Прогрессивное налогообложение

История

Идея применения прогрессивного налогообложения существует долгое время. Одним из ранних известных текстов, в котором обсуждается справедливость применения прогрессивного налогообложения, является сочинение Франческо Гвиччардини «La Decima Scalata», написанное в начале 16 века. Экономисты Кеннет Шиви и Дэвид Стасейвидж, исследовавшие историю дебатов вокруг прогрессивного налогообложения на протяжении нескольких веков, указывают на три вида аргументов, используемых в спорах о способах налогообложения: равный подход («equal treatment»), возможность платить («ability to pay») и компенсационный аргумент («compensatory argument»). Компенсационный аргумент, который применялся после начала мировых войн, позволил наиболее сильно увеличить прогрессивность налогообложения в первой половине 20 века.

  • Максимальная ставка налога на доход в США с 1913 по 2009

Впервые прогрессивное налогообложение на доход было введено в Великобритании премьер-министром Уильямом Питтом Младшим в декабре 1798 года. Оно начиналась с 2 пенсов за фунт (1/120) на доходы размером более 60 фунтов и увеличивалось до максимального значения 2 шиллинга за фунт (1/10) на доходы размером более 200 фунтов.

Значительно позднее, 14 июля 1893 года в Пруссии была проведена реформа налогообложения (также называемая «Реформа Микеля» по имени тогдашнего министра финансов Иоганна Микеля). Новый прогрессивный подоходный налог начинался с 0,62 % (для годового дохода 900 ÷ 1050 марок) и увеличивался до 4 % (для годового дохода более 100 000 марок).

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен.

К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге». Лишь Декретом от 23 ноября 1922 года (опубликован 16 ноября) налогообложение было реформировано.

Примеры

Для лучшего понимания прогрессивного налогообложения рассмотрим основные формы налогообложения, сформировавшиеся на начало XX века и сравним их.

  • налог равный — каждый налогоплательщик платит одинаковую сумму налога, независимо от уровня дохода. В данном случае видно, что здесь не учитывается платежеспособность плательщиков. Крайняя простота взимания, возможность почти с точностью определить будущую сумму дохода служили оправданием существования равных налогов в средние века при отсутствии сносной финансовой администрации. Типичным равным налогом является подушный налог.
  • пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) — каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.
  • прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) — более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.

Обоснование

Надо заметить, что налогообложение — это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения, а финансисты, которые защищают их интересы, всегда ищут доводы против прогрессивного обложения.

Возможность платить

Аргумент от возможности платить использовался для увеличения налогов на богатых несколько столетий, по крайне мере с 16 века. В 1500 году управляющий совет Флоренции ввел прогрессивный налог на доход с земли, известный как decima scalata (ступенчатая десятина). Франческо Гвиччардини в сочинении «La Decima Scalata» представил спор между двумя воображаемыми ораторами. Сам автор был противником этого налога, но, как предполагается, в тексте он изложил полностью доводы сторонников прогрессивного налогообложения. В сочинении сторонник прогрессивного налога в споре указывает, что равенство налогов не состоит в том, что каждый человек должен платить одинаковый для всех процент, а в том, что выплаты должны в одинаковой степени создавать сложности для плательщиков.

В XVIII веке Жан-Жак Руссо, выступая за налог на роскошь, исходил также из идеи возможности платить:

«Если всё это тщательно собрать воедино, то мы обнаружим, что для того, чтобы обложение было справедливым и действительно пропорциональным, оно должно производиться не только в соответствии с размером имущества плательщиков, а на основе сложного соотношения различий в их положении и излишков их имуществ».

Адам Смит также защищал идею прогрессивного налогообложения, используя аргумент возможность платить:

«Предметы первой необходимости составляют главный расход бедняков. Им трудно доставать пищу, и большая часть их скромного дохода затрачивается на приобретение её. Предметы роскоши и суетности вызывают главный расход богатых, а великолепный дом ещё украшает и выставляет в наиболее выгодном свете все другие предметы роскоши и суетные украшения, которыми они обладают. Поэтому налог на наёмную плату должен, по общему правилу, ложиться наибольшей тяжестью на богатых, и в такого рода неравномерности нет, пожалуй, ничего особенно несправедливого. Отнюдь не несправедливо, чтобы богатые участвовали в государственных расходах не только пропорционально своему доходу, но и несколько бóльшей долей».

Аргумент возможность платить наиболее часто применяется при защите идеи прогрессивного налогообложения. Он указывается в качестве основного, в том числе в современных книгах и справочниках.

В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, то есть дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица. Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т. п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога сообразно иерархии потребностей человека.

— Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.

Однако наиболее эффективной с точки зрения усиления прогрессивности налогов себя показала в истории не идея возможности платить, а компенсационный аргумент.

Компенсационный аргумент

Компенсационная теория подразумевает, что налоги на богатых должны компенсировать разницу в привилегиях, получаемых богатыми от государства. Например, налоги, собираемые государством, можно разделить на две группы по степени нагрузки на классы: налоги на бедных и налоги на богатых. Различие возникает из-за того, что доля доходов, расходуемых на потребление, у бедного и среднего класса значительно больше, чем у богатых. Уже в 19 веке Джон Стюарт Милль указывал, что косвенные налоги (налоги на товары и услуги, акцизы, пошлины) особенно падают на бедных и средний класс, поэтому справедливой будет прогрессивная система налогов на доходы, которая будет компенсировать эту регрессивность косвенных налогов.

Компенсационный аргумент позволил значительно увеличить прогрессивность налогообложения во время мировых войн. Бедный и средний класс проливали свою кровь на войне, в то время как богатые не призывались на военную службу, а те, кто был связан с военным комплексом, получили возможность заработать на возросших военных заказах. В результате возникла идея компенсации разницы между бедными и богатыми — «воинская повинность для богатства» («conscription of wealth»). В результате в этот период средняя по 20 западным странам максимальная ставка на доходы превысила 60 %.

Виды прогрессий

Простая поразрядная

Это самый простой вид прогрессии. В данном случае шкала совокупного дохода (налоговая база) делится на разряды. Каждому разряду соответствуют определённые высший и низший уровень доходов. И каждому разряду соответствует определённая твердая налоговая сумма. Подобный вид прогрессии был характерен для многих стран на начальном этапе ввода подоходного налога.

Недостатком данного вида налогообложения является скачкообразное изменение уровня налога на стыке разрядов. Два мало различающихся дохода, попадающие по обе стороны от границы соседних разрядов, приводят к значительной разнице в налоге. Например при совокупном доходе 1000 рублей налог составляет 31 рубль, а при совокупном доходе 1001 рубль — налог 45 рублей. См. таблицу. Второй недостаток — при данной форме прогрессии возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога остаётся в собственности сумма меньше, чем у владельца более низкого дохода.

Таблица налогообложения. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 года.

Разряд Полугодовая сумма доходов
в золотых рублях
Налог
в золотых рублях
1 свыше 150 до 200 2
2 свыше 200 до 250 3,5
3 свыше 250 до 325 5
4 свыше 325 до 400 8
5 свыше 400 до 500 11
6 свыше 500 до 650 15
7 свыше 650 до 800 21
8 свыше 800 до 1000 31
9 свыше 1000 до 1250 45
10 свыше 1250 до 1600 70
11 свыше 1600 до 2000 105
12 свыше 2000 до 2500 155
13 свыше 2500 до 3000 230
14 свыше 3000 до 3500 315
15 свыше 3500 до 4000 415
16 свыше 4000 480

плюс 60 рублей на каждые 500 рублей сверх 4000 рублей

Относительная поразрядная

Данный вид прогрессии также предполагает деление налогооблагаемой базы на разряды. Каждому разряду присваивается своя ставка налога в процентной форме. Ставка налога применяется ко всей налогооблагаемой базе. Внутри разряда сохраняется пропорциональное обложение, однако при переходе к следующему разряду, также как при простой поразрядной прогрессии, происходит скачок налога. Возможна также ситуация, когда после уплаты налога в распоряжении налогоплательщика с более высоким доходом останется меньше средств, чем у налогоплательщика с более низким доходом.

Одноступенчатая (с необлагаемым минимумом)

Данный вид прогрессии (прогрессивного налогообложения) имеет всего одну налоговую ставку. Кроме того введена граница (минимальный доход, не облагаемый налогом), ниже которой доход, не облагается налогом (0 %), а выше которой облагается, независимо от дальнейшего роста. См. график. Сама налоговая ставка фиксирована и не прогрессивна, но с учётом границы мы имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом дохода. Эффективная налоговая ставка показывает реальную ставку налогообложения, которой подвергся объект. Иногда данное налогообложение называют налогообложением со скрытой прогрессией.

Здесь всего одна налоговая ставка (нет начальной, нет максимальной) и равна например в Латвии — 24 %, а в Литве — 15 %.

Одноступенчатая прогрессия:
налоговая ставка 40 % и кривая эффективной налоговой ставки

Страны, использующие одноступенчатое прогрессивное налогообложения физических лиц.

Страна Прогрессия Необлагаемый минимум Налоговая
ставка
Латвия (2014) одноступенчатая 900 € 24 %
Литва (2014) одноступенчатая 1.633 € 15 %
Эстония (2018) одноступенчатая 500 € 21 %
Румыния одноступенчатая 250 RON (55 €) 16 %
Чехия (2013) одноступенчатая 24.840 CZK (909 €) 15 %

Размер налога N и эффективную налоговую ставку S и можно вычислить по формулам:

N = S 1 ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})}
S = N / D {\displaystyle S=N/D}
S 1 {\displaystyle S_{1}} — налоговая ставка
D {\displaystyle D} — совокупный годовой доход, подвергаемый налогообложению
D 1 {\displaystyle D_{1}} — доход, не облагаемый налогом

Пример для Латвии в 2014 году (налоговая ставка — 24 %, необлагаемый минимум — 900 €):

При годовом доходе, равном 5000 €
сумма налога составляет: N = 0,24 × (5000 − 900) = 984 €
эффективная налоговая ставка: S = 984 : 5000 × 100 % = 19,68 %

При годовом доходе, равном 10000 €,
сумма налога составляет: N = 0,24 × (10000 − 900) = 2184 €
эффективная налоговая ставка: S = 2184 : 10000 × 100 % = 21,84 %

Надо отметить, что основной рост эффективной налоговой ставки происходит в очень узком диапазоне, в зоне низких доходов, в непосредственной близости от границы дохода, необлагаемого налогом. Поэтому многие экономисты считают данный вид налогообложения «условно-прогрессивным» и рассматривают как пропорциональное налогообложение.

Начиная с 2018 года в Латвии применяется многоступенчатая налогообложение. Если сумма доходов за год не превышает 20004 евро, тогда ставка налога 20 %. Если сумма доходов превышает 20004 евро, но не превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 23 %. Если сумма доходов за год превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 31,4 %.

Многоступенчатая

Налоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок. — одноступенчатая, — трёхступенчатая, — шестиступенчатая.

В этом случае доход делится на части (ступени) налогообложения. Каждой ступени соответствует своя фиксированная налоговая ставка. Налоговая ставка каждой следующей ступени растёт ступенчато с ростом облагаемого дохода. Число ступеней может быть минимальным — две (как в Польше) или три (как в Австрии) и доходить до необходимого максимума (18 в Люксембурге). Особенность многоступенчатой прогрессии (налогообложения) в том, что при делении на ступени, повышенная ставка налога накладывается не на весь доход в целом (!), а только на ту часть, которая превысила нижнюю границу данной ступени. Окончательный налог определяется как сумма налогов каждой отдельной ступени. Здесь мы так же имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом облагаемого дохода, причём кривая эффективной налоговой ставки имеет небольшую волнообразность, которая уменьшается по мере увеличения количества ступеней.

Предположим, совокупный годовой доход, разделён на несколько частей (ступеней), в пределах которых действуют следующие налоговые ставки:

  • ступень 1 с налоговой ставкой S1, действующей в диапазоне доходов от D1 до D2
  • ступень 2 с налоговой ставкой S2, действующей в диапазоне доходов от D2 до D3
  • ступень 3 с налоговой ставкой S3, действующей в диапазоне доходов от D3 до D4 и т. д.

Тогда размер налога N вычисляется по формуле:

N = S 1 ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 1

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D − D 2 ) {\displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D-D_{2})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 2

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D 3 − D 2 ) + S 3 ( D − D 3 ) {\displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D_{3}-D_{2})+S_{3}(D-D_{3})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 3, и т. д.

Общая формула для вычисления налога N выглядит так:

N = S n ( D − D n ) + ∑ i = 1 n − 1 S i ( D i + 1 − D i ) {\displaystyle N=S_{n}(D-D_{n})+\sum _{i=1}^{n-1}S_{i}(D_{i+1}-D_{i})} n {\displaystyle n} — номер ступени налогообложения
S n {\displaystyle S_{n}} — налоговая ставка, действующая в данной ступени n {\displaystyle n}
D n {\displaystyle D_{n}} — нижняя граница дохода ступени налогообложения n {\displaystyle n}
Ставки подоходного налога, действующие в России, на доходы, полученные с 01.01.1998

Размер облагаемого дохода Ставка налога
До 20 000 руб. 12 %
От 20 000 до 40 000 руб. 15 %
От 40 000 до 60 000 руб. 20 %
От 60 000 до 80 000 руб. 25 %
От 80 000 до 100 000 руб. 30 %
От 100 000 руб. и больше 35 %

Пример:

При годовом доходе, равном 30 000 руб.
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 10000 × 0,15 = 3900 руб.
эффективная налоговая ставка: S = 3900 : 30000 × 100 % = 13 %

При годовом доходе, равном 70 000 руб.
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 20000 × 0,15 + 20000 × 0,20 + 10000 × 0,25 = 11900 руб.
эффективная налоговая ставка: S = 11900 : 70000 × 100 % = 17 %

Достоинства многоступенчатой модели налогообложения:

  • наглядность (всю модель налогообложения можно представить в виде простой таблицы)
  • простота (каждый в состоянии сам рассчитать налог)
  • гибкость (возможность изменения налоговых ставок в каждом ступени отдельно, для каждой группы налогоплательщиков)
  • возможность индексации уровня дохода, не облагаемого налогом (если введён)

Недостатки:

  • более сложная по сравнению с пропорциональным налогообложением
  • при индексации уровня дохода, в том числе и дохода, не облагаемого налогом, приходится (чтобы не упал налоговый сбор) увеличивать налоговые ставки или расширять границы ступеней налогообложения.

Линейная

Сравнение многоступенчатой и линейной прогрессий: эффективная налоговая ставка обеих прогрессий графически совпадает друг с другом

В данном случае налоговая ставка возрастает линейно, без скачков. Благодаря равномерному росту налоговой ставки эффективная налоговая ставка растёт тоже равномерно.

Как правило, в многоступенчатой и линейной прогрессиях максимальная налоговая ставка в несколько раз превышает начальную налоговую ставку. Из-за этого рост эффективной налоговой ставки в области низких доходов значительно медленней, чем при одноступенчатой прогрессии.

Размер налога N в зоне роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{min}\cdot X\cdot (D-D_{1})}

Размер налога N после окончания роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D 2 − D 1 ) + S m a x ⋅ ( D − D 2 ) {\displaystyle N=S_{min}\cdot X\cdot (D_{2}-D_{1})+S_{max}\cdot (D-D_{2})}

где X {\displaystyle X} — коэффициент роста

Недостатком данного способа налогообложения является его относительная сложность, что препятствует широкому внедрению во многих странах.

Комбинированная

В этом случае доход делится на отдельные части, в пределах которых используется одна из указанных выше моделей налогообложения. Типичным примером комбинированной модели является система налогообложения физических лиц в Германии. См. ниже.

Кривая, описываемая формулой

Налоговая ставка в данной модели растёт с ростом дохода и описывается формулой многочлена (полинома).

Формула налоговой ставки имеет вид:
S = s 0 + s 1 D 1 + s 2 D 2 + ⋯ + s n D n {\displaystyle S=s_{0}+s_{1}D^{1}+s_{2}D^{2}+\dots +s_{n}D^{n}} где:

s i {\displaystyle s_{i}}— фиксированные коэффициенты, D {\displaystyle D}— совокупный годовой доход

Используя современную вычислительную технику, можно вывести формулу для кривой налоговой ставки любого уровня сложности, с любыми характеристиками. И как следствие, эти достоинства оборачиваются недостатками, сводя на нет возможность обсуждения обществом налоговых ставок, так как при этом требуется более глубокий уровень математических познаний.

Обзор по странам

Подоходный налог в Германии

Основная статья: Налогообложение в ГерманииНалоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок для одного субъекта и для супружеской пары. (Налоговая ставка 45 % не указана)

До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.

В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

  • зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
  • зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
  • зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
  • зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
  • зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.

Подоходный налог в США

Основная статья: Налогообложение в США

В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Ставки федерального подоходного налога и соответствующая кривая эффективной налоговой ставки в США для супружеской пары, 2013 год.

Федеральный налог на доходы физических лиц в США, 2014

0Налоговая0
ставка
Налогооблагаемый годовой доход в долларах США
для одного субъекта для супружеской пары для родителя-одиночки
10 % 0 — 009 075 0 0 — 018 150 0 0 — 012 950 0
15 % 9076 — 036 900 0 18 151 — 073 800 0 12 951 — 049 400 0
25 % 36901 — 089 350 0 73 801—148 850 0 49 401—127 550 0
28 % 89 351—186 350 0 148 851—226 850 0 127 551—206 600 0
33 % 186 351—405 100 0 226 851—405 100 0 206 601—405 100 0
35 % 405 101—406 750 0 405 101—457 600 0 405 101—432 200 0
39,6 % от 406 751 0 от 457 601 0 от 432 201 0

Подоходный налог в других странах

Некоторые страны, использующие прогрессивное налогообложение доходов физических лиц.

Страна Прогрессия (модель
налогообложения)
Необлагаемый
годовой минимум
Налоговые ставки Годовой доход, когда
начинает дейст. макс. ставка
Австралия (2014) 4-ступенчатая 18.200 AUD0 19; 32,5; 37; 45 %0 180.000 AUD 0
Австрия (2018) 5-ступенчатая 11.000 €0 25; 35; 42; 48; 50 %0 90.000 € 0
Бельгия (2014) 5-ступенчатая 8.680 €0 25; 30; 40; 45; 50 %0 37.750 € 0
Великобритания 3-ступенчатая 10.600 £0 20, 40, 45 %0 150.000 £ 0
Германия (2014) комбинированная
5 зон
8.354 €0 14÷24; 24÷42; 42; 45 %0
+ 5,5 % налог солидарности0
250.730 € 0
Греция (2014) 8-ступенчатая 12.000 €0 18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 %0 100.000 € 0
Израиль (2014) 7-ступенчатая 0 NIS0 10; 14; 21; 31; 34; 48; 52 %0 811.560 NIS 0
Испания (2014) 7-ступенчатая 0 €0 Федеральные + региональные
≈ 24; 29; 39; 47; 49; 51; 52 %0
300.000 € 0
Италия (2014) 5-ступенчатая 0 €0 23; 27; 38; 41; 43 %0 75.000 € 0
Канада (2014) 4-ступенчатая 0 $0 Федерал.: 15; 22; 26; 29 %0
+ региональные от 5 до 21 %0
136.270 $ 0
Китай (2014) 7-ступенч.(на зарплату)
5-ступенч. (на ИПД)
0 ¥0
0 ¥0
3; 10; 20; 25; 30; 35; 45 %0
5; 10; 20; 30; 35 %0
960.000 ¥0
1.200.000 ¥0
Люксембург (2014) 18-ступенчатая 11.265 €0 8 % ÷ 40 %0 100.000 € 0
Нидерланды (2014) 4-ступенчатая 0 €0 5,1; 10,85; 42; 52 %0 56.532 € 0
Новая Зеландия(2013) 5-ступенчатая 0 $0 10,5; 17,5; 30; 33; 45 %0 70.000 $ 0
Польша (2014) 2-ступенчатая 0 €0 18; 32 %0 85.528 PLN (19.906 €) 0
Словакия (2013) 2-ступенчатая 0 €0 19; 25 %0 34.402 € 0
Кипр (2014) 4-ступенчатая 19.500 €0 20; 25; 30; 35 %0 60.000 € 0
Финляндия 4-ступенчатая 13.099 €0 25,6, ?, ?, 49,1 %0 64.500 € 0
Франция (2014) 7-ступенчатая 6.011 €0 5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 %0 500.000 € 0
США (2014) 7-ступенчатая 0 $0 федеральные: 0
10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 %0
+ региональные до 11 %0
для одного — 406.751 $
для суп. пары — 457.601 $
родителя-од. — 432.201 $
Швейцария (2014) 10-ступенч. (для одного)
14-ступенч. (для суп. пары)
14.500 CHF0
28.300 CHF0
0,77 0,88 2,64 2,97…11,50 %0
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 …11,50 %0
755.200 CHF 0
895.900 CHF 0
ЮАР (2013) 6-ступенчатая 0 ZAR0 18; 25; 30; 35; 38; 40 %0 617.000 ZAR 0

> См. также

  • Подоходный налог
  • Распределение (экономика)
  • Список стран по уровню налогообложения физических лиц

Примечания

  1. Эффективная ставка налога — реальная ставка налога, рассчитываемая как отношение фактически уплаченной суммы налогов к величине налогооблагаемой базы.
  2. 1 2 Scheve, Kenneth F.,. Taxing the rich : a history of fiscal fairness in the United States and Europe. — Princeton. — 1 online resource (xv, 266 pages) с. — ISBN 1400880378, 9781400880379.
  3. A tax to beat Napoleon
  4. Водовозов В. В.,. Микель, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. «История финансовой мысли и политики налогов» В. М. Пушкарева, ИНФРА-М, 1996
  6. Journal of Economic Perspectives — Volume 21, Number 1 — Winter 2007, How Progressive is the U.S. Federal Tax System? A Historical and International Perspective (PDF; 203 kB)
  7. Применение закона о подоходном налоге в Советской России в годы гражданской войны и НЭПа
  8. Жан-Жак Руссо. О политической экономии.
  9. Smith, Adam, 1723-1790. Исследование о природе и причинах богатства народов. — Ėksmo, 2009. — ISBN 9785699183890, 5699183892.
  10. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 года, Библиотека нормативно-правовых актов СССР.
  11. Ставки налогов в Латвии, 2014.
  12. Ставки налогов в Литве, 2014.
  13. Не облагаемый налогом доход с 1 января 2018.
  14. Налоги в Чехии. 2013.
  15. Более распространенные налоги в Латвии.
  16. Введение прогрессивной ставки НДФЛ.
  17. 1 2 The 2014 Tax Brackets. Ставки подоходного налога и зоны налогообложения. (англ.)
  18. Individual income tax rates. Архивная копия от 11 апреля 2014 на Wayback Machine Ставки подоходного налога в Австралии, 2014 (англ.)
  19. Steuersätze und Steuerabsetzbeträge. Ставки подоходного налога в Австрии, 2014 (нем.)
  20. Belgium income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Бельгии, 2014 (англ.)
  21. Income Tax rates and Personal Allowances — GOV.UK. www.gov.uk. Дата обращения 11 октября 2015.
  22. Einkommensteuertarif, 2014 Ставки подоходного налога в Германии, 2014 (нем.)
  23. Greece Income Tax Rates for 2014 Ставки подоходного налога в Греции, 2014 (англ.)
  24. Israel income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Израиле, 2014 (англ.)
  25. Spain income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Испании, 2014 (англ.)
  26. Italian income tax for 2014 Архивная копия от 13 апреля 2014 на Wayback Machine Ставки подоходного налога в Италии, 2014 (англ.)
  27. Canadian income tax rates for Individuals Ставки подоходного налога в Канаде, 2014 (англ.)
  28. Налоговая система Китайской Народной Республики
  29. Personal Income Tax in Luxembourg Ставки подоходного налога в Люксембурге, 2014 (англ.)
  30. Netherlands income Tax Ставки подоходного налога в Нидерландах, 2014 (англ.)
  31. Income tax rates for individuals Архивировано 17 апреля 2014 года. Ставки подоходного налога в Новой Зеландии (англ.)
  32. Ставки подоходного налога в Польше
  33. Инвестиции в Словакии 2,2MB, стр. 53
  34. Налоги в цифрах и фактах. Кипр — 2014. 844KB, стр. 5
  35. French Income Tax Rates Ставки подоходного налога во Франции (англ.)
  36. Bundesgesetz über die direkte Bundessteuer Налоги в Швейцарии. 314KB, стр. 23 (нем.)
  37. Individuals and special trusts Подоходный налог в ЮАР. (англ.)

Что такое прогрессивный налог?

Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.

Она предусматривает увеличение средней ставки налога соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.

Подоходный доход такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.

Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.

Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.

Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.

Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.

В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.

back to menu

Виды

Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

  • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.

  • Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.

  • Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
  • Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.

Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.

back to menu

Прогрессивный налог в РФ

В выдвинутом не так давно законопроекте, были рассмотрены особенности развития и внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период.

На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.

В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:

  1. для категории лиц, с годовым доходом до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
  2. для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
  3. 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
  4. 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
  5. для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.

back to menu

Рациональность введения прогрессивной системы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ГРАЖДАНЦЕВ С.И.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова МЕТЕЛЕВ И.С., к.э.н.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Существующая в Российской Федерации пропорциональная (так называемая «плоская») система налогообложения не раз подвергалась критике как со стороны разного рода экспертов, так и со стороны граждан. На протяжении всего времени становления системы налогообложения Российской Федерации, регулярно выдвигаются законопроекты о переходе с пропорциональной на прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц.

Необходимо отметить, что формально прогрессивная шкала в законодательстве РФ уже существует, поскольку Налоговый кодекс определяет виды доходов, облагающихся как повышенной ставкой в 30-35%, так и пониженной в виде 9%. Однако сейчас она затрагивает лишь отдельные виды доходов. Поступающие же законопроекты предлагают радикальное изменение системы, которое затронет все категории населения России.

Прежде чем рассматривать преимущества или недостатки разных систем налогообложения, необходимо более детально рассмотреть их основные формы:

1) равный налог — все плательщики платят одинаковую сумму, независимо от доходов. Недостатки такого налога очевидны — в нем не учитываются возможности плательщиков, поэтому на данный момент данный вид налога практически не применяется;

2) пропорциональный налог (фиксированная налоговая ставка) — все плательщики платят равную долю от своих доходов;

3) прогрессивный налог (с возрастающей ставкой) — более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога. Существует несколько видов такой формы налогообложения, применяемых в разных странах. Однако все они сводятся к одному и тому же принципу: больше доход — больше ставка.

Рассматривая прогрессивную форму налогообложения, можно утверждать, что она имеет свои преимущества и недостатки в пределах конкретного государства и временного интервала. Рассмотрим основные из них.

Преимущества и аргументы в пользу прогрессивной системы налогообложения.

Основной аргумент в пользу прогрессивной налоговой шкалы базируется на том, что ее преимущество неоспоримо исходя из понятия не совокупного, а дискреционного дохода, то есть дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически

дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица. Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т. п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога сообразно иерархии потребностей человека.

Другое преимущество прогрессивной формы налога заключается в том, что при повышении ставки для наиболее богатых категорий граждан значительно вырастут поступления в государственный бюджет.

Третье преимущество заключается в сокращении уровня финансового неравенства внутри страны за счет того, что рост налоговых поступлений в государственный бюджет позволит проводить адекватную социальную политику, направленную на борьбу с финансовым дисбалансом среди населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый, наиболее спорный аргумент, выдвинутый наименее обеспеченными слоями населения, утверждает, что пропорциональная система несправедлива в силу того, что «богатые должны платить больше, чем бедные». Этот аргумент приводится с отсылкой к факту, что в большинстве «развитых» стран успешно применяется именно прогрессивная шкала налогообложения.

Теоретические преимущества данной системы налогообложения очевидны. Однако практический опыт показывает, что не все теоретические выкладки работают на практике.

Недостатки и аргументы против прогрессивной системы налогообложения.

Необходимо отметить, что основные недостатки данной системы берут свое начало даже не в экономических закономерностях. Главный фактор, делающий бесполезным введение прогрессивной ставки в Российской Федерации, — психология.

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

В России уже предпринимались попытки ввести прогрессивную шкалу налогообложения в конце 1990-х годов. Однако уже в начале 2000-х была проведена реформа, результатом которой стал переход к пропорциональной системе. И эта реформа повлекла за собой массовый выход доходов «из тени». Введение пропорциональной системы массово стимулирует наиболее крупных налогоплательщиков к искусственному занижению налоговой базы и уклонению от налогов. Дифференцирование ставки налогообложения в Российской Федерации влечет за собой переход доходов и заработной платы со счетов «в конверты», что не только не способствует росту налоговых поступлений, но ведет к их значительному снижению, а также перекладыванию основного налогового бремени на средний класс.

Также прогрессивная система является одним из ключевых факторов, тормозящих развитие рыночной экономики на уровне психологии. Малый бизнес теряет мотивацию к расширению, а физические лица — к наращиванию доходов из-за того, что с ростом доходов будет увеличиваться и доля налогов, уплачиваемых в бюджет.

Наиболее четко этот эффект описывает график кривой Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Так, Артур Лаффер говорил об оптимальном уровне налоговых ставок, способном максимизировать налоговые доходы бюджета. В то же время кривая демонстрирует возможность равенства налоговых доходов при различном уровне ставок за счет изменения налогооблагаемой базы. Таким образом, эффект Лаффера демонстрирует бессмысленность завышения налоговых ставок

ради увеличения объема налоговых поступлений в государственный бюджет.

Говоря конкретно о России, следует также упомянуть, что и в целях выравнивания финансового неравенства введение прогрессивной налоговой шкалы не возымеет эффекта, а только увеличит налоговую нагрузку на средний класс за счет сокрытия части доходов наиболее богатой категорией граждан.

Другим несомненным минусом введения прогрессивной системы НДФЛ станет еще большее обострение финансового неравенства регионов. Такая система налогообложения сделает богатые регионы намного богаче, так как доходы от НДФЛ являются доходами региональных и местных бюджетов, а наиболее богатая часть населения сконцентрирована в основном в федеральных центрах и наиболее богатых регионах. Это усилит межрегиональную политическую напряженность, для снятия которой центру, возможно, придётся частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.

Также в силу усложнения системы налогообложения введение прогрессивной ставки повысит расходы на налоговое администрирование, что негативно повлияет как на доходы государства, так и на материальное положение наименее обеспеченных слоев населения, вынужденного также оплачивать администрирование налогов и декларирование своих доходов по новой системе.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в данный момент в Российской Федерации прогрессивной системы налогообложения является нерациональным, однако постепенное введение отдельных ее элементов, при грамотном администрировании может положительно повлиять на экономику страны в целом и на уровень жизни населения в частности.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Елкин С.Е., Метелев С.Е., Елкина О.С., Копман В.А. Учет и аудит в коммерческом банке. — Омск, 2012.

2. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Гордиевич Т.И. Экономическая теория. — Омск, 2008.

3. Кувалдина Т.Б., Нагибнева Ю.О., Метелев С.Е. Предприятия малого бизнеса: правовое регулирование деятельности, бухгалтерский учет и налогообложение. — Омск, 2005.

4. Метелев С.Е., Бармина С.В. Неформальная (скрытая) экономическая деятельность и проблемы ее налогообложения // Закон и право. — 2005. — № 11. — С. 32.

5. Метелев С.Е., Гончаренко Л.Н. Оптимизация налогов при переходе на упрощенную систему налогообложения // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 2. — С. 240-246.

6. Метелев С.Е., Кувалдина Т.Б. Налоговая и уголовная ответственность за налоговые правонарушения: правовые и бухгалтерские аспекты // Вестник Московского университета МВД России. — 2005. — № 3. — С. 82-85.

7. Метелёв С.Е., Нагибнева Ю.О. Налоговые последствия перевода российской отчетности на МСФО // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 7. — С. 166-169.

8. Назаров Владимир. Forbes.ru: 5 доводов против введения прогрессивного подоходного налога — 2012 .

9. Сергиенко О.В., Метелев С.Е. Финансовые и налогово-бюджетные механизмы в условиях кризиса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2016. — № 2. -С. 80-87.

10. Энциклопедический словарь экономики и права. — 2005.

Сущьность и роль прогрессивного налогообложения

Прогрессивное налогообложение — это метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных, жизненно-необходимых потребностей.

Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат и возрастает доля дискреционного дохода. При пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога с учетом потребностей человека.

И хотя разные налогоплательщики будут платить разные по размерам налоги, принципы равенства и справедливости налогообложения будут выдерживаться.

примером прогрессивного налогообложения может быть система, устанавливающая дифференцированные ставки по налогу на добавленную стоимость или налогу с продаж. При них на товары первой необходимости устанавливается самая низкая ставка налога (в некоторых странах 0%), а на товары, относящиеся к предметам роскоши наиболее высокая. Предполагается, что лица с высокими и очень высокими доходами, которые являются основными потребителями предметов роскоши, будут платить больше налогов, приобретая их. При этом груз налогового бремени также смещается на лиц с высоким уровнем дохода.


Альтернативой системе прогрессивного налогообложения является плоская шкала налогов, устанавливающая единую ставку налога для всех налогоплательщиков. Оппоненты прогрессивного налогообложения аргументируют, что она снижает мотивацию зарабатывать больше, поскольку по мере роста доходов, растет и ставка налога на доходы. Плоская шкала, в свою очередь, не соответствует принципу социальной справедливости, дискриминируя лиц с низким уровнем дохода.

№37.Налоговый мультипликатор Кейнса:сущность и использование в экономике

НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это следствие более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

№38.Налоговый стабилизатор Кейнса: сущность действия

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А налоги как «встроенный стабилизатор» сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов. Теория хорошо зарекомендовала себя особенно в странах Европы. Английское правительство успешно применило теорию Дж. М. Кейнса на практике перед началом первой мировой войны, когда все силы государства были направлены на развитие военного промышленного производства.

Налоги ведут к потере, а государственные расходы — к увеличению потенциальной покупательной способности в экономике. Следовательно, по мнению Кейнса, для обеспечения и поддержания стабильности необходимо при подъеме и движении экономики к инфляции увеличивать объемы налоговых утечек (сдерживать госрасходы) с целью сдерживания роста инвестиций, понижения реальных доходов потребителей и уменьшения потребительских расходов.

№39.Налоговое бремя, исчисление и влияние на экономику. Кривая Лаффера.

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение Н.Б. между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.

1)Снижение ставок налогов позволяет: увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату – результат: повышение эффективности производства, увеличению доходов предприятия и рост товарооборота.

2)Увеличение ставок налогов: снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов, вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала. Тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы и переводить капиталы в теневую экономику.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Налогоплательщики идут в теневую экономику. исходя из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

№40 Собираемость налогов. Сущность и порядок исчисления.

Первой стадией налогового производства является исчисление налога — совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налоговые органы или налоговых агентов. В зависимости от этого различают налоги окладные, исчисляемые налоговым органом, и налоги неокладные, исчисляемые прочими субъектами.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном российским законодательством о налогах и сборах. Так, например, установлены авансовые платежи в отношении уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога. На обязанное лицо возлагается представление в налоговый орган налоговой декларации и других необходимых документов. Налоги уплачиваются в рублях в наличной или безналичной форме.

Источник налога — резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налог. С экономических позиций в этом качестве выступает доход или капитал. Каждый налог имеет свой источник: для НДС — добавленная стоимость; для земельного налога — себестоимость; для налога на имущество организаций — финансовый результат; для налога на прибыль организаций — соответственно налогооблагаемая прибыль; для налога на доходы физических лиц — доход.

Источник выплаты — лицо, фактически выплачивающее сумму налогового платежа другому лицу за счет средств налогоплательщика (пример — налоговый агент).

Сроки уплаты установлены применительно к каждому налогу и зависят от того, относятся эти платежи к срочным или к периодично-календарным. Налогоплательщик может заплатить налог после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законом срока уплаты, т. е. досрочно.

Если налогоплательщик полностью проигнорировал свою налоговую обязанность, то налоговые органы производят взыскание налога за счет его денежных средств, находящихся на счетах в банке, а также за счет принадлежащего ему имущества. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке1, а с физических лиц — в судебном порядке.

№41 Вклад отечественных экономистов в науку о налогах

Начало русской финансовой науке положила работа И. И. Тургенева «Опыт теории налогов» (издана в 1818г.), в которой впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны. Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец XIX — начало XX вв., когда были опубликованы известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др. в начале 20 века развивалось социал-демократическое течение в экономической науке, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был поверхностный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. В. Ленин (1870 — 1924) был представителем этого течения. Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина — критика финансовой политики России. ленин разработал экономическую основу партии большевиков. В ней были реформы сфере налогообложения. Например, изменение налоговой системы путем введения высокого поимущественного налога и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога, введения высоких косвенных налогов на предметы роскоши.

Тургенев Н.И- связывал совершенствование налогов с успехами в образовании.

Считал, что важнейшим принципом налогообложения является всеобщность.

Н.И. Тургенев сформулировал определение налогов: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество…». Подчеркивал, что правительство должно брать столько налогов, сколько нужно для удовлетворения истинных потребностей государства. При этом отмечал, что расходы государства должны осуществляться в соответствии с доходами.

Рассмотрев систему прямых и косвенных налогов, Н.И. Тургенев отмечал, что целесообразнее использовать косвенные налоги .Напрямую связывал уровень налогов с благосостоянием населения. Важной причиной обнищания населения считал чрезмерность налогового бремени.
Им разработаны следующие правила налогообложения, по сути повторяющие известные принципы налогообложения А. Смита:
равное распределение налогов;
определенность налогов;
собирание налогов в удобнейшее время;
собирание налогов с меньшими затратами.
Источники налогов: из дохода от земли; из дохода от капиталов ;из дохода от работы.

А. Соколов
Утверждал, что под налогом нужно принимать принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.
Соколов выделял следующие функции налогов:
1)Собирание денежных сумм
2) регулирование денежных доходов и часто-хозяйственного накопления
3)перераспределение полученных доходов или прибыли
4) принудительное накопление средств
5) равновесие между спросом и предложением
Все перечисленные функции, возможно, разделить на 2 группы:
1) Фискальная
2) Экономическая

№№42. Сущность и виды (модели) налоговой политики.

Налоговая политика –это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

· обеспечению государства финансовыми ресурсами;

· созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

· сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов/

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок(50%) определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае.

Второй тип– политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип– налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

№ 29. Классификация налогов

Классификация налогов— это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения и т.д.

  1. Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, — это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.
  2. Классификация налогов по объекту обложения —согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).
  3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные.
  4. Классификация налогов по способу обложения. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.
  5. Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.
  6. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые
  7. Классификация налогов по срокам уплаты: различают налоги срочные и периодические.
  8. Классификация по источнику уплаты . Различают налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).
  9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК.

Принципы Стиглица

Определенный вклад в развитие теории налогообложения внес Джозеф Стиглиц (1943),. Исследуя налоговую систему на примере США, Дж. Стиглиц много внимания уделяет так называемым практическим проблемам налогообложения — налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала и индивидуальных доходов, путям избежания налогов, налоговым реформам.

Дж. Стиглиц выделяет пять принципов налоговой системы:

1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2. Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.

3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.

4. Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5. Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидуумам.

Как видно из перечня принципов налогообложения, автором сделана попытка обозначить все основные принципы, проверенные временем, выделенные в предыдущие годы исследователями налогов.

31 Общие теории налогов.
Т обмена( интерпритация рыночного обмена товара

1)Т эквивалентного обмена(равный),отсутствие государственного принуждения 2)Атомистическая(необходимость принуждения)

Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержания порядка и так далее. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупались военная и юридическая защита, как будто между королем и подданными действительно заключался договор.

Т фискального договора(Торговые отношения развивались, всегда присутствовали договора).

Монтескье (1748) считал что Налогоплательщики «отдают часть своего имущества, чтобы быть уверенными в другой части и спокойно пользоваться ею».

В духе теории «общественного договора», связанной с именем ЖЖ.Руссо, таким образом, сложилась теория фискального договора или близкая к ней теория обмена услугами между государством и гражданами. В XIX налог стали, наконец, рассматривать как инструмент перераспределения общественного богатства. Чтобы быть в состоянии платить налоги, лицо должно иметь откуда брать эту плату. Все доходы могут возникать лишь из трех источников, каковыми являются земля, капитал, труд. Соответственно доходами будут рента, прибыль и оплата труда.

Т страховой премии(Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и так далее. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежит в основе рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательства осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.)

Т наслаждения(строительство дорог,предоставление комунальных услуг).Налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения безопасности личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *