Производительность труда в России 2017

На вдвое меньшую производительность труда по сравнению с государствами ОЭСР обращал внимание премьер-министр Дмитрий Медведев. В августе 2017 года он сказал, что россияне работают больше, чем в странах ОЭСР, «а результаты весьма средние». Среди факторов, сдерживающих рост производительности труда, Медведев тогда назвал отсутствие стимулов к развитию из-за недостаточной конкуренции, технологическое отставание, отсутствие управленческих компетенций у руководителей компаний и органов власти, недостаток инвестиций и несовершенство законодательства.

Данные ОЭСР по показателю производительности труда (ВВП на час рабочего времени) могут иметь отклонения от 5 до 10%, указал замгендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. «Россия попадает в группу наименее производительных европейских стран, куда относятся Греция, Венгрия и другие», — сказал он РБК. Структура российской экономики смещена в сторону производств первого передела, а все остальные сегменты очень слабо развиты, продолжил экономист. «У нас чем более высокая степень передела, тем ниже производительность», — отметил он. Все конечные производства, потребительски ориентированные сегменты, машиностроение — все эти секторы экономики нуждаются в росте производительности труда, заключил Сальников.

В целом ряде секторов экономики явно низкая производительность труда, связанная в том числе со слабой автоматизацией производства, отсутствием современного оборудования, низкой квалификацией рабочей силы, добавляет главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Для повышения производительности труда государство планирует принять ряд мер, зафиксированных в майском указе 2018 года. Целевое значение роста показателя — не ниже 5% в год «на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики». К 2024 году не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий должно быть охвачено специальными мерами стимулирования повышения производительности труда (доступ к господдержке, льготные займы по линии Фонда развития промышленности, субсидированные кредиты, налоговые преференции). Минэкономразвития недавно представило методику, как будет считаться производительность.

Владимир Путин на совещании с Министром экономического развития Максимом Орешкиным и Министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. Фото: http://www.kremlin.ru/

Ситуация с производительностью труда в России всегда была непростой. Отставание отечественных производителей от западных конкурентов по этому показателю и острая необходимость его повышения для выполнения плана по ускорению роста ВВП страны является причиной того, что последние пять лет вопросы производительности труда остаются в числе самых актуальных в повестке Правительства России.

«Повышение производительности труда – это ключевой вопрос экономического развития. Отмечу, что целенаправленные усилия уже позволили добиться стабильных темпов роста производительности в отдельных отраслях экономики. Например, по данным Росстата, в авиапроме рост производительности труда составил в 2012 году 15,6 процента, в 2013-м – 27, в 2014-м – 29 с лишним процентов.

Правда, в 2015-м и 2016-м эти показатели выглядят гораздо скромнее, но в целом по показателям в этой сфере Россия более чем в два раза уступает эффективным экономикам. Благодаря мощному технологическому прогрессу, который сейчас в мире поступательно развивается, этот разрыв может серьезно возрасти, если мы своевременно не будем на это реагировать. По данным ОЭСР, в 2015 году в России вклад одного работника в ВВП страны составил 23,18 в час, а в странах ОЭСР – 46,53 в час», – отметил Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в марте нынешнего года.

Ключевые проблемы российского рынка труда очертил в ходе заседания Совета Министр экономического развития Максим Орешкин. Это быстрое снижение численности населения в трудоспособном возрасте (на 800 тысяч человек в год с 2018 по 2020 годы и в среднем на 600 тысяч в год до 2024 года согласно прогнозу Росстата) и снижение доли молодого поколения в структуре рабочей силы, что серьезно замедляет процессы трансформации.

«Очевидно, что для обеспечения более высоких темпов экономического роста ключевой историей должна стать тема повышения производительности труда – особенно учитывая, что одним из значительных резервов нашего рынка труда является структурно высокий уровень так называемой занятости с низким уровнем производительности», – подчеркнул Максим Орешкин.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: «Нам нужно форсированно наращивать производительность труда, ежегодно минимум на 5-6 процентов увеличивать. За этими цифрами – рост эффективности экономики и предприятия, создание современных рабочих мест и достойной заработной платы, а значит, будут увеличиваться, если мы решим эту задачу, и доходы граждан».

Министр выделил четыре ключевые проблемы сохранения низкой производительности труда в России.

Во-первых, низкий уровень управленческих и технологических компетенций, необходимых для качественного скачка в производительности. Во-вторых, неразвитость механизмов проектного финансирования, необходимых для реализации проектов по повышению эффективности производства. В-третьих, законодательные барьеры, препятствующие росту производительности – отдельные нормы отраслевого регулирования, избыточные требования и т.д. В-четвертых, высокие социальные риски массовых сокращений, недостаточная развитость механизмов поиска новой работы и переобучения и повышения квалификации сотрудников.

Именно на решение этих проблем и преодоление сдерживающих факторов направлена работа в рамках приоритетного проекта «Производительность труда».

«Нам нужно форсированно наращивать производительность труда, ежегодно минимум на 5-6 процентов увеличивать, – заявил Владимир Путин. – За этими цифрами – рост эффективности экономики и предприятия, создание современных рабочих мест и достойной заработной платы, а значит, будут увеличиваться, если мы решим эту задачу, и доходы граждан – они смогут обеспечивать свои семьи, своих детей…

Хорошие профессиональные перспективы откроются и для молодежи, которая только выходит на рынок труда. Совместно с регионами, предприятиями, бизнесом следует выстраивать четкую, работающую систему поддержки занятости и трудовой мобильности. Подход должен быть один: если одно старое неэффективное рабочее место сокращается – значит, как минимум одно новое должно быть создано, как на открывающихся крупных современных предприятиях, так и в малом бизнесе».

Разработкой комплексного плана действий Правительства до 2025 года занимается Минэкономразвития России в тесном сотрудничестве с другими ведомствами. План предполагает реализацию целого ряда мер, обеспечивающих ускорение темпов экономического роста до среднемировых. Работа ведется по двум ключевым направлениям: во-первых, разработка и реализация корпоративных дорожных карт по повышению производительности; а во-вторых, подготовка мероприятий по содействию трудоустройству высвобождаемых с предприятий сотрудников.

Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации: «Федеральный центр будет формировать и поддерживать общедоступную базу знаний о современных управленческих практиках, технологиях организации производственных процессов, доступных технологических решениях в разных отраслях, а также содержать информацию об успешно реализованных проектах по повышению производительности труда на конкретных предприятиях».

Одним из важнейших документов, регулирующих работу в направлении повышения производительности труда, является приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержки занятости», разработанная Минэкономразвития России. Паспорт программы был утвержден 22 сентября 2017 года. Ее основная цель – реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости в субъектах Российской Федерации, которые позволят повысить показатель на предприятиях-участниках не менее чем на 30%.

Срок реализации программы – с сентября 2017 года по декабрь 2025 года. В 2018 году такие программы будут реализованы в 15 субъектах Федерации на 150 предприятиях, к 2025 году – в 85 субъектах Федерации на 850 предприятиях.

Согласно проекту в каждом из регионов-участников будут отобраны компании, которые за счет бюджета наймут консультантов по повышению производительности труда. Специалисты проведут анализ положения дел на предприятиях, дадут свою оценку и предложат рекомендации в кратко-, средне- и долгосрочном периоде.
Критерии выбора компаний – выручка до 30 миллиардов рублей и большой потенциал к повышению эффективности. Однако это не означает, что выгоды получат только избранные компании. Для тиражирования лучших практик повышения производительности труда на базе ВЭБа планируется создание центра компетенций.

В текущем году в программе будут участвовать шесть регионов (Тульская, Тюменская и Самарская области, Пермский край, Республика Башкортостан и Республика Татарстан), в 2018 и 2019 годах — по 10, новые области будут прибавляться и дальше.

У программы есть и иная задача – поддержать работников, которые попадут под сокращения. Так, региональные программы должны включать развитие институтов содействия занятости населения и реализацию активных программ по обучению и трудоустройству работников предприятий-участников. Не менее 78% работников, участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости и обратившихся в службу занятости, уже по результатам первого года реализации программы должны быть трудоустроены и получать зарплату не ниже, чем на предыдущем месте работы. По результатам реализации приоритетной программы таких работников должно быть не менее 90%.

Еще одной важной задачей программы является разработка мер для самостоятельного повышения производительности труда и обучения управленческих команд регионов и менеджмента пилотных предприятий. Одним из решений является создание федерального и региональных центров компетенций в области производительности труда, которые будут помогать разрабатывать эффективные стратегии поддержки производительности труда.

Паспорт приоритетного проекта «Федеральный центр компетенций в области производительности труда» был утвержден 30 августа 2017 года. Его основная цель – создать федеральный и региональные центры компетенций, которые будут способствовать повышению производительности труда посредством распространения знаний, обучения и создания профильных компетенций, разработки и внедрения организационных инноваций и лучших международных практик в производственные и управленческие процессы. Срок реализации проекта – с сентября 2017 года по декабрь 2025 года.

«Федеральный центр будет формировать и поддерживать общедоступную базу знаний о современных управленческих практиках, технологиях организации производственных процессов, доступных технологических решениях в разных отраслях, а также содержать информацию об успешно реализованных проектах по повышению производительности труда на конкретных предприятиях. Общедоступность базы знаний очень важна, так как она позволит мультиплицировать эффект, в том числе за пределами тех предприятий, которые войдут в региональные программы по повышению производительности», – подчеркнул Максим Орешкин.

В 2018 году планируется создание ИТ-платформы управленческой и технологической компетенции, которая обеспечит возможность коммуникации участников программ повышения производительности труда, доступ к единой базе знаний, использования различных сервисных услуг и обучающих мероприятий по тематике повышения производительности труда.

К 2020 году Федеральный центр компетенций должен сформировать пакет типовых решений в сфере производительности труда не менее чем по пяти отраслям и трем функциям, включая HR, логистику, сбыт, маркетинг, закупки, производство.

Стоит подчеркнуть, что в решении задачи повышения производительности труда большие надежды возлагают и на цифровизацию экономики и внедрение Индустрии 4.0. Как отметил Алексей Кудрин, председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов РФ: «России необходимо к 2024 году на 30% повысить производительность труда и удвоить цифровизацию. России нужно 3-4% стабильного роста на протяжении нескольких лет, и мы понимаем, что с точки зрения наших трудовых ресурсов, объемов инвестиций, которые мы можем себе позволить, нам не добиться этого без новой производительности. И когда мы анализировали все основные компоненты нашей новой производительности, мы поняли что цифровизация – наш серьезный ресурс, и в течение ближайших шести лет, к 2024 нам нужно на 30% поднять производительность, но диджитализация за это время должна больше чем удвоиться».

По мнению главы ЦСР, России необходимо создать среду, в которой будет происходить цифровизация – и с законодательной точки зрения, и с точки зрения интеллектуальных прав, защиты данных, финансовой сфере.

Такими стали итоги 2017 года. Системная работа по повышению производительности труда продолжается и выходит на новый уровень – продвижения на региональном уровне и целевой поддержке самых перспективных предприятий. На реализацию программы повышения производительности труда в 2017-2025 годах Правительство РФ планирует выделить более 11 млрд рублей. Эти средства будут направлены на повышение конкурентоспособности предприятий за счет внедрения лучших практик и методик по повышению производительности труда. Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, рост производительности ускорится с 1,6 процента в 2018 году до 1,9 процента в 2020 году. Но в целевом варианте, предусматривающем стимулы, ожидается более быстрый рост: на 2,9 процента в 2020 году.

Максим Орешкин: «Для долгосрочного роста я бы выделил на самом деле три очень важные темы: это поддержка инвестиционного процесса, рост производительности труда и третий очень важный элемент – это, конечно же, создание условий для развития людей, потому что современная экономика – это в первую очередь человек, и глобальную конкуренцию выигрывают только те страны, которые способны реализовывать потенциал людей внутри страны и быть местом, в котором наиболее комфортно и хочется жить талантам глобальным. Поэтому это те три темы, и те программы, которые есть сейчас, и дальнейшее движение должно быть как раз по этим направлениям, чтобы долгосрочный рост обеспечивать».

Материал подготовлен на основании данных: 1) Утвержден паспорт приоритетного проекта «Федеральный центр компетенций в области производительности труда», Официальный сайт Правительства РФ, government.ru, сентябрь 2017; 2) Утвержден паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости», Официальный сайт Правительства РФ, government.ru, сентябрь 2017; 3) Совещание с Максимом Орешкиным и Денисом Мантуровым, Официальный сайт Президента РФ kremlin.ru, сентябрь 2017; 4) Россиян заставят работать лучше, lenta.ru, август 2017; 5) МЭР попросило 29 миллиардов рублей на повышение производительности труда, lenta.ru, июнь 2017; 6) Кудрин: РФ к 2024 г должна удвоить цифровизацию, на 30% повысить производительность труда, 1prime.ru, май 2017.

Москва. 4 июня. INTERFAX.RU — В США в I квартале 2020 года производительность труда снизилась на 0,9%, свидетельствуют окончательные данные Министерства труда. Предварительные данные указывали на более сильное сокращение — на 2,5%.

ХроникаЭкономический кризисВсе материалы хроники

Эксперты в среднем прогнозировали пересмотр в сторону еще большего падения — до 2,7%, сообщает Trading Economics.

Стоимость рабочей силы в США в январе-марте увеличилась на 5,1%, а не на 4,8%, как было объявлено ранее. Аналитики ожидали пересмотра до 5%.

Это максимальное повышение показателя за год, с первого квартала 2019 года.

Показатель производства товаров и услуг в США в первом квартале упал на 6,5% — снижение стало максимальным с 2009 года. Количество отработанных часов сократилось на 5,6%.

Тем не менее, производительность труда в промышленном секторе США в январе-марте выросла на 0,3% — это первое повышение за год. При этом число отработанных часов упало на 6,6%.

В четвертом квартале 2019 года производительность труда в США увеличилась на 1,2%, стоимость рабочей силы, согласно уточненным данным, выросла на 2,2%.

Экономика труда

УДК 331.101.68 ББК 65.241

© Полина С.В.

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

ПОЛИНА СОФИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: lisenokvip@mail.ru

Производительность труда является одним из факторов конкурентоспособности экономики как отдельного предприятия, региона, так и страны в целом, в связи с чем вопрос повышения ее уровня можно считать одним из основных. При этом он предполагает рост эффективности труда работников посредством увеличения объема выпускаемой продукции при сохранении уровня и/или снижении затрат. В статье представлена динамика производительности труда по стране и Вологодской области, показывающая низкие темпы роста. Определены факторы, сдерживающие ее рост, приведена их классификация. На основании результатов опросов, проводимых в Институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук в рамках научно исследовательской работы «Мониторинг функционирования и развития промышленности Вологодской области», был обоснован ряд проблем, оказывающих негативное влияние на уровень производительности труда. Среди них можно выделить административные барьеры, устаревшую технику и технологии производства, износ основных фондов, наличие неквалифицированной рабочей силы. Данные проблемы указывают на то, что процесс повышения уровня исследуемого показателя является многогранным, требующим качественного управления, причем субъектами управления должны выступать не только работодатели, но и органы власти. Работодателям необходимо взаимодействовать с работниками для достижения поставленных целей. Уделяя должное внимание проблемам повышения производительности труда, названным в статье, субъект управления получает возможность ее увеличить, что, в свою очередь, будет приводить к росту конкурентоспособности предприятия, региона и экономики страны в целом. Несомненно, для устранения данных причин потребуются временные и финансовые расходы, но полученный результат в итоге приведет к большей прибыли. Определены основные пути повышения уровня производительности труда, касающиеся как государства, так и непосредственно работодателя.

Производительность труда, проблемы повышения, регион, конкурентоспособность.

Производительность труда является одним из факторов конкурентоспособности экономики как страны в целом, так и отдельных регионов и предприятий. Но в процессе перехода к рыночной модели экономики постепенно производительность труда отошла на второй план и из категории основных показателей переместилась в разряд дополнительных индикаторов эффективности, уступив место таким показателям, как прибыль и рентабельность. Практически полностью исчезло системное управление производительностью труда, которое было характерно для плановой экономики.

В связи с этим произошел серьезный разрыв в уровне производительности труда. В настоящее время ведущие экономисты и руководители органов власти стали указывать на необходимость ликвидации данного разрыва, что в результате получило практическое воплощение в стратегии «Россия-2030». Основной ее идеей является обеспечение планомерного экономического роста в субъектах Российской Федерации, которое невозможно без решения проблемы повышения производительности труда.

Президент России неоднократно указывал на «необходимость повышения темпов роста производительности труда, поскольку нынешние темпы означают консервацию сырьевой структуры экономики» . Данные статистики (табл. 1) полностью подтверждают его слова. За 2007-2014 гг.1 производительность труда в РФ выросла лишь на 14,9% (в среднем — 2% в год), в Вологодской области — на 6,3% (0,9% в год).

1 В 2006-2008 гг. произошел рост производительности труда в экономике региона, достигший максимальной отметки в 2007 году (466 руб./чел. час.). Вследствие дестабилизации мировой экономики в 2008-2009 гг. в экономике региона отмечается спад производительности труда, с 2010 года фиксируется ее рост. Такие особенности развития производительности труда обусловили выбор 2007 года как базового периода для сопоставления с текущими показателями.

Для того чтобы обеспечить необходимую динамику роста производительности труда, нужно обновлять устаревшие механизмы, создавать новые рабочие места и избавляться от архаичного оборудования .

Рост производительности труда предполагает повышение эффективности труда работников посредством увеличения объема выпускаемой продукции при сохранении и/или снижении уровня затрат на ее производство. В условиях экономического кризиса задача повышения производительности становится уже не желательным, а необходимым условием восстановления экономического роста. Модель, обеспечивавшая до 2008 года рост российской экономики, исчерпала поддерживающие ее ресурсы. Россия существенно отстает по уровню производительности труда от индустриально развитых стран — США, Англии, Франции, Германии, Японии и др. .

Темпы роста ВРП напрямую зависят от уровня производительности труда (рис. 1), что еще раз подтверждает необходимость повышения данного показателя.

Ниже мы попытаемся разобраться, с чем связаны низкие темпы роста производительности труда, и выработать рекомендации по изменению ситуации. Для этого проанализируем существующие понятия производительности труда.

В настоящее время среди ученых нет единой позиции в отношении определения категории «производительность труда», встречаются разные трактовки данного понятия (табл. 2).

Проанализировав вышеуказанные определения, можно отметить, что большинство авторов характеризуют данную категорию как меру эффективности, плодотворности или результативности труда. При этом часть авторов определяет уровень производительности труда количеством продукции, которую произво-

Таблица 1. Производительность труда в экономике РФ и Вологодской области

Наименование 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2007 г., %

Уровень производительности труда, руб./ чел.час.

Российская Федерация 400 419 402 413 427 440 448 453 113,1

Вологодская область 466 452 407 427 454 474 458 476 102,1

Индекс производительности труда, в % к предыдущему году

Российская Федерация 107,5 104,8 95,9 103,2 103,8 103,2 101,8 100,9 114,9

Вологодская область 104,2 97,1 89,9 105,0 106,4 104,4 96,6 103,8 106,3

Источник: Михеева Н. Н. Сравнительный анализ производительности труда в российских регионах // Регион: экономика и

социология. — 2015. — № 2. — С. 86-112; Основные показатели развития регионов Северо-Западного федерального округа : стат.

сб. / Вологдастат. — Вологда, 2015. — 180 с.; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. —

М., 2016. — 1266 с.; Расчеты автора.

Белгородская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у = 0,8582х + 20,188 R2 = 0,771

• *

в …….В целом по РФ

Ивановская область

Вологодская область

Темп роста производительности труда, 140 150 160

Рис. 1. Зависимость темпов роста ВРП регионов от темпов роста производительности труда в 2007-2014 гг., %

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. — М., 2016. — 1266 с.

дит один работник за единицу времени, часть — количеством рабочего времени, затрачиваемого на производство единицы продукции. Такие различия в подходах зависят от специфики вида экономической деятельности, от исследовательских целей и методов расчета.

На наш взгляд, трактовка производительности труда, предложенная Н.Ю. Мит-рофановой, наиболее полно раскрывает существенные признаки изучаемой категории. Данное определение учитывает традиционное понимание производительности труда как меру его эффективности, а также содержит современную точку зрения о влиянии производительности труда на экономический рост и, как следствие, — конкурентоспособность продукции, предприятия, отрасли и территории в целом.

Уровень производительности труда зависит от различных факторов: как внешних, так и внутренних. К внешним относятся социально-демографические, экономические, политические и технологические факторы. Все они являются косвенными и оказывают опосредованное воздействие. К внутренним — численность занятых в экономике, остаточная стоимость основных фондов, износ основных фондов, инвестиции в основной капитал, средняя реальная заработная плата работников, электровооруженность. Данные факторы способны оказывать непосредственное влияние на уровень и динамику производительности труда .

Среди внешних факторов можно выделить государственную политику, зачастую оказывающую сдерживающее влияние на повышение производитель-

Таблица 2. Современные подходы к определению понятия «производительность труда»

Автор Определение

Н.А. Шпилева Производительность труда — показатель эффективности, результативности труда, который характеризуется соотношением объема продукции работ или услуг, с одной стороны, и количеством труда, израсходованного на производство этого объема, — с другой.

И.О. Мацкуляк Производительность труда — степень плодотворности труда, которая измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

Ю.В. Жучков Производительность труда — количество продукции (услуг), производимой работником (коллективом) в единицу времени, или величина затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции.

Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова Производительность труда — показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников.

Н.А. Морозова Производительность труда — обобщающий показатель результативности труда, характеризующийся объемом выпущенной продукции на единицу труда, отражающий степень прогрессивности рабочей силы, техники, технологии, управления.

К.А. Жерносек Производительность труда — это социально-экономическая категория, включающая инновационную составляющую труда и выражающая отношения между различными субъектами общества по поводу их включения в производственно-трудовую деятельность, условиями повышения эффективности которой является максимальная личная заинтересованность работников и внедрение методов научной организации труда, совместно с совершенствованием средств производства.

Е.В. Кучина Производительность совокупного труда — это показатель экономической эффективности функционирования затраченных в хозяйственной деятельности ресурсов, характеризующий вклад отрасли (региона, фирмы) в приращение стоимости конечного продукта в экономике и отражающий степень прогрессивности управления, развития человеческого капитала, техники, технологии и науки.

Н.Ю. Митрофанова Производительность труда — показатель эффективности труда, характеризующий конкурентоспособность страны, региона, отрасли, предприятия, продукции и являющийся основным источником экономического роста.

ности труда, устанавливая высокие тарифы на налоги, создавая сложные административные процедуры. Многие из них в нашей стране зачастую чрезмерно усложнены и требуют много времени для получения необходимого результата, который может быть непредсказуем. Это приводит к коррупции и снижению эффективности бизнеса, а в ряде отраслей — к созданию неравных условий конкуренции. Так, например, согласно исследованию Всемирного банка в 2011 году, отмечается, что в России на получение необходимых согласований при строительстве может уходить в два раза больше времени по сравнению с Китаем, в шесть раз — по сравнению со Швецией и более чем в 15 раз — по сравнению с США. Кроме этого, рост производитель-

ности в настоящее время тормозят нормы и стандарты, часто не учитывающие современные условия и технологии, некоторые из них действуют с 60-70-х гг. прошлого века, например стандарты проведения текущих и капитальных ремонтных работ в электроэнергетике .

На основании результатов опроса , проводимого среди руководителей промышленных предприятий Вологодской области, видно, что значительная часть респондентов считает экономическую политику неправильной как на уровне Правительства РФ (27,9% в 2015 году), так и на уровне Правительства Вологодской области (32,8% в 2015 году) (табл. 3). Также можно отметить, что в последнее время растет число респондентов, считающих политику правильной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Оценка экономической политики государства руководителями промышленных предприятий Вологодской области, % от числа ответивших

Оценка Год Изменение 2015 г. к

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2007 г., п.п. 2014 г., п.п.

Экономическая политика, проводимая Правительством Российской Федерации

Считаю правильной 41 47 27 28 26 22 36 34 44,2 +3,2 +10,2

Считаю неправильной 18 24 38 23 36 30 41 36 27,9 +9,9 -8,1

Затрудняюсь ответить 41 29 35 49 38 48 23 30 27,9 -13,1 -2,1

Экономическая политика, проводимая Правительством Вологодской области

Считаю правильной 54 49 25 39 30 31 25 27 40,3 -13,7 +13,3

Считаю неправильной 11 15 23 17 30 21 47 50 32,8 +21,8 -17,2

Затрудняюсь ответить 35 36 52 44 40 48 28 23 26,9 -8,1 +3,9

Таблица 4. Износ основных фондов

Наименование 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2007 г., %

Российская Федерация 44,9 45,3 45,3 47,1 47,9 47,7 48,2 49,4 110

Вологодская область 43 42 44 46 47 41 40,9 45,7 106,2

Более подробно следует рассмотреть внутренние факторы, так как они оказывают непосредственное влияние на темпы роста производительности труда.

Один из них — устаревшая техника и технологии, приводящие к высокому износу основных фондов. Например, в России более 16% жидкой стали выплавляется в мартеновских печах, где производительность труда намного ниже, чем при кислородно-конвертерной выплавке стали. При этом в высокоразвитых зарубежных странах такие печи уже давно не используются . Уровень износа основных фондов за исследуемый период по России вырос на 10%, по Вологодской области — на 6,2% (табл. 4). Это говорит о том, что поступающие инвестиции приходится тратить не на покупку нового оборудования, а на проведение капитального ремонта старого.

Производственные мощности промышленных предприятий используются не в полную силу, а всего на 65,7% (рис. 2).

Но при этом на ряде предприятий присутствует методика любыми путями загружать существующие мощности,

Рис. 2. Средний уровень использования производственных мощностей промышленных предприятий Вологодской области, %

позволяющая улучшить финансовое положение. Но в большинстве случаев это кратковременное явление, так как, загружая мощности, предприятие борется не с проблемой, а с ее следствием, потому что инфраструктура многих из них избыточна и производительность труда в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах. В связи с этим нельзя не поддержать тех, кто убежден, что сейчас нужно не загружать мощности, а проводить реструктуризацию с целью выпуска рентабельной и конкурентоспособной продукции .

На проблему устаревшей техники и использования неэффективных технологий оказывает влияние отсутствие финансовых ресурсов, что не позволяет предприятиям своевременно обновлять технику и развивать технологии.

Треть респондентов (34,8%) отметили, что вложений хватает только на поддержание текущего уровня производства, чуть большее количество (40,9%) говорит о возможности частичной реализации инвестиционных планов. Лишь на 15,2% участвующих в исследовании предприятий объем инвестиций находится на оптимальном уровне .

В 2015 году оптимальный объем инвестиций, направляемых на развитие предприятия, преимущественно наблюдался в пищевой и химической промышленности, о чем свидетельствуют ответы 41,7 и 25% руководителей организаций данных отраслей соответственно. При этом критически низкий уровень финансовых вложений отмечают респонденты, осуществляющие деятельность по производству стройматериалов (25%), в машиностроении (9,1%) и деревообработке (6,3%; табл. 5).

За период с 2007 по 2015 год инвестиции в основной капитал в целом по стране выросли лишь на 13%, а в Вологодской области снизились на 24,9% (табл. 6). Такие низкие цифры связаны, несомненно, со структурными проблемами. Приток инвестиций явно недостаточен, а санкции в отношении России еще больше его снижают.

На рост производительности труда также оказывает влияние нехватка квалифицированных кадров на предприятиях. Согласно опросу, проводимому сотрудниками ИСЭРТ РАН в 2015 году (табл. 7), большинство респондентов оценивают уровень обеспеченности их предприятий кадрами как удовлетворительный.

Россия отличается высоким уровнем грамотности и хорошим качеством технического образования, что создает условия для развития качественных трудовых ресурсов. Но при этом, согласно результатам опроса , 64,7% работодателей отмечают, что уровень подготовки принимаемых сотрудников, только что окончивших ПТУ и лицей, является средним, около 30% — низким (рис. 3). Аналогич-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. Распределение оценок объема инвестиций на промышленных предприятиях Вологодской области, % от числа ответивших по отраслям

Оценка Отрасль промышленности

Деревообрабатывающая промышленность Пищевая промышленность Машиностроение Металлургия и металлообработка Энергетика Химическая промышленность Производство стройматериалов Легкая промышленность Прочие производства

Оптимальный 0 41,7 9,1 22,2 20 25 0 0 0

Достаточный для частичной реализации инвестиционных проектов 56,3 25 54,5 11,1 60 50 0 100 0

Достаточный лишь для поддержания текущего уровня производства 31,3 16,7 27,3 66,7 20 25 50 0 75

Недостаточный даже для поддержания текущего уровня производства 6,3 0 0 0 0 0 25 0 0

Абсолютно недостаточный; наблюдаются негативные явления 6,3 0 9,1 0 0 0 25 0 25

Таблица 6. Динамика инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году

Территория 2000-2007 г. 2008-2009 гг. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2010 г.

Российская Федерация 229,7 92,6 106,3 110,8 106,8 100,8 97,3 91,6 113,0

Вологодская обл. 490,5 61,4 116,1 149,4 120,7 49,3 80,5 90,4 75,1

Таблица 7. Уровень обеспеченности промышленных предприятий Вологодской области кадрами, % от числа ответивших

Тип персонала Уровень обеспеченности

Удовлетворительный Недостаточный Очень низкий

Управленческий персонал 83,8 14,7 1,5

Инженерно-технические работники 66,1 32,4 1,5

Квалифицированные рабочие 51,5 39,7 8,8

Низкоквалифицированные рабочие 70,6 16,2 13,2

Обслуживающий персонал 83,8 10,3 5,9

64,7

0,0

|Н 29,4

25,0

0,0

л

64,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,5

22,0

ПТУ, лицей Техникум, колледж Вуз

■ Высокий ■ Достаточно высокий ■ Средний ■ Низкий

Рис. 3. Уровень подготовки выпускников учебных учреждений, % от числа ответивших

ным образом распределились и ответы респондентов относительно новых сотрудников, закончивших высшее учебное заведение (64,7% — средний уровень, 22% — низкий уровень).

Для обеспечения стремительного роста производительности труда важна подготовка специалистов высокого уровня. Ввиду сложности и комплексности программ обучения государству и бизнесу необходимо инвестировать значительные средства в развитие профессиональных навыков сотрудников. Но при этом действующее трудовое законодательство

никак не регламентирует контрактную систему, получившую широкое распространение в развитых странах. К примеру, сотрудник, который прошел сколь угодно дорогое обучение, может в течение 14 дней уволиться с данного места работы, а средства на его обучение будут потрачены впустую .

Следует отметить, что в Вологодской области имеются значительные резервы для роста качественных характеристик трудового потенциала населения и уровня их соответствия требованиям рабочих мест, что говорит о возможности повышения производительности труда путем улучшения качества рабочей силы .

Нехватка высококвалифицированных кадров может быть объяснена недостаточным стимулированием и мотивированием сотрудников для увеличения роста производительности труда. В научной литературе отмечено, что стимулирование работников главным образом направлено на следующие аспекты:

— увеличение объема производства;

— расширение существующего ассортимента продукции;

— повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции.

В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что способствует дополнительному материальному поощрению работников. В связи с этим важно восстановить роль материального стимулирования на предприятии. От четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного сотрудника, но и итоговые результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности .

Проблемы повышения производительности труда имеют разносторонний характер. Для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, необходимо устранять эти причины не по одной, а в комплексе: относящиеся и к персоналу, и к технике, и к технологиям. Немаловажную роль в вопросе повышения производительности труда играет государство, которое выступает законодателем нормативно-правовых актов.

Таким образом, можно выделить ряд основных проблем повышения производительности труда:

1. Административные барьеры. Как на федеральном, так и на региональном уровне большинство административных процедур усложнены, что приводит к коррупции и снижает результаты деятельности предприятия, а также ослабляет степень конкуренции внутри любой отрасли экономической деятельности .

2. Устаревшие техника и технологии производства. С каждым годом растет уровень износа основных фондов. Это свидетельствует о том, что техника и технологии обновляются несвоевременно.

3. Недостаточный объем инвестиций. В послекризисный период не происходит высокого подъема уровня инвестиций в

основной капитал, что приводит к снижению производительности труда.

4. Низкая квалификация работников. По мере того как растет уровень образования и квалификации работников, увеличивается производительность труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы .

5. Несоответствие трудового законодательства потребностям экономики -одна из главных причин наличия неквалифицированных рабочих кадров.

6. Недостаточное стимулирование работников. Для роста производительности труда необходимо увеличение гибкости персонала, так как повышения уровня заработной платы не достаточно.

На основании вышеизложенного можно определить ряд направлений повышения уровня производительности труда:

1. Стимулирование роста конкуренции путем устранения административных барьеров. Формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий конкуренции должны стать для органов государственной власти приоритетной задачей.

2. Повышение технического уровня производства путем внедрения новых технологических процессов, проведения технологической модернизации, автоматизации производственной и управленческой деятельности.

3. Увеличение объема инвестиций за счет разработки более эффективной системы выхода на зарубежных партнеров и новые рынки.

4. Модернизация системы профессионального образования и переподготовки кадров, которая включает в себя организацию и проведение программ по повышению квалификации руководящих кадров высшего и среднего звена, развитие систе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мы внутрипроизводственного обучения, повышения квалификации работников.

5. Реформа трудового законодательства, направленная на официальное закрепление контрактных взаимоотношений работодателей и сотрудников с целью защиты средств, вложенных в профессиональное развитие кадров.

6. Разработка эффективной системы мотивации персонала путем проведения

сбора и анализа информации о существующих мерах; опросов среди сотрудников о наиболее выгодных для них стимулов .

Реализация предполагаемой системы направлений, по нашему мнению, будет способствовать росту производительности труда, повышению уровня конкурентоспособности и ускорению экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА

2. Гулин, К. А. Трудовой потенциал региона / К. А. Гулин, А. А. Шабунова, Е. А. Чекмарева. -Вологда : ИСЭРТ РАН, 2009. — 84 с.

17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. — М., 2016. -1266 с.

22. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьян, Р. П. Колосова. — М. : ЧеРо, 2002. — 623 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полина София Васильевна — инженер-исследователь отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: lisenokvip@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Polina S.V.

PROBLEMS OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY IN THE ECONOMY OF THE REGION

Labor productivity, problems of increase, region, competitiveness.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Радио «Говорит Москва»

В гостях у Игоря Игорева, ведущего передачи «Экономика и финансы», Павел Безручко, генеральный директор консалтинговой компании «Экопси» Игорь Игорев — Как выяснилось, россияне работают гораздо хуже, чем американцы. Это не голословное утверждение. Глобальный институт МакКинзи рассчитал производительность труда россиян в основных секторах экономики, сравнил ее с американским уровнем. Исследование показало, что четверо россиян сейчас работают с такой же результативностью, как один американец в 2007 году. Выяснили, что все дело в устаревшем техническом оснащении, эта проблема свойственна не только наиболее тяжелым по условиям труда производствам, но и отраслям, где, казалось бы, все уже давно переведено на электрические рельсы. В чем причина низкой производительности труда россиян, и так ли верно это исследование, на что нам указывают или что нам следует принять к сведению самим, об этом поговорим сегодня. Вообще-то, активное делание, то, чем занимаются американцы, наверное, нам глубоко чуждо, это не наш метод. У нас принято все оставлять на завтрашний день и работать потихоньку, никуда не торопясь. Может быть, поэтому у нас низкая производительность труда, потому что нам в принципе это и не присуще.

Павел Безручко — То есть русский мужик ленив и не любопытен, да? В этом все объяснение. Наверное, можно коснуться темы различия в национальных характерах. Однако мне кажется, результаты исследования говорят чуть-чуть о другом. То есть они меньше говорят именно о различиях в психологии, тем более что перестройка и последовавший капитализм некоторый вкус к зарабатыванию денег все-таки людям привил. То есть если раньше с 9 до 6 психология была больше распространена, то сейчас каждый крутится, выживает, как может и, в общем, уровень рабочей активности людей повысился. Но исследователи говорят, что причина этого чуть в другом, чем в национальном характере.

И.И. — Оно в устаревшем оборудовании, в том, что все у нас как-то не модернизируется, а с чего бы ему модернизироваться, если у нас еще не в каждой избе «лампочка Ильича» есть.

П.Б. — Но исследователи говорят о трех основных причинах. Вот то, что я заметил в статье, их выводы следующие. Первая причина — это не эффективные бизнес-процессы, то есть то, как организована работа, как построена передача информации, система снабжения сырьем, система сбыта, производственная система, то есть как все это работает. Можно такой заголовок дать: «Работает неэффективным и устаревшим способом», говорят исследователи. Вторая причина. Они, действительно, говорят про устаревшую технологию, старое оборудование и приводят пример, что в электроэнергетике основная масса оборудования имеет сорокалетний и более стаж. Это, действительно, серьезная проблема. И третье — они выделяют вектор различия. Они назвали это структурные различия в экономиках. Что они под этим подразумевают. Это как семьи берут кредиты, насколько доступны кредиты, насколько у людей есть вкус к потреблению. То есть различие между экономиками, между потребительскими стереотипами — это третья причина, которую они выделяют. Интуитивно хочется с ними согласиться, хотя сама констатация этих причин, конечно, не дает ответа на вопрос, что же все-таки с этим делать. И.И. — А что с этим делать? То, что они называют здесь сталелитейную промышленность и электроэнергетику, все-таки это монополисты.

П.Б. — Безусловно. В частности, одна из их рекомендаций состоит в том, чтобы повысить открытость конкуренции. Здесь встает тема борьбы с коррупцией. Исследователи верят, что продолжение либеральных реформ — это один из важных векторов повышения производительности. И приводят в пример реформу РАО «ЕЭС», пока, к сожалению или к счастью, единственную реформу такого рода, которая у нас была.

И.И. — У нас вся система построена, как тот сантехник говорил, что систему надо менять. Система создана, ее надо усовершенствовать. Распределение доходов от продажи ресурсов. Поскольку это все будет у нас в самое ближайшее время, то, наверное, так и останется. Задела на будущее пока не предвидится.

П.Б. — Это действительно, очень важные вопросы вы сейчас поднимаете. Много говорится о пресловутой нефтяной игле, зачем париться, если цены на нефть и газ растут. Почему бы не существовать дальше в этом же ключе. Более того, много лет назад было много полемики про пути развития России. Там была такая тема, а почему бы России не остаться нефтяной сверхдержавой. Раз мы так хорошо умеем нефть и газ добывать и продавать, почему бы нам не делать на этом бизнес, условно. Но это вроде как не кошерно получается, поэтому возникла тема инновационной экономики, которая действительно могла бы снять нас с этой нефтяной иглы. Но мы все сейчас с сожалением видим, что пока об инновационной экономике можно лишь мечтать. Пока мы много говорим о разных мелких проектах, а проектов уровня полета человека в космос, которые способны мобилизовать экономику, людей, дать некоторую перспективу, пока таких проектов Правительство или бизнес, или Правительство и бизнес не нашли.

И.И. — Но самое интересное, что если посмотреть еще глубже, получается, что в основном-то население ничего не производит, а производят только те, кто имеет отношение к природным ресурсам. А все остальные являются такими паразитами. Это и чиновники, и журналисты, и все-все.

П.Б. — Действительно, если смотреть в терминах абсолютных цифр, какая доля приходится на нефтяную, газовую, связанную с этими вещами экономику, то оказывается, что наше благосостояние в подавляющем большинстве, это дает нам сравнительно легкие деньги, которые можно тратить с удовольствием. Хватает мудрости некоторые деньги откладывать. С другой стороны, эти же деньги можно было бы направить на то, чтобы экономику переориентировать. То есть стать более современными, модернизированными, провести нужные реформы, но как-то оказывается, что некогда. Ничто не толкает. Вот, кризис. Казалось бы, целый год жили в кризисе.

И.И. — Как-то не особенно и почувствовали.

П.Б. — Не особенно почувствовали с одной стороны, потому что действительно вкачали в экономику много денег. Вроде как стимул был сократиться, усовершенствоваться, а если по сторонам посмотреть, не так уж много современных инноваций в сфере производительности труда, в сфере модернизации произошло. То есть как-то видимо не дошло до нас. Даже некоторые бизнесмены сетуют на то, что кризис был не слишком глубоким. Не слишком сильно шарахнуло, поэтому есть большой соблазн расслабиться, дальше жить, как раньше.

И.И. — Может быть, как раз здесь это смыкается с проблемами стран третьего мира, когда им дядя Сэм говорит: «Чего это вы не модернизируетесь, вы такие дикие племена? Давайте с завтрашнего дня вы будете модернизироваться, и сразу все придет и все настанет». Тут же очень много политических еще тем приходится затрагивать. Здесь же должны быть какие-то основополагающие, базовые ценности. И соблюдение законов, и права человека, и отношение к собственности. А просто вот так, само по себе, оно не проявляется.

П.Б. — Действительно, если вернуться к исследованию, то институт Макензи рекомендует несколько таких интуитивно очевидных мер, что делать, чтобы этот разрыв производительности сократить. Я их приведу. Первое, что рекомендуется, повысить открытость конкуренции, в том числе здесь есть тема борьбы с коррупцией. Чтобы близость к телу конкретных чиновников определяла эффективность конкретной компании. Да, действительно, совершенство их бизнес-процессов, системы снабжения, системы сбыта и так далее. Это первая их рекомендация. Дальше они говорят про то, что вообще персонал у нас не мобильный, люди плохо переезжают между регионами. Известно в той же Америке люди с большей готовностью снимаются с места, едут в нужные для экономики регионы работать. Тут опять-таки, есть большие различия в инфраструктуре, в затратах, которые мы должны нести, чтобы эту систему с нуля построить, и у них в общем все готовое.

И.И. — Конечно, еще и климат не забываем.

П.Б. — Говорят, что надо уменьшать дефицит рабочей силы с одной стороны за счет здравоохранения, чтобы люди жили подольше и работали побольше. А с другой, чтобы цивилизованную систему миграционного законодательства внедрить, чтобы действительно мы дефицит трудовых ресурсов компенсировали эффективно за счет трудовых мигрантов. Рекомендуют также внедрять систему долгосрочного планирования развития регионов. То есть жалуются на то, что каждый крупный город и каждый регион, в общем-то, какие-то планы развития имеет, но эти планы зачастую между собой не скоординированы. Я приведу пример. Если каждый регион соберется развивать автопром у себя, то, наверное, очень сложно будет в масштабах страны во всех регионах одновременно строить заводы. Все-таки речь идет здесь о скоординированной системе. И последнее, что рекомендуют именно с государственных позиций, это наладить надежную финансовую систему, сделать прозрачные рейтинги, законы, которые позволяли, приведу пример, у них в исследовании есть хороший материал, в Америке среднее согласование строительства 60 дней, в России — 700. То есть речь именно об этом. Чтобы в нашей системе согласовательное и финансовое, в общем, все было немножко более просто и по-людски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *