Профессиональный стандарт заместителя директора по ахч

БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 2, с. 43-47

Библиотековедение

УДК 023.5 ББК 78.3п

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

© О. В. Усольцева, 2010

Кемеровский государственный университет культуры и искусств 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17

Характеризуется несогласованность профессиональных регламентов, проводится содержательный анализ должностных инструкций. Рассматривается возможность внедрения в библиотечно-инфор-мационную сферу профессиональных стандартов как основы для разработки образовательных стандартов и должностных инструкций. Приводится образец профессионального стандарта специалиста пятого квалификационного уровня.

Ключевые слова: регламенты профессии, профессиональные стандарты, должностные инструкции, квалификационные уровни.

Key words: professional regulations, professional standards, job instructions, qualification levels.

Одной из проблем библиотечно-информаци-онного образования является существование негармонизированных регламентов профессии: государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ГОС СПО), государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), типовых квалификационных характеристик, должностных инструкций.

Содержательный анализ должностных инструкций сотрудников библиотек г. Кемерово с целью изучения зафиксированных требований к знаниям, умениям, навыкам и должностным обязанностям показывает, что знания, определяемые инструкциями, не соотносятся с должностными обязанностями сотрудников. В трети инструкций не отражены фактические обязанности работников, выполняемые ими, так как они разрабатывались по типовым тарифно-квалификационным справочникам, где раздел спецификации отсутствует. В результате сопоставления должностных инструкций с положениями об отделах установлено, что обязанности и функции работников конкретного отдела часто не согласуются с функциями и задачами этих отделов. В должностных инструкциях руководителей отсутствует раздел кадровой работы, а это один из основных показателей оценки их деятельности. Критерии эффективности

деятельности работника, занимающего конкретную должность, не прописаны.

С 70-х гг. ХХ в. предпринимались попытки изучения библиотечной профессии, построения профессиограмм, которые могли бы стать основой составления должностных инструкций. Они не нашли своего применения в практической деятельности, ограничившись характеристикой общих знаний и требований к библиотекарю. Описание профессии не может основываться лишь на сведениях об уровне необходимых знаний, умений, навыков, опыта. В связи с установлением образовательной парадигмы «знания в течение всей жизни» меняются условия, характер обучения, появляются новые направления подготовки. Поэтому разработанные профессиограммы библиотечных специалистов нуждаются в корректировке и актуализации.

Рисунок иллюстрирует отсутствие устойчивых связей между различными моделями профессиональной деятельности. Так, типовые квалификационные характеристики и професссиограммы не всегда служат основой для составления должностных инструкций, а ГОС СПО и ГОС ВПО разрабатываются автономно.

Анализ позволяет сделать вывод о несогласованности действий разработчиков регламентов профессиональной деятельности, и как следствие —

Несогласованность регламентов профессиональной деятельности

отсутствии согласованных требований к специалисту, неполноте характеристики профессиональной деятельности.

Проанализировав опыт таких сфер деятельности, как экономика и информационные технологии, мы пришли к заключению, что возможным способом гармонизации требований, предъявляемых к специалисту, может быть разработка профессиональных стандартов, которые представляют собой компетентностную модель специалиста, предполагающую выделение квалификационных уровней и необходимых компетенций к ним. Они являются основой для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации. Они, имея равный статус с типовыми квалификационными характеристиками и профессиограммами, могли бы заменить данные регламенты профессиональной деятельности.

Структурный анализ профессиональных стандартов и должностных инструкций дает наглядное представление о совпадении их структурных компонентов (табл. 1). Поэтому при разработке должностных инструкций можно опираться на разработанные профессиональные стандарты, в структуре которых многие разделы прописаны с учетом квалификационных уровней. Такие разделы должностных инструкций, как квалификационные требования, трудовые функции и условия, характеризующие их выполнение, и т. д. могут быть заимствованы из структуры профессионального стандарта. Исходя из имеющихся должностных обязанностей и профессиональных задач, строятся разделы должностных инструкций права, ответственность, взаимоотношения по должности. Такие положения, как порядок назначения работника и освобождения его от должности и организационно-правовые основы деятельности работника разрабатываются, исходя из формы собственности и организационной структуры предприятия (учреждения).

Профессиональные стандарты имеют открытую структуру, поэтому, учитывая специфику

деятельности, в них можно включать дополнительные компоненты. Так, на наш взгляд, в структуру профессионального стандарта специалиста библиотечно-информационной сферы уместно внести такие компоненты, как средства исполнения трудовой деятельности и качества (способности) личности. Специалистам в их практической деятельности приходится иметь дело с различной техникой, поэтому в структурном элементе «средства исполнения трудовой деятельности» следует перечислить средства, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Пункт «качества и способности личности» должен включать в себя как личностные способности, так и психофизиологические качества личности.

Формат профессионального стандарта предполагает выделение уровней профессиональной квалификации. На основе проанализированных профессиональных стандартов в сфере информационных технологий нами была предложена дифференциация по квалификационным уровням биб-лиотечно-информационной деятельности (табл. 2).

На первом уровне предполагается использовать труд работника, который отвечает за выполнение собственной работы. Она состоит преимущественно из технических операций. Данный уровень предполагает общее среднее образование без предъявлений требований к опыту работы.

Второй уровень занимает профессиональный практический работник, который отвечает за выполнение собственной работы. Он несет часть коллективной ответственности за работу, требующую сотрудничества с коллегами. Работа состоит из рутинных операций и типовых процедур. Она предусматривает владение профессиональными знаниями и умениями. Данный уровень соответствует работе библиотечного специалиста второй категории по единой тарифной сетке. С предполагаемыми трудовыми функциями может справиться специалист, имеющий среднее специальное профессиональное образование (в зависимости от квалификации) или бакалавр.

О. В. Усольцева, 2010, № 2, с. 43-47 Т а б л и ц а 1

Соответствие структурных элементов регламентов профессиональной деятельности

Профессиональный стандарт Должностные инструкции

Должность, дифференциация по уровням Должность, которую занимает специалист, должностные связи и ответственность

Направление деятельности работников

Перечень должностных обязанностей Трудовые функции и условия, характеризующие их выполнение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень основных умений, навыков и знаний Квалификационные требования

Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, положений законодательных и нормативно-правовых актов

Требования к практическому опыту Требования к практическому опыту (стажу работы)

Требуемый уровень профессионального образования и обучения Требования к уровню профессионального образования

Описание типичных трудовых операций конкретной профессиональной области Перечень задач, возлагаемых на работника

Виды работ в рамках порученной ему функции

Условия труда Организационно-правовые основы деятельности работника

Меры ответственности, применение которых предусмотрено в отношении работника в связи с ненадлежащим выполнением порученной ему трудовой функции

Требования к состоянию здоровья Требования по охране труда

Необходимость и требования к сертификации

— Порядок назначения работника и освобождения его от должности

— Полномочия (права и обязанности) работника

— Место работника в иерархии (связи по должности)

Т а б л и ц а 2

Квалификационные уровни библиотечно-информационной деятельности

Уровень Статус работника Квалификационное разделение труда в библиотечной сфере

1 Технический исполнитель Библиотекарь 6-7-го разрядов

2 Профессиональный практический работник Библиотекарь 7-8-го разрядов

3 Специализированный практический работник Библиотекарь 9-10-го разрядов

4 Руководитель среднего звена Главный библиотекарь

5 Руководитель среднего звена Заведующий отделом / сектором

6 Высший уровень руководства Заместитель директора

7 Высший уровень руководства Директор библиотеки

Специализированный практический работник, представленный на третьем квалификационном уровне, несет определенную личную ответственность и автономен в принятии решений. Контролирует исполнителя рутинных типовых операций.

Комбинирует и разрабатывает процедуры, необходимые для подготовки работы и осуществления надзора. В действующей единой тарифной сетке данный уровень можно сопоставить с работой специалиста первой категории. Работу на третьем

уровне могут осуществлять выпускники, имеющие квалификацию бакалавр (с необходимым опытом работы) или дипломированный специалист.

Четвертый уровень представлен руководителем среднего звена, который несет ответственность за выполнение собственной работы и за действия коллег. Комбинирует и разрабатывает новые процедуры, консультирует специалистов. Работа требует знаний и умений, независимых от конкретной профессии. Трудовые функции данного уровня соответствуют обязанностям главного библиотекаря. Требования к уровню образования -дипломированный специалист или магистр.

На пятом уровне к руководителю среднего звена предъявляются требования: осуществлять планирование, организацию и руководство работами подразделения; контроль за работой подразделений и производством (выполнением) продуктов / услуг; нести ответственность за реализацию стратегий, анализ, принятие решений и их осуществление, распределение ресурсов и результат деятельности. С перечисленными задачами может справиться дипломированный специалист или магистр с необходимым опытом работы.

Шестой уровень — высший уровень руководства. Руководитель ведет планирование и анализ деятельности подразделения на основе стратегии организации. Выполнение работы требует управленческих знаний и умений. Эта работа предполагает наличие диплома о высшем образовании или магистра с необходимым стажем работы.

Седьмой уровень — это руководитель организации, который несет ответственность за работу организации в целом, ведет планирование и анализ деятельности предприятия. Работа требует знаний опыта российских и международных управленческих механизмов, умения объективно оценивать обстановку, самостоятельно принимать решения и устанавливать политику развития предприятия. Выполнение трудовых функций предполагает уровень дипломированного специалиста или магистра с опытом работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные уровни и сформулированные для каждого из них требования к специалисту можно использовать в библиотечной практике для построения профессиональных стандартов. Уровни можно согласовать с имеющейся в библиотеке номенклатурой должностей и соответствующими должностными обязанностями.

В ходе исследования нами разработан алгоритм формирования перечня трудовых функций:

1. Определение видов профессиональной деятельности;

2. Составление перечня трудовых функций для каждого вида деятельности;

3. Распределение трудовых функций по квалификационным уровням;

4. Отбор наиболее значимых трудовых функций;

5. Преобразование функций в единицы профессионального стандарта;

6. Присвоение набора компетенций для каждой единицы профессионального стандарта;

7. Определение дополнительных требований к работнику;

8. Уточнение должности;

9. Оформление.

Основой формулирования требований к каждому квалификационному уровню профессионального стандарта могут служить: классификаторы профессий, имеющиеся профессиональные квалификационные справочники должностей, должностные инструкции, модельные стандарты, положения об организации / подразделении / службе, корпоративные стандарты (при их наличии), учебные программы и планы, типовые нормы времени на отдельные виды работы (при их наличии).

Нами предпринята попытка сформировать модель профессионального стандарта специалиста библиотечно-информационной деятельности. Так, специалист пятого квалификационного уровня, по нашему мнению, может занимать должность заведующего отделом или сектором в библиотеке. Проанализировав должностные инструкции работников библиотек г. Кемерово, мы: 1) выделили должностные обязанности, присущие этому уровню; 2) каждую обязанность сопоставили с дидактическими единицами ГОС ВПО на уровне знаний и умений, необходимых для их выполнения; 3) сформулировали требования к должности (с. 47).

Нами предложена модель регламента профессиональной деятельности. Проектирование и внедрение профессионального стандарта требует усилий библиотечной общественности и самоуправляемых библиотечных организаций: необходимо формирование экспертной и рабочей групп, разработки исследовательского инструментария. Для этого необходимы материальные и временные затраты. Содержание профессионального стандарта следует формировать с позиций компетентностно-го подхода. Работа по определению номенклатуры компетенций — одна из нерешенных задач, стоящих перед исследователями. Несмотря на это, разработка профессионального стандарта библиотеч-но-информационной деятельности позволит согласовать различные регламенты профессиональной деятельности, сформировать разноуровневые образовательные программы профессиональной подготовки (среднее специальное образование, бакалавриат, магистратура, повышение квалификации), упорядочить требования к специалистам библио-течно-информационной деятельности, а также помочь выстраиванию профессиональной карьеры работников.

О. В. Усольцева, 2010, № 2, с. 43-47 Фрагмент профессионального стандарта для заведующего отделом / сектором:

1) Направление деятельности работников:

2) Требования к практическому опыту работы:

3) Требования к необходимости сертификации:

4) Требования к состоянию здоровья:

5) Наименование должностей:

6) Требуемый уровень профессионального образования и обучения:

7) Средства для исполнения трудовой деятельности:

планирование, организация и руководство работами подразделения; разработка стратегии развития подразделения и организации; ответственность за реализацию стратегий, анализы, решения и их осуществление, за распределение ресурсов и за результат деятельности;

пять лет в должности ведущего (главного) библиотекаря / библиографа; подлежит добровольной сертификации;

перечислить медицинские противопоказания;

руководитель сектора; руководитель отдела;

степень магистра; повышение квалификации; профессиональная переподготовка;

использование копировально-множительной техники; работа с факсом / модемом и т. д.

Перечень должностных обязанностей библиотечных специалистов пятого квалификационного уровня:

1. Планирование развития сектора / отдела;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Осуществление методической деятельности;

3. Организация и проведение научно-исследовательской работы;

4. Контроль качества работы отдела / сектора и отдельных направлений деятельности;

5. Руководство работами подразделения по соответствующему направлению;

6. Обслуживание пользователей библиотеки;

7. Анализ причин трудностей в работе подразделения;

8. Прогнозирование работы подразделения;

9. Консультирование специалистов отдела / сектора;

10. Подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников отдела / сектора;

11. Разработка организационной структуры подразделения;

12. Разработка и внедрение ОРД подразделения;

13. Контроль за соблюдением правил ТБ.

Материал поступил в редакцию 02.02.2010 г.

Должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной части по профстандарту

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной части (АХЧ) разработана с учетом Профессионального стандарта 07.005 «Специалист административно-хозяйственной деятельности», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года № 49н; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция заместителя директора по АХЧ по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей заместителя директора по административно-хозяйственной части в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. Заместитель директора по административно-хозяйственной части назначается и освобождается от должности приказом директора образовательной организации. На время отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на заведующего хозяйством. Временное исполнение должностных обязанностей в таких случаях осуществляется в соответствии с приказом директора, соответствующим требованиям законодательства о труде.
1.4. Заместитель директора по административно-хозяйственной части относится к категории «Руководители» и находится в непосредственном подчинении у директора общеобразовательной организации, руководит работой учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
1.5. На должность заместителя директора по АХЧ принимается лицо:

  • имеющее высшее образование — бакалавриат или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по профилю деятельности (не реже чем раз в три года);
  • имеющее опыт практической работы не менее трех лет в области материально-технического обеспечения;
  • прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • к работе в образовательной организации не допускаются лица: лишенные права занимать эту должность в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.6. В своей профессиональной деятельности заместитель директора по АХЧ руководствуется должностной инструкцией, составленной с учетом профстандарта, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и местных органов управления образованием всех уровней по вопросам хозяйственного обслуживания учреждений.
1.7. Также, заместитель директора по административно-хозяйственной части в работе руководствуется:

  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
  • СанПин 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
  • законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете»;
  • Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работодателем и работником;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.8. Заместитель директора по АХЧ должен знать:

  • законодательство Российской Федерации в области материально-технического обеспечения, складского учета, закупочной деятельности, делопроизводства и архивирования в рамках выполняемых трудовых функций, а также гражданское законодательство Российской Федерации в части регулирования договорных отношений;
  • законодательство Российской Федерации по вопросам эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений, санитарно-технические нормы в рамках выполняемых трудовых функций, а также санитарные и иные правила и нормы, обеспечивающие безопасные и благоприятные условия работы;
  • законодательство Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, охраны труда, экологической безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • локальные нормативные акты общеобразовательной организации, касающиеся административно-хозяйственной деятельности;
  • основные требования стандартов, технических, качественных характеристик, предъявляемых к организации и размещению школьной мебели, учебного оборудования, учебных мест обучающихся и рабочих мест работников, организации рабочего и учебного пространства, пространства для отдыха;
  • общие принципы зонирования помещений;
  • правила оборудования учебных кабинетов, гардероба, столовой, приемной, актового зала и других помещений;
  • методы оценки персонала и результатов труда;
  • основные принципы и технологии бережливого производства;
  • основные условия и порядок заключенных договоров, основы договорной работы;
  • основы и принципы классификации зданий и сооружений;
  • основы менеджмента, управления персоналом и его мотивации;
  • основы организации труда и эргономики;
  • способы организации финансово-хозяйственной деятельности;
  • порядок оформления заказов у поставщиков товаров и услуг;
  • правила делового этикета и деловой переписки;
  • правила проведения инвентаризации;
  • правила складского учета;
  • принципы выбора поставщиков школьной мебели, учебного оборудования, оргтехники, хозяйственного инвентаря и моющих средств, продуктов питания;
  • рынок поставщиков товаров и услуг, обеспечивающих создание оптимальных условий для обучения и труда;
  • способы обработки информации с использованием программного обеспечения и компьютерных средств;
  • основы оказания первой помощи, порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации;
  • структуру и принципы организации документооборота;
  • структуру общеобразовательной организации;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с подчиненными, родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • правила по охране труда и производственной санитарии, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений.

1.9. Заместитель директора по административно-хозяйственной части должен уметь:

  • управлять персоналом, планировать рабочий процесс и ставить конкретные задачи, организовывать труд обслуживающего персонала в соответствии с нормами и требованиями охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • организовывать и консолидировать работу обслуживающего персонала с целью достижения одного результата;
  • планировать рабочий процесс обслуживающего персонала с учетом санитарных, противопожарных и иных правил и норм, обеспечивающих безопасные и благоприятные условия работы;
  • определять объем необходимых потребностей в материально-технических, финансовых ресурсах в соответствии с локальными нормативными актами и бюджетом школы;
  • вести переговоры и деловую переписку, соблюдая нормы делового этикета;
  • использовать и применять технологии бережливого производства;
  • находить решения в аварийных ситуациях в водопроводной, канализационной, отопительной системах;
  • обобщать и систематизировать поступающую информацию, на ее основании находить наиболее эффективные решения для реализации поставленных задач;
  • определять наиболее эффективные и качественные показатели необходимых материалов, товаров и услуг;
  • организовывать процесс закупки необходимых для образовательного учреждения оборудования, материалов и иных товаров или услуг;
  • оценивать свою деятельность с точки зрения эффективности ее конечных результатов;
  • оценивать визуально состояние зданий, сооружений, помещений, систем жизнеобеспечения, оборудования и мебели с целью организации проведения дальнейшего ремонта;
  • производить анализ на основе сводных учетных и отчетных документов;
  • работать с большим объемом информации;
  • разрабатывать и предоставлять на утверждение директору школы локальные нормативные акты и регламентирующие документы;
  • составлять сводные учетные и отчетные документы в целях осуществления контроля и анализа данных о фактах хозяйственной деятельности образовательной организации.
  • владеть методами убеждения и аргументации своей позиции;
  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • использовать компьютерные программы для учета, систематизации и анализа данных, справочно-правовые системы, ресурсы сети «Интернет» и оргтехнику.
  • использовать средства коммуникации.

1.10. Заместитель директора по АХЧ должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Заместитель директора по административно-хозяйственной части должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, пройти обучение по охране труда и пожарной безопасности, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

Трудовые функции

Основными трудовыми функциями заместителя директора по АХЧ являются:
2.1. Создание и обеспечение оптимальных условий для организации образовательной деятельности и выполнения работниками трудовых функций:
2.1.1. Организация условий размещения обучающихся и работников, обеспечение эффективного использования помещений и коммуникаций.
2.1.2. Организация и контроль материально-технического обеспечения условий образовательной деятельности и деятельности работников.
2.1.3. Организация работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы.
2.1.4. Организация документационного сопровождения процессов использования и обслуживания зданий, помещений и оборудования.

Должностные обязанности заместителя директора по АХЧ

3.1. В рамках трудовой функции организации условий размещения обучающихся и работников, обеспечения эффективного использования помещений и коммуникаций:

  • определяет потребности школы в формировании, оборудовании и обеспечении помещений, учебных и рабочих мест, в обслуживающем персонале;
  • осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию общеобразовательной организации;
  • организовывает процесс обустройства и комплектование административных, учебных и иных помещений, рабочих мест мебелью, оргтехникой, учебным и лабораторным оборудованием, приборами;
  • организовывает своевременный процесс ремонта, обслуживания и профилактики коммуникационных систем школы (электроосвещение, водопровод, отопительная и канализационная системы, пожарная сигнализация, телефонная связь);
  • организовывает ремонт помещений общеобразовательной организации;
  • принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся и сотрудников общеобразовательной организации;
  • организует сбор и вывоза мусора, а также передачу его на утилизацию или переработку в соответствии с экологическими нормами и правилами;
  • контролирует содержание в безопасном состоянии и надлежащем порядке подвальных, чердачных, хозяйственных, подсобных, технических помещений школы; обеспечивает условия безопасного содержания указанных помещений, исключающие проникновение посторонних лиц;
  • разрабатывает планы реализации проведения ремонтных работ, переоснащения мебелью и оборудованием;
  • определяет необходимые ресурсы для реализации проектов ремонтных работ, переоснащения мебелью и оборудованием;
  • участвует в заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг;
  • проводит регулярный анализ эффективности использования помещений и качества их уборки;
  • проводит мероприятия в рамках обеспечения пожарной безопасности и противопожарного режима в школе;
  • осуществляет вызов аварийных служб в аварийных ситуациях.

3.2. В рамках трудовой функции организации и контроля материально-технического обеспечения условий образовательной деятельности и деятельности работников:

  • организовывает процесс, определяет процедуру, сроки реализации и периодичность материально-технического обеспечения общеобразовательной организации, составляет списки необходимой для закупки мебели, оборудования, инструментов и инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, расходных материалов;
  • обеспечивает мебелью, оборудованием, кухонным инвентарем и посудой школьную столовою, организует ее уборку;
  • осуществляет пополнение, учет, хранение и размещение первичных средств пожаротушения в образовательной организации, включая огнетушители и их перезарядку, индивидуальных средств защиты;
  • контролирует процесс материально-технического обеспечения;
  • оценивает эффективность процессов и результатов материально-технического обеспечения;
  • организовывает работу склада по хранению инвентаря и ТМЦ, склада продуктов пищеблока образовательного учреждения, создает условия для надлежащего хранения;
  • контролирует работу склада по хранению инвентаря и ТМЦ, склада продуктов пищеблока школьной столовой;
  • организует и контролирует работу по обслуживанию и ремонту мебели, оборудования и оргтехники, своевременное обеспечение учебно-вспомогательного персонала расходными материалами, обслуживающего персонала — чистящими и моющими средствами, индивидуальными средствами защиты;
  • контролирует перемещения ТМЦ, в том числе за пределы образовательной организации;
  • организует работу по озеленению территории школы и уходу за зелеными насаждениями;
  • взаимодействует с представителями обслуживающих сервисных организаций по осуществлению ремонта и обслуживания оборудования, осуществляет контроль сроков гарантии;
  • проводит с участием работников бухгалтерии инвентаризацию ТМЦ, своевременное списание части имущества, пришедшего в негодность;
  • принимает на ответственное хранение в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, товарно-материальные ценности и другое имущество образовательного учреждения;
  • обеспечивает сохранность оборудования, хозяйственного инвентаря.

3.3. В рамках трудовой функции организации работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы:

  • ставит цели и задачи перед учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом в рамках организации трудового процесса;
  • организовывает работу обслуживающего персонала по уборке помещений и территории школы;
  • контролирует соблюдение нормативных и локальных актов, СанПин регламентирующих принципы организации и работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, требования к выполнению работ;
  • контролирует выполнение поставленных задач подчиненными работниками в рамках организации трудового процесса;
  • контролирует состояние помещений и территории общеобразовательной организации.

3.4. В рамках трудовой функции документационного сопровождения процессов использования и обслуживания зданий, помещений и оборудования:

  • ведет соответствующую отчетно-учетную документации (согласно номенклатуре дел), своевременно предоставляет ее в бухгалтерию;
  • составляет паспорт санитарно-технического состояния образовательной организации;
  • ведет реестр заключенных договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации зданий, сооружений, помещений и оборудования;
  • осуществляет учет расхода электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов, подает необходимые сведения и отчетность в бухгалтерию;
  • осуществляет контроль соблюдения и исполнения условий договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации;
  • взаимодействие с поставщиками учебного оборудования и литературы, материалов, продуктов.

3.5. Осуществляет организацию административно-хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения.
3.6. Участвует под руководством директора в составлении программы развития школы, вносит в пределах своей компетенции предложения по реализации положений данной программы.
3.7. Анализирует изменения в финансировании для корректировки стратегии создания и развития материально-технической базы общеобразовательной организации.
3.8. Составляет план по улучшению и развитию материально-технической базы общеобразовательной организации на год с учетом финансирования.
3.9. Участвует в подборе и расстановке кадров учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
3.10. Ведет учет рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательной организации, составляет табель рабочего времени.
3.11. Осуществляет контроль над хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, учебных кабинетов, административных кабинетов, мастерских, спортивного зала и других помещений образовательного учреждения, соответствия указанных помещений требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны труда и пожарной безопасности, осуществляет их периодический осмотр.
3.12. Контролирует исправность освещения, отопления, вентиляционных систем, сетей электро-, водо-, теплоснабжения, организовывает их периодический осмотр и необходимый текущий ремонт.
3.13. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы обслуживаемых систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.
3.14. Контролирует работу наружной канализации и водостоков, организовывает очистку канализационных колодцев, колодцев с пожарными гидрантами на территории школы, проверку пожарных гидрантов на водоотдачу, вывоз мусора.
3.15. Организовывает проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электрических установок и проводки, заземляющих устройств, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещения, наличия радиации, шума в помещениях школы в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
3.16. Организовывает обучение, проводит на рабочих местах работников первичные, повторные, целевые инструктажи по охране труда.
3.17. Разрабатывает, совместно со специалистом по охране труда, инструкции по охране труда по видам работ для обслуживающего персонала школы.
3.18. При назначении ответственным за обеспечение пожарной безопасности в школе, составляет планы мероприятий по пожарной безопасности, готовит проекты приказов и инструкций по подобным вопросам, проводит обучение работников школы и инструктажи по пожарной безопасности.
3.19. Организовывает соблюдение требований противопожарной безопасности зданий и сооружений общеобразовательной организации, следит за исправностью средств пожаротушения, составляет документацию по пожарной безопасности, оборудует уголок пожарной безопасности.
3.20. Контролирует работу тревожной кнопки, работоспособность системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), внутренних гидрантов.
3.21. Принимает меры по обеспечению безопасности во время переноски тяжестей, выполнения погрузочно-разгрузочных и ремонтно-строительных работ, эксплуатации транспортных средств на территории общеобразовательной организации.
3.22. Не допускает выполнения обслуживающим персоналом работ, по которым они не имеют допуска, не проинструктированы, не входят в круг их обязанностей.
3.23. Во время каникул организовывает текущий ремонт помещений, обеспечивает своевременную подготовку помещений, территории, оборудования и коммуникационных систем школы к началу учебного года.
3.24. Вносит директору школы свои предложения по осуществлению системы стимулирования работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, предложения о принятии в случаях невыполнения сотрудниками своих должностных обязанностей мер дисциплинарного воздействия.
3.25. Рационально использует топливные и энергетические ресурсы образовательного учреждения.
3.26. Контролирует и требует от подчиненных ему работников соблюдения правил и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности, норм профессиональной этики.
3.27. В соответствии с утвержденным директором школы графиком осуществляет функции дежурного администратора. Приходит на дежурство за 30 минут до начала первого урока.
3.28. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения в общеобразовательной организации.
3.29. Заместитель директора по административно-хозяйственной части соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, Коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.30. Заместитель директора по административно-хозяйственной части периодически проходит бесплатные медицинские обследования, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.31. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.


скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г

Права

Заместитель директора школы по АХЧ имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных обязанностей, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенным Уставом школы, выдавать распоряжения и указания работникам общеобразовательного учреждения и требовать их исполнения, а также делать замечания обучающимся, относящиеся к соблюдению дисциплины и порядка.
4.4. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4.5. Контролировать и оценивать ход и результаты ремонтно-хозяйственной деятельности, накладывать запрет на виды деятельности, которые могут привести к перегрузке непосредственно подчиненных ему сотрудников, ухудшению их здоровья, нарушению требований охраны труда, не предусматривающие компенсаций.
4.6. Участвовать в приемке ремонтно-хозяйственных работ, которые были выполнены по договорам сторонними организациями.
4.7. Вести переговоры с партнерами образовательного учреждения по материально-техническому оснащению и техническому обслуживанию.
4.8. Представлять к дисциплинарной ответственности заместителю директора по воспитательной работе учащихся, нарушающих санитарно-гигиенические требования содержания помещений и нарушителей дисциплины, в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами о поощрениях и взысканиях.
4.9. Вносить предложения о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников, находящихся в подчинении, по совершенствованию работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, технического обслуживания школы.
4.10. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.11. Предоставлять на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции заместителя директора по АХЧ.
4.12. Участвовать в работе органов самоуправления, в работе общего собрания работников общеобразовательной организации, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых заместителем директора по административно-хозяйственной части должностных обязанностей.
4.13. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.14. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением завхозом норм профессиональной этики.
4.15. На поощрения, награждения по результатам трудовой деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.16. Заместитель директора по АХЧ общеобразовательной организации имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке заместитель директора по АХЧ несет ответственность:

  • за достоверность информации о функционировании систем жизнеобеспечения общеобразовательного учреждения, оборудования;
  • за принятие управленческих решений, повлекших за собой дезорганизацию образовательной деятельности и (или) процесса материально-технического обеспечения;
  • за сохранность вверенного ему имущества образовательной организации;
  • за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим, несвоевременное извещение или скрытие от директора школы несчастного случая;
  • за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
  • за несвоевременное проведение инструктажей учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей;
  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в образовательном учреждении.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных должностной инструкцией заместителя директора по АХЧ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка заместитель директора по административно-хозяйственной части может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм заместитель директора по АХЧ образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления профессиональной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательной организации.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый месяц. Планы работы предварительно согласовываются и утверждаются директором.
6.3. Получает от директора образовательного учреждения информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Получает от работников школы информацию, необходимую для осуществления своих должностных обязанностей.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом, заместителями директора и педагогическими работниками.
6.6. Сообщает директору о возникновении аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения и канализации, электроснабжения, отопительной системы и пожарной сигнализации.
6.7. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях непосредственно после ее получения.
6.8. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в складских и других хозяйственных помещениях образовательного учреждения.
6.9. Своевременно информирует директора школы, специалиста по охране труда о несчастном случае, а также при выявленных нарушениях санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений в школе.
6.10. Информирует директора школы о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении норм и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.

Заключительные положения

7.1. Ознакомление заместителя директора по АХЧ с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

скачать: документы по Пожарной безопасности в Школе
38 документов с учетом приказов на 15 апреля 2020 г

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по Профстандарту

Профессиональный стандарт экономиста 1 категории

В профстандарте экономиста есть несколько трудовых функций, которые могут входить в его обязанности, перечислим их. Осуществление внутреннего контроля Данная функция может осуществляться только экономистом, получившим высшее образование. Кроме того, экономист должен пройти дополнительные испытания, которые включают в себя программы переподготовки или усовершенствования квалификации.

Для реализации трудовой функции необходим опыт работе не менее 7 месяцев, при этом в профстандарте не регламентируются указания, в какой собственно сфере должен был быть получен опыт (т.е. взять на работу можно как специалиста, который ранее работал со внутренним контролем, так и того, кто осуществлял финансовый контроль).

Проведение финансовых расследований Проведение финансовых расследований, как правило, может быть поручено экономисту по финансовой части.

Осуществление этой функции может быть возложено на экономиста по финансовой работе, а сама должность может так же и называться. Сотрудник, претендующий на данную работу, должен иметь высшее образование (специалитет или магистратуру), а также пройти профессиональные программы переподготовки или повышения квалификации.

Требуемый опыт работы — год. Уровень квалификации — 7.

  • Организация финансового мониторинга. Для выполнения этой функции требуется главный экономист с высшим образованием (не ниже специалитета), прошедший профессиональную программу переподготовки или повышения квалификации, с опытом работы не менее 2 лет. Уровень квалификации — 8.
  • В рамках каждой из этих функций действуют особые условия допуска к работе.

Профессиональный стандарт экономиста

Здесь присутствуют такие профессии, как:

  • экономист по труду;
  • экономист по закупке;
  • распределению;
  • материально-техническому снабжению;
  • бухгалтерскому учету;
  • договорной и претензионной работе.

В отличие от профстандарта, квалификационный справочник осуществляет более поверхностную регуляцию. В документе рассмотрено только три компонента профессии экономист.

Внимание

Служебные обязанности экономиста Стоит отметить, что в справочнике должностей его обязанности определены в самом общем облике. В профстандарте экономиста обязанности же представлены более досконально, с указанием необходимого опыта и уровня квалификации в представленной отрасли.

Параметр «Специалист обязан знать» Квалификационный справочник должностей отражает лишь общие сведения, с которыми должен ознакомиться экономист.

Профстандарт: 17.035

Определить это можно самостоятельно по данным о работнике:

  • для первой категории обязательно высшее образование и опыт работы (обязательно в предыдущей категории) не менее 3 лет;
  • для второй — высшее образование и стаж в такой же или подобной должности не менее 3 лет;
  • без категории — высшее образование без требований к опыту работы или среднее специальное образование и стаж в должности не менее 3 лет, или стаж в близких областях работы — не менее 5 лет.

Требования к профстандарту Многие ожидали, что в июне 2016 года правительством будет утвержден профстандарт экономиста, но все же это не случилось.

Профстандарт для экономиста

Важно

Среди принятых и утвержденных на сегодняшний день профстандартов есть несколько, созданных для специалистов с возможными трудовыми задачами экономиста. Рассмотрим те из них, которые чаще всего могут быть использованы для работы с должностью «экономист».

Профстандарт экономиста-финансиста Специальность финансового экономиста позволяет занимать должности, где требуется осуществлять микрофинансовые операции. Соответствующий профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию» принят Приказом Минтруда России № 167н 19 марта 2015 года.

Такой профессионал уполномочен на следующие базовые функции:

  • планирование и выдача микрозаймов, а также сопутствующие операции по ним;
  • привлечение финансового обеспечения микрофинансовых процедур.

Должности, которые предлагает профстандарт в этой сфере – «специалист» либо «ведущий специалист по микрофинансам».
Какие еще профстандарты могут пригодиться? Для различных направлений деятельности экономиста могут быть применимы еще и такие профстандарты, как:

  • «Бухгалтер» (регистрация Приказом Минтруда РФ № 106/н от 22.12.2014 г.);

Должностная инструкция экономиста по материально-техническому снабжению

Должностная инструкция экономиста по материально-техническому снабжению

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, а также иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Экономист по материально-техническому снабжению относится к категории специалистов. Принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению .

1.2. На должность:

— экономиста по материально-техническому снабжению I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по материально-техническому снабжению II категории не менее лет;

— экономиста по материально-техническому снабжению II категории лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по материально-техническому снабжению либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее лет;

— экономиста по материально-техническому снабжению — лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее лет.

1.3. Экономист по материально-техническому снабжению непосредственно подчиняется .

1.4. Во время отсутствия экономиста по материально-техническому снабжению (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, который несет полную ответственность за качественное и своевременное их выполнение.

1.5. В своей деятельности экономист по материально-техническому снабжению руководствуется:

— нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

— уставом предприятия;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями директора предприятия и непосредственного руководителя;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Экономист по материально-техническому снабжению должен знать:

— законодательные и нормативные акты, а также методические материалы по материально-техническому обеспечению;

— экономику производства;

— методы и порядок разработки перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения, нормативов производственных запасов сырья, материалов, порядок составления заявок на материалы, заключения договоров с поставщиками;

— действующие стандарты, технические условия на сырье, материалы, выпускаемую продукцию, порядок и методы их разработки;

— оптовые и розничные цены, номенклатуру потребляемых материалов;

— организацию учета снабженческих и складских операций и порядок составления отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения;

— организацию производства труда и управления;

— основы технологии производства;

— возможности применения вычислительной техники для осуществления расчетов и учета снабженческих операций, правила ее эксплуатации;

— организацию складского хозяйства;

— рыночные методы хозяйствования;

— законодательство о труде;

— правила и нормы охраны труда;

II. Функции

На экономиста по материально-техническому снабжению возлагаются следующие функции:

2.1. Материально-технического обеспечения предприятия.

2.2. Разработка и внедрение мероприятий по рациональному использованию материальных ресурсов.

2.3. Взаимодействие с представителями сторонних организаций по вопросам, входящим в его компетенцию.

2.4. Формирование, ведение и хранение базы данных внутрипроизводственной и внешней информации по материально-техническому обеспечению.

2.5. Составление установленной отчетности.

2.6. .

III. Должностные обязанности

Для выполнения указанных функций экономист по материально-техническому снабжению обязан:

3.1. Выполнять работу по обеспечению предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, комплектующими изделиями, инструментом, запасными частями, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и др.) и их рациональному использованию.

3.2. Разрабатывать проекты перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения предприятия, готовить расчеты и обоснования к ним.

3.3. Определять потребность предприятия и его подразделений в материальных ресурсах, составлять балансы материально-технического обеспечения, сводные таблицы по видам сырья, материалов и устанавливать календарные сроки их поставки в соответствии с требованиями производства.

3.4. Составлять с необходимыми обоснованиями и расчетами заявки на материальные ресурсы.

3.5. Участвовать в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов (экономии материальных ресурсов, снижения затрат, связанных с их приобретением, доставкой и хранением, замене дорогостоящих и дефицитных материалов, использованию местных ресурсов, отходов производства и вторичного сырья), а также норм расхода материалов и производственных запасов, стандартов и технических условий на выпускаемую продукцию, всемерного соблюдения режима экономии.

3.6. Участвовать в работе по расширению хозяйственных связей с поставщиками, освоению новых, более выгодных товарных рынков, отслеживанию конъюнктуры рынка, ассортимента изделий, поступления на рынок новых товаров и товаров определенного вида с целью выявления возможности их приобретения.

3.7. Подготавливать проекты договоров с поставщиками, материалы по претензиям к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, согласовывать с поставщиками изменения условий заключенных договоров.

3.8. Осуществлять контроль за выполнением поставщиками договорных обязательств, а также количеством и качеством поступающих материалов, комплексным их использованием за правильностью предъявления к акцепту счетов и других расчетных документов поставщиков и своевременной передачей этих документов для оплаты.

3.9. Вести оперативный учет движения материальных ресурсов, наличия неиспользованных производственных запасов.

3.10. Принимать участие в работе по ресурсосбережению, реализации выявленных излишков сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии, контролировать соблюдение правил хранения товарно-материальных ценностей на складах и сроков отгрузки возвратной тары.

3.11. Участвовать в формировании цен на выпускаемую продукцию (услуги) и в оценке обоснованности цен поставщиков.

3.12. Составлять установленную отчетность о выполнении плана материально-технического обеспечения предприятия.

3.13. Формировать, вести и хранить базы данных внутрипроизводственной и внешней информации по материально-техническому обеспечению, вносить необходимые изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

3.14. Участвовать в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки информации по материально-техническому обеспечению.

3.15. .

IV. Права

Экономист по материально-техническому снабжению имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).

4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. Ответственность

Экономист по материально-техническому снабжению несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель структурного подразделения

Согласовано:

Начальник юридического отдела

С инструкцией ознакомлен:

Экономист по снабжению

В идеале, обеспечивать предприятие необходимыми материальными ресурсами и следить за их рациональным использованием должен отдельный специалист – экономист по снабжению. Рассказываем о его должностных обязанностях, а также знаниях, которыми он должен обладать, и квалификации.

Должность «экономист отдела снабжения»

Отдельная должность под названием экономист по материально-техническому снабжению, в частности, предусмотрена Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. Он утверждён постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Учтите, что должностная инструкция экономиста снабжения должна соответствовать этому документу Минтруда.

А вот отдельный профстандарт экономиста по материально-техническому снабжению законодательно не утвержден. Нам также не удалось найти профессиональные стандарты, более-менее близкие к обязанностям экономиста по материально-техническому снабжению.

Основные обязанности экономиста по снабжению

Включить в должностную инструкцию экономиста по материально-техническому снабжению желательно следующие должностные обязанности:

  • работа по обеспечению предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, комплектующими изделиями, инструментом, запасными частями, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и др.) и их рационального использования;
  • разрабатывает проекты перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения предприятия, готовит расчеты и обоснования к ним;
  • определяет потребность предприятия и его подразделений в материальных ресурсах, составляет балансы материально-технического обеспечения, сводные таблицы по видам сырья, материалов и устанавливает календарные сроки их поставки в соответствии с требованиями производства;
  • составляет заявки на материальные ресурсы с необходимыми обоснованиями и расчетами;
  • участвует в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов (экономии материальных ресурсов, снижения затрат, связанных с их приобретением, доставкой и хранением, замене дорогостоящих и дефицитных материалов, использовании местных ресурсов, отходов производства и вторичного сырья), а также норм расхода материалов и производственных запасов, стандартов и технических условий на выпускаемую продукцию, всемерного соблюдения режима экономии;
  • участвует в работе по формированию и расширению хозяйственных связей с поставщиками, освоению новых, более выгодных товарных рынков, отслеживанию конъюнктуры рынка, ассортимента изделий, поступления на рынок новых товаров и товаров определенного вида с целью выявления возможности их приобретения;
  • подготавливает проекты договоров с поставщиками, материалы по претензиям к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров;
  • контроль за выполнением поставщиками договорных обязательств, количеством и качеством поступающих материалов и других видов материальных ресурсов, комплексным их использованием, за правильностью предъявления к акцепту счетов и других расчетных документов поставщиков и своевременной передачей этих документов для оплаты;
  • участвует в формировании цен на выпускаемую продукцию (услуги) и оценке обоснованности цен поставщиков;
  • ведет оперативный учет движения материальных ресурсов, наличия неиспользованных производственных запасов;
  • принимает участие в работе по ресурсосбережению, реализации выявленных излишков сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии, контролирует соблюдение правил хранения ТМЦ на складах и сроков отгрузки возвратной тары;
  • составляет установленную отчетность о выполнении плана материально-технического обеспечения предприятия;
  • выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных внутрипроизводственной и внешней информации по материально-техническому обеспечению, вносит необходимые изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;
  • участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки информации по материально-техническому обеспечению.

В России может появиться профстандарт «Работник в области частной охранной деятельности». Соответствующий документ, подготовленный Минтрудом, размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

В профессиональном стандарте выделены 9 обобщённых трудовых функций и 29 трудовых функций. В их числе — охрана имущества, защита жизни и здоровья охраняемых лиц, оказание охранных услуг в чрезвычайных ситуациях, руководство охраной объектов и т. д. Для каждой из них прописаны полномочия и ответственность, знания и умения, уровень опыта и образования.

Как указывает разработчик, анализ текущей ситуации кадрового обеспечения частных охранных организаций показал, что организованно проводится профессиональное обучение только руководителей этих организаций и охранников. Подготовка других работников, таких как операторы пульта технических средств охранной и пожарной исгнализации и другие, проводится по усмотрению руководителей частных охранных организаций. «Это, безусловно, снижает эффективность деятельности частных охранных структур», — говорится в пояснительной записке к проекту.

Введение единого профстандарта позволит повысить качество профессиональной деятельности работников частных охранных организаций, поможет создать единую и эффективную систему профессиональной подготовки работников в области частной охранной деятельности и независимой оценки квалификаций.

Профессиональный стандарт составлен на основе результатов анализа практики частной охранной деятельности, образовательных программ подготовки охранников в этой сфере с учетом отечественного и международного опыта, а также соответствующей нормативной, учебной и методической документации.

К разработке привлекались эксперты и профессиональные организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *