Первая в списке возможных причин продления общения с инспекторами – проведение проверок крупнейших налогоплательщиков.

Специалисты 1С-WiseAdvice, знают, какие именно пробелы надеются найти сотрудники ФНС в отчетности больших компаний, и на контроль каких процессов закладывают больше двух месяцев. Риск-ориентированный подход наших специалистов, детально предугадывающий отбор компаний для выездных проверок, избавит ваш бизнес от чрезмерного внимания налоговиков.

  1. Если во время выездной (повторной) проверки от правоохранительных, контролирующих органов или любых других источников инспекторы получат информацию, свидетельствующую о налоговых нарушениях или преступлениях, значит, непременно задержатся. Поэтому важно не просто учитывать в отчетности потенциальные риски, исходящие от контрагентов, но и в принципе не вызывать у сотрудников ФНС желания собирать о вас какое-либо «портфолио».
  2. Непредвиденные, форс-мажорные обстоятельства, например, пожар или наводнение, является еще одним основанием продлить проверку. Причем, независимо от того, где бушевала стихия, – на территории офиса или в самой ИФНС.
  3. Выездная проверка компании с несколькими обособленными подразделениями может также затянуться. Наличие десяти и более подразделений свидетельствует о том, что инспекторы задержатся в компании на максимально возможный срок – шесть месяцев. Это условие действует, если проверяют головную организацию, а все подразделения – в комплексе. Однако ИФНС может назначить и самостоятельную проверку подразделения – независимо от хода параллельной работы в центральной компании.
  4. Если не удалось в указанный срок предоставить инспекторам полный комплект документов с отчетностью, не угрожающей безопасности вашего бизнеса, значит, незваные гости останутся надолго. Если собрать все получилось, а на «причесать» не осталось времени – все равно останутся (см. другие пункты). Чтобы ИФНС не использовала этот пункт против компании, собственникам бизнеса требуется проявить не только знания налогового и бухгалтерского учета, но и скорость.

Срок требуемых при проверке документов составляет десять дней (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик понимает, что не успевает выполнить это требование вовремя, значит, направляет в налоговый орган соответствующее уведомление. Однако, какими мотивами будет руководствоваться руководитель инспекции, принимая решение в ответ на такое извещение, в законодательстве не прописано. Важно понимать, что увеличение срока для предоставления истребуемых документов не является основанием для продления срока самой проверки.

Процессинг – уникальная технология обработки «первички», которая гарантирует своевременную подготовку первичной документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных налоговых проверок документы максимально быстро.

  1. Иные обстоятельства. Тот самый пункт, который дает налоговикам в обосновании продления проверки практически абсолютную свободу. Почему проверку определенной компании инспекторы могут признать исключительной – без видимых на то причин – и задержаться дольше, чем на два месяца, пояснил Конституционный суд в Определении № 1434-О-О от 09.11.2010. Согласно ему, понятие «исключительный случай» инспекторы вправе наполнить собственным содержанием – исходя из фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования законодательных терминов в правоприменительной практике. Как говорится в документе, налоговики «обладают собственной дискрецией в регулировании форм налогового контроля», в том числе в установлении сроков проверок. А дискреция – это не что иное, как право действовать по своему усмотрению. Поэтому лишить ИФНС формальных поводов познакомиться с вашим бизнесом поближе в ходе уже действующей проверки практически невозможно. Проще – в принципе не привлекать внимание налоговиков.

Одна из ключевых задач 1С-WiseAdvice – уберечь клиента от лишнего внимания ИФНС. Для того чтобы обеспечить такой «режим невидимки», мы на регулярной основе контролируем размер налоговой нагрузки, долю налоговых вычетов по НДС, расходов в целях расчета налога на прибыль и пр., анализируем и выдерживаем сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о проверке, контролируем сроки сдачи и факт принятия отчетности, контролируем сроки и содержание ответов на запросы ИФНС и т.д.

Есть ли шанс оспорить продление выездной проверки

Если безопасность бизнеса все-таки оказалась под угрозой из-за затянувшегося общения с инспекторами, примите к сведению: пенять на отсутствие мотивации продления проверки, формальность ее причин бесполезно.

Свободу ИФНС в принятии решения продолжить искать «следы» недобросовестности налогоплательщика опять-таки пояснил Конституционный суд. В уже упомянутом Определении № 1434-О-О указано, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня оснований для продления выездной проверки. Предугадать и отразить в документе всевозможные ситуации, когда налоговикам потребуется дополнительное время для разбирательства, как решил КС, невозможно.

Эксперты 1С-WiseAdvice точно знают, что именно будут смотреть инспекторы и какие данные сопоставлять, поэтому ведут налоговый учет и формируют отчетность, учитывая возможные риски. А чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

Обжаловать решение инспекторов продлить срок проверки в вышестоящем налоговом органе бессмысленно. Практика последних лет свидетельствует, что руководство встает на сторону инспекции, аргументируя тем, что налогоплательщик не вправе оценивать целесообразность действий налоговиков на проверке (решение ФНС от 21.12.2017 № СА-4-9/26102@).

Судебная практика по оспариванию продления выездной проверки демонстрирует аналогичную тенденцию. Несмотря на разнообразие доводов со стороны представителей бизнеса о необоснованности продления проверки, решения выносятся не в их пользу. Но это не повод думать, что выводы судов РФ необъективны. Налоговики настолько скрупулезно и без формализма мотивируют основания для продления проверки, что у судов не остается выбора, как подтвердить законность увеличения срока работы с документами организации. Не стоит надеяться, что сотрудники ФНС не достаточно аргументированно обоснуют свою позицию – в первую очередь потому, что они не заинтересованы в создании судебного прецедента в пользу налогоплательщика. Последний нарушит устоявшуюся систему неоспоримости выводов инспекторов.

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить решение по выездной проверке

Поэтому даже если на ваш взгляд деятельность компании соответствует всем требованиям Налогового кодекса, только помощь экспертов, четко знающих, на что и когда обращают внимание налоговики, обеспечит защиту вашего бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice отстаивают интересы клиентов на разных этапах взаимоотношений с ИФНС: не только готовят аргументированные ответы на запросы и требования в рамках выездных проверок, но и до конца борются за благоприятный для клиента исход по итогам проверки, вплоть до суда.

Связаться с экспертом

Необоснованно продлевают проверку

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013г. по делу №А43-17631/2012. Налоговики решили продлить выездную проверку до 6 месяцев. Почему?

  • Потому что, для квалификации проведенных строительно-монтажных работ нужно привлечь специалиста. Налоговики искали-искали недорогого профи в этой области и нашли, но он не мог сиюминутно приступить к своей работе, а только после окончания выездной проверки. Стоимость услуг аналогичных специалистов в других компаниях в 4 раза дороже, поэтому проверяющие решили, что целесообразно подождать экономного эксперта и продлить проверку;

  • Потому что, налоговики не могли провести допрос сотрудников на рабочих местах, т.к. они либо уволены, либо находились в административном отпуске.

Законны ли данные основания для продления сроков выездной проверки?

Суд, руководствуясь ст.89 НК РФ, Приказом ФНС от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@, Решением ВАС РФ от 21.07.2010г. по делу №ВАС-7688/10, пришел к выводу, что такие основания для продления срока выездной налоговой проверки не являются исключительными.

В Постановлении АС Северо-Западного округа от 11.09.2015г по делу №А21-6006/2014 налоговики продлили выездную проверку, аргументируя принятое решение огромным документооборотом и большим объемом продукции. Что тоже не является аргументом для продления.

А в Постановлении АС Московского округа от 17.07.2015г. по делу №А41-46433/14 налоговики решили, что выездную проверку можно затянуть на год. Например, приостановить, чтобы проверить контрагентов второго и третьего звена, которые ничего не знали о налогоплательщике. Также сотрудники фискальной службы ссылались на получение важной информации от правоохранительных органов, которые подозревают налогоплательщика в схеме по уклонению от уплаты налогов в особо крупном размере. Однако, подтвердить эти данные проверяющие не смогли.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

У налоговиков по общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки. Причем вне зависимости от времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п.9 ст.89 НК РФ). Общая продолжительность выездной проверки с учетом этого может составить год и три месяца.

Налоговый орган не обязан откладывать проверку по вашей просьбе, приходят и суды (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2016г. №А63-4717/2015). Если налоговый орган по своей инициативе примет решение перенести (отложить) выездную проверку, на исчисление ее срока это не повлияет. Указанный срок будет течь с даты вынесения решения о проведении проверки.

Повторно проводят проверку

Постановление АС Центрального округа от 03.04.2017г. №А54-3304/2016. Налоговики назначили одну выездную проверку, а затем спустя 3 месяца еще одну. Доначислили во время повторной. Причем первая проверка была не завершена, справка о проведении не составлена, доказательств того, что срок проведения первой проверки продлен либо приостановлен у налоговиков не было. Проверяющие ссылались на перенос сроков и отмены своего решения, однако весомые основания отсутствовали. Поэтому, руководствуясь ст.89 НК РФ, суд пришел к выводу, что налоговики нарушили сроки проведения выездной проверки. В п.5 ст.89 НК РФ четко прописано, что налоговый орган не вправе проводить более двух выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки. С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации (аб.5 п.10 ст.89 НК РФ).

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные п.5 ст.89 НК РФ, не действуют (абз. 2 п.10, п.11 ст.89 НК РФ). Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Штрафуют не по делу

Штрафовать налоговики, ой как, любят… Был бы повод, а он всегда найдется. Но соответствует ли этот повод требованиям НК РФ?

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2014г. по делу №А81-271/2013. Предприниматель не успел представить 992 документа, и налоговики его оштрафовали. Причем требование представить эти бумаги было предъявлено одновременно с решением о приостановлении выездной проверки. Суд решил, что принятая в отношении ИП мера ответственности по ст.126 НК РФ неправомерна.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.10.2013г. №А39-4516/2012. Организация представила в налоговую оригиналы документов. Подлинников сотрудникам фискальной службы оказалось мало, и они запросили копии. И оштрафовали, т.к. не были представлены «надлежащим образом заверенные копии документов». Суд указал, что «действующим законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу копии документов при представлении ему указанных документов в подлинниках. Таким образом, в рассмотренном случае непредставление копий документов не образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ».

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Налоговая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в установленный законодательством срок (ст.126 НК РФ). Однако при определении меры ответственности за несвоевременное представление документов инспекция должна учитывать наличие смягчающих обстоятельств (п.4 ст.112 НК РФ) и обстоятельства, исключающие вину организации (п.2 ст.111 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в п.1 ст.112 НК РФ, перечень обстоятельств, исключающих вину, – в п.1 ст.111 НК РФ. Оба перечня открыты, поэтому инспекция или суд могут признать смягчающими (исключающими вину) и другие обстоятельства, прямо не поименованные в Налоговом кодексе РФ (подп.3 п.1 ст.112, подп.4 п.1 ст.111 НК РФ).

При наличии обстоятельств, исключающих вину, организация полностью освобождается от налоговой ответственности (п.2 ст.111 НК РФ). При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза (п.3 ст.114 НК РФ). Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода. Так, при рассмотрении дел о несвоевременном представлении документов по требованию инспекции суды значительно снижают размеры штрафных санкций при наличии следующих обстоятельств:

  • инспекция запросила у организации большой объем документов (например, Определения ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09, от 31 августа 2009 №ВАС-11530/09);

  • организация представила документы с небольшим опозданием (например, Определение ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09);

  • инспекция не удовлетворила просьбу организации о продлении срока представления документов (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 октября 2009 №А05-1221/2009);

  • в организации отсутствует бухгалтер (например, требование о представлении документов поступило в организацию, когда прежний бухгалтер уволился, а новый еще не был принят на работу) (например, Постановление ФАС Московского округа от 8 октября 2008 № КА-А41/9303-08);

Несмотря на то, что в ряде судебных решений речь идет о камеральных налоговых проверках, выводы в отношении привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст.93, ст.126 НК РФ).

Проводят как попало выемку документов

Постановление ФАС ВСО от 01.08.2014г. №А74-6105/2013. ИП-шник во время выездной проверки представил в налоговую оригиналы документов, при этом указал, что не имеет технической возможности сделать копии. Проверку приостановили. Все это время документы были в целости и сохранности у налоговиков, да и предприниматель был не против такого места хранения. Затем бизнесмен опомнился: ему срочно понадобились эти бумаги. И дальше события развивались молниеносно… Проверку возобновили, в 14-10 на основании сопроводительного письма провели возврат оригиналов документов, через 5 минут вручили постановление о производстве выемке документов, а еще через 5 минут эта выемка успешно началась. Возврат был формальным, а в ходе выемки изъяли черновики. Суд пришел к выводу, что налоговая инспекция не доказала необходимость и обоснованность действий, касающихся возвращения и выемки документов и признал, что оспариваемые действия налоговой инспекции не соответствует целям проведения выемки документов, предусмотренным ст.94 НК РФ.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Инспекция проводит выемку предметов и документов в присутствии:

  • понятых;

  • представителей организации, в которой проводится выемка;

  • специалистов (при необходимости).

Об этом сказано в аб.1 п.3 ст.94 НК РФ.

Присутствие понятых при производстве выемки обязательно для подтверждения содержания и результатов выемки (п.5 ст.98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п.2 ст.98 НК РФ). Например, привлекать сотрудников инспекции в качестве понятых проверяющие не вправе (п.4 ст.98 НК РФ). В производстве выемки должно участвовать не менее двух понятых (п.2 ст.98 НК РФ).

До начала выемки сотрудники инспекции предъявляют постановление о производстве выемки и разъясняют всем присутствующим их права и обязанности (абз.2 п.3 ст.94 НК РФ). Далее сотрудники инспекции предлагают представителям организации, в которой проводится выемка, добровольно выдать документы и предметы. В случае отказа они проводят выемку принудительно. Если представители организации, в которой проводится выемка, отказываются вскрывать помещения и иные места (например, сейф), где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, то инспекция вправе сделать это самостоятельно. При этом сотрудники инспекции по возможности должны избегать повреждений запоров, дверей и иных предметов (например, сейфа). Это следует из положений п.4 ст.94 НК РФ.

Проводить выемку документов и предметов в ночное время инспекция не вправе (п.2 ст.94 НК РФ). Ночным признается время с 22 часов вечера до 6 часов утра (ст.96 ТК РФ).

Изымаемые документы и предметы сотрудники инспекции обязаны предъявлять всем участникам выемки и при необходимости тут же их упаковывать (абз.1 п.9 ст.94 НК РФ).

Если в ходе выемки сотрудники инспекции изымают подлинники документов, то они должны снять с подлинников копии. Копии заверяет сотрудник инспекции и передает их представителю организации, в которой проводится выемка. Если снять копии одновременно с изъятием подлинников документов невозможно, передать заверенные копии в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после их изъятия. Об этом говорится в аб.2 п.8 ст.94 НК РФ.

Изъятые инспекцией документы (подлинники, копии) должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организации либо подписью ее представителя. Если представитель организации отказывается поставить печать или подпись на изъятых документах, то инспектор делает об этом отметку в протоколе выемки. Об этом говорится в п.9 ст.94 НК РФ.

Путаются, когда, куда и кому вручать документы

Постановление ФАС СЗО от 02.02.2012г. №А66-6/2011. Инспекция отправила предпринимателю почтовые уведомления о вручении акта, о рассмотрении материалов проверки. Но письма ИП-шник не получил, и они вернулись обратно. Проверяющие решили не заморачиваться и отправили акт таким же методом. Никаких попыток вручить акт лично налоговики не предприняли, только ссылались на то, что налогоплательщик уклонялся от вручения акта. Суд решил, что сотрудники фискальной службы нарушили процедуру проверки.

Постановление ФАС УО от 24.01.2011г. №Ф09-10932/10-С2. В этом деле налоговики подумали, что требование о представлении уточненки и уведомление о времени и месте ознакомления и получения акта проверки можно вручить кому угодно, в том числе охранникам, которые не являлись сотрудниками компании. Не тут-то было: налоговики не соблюли требования п.5 ст.100 НК РФ.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз.1 п.9 ст.101, п.6 ст.6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п.2 ст.6.1 НК РФ). Например, если решение по проверке было принято 6 марта 2015 года (пятница), то вручить его организации инспекция должна не позднее 16 марта 2015 года.

Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки. Это следует из совокупности положений п.13 ст.101, п.2 и 6 ст.6.1 НК РФ.

Ищут новые нарушения в ходе дополнительных мероприятий

Постановления ФАС МО от 25.12.2012г. № А40-523/11-20-3. Налоговики вынесли решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако, дополнительные мероприятия были направлены на поиск новых правонарушений и последующих доначислений. «Описание правонарушения, повлекшего неправомерное предъявление к вычету НДС, в акте проверки и решении инспекции отсутствует». Суд сделал правомерный вывод о нарушении прав налогоплательщика.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

  • дополнительных разъяснений;

  • дополнительных (недостающих) сведений.

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

  • истребование документов как у самой организации, так и у ее контрагентов или иных лиц (например, банков);

  • проведение экспертиз;

  • допрос свидетелей.

Об этом сказано в абз.3 п.6 ст.101 НК РФ.

Если инспекция не уведомила организацию о повторном рассмотрении материалов проверки, ее действия можно обжаловать. При этом суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела. И если судьи сочтут, что рассмотрение дополнительных материалов в отсутствие организации не привело к существенному нарушению ее прав, решение инспекции будет оставлено в силе. Об этом сказано в п.38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Продление срока выездной налоговой проверки до 6 месяцев

Обновление: 7 апреля 2016 г.

В общем случае выездная налоговая проверка продолжается 2 месяца. Однако ФНС указывает на один исключительный случай для 6-ме­сячного продления проверки — у проверяемой организации имеется 10 и более обособленных подразделенийп. 2 приложения № 4 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Но это вовсе не означает, что в других ситуациях налоговики, если уж им очень захочется, не смогут продлить проверку до 6 месяцев.

Дело в том, что еще в 2010 г. Конституционный суд указал, что понятие «исключительный случай» является оценочным и наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практикеп. 2 мотивировочной части Определения КС от 09.11.2010 № 1434-О-О. А ВАС, в свою очередь, указал, что с учетом конкретных обстоятельств любое из вышеназванных оснований или их совокупность может стать причиной продления проверки до 6 месяцев. Кроме того, ВАС обратил внимание еще на такой момент. НК, предусматривая возможность продлить срок проверки, одновременно возлагает на инспекторов и обязанность обосновать причины продления. И если налогоплательщик с указанным в решении обоснованием не согласен, он может обжаловать это решение в судеРешение ВАС от 21.07.2010 № ВАС-7688/10.

Когда суды признают правомерным продление проверки до 6 месяцев

Признать недействительным решение о продлении проверки удается нечасто. А все потому, что:

  • во-первых, нет исчерпывающего перечня оснований для увеличения срока проверки;
  • во-вторых, те оценочные критерии, которые ФНС использует для определения оснований для продления проверки, слишком нечеткие (размытые). Вот как, скажите, понимать, при каком объеме проверяемых документов или количестве проверяемых налогов инспекция должна уложиться в стандартный 2-ме­сячный срок проверки, когда она может увеличить проверку на 2 месяца, а когда вообще на 4?

Это, в свою очередь, приводит к тому, что суды тоже по-разному оценивают, когда проверку можно продлить до 6 месяцев, а когда нет.

Так, один суд решил, что проверка была продлена до полугода правомерно, поскольку инспекторам пришлосьПостановление 3 ААС от 13.08.2013 № А33-5889/2013:

  • проверять большой объем документов из-за того, что у организации имелось 22 расчетных счета в банках, она являлась участником 16 организаций. Но при этом у нее был только один филиал;
  • проводить большое количество контрольных мероприятий — встречных проверок (было направлено 25 запросов контрагентам организации), экспертиз, допросов, запросов об оказании содействия в розыске физических лиц в полицию и пр.

По мнению суда, все это в совокупности требовало значительных временных затрат работников налогового органа и проверку компании меньше чем за 6 месяцев они провести просто не могли. К тому же организация не смогла объяснить, как ее права были нарушены из-за продления проверкиПостановление 3 ААС от 13.08.2013 № А33-5889/2013.

Другой суд тоже счел продление проверки до 6 месяцев правомерным, так как организация обладала статусом крупнейшего налогоплательщика, имела более 90 обособленных подразделений, к тому же еще не представила по требованию ИФНС документы для проверки и неоднократно просила инспекцию продлить срок их представленияПостановление ФАС ВСО от 01.03.2013 № А19-14975/2012.

А вот в одном из рассматриваемых судом делПостановление ФАС ВВО от 01.04.2013 № А43-17631/2012:

  • во время проверки инспекция направила более 1000 поручений об истребовании документов у контрагентов проверяемой организации и получила ответы от менее половины из них. А от остальных же контрагентов ответы так и не были получены;
  • инспекторы вызвали на допрос 132 работника организации, которые из-за приостановки деятельности компании или были уволены, или находились в административных отпусках. В связи с этим их допрос на рабочем месте был затруднен;
  • для консультирования по вопросам квалификации строительно-монтажных работ ИФНС была вынуждена привлечь специалиста, но он указал срок оказания услуг, который находился за пределами 2-ме­сячного срока продления проверки;
  • еще велись опросы должностных и материально-ответственных лиц покупателей организации.

Но суд признал неправомерным продление срока проверки до 6 месяцев, несмотря на все эти обстоятельства, посчитав, что они не являются исключительными. Ведь инспекция не смогла доказать невозможность проведения всех этих мероприятий ранее, с учетом того что проверка уже была продлена до 4 месяцевПостановление ФАС ВВО от 01.04.2013 № А43-17631/2012.

При самостоятельной проверке филиала или представительства фирмы продлить срок проверки налоговики не могутп. 7 ст. 89 НК РФ; Письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 1.5). А вот приостановить проверку — запросто.

Если ваша организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам и вы не прячетесь от налоговиков, то, скорее всего, проверку вашей организации продлевать не будут.

Но если проверку вам все-таки продлили, а вы считаете это незаконным, тогда вы можете попробовать оспорить или решение о продлении проверки, или уже итоговое решение по результатам проверки. Разумеется, на время оспаривания решения проверку вам не приостановят (она будет идти до ее окончания). Но если суд с вами согласится, то все доказательства, полученные налоговиками за пределами 2-ме­сячного срока проверки (в частности, проведенные допросы свидетелей), сочтет ненадлежащими и отменит основанные на них доначисления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *