Проведение годовой инвентаризации

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении? 4 этапа проведения в 2018

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся: Этап Описание Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход.

ИнфоФорма подобной расписки законодательством не утверждена. Однако ее текст, как правило, включен в типовые формы актов и описей инвентаризации отдельных видов имущества.
Например инвентаризационную опись ценных бумаг (форма по ОКУД 0504081), бланков строгой отчетности и денежных документов (форма по ОКУД 0504086), объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087), наличных денежных средств (форма по ОКУД 0504088). Если в типовой форме инвентаризационной описи для того или иного вида имущества (обязательств) такая расписка не предусмотрена, то учреждение должно составить ее самостоятельно.

Подобная расписка может выглядеть, например, так: Рис. 1. Расписка материально-ответственного лица По каждому виду имущества или обязательств заполняют свою инвентаризационную опись (сличительную ведомость).

Инвентаризация в бюджетном учреждении

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц — они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Специалисты других организаций, например аудиторы, включаются в нее на основании договора об оказании услуг. Численность комиссии также определяется объемами работы, но количество членов комиссии по общему правилу должно быть нечетным.
Членами инвентаризационной комиссии не могут быть материально ответственные лица, руководитель экономического субъекта.Инвентаризационную комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство. Поскольку решение комиссии принимается всеми членами, то отсутствие хотя бы одного из них при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Кто отвечает за проведение инвентаризации в бюджетном учреждении

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), установленных законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.С учетом положений Налогового кодекса РФ (НК РФ) в учетной политике организации следует прописать обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:- при передаче имущества организации в аренду, выкупа, продажи, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Составьте ее только для имущества, по которому есть отклонения от учетных данных. Указывайте только расхождения по излишкам или недостачам, которые выявлены при инвентаризации.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России № 52н. Не забудьте отразить расхождения в годовой отчетности учреждения: • бюджетные и автономные – в таблице 6 Пояснительной записки (ф.

0503760);• казенные – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503160). Если инвентаризацию провели не по правилам или ее результаты оформили с нарушениями, то данные бухотчетности могут признать недостоверными. За это учреждение и ответственных сотрудников оштрафуют.

ВажноОбнаружить нарушения могут в ходе сторонней проверки. ИФНС России не может оштрафовать за то, что не провели обязательную инвентаризацию.
Проводить такие проверки в интересах самого учреждения.

При этом отсутствие хотя бы одного из членов комиссии, утвержденного приказом руководителя учреждения в качестве такового, является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Его регистрируют в специальном журнале. Для него также предусмотрена типовая форма ИНВ-23.

В нем, в частности, указывают реквизиты приказа о проведении проверки и назначении комиссии, ее состав поименно, виды инвентаризируемого имущества и обязательств. На основании этих документов комиссия приступает к работе. Прежде всего она должна получить последние на момент проведения проверки приходные и расходные документы по имуществу учреждения. Председатель комиссии их визирует. Для этого на документах проставляется штамп или делается надпись: «До инвентаризации на » » 2013 г. (дата)».

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2018 году

Главная » Бухгалтеру » Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2018 году


Вернуться назад на Инвентаризация 2018
Перед годовой отчетностью с октября по декабрь и новыми федеральными стандартами 2018 года учреждению нужно инвентаризировать имущество, все виды финансовых обязательств и имущественные права. В каких случаях проводить проверки, какие документы составить и как оформить результаты, расскажем в статье.
Сохраните себе готовую памятку по инвентаризации нефинансовых активов. Ее можно распечатать и раздать членам комиссии. В памятке найдете сроки, порядок, как заполнить опись, и что сделать до инвентаризации по каждому виду имущества.
Обязательную инвентаризацию проводите перед отчетностью и когда наступает определенное событие.
Перед годовой бухгалтерской отчетностью проверяйте имущество и обязательства ежегодно. Делайте это с 1 октября по 31 декабря. Причем инвентаризацию основных средств проводите не реже одного раза в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет. Конкретные сроки и периодичность закрепите в учетной политике.
Если провели инвентаризацию в текущем году после 1 октября, перед годовой отчетностью повторно ее не проводите. Результаты, которые отразили в протоколах и актах в период после 1 января до сдачи отчетности, отразите оборотами как событие после отчетной даты и включите в годовую отчетность. Например, излишки, недостачи, ошибки, задолженности.
Обязательную инвентаризацию также проводите, когда учреждение:
• передает имущество в аренду, управление, безвозмездное пользование;
• продает имущество – комплекс объектов учета;
• меняет материально ответственного сотрудника. Например, кассира или кладовщика;
• выявило кражу, злоупотребление или порчу имущества;
• после стихийного бедствия, пожара, другой чрезвычайной ситуации;
• реорганизуют или ликвидируют, перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс.
Такие случаи установлены в пункте 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктах 1.5, 1.6 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России № 49 (далее – приказ № 49).
Рассмотрим еще два случая.
1. Ежеквартальная инвентаризация дебиторской задолженности.
Главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные казенные учреждения ежеквартально инвентаризируют дебиторку по расходам. Разъяснили это в Методических рекомендациях Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.
О результатах инвентаризации дебиторки нужно отчитаться по формам, которые утверждены приказом Минфина России № 15н:
• расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);
• расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192).
Бюджетные и автономные учреждения отчитываются ежегодно по форме Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).
2. Инвентаризация незавершенного строительства и капвложений.
Федеральные органы власти и учреждения всех типов контролируют объекты незавершенного строительства и капвложений в недвижимость. Информацию о результатах отразите в Сведениях об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимости (ф. 0503190). Форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России № 15н.
В каких случаях добровольно инвентаризировать активы, закрепите в учетной политике (ч. 3 ст. 11 Закона№ 402-ФЗ, п. 2.1 приказа № 49). Например, театр может делать это после закрытия очередного театрального сезона.
Порядок обязательной и добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике. Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике.
В Порядке пропишите:
• график для отчетном году;
• сроки проверок;
• перечень имущества и обязательств для проверки.
В Порядке учтите специфику деятельности учреждения.
Если у вас есть имущество казны, то в учетной политике пропишите, как его инвентаризировать. Имущество казны выверяют с данными бюджетного учета из реестра публично-правового образования, а по недвижимости – с данными государственных реестров. Об этом сказано в письме Минфина России № 02-07-10/17037.
Специальная комиссия и материально ответственные сотрудники. Порядок работы комиссии пропишите в положении о комиссии по инвентаризации.
В состав комиссии включите минимум двух человек. Состав утверждает руководитель приказом.
В комиссию можно включить:
• представителей администрации;
• сотрудников бухгалтерии, служб внутреннего контроля или аудита;
• независимого консультанта. Например, заключите договор с аудитором;
• специалистов других служб и отделов: инженера, экономиста, техника.
Когда инвентаризируете финансовые активы и обязательства, обязательно включите бухгалтера в состав комиссии. А участвовать в инвентаризации нефинансовых активов бухгалтеру не обязательно. В этом случае он должен предоставить информацию для инвентаризации и составить описи.
Материально ответственных сотрудников в комиссию не включайте. МОЛ участвуют в инвентаризации вверенного им имущества. Обязанность присутствовать при проверках включите в условия договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
Такие правила установлены в пунктах 2.2, 2.3 2.8 приказа № 49.
До начала проверки руководитель издает приказ. После этого комиссия собирает приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денег, а бухгалтер формирует инвентаризационные описи.
Перед проверкой у сотрудника возьмите расписку, что он сдал все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии, все ценности оприходованы или списаны. Расписку делают на бланке описи в части «РАСПИСКА». Такие требования есть в пункте 2.4 приказа № 49.
Чтобы подготовиться к инвентаризации:
1. Сделайте описи имущества по каждому кабинету в учреждении. 2. Проверьте, оформили ли внутреннее перемещение объектов. 3. Купите сканер штрихкодов.
Приказ о проведении инвентаризации издайте в произвольной форме или используйте типовую форму, которая утверждена постановлением Госкомстата России № 88.
В приказе укажите причину, состав комиссии, какое имущество и обязательства проверяете, даты начала и конца. Утверждает приказ руководитель.
Приказ зарегистрируйте в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (абз. 1 п. 2.3 приказа № 49).
Инвентаризационные описи составляйте по унифицированным бланкам.
Для каждого вида имущества заполните отдельную инвентаризационную опись:
• ценных бумаг (ф. 0504081);
• остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
• задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
• состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах (ф. 0504084);
• состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085);
• бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
• по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
• наличных денежных средств (ф. 0504088);
• расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
• расчетов по поступлениям (ф. 0504091).
Описи заполните вручную или на компьютере. На бумажном бланке в пустых строках поставьте прочерки.
Опись по имуществу, в том числе БСО и денежным документам, составляйте по каждому материально ответственному лицу. Делайте два экземпляра описи – для бухгалтерии и для ответственного сотрудника. В описи укажите место, где проводите инвентаризацию. Наименование и количество объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, которые приняты в учете.
Подробные правила описаны в пункте 2.9 приказа № 49, и Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России № 52н.
Если допустили ошибку и исправляете ее, неверные записи зачеркните, над ними напишите правильные. Правки заверяют все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные сотрудники.
Результаты инвентаризации сначала фиксируйте в описях. На титульной странице напишите заключение комиссии о недостачах или излишках, которые выявлены. Если же все в порядке, сделайте запись, что остатки на счетах бухучета соответствуют фактическим данным. Опись подписывают все, кто участвовал в проверке.
После того как проверите все объекты и закроете описи, составьте акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Если в результате проверки выявлены излишки или недостача, оформите ведомость расхождений (ф. 0504092). Составьте ее только для имущества, по которому есть отклонения от учетных данных. Указывайте только расхождения по излишкам или недостачам, которые выявлены при инвентаризации. Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России № 52н.
Не забудьте отразить расхождения в годовой отчетности учреждения:
• бюджетные и автономные – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503760);
• казенные – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503160).
Если инвентаризацию провели не по правилам или ее результаты оформили с нарушениями, то данные бухотчетности могут признать недостоверными. За это учреждение и ответственных сотрудников оштрафуют. Обнаружить нарушения могут в ходе сторонней проверки.
ИФНС России не может оштрафовать за то, что не провели обязательную инвентаризацию. Проводить такие проверки в интересах самого учреждения. Так проверяют достоверность данных об имуществе и обязательствах. Без регулярных проверок отчетность может оказаться неправильной. А это уже чревато штрафами и дисквалификацией.

Затраты 2018
Заявление на отпуск 2018
Земельная собственность 2018
Земельный налог 2018
Изменения для юристов в 2018 году

| | Вверх

Порядок проведения инвентаризации

Процедура инвентаризации требует соблюдения определенной последовательности действий.

Шаг 1. Создать инвентаризационную комиссию.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств – рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний).

В комиссию должны входить представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники), а также могут включаться представители службы внутреннего аудита или независимых аудиторских организаций.

Ее персональный состав утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний).

Шаг 2. Издать приказ о проведении инвентаризации.

В приказе о проведении инвентаризации указываются:

  • конкретные сроки проведения инвентаризации;
  • причина проведения (в данном случае – составление годовой бухгалтерской отчетности);
  • состав инвентаризационной комиссии.

Данный приказ регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний).

Пример приказа об инвентаризации, посвященного отдельной составляющей инвентаризируемых объектов, смотрите в статье «Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности – образец».

Шаг 3. Определить остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

До начала проверки инвентаризационная комиссия должна получить последние к моменту инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Методических указаний). Их визирует председатель комиссии с указанием: «До инвентаризации на «__________» (дата)». На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

С материально ответственных лиц берутся расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество они сдали в бухгалтерию или передали комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки нужно взять с лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Шаг 4. Собственно инвентаризация.

В ходе инвентаризации комиссия выявляет фактическое наличие имущества, а также реальность учтенных финансовых обязательств, сведения о которых записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в 2 экземплярах (пп. 2.5–2.7 Методических указаний).

Проверка проводится обязательно в присутствии материально ответственного лица. Такое требование предусмотрено п. 2.8 Методических указаний.

Подробнее о процедурах инвентаризации читайте в материалах:

  • «Порядок проведения инвентаризации основных средств»;
  • «Инвентаризация материально-производственных запасов»;
  • «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»;
  • «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Шаг 5. Оформление результатов инвентаризации.

Результаты проведенной инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (п. 5.6 Методических указаний). Их необходимо учесть в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний).

При этом выявленные излишки имущества принимаются к бухгалтерскому учету с признанием прочего дохода, а недостающее имущество списывается, как недостача.

О формируемых корректирующих проводках читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

О дате инвентаризации имущества и обязательств

Рассмотрим, на какую дату должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год с учетом вступившего в действие с начала этого года закона о бухгалтерском учете1.

Активы и обязательства по закону о бухгалтерском учете подлежат инвентаризации2. Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, а также перечень проверяемых при этом объектов определяются экономическим субъектом самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (см. с. 66): они устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами3.

В пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ4 приведен перечень таких случаев. В качестве одного из них действующим законодательством предусмотрено проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Различие правовых норм, регулирующих проведение инвентаризации в прежнем законе о бухгалтерском учете5 и Законе № 402 ФЗ, состоит главным образом в следующем. В Законе № 129 ФЗ норма об обязательном проведении инвентаризации присутствовала в самом тексте закона, в то время как новый закон содержит лишь отсылочную норму к соответствующим положениям законодательства, которые устанавливают перечень ситуаций, в которых проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным. Одним из таких нормативно-правовых актов, к которым отсылает закон № 402 ФЗ (до утверждения федеральных и отраслевых стандартов), является упомянутое выше Положение.

Таким образом, с вступлением в силу нового закона о бухучете в правовом регулировании инвентаризации активов и обязательств каких-либо существенных изменений не произошло. Сменилось только юридическое оформление тех отношений, которые существовали раньше: перечень случаев проведения обязательной инвентаризации убрали из нового закона о бухучете и вынесли на уровень иного «законодательства Российской Федерации, федеральных и отраслевых стандартов».

Теперь о том, что касается сроков проведения обязательной инвентаризации. Прежний закон о бухучете содержал норму о необходимости проведения обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В действующем законодательстве о бухгалтерском учете, основанном на Законе № 402 ФЗ, данная норма о сроках, по существу, была сохранена, однако, исходя из сказанного выше, была вынесена на уровень «законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов», то есть в том числе и на подзаконный уровень.

По нашему мнению, исходя из системного толкования положений законодательства (в том числе прежнего и нового законов о бухучете, Положения, стандартов аудиторской деятельности) можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае срок проведения обязательной инвентаризации активов и обязательств ограничивается сроками составления годовой бухгалтерской отчетности.

Напомним, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) по общему правилу является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно6.

Сроки инвентаризации

Обратимся к вопросу о конкретных сроках инвентаризации активов и обязательств, необходимой (обязательной) перед составлением бухгалтерской отчетности.

Активы

Если инвентаризация какого-либо имущества проводилась после 1 октября отчетного года, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности7.

На практике это означает, что имущество организации можно инвентаризировать в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Следует отметить, что понятия «имущество» и «активы» не являются тождественными, о чем будет сказано ниже.

В настоящее время встречается мнение отдельных специалистов, согласно которому начиная с 2013 года все активы следует инвентаризировать только на 31 декабря отчетного года.

С данным мнением мы не можем согласиться по следующим основаниям.

В отличие от закона № 129 ФЗ, который в качестве одного из объектов бухучета указывал имущество организаций и оперировал этим понятием8, новый закон о бухгалтерском учете в качестве одного из объектов бухучета упоминает активы вместо имущества9. При этом понятие «имущество» уже не фигурирует в новом законе в том качестве, в каком оно фигурировало в Законе № 129 ФЗ (т. е. как объект бухгалтерского учета).

С точки зрения юридической техники законодатель совершенно правильно обозначил в новом законе в качестве объекта бухгалтерского учета именно активы, а не имущество, поскольку бухгалтерский учет оперирует именно понятием «активы» (как составной частью баланса), а не «имуществом» как гражданско-правовой категорией.

В то же время, с логической точки зрения, понятие «активы» является по содержанию более широким, чем понятие «имущество». Это означает, что активы всегда будут включать имущество, но при этом не любые активы будут являться имуществом. То есть, некоторые строки актива бухгалтерского баланса (например отложенные налоговые активы, налог на добавленную стоимость), несомненно, будут являться «активами» в том понимании, в каком Закон № 402 ФЗ трактует объекты бухгалтерского учета. Но при этом данная (или аналогичная) строка актива не будет являться «имуществом» ни в понимании прежнего закона о бухгалтерском учете (т. е. в качестве объекта учета), ни в понимании Гражданского кодекса10.

В силу части 1 статьи 30 Закона № 402 ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим федеральным законом, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу нового закона о бухучете.

В связи с этим возникает вопрос, который с очевидностью следует признать риторическим: «Какие существуют основания не применять положения о бухгалтерском учете (в частности упомянутое выше Положение) к имуществу, которое с логической точки зрения является составной частью понятия «активы?»

Таких оснований нет.

Раньше Закон № 129 ФЗ оперировал неким понятием («имущество»), которое в этом законе являлось «целым», а по новому закону о бухучете стало частью более общего «целого» — понятия «активы». Мы полагаем, что если указанное ПБУ распространялось на понятие, которое ранее было родовым, а впоследствии стало видовым в рамках более общего родового понятия, нет никаких оснований не распространять его на данное понятие по новому закону (пусть и как на составную часть более общего понятия).

Исходя из сказанного выше, по нашему мнению, порядок, устанавливающий возможность инвентаризации активов, являющихся имуществом, с 1 октября по 31 декабря отчетного года с принятием нового закона о бухгалтерском учете вследствие замены объекта учета «имущество» на объект учета «активы» не изменился и измениться не мог.

Более того, иной, нежели описанный выше, порядок, а именно инвентаризация всех активов в целом на 31 декабря отчетного года без разграничения активов на «имущество» и «иные активы, не являющиеся имуществом», сделал бы процедуру инвентаризации на практике нереализуемой. А если и реализуемой, то формальной и, следовательно, не выполняющей своих функций.

Что касается активов, не являющихся имуществом, то они подлежат инвентаризации именно и только на 31 декабря отчетного года (см. аргументацию в отношении обязательств).

Обязательства

В отношении инвентаризации обязательств законодательство (ни Положение, ни иные нормативно-правовые акты) аналогичной специальной нормы не содержит.

И это означает, что обязательства (как и активы, не являющиеся имуществом) подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 31 декабря отчетного года!

Несмотря на то что такой вывод следовал из нормативной базы, существующей порядка 15 лет, Минфин России обратил на него внимание в рекомендациях аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год11.

На практике это требование (положение) не исполнялось. Обычно организации проводили инвентаризацию (сверку расчетов) с дебиторами и кредиторами на 1 октября отчетного года (или более позднюю дату, но до 31 декабря).

Из документа

Письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01
<…>
Инвентаризация обязательств
<…> В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяется аудируемым лицом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 2 статьи 12 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ продолжает применяться пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно этому пункту обязательно проведение инвентаризации обязательств организации перед составлением бухгалтерской отчетности.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно».

Поскольку в ходе сверки расчетов со всеми контрагентами мы теоретически можем получить любой результат (актив или обязательство), из сказанного выше следует, что такую сверку следует проводить на 31 декабря отчетного года.

На практике это означает, что в декабре отчетного года компания организует работу с контрагентами по сверке расчетов (рассылает запросы), в январе — феврале следующего года подводит ее итоги (получает ответы и оформляет унифицированную форму ИНВ 1712).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация13.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ПБУ 7/9814 к событиям после отчетной даты относятся, в частности, события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность.

Пунктом 6 указанного ПБУ установлено, что существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

Что касается порядка отражения в учете несущественных событий после отчетной даты, то в данном ПБУ он не определен.

Поэтому, на наш взгляд, организация вправе принять решение об их отражении также заключительными оборотами отчетного года.

Следовательно, выявленные в ходе инвентаризации обязательств на 31 декабря отчетного года отклонения подлежат отражению заключительными оборотами отчетного года.

Мнение

Обязательная инвентаризация — 2013
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2010 года № 402 ФЗ содержит требование об инвентаризации активов и обязательств. Случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного

Сноски:
1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)
2 ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
3 ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
4 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение)
5 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ)
6 ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ
7 п. 27 Положения
8 ч. 1, 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ и далее по тексту
9 п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ
10 ст. 128 ГК РФ
11 приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01
12 утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88
13 п. 4 ст. 11 Закона 402-ФЗ
14 утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н

Законодательная база

Инвентаризация проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  1. Закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Приказ Минфина №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
  3. Приказ Минфина №34н «Об утверждении Положения по ведению бухучета и бухочетности в РФ».

Важно! Инвентаризация, проводимая перед составлением годовой отчетности является обязательной процедурой. Исключение составляет инвентаризация имущества, которая проводилась в 4 квартале отчетного года.

Срок проведения годовой инвентаризации – с 1 октября по 31 декабря текущего года, то есть в 4 квартале. При инвентаризации, проводимой перед годовой отчетностью, проверке подлежат активы и обязательства компании. При этом следует помнить, что инвентаризацию ОС можно проводить 1 раз в 3 года, а инвентаризацию библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет.

Также существуют иные случаи, при которых инвентаризация является обязательной. К ним относят:

  • смену материально-ответственного лица;
  • выявление фактов хищения, порчи имущества и т.п.;
  • стихийные бедствия, пожар и иные чрезвычайные ситуации;
  • ликвидацию и реорганизацию компании;
  • при выездных налоговых проверках (проводится налоговыми органами).
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризационный процесс проводится в несколько этапов:

  1. Этап первый. В первую очередь руководитель компании должен издать приказ, в котором определяется следующее:
  • члены инвентаризационной комиссии, председатель комиссии (указываются их должности и ФИО);
  • причину, по которой проводится инвентаризация;
  • сроки проведения инвентаризации;
  • виды объектов учета, подлежащих инвентаризации.
  1. Этап второй. Вторым этапом происходит непосредственная проверка:
  • имущества, которое находится в наличии, включая и арендованное (основные средства, МПЗ, наличные денежные средства);
  • нематериальных активов, средств на расчетных счетах и финансовых вложений;
  • дебиторской и кредиторской задолженности;
  • незавершенного строительства, расходов будущих периодов и иных объектов учета.

Полученные данные заносят в инвентаризационные ведомости.

  1. Этап третий. Все полученные на предыдущем этапе проверки данные сверяют с данными бухучета. Если при сверке будут выявлены отклонения, то это вносится в сличительные ведомости.
  2. Этап четвертый. На основании результатов, полученных при инвентаризации, составляется итоговая ведомость. В данной ведомости отражаются данные по излишкам или недостачам, выявленным в ходе проверки. После этого руководить издает приказ, которым утверждаются результаты инвентаризации, а также привлекаются к ответственности виновные лица, выявленные при инвентаризации. В завершении конечные результаты инвентаризации отражают в бухучете.

Что подлежит инвентаризации

Инвентаризации подлежит: имущество, денежные средства компании, обязательства, обязательства, расчеты с дебиторами, резервы, кредитовые остатки, расчеты с персоналом и т.д

По кредитовым остаткам производится инвентаризация:

  • задолженности по приобретенным товарам, выполненным работам и оказанным услугам;
  • авансов и предоплат, полученных в счет будущих отгрузок товаров, работ (услуг);
  • кредиторской задолженности по займам и процентов к ним;
  • задолженности перед учредителями общества (акционерами) по выплате доходов от участия в фирме;
  • иная кредиторская или дебиторская задолженность (к примеру, депонированная зарплата).

При инвентаризации расчетов с персоналом проверяются документы, в соответствии с которыми происходит начисление зарплаты и иных выплат, к которым относят:

  • приказы приеме работников, их увольнении или перемещении, в соответствии со штатным расписанием и установленными ставками окладов;
  • положение по выплатам персоналу, а также иные локальные акты компании, на основании которых работнику начисляются выплаты;
  • табель учета рабочего времени;
  • записки-расчеты о средней зарплате, предоставляемые при отпусках, увольнениях и т.д.;
  • прочие документы, с которыми связан учет рабочего времени и его оплата.

Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Начнем с определения. Инвентаризация — это периодическая проверка наличия имущества и обязательств, их состояния и оценки. Как правило, ее проводят с целью сверки фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета.

Основными целями проводимой инвентаризации, как правило, являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) выявление МПЗ, которые частично потеряли свое первоначальное качество;

3) сопоставление фактически имеющегося имущества с учетными данными (выявление излишков и недостач), а также проверка полноты и правильности отражения в учете стоимости материально-производственных запасов;

4) проверка правильности отражения в кассовой книге сумм наличных денежных средств в кассе;

5) проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности.

Инвентаризация — это довольно сложный процесс. Результаты инвентаризации могут быть признаны действительными, только если соблюдена процедура ее проведения.

О том, как проводить инвентаризацию и как правильно оформить ее результаты, подробно описано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Обратите внимание на важный момент. Инвентаризацию имущества нужно проводить по месту нахождения этого имущества.

Перед проведением инвентаризации, то есть сразу после принятия решения, создают инвентаризационную комиссию, которая и будет заниматься инвентаризацией. Комиссию можно создавать для каждой инвентаризации или назначать на определенный период, например, для проведения всех плановых инвентаризаций в течение года. Важно помнить о том, что, если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, ее результаты будут признаны недействительными.

Процедура проведения инвентаризации делится на несколько этапов.

Этап первый — подготовительный. На этом этапе:

— определяют дату проведения и перечень объектов инвентаризуемого имущества;

— издают приказ о проведении инвентаризации и вручают его членам инвентаризационной комиссии;

— получают расписки от материально ответственных лиц и пр.

На втором этапе взвешивают, обмеривают, подсчитывают, выявляют и проверяют фактическое наличие имущества и обязательств, а также составляют инвентаризационные описи.

На третьем этапе сопоставляют данные инвентаризационных описей с учетными данными, подготовленными бухгалтерией на основании первичных учетных документов. На этом этапе выявляют расхождения, составляют сличительные ведомости и определяют причины расхождений.

И, наконец, заключительный этап — оформление результатов инвентаризации. На этом этапе учетные данные приводят в соответствие с результатами инвентаризации, а также принимают управленческие решения по этому поводу.

Теперь остановимся кратко на каждом из указанных этапов, а также расскажем о создании инвентаризационной комиссии.

Руководитель организации своим приказом утверждает персональный состав инвентаризационной комиссии, в который входят представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

Инвентаризационная комиссия проводит пересчет ценностей и денежных средств в местах хранения и производства. Совместно с бухгалтерией предприятия она может участвовать в определении результатов инвентаризации. Она имеет право разрабатывать предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также по списанию недостач в пределах естественной убыли.

Кроме того, члены инвентаризационной комиссии могут вносить предложения по вопросам совершенствования процедуры приема, хранения и отпуска ТМЦ, если это необходимо. Также они вправе поставить вопрос о реализации неиспользуемых материальных ценностей.

Члены инвентаризационной комиссии несут ответственность:

— за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;

— полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, ТМЦ, денежных средств и средств в расчетах;

— правильность указания в описи отличительных признаков ТМЦ (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т. д.), по которым определяют их цены;

— правильность и своевременность оформления данных инвентаризации в соответствии с установленным порядком.

При внесении в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков члены комиссии привлекаются к ответственности.

К началу инвентаризации должны быть произведены соответствующие записи в карточках (книгах) складского учета и выведены остатки на день инвентаризации. Инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с отметкой «До инвентаризации на определенную дату». Это служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей должны быть прекращены, так как остатки уже зафиксированы. Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, приходуйте после ее проведения.

Материально ответственные лица дают расписки. В них должно быть указано, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Может возникнуть ситуация, когда впоследствии выяснится, что часть имевшихся на начало инвентаризации первичных документов, связанных с движением товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества и финансовых обязательств, не была передана в бухгалтерию. Следовательно, эти первичные документы не были учтены при расчете остатков инвентаризуемых ценностей и обязательств. Заметим, что расписку материально ответственные лица перед началом инвентаризации дают в любом случае.

В этой ситуации у виновных лиц должны быть взяты письменные объяснения о причинах допущенных нарушений, а также тщательно проверена подлинность представленных документов. Документы с приложенными к ним объяснениями приобщают к материалам инвентаризации и учитывают при выявлении ее результатов на общих основаниях. Никаких специальных санкций за подобные нарушения действующим законодательством не установлено. Однако руководство может применить к виновным лицам общие меры ответственности, установленные за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей.

На втором этапе члены инвентаризационной комиссии пересчитывают, взвешивают, обмеривают и описывают имущество, фактически имеющееся у организации.

Обязанность руководства — создать все условия, необходимые для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки. Для этого комиссия должна быть обеспечена технически исправным весовым оборудованием, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

При инвентаризации имущества проверка осуществляется, как правило, сплошным методом. Это значит, что пересчитывают абсолютно все ценности. Фактическое наличие имущества проверяют при обязательном участии материально ответственных лиц.

В ходе инвентаризации составляют инвентаризационные описи или акты, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 для каждого вида ТМЦ. В них заносят сведения о фактическом наличии имущества.

Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами. Поэтому задача инвентаризационной комиссии на этом этапе — наиболее полно и точно внести в описи данные о фактическом имуществе и финансовых обязательствах. Только при этом условии можно правильно и своевременно оформить результаты инвентаризации.

Описи и акты составляют в двух экземплярах. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляют отдельные описи.

Инвентаризационные описи можно заполнять как вручную, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток.

В ходе инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения исправить выявленные ошибки.

Ошибочные записи исправляют во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета: неправильную запись зачеркивают, а над ней проставляют правильную. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Незаполненные строчки следует прочеркивать.

Наименования имущества и отдельных объектов указывают в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество этих ценностей определяют в установленных единицах измерения.

ТМЦ заносят в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т. д.).

Если инвентаризационную опись или акт составляют на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них.

В конце каждой страницы описи следует прописью указать число порядковых номеров материальных ценностей на странице и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти материальные ценности показаны.

Такая запись позволяет исключить возможность внесения в составленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. А затем проставляют подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии. Также в расписке делают пометку об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Инвентаризационную опись передают в бухгалтерию. Получив опись, бухгалтерия должна тщательно проверить правильность всех приведенных подсчетов.

Для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости по формам № ИНВ18 и ИНВ19, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. Фактические остатки материальных ценностей сверяют с данными бухгалтерского учета.

Сличительная ведомость должна быть в двух экземплярах: первый храните в бухгалтерии, второй передайте материально ответственному лицу.

Выявленные суммы недостач имущества в сличительных ведомостях указывают в соответствии с той стоимостью, которая указана в первичных учетных документах на его приобретение. Излишки же оценивают по рыночной стоимости.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении или арендованные) составляют отдельные сличительные ведомости.

По окончании инвентаризации все материалы по ней передают на рассмотрение инвентаризационной комиссии, которая анализирует результаты и выявляет причины недостач или излишков.

Заседание комиссии оформляют протоколом, в котором:

— фиксируют выводы и решения по результатам инвентаризации;

— отражают результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей.

На основании протокола заседания инвентаризационной комиссии составляют ведомость учета результатов, выявленных в ходе проведения инвентаризации по унифицированной форме № ИНВ26, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26.

Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель предприятия и оформляет его в виде приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации.

Инвентаризацию лучше проводить в конце года, чтобы в годовой отчетности данные бухгалтерского учета были как можно ближе к фактическим.

После принятия решения об утверждении результатов инвентаризации начинается работа бухгалтера. Данные бухгалтерского учета необходимо привести в соответствие с фактическими. Для этого нужно оприходовать обнаруженные излишки или списать недостачи.

Излишки приходуют по рыночным ценам следующей проводкой:

ДЕБЕТ 41 (10, 43, 50) КРЕДИТ 911.

Недостачи списывают по учетным ценам с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 (10, 43, 50).

Далее счет 94 нужно обязательно закрывать. Есть три варианта списания (в зависимости от того, куда будет отнесена недостача):

1) на затраты (в пределах установленных норм естественной убыли):

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44) КРЕДИТ 94;

2) на виновных лиц:

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94.

В дальнейшем сумма недостачи будет удержана из выплат в пользу виновного лица;

3) на финансовые результаты:

ДЕБЕТ 912 КРЕДИТ 94.

Этот способ применяют, если недостача превышает величину естественной убыли, рассчитанную по нормам, и нельзя определить виновное лицо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *