Процедура финансового оздоровления

Содержание

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится судебным решением после процесса наблюдения, в течение которого решается вопрос о целесообразности проведения оздоравливающих мероприятий и поиск финансовых источников санации предприятия. На этот момент должник ещё не получил статус банкрота, так как у него остаются шансы выйти из кризиса.

Чтобы ввести стадию санации, один из участников процесса направляет ходатайство первому заседанию заимодателей. Обращение должно иметь документальное обоснование целесообразности проведения ФО.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

  • график выплаты обязательств юрлица;
  • гарантия обеспечения;
  • план оздоровительных мероприятий.

Копии обращения инициатор направляет остальным участникам процесса.

В графике погашения обязательств срок начала выплаты долгов должен быть не позже одного месяца с момента введения ФО, а окончание выплат – не позднее 30 дней до конца процедуры. Все выплаты заимодателям необходимо осуществлять пропорционально в равных частях на протяжении всего периода.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовая санация в банкротстве не является обязательным этапом, она вводится только в том случае, если у юрлица существует шанс выхода из кризиса и возврата платёжеспособности путём финансового оздоровления. В успехе проведении санации заинтересованы все добросовестные участники процесса, поэтому обоснованно инициировать её может любой из них.

Все правила проведения оздоровления юрлица указаны в Законе «О банкротстве» N 127-ФЗ.

Порядок проведения

При получении ходатайства суд принимает решение о начале ФО, назначает ответственное лицо – управляющего. В своём определении суд указывает срок процедуры, порядок погашения обязательств, сведения о лицах которые обеспечивают юрлицо.

После внедрения ФО наступают следующие условия:

  • последующие претензии заимодателей, кроме текущих обязательств юрлица, принимаются только по установленному законом порядку;
  • прежде введённые меры по обеспечению претензий заимодателей отменяются;
  • по решению суда с имущества юрлица могут быть сняты аресты;
  • выплаты учредителям ограничиваются;
  • зачёт встречных требований вне утверждённого графика погашения обязательств приостанавливается;
  • прекращается начисление штрафов по неисполненным обязательствам.

После введения стадии санации все процессы на предприятии курирует управляющий, назначенный судьёй. Менеджмент компании продолжает свою деятельность, однако заключение сделок, которые ведут к увеличению задолженности или к уменьшению активов организации, не допускается. И также собственники фирмы не могут реорганизовывать её без согласия управленца.

Для проведения реабилитации компании инициатором должны быть представлены следующие документы: план ФО и график погашения задолженности.

Комплекс мер

Финансовая санация состоит из целой серии мероприятий, направленных на спасение компании. Все реализуемые меры по восстановлению платёжеспособности должника должны прежде всего способствовать выплате долгов юрлица.

К комплексу мер ФО относятся:

  • необходимая смена руководства;
  • инвентаризация имущества фирмы;
  • расчёты по дебиторской задолженности;
  • сокращение производственных расходов;
  • продажа филиалов и части имущества юрлица;
  • завершение работ по незаконченным объектам;
  • сокращение численности сотрудников;
  • распродажа устаревших товаров, ненужного оборудования фирмы, которые хранятся на складах;
  • усовершенствование технологий;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • приобретение нового оснащения.

Основная ответственность за реализацию оздоровительных мероприятий ложится на менеджмент компании.

Если фирма не сможет выплачивать свои обязательства согласно утверждённому графику, управляющий обращается к третьим лицам, предоставившим обеспечение должника.

Цели финансового оздоровления

Главной целью проведения оздоровления является реабилитация платёжеспособности фирмы и выплата её долгов.

Процедура финансового оздоровления соответствует интересам всех участников. Заимодатели могут вернуть свои средства, а должник сможет стабилизовать свой бизнес. При положительном результате после ФО выгоду получает даже общество, так как устойчивости бизнеса способствует росту экономических показателей в стране.

План оздоровления предприятия

План ФО считается основополагающим документом процесса, в котором фиксируется механизм реабилитации юрлица.

Согласно законодательным нормам план ФО предприятия должен разрабатывать должник.

Документ представляет собой бизнес-план компании, который включает следующие пункты:

  • информация о компании:
  • данные о финансовом состоянии фирмы;
  • маркетинговые исследования;
  • меры для восстановления платёжеспособности должника;
  • производственный план и маркетинговая стратегия;
  • источники финансирования и внешние механизмы компании.

Контроль за исполнением плана выполняет административный управленец.

Условия введения

Процедура ФО внедряется только при условии предоставления заимодателям гарантии на обеспечение должника, которое должно составлять не меньше 20% от его обязательств. В качестве гарантии может выступать залоговое имущество, банковское поручительство или гос. удостоверение.

К отчётности о реализованных в течение ФО мерах всегда прилагаются бухгалтерские документы. Управляющий проводит анализ финансового положения юрлица и направляет заключение заимодателям, которые принимают решения по восстановлению компании.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура ФО проводится с участием следующих лиц:

  • должник;
  • заимодатели;
  • управляющий.

Таблица. Права и обязанности участников ФО

Участник Права Обязанности
Должник инициирование начала процедуры ФО;

контроль функционирования компании с некоторым ограничениями;

обжалование судебных решений

составление плана и методологии ФО;

соблюдение графика, сроков погашения долгов в установленных размерах;

составление отчётности для управленца

Заимодатели получение выплат по своим претензиям согласно утверждённого графика;

инициирование отстранения руководства должника или управленца;

ознакомление с отчётностью должника и управленца

соблюдение норм, предусмотренных Законом «О несостоятельности»
Управляющий требование у должника документов и отчётности;

введение ограничений на сделки должника;

направление в суд ходатайств

составление реестра заимодателей;

мониторинг исполнения плана ФО;

составление отчёта по результатам ФО

Ограничения применяемые к должнику

Несмотря на то что менеджмент компании сохраняет свои полномочия при введении ФО, по отношению к должнику применяются следующие ограничения:

  • руководство обязано придерживаться утверждённого плана мероприятий по реабилитации компании;
  • действия руководителей не должны нарушать права других участников процесса;
  • имущественные сделки, заключаемые менеджментом компании в период ФО, а также методы ФО, должны согласовываться с управляющим.

На какой срок вводится процедура

Срок финансового оздоровления при банкротстве составляет 2 года. За 30 дней до окончания процедуры юрлицо обязано предоставить управленцу следующие отчётные документы: баланс предприятия, отчёт по прибыли и убыткам, документы по обязательствам.

Если в течение стадии оздоровления должник не смог удовлетворить все требования заимодателей, их возмещает лицо, которое предоставило обеспечение в начале процесса. Таким образом, третье лицо принимает на себя непогашенные обязательства должника.

В зависимости от того какие будут последствия введения финансового оздоровления заимодатели могут составить жалобы и направить их в суд. После рассмотрения всех обращений и заключения управленца, судья выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве (при погашении задолженностей в полном объёме);
  • о введении внешнего управления (если существует возможность восстановления платёжеспособности компании);
  • о предоставлении должнику статуса банкрота и начале конкурсного производства, в процессе которого компания будет закрыта (если присутствуют все признаки несостоятельности).

Зарубежный опыт финансового оздоровления

Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.

Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.

Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.

На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.

Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.

Задать вопрос

Как вводится процедура финансового оздоровления

Еще на этапе процедуры наблюдения к первому собранию кредиторов могут обратиться учредители (участники) должника или третьи лица с ходатайством о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 76 Закона № 127-ФЗ). Они же могут предоставить и обеспечение исполнения обязательств должника (п. 1 ст. 79 Закона № 127-ФЗ).

Рассмотрев указанное ходатайство, первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления предприятия и обратиться в суд с соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 73 Закона № 127-ФЗ). По общему правилу на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления и в нем же утверждает административного управляющего (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 75, п. 1,2 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). При этом в решении собрания, а также в определении суда должен быть указан предполагаемый срок процедуры и график погашения задолженности (п. 1 ст. 74, п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). Кроме того, в решении собрания также должен содержаться утвержденный план финансового оздоровления, если обеспечение должнику для исполнения им своих обязательств предоставлено не было (п. 1 ст. 74, п. 1 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

Что происходит после введения финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления ведет к определенным последствиям для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Так, с даты вынесения судом соответствующего определения (п. 1 ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

  • меры по обеспечению требований кредиторов, принятые до финансового оздоровления, отменяются;
  • аресты и иные ограничения в отношении имущества должника могут быть наложены только в рамках арбитражного процесса;
  • выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам должника не допускаются;
  • и другие.

Вместе с тем, главное, что должен делать должник в ходе финансового оздоровления – это расплачиваться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ). При этом органы управления компании продолжают действовать и исполнять руководящие функции, но вместе с тем должны соблюдать некоторые ограничения (п. 1 ст. 82 Закона № 127-ФЗ). К примеру, они не могут без согласия кредиторов (их собрания или комитета) совершать сделки по выдаче займов, кредитов, а также предоставлять поручительства или гарантии (п. 3 ст. 82 Закона № 127-ФЗ).

Основные функции административного управляющего в этот период следующие (п. 3 ст. 83 Закона № 127-ФЗ):

  • вести реестр требований кредиторов;
  • контролировать исполнение должником текущих требований;
  • следить за ходом выполнения плана финансового оздоровления (при его наличии) и графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность и полноту перечисления средств в погашение долгов кредиторам;
  • изучить отчет должника о выполнении графика погашения задолженности, составить по этому поводу заключение и представить его собранию кредиторов, и т.д.

Отчет об итогах проведения финансового оздоровления должник обязан направить административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения срока процедуры. А если обязательства перед кредиторами погашены ранее, то должник сразу после этого может подать отчет о досрочном окончании финансового оздоровления (п. 1 ст. 86, п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Административный управляющий на основании этого отчета готовит заключение, направляет его кредиторам и в арбитражный суд. Если жалоб от кредиторов на действия должника и управляющего не будет, то суд примет решение о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 3, 5 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). Иначе может быть принято решение о введении внешнего управления, либо конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

25. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве

Процедура финансового оздоровления осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда, а также погашения требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок до двух лет на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

К такому ходатайству прилагаются:

1) график погашения задолженности, которым должно быть предусмотрено:

— начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления;

— требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры;

— требования кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;

— погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

2) документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение обязательств должником может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и другими способами, не противоречащими законодательству РФ. Обеспечение не может осуществляться в форме удержания, задатка, неустойки, а также с помощью такого предмета обеспечения обязательств, как имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

С момента введения финансового оздоровления наступают следующие последствия:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

5) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

6) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

7) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

8) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления (ст. 81 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Должник не вправе совершать также определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д. (п. 4 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Одновременно с введением внешнего управления арбитражный суд выносит определение об утверждении внешнего управляющего. Внешний управляющий в отличие от временного или административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе и по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность или влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст. 101 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Полномочия внешнего управляющего можно разделить на две группы:

1) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника:

— распоряжение имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

— проведение инвентаризации;

— ведение бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности и т.д.;

2) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления:

— разработка плана внешнего управления и представление его для утверждения собранию кредиторов. План должен содержать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации этих мер, расходы на их реализацию. В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника; продажа предприятия должника и др.;

— ведение реестра требований кредиторов;

— отказ от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления при наличии следующих оснований:

— договор не исполнен сторонами полностью или частично;

— исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

— договор препятствует восстановлению платежеспособности должника;

— заключение от имени должника мирового соглашения;

— информирование комитета кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

— представление собранию кредиторов отчета об итогах реализации плана внешнего управления.

Не позднее, чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через 10 дней с даты получения отчета должника направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

В случае если требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или отчет не предоставлен административному управляющему в надлежащий срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое вправе принять одно из следующих решений:

1) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления;

2) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Досрочное окончание финансового оздоровления возможно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника — унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Порядок введения финансового оздоровления (ст. 80)

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств — сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года.

Последствия введения процедуры финансового оздоровления

  • требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка предъявления требований к должнику (в соответствии с ФЗ);
  • ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда;
  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
  • изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Подробнее План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются (ст. 87):

  1. непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 79 Федерального закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  2. неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

20. Финансовое оздоровление как процедура банкротства

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.

Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредителейдолжникапри наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Также учредителями или даже третьими лицами должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, государственная гарантия, поручительство) в размере не менее 120% от суммы задолженности.

Основная цель финансового оздоровления — восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролирует административный управляющий.

Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей — не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований кредиторов.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами. Например, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов*(79)совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости его активов. Устанавливаются ограничения и на совершение сделок, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также на учреждение доверительного управления имуществом должника.

Вместе с тем Закон о банкротстве устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К ним относятся сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% от суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д.

Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком.

Инициатива проведения финансового оздоровления может исходить от участников (учредителей); собственника имущества должника – унитарного предприятия; третьего лица (третьих лиц) (по согласованию с должником) (указанные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством).

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

1) на основании решения первого собрания кредиторов;

2) в отсутствие какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство указанных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности.

Размер обеспечения в случаях 2 и 3 должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания на 20% (способы обеспечения обязательств – залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство; не могут выступать в этом качестве удержание, задаток, неустойка).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет.

Правовые последствия введения финансового оздоровления:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного ФЗ о банкротстве;

2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ц/б.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий (органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми ограничениями).

Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов заключать сделки (в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества балансовой стоимостью более 5% балансовой стоимости активов должника; влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу гарантий и поручительств, учреждение доверительного управления имуществом должника).

Согласие административного управляющего требуется на совершение сделок, влекущих (увеличение кредиторской задолженности более чем на 5 % суммы требований кредиторов; уступку прав требований, перевод долга; получение займов (кредитов)).

Арбитражный суд может отстранить руководителя должника от занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления, совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов.

Для реализации финансового оздоровления разрабатывается два документа:

1) План финансового оздоровления (подготавливается учредителями (участниками) должника, утверждается собранием кредиторов; должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления).

2) График погашения задолженности (подписывается лицом, уполномоченным учредителями (участниками) должника; с даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки).

Если о введении финансового оздоровления ходатайствует первое собрание кредиторов (график должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока указанной процедуры, а также погашение требований кредиторов 1-ой и 2-ой очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления).

При введении данной процедуры во 2 и 3 случаях (график должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов).

Если должник не исполняет график погашения задолженности, административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств (в случае удовлетворения ими требований кредиторов их требования погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов 3-й очереди).

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

1) определение о прекращении производства по делу об банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует);

2) определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника);

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (если нет основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).

Банкротство. Особенности процедуры финансового оздоровления

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Банкротство. Особенности процедуры финансового оздоровления

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние промышленных предприятий приводит к банкротству многих предприятий. Неэффективность системы управления российских предприятий прежде всего обусловливается: отсутствием стратегии в деятельности предприятий и организаций, недостаточным знанием конъюнктуры рынка; отсутствием трудовой мотивации работников, неэффективностью финансового менеджмента и управления, издержками производства. Резкое обострение проблем неплатежей, долгов приводит к несостоятельности предприятий.

В Российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, бы способствовало оздоровлению Российского рынка.

Целью данной работы является изучение банкротства и особенностей процедуры финансового оздоровления предприятия.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

— изучить понятие, сущность, критерии банкротства;

— рассмотреть финансовое оздоровление как одна из восстановительных процедур банкротства организации;

— охарактеризовать план финансового оздоровления.

Предметом исследования является банкротство и особенности процедуры финансового оздоровления предприятия.

Источниками написания работы служили учебные пособия Абрюшиной М.С., Артеменко В.Г., Ефимовой О.В. и других авторов.

1. Понятие, сущность, критерии банкротства

Банкротство является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Поэтому в каждом государстве должно существовать эффективное законодательство, позволяющее смягчить отрицательные последствия функционирования хозяйствующих субъектов, неспособных исполнять свои обязательства.

Понятие банкротства следует рассматривать с двух сторон: экономической и юридической.

С экономической точки зрения, банкротство — отрицательный результат воздействия как внутренних, так и внешних факторов на предприятие. Сюда можно отнести неэффективную систему управления, низкую квалификацию руководителей, слабый учёт изменения рынка, плохую организацию процесса производства, неправильную инвестиционную политику, инфляцию, цикличность развития экономики, нарушение отношений с поставщиками и т.д.

До наступления банкротства, предприятие проходит через несколько этапов ухудшения своего финансового состояния: от небольших проблем, связанных с неспособностью в полном объёме погашать свои обязательства в срок, до стадии острой неплатёжеспособности, когда предприятие не в состоянии расплачиваться по своим долгам в связи с невозможностью обеспечить даже сокращенное производство.

Если говорить о юридической стороне, то банкротство — это возможность правового решения острых конфликтов при невозврате организацией — должником денежных средств кредитору.

В практике банкротства можно выделить следующие его виды:

1. Реальное — характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платёжеспособность в силу реальных потерь собственного и заёмного капитала.

2. Временное (условное) — характеризуется таким состоянием неплатёжеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой её кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукцией, при этом сумма активов организации превосходит объём её долгов.

3. Преднамеренное (умышленное) — совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.

4. Фиктивное — ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб.

Согласно действующему в Российской Федерации закону №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 (Далее по тексту ФЗ), понятие несостоятельности трактуется следующим образом: «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Также, организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает к предприятию — должнику следующие процедуры: досудебная санация, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. В целом, о несостоятельности речь идёт только после введения процедуры наблюдения. А на стадии досудебной санации предприятие обладает статусом неплатёжеспособного. Наглядно это можно представить следующим образом (табл.):

Соотнесение стадий финансового состояния и действующих процедур банкротства

Этапы кризисного финансового состояния

Процедура банкротства

Неплатёжеспособность

Досудебная санация

Мировое соглашение

Несостоятельность

Наблюдение

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Банкротство

Конкурсное производство

Закон о банкротстве должен исходить из того, что если имеется объективная возможность восстановления платёжеспособности предприятия, к нему должны применяться не ликвидационные процедуры, а другие меры: либо меры досудебной санации, либо меры судебной санации: финансовое оздоровление и внешнее управление. При этом закон должен учитывать как интересы кредиторов, так и интересы попавшего в затруднительное положение предприятия — должника. Интересы этих групп лиц противоположны, вследствие чего закон должен учитывать интересы обоих групп. Но на практике можно отметить, что большим объёмом прав наделены кредиторы. К тому же механизмы, позволяющие применять процедуры судебной санации, далеко несовершенны. Именно поэтому можно наблюдать такое ничтожно малое количество дел о банкротстве, в ходе которых применялись процедуры финансового оздоровления и внешнего управления.

На основе анализа статей ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», можно выделить следующие признаки банкротства для юридических лиц:

· наличие у должника денежного обязательства долгового характера;

· наличие задолженности не менее 100 тыс. руб.;

· неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трёх месяцев с момента наступления даты их исполнения;

· установленность требований кредиторов;

· официальное признание несостоятельности судом.

В данном случае под признаками несостоятельности «следует понимать необходимую совокупность юридических фактов, предоставляющих суду возможность инициировать дело о несостоятельности и впоследствии, при наличии определённых оснований, вынести решение о признании должника банкротом» (Карелина С.А. Несостоятельность (банкротство) как юридический состав // Российская Юстиция. — 2008. — №4 — 4-11 с.).

Необходимо отметить, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. не говорит о том, что все предприятия, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве подлежат ликвидации. Наличие вышеуказанных признаков необходимо только лишь для инициирования дела, а в рамках закона существуют механизмы, позволяющие избежать ликвидации предприятия.

Следует также отметить, что данные критерии не одинаковы к разным категориям должников, так, например, при банкротстве граждан используется критерий неоплатности (сумма долга должна быть выше суммы принадлежащего ему имущества), а для стратегических предприятий сумма долга должна быть не менее 500 тысяч рублей с периодом просрочки более 6 месяцев.

2. Финансовое оздоровление как одна из восстановительных процедур банкротства организации

Как уже было отмечено выше, финансовое оздоровление является одной из процедур банкротства, способствующей восстановлению платежеспособности должника.

Однако саму процедуру финансовое оздоровление можно рассмотреть в двух аспектах: как процедуру, предупреждающую потерю финансовой устойчивости предприятия, которая проводится на предприятии самостоятельно (основывается на внутренних приказах) и в рамках процедуры банкротства. В данном случае финансовое оздоровление вводится на предприятии, на основании определения суда и направлена на повышение платежеспособности должника.

Мы более подробно остановимся на рассмотрении процедуры финансового оздоровления в рамках банкротства организации.

Федеральный закон о банкротстве от 26.10.2002 №127 определил новый порядок правового регулирования отношений, складывающихся из-за неисполнения должником своих обязанностей и обязательств.

Важнейшей новеллой этого законодательства по сравнению с законом о банкротстве 1998 года является введение процедуры финансового оздоровления. Данная процедура дает возможность должнику восстановить свою платежеспособность и удовлетворить требования кредиторов.

Финансовое оздоровление ? процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком.

Определяя суть рассматриваемой процедуры, в соответствии с законом финансовое оздоровление рассматривается, как не что иное, как реструктуризация задолженности, т.е. предприятие ? должник стремится получить различного рода уступки со стороны кредиторов, предлагая взамен либо активы, либо всевозможные соглашения, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности. Однако порядок и сроки такой реструктуризации и ее последствия ограничены законом, что и отличает ее от реструктуризации на основании простых договоренностей между ее участниками.

Вопрос о введении финансового оздоровления рассматривается на 1-ом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, проводимом после процедуры наблюдения. Таким образом, введение иных процедур (внешнего управления и конкурсного производства) возможно, только если нет возможности осуществить проведение процедуры финансового оздоровления. Все это указывает на продолжниковую направленность российского законодательства о банкротстве, однако, на практике процедура финансового оздоровления вводится только в исключительных случаях.

Инициатива проведения финансового оздоровления может исходить от участников (учредителей); собственника имущества должника ? унитарного предприятия; третьего лица (третьих лиц) (по согласованию с должником) (указанные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством).

И так процедура финансового оздоровления определяется арбитражным судом при наличии следующих оснований:

Есть ходатайство собрания кредиторов о введении процедуры финансового оздоровления. (При его наличии суд не имеет право ввести иную процедуру.) В такой ситуации предоставление должником обязательств не является обязательным, т.к. суд не может оценивать целесообразность проведения данной процедуры для должника, реальность и исполнимость документов, на основании которой данная процедура будет проводиться (план финансового оздоровления, график погашения задолженности и т.д.). Суд не имеет право пойти против воли кредиторов.

Финансовое оздоровление может также вводиться при отсутствии решения собрания кредиторов о дальнейшей судьбе должника. Основанием для введения данной процедуры может служить соответствующее ходатайство любого лица, готового предоставить соответствующее обеспечение для исполнения должником графика погашения задолженности. Способ обеспечения может быть любой, не противоречащий законодательству РФ, но главным является то, что размер данного обеспечения не должен быть менее чем на 20% превышающий размер задолженности кредиторам, включенным в реестр. Таким образом процедура вводиться без соответствующей на то воли кредиторов, причем ввести иную процедуру в данном случаи суд не имеет право.

Финансовое оздоровление может быть введено и против выраженной воли кредиторов т.е. при наличии решения собрания кредиторов о введении внешнего управления или конкурсного производства. В таком случае основанием для введения финансового оздоровления служит ходатайство лица, готового предоставить в качестве обеспечения исполнения обязательств банковскую гарантию. При этом ее сумма также должна на 20% превышать размер требований кредиторов.

Процедура финансового оздоровления вводится определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению. Это влечет определенные последствия. Во-первых за деятельности органов управления должника следит административный управляющий, который назначается также по решению суда. Так же, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве, то есть конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить должнику требования в любой момент в ходе финансового оздоровления. При этом данное положение не распространяется на текущие требования по обязательствам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления.

В связи с введением финансового оздоровления (также как в связи с введением внешнего управления) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов:

· аресты на имущество должника или ограничение должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

· с введением финансового оздоровления продолжает действовать запрет, установленный еще при введении наблюдения, в отношении;

· удовлетворения требования учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

· выкупа должником размещенных акций или выплаты им действительной стоимости доли (пая);

· выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Последствия нарушения указанных запретов влекут за собой ничтожность соответствующих сделок.

В связи с необходимостью компенсации экономических потерь кредиторов, возникающих в связи с отсрочкой и рассрочкой платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, предусматривается начисление процентов на сумму требований, подлежащих удовлетворению, выраженных в валюте РФ по ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления. При этом административному управляющему следует иметь в виду, что начисленные проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору и уполномоченному органу на собрании кредиторов.

Так в ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами. Так Закон о банкротстве устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К ним относятся:

· сделки, влекущие за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр на дату введения финансового оздоровления;

· сделки, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, за исключением реализации готовой продукции (работ, услуг), изготовляемой и реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

· сделки, которые влекут за собой уступку права требования или перевод долга;

· сделки, которые влекут за собой получение займов (кредитов).

В период финансового оздоровления по ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего либо лиц, представивших обеспечение, руководитель должника может быть отстранен от должности арбитражным судом. В случае удовлетворения ходатайства об отстранении руководителя должника, обязанности последнего возлагаются на нового руководителя, чья кандидатура представляется соответствующим коллегиальным органом должника, представителем учредителей (участников), представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия, а, если такая кандидатура не представлена, то исполнение обязанности возлагается на одного из заместителей руководителя либо на одного из работников должника.

Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

3. План финансового оздоровления

Немало важную роль в процедуре финансового оздоровления занимает план финансового оздоровления, который содержит основные элементы традиционного бизнес-плана. Однако коренным отличием плана финансового оздоровления от обычного бизнес ? плана является тот факт, что план финансового оздоровления разрабатывается для неплатежеспособного предприятия и регламентируется законодательством о банкротстве организации, а бизнес ? план представляет собой документ, вырабатываемый новой или действующей компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия для привлечения дополнительных инвестиций.

Теперь рассмотрим план финансового оздоровления более подробно. И так, план финансового оздоровления, подготавливается учредителями должника или собственником имущества должника — унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. Он должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности. В соответствии с законом о банкротстве РФ №127 план финансового оздоровления не подлежит обязательному утверждению арбитражным судом, однако невыполнение плана является основанием для отстранения руководителя должника от должности.

Основная цель разработки плана финансового оздоровления как особого вида бизнес ? плана заключается в восстановлении и укреплении платежеспособности предприятия, а также удовлетворении требований кредиторов. Структура плана финансового оздоровления неплатежеспособной организации состоит из восьми разделов, сущность которых описана в таблице.

банкротство финансовый оздоровление

Разделы плана финансового оздоровления

Номер раздела

Наименование раздела

Информация, раскрываемая в данном разделе

1 раздел

Общая характеристика организации

Приводятся данные о организационной структуре предприятия, дате регистрации в налоговых органах, ИНН, и т.д.

2 раздел

Краткие сведенья по плану финансового оздоровления

Срок реализации плана, суммы условия представления и сроки погащения государственной финансовой помощи, финансовые результаты реализации плана и др.

3 раздел

Анализ финансового состояния

Проводится анализ финансового состояния предприятия.

4 раздел

Мероприятия по восстановлению платежеспособности

перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия,

оценку потребности в финансовых ресурсах и их реализацию,

аналитические обоснования перечисленных мероприятий и выводы.

5 раздел

Оценка со стороны маркетологов

описание и анализ товарных рынков, на которых «работает» и собирается «работать» предприятие.

6 раздел

Стратегии развития организации

посвящен описанию и обоснованию избранных стратегий маркетинга и продаж

7 раздел

План производства

раскрывается производственная программа предприятия, на основе которой определяется потребность предприятия в дополнительных ресурсах, в том числе и финансовых

8 раздел

Финансовый план предприятия

прогноз финансовых результатов, обоснование потребности в дополнительных инвестициях и источников финансирования,

модель дисконтированных денежных потоков

агрегированную форму прогнозного баланса предприятия.

План финансового оздоровления, как и любой другой бизнес ? план, является и документом стратегического планирования, и руководством к действию. Поэтому план финансового оздоровления должен отражать реальную финансово-экономическую ситуацию на предприятии.

Следовательно, необходимо уделить серьезное внимание проблемам взаимоотношений предприятия с его кредиторами и оценить риски банкротства, поскольку недостаточный учет данных рисков может поставить под сомнение саму возможность реализации плана финансового оздоровления во внесудебных процедурах.

Разработка плана финансового оздоровления начинается с проведения углубленного анализа финансового состояния предприятия. Желательно, чтобы период ретроспективного анализа составлял 2?3 года. Основной целью проведения данного анализа является не расчет представленных в методических рекомендациях показателей, а выявление внешних и внутренних причин, повлекших за собой ухудшение финансового положения предприятия. На основе проведенного анализа и сделанных выводов разработчики намечают основные пути восстановления платежеспособности предприятия за счет мобилизации внутренних ресурсов, а при их недостаточности — за счет привлечения заемных ресурсов.

Следует обратить внимание на то, что для планов финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий финансовыми результатами являются не привычные для планово-финансовых служб предприятий прибыль или рентабельность, а такие показатели как:

· чистая текущая стоимость,

· внутренняя норма рентабельности,

· дисконтный срок окупаемости проекта.

Разделы, посвященные рынку и конкуренции, а также деятельности предприятия в сфере маркетинга, тоже являются важными разделами плана финансового оздоровления, поскольку только поддержание объема продаж на определенном уровне способно обеспечить выживание предприятия в условиях жесткой конкуренции.

Обоснованный прогноз объемов продаж служит исходной точкой для разработки плана производства. На первом шаге разработчики должны убедиться в том, что предполагаемые объемы продаж при сложившихся на рынке ценах на выпускаемую предприятием продукцию не только обеспечивают достижение точки безубыточности, но гарантируют получение предприятием необходимых для его дальнейшего развития прибылей.

План производства, помимо необходимых расчетов, должен раскрывать общие подходы к производству, содержать характеристику основных технологических процессов, применяемых в производстве, характеристику материально-технической базы производства и основных видов используемого сырья, материалов, энергетических ресурсов, а также характеристику основных поставщиков. В данном разделе формулируются требования к трудовым ресурсам. При формировании сводной сметы расходов и калькуляции себестоимости необходимо учитывать результаты реализации мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции.

Финансовый план разрабатывается на основе предыдущих разделов и служит для отражения ожидаемых финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому расчеты, приведенные в финансовом плане, должны быть полностью увязаны с расчетами, представленными в остальных частях плана финансового оздоровления. Особое внимание следует уделить точности и обоснованности приводимых в разделе показателей, поскольку именно финансовый план тщательно изучается потенциальным кредитором.

Целью разработки и реализации плана финансового оздоровления является восстановление платежеспособности предприятия, при разработке финансового плана также необходимо проработать графики погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

Разработка, анализ и постоянный контроль за выполнением графика погашения кредиторской задолженности имеет особое значение для успешной реализации плана финансового оздоровления в целом, поскольку его не выполнение могут привести к тому, что процедура финансового оздоровления будет прекращена и предприятие объявят банкротом.

Только после того, как разработчики убедятся в полной взаимоувязке основных разделов плана финансового оздоровления, следует приступать к формированию первого и второго его разделов.

В первом разделе помимо различной адресной информации, организационной структуры предприятия и характеристики его руководящих работников (их образовательный уровень, квалификация, стаж работы и т.д.), целесообразно дать сжатое описание основных направлений деятельности предприятия и его краткую характеристику.

Только после того как план финансового оздоровления полностью сформирован, можно приступить к разработке раздела, содержащего краткое резюме.

Такие планы составляются предприятиями не только в том случае, когда осуществляется процедура финансового оздоровления. Данная типовая форма используется также для разработки проектов восстановления платежеспособности неплатежеспособными предприятиями, в отношении которых еще не возбуждено дело о банкротстве организации.

Заключение

В данной работе рассматривалась важность ведения процесса антикризисного управления организацией. Основной целью которого является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре актива и пассива, в расчётах с дебиторами и кредиторами.

В настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

В условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

Анализ финансового состояния предприятия необходим. В заключение анализа финансового состояния необходимо обобщить все результаты анализа и сделать более точный диагноз финансового состояния, а также его прогноз на перспективу развития и выживания предприятия. Следует разработать также конкретные мероприятия, которые позволят улучшить финансовое состояния. Прежде всего, это мероприятия, направленные на увеличение производства и реализации продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, снижение себестоимости, рост прибыли и рентабельности, ускорение оборачиваемости капитала и более полное эффективное использование производственного потенциала предприятия, а также оценить свои возможности и выбрать стратегию.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (ред. от 29.12.2014)

2. Абрюшина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М: ИКП «ДИС», 2014. -400 с.

3. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. — М.: ИКП «ДИС», 2013. -314 с.

4. Бороненкова С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятия. Учебное пособие. — Екатеринбург: Урал, 2012. -200 с.

5. Бочаров В.В. Финансовый анализ. — С-Пб: Питер, 2011. -240 с.

6. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 800 с.

7. Ефимова О.В. Финансовый анализ. — М.: Бухгалтерский учет, 2013. — 319 с.

8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2011. -512 с.

Размещено на Allbest.ru

Окончание финансового оздоровления и его последствия

Кратко разберем принципы, по которым производится окончание процедуры финансового оздоровления:

  1. За месяц до окончания финоздоровления должник предоставляет управляющему отчет о результатах, с приложением:
    • отчета о прибыли и убытках;
    • бухгалтерского баланса;
    • документов, подтверждающих удовлетворение требований кредиторов.
  2. Управляющий изучает отчет и составляет заключение. Заключение должно быть направлено собранию кредиторов и в арбитражный суд в десятидневный срок после получения.
  3. Если отчет не предоставлен или сведения, содержащиеся в отчете, не соответствуют плану процедуры оздоровления, собрание кредиторов может ходатайствовать в суд о:
    • запуске стадии внешнего управления;
    • запуске конкурсного производства для начала реализации имущества должника.
  4. После получения отчета или ходатайства кредиторов судебный орган назначает дату заседания для рассмотрения результатов финансового оздоровления. Все стороны разбирательства уведомляются об этом заседании.
  5. В результате заседания суд выносит одно из решений:
    • прекращение производства по делу, в случае удовлетворения всех требований;
    • введение стадии внешнего управления;
    • если другие типы воздействия на должника невозможны, выносится решение о запуске процедуры конкурсного производства.

Узнайте, как дешево покупать автомобили на торгах по банкротству.

Банкротство юридических лиц 2019 года: пошаговая инструкция в статье.

Образец заявления о банкротстве физического лица можно .

Процесс финансового оздоровления для должника не проходит бесследно. Разберем последствия этого этапа банкротства:

  1. Требования кредиторов предъявляются к должнику на основании 127-ФЗ. Исключение составляют текущие платежи.
  2. Требования, которые действовали до запуска процедуры, отменяются.
  3. Любые ограничения налагаются на должника по решению судебного органа.
  4. Исполнительные листы, предъявленные должнику до запуска процедуры, отменяются.
  5. Для должника существует запрет на выкуп собственных акций и ценных бумаг, выплату дивидендов.
  6. Не допускается прекращение обязательств путем зачета встречных требований.
  7. Прекращается начисление штрафов и неустоек, их уплата совершается только после погашения основных требований.
  8. Для имеющихся кредитов предусматривается ставка Центробанка.
  9. Предприятие может быть реорганизовано в соответствии с пятью установленными требованиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *