Процедура внешнего управления

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление вводится

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Определение о сокращении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С даты введения внешнего управления:

  • прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Закона о банкротстве регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

Внешний управляющий имеет право:

  1. распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными законом;
  2. заключать от имени должника мировое соглашение;
  3. заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со Федерального закона;
  4. подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов органов управления должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;
  5. осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 закона):

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • продажа предприятия должника;
  • замещение активов должника;
  • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений:

  1. о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  2. о продлении установленного срока внешнего управления;
  3. о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  4. о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. К отчету прилагаются протокол собрания кредиторов и реестр их требований.

По результатам рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
  • о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
  • об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего.

Содержание

Глава VI. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

  • Статья 93. Порядок введения внешнего управления
  • Статья 94. Последствия введения внешнего управления
  • Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
  • Статья 96. Внешний управляющий
  • Статья 97. Освобождение внешнего управляющего
  • Статья 98. Отстранение внешнего управляющего
  • Статья 99. Права и обязанности внешнего управляющего
  • Статья 100. Установление размера требований кредиторов
  • Статья 101. Распоряжение имуществом должника
  • Статья 102. Отказ от исполнения сделок должника
  • Статья 103. Утратила силу
  • Статья 104. Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления
  • Статья 105. Регулирование фондов потребления должника
  • Статья 106. План внешнего управления
  • Статья 107. Рассмотрение плана внешнего управления
  • Статья 108. Продление срока внешнего управления
  • Статья 109. Меры по восстановлению платежеспособности должника
  • Статья 110. Продажа предприятия должника
  • Статья 111. Продажа части имущества должника
  • Статья 111.1. Саморегулируемая организация операторов электронных площадок
  • Статья 111.2. Членство в саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.3. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.4. Права и обязанности саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.5. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
  • Статья 111.6. Ответственность оператора электронной площадки
  • Статья 111.7. Договор обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки
  • Статья 111.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 112. Уступка прав требования должника
  • Статья 112.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе внешнего управления
  • Статья 113. Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 114. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника
  • Статья 115. Замещение активов должника
  • Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 117. Отчет внешнего управляющего
  • Статья 118. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего
  • Статья 119. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
  • Статья 120. Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами
  • Статья 121. Расчеты с кредиторами
  • Статья 122. Утратила силу
  • Статья 122.1. Прекращение внешнего управления по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве
  • Статья 123. Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего

Открыть полный текст документа

Цели и инструменты

Внешнее управление вводится в целях достижения финансовой стабильности компании, возобновления платёжеспособности. Должник, после прохождения процедуры, должен иметь ресурсы для оплаты текущих обязательств.

Мероприятие предполагает отстранение действующего руководителя и назначение внешнего управляющего. Права и обязанности внешнего управляющего . Последнему передаётся полный перечень необходимой документации: бухгалтерские бумаги, собственность организации, печати, штампы.

Процедура инициируется кредиторами, перед которыми у фирмы имеются долги. Проводится заседание, в ходе которого принимается соответствующее решение. Далее оно отправляется в арбитражный суд.

Внешним управляющимсоставляется план мероприятий, направленный на восстановление платёжеспособности. Это могут быть следующие меры:

  • Изменение профиля фирмы.
  • Закрытие нерентабельных производственных частей.
  • Взыскание дебиторских долгов.
  • Продажа части собственности должника.
  • Уступка прав требования банкрота.
  • Передача обязательств собственнику имущества фирмы. Это могут быть унитарные предприятия, учредители.
  • Приумножение уставного капитала путём взносов.
  • Размещение дополнительных акций.
  • Замещение активов.

Данная процедура предполагает применение новых подходов, благодаря которым компания вернёт свою прежнюю финансовую стабильность, повысит свою эффективность. В ходе внешнего управления возможен переход организации на новый уровень.

Внешнее управление инициируется кредиторами.

Сроки

Период внешнего управления не бесконечен и ограничивается временными рамками. В стандартном варианте они составляют 18 месяцев. Возможно продление срока на полгода. Однако это касается только стандартных ситуаций.

При работе с градообразующим предприятием предоставляется 18 месяцев на восстановление его платёжеспособности. При ходатайстве от органов местного самоуправления возможно продление процедуры на год. При этом должно быть предоставлено поручительство. Требуется это потому, что часто от работы градообразующего предприятия зависит судьба населённого пункта и жителей в нём. Ранее этот срок составлял 10 лет. Информация о банкротстве регионов .

Другие условия предъявляются и к сельскохозяйственным образованиям. Сроки продления процедуры в них зависят от климатических условий и сезонности работ. Такая мера необходима потому, что без урожайности невозможно восстановление платёжеспособности. Первое продление сроков предоставляется на полгода, второе – на 3 месяца. При обоснованных доводах второе продление сроков возможно на год.

Решение о продлении принимается в том случае, если на деятельность компании повлияли факторы, которые не зависят от руководителя. К примеру, это могут быть стихийные бедствия.

Однако при таких условиях важно выполнение плана восстановления платёжеспособности.

Если запланированные мероприятия не будут проводиться, кредиторы могут потребовать сокращение предоставленных сроков.

Решение может быть отменено и в том случае, если получены сведения о невозможности восстановления платёжеспособности. После закрытия внешнего управления, в этой ситуации, инициируется конкурсное производство.

Назначение внешнего управляющего на предприятие

Введение процедуры внешнего управления начинается с того момента, как был назначен внешний управляющий. С этого момента текущий руководитель теряет свои полномочия. Они переходят в руки арбитражного управляющего. В этом период также вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов .

Внешний управляющий обладает следующим перечнем прав:

  • Управление собственностью должника в рамках соответствующих законов и намеченного плана;
  • Заключение, от имени банкрота, мирового соглашения;
  • Отказ от выполнения договоров и обязательств банкрота;
  • Подача в арбитражный суд заявлений о признании недействительными сделок, заключенных банкротом;
  • Подача заявлений о взыскании убытков, возникших вследствие действий или их отсутствия совершенных от имени банкрота;
  • Увольнение руководителей и сотрудников организации, выплаты директору при ликвидации такие;
  • Признание сделок, противоречащих закону о банкротстве, недействительными;
  • Заявление возражений против требований, в которых присутствует нарушение закона или необоснованность.

Временный управляющий обязан выполнять следующие действия:

  • Своевременное исполнение намеченного плана по управлению;
  • Отчёт о результатах мероприятий перед кредиторами;
  • Подготовка отчётов: основных, промежуточных, заключительных;
  • Проведение инвентаризации;
  • Ведение учёта и отчётности;
  • Ведение реестра требований, соответственно и выдача выписок из реестра требований кредиторов;
  • Взыскание дебиторской задолженности, если таковая имеется.

Одна из важнейших частей работы управляющего – подготовка заключительного отчёта. Именно этот документ определяет судьбу организации. В него управляющий может включить следующие предложения, в соответствии с результатами работы:

  • Прекращение внешнего управления, так как платёжеспособность предприятием была восстановлена и начались выплаты обязательств перед кредиторами;
  • Просьба о продлении срока управления извне, если на то есть основания;
  • Прекращение процедуры несостоятельности, так как все обязательства перед кредиторами, в соответствии с реестром, были удовлетворены;
  • Прекращение управления извне. Подача заявления в арбитражный суд на предмет признания организации банкротом. После инициируется конкурсное производство.

Заключительный отчёт рассматривается арбитражным судом. К этому документу требуется приложить реестр требований кредиторов, протокол собрания. Без дополнительных документов отчёт будет недействительным.

Решение о судьбе организации выносится судом после рассмотрения отчёта. Доводы АУ могут быть, как приняты, так и не приняты. Арбитражное учреждение может остановить дело о несостоятельности, открыть конкурсное производство, инициировать выплаты кредиторам.

Особенности плана внешнего управления при банкротстве

Управляющий должен разработать план внешнего управления в течение месяца со своего утверждения. После этого план должен быть утверждён собранием кредиторов и отправлен в арбитражный суд.

В том случае, если план не будет предоставлен в суд после четырёх месяцев с даты открытия внешнего управления, возможно открытие конкурсного производства.

План обязательно должен включать в себя следующие пункты:

  1. Перечень конкретных мероприятий, которые поспособствуют финансовому оздоровлению банкрота. Также потребуется обосновать вероятность восстановления платёжеспособности в предоставленные сроки;
  2. Пункты, предусматривающие срок возобновления платёжеспособности;
  3. Пункты о разграничении ответственности между собранием и комитетом кредиторов касательно утверждения сделок должника.

На основании составленного плана принимаются все дальнейшие действия по внешнему управлению. От управляющего требуется разработка стратегии, при которой организация быстрее вернёт свой финансовый статус и выплатит обязательства.

Введение моратория

Мораторий на требования кредиторов предполагает остановку начисления штрафов, пени и других денежных обязательств, сопутствующих образованию задолженности. При этом начисляются только проценты в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ.

Данная мера очень выгодна для должника. Она помогает предотвратить дополнительное образование долгов. Это способствует финансовому оздоровлению и скорейшему восстановлению стабильности фирмы.

Однако есть те обязательства, на которые не распространяется мораторий. Это долги, срок исполнения по которым наступил после того, как было введено внешнее управления. Мораторий не касается следующих сфер:

  • заработные платы и задолженности по ним;
  • обязательства за причинение вреда здоровью;
  • алименты;
  • авторские отчисления.

То есть, все эти типы долгов организации придётся выплачивать.

Управляющий может отказаться от исполнения долгосрочных договоров, оформленных должником, выгода которых наступит только через длительное время.
Он также имеет право на отказ от договоров, которые могут нанести убытки компании.

Завершение процедуры

До окончания процедуры несостоятельности управляющий должен подготовить заключительный отчёт. Предоставить его собранию кредиторов следует не позднее, чем за 15 дней до завершения сроков мероприятия. Именно отчёт АУ является тем основанием, по которому выносится судебный вердикт о деле компании. Судом может быть продлён срок процедуры. Также дело может быть закрыто.

Еще один вариант исхода событий – отказ от услуг текущего внешнего управляющего. Актуально это в том случае, если специалист недобросовестен или же его действия неэффективны. После этого немедленно назначается новый управляющий.

Процедура несостоятельности завершается тогда, когда организация восстановила свою платёжеспособность. Финансовое восстановление наступает в тот момент, когда отсутствуют формально принятые основные признаки банкротства. То есть, процедура закрывается в том случае, если происходят выплаты кредиторам в установленные сроки. При этом к завершению внешнего управления, у фирмы не должно оставаться обязательств, просроченных более чем на 90 дней.

Главная задача внешнего управления – возвращение финансовой стабильности, платёжеспособности предприятием. Для этой цели используются разные инструменты. Это и отмена пени, и разработка стратегии восстановления финансов компании, и отказ от некоторых платежей. Всеми этими делами заведует внешний управляющий. Он перенимает ответственность и права руководства компании.

Платёжеспособность считается восстановленной тогда, когда погашен основной долг.

При этом от управляющего требуется полный отчёт перед собранием кредиторов и арбитражным судом. Кредиторы имеют право отстранить специалиста от дел, его действия признаны недобросовестными.

Дополнительная информация о внешнем управлении, как инструменте оздоровления предприятия на видео:

Предоставляются разные сроки на проведение процедуры внешнего управления. Зависят они от типа предприятия. В том случае, если в эти сроки не удалось поправить положение организации, или просятся дополнительные сроки, или открывается конкурсное производство. Второе является подтверждением неэффективности внешнего управления или отсутствия потенциала компании к восстановлению.

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется внешнее управление как процедура банкротства.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление при банкротстве – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  1. Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  2. Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  3. Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 ст. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юр. лица.

Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников. В остальных случаях эта процедура не осуществляется.

Юридического лица

внешнее управление при банкротстве юридического лица имеет место, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению. В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:

  • улучшится денежная ситуация;
  • потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.

Физического лица

Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления. По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:

  • реализация имущества;
  • погашение оставшихся долгов.

Предприятия

Внешний управляющий назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании. В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).

По отношению к градообразующим и другим значимым предприятиям процедура внешнего управления может быть назначена Арбитражным судом.

Банка

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется. В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке. После подачи заявления в Арбитражный суд может быть вынесено решение только о конкурсном производстве с последующим банкротством банка.

Застройщика

В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:

  • завершить проект;
  • отдать долги всем кредиторам.

Если даже после реализации данного этапа это невозможно, то в отношении этой компании будет введено конкурсное производство и имеющаяся у нее собственность будет реализована (в том числе и недостроенные объекты).

Кто может быть назначен внешним управляющим

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов. Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

Этапы процедуры внешнего управления

В рамках реализации процедуры можно выделить несколько этапов:

  • назначение внешнего управляющего;
  • подготовка плана оздоровления финансового положения компании;
  • реализация плана;
  • погашение задолженностей потенциального банкрота перед всеми кредиторами.

О сроках

Внешнее управление силами арбитражного исполнителя может осуществляться в течение не более 18 месяцев и продлеваться по решению собрания кредиторов на срок не более 6 месяцев. Спустя месяц после назначения процедуры внешнего управления управляющий должен предоставить собранию план действий на время своей работы. Учитывая, что после вступления в силу решения суда прошлое руководство компании отстраняется от своих обязательств, оповещение об этом должно прийти в тот же или на следующий день после назначения процедуры.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

О плане

План внешнего управляющего – это один из основных документов, на основании которого собрание кредиторов принимает решение о целесообразности таких мер. Отметим, что собрание может как утвердить, так и отклонить предоставленный управляющим план. Во втором случае даётся 2 недели до следующего собрания, на котором исполнитель должен предоставить вторую версию. Если и эта попытка окажется неудачной, потерпевшая сторона имеет право сменить арбитражного управляющего, выбрав нового из числа утверждённых ранее кандидатур. План управляющего состоит из нескольких обязательных пунктов:

  1. Перечень мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности юридического лица с целью погашения задолженностей.
  2. Финансовое обоснование и подкрепление каждого из вышеуказанных мероприятий (перечисление источников финансирования).
  3. Сроки проведения каждого из мероприятий.
  4. Ожидаемые положительные итоги от проделанной работы, которые рассчитываются при помощи вычисления разницы предположительных доходов и расходов.

К оздоровительным мероприятиям относится целый ряд таковых, главным признаком которых является получение выгоды со стороны должника и постепенного прироста доходов. Это может быть перепрофилирование отдельных подразделений или всей организации, продажа или закрытие нерентабельных филиалов, центров реализации, производственных мощностей, увольнение работников и т.д. К дополнительным мерам можно отнести повышение уровня квалификации исполнителей, покупку новой недвижимости, открытие новых производственных мощностей, модернизацию оборудования в рамках бюджета и т.д.

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 ст. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 ст. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Положительные и отрицательные стороны для кредиторов

Деятельность внешнего кредитора направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица (к физическим лицам процедура не применяется) путём проведения различных эффективных экономических мероприятий. Таким образом, положительная сторона для потерпевшей стороны заключается в создании условий, при которых им будут возвращены долги ответчика.

Причём они вправе утверждать разработанный управляющим план действий, если он их устраивает, либо отклонить его и дождаться следующего, если часть из пунктов вызывает сомнение. То есть во время внешнего управления на руководящем уровне именно собрание кредиторов является действующим временным органом.

Правда, у такой процедуры могут быть и отрицательные последствия. Учитывая, что срок внешнего управления довольно длительный, времени на взыскание долгов потребует много. И далеко не всегда даже утверждённый кредиторами план управляющего гарантирует финансовое оздоровление компании-должника. Таким образом, спустя 2 года они могут остаться ни с чем и вновь подавать заявку на банкротство юридического лица-ответчика.

Жалоба на внешнего управляющего

Результативность работы внешнего управляющего не всегда высокая. Это может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Так, неэффективность может обуславливаться внешними факторами: политической обстановкой в стране, инфляционными процессами, стихийными бедствиями. Иногда она связана с воздействием на процесс кредиторов, которые стремятся как можно быстрее перейти к процедуре конкурсного производства и установить контроль над финансами.

Но часто негативные результаты внешнего управления связаны с низким профессионализмом управляющего, непониманием им основных методов решения поставленной задачи.

Для защиты своих законных интересов кредиторы могут обратиться в суд с жалобой управляющего.

Согласно законодательству о несостоятельности жалобы от кредиторов должны быть рассмотрены арбитражом не позднее чем через месяц после их поступления.

Возможность обжаловать действия управляющего есть не только у кредиторов, но и у других участников процесса по признанию должника неплатежеспособным. Это граждане, которым был причинен ущерб здоровью (имеющие на руках соответствующее постановление суда), представители работников (кроме ходатайств об устранении управляющего) и собственника имущества. Представители работников наделены правом только подавать жалобы по возникшим между ними и управляющим разногласиями относительно размера и периодичности выплаты зарплаты и других положенных выплат.

Жалоба имеет письменную форму и является процессуальным документом. Она обязана содержать перечень необходимых сведений и реквизитов. В частности, указание на то, какие именно правовые нормы были нарушены управляющим и что именно требует заявитель (например, компенсировать ему нанесенный непрофессионализмом ущерб). Здесь прописываются точные реквизиты Арбитражного суда, истца/ответчика, номер дела о несостоятельности.

>Внешнее управление

Внешнее управление

Внешнее управление имуществом должника-предприятия является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление.

Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев, возможно его продление еще на 6 месяцев.

Срок внешнего управления продлевается арбитражным судом при условии, что собранием кредиторов принято решение об:

  • утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный, но не более чем максимальный срок внешнего управления;
  • обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления, но не более чем максимальный срок внешнего управления.

Представления какого-либо обоснования эффективности введения внешнего управления от собрания кредиторов не требуется. Анализ финансового состояния должника и возможности его восстановления осуществляются временным управляющим. В обязанности кредиторов входит лишь определение (на стадии наблюдения) кандидатуры внешнего управляющего и предполагаемого срока проведения внешнего управления.

Последствиями введения внешнего управления являются следующие:

  1. Отстранение руководителя должника от должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Внешний управляющий имеет право издать приказ об увольнении руководителя или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т. д.) и собственника имущества должника — унитарного предприятия. Большинство полномочий этих органов должника переходит к внешнему управляющему, однако некоторые из них (согласование крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность) переходят к собранию участников либо комитету кредиторов. Органы должника обязаны в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации организации-должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. В компетенции органов управления должника остается только принятие решений об увеличении уставного капитала, об определении порядка ведения общего собрания акционеров и об избрании представителя учредителей (участников) должника, который будет участвовать в собрании кредиторов.
  3. Снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.
  4. Введение моратория на удовлетворение требований. Мораторий — это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов — является одним из наиболее привлекательных условий внешнего управления для должника. Мораторий позволяет в течение полутора лет (срока проведения внешнего управления) использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Поэтому именно мораторий на долги является приманкой для недобросовестных руководителей, объявляющих о фиктивном банкротстве своих предприятий.

Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки которых наступили:

  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;
  • не начисляются неустойка (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением тех из них, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащей уплате по ним неустойки (штрафы, пени).

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется:

  • на денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнегоуправления;
  • на требования о взыскании задолженности по заработной плате, — выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда. Это положение направлено на обеспечение гарантий прав работников должника, недопущение использования внешнего управления для отсрочки выплаты заработной платы.

Внешний управляющий

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего, внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением соответствующих документов.

Арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении этих требований или об отказе включить их в реестр требований кредиторов, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Внешний управляющий наделен широким кругом полномочий по управлению должником. Однако, только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) внешним управляющим могут быть заключены следующие виды сделок:

  • крупные сделки (связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет свыше 10% балансовой стоимости активов должника);
  • сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (одной из участвующих сторон являются заинтересованные лица, т. е. близкие родственники внешнего управляющего или конкурсного кредитора);
  • сделки, связанные с получением или выдачей займов, выдачей поручительств или гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, отчуждением или приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждением доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), за исключением случаев, когда возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления;
  • продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого имущества;
  • сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований.

Сделка должника, заключенная или совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, может быть признана судом недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, если эта сделка влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов — перед другими кредиторами. Если в течение 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, какой-либо участник (учредитель) вышел из состава участников (учредителей) и ему был выплачен пай (доля) в имуществе, то по заявлению внешнего управляющего или кредитора эта сделка признается недействительной, если ее исполнение нарушает права и законные интересы кредиторов, а все полученное по данной сделке возвращается должнику. В таком случае этот участник (учредитель) должника относится к кредиторам третьей (последней)очереди.

План внешнего управления

Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов.

Внешний управляющий не позднее чем за 15 дней до собрания кредиторов должен направить план внешнего управления предприятием федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность данное стратегическое предприятие или организация. Этот федеральный орган дает в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления и может до даты утверждения плана собранием кредиторов направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к процедуре финансового оздоровления, предоставив при этом обеспечение исполнения обязательств должника и приложив график погашения задолженности.

План внешнего управления должен предусматривать меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, расходы должника и срок восстановления платежеспособности.

План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за две недели до даты проведения собрания.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее 5 дней с даты проведения собрания кредиторов.

Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  1. Перепрофилирование производства.
  2. Закрытие нерентабельных производств.
  3. Взыскание дебиторской задолженности.
  4. Продажа части имущества должника.

Продажа имущества должника осуществляется внешним управляющим на открытых торгах после проведения инвентаризации и оценки и не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности. Торги проводятся в форме аукциона, за исключением продажи имущества оборонного значения, которое может быть продано только на закрытых торгах. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законом могут иметь в собственности или ином вещном праве такое имущество. Порядок проведения торгов аналогичен порядку проведения торгов при продаже предприятия.

Начальная цена имущества должника, выставляемого на торги, устанавливается собранием (комитетом) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определяемой в соответствии с отчетом независимого оценщика. При продаже имущества стоимостью свыше 200 млн руб. организацию торгов осуществляет государство или специализированное учреждение, уполномоченное Правительством РФ на безвозмездной основе.

Естественно, что эти положения не распространяются на изготовленную должником в процессе хозяйственной деятельности продукцию.

5. Уступка прав требования должника

Уступка прав требования должника может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов. При этом переход права требования осуществляется только после его полной оплаты, которая должна быть произведена не позднее 15 дней с даты заключения договора купли- продажи.

6. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом (третьими лицами).

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, участники (учредители) или третьи лица вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства на условиях договора беспроцентного займа, достаточные для удовлетворения этих требований. По окончании исполнения обязательств должника арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может вынести определение о прекращении производства по делу.

7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.

8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника

Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника.

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления. Проспектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должника должна предусматриваться оплата дополнительных обыкновенных акций только денежными средствами.

Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных акций должника в течение не более три месяцев с даты начала размещении этих акций.

9. Продажа предприятия-должника

Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления по решению органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении таких крупных сделок.

Продажа предприятия как и продажа части имущества, производится путем проведения открытых торгов в форме аукциона, за исключением продажи ограниченного в обороте имущества (оно продается на закрытых торгах).

Начальная цена продажи предприятия устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Она не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не может быть более 20% от начальной цены. По условиям проведения торгов должник должен получить денежные средства не позднее чем через месяц по истечении срока внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия (или организации), предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, причем Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия и даже может в течение месяца после торгов приобрести предприятие у победителя торгов по той же цене, какую заплатил победитель торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой услуг последней за счет имущества должника. Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в «Российской газете» и местном печатном органе не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

В случае, если в указанные в объявлении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки или получена заявка на приобретение предприятия от одного участника, торги по продаже предприятия считаются несостоявшимися. Если предприятие не было продано на повторных торгах или повторные торги были признаны несостоявшимися, то начальная цена продажи может быть снижена на 10%, но не может быть ниже минимальной цены. Если и после этого предприятие не было продано, то порядок его продажи устанавливается собранием (комитетом) кредиторов. В любом случае оно не может быть продано по цене ниже минимальной.

10. Замещение активов должника

Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

Такая возможность может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.

Величина уставных капиталов этих обществ устанавливается исходя из рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого, оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного согласно учредительным документам принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому ОАО. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению.

Акции созданных на базе имущества должника ОАО включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Это должно обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

11. Иные способы восстановления платежеспособности должника

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений об обращении в арбитражный суд с ходатайством о:

  • прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • прекращении дела в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
  • продлении установленного срока внешнего управления;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • заключении мирового соглашения.

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней после даты проведения собрания кредиторов. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.

Затем отчет внешнего управляющего и жалобы кредиторов рассматриваются арбитражным судом на заседании. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит соответствующее определение

Расчеты с кредиторами

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения соответствующего определения суда или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

С момента исполнения обязательств должника внешний управляющий или реестродержатель вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов.

Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а кредитор вправе требовать начисления на невыплаченную сумму процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения его требования полностью или в определенной пропорции.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *