Профстандарт педагога

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

ART 15393

УДК 37.013.46

Утёмов Вячеслав Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», заместитель директора по учебно-методической работе КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры», г. Киров utemov@dr.com

Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования

Аннотация. В статье описывается компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена. Предложенная модель прошла успешную апробацию в КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» в 2011-2015 гг. при прохождении полного курса обучения по ФГОС СПО специальностей группы «Искусство и культура». Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, компетентность, компетенция, виды профессиональной деятельности, компетентностный подход.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Система образования, ориентированная на освоение знаний, накопленных человечеством, устанавливает естественный предел для развития науки, технологий, познания в целом . Цель современного профессионального образования состоит в том, чтобы будущий профессионал обладал широким набором взаимосвязанных и взаимодействующих качеств, таких как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность, стремление к самообразованию, владение новыми технологиями и способами их применения, способность принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, уметь работать в команде, быть готовым к перегрузкам и стрессовым ситуациям и т. д. Список подобных качеств можно значительно расширить, но важнее выявить нечто общее, что сводит их воедино. Такая системообразующая роль в современном образовании отводится понятию «компетентность».

Компетентностный подход мы рассматриваем как объективное явление, вызванное к жизни социально-экономическими, образовательными и педагогическими предпосылками. Современная экономика предъявляет к специалисту среднего звена новые требования, которые надо учитывать в программах подготовки специалистов. Эти новые требования носят междисциплинарный характер и являются универсальными для различных областей деятельности. Попытка удовлетворить эти требования заставляет обновлять содержание изучаемых дисциплин и вводить новые педагогические технологии, а также новые подходы к реализации основной профессиональной образовательной программы.

Однако при наличии почти 70-летнего опыта подготовки специалистов среднего звена сферы культуры и искусства в Вятском колледже культуры приемлемым рабочим является понятие «профессиональная компетентность», удачно сочетающееся с внутренним пониманием педагогической цели работы. Профессиональная компетентность -это полнота качеств и способностей работника, обеспечивающая выполнение им действий в соответствии с компетенцией, определяемой требованиями должности.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

Согласно действующим ФГОС СПО 3+ для всех направлений подготовки, компетенции подготавливаемых специалистов обобщены через прикладные виды профессиональной деятельности : 51.02.01 Народное художественное творчество (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.); 51.02.02 Социально-культурная деятельность (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.); 51.02.03 Библиотековедение (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1357 от 27 октября 2014 г.); 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.); 54.02.08 Техника и искусство фотографии (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.).

Поэтому, на наш взгляд, основная образовательная цель при реализации данного подхода с учетом ФГОС СПО — это развитие компетентности через присвоение вида профессиональной деятельности.

Для реализации ФГОС СПО нами разработана компетентностная модель обучения (см. рис. 1).

Вид профессиональной деятельности, утвержденный стандартом, является компонентом, уточняющим требование и содержание программы подготовки, и включает в себя интегрированный результат формирования общих и профессиональных компетенций специалиста.

Компетенции, в свою очередь, формируются через этапы: знает (знания), умеет (умения), владеет (опыт).

При реализации образовательной программы знания и умения мы рассматриваем как один из результатов базовых и специальных дисциплин, а опыт в основном — как результат учебных, производственных практик и исследовательских, в частности курсовых, работ, в рамках которых студенты выполняют прикладное исследование.

Компетентность обязательно включает в себя способность и мотивацию к совершенствованию в данной предметной области как за счет усвоения новых знаний и методов извне, так и за счет формирования новых знаний и методов из опыта проявления данной компетентности в практической деятельности после завершения процесса обучения .

Создание условий для мотивации к обучению остается первостепенной задачей. Для этого учебный план с первого года обучения должен включать специальные дисциплины. Кроме этого, согласно образовательным стандартам, целесообразно обеспечить подготовку специалистов на базе соответствующих учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по направлениям подготовки. Так, в колледже сейчас функционируют шесть учебных творческих коллективов, где студенты кроме мотивации к освоению образовательной программы приобретают опыт профессиональной деятельности. Если говорить об объеме времени, отводимого на работу в коллективе, можно сказать, что студент, являясь членом коллектива, в среднем участвует в пяти репетициях в неделю, в 20 концертах и 30 показах в год, а также в достаточном количестве конкурсов и фестивалей в составе коллектива.

Уровень мотивации студентов к будущей профессии ежегодно отражается в тестировании увлеченности будущей профессией. Так, на 2015 г. увлеченность распределена следующим образом: I курс — 60%, II курс — 40%, II курс — 65%, IV курс — 80%. Падение интереса к профессии в начале II курса связано по большей части с несоответствием представления о выбранной профессии с реальной, из-за фрагментарного понимания профессии и незнания специфики и её содержания. А после I курса такое понимание приходит. Такой аудит интереса позволяет вовремя усилить работу по адаптации к получаемой профессии через систему внеурочной деятельности, отраженной в компетентностной модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

Рис. 1. Компетентностная модель обучения при реализации ФГОС среднего профессионального образования

Образовательная деятельность колледжа рассматривается нами как процесс взаимодействия интеллектуальных, творческих способностей, рефлексии и мотивации. Интеллектуальная и творческая деятельность в программе подготовки специалистов сферы культуры и искусства переплетены и осуществляются в двух направлениях: формирование и развитие профессиональной индивидуализации (субъективи-зация) в комплексе специальных знаний, умений и навыков; развитие и формирование личности (профессиональная социализация) в процессе формирования психических новообразований и развития сформированных качеств в практической деятельности.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

Единство субъективизации и социализации создает гармоничное сочетание профессионального и личностного начал в развитии компетентности.

Субъективизация проходит через изучение дисциплин, практик, исследовательских работ, а также через работу в учебных творческих коллективах.

Социализация реализуется через основания профессиональных модулей. Для этого ежегодно методическим советом колледжа обновляется матрица формируемых компетенций и матрица замеряемых компетенций для понимания целевых ориентиров освоения профессиональных модулей.

Обобщенными профессиональными модулями по направлениям подготовки в колледже являются творческая/технологическая, организационно-управленческая и педагогическая/социально-культурная деятельность. Каждый модуль содержит производственную практику, содержание междисциплинарных курсов частично усваивается через работу и её осмысление в учебном творческом коллективе и завершается квалификационным экзаменом, результатом которого является готовность к выполнению вида профессиональной деятельности. На данный момент формой такого экзамена является портфолио достижений (грамоты, дипломы, благодарности, отзывы, характеристики студентов), проектное портфолио (разработанный индивидуальный проект в рамках междисциплинарного курса модуля) и портфолио работ (разработки занятий, разработанные репертуарные планы, доклады, рефераты, анализы произведений, обобщение опыта работы). Анализ представленного портфолио позволяет оценить сформированность каждой выносимой для замера компетенции.

Следующим компонентом, учтенным в модели, является рефлексия.

Рефлексия рассматривается как компонент учебной деятельности, являющийся мощным средством самоорганизации познавательной деятельности. Объект рефлексии — непосредственно профессиональные знания, знания о собственной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Так, во внеурочной деятельности и на практиках студенты после посещения культурно-досуговых учреждений, просмотров концертных и театрализованных программ на занятиях проводят всесторонний анализ мероприятия, позволяющий рефлексировать устойчивые мотивы, способствующие осознанию целей профессиональной деятельности, и стать мотивом для дальнейшего освоения образовательной программы. Таким образом, обучение в рамках профессиональных модулей учитывает описанную в методической литературе зависимость между уровнем развития рефлексии и результативностью профессиональной деятельности. Главное при достижении результативности заключается в поиске для каждого студента оптимальной сложности конкретного задания, для этого дифференцируются темы исследовательских работ, концертные номера, театрализованные представления и прочее.

Интеллектуальные результаты за счет творчества и рефлексии обладают свойством саморазвития и саморасширения накопленного опыта. Рефлексия в данном случае не просто играет роль рекурсии в самоприменении некоторого накопленного результата, а проявляется как обращение самой формируемой профессиональной деятельности студента к собственным приемам и знаниям как к объекту анализа-синтеза.

Итог освоения образовательной программы — выпускная квалификационная работа, выполняемая на последнем курсе по освоенным профессиональным модулям, результатам которой является разработанный и внедренный продукт интеллектуальной деятельности (хореографический номер, обрядовое действо, театрализованное представление, кинематографический образ, фонограммы музыкальных произведений и т. д.). Выпускная работа является конечной точкой организации учебной исследовательской деятельности студентов на протяжении всех лет обучения в предложенной модели.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

Таким образом, работа по направлениям «субъективизация» и «профессиональная социализация» позволяет представлять формируемый результат у студента через взаимосвязь общих и профессиональных компетентностей, составляющих требования к выпускнику колледжа. При этом формируемые качества и способности человека «организовываются в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду» (согласно Б. Ф. Ломову, ) (рис. 2).

В четырехкомпонентной компетентностной модели особый смысл приобретают и ребра пирамиды, и её вершины, иллюстрирующие парное и тройное взаимодействие компетентностей. Поэтому, например, в образовательной программе предусматриваются виды учебной деятельности, направленные на оформление ребер пирамиды: выполнение курсовых и учебных исследовательских работ и проектов . За качественное формирование компетентностной пирамиды отвечает следующий компонент модели — система профессионального развития и саморазвития педагога.

Это система мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, проводимых в целях овладения педагогами технологиями и методиками учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых и наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и анализа образовательного процесса. Формирование системы повышения квалификации и самообразования педагогов в колледже ежегодно строится по единой методической теме с обобщением и пропагандой педагогического опыта. Обобщение опыта работы преподавателей проходит в разных формах, отраженных в модели. Благодаря существующей системе методической работы в колледже формируется единое информационное и методическое обеспечение реализации компетентностного подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, с учетом ежегодно в образовательной программе внутренних и внешних факторов существующий результат обучения позволяет говорить о сформированной компетентности выпускника, позволяющей осуществлять виды профессиональной деятельности.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

В качестве перспективы дальнейшего развития описанной модели в системе профессионального образования мы выделяем работу по реализации замера сфор-мированности компетентности в форме компетентностного профиля, то есть разработку таких заданий, которые показывают, какие составляющие компетентности и в какой степени проявляются при решении данной задачи. При этом каждое решение задачи будет иметь компетентностную структуру (рис. 3).

Рис. 3. Компетентностный профиль решений

Компетентностная структура заданий определяется весовыми коэффициентами формируемых компетентностей. Полученные весовые коэффициенты составляющих компетентностей позволяют построить профиль испытуемого (рис. 4).

Рис. 4. Пример компетентностного профиля выпускника

Данный профиль может быть для нас очень удобным при обновлении реализуемых образовательных программ.

В качестве другой ближайшей задачи для методического оснащения обучения в СПО необходимо заметить, что в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, введение ФГОС осуществляется поэтапно (см. рис. 5): ФГОС начального общего образования — с 2011 г.; ФГОС основного общего образования — с 2015 г.; ФГОС среднего общего образования — с 2020 г.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

Если учесть, что для системы общего образования ФГОС стали предписывать образовательные результаты не только предметные, но личностные и метапредметные, т. е. выпускник школы будет обладать «новым» набором учебных достижений, то и следующая ступень образования (профессиональное) должна быть готова к обучению такого выпускника с обеспечением преемственности обучения. Поэтому задача адаптации учебных материалов и методов обучения в СПО с общим образованием должна стать ключевой в методической работе в системе среднего профессионального образования.

Рис. 5. Удельный вес численности обучающихся организаций общего образования, обучающихся по ФГОС (%)

Таким образом, предложенная компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена может стать стрежневым элементом организации учебно-методической работы.

Ссылки на источники

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение утвержден приказом Минобрнауки № 1357 от 27 октября 2014 г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 226 с.

10. Публичный доклад Министерства образования и науки РФ. Публичная декларация целей и задач, 2015 г. — 12 с.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

cept.ru/2015/15393.htm. — ISSN 2304-120X.

Vyacheslav Utemov,

8. Lomov, B. F. (1984). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii, Nauka, Moscow, 226 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 25.10.15 Получена положительная рецензия 28.10.15

Профессиональный стандарт младшего воспитателя используется в обязательном порядке в контролируемых государством организациях для определения характеристик профессии. В его разделах описаны квалификационные параметры, трудовые действия и обязанности сотрудника. В частном секторе он может применяться для получения некоторых преимуществ в области делопроизводства, менеджмента и кадрового дела.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта младшего воспитателя .doc

Основы использования профстандартов

Параметры внедрения профстандартов установлены в утвержденном в 2015 году 122-ФЗ. В соответствии с ним в Трудовой кодекс была введена статья 195.3, где устанавливался обязательный характер применения профстандартов для должностей, требования к которым специально оговорены действующим законодательством. А в принятом в 2016 году постановлении Правительства РФ №584 указывалось, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений и организаций, контролируемых государством. Основные затронутые в этих актах вопросы были дополнительно разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 от 04.04.2016. Как видно из этих документов, круг обязательного использования профстандартов ограничен организациями под контролем государства и узким кругом профессий. В частном секторе их применяют для:

  • Профилактики и урегулирования спорных ситуаций в кадровой сфере.
  • Снижения вероятности конфликтов с представителями государственных организаций, исследующих трудовую документацию при проверках (Роструд, ФНС и т.д.).
  • Введения квалификационных требований к трудоустраивающимися лицам.
  • Выработки оснований для прохождения сотрудниками дополнительного профильного обучения.
  • Упорядочивания существующей трудовой документации и её актуализации.

Внимание! В будущем Минтруд планирует объединить профстандарты с соответствующими разделами квалификационных справочников (ЕКС и ЕТКС), а пока они действуют совместно и наниматель вправе решать, какими документами он воспользуется.

Составная часть профстандарта младшего воспитателя

В начале 2017 года Минтруд утвердил профстандарт специалиста в области воспитания 01.005. Он состоит из четырёх частей:

  1. Вводная. В ней, на основе кодов ОКВЭД и ОКЗ, изложены общие сведения о профессии: цель и вид деятельности, группа занятий.
  2. Функциональная карта профессиональной деятельности. Она включает 6 обобщенных видов рабочих функций и 18 конкретных. Каждой функции для удобства присвоены код, уровень и подуровень квалификации. Так, обобщенная функция социально-психологической поддержки воспитанников включает три конкретных функции: планирование педагогических мероприятий, их организация и методологическое обеспечение.
  3. Развернутое описание обобщенных и конкретных трудовых функций. Описание обобщенной функции включает: требования к уровню образования, опыту профильной работы, а также возможные дополнительно условия, необходимые для допуска сотрудника к работе (медосмотр, отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью). Описание конкретной функции включает: трудовые действия и необходимые для их качественного выполнения знания и умения.
  4. В заключительной части приведены данные об организациях и лицах, участвовавших в разработке положений документа.

Внимание! Как можно заметить из описания, документ не охватывает ряд аспектов профессиональной деятельности: отсутствуют должностные полномочия, параметры ответственности за нарушения и т.д. Для их документирования дополнительно используют должностные инструкции, правила внутреннего распорядка и иную трудовую документацию.

Порядок использования профстандарта

Для качественного внедрения положений профстандарта используется определенный порядок действий:

  • Изучение отраслевой специфики организации с помощью уставной документации и кодов ОКВЭД.
  • Анализ трудовых обязанностей сотрудников. Проверяется их соответствие наименованиям должностей, наличие избыточных и непрофильных функций.
  • Анализ квалификационных параметров деятельности работников: насколько они соответствуют положениям подходящих профстандартов.
  • Изменение имеющейся трудовой документации (профильных инструкций, штатного расписания, трудовых договоров).

После окончания этих процедур работодатель может приступать к более широким изменениям: переменам в организационной структуре, введению новых позиций, перераспределению полномочий и т.д.

Результатом внедрения профстандартов станет:

  • Документирование необходимых квалификационных требований к претендентам на должности.
  • Установление для действующих работников требований по их переобучению и повышению квалификации.
  • Корректные с юридической точки зрения изменения в кадровой документации и структуре организации.

Если организация-работодатель предполагает масштабные перемены в кадровой деятельности, то рекомендуется сперва разработать и утвердить регламент, содержащий основные параметры применения профстандартов: сроки, порядок вступления в силу изменений, ответственных специалистов и иные моменты.

Внимание! Пока ТК РФ не предусматривает возможность увольнения сотрудника за его несоответствие положениям профстандарта. Это невозможно даже в том случае, если он отказывается повышать свой уровень квалификации. В этом варианте можно предложить ему переход на иную должность, с использованием статьи 72.1 ТК.

Для чего нужен профстандарт учителя?

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

С вышеуказанным документом можно ознакомиться в системе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к ней, то вы можете оформить ее бесплатно.

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2020 г.?

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2020 г.?

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

  • наименование должности сотрудника;
  • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
  • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

Где можно скачать профстандарт педагога?

Утвержденный правительством РФ .

Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

***

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В статье описывается ряд разработанных общих требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа в условиях современного образования, а также раскрывается задача образовательных учреждений в подготовке педагогических кадров для профессиональных колледжей.

Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах общества, отражаются также и на профессиональной подготовке преподавателей средне специальных и профессиональных учебных заведений и приводят, естественно, к возникновению новых требований к последним. Сегодня наибольшим спросом пользуются специалисты, хорошо понимающие своё предназначение постоянно передавать опыт и знания молодому поколению, обладающие гибкостью и мобильностью в использовании инновационных технологий обучения студентов профессиональных колледжей. Преподаватели профессиональных колледжей должны воспринимать свою внешнюю среду с сознанием собственной ответственности, уметь самостоятельно действовать и реагировать на быстро изменяющиеся профессиональные ситуации. Этой гибкости в знании, умении и оценивании можно добиться только благодаря постоянному развитию образа мышления и благодаря убежденности в необходимости обучения на протяжении всей жизни. Преподаватели колледжей должны быть квалифицированными, увлечёнными своим делам, способными педагогами. Современные требования обязывают их быть гибкими, мобильными, самостоятельными, обладающими личной ответственностью и межотраслевыми профессиональными способностями. Поэтому всё большее значение у потенциальных педагогов должно приобретать развитие учебной компетенции по самостоятельному получению специальной (профессиональной) информации.

В связи с этим требованием в настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность студента находилась в центре внимания педагогов, исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. главным в данном случае является процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Современная система образования должна способствовать освоению постоянно обновляющихся в настоящее время технологии, научных знаний, умению адаптироваться к новым условиям. Поэтому развитие учебных навыков сегодня является более важным, чем накопление знаний.

В центре внимания всех типов учебных заведений, занимающихся подготовкой преподавателей для среднего специального и профессионального образования, должно быть то, что последним необходимо прививать:

  • умение гибкой адаптации в различных жизненных ситуациях, самостоятельного приобретения необходимых знаний, умелого использования их на практике для решения возникающих проблем;

  • способность самостоятельного, критического мышления, умения увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти способы (методы) эффективного их решения на основе использования современных технологий;

  • чёткость в осознании того, где и как приобретаемые ими знания могут быть использованы;

  • способность генерации новых идей и творческого их осмысления;

  • умения и навыки грамотной работы с информацией. В данном случае подразумевается способность поиска информации для решения определённой проблемы, анализа и выдвижения гипотезы решения проблемы, обобщения и сопоставления полученных решений с аналогичными или альтернативными вариантами, умение аргументировать выводы, применяя их для выявления и решения новых проблем;

  • коммуникабельность, контактность в различных социальных группах;

  • способность самостоятельного развития своего интеллектуального, культурного и нравственного уровня.

В центре внимания профессиональной подготовки преподавателя профессионального колледжа также должно быть комплексное содействие профессиональной компетенции действия в следующих измерениях/категориях: профессиональная компетенция, социальная компетенция, личностная или человеческая компетенция и методическая компетенция. При этом спектр содержания простирается от педагогики науки о воспитании, психологии-науки о законах общения, дидактики использования технических средств обучения, школьного права, включая организацию уроков, учебных мероприятий и постатейное рассмотрение, вплоть до попечения молодежи и дефектологической педагогики. Явное значение приобретает в вузовском учебном плане подготовки преподавателей профессиональных учебных заведений специальная дидактика, поскольку она обладает индивидуальными особенностями.

Нами проанализированы требования, предъявляемые преподавателям специальных дисциплин, с точки зрения государства, предприятия и образовательных учреждений.

На их основе, мы попытались разработать ряд общих требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа. Таким образом, преподаватель колледжа должен;

  • обладать знаниями о предмете, задачах и тенденциях его развития;

  • иметь представление о профессиональных методах коммуникации и передачи знаний.

  • уметь разработать методику обучения своему предмету;

  • эффективно планировать, организовывать и проводить занятия;

  • обладать способностью к профессиональной коммуникации и профессиональной передаче содержания предмета в соответствии с предшествующим изучением;

  • быть самостоятельным и инициативным;

  • уметь мотивировать и активизировать учащихся;

  • быть коммуникабельным;

  • знать о взаимодействии в дидактическом треугольнике и о необходимости анализа адресатов, как основы для организации мотивирующей учебной среды;

  • иметь навыки сотрудничества;

  • уметь самостоятельно решать проблемы;

  • быть ответственным;

  • постоянно повышать свою квалификацию;

  • быть вежливым;

  • уметь слушать;

  • быть терпеливым;

  • быть готовым к преобразованиям рыночной системы и рынка труда;

  • успешно внедрять последние достижения науки, техники и технологии;

  • уметь использовать теоретические знания на практике;

  • развивать у учащихся ответственность по охране окружающей среды и сохранению экологии.

  • иметь перспективный взгляд на методы познания и работу образовательных программ;

  • обладать знаниями о необходимости наглядных работ, а также дидактического сокращения/ упрощения учебного занятия;

Из всего, сказанного выше, следует, что на современном этапе очень много требований предъявляется будущему преподавателю профессионального образования.

Поэтому, сегодня задача образовательных учреждений заключается в подготовке кадров, умеющих самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы. Современный специалист должен самостоятельно искать, находить и анализировать информацию, уметь выходить из проблемной ситуации. Следует отметить, что будущие преподаватели колледжей должны быть готовы к подготовке высококвалифицированных специалистов.

Будущие преподаватели должны также уметь самостоятельно планировать, подготавливать, организовывать деятельностно-ориентированные занятия по специальным дисциплинам и оценивать их. При этом они целенаправленно и, в соответствии с ситуацией, должны выбирать методы и технические средства обучения, уметь применять их. Они должны надлежащим образом выбирать, располагать и структурировать (профессиональная компетенция) научное содержание определенной специальности, контролировать проблему «содержания и времени» на уроке, благодаря грамотному сокращению/упрощению содержания и наглядным работам. Они должны быть готовы передать специфическую для предмета (специальности) методическую компетенцию и инициировать учащихся к самостоятельному получению специальной информации и к обучению на протяжении всей жизни. Анализировать урок согласно заданным критериям (личностная компетенция).

Таким образом, по мере учебно-теоретического изменения парадигмы, учеба не должна больше пониматься просто как обратная сторона обучения, а скорее, напротив, должна концентрировать внимание на действиях и интересах студентов. При этом личностно-ориентированное обучение студентов может получать целенаправленную поддержку, базироваться на структуре содержания знаний и развиваться в соответствии со стратегиями учебы и действия. Проблемно-ориентированные, важные для практики методы, также, как и последующая практическая отработка/практика, пригодны для того, чтобы мотивировать студентов для смены статуса пассивных наблюдателей на статус действующих лиц.

С1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Выступление на педагогическом совете 31.03.17

С2. В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.

С3. Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» – требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.

С4. В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий», – вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.

С5. По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности,

С6. для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации;

С7. для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Были выдвинуты профессиональные компетенции педагога начального образования, отражающие специфику его работы.

С8. Педагог начального образования должен осуществлять следующие трудовые действия:

Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе.

С9. При реализации программ начального общего образования педагог должен уметь:

  1. Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы.

  1. Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.

  1. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования.

С10. Итак, педагог должен быть

  • готовым принять разных детей,

  • ответственным и самостоятельным,

  • знать предмет и программы обучения,

  • способен к нестандартным трудовым действиям,

  • мобильным,

  • уметь работать в команде,

  • готов к изменениям,

  • владеть психолого- педагогическими технологиями

Педагогу начального обучения необходимы знания в таких вопросах, как:

  1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов.

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ.

  1. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий.

  1. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях.

  1. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

Помимо всего перечисленного необходимо соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Таким образом, вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *