Программа обучения по охране труда для технолога

  1. Процедура обучения по программе охраны труда для технолога

Многие работодатели полагают, что проведение инструктажа для технолога является достаточным для того, чтобы обеспечить безопасность его труда. Вместе с тем, реализация вводного и первичного инструктажа является необходимым, но недостаточным условием для соблюдения требований действующего законодательства. Ведь постановление № 1/29 однозначно требует, чтобы в течение одного месяца с момента трудоустройства такой специалист прошел полноценное обучение по программе охраны труда для технолога.

Процедура обучения по программе охраны труда для технолога

  • Процедура обучения по программе охраны труда для технолога

Такое обучение предполагает серьезную подготовку в виде разработки специальной программы обучения по охране труда для технолога. В ней должны учитываться как общие требования законодательства, так и специальные условия выполнения трудовой деятельности данного специалиста. По завершении обучения он должен пройти процедуру квалификационного экзамена. В случае, если ему удастся успешно пройти аттестацию, он получит соответствующее удостоверение, дающее право выполнения работ по специальности. Для проведения такого обучения и выдачи удостоверения, как правило, работодатели привлекаю

С детьми раннего возраста образовательная деятельность осуществляется в первую и вторую половину дня (по 8-10 минут). Форм организации занятий (подгрупповые), с 3 до 7 (8) лет (подгрупповые и фронтальные). Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:

  • в группах младшего и среднего возраста не превышает 30 и 40 минут соответственно,
  • в группах старшего возраста: (5-6 лет) не превышает 45 минут, (6-7(8) лет) не превышает 1.5 часа.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариантная (модульная) части. Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определёнными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, воспроизведение художественной литературы и фольклора).

Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребёнка: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому. Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетные направления деятельности МДОУ – физкультурно-оздоровительное, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. В вариативную часть плана включены по два занятия в бассейне детского сада с детьми дошкольного возраста. Данные занятия проводятся как дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, во время, отведённое на прогулку. Для детей, не посещающих в этот день занятия по плаванию, в бассейне проводятся закаливающие мероприятия. Занятия, входящие в вариативную часть, вставлены в расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности и отражены в учебном плане и календарном планировании. Вариативная часть реализуется в первой и второй половине дня. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам.

В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности детей в ДОУ предусматривает как организованные педагогами совместно с детьми различные формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Чтение художественной литературы проводится в ходе режимных моментов во всех возрастных группах. Режим дня и расписание ННОД соответствует виду и направлению МДОУ.

В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагогов с детьми эстетического и оздоровительного циклов.

В летний период учебные занятия не проводятся. В летний оздоровительный период увеличивается продолжительность прогулок, проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные и музыкальные праздники, экскурсии.

Одно из трёх физкультурных занятий для детей дошкольного возраста круглогодично проводится на открытом воздухе при отсутствии медицинских показаний у детей. В тёплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий физкультурой, утренняя гимнастика проводятся на открытом воздухе.

БУ «Советский политехнический колледж»

ПРОГРАММА

обучения и экзаменационные билеты

для проверки знаний по охране труда работников

по профессии «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования»

г. Советский

2019г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 N 1/29, работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Вновь назначенный на должность слесаря-электрика допускается к самостоятельной деятельности после ознакомления с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работы по охране труда, условиями труда в своем структурном подразделении.

Поскольку работа слесаря-электрика может быть связана с вредными и опасными условиями труда, он должен быть обучен безопасным методам и приемам выполнения работы со сдачей экзамена, а в процессе трудовой деятельности — проходить периодическое обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в 3 года в объеме настоящей программы обучения.

Программа обучения разработана на основании действующих нормативных документов, регламентирующих безопасность труда повара, их квалификационных характеристик в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также анализа условий и безопасности труда слесаря.

Время, отводимое на изучение вопросов охраны труда, определяется в зависимости от объема изучаемого материала, а также сложности и опасности выполняемых работ. Обучение включает освоение теоретических знаний и практических навыков безопасной работы по должности.

Программа обучения состоит из трех разделов:

— правовые вопросы охраны труда;

— организация и управление охраной труда;

— безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех должностей работников и служат для изучения общих организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для слесаря. Формирование тематики специальных вопросов основывается на квалификационных характеристиках слесаря, мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди слесарей.

В программе приводится список нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда для слесаря.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СЛЕСАРЯ-ЭЛЕКТРИКА ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Учебно-тематический план

Номер темы

Тема

Время изучения темы, час

Общие вопросы охраны труда

1,5

Законодательство по охране труда

2,0

Нормативные документы по охране труда

0,5

Организация и управление охраной труда

0,5

Обучение работников требованиям охраны труда

1,5

Несчастные случаи на производстве

1,0

Характеристика условий труда

2,0

Инструкции по охране труда

2,0

Требования к организации рабочего места

4,0

Санитарно-гигиенические требования к условиям труда

3,0

Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

2,0

Итого:

20,0

Контроль знаний

3. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СЛЕСАРЯ-САНТЕХНИКА

Тема 1. Общие вопросы охраны труда

Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.

Тема 2. Законодательство по охране труда

Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.

Коллективный договор. Содержание коллективного договора. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.

Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов.

Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.

Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

Инструкции по охране труда, обязательные для работников.

Тема 4. Организация и управление охраной труда

Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда

Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.

Обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве

Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве. Действия работника при несчастном случае.

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

Сведения о характерных случаях травматизма среди слесарей по ремонту оборудования.

Тема 7. Характеристика условий труда слесаря по ремонту оборудования

Виды работ, выполняемые слесарем-электриком при выполнении своих обязанностей.

Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе слесарем.

Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе.

Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм человека.

Тема 8. Инструкции по охране труда для слесаря по ремонту оборудования

Инструкция по охране труда для слесаря-электрика: общие требования охраны труда, требования охраны труда перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончании работы.

Тема 9. Требования к организации рабочего места слесаря по ремонту оборудования

Рациональная организация своего рабочего места. Важность отсутствия на рабочем месте лишних предметов, не используемых в работе.

Визуальная проверка перед началом работы исправности электропроводки, вилки, розетки, а также электрических соединений между собой всех устройств, расположенных на рабочем месте.

Последовательность выполнения работы, определенная инструкцией по эксплуатации оборудования.

Тема 10. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда слесаря по ремонту оборудования

Нормативные значения площади и объема производственного помещения на одно рабочее место слесаря. Требования к внутренней отделке помещений, в которых работают слесаря-сантехника. Требования, предъявляемые к полу помещений, стенам, проходам, лестницам.

Требования к микроклимату и содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений. Санитарные нормы микроклимата производственных помещений. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Требования к естественному и искусственному освещению рабочих мест. Роль нормальной освещенности рабочего места и отсутствия бликов света в предупреждении перенапряжения зрительного анализатора в процессе работы. Расположение рабочих мест по отношению к световым проемам. Система общего равномерного освещения. Комбинированная система освещения. Нормируемая освещенность рабочего места. Ограничение прямой и отраженной блёсткости от источников света. Ограничение яркости светящихся поверхностей (окон, светильников и т.п.). Источники света и светильники, применяемые в помещениях. Периодичность чистки используемых инструментов и оборудования.

Требования к шуму. Нормирование допустимых уровней шума на рабочих местах слесаря. Ограничение уровней шума на рабочих местах при выполнении основной работы. Применение звукопоглощающих материалов для отделки помещений.

Установленные режимы труда и отдыха для снижения зрительного и костно-мышечного утомления слесаря. Установление регламентированных перерывов в работе для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья слесаря-электрика. Определение времени регламентированных перерывов в работе в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

Действия слесаря-электрика при несчастном случае.

Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок.

Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Правила освобождения пострадавшего, попавшего под действие электрического тока.

Аптечка для оказания первой помощи при несчастных случаях.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Министерства образования РФ от 13.01.03 N 1/29.

3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст)

4. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24.10.02 N 73.

6. Инструкция по охране труда для грузчика(утв. Министерством труда и социального развития РФ 19 мая 2004 г.)

7. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. № 390.

8. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. — М: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.

4. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СЛЕСАРЯ-ЭЛЕКТРИКА ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Билет № 1

1. Виды инструктажей по охране труда.

2. Требования, предъявляемые к организации рабочего места слесаря-электрика по ремонту электрооборудования.

3. Опасность воздействия электрического тока на человека.

Билет № 2

1. Обязанности по охране труда слесаря-электрика.

2. Порядок получения группы по электробезопасности слесаря-электрика.

3. Требования к микроклимату производственного помещения.

Билет № 3

1. Основные обязанности слесаря по охране труда.

2. Правила пользования огнетушителем.

3. Требования к естественному освещению рабочего места слесаря-электрика.

Билет № 4

1. Порядок оформления несчастного случая на производстве.

2. Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

3. Нормирование шума в помещениях.

Билет № 5

1. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на работника.

2. Порядок присвоения группы по электробезопасности слесаря-электрика.

3. Предельно допустимая концентрация содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Билет № 6

1. Организация работы по охране труда на предприятии.

2. Инструкция по охране труда для слесаря-электрика (требования охраны труда во время работы).

3. Способы оказания первой помощи при поражении человека электрическим током.

Билет № 7

1. Понятие «Охрана труда».

2. Требования к внутренней отделке помещений.

3. Меры предосторожности при передвижении слесаря-электрика.

Билет № 8

1. Виды инструктажей по охране труда.

2. Инструкция по охране труда для слесаря-электрика.

3. Допустимые уровни шума в помещениях.

Билет № 9

1. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.

2. Инструкция по охране труда для слесаря-электрика.

3. Целевой инструктаж: причины и цель проведения.

Билет № 10

1. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе Российской Федерации.

2. Действия слесаря-электрика в случае поражения человека электрическим током.

3. Внеплановый инструктаж: цель и причины проведения.

Билет № 11

1. Ответственность за нарушение требований охраны труда и законодательства о труде.

2. Способы оказания первой помощи при электротравмах.

3. Должностные обязанности слесаря-электрика.

Билет № 12

1. Способы оказания первой помощи при электротравмах.

2. Меры предосторожности при уборке рабочего места.

3. Понятие «Производственная санитария».

Билет № 13

1. Нормативные документы, регламентирующие вопросы охраны труда.

2. Опасность поражения человека электрическим током.

3. Инструкция по охране труда для работника (требования охраны труда во время работы).

Билет № 14

1. Факторы, повышающие вероятность возникновения электротравм при работе.

2. Действия работника в аварийных ситуациях.

3.Первая помощь пострадавшим при остановке дыхания.

Билет № 15

1. Первая помощь пострадавшим при отравлении.

2. Факторы, определяющие опасность поражения человека электрическим током.

3. Первичный инструктаж: цель и причины проведения.

Разработал:

Специалист по охране труда Д.А. Козлов

Как Вам уже известно, далеко не всех работников организации необходимо направлять в образовательный центр, чтобы выполнить требование трудового законодательства. При помощи локально созданной и постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда можно организовать обучение по охране труда с гораздо меньшими затратами (про этот алгоритм организации обучения мы говорили в одной из наших статей). Впрочем, составить пару дополнительных документов все же придётся, и программа обучения по охране труда – один из них. Сегодня мы поговорим о том, какими бывают программы обучения по охране труда, с чего следует начать их разработку, и сколько их должно быть в организации. Готовы?

Программа обучения по охране труда. Что это?

Как и любая программа обучения (чему бы то ни было), программа обучения по охране труда – это тезисное изложение содержания лекций, практикумов, круглых столов по тематике охраны труда. Иными словами, это выжимка из всего учебного материала, структурированная по разделам и содержащая необходимые комментарии.

Основная задача программы обучения по охране труда – сделать обучение сотрудников максимально эффективным. Безусловно, живой рассказ с яркими примерами несчастных случаев на производстве поможет работникам организации ощутить важность соблюдения техники безопасности. Но бессвязные и хаотичные смены тем приведут только к путанице, а материала в голове останется мало.

Программа обучения по охране труда требуется, прежде всего, для эффективного и системного изложения материала при проведении обязательного регулярного обучения охране труда при помощи специально созданной комиссии.

Читайте также: Обучение охране труда на предприятиях: порядок организации

Однако также и не стоит забывать, что наличие программы обучения по охране труда — обязанность руководителя организации, согласно 212 ст. Трудового кодекса Российской Федерации: «Работодатель обязан обеспечить … наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.»

Где взять программу обучения по охране труда?

Пожалуй, наилучшей отправной точкой для составления документа будет примерная программа обучения по охране труда, утвержденная Министерством труда 17 мая 2004 года, или более подходящая целям обучения (а точнее, категориям слушателей). Так, приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 июня 2003 г. N153 были утверждены примерные программы обучения по охране труда для:

  • специалистов и руководителей служб охраны труда организаций;
  • членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций;
  • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профcоюзов;
  • руководителей бюджетных учреждений.

После выбора наиболее подходящей программы обучения по охране труда стоит следующая задача — адаптировать программу под специфику организации; утверждать ее в первозданном, типовом виде — достаточно распространенная ошибка. Перед тем, как вводить в действие типовую программу, следует пересмотреть ее на предмет следующих нюансов:

  • создана ли в организации служба охраны труда, или в штатном расписании числится только специалист по охране труда (или в организации менее 50 работников)?;
  • предусмотрена ли выдача молока (иного профилактического питания), средств индивидуальной защиты (СИЗ) и предоставление льгот?
  • организовано ли в организации производство, трудятся ли несовершеннолетние, подлежат ли работники отдельных профессий прохождению медицинских осмотров?

Запутались? Запишитесь на экспресс-аудит по охране труда!

С учетом выше обозначенных моментов программа обучения по охране труда становится адаптированной под специфику отдельно взятой организации. Для полной «настройки» программы остается только снабдить каждый из пунктов краткими, тезисными комментариями — о чем пойдет речь в каждом из разделов программы.

Сколько должно быть программ обучения по охране труда?

Как Вы уже успели заметить, перечисленные выше примерные программы обучения по охране труда утверждены для категории специалистов, и абсолютно не подходят для работников рабочих профессий. Именно поэтому для этой категории разрабатываются отдельные программы обучения по охране труда с учетом специфики производимых работ, использования определенного оборудования и условий труда.

Программа обучения по охране труда для работников рабочих профессий составляется достаточно просто, если знать ее структуру. Как правило, в программу включаются следующие разделы.

  1. Общие вопросы охраны труда.
  2. Законодательство по охране труда.
  3. Нормативные документы по охране труда.
  4. Обучение работников требованиям охраны труда.
  5. Несчастные случаи на производстве.
  6. Характеристика условий труда.
  7. Производственная санитария.
  8. Меры безопасности при работе с оборудованием.
  9. Средства индивидуальной защиты.
  10. Электро- и взрывобезопасность.
  11. Способы оказания первой помощи.

Подведем итог

Программа обучения по охране труда, являясь структурированной выжимкой из учебного материала, позволяет системно и эффективно передать знания требований охраны труда. Программы формируются на основе типовых, представленных Минтрудом, и делятся на категории: для руководителей и специалистов и работников рабочих профессий.

Вам будет так же интересно:

Основные документы по охране труда

Перечень документов по охране труда: какие и сколько?

Приводим документы по охране труда в организации в порядок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *