Проверки Роспотребнадзор

Контролирующий орган, сегодня называющийся Роспотребнадзором, по-старому имел наименование «санэпидемстанция». Визита проверяющих из СЭС предприниматели опасаются не меньше, чем проверки налоговиков или пожарных. Наряду с МЧС, Роспотребнадзор стал лидером по числу проверок за последние два года. Все, что касается проверок, осуществляемых этим органом, отражено в Постановлении Правительства РФ № 322 от 30.06.2005 г.

Чем грозит бизнесмену проверка организации, следящей за качеством и безопасностью потребительских услуг? Как происходят этапы этой проверки? Чего можно ожидать, вероятно ли подготовиться? Рассмотрим подробнее.

Кому и когда ждать гостей из СЭС?

Ни одной организации не удастся избежать бдительного ока Роспотребнадзора. Любое предприятие, каким бы видом деятельности оно ни занималось, подлежит контролю производства продукции, оказываемых услуг и даже содержания занимаемого помещения.

Проверка Роспотребнадзора возможна на любом этапе функционирования предприятия: как при вводе в эксплуатацию, так и в течение ближайших лет. Новое законодательство обязывает предпринимателей под угрозой штрафа уведомлять Роспотребнадзор о начале или смене видов деятельности, так что мимо этой организации «проскочить» не удастся.

СПРАВКА! Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разрешает проводить контроль даже во время строительства или реконструкции.

Сама проверка не затянется дольше 20 дней (продление возможно только в особых ситуациях). На выездные проверки малого бизнеса служителям качества отводится не более 50 часов в течение года, а если речь идет о микропредприятии, то и вовсе 15 часов.

График плановых проверок

График проверок Роспотребнадзора предусматривает визиты контролеров примерно раз в три года.

ИНФОРМАЦИЯ! Предприятия, относящиеся к образовательной, социальной и здравоохранительной сферам, по плану проверяются значительно чаще.

С ежегодным графиком плановых проверок любой желающий может ознакомиться на сайте Роспотребнадзора и Генеральной прокуратуры.

Роспотребнадзор пришлет уведомление о грядущей плановой проверке за трое суток до ее начала.

Экстренная проверка

Проверки вне плана Роспотребнадзор может осуществить в следующих случаях:

  • по поступившей жалобе (клиента, контрагента, государственной инстанции);
  • при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • по истечении срока выданных ранее предписаний;
  • с началом введения новых видов деятельности.

О внеплановой проверке бизнесмен узнает максимум за сутки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Фирмы, продающие продукты и оказывающие услуги общественного питания, с 2015 года могут быть проверены внезапно, без предупреждения (ст. 2 ФЗ от 31.12.2014 г.).

Что именно будут проверять?

Постановление Правительства РФ № 322, утвердившее Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей очерчивает круг интересов ревизоров из Роспотребнадзора.

  1. Соответствие предпринимательской деятельности санитарным требованиям и нормам. Например:
    • наличие медицинских книжек у сотрудников;
    • наличие и правильность оформления прейскуранта и ценников;
    • метраж, освещение, вентиляция, канализация, места для курения, пожарные выходы и т.п.;
    • качество товаров, их размещение, маркировка, фасовка;
    • состояние помещений, организация уборки и вывоза мусора, дезинфекционных мероприятий, уничтожения насекомых и грызунов и др.
  2. Соблюдение законов о правах потребителей.
  3. Наличие сертификатов, деклараций соответствия, заключений санстанции для определенных категорий товаров и услуг.
  4. Соотношение деятельности предпринимателя с законодательными требованиями, например:
    • правила оформления вывесок;
    • доступность уголка потребителя, книги жалоб и предложений, устава предприятия, ИНН руководителя;
    • использование внешней рекламы;
    • наличие информационных знаков;
    • обеспечение детской безопасности;
    • удобство для людей с ограниченными возможностями и т.п.

Карающие полномочия Роспотребнадзора

Выявленные нарушения дают проверяющим основания на следующие меры:

  • выдача предписаний на устранение недостатков с последующим контролем;
  • неизбежное наложение штрафа на организацию и/или отдельных должностных лиц, в зависимости от степени вины (до 500 тыс. руб.);
  • решение о запрете продажи определенной продукции или оказании некоторых видов услуг;
  • конфискация определенных товаров;
  • введение карантина;
  • полное приостановление деятельности предприятия;
  • уголовная ответственность для руководителя.

Результат проверки оформляется в специальный акт, который вручается проверяемому предпринимателю и может быть обжалован в течение декады. Полученные предписания можно оспорить в течение 3 месяцев.

Как вести себя при визите Роспотребнадзора: советы предпринимателям

Если вы узнали о проверке санэпидемстанцией или встретили ревизоров на пороге, помните о своих правах и воспользуйтесь ими.

  1. Проверьте служебные удостоверения проверяющих.
  2. Попросите для ознакомления распоряжение о проведении проверки. Оно должно быть согласовано с прокуратурой. В тексте распоряжения отметьте формулировку цели, предмета проверки, обратите внимание на указанные сроки. Копию распоряжения вам должны вручить под роспись.
  3. Уточните порядок планируемых действий ревизоров и перечень требуемых ими документов.
  4. Безопаснее пригласить специалиста для юридического сопровождения проверки.

ВАЖНО! Руководитель правомочен присутствовать (вернее, без его присутствия проверка не должна проводиться вообще), запрашивать у ревизоров информацию по ее ходу, пояснять, участвовать в обсуждении в ее процессе. Также он вправе указать на свое несогласие с регламентом и результатами (его мнение можно отразить прямо в тексте акта). Позже он сможет обжаловать действия ревизоров и их последствия в виде назначенных предписаний.

Помните, что проверяющим из Роспотребнадзора запрещено:

  • производить ревизию в отсутствие представителя проверяемой организации (исключением для этого может быть только реальная и непосредственная угроза для людей, техногенная катастрофа или другая чрезвычайная ситуация);
  • искать информацию о нарушениях вне своей компетенции;
  • исследовать документы, предметы и факты, которые никак не относятся к сформулированному в распоряжении предмету проверки;
  • брать пробы и образцы товаров без составления соответствующего акта и в количествах, не соответствующих установленным нормам;
  • разглашать охраняемую тайну, к которой относятся и материалы проверки;
  • принуждать предпринимателей проводить контрольные мероприятия за их счет;
  • задерживаться с проверкой дольше законодательно отмеренного срока.

Новшество 2016 года

Реформа законодательства, по которой сокращается количество министерств, предполагает объединение Роспотребнадзора с Россельхознадзором. На слияние планируется отвести один год. Естественно, что в связи с этим регламент проверок тоже может быть изменен.

Документ : Какие проверки торговых организаций могут проводить контролирующие органы Украины и какие они имеют права

Какие проверки торговых организаций могут
проводить контролирующие органы Украины и
какие они имеют права

В настоящее время торговые предприятия все чаще подвергаются проверкам со стороны разных контролирующих органов. И это не случайно, так как они взаимодействуют не только с юридическими лицами и государственными структурами, но и с физическими лицами — потребителями реализуемых товаров. Это связано с тем, что предприятие, в основном, реализует товар за наличные средства; да и претензии со стороны потребителей тоже нередки. Поэтому контролирующих органов, уполномоченных на проверки таких предприятий, много, однако из их числа следует выделить налоговые органы и органы по защите прав потребителей.

К контролирующим органам, уполномоченным осуществлять проверку финансовохозяйственной деятельности предприятий, относятся:

1. Органы государственной налоговой службы Украины — в отношении уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей.

2. Органы защиты прав потребителей — в отношении нарушения законодательства о защите прав потребителей по письменному заявлению потребителя.

3. Органы Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины — в отношении уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и сбора на обязательное социальное страхование.

4. Государственная служба борьбы с экономическими преступлениями (относится к системе МВД Украины) — в отношении преступлений в области экономики, фактов сокрытия прибыли от налогообложения, за которые предусмотрена уголовная ответственность (ст.148-2 Уголовного кодекса Украины). В соответствии с п.5 Положения о Государственной службе борьбы с экономической преступностью (утверждено постановлением КМУ N 510 от 05.07.93 г.) работники этого органа имеют право беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций, производить осмотр производственных и складских помещений, а также требовать проведения проверок и ревизий производственной и финансовой деятельности предприятий.

5. Среди контролирующих органов можно назвать также органы пожарного надзора и санитарной эпидемиологической службы. Однако их компетенция довольно узка и распространяется только на предприятия с особыми видами деятельности (например, на предприятия, деятельность которых связана с использованием биологических агентов, химического сырья, радиологических веществ).

Если ваше предприятие является субъектом внешнеэкономической деятельности, то к списку контролирующих органов прибавьте:

6. Таможенные органы — в отношении уплаты ввозной таможенной пошлины, акцизного сбора и НДС при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения ими границы.

Если ваше предприятие использует в обороте средства бюджетных займов, то и:

7. Органы государственного казначейства, государственной контрольноревизионной службы — в отношении бюджетных займов, иных займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций, субсидий, ассигнований, средств внебюджетных фондов.

В приведенном перечне под цифрами 1, 3, 6, 7 указаны органы, имеющие право осуществлять не только осмотры помещений, проверку качества товаров, но и документальные проверки.

Давайте ознакомимся с видами проверок, которым может быть подвергнуто ваше предприятие.

Остановимся на первых двух контролирующих органах: государственной налоговой службы и защиты прав потребителей.

Органы государственной налоговой службы Украины

В соответствии с ч.1 п.1 ст.11 Закона (1) органам налоговой службы предоставлено право осуществлять проверки:

— денежных документов;

— бухгалтерских книг, отчетов; смет, деклараций;

— товарно-кассовых книг, показателей ЭККА и компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями;

— других документов независимо от способа предоставления информации, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей;

— наличия свидетельств о государственной регистрации у субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и т.п.) на ее осуществление.

В соответствии с Указом (2) проводятся следующие виды проверок:

— плановые — т.е. проверки финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренные в плане работы контролирующего органа. Они проводятся в соответствии с Порядком (4) по месту нахождения проверяемой организации или объекта собственности не чаще одного раза в год по утвержденным национальным, региональным и местным планам.

В соответствии с п.1 Порядка (4) плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно, и лишь при невозможности в разные дни.

Следует отметить, что под плановой проверкой понимается проверка по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом последнее уведомляется о проведении проверки не позднее, чем за 10 календарных дней до ее начала;

— внеплановые — проверки, не предусмотренные в планах работы контролирующего органа и проводимые лишь при наличии конкретных обстоятельств, как: выявленные нарушения законодательства, недостоверные данные в отчетности, непредоставление документов отчётности, обжалование налогоплательщиком результатов плановой проверки, проверка полученных данных от контрагента предприятия, реорганизация или ликвидация предприятия;

— повторные — проверки, проводимые вышестоящим контролирующим органом в отношении достоверности заключений проведенной на предприятии проверки подчиненным ему подразделением;

— по инициативе субъекта предпринимательской деятельности;

— проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Следует обратить внимание на сроки проведения проверки. Срок проведения плановой выездной проверки не должен превышать 30 рабочих дней, а на предприятиях с годовым совокупным валовым доходом 20 млн. гривен и более может превышать 30 рабочих дней (п.2 Порядка (4)).

Оперативные проверки предусмотрены Порядком (3) и проводятся по следующим вопросам:

— соблюдение установленного порядка расчетов с потребителями за наличность с использованием ЭККА и товарно-кассовых книг;

— денежных документов;

— лимитов наличности в кассах и её использование при расчетах за товары, работы, услуги;

— наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, торговых патентов, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности и марок акцизного сбора;

— обследования любых производственных, складских, торговых и других помещений, которые используются как юридический адрес предприятия или для получения доходов;

— уплаты налога с рекламы, сбора за парковку автотранспорта, рыночного сбора, курортного сбора, сбора за размещение объектов торговли и иным вопросам в соответствии с законодательством.

Интересно, что по смыслу Порядка(3)оперативная проверка должна содержать в себе элемент неожиданности и непредсказуемости. Однако в соответствии с абз.1 раздела 3 Порядка, она проводится по «отдельным планам» в составе не менее двух должностных лиц «при наличии у них служебных удостоверений, личных знаков и удостоверения на право проверки объектов, расположенных на конкретной территории, в котором название конкретных объектов проверки указывать не обязательно», а что же тогда планируется? А это значит, что в любой момент к вам в магазин может явиться некто, кто впоследствии достанет, как говорится, из рукава удостоверение и поставит вас в известность, что у вас проводится оперативная проверка.

Проведение оперативной проверки может начинаться:

— с фиксации служебным лицом налоговой службы факта закупки потребителем товара (заказа, получения услуги);

— с негласной контрольной закупки товара (заказа, получения услуги);

— с проверки других вопросов соблюдения требований налогового законодательства.

Контрольный заказ (получение услуги) осуществляется служебным лицом государственной налоговой службы в особых случаях по письменному разрешению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы (абз.4 разд.3 Порядка (3)).

Чтобы обеспечить максимальную защиту своих прав в случае проведения оперативной проверки, необходимо четко уяснить некоторые особенности её проведения и фиксации результатов.

Во-первых, должностных лиц государственной налоговой инспекции должно быть не менее двух и они должны иметь удостоверение на проверку объектов, расположенных на конкретной территории.

Во-вторых, передача (оформление, предоставление) товара (услуги), проведения денежного расчета и выдачи кассового (товарного) чека или другого документа, удостоверяющего факт продажи товара (заказа, предоставления услуги), могут повлечь фиксацию допущенных нарушений предприятием, если они проведены материально ответственным лицом этого предприятия. В случае, если это лицо не материально ответственно, то по смыслу абз.5, 6 раздела 3 Порядка (3), речь может идти о нарушениях со стороны отдельного работника.

В-третьих, товары, которые получены при контрольной закупке, должны оставаться на месте (на прилавке, в узле расчета и др.). В случае необходимости товары могут быть перенесены для пересчета их количества (перевешивания, перемеривания) в другое место только в присутствии материально ответственного лица предприятия, осуществившего их продажу, и, при возможности, руководителя или лица, которое его замещает. Поэтому если работник, проводящий оперативную проверку, получив товар, вышел с ним из магазина, не привлекая к своим действиям свидетелей, его действия становятся более чем оспариваемыми.

В-четвертых, факты проведения проверки служебное лицо органа государственной налоговой службы оформляет актом оперативной проверки, в котором излагаются нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных и нормативных актов с указанием их конкретных пунктов и статей. Содержание нарушения излагается объективно, вместе со всеми обстоятельствами, способствовавшими нарушению, а факт нарушения — аргументировано, доказательно, обоснованно. Представляется, что акт должен быть составлен в любом случае независимо от наличия либо отсутствия нарушений.

Интересно то, что абз.3 раздела 4 Порядка (3) предусматривает возможность недопуска к проверке. Но при проведении оперативной проверки не допустить проверяющего практически невозможно, так как проверяющие приходят к вам без служебной формы, и о том, что эта закупка была «контрольной», вы узнаете уже в процессе фиксации ее результатов.

В процессе проведения проверки инспектор может попросить у вас предоставить финансовую и бухгалтерскую документацию только касательно этой проверки, а не вообще всех первичных документов. При этом помните, Законом (1) налоговикам предоставлено право получать безвозмездно копии документов. А вот арестовывать директора либо главного бухгалтера они никак не могут, так как делается это в случае обнаружения состава преступления, предусмотренного УК, да и то с санкции соответствующих органов, а налоговая милиция является лишь органом дознания.

По результатам оперативной проверки составляется акт проверки в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, которые проводили оперативную проверку, а также руководителем или его заместителем, а в случае их отсутствия — материально ответственным лицом предприятия. При подписании акта можно изложить свои несогласия с результатами проверки, приложить соответствующее обоснование либо замечания.

Первый экземпляр акта остается у служебного лица государственной налоговой службы, проводившей проверку, а второй — у руководителя или лица, его замещающего, а в случае их отсутствия — материально ответственного лица проверяемого субъекта предпринимательской деятельности.

В случае установления факта нарушения руководитель предприятия уведомляется о дате рассмотрения материалов проверки в ГНИ.

По результатам рассмотрения могут быть приняты следующие решения:

— при нарушениях налогового законодательства — о применении и взыскании финансовых санкции;

— при совершении административного нарушения — о наложении административного взыскания в виде штрафа.

Применение финансовых санкций осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНАУ от 20.04.95 г. N 28, с изменениями и дополнениями. Поэтому в случае несогласия с выводами налоговых органов вы имеете право обжаловать решение в установленном порядке. В этом случае напоминаю, что у вас есть 10 дней с момента принятия решения на его добровольное исполнение и это время вы можете потратить на его обжалование. К тому же, в соответствии со ст.ст.66, 67 Арбитражного процессуального кодекса Украины рекомендую обратиться в суд с ходатайством об обеспечении иска с целью приостановления действия решения ГНИ до вынесения решения арбитражным судом.

Очень часто задают вопрос, а могут ли представители налоговой инспекции (милиции) после обследования магазина направиться с обыском на дом к директору или главному бухгалтеру. Нет, не могут. В соответствии со ст.ст.21, 22 Закона (1) и ст.11 Закона Украины «О милиции» обыски в жилище граждан производятся в рамках уголовного производства с целью «преследования преступника или прекращения преступления». Представители налоговых органов имеют право входить в жилые помещения граждан, если эти помещения используются для занятия предпринимательской деятельность.

В любом случае помните, что Конституция Украины охраняет ваше право на неприкосновенность жилища и личную неприкосновенность, если вдруг вас решат ещё и обыскать. Поэтому не стоит сразу выворачивать карманы и вести инспектора к себе домой.

Органы защиты прав потребителей

Основные положения относительно защиты прав потребителей, а также прав и полномочий контролирующих органов изложены в Законе (5). Основным органом по защите прав потребителей является Государственный комитет Украини по делам защиты прав потребителей и его органы в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые имеют следующие права согласно ст.5 Закона (5):

1) давать хозяйствующим субъектам обязательные для выполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;

2) осуществлять проверки предприятий, в том числе входить беспрепятственно и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и прочие помещения этих хозяйствующих субъектов;

3) отбирать образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведение независимой экспертизы в соответствующих лабораториях (см. также Порядок (6));

4) получать от проверяемых хозяйствующих субъектов бесплатно необходимые нормативные документы и прочие сведения, которые характеризуют качество товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий;

5) прекращать отгрузку и реализацию товаров, которые не отвечают требованиям нормативных документов, — до устранения хозяйствующими субъектами выявленных недостатков (см. также Положение (10));

6) запрещать реализацию потребителям товаров, выполнение работ, предоставление услуг (см. также Положение (10));

7) принимать решение:

— о прекращении в сфере торговли, общественного питания и услуг продажи и производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг, которые не отвечают требованиям нормативных документов, — до устранения выявленных недостатков (см. также Положение (10));

— о временном прекращении деятельности предприятий торговли (секций, отделов), общественного питания, сферы услуг, которые систематически реализуют недоброкачественные товары, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия сохранения и транспортировки товаров, — до устранения выявленных недостатков (см. также Положение (8));

8) опломбировывать производственные, складские, торговые и прочие помещения, а также ненадлежащие измерительные приборы, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей, с последующим уведомлением органов государственной метрологической службы Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации для проведения проверочных работ и распломбирования;

9) изымать некачественные товары, документы, иные предметы, которые свидетельствуют о нарушении прав потребителей (см. также Положение (9));

10) подавать в суд иски относительно защиты прав потребителей;

11) передавать материалы проверок на действии лиц, которые содержат признаки преступления, органам дознания или предыдущего следствия;

12) налагать на виновные лица в случаях, предусмотренных законодательством, административные и иные взыскания.

Рассмотрим порядок проведения органами защиты прав потребителей на предприятиях сферы торговли, общественного питания и услуг контрольных (негласных) проверок и закупок. В соответствии с Порядком (7) контрольная проверка проводится с целью установления соответствия полученной продавцом (исполнителем) платы за реализованный товар (предоставленную услугу) настоящей его стоимости.

Контрольная проверка может проводиться путем (п.4 Порядка (7)):

— проверки должностным лицом органа защиты прав потребителей настоящей стоимости товара (услуги), который реализован потребителю, после окончательного расчета с продавцом;

— проверки подготовленных для продажи товаров, предварительно расфасованных проверяемым хозяйствующим субъектом.

Объявление о контрольной проверке проводится должностным лицом сразу после передачи продавцом (исполнителем) товара (услуги), проведения денежного расчета и выдачи кассового (товарного) чека или иного документа, удостоверяющего факт продажи товара/услуги, а если расчетный документ продавцом не выдан — после денежного расчета. Товар по возможности должен оставаться на месте торговли, но в случае необходимости может быть перемещен для перемеривания, но в присутствии продавца.

Проверка фактического количества товара проводится путем его пересчета, а меры, массы и объема — перевеса (перемеривания) измерительными приборами и иными способами измерения.

Проверка качественных показателей (по сорту, компонентам, комплектности) товара осуществляется органолептическим методом, в случае необходимости отбираются в установленном порядке его образцы (пробы) для проверки их качества, за результатом которой принимается соответствующее решение.

Проверка цен (тарифов) на товары (услуги) проводится путем определения:

— соответствия цен (тарифов) прейскурантам (калькуляционной карточке и т.п.);

— правильности обоснования цен (тарифов) и соблюдения нормативных актов относительно ценообразования;

— достоверности предоставленной потребителям информации о ценах (тарифах) на товары (услуги), правильности применения цен при продаже товаров.

Проверка расчета настоящей стоимости закупленных для контроля товаров (заказанных, предоставленных услуг) осуществляется путем определения правильности денежных расчетов и подсчета суммы фактической стоимости всех закупленных товаров (предоставленных услуг).

Порядком (7) определены процедура и последовательность проведения контрольной проверки (п.8). По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. Акт подписывается должностным лицом, проводившим контрольную проверку, а также продавцом (исполнителем) и представителем хозяйствующего субъекта в случае его присутствия во время проверки. Первый экземпляр остается у должностного лица, второй — у продавца (исполнителя) или представителя хозяйствующего субъекта. При подписании акта могут быть изложены свои замечания относительно правильности проведения проверки, обоснования несогласия с ее результатами.

При этом следует помнить, что в случае выявления недостатков на любом этапе контрольной проверки должен быть составлен промежуточный акт, подписываемый непосредственно лицом, допустившим нарушение.

Как мы видим, органы защиты прав потребителей наделены весьма широкими полномочиями, однако в любом случае хозяйствующим субъектам (предприятиям, организациям, физическим лицам — предпринимателям), уверенным в своей правоте, следует помнить, что решение, принятое данными органами, может быть оспорено как в вышестоящем контролирующем органе, так и в судебном порядке.

Перечень нормативных документов, использованных в данной статье

Закон (1) — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. N 509-XII, с изменениями и дополнениями.

Указ (2) — Указ Президента Украины N 817/98 от 23.07.98 г. «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности», с изменениями и дополнениями.

Порядок (3) — Порядок проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним, утвержденный Распоряжением ГНАУ N 272-р от 25.09.98 г.).

Порядок (4) — Порядок координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами, утвержденный постановлением КМУ N 112 от 29.01.99 г.).

Закон (5) — Закон Украины «Защите прав потребителей» от 12.05.91 г. N 1023-XII, с изменениями и дополнениями.

Порядок (6) — Порядок отбора у хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих для проверки их качества, утвержденный постановлением КМУ N 215 от 02.04.94 г.).

Порядок (7) — Порядок проведения контрольной проверки правильности расчетов с потребителями за оказанные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМУ N 215 от 02.04.94 г.).

Положение (8) — Положение о порядке временного приостановления деятельности предприятий сферы торговли, общ. питания и услуг, которые систематически реализуют недоброкачественные товары, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины N 26/95-ВР от 25.01.95 г.).

Положение (9) — Положение о порядке изъятия некачественных товаров, документов и других предметов, свидетельствующих о нарушении прав потребителей, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины N 26/95- ВР от 25.01.95 г.).

Положение (10) — Положение о порядке приостановления (запрета) хозяйствующими субъектами отгрузки, реализации (продажи) и производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг, которые не отвечают требованиям нормативных актов, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины N 26/95-ВР от 25.01.95 г.).

«Все о бухгалтерском учете» N 108 (533) от 20 ноября 2000 г.

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Роспотребнадзор предложил прекратить с 2021 года плановые проверки бизнеса в сфере защиты прав потребителей. Это следует из проекта постановления правительства, опубликованного на сайте regulation.gov.ru.

Ведомство предлагает отменить плановые проверки производителей услуг, в том числе продавцов, импортеров, владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах, и заменить их внеплановыми выездными и документарными проверками, а также контрольными закупками, следует из пояснительной записки к документу. Также чиновники планируют проводить профилактику нарушений с помощью информирования бизнеса.

С 2012 года по 2018 год число плановых проверок снизилось с 73 700 до 3100, при этом контроль за работой бизнеса стал более эффективным и Роспотребнадзор стал выявлять больше нарушений.

Рост эффективности проверок член генсовета «Деловой России» Сергей Гебель связал с тем, что проверяющие «шли туда, где точно были нарушения», выявленные с помощью «предпроверочных мероприятий». Он сказал это «Коммерсанту». Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин подтвердил многократное снижение плановых проверок бизнеса. Он предложил заменять все проверки цифровыми методами контроля.

На практике отказ от плановых проверок может обернуться ростом других видов контроля — рейдов, контрольных закупок и административных дел, опасаются опрошенные газетой эксперты. По итогам 2016–2019 годов число внеплановых проверок Роспотребнадзора уже выросло на 14,5%. По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в 2019 году пятая часть штрафов по результатам контрольных мероприятий Роспотребнадзора пришлась как раз на административные расследования.

Полномочия проверяющих Роспотребнадзора довольно широки. Объектом проверки может стать все, что входит в сферы:

  • санитарно-эпидемиологического надзора;

  • надзора в области защиты прав потребителей.

Ревизоры и суды считают потребителей слабой стороной в спорах. Чтобы не нарушить их прав и не нарваться на штрафы проверяющих, ответственные лица компании должны знать и соблюдать законы:

  • «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 года;

  • «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2.01.2000 года;

  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года.

Также важно соблюдать принятые в соответствии с ними подзаконные акты, требования в конкретной отрасли деятельности — производство, общепит, продажа пищевых продуктов, медицина, образование.

Какие документы регулируют проверки

Основные права и обязанности проверяющих и компаний, в отношении которых проводят проверку, установлены в законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 года. В нем также содержатся виды проверок, порядок и основания проведения.

Также порядок проведения проверок и досудебного обжалования действий проверяющих регулирует административный регламент, утвержденный приказом Роспотребнадзора № 764 от 16.07.2012 года. Проверяющие надзора обязаны руководствоваться регламентом. Это внутренняя инструкция ведомства, ссылки на которую помогают выигрывать споры.

Когда приходят проверяющие

Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки компаний. Плановые мероприятия сотрудники надзора проводят на основании плана, который составляется на каждый календарный год. Внеплановые проверки обычно проводят на основании обращений потребителей.

Закон № 294-ФЗвыделяет две категории жалоб граждан: на нарушение прав потребителей и другие. Когда речь идет о нарушении прав, потребитель сперва должен потребовать их восстановления у компании-нарушителя. Только если требования потребителя проигнорировали или не удовлетворили можно обратиться в Роспотребнадзор.

Если жалоба не связана с правами потребителей, можно сразу сообщить в Роспотребнадзор:

  • о факте или об угрозе причинения вреда здоровью граждан (о нарушении санитарных требований, нарушении законодательства о техническом регулировании и т.д.);

  • о факте продажи товара, не соответствующего требованиям безопасности.

Если гражданин обращается с жалобой в компанию, лучше попытаться уладить конфликт миром. Или готовиться к проверке Роспотребнадзора.

Какую проверку можно обжаловать

Последние слово по итогу проведенной проверки не обязательно принадлежит надзорному ведомству. Если проверку провели с грубыми нарушениями, ее результаты нужно обжаловать. Тогда итоги проверки могут признать недействительными. Грубые нарушения перечислены в ст. 20 закона № 294-ФЗ.

10 признаков того, что результаты проверки Роспотребнадзора недействительны и их можно обжаловать:

  • компании не сообщили о проведении проверки или сообщили не в установленный срок, либо уведомление о проверке вручили неуполномоченному лицу;

  • в проверке участвовала неаккредитованная (неаттестованная) организация или эксперт (проверка проходит по одним показателям, а проверяющая организация аккредитована на исследование других);

  • внеплановая проверка не согласована с прокуратурой;

  • проверку провели по анонимному обращению гражданина;

  • проверку провели без приказа или распоряжения о проведении проверки;

  • приказ или распоряжение подписало неуполномоченное лицо (подписывать такие документы может руководитель или замруководителя территориального органа Роспотребнадзора);

  • проверка не проводилась в порядке, предусмотренном законом № 294-ФЗ, но компании выдано предписание об устранении нарушений (предписание на основании законом № 294-ФЗ можно выдать только по итогу мероприятия, проведенного в его рамках);

  • компании не вручили или не отправили акт проверки;

  • эксперт или экспертная организация состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с проверяемой компанией или аффилирован с ней;

  • проверяющие превысили сроки проведения проверки, а официально срок проверки не продлили или продлили необоснованно.

Важно: проверяющие не имеют права забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки. Недопустимо требование о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании. Запрещено разглашать результаты проверки — они считаются охраняемой законом тайной.

Теперь рассмотрим, как проходят проверки РПН по всем правилам.

Как уведомляют о проверке

О плановых проверках Роспотребнадзор должен уведомить не менее чем за три рабочих дня до их начала. Для этого сотрудники ведомства направляют в компанию копию распоряжения или приказа о проведении проверки. Это также может быть именно уведомление, составленное в свободной форме, к которому прилагается копия приказа.

Как должны направить уведомление:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;

  • на адрес электронной почты, указанный в ЕГРЮЛ.

Важно: электронное письмо должно быть подписано усиленной электронной подписью.

О внеплановых выездных проверках компанию должны уведомить, если она проводится:

  • для проверки информации о возникновении угрозы вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия;

  • о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Сделать это сотрудники Роспотребнадзора должны не позднее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Об уведомлении о внеплановой документарной проверке не говорится ни законе № 294-ФЗ, ни в регламенте РПН. Значит, организация сразу получит приказ о проверке и запрос о представлении документов.

Какими способами проверяют

Проверки Роспотребнадзора бывают плановыми и внеплановыми, документарными и выездными.

Плановая проверка проводится на основании плана, который составляется на каждый календарный год. Будут ли проверять компанию в текущем году, можно узнать:

  • на сайте Генпрокуратуры России в разделе «Сводный план проверок»;

  • на сайте Роспотребнадзора в разделе «Планы плановых проверок».

Внеплановые проверки должны быть согласованы с прокуратурой. Специалисты Роспотребнадзора проводят их, чтобы проверить:

  • жалобы потребителей;

  • материалы и обращения, переданные из прокуратуры;

  • исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушения;

  • деятельность компании, которая подала заявление о выдаче лицензии или предоставлении специального статуса;

  • информацию (в том числе из СМИ) о нарушении прав потребителей,

  • информацию о возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия или о фактах причинения такого вреда.

Документарная проверка — неважно, плановая или внеплановая — проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора. Сотрудники ведомства проверяют документы, которые связаны с исполнением компанией обязательных требований.

Компания обязана представить для проверки заверенные копии или электронные документы по мотивированному запросу, к которому прилагается копия распоряжения или приказа о проверке. На подготовку и представление документов отводится 10 рабочих дней, гласит ч. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ и п. 46 административного регламента.

Выездные проверки проводят по месту нахождения или деятельности компании. Предметом проверки могут быть:

  • сведения, содержащиеся в документах компании;

  • деятельность, объекты, товары (работы, услуги) компании;

  • соответствие сотрудников компании обязательным требованиям.

Сотрудники РПН проводят выездные проверки, если при документарной проверке:

  • невозможно оценить соответствие деятельности компании обязательным требованиям;

  • невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах компании;

  • установлены признаки правонарушения.

Проверять документы перед выездной проверкой специалисты Роспотребнадзора не обязаны, когда ясно, без визита в компанию проверить ее деятельность невозможно.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 закона № 294-ФЗ и п. 50 административного регламента, при выездных мероприятиях компания обязана пропустить проверяющих и экспертов на свою территорию. Также нужно предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, которые связаны с проверкой, но только если документарная проверка не проводилась перед выездной.

Если нарушить эти требования, должностным лицам компании грозит штраф до 10 000 рублей или дисквалификация на срок до года по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Компанию могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

Как быстро проверяют

Срок проведения проверки, выездной или документарной, не может превышать 20 рабочих дней согласно ч. 1 ст. 13 закона № 294-ФЗ.

Однако для плановых выездных проверок предусмотрена возможность продления, если проверяющим нужно провести:

  • санитарно-эпидемиологическую экспертизу, обследование, исследование, испытание;

  • экспертизу качества продукции;

  • санитарно-эпидемиологическое расследование.

Срок проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней в общем случае. Если проверяется малое предприятие, проверку можно продлить только на 50 часов, если микропредприятие — на 25 часов.

Сокращенные сроки проверки установлены:

  • для малых предприятий – не более 50 часов в год;

  • для микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако выездная плановая проверка малого и микропредприятия может быть приостановлена для получения дополнительных документов или информации, но не более чем на 10 рабочих дней.

Что бывает за нарушения

Проверяющие обязаны составить акт проверки. В случае выявления нарушений они могут выдать предписание об устранении нарушений или применить меры административного воздействия.

Если компания получила предписание, проверяющие обнаружили незначительные нарушения. Однако за неисполнение предписания должностные лица компании могут быть оштрафованы на сумму до 2 000 рублей, а юрлицу грозит штраф до 20 000 рублей по ст.19.5 КоАП РФ.

Важно: предписание должно быть корректным и исполнимым. Формулировка должна быть четкой и однозначной. В противном случае, документ можно обжаловать.

Меры административного воздействия вплоть до временного запрета деятельности применяются к тем компаниям, деятельность которых представляет угрозу жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Если проверяющие обнаружат признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства или законодательства о защите прав потребителей, Роспотребнадзор направит материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

В целях реализации мероприятий по надзору и контролю за соблюдением действующих законодательных норм, Роспотребнадзор осуществляет проверки организаций и предпринимателей, деятельность которых подразумевает прямое или косвенное взаимодействие с потребителем. Наибольшая доля проверок Роспотребнадзора приходится на учреждения общепита, продуктовые магазины и торговые точки по реализации товаров широкого потребления. В статье разберем, что проверяет Роспотребнадзор в магазине: продуктовом, магазине одежды, обуви.

Виды проверок Роспотребнадзора

Что проверяет Роспотребнадзор в магазине

По организации контрольных мероприятий проверки Роспотребнадзора делятся на плановые и внеплановые:

  1. Плановые проверки проводятся согласно утвержденному графику, не чаще 1 раза в 3 года для каждой организации или ИП. Роспотребнадзор вправе планово проверить любое предприятие, деятельность которого как-либо связана с потребителем (реализация, производство товаров, услуг, хранение, перевозка продукции, посреднические услуги конечному потребителю, т.п.). Роспотребнадзор
  2. Роспотребнадзор вправе проверить предприятие внепланово на основании жалобы, поступившей от потребителя в установленном порядке. Также внеплановая проверка может быть организована в связи с истечение сроков ранее выданного предписания о нарушениях.

Действующее законодательство предусматривает следующий порядок уведомления организаций и предпринимателей с предстоящими проверками Роспотребнадзора:

№ п/п Вид проверки Порядок уведомления
1 Плановая проверка График плановых проверок Роспотребнадзора является общедоступным, с ним можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы (КОД РЕГИОНА.rospotrebnadzor.ru).
2 Внеплановая проверка в общем порядке О внеплановой проверке, проводимой на основании жалобы потребителя и по истечению срока действия ранее выданного предписания, Роспотребнадзор обязан уведомить компанию в письменном виде не менее чем за 24 часа.
3 Внеплановая проверка без уведомления Закон позволяет Роспотребнадзору проводить внеплановые проверки предприятий, деятельность которых связана с продуктами питания, без предварительного уведомления. Данное право закреплено п. 2 ст. 13 ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Читайте также статью ⇒ «Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения».

Что проверяет Роспотребнадзор в магазине

При проверке торговой точки Роспотребнадзор запрашивает документы, регламентирующие торговую деятельность, проводит осмотр помещений и торгового оборудования, осуществляет непосредственных контроль качества реализуемых товаров. Кроме того, инспектор Роспотребнадзора вправе проводить выемку документов и товаров, оформив при этом акт в присутствии представителя магазина и понятых.

Проверка в продуктовом магазине

Цель контрольно-ревизионных мероприятий, проводимых Роспотребнадзором в магазине – проверка соблюдения действующего законодательства в части:

  • хранения, транспортировки, реализации продуктов питания;
  • приготовления блюд, напитков (в случае, если магазин располагает собственным отделом кулинарии);
  • обслуживания покупателей;
  • соответствия торговых и складских помещений необходимым нормам.

Что именно проверяет Роспотребнадзор в продуктовом магазине мы расскажем ниже.

Этап №1. Проверка документов

Каждая проверка Роспотребнадзора начинается с запроса следующих документов:

  • уставные и регистрационные документы предприятия;
  • лицензии, разрешения на ведение деятельности;
  • санитарные книжки сотрудников;
  • договора с поставщиками продуктов питания, товарные накладные на поставку;
  • договора с коммунальными службами, организациями охраны.

Обязательная часть документарной проверки в продуктовом магазине – контроль наличия вывески, уголка потребителя, книги жалоб и предложений.

Инспектор не вправе самовольно изымать документы для проверки. Выдача документов инспектору осуществляется на основании запроса, оформленного в соответствующем порядке со сроком исполнения не менее 10-ти рабочих дней.

Этап №2. Проверка помещений и оборудования

Обязательные мероприятия в ходе проверки продуктового магазина – контроль соблюдения норм, установленных для используемых помещений и оборудования.

В продуктовом магазине инспектор Роспотребнадзора проверяет:

  • размещение торговой точки (изолирование от жилой части здания, соблюдение запрета на ввоз продуктов в ночное время, обеспечение условий сбора мусора);
  • водоснабжение и канализацию (соответствие воды, используемой в работе, установленным гигиеническим показателям, наличие оборудованного туалета и раковины для сотрудников, соответствие канализационного обеспечения необходимым требованиям);
  • вентиляцию, отопление, освещение (параметры микроклимата, наличие естественного и искусственного освещение, обеспечение вентиляцией);
  • оборудование, инвентарь, тару (техническое состояние, порядок эксплуатации).

Читайте также статью ⇒ «Что проверяет Ростехнадзор».

Этап №3. Проверка реализуемых товаров

Далее Роспотребнадзор переходит к непосредственной проверке реализуемых продуктов питания, а именно:

  • соблюдения сроков хранения и реализации продуктов;
  • соответствие реализуемого ассортимента типу предприятия;
  • порядок и условия упаковки продуктов;
  • температурный режим при транспортировке и хранении товара;
  • соблюдение условий совместимости реализуемых продуктов;
  • полное информирование потребителя о товаре (вес, срок изготовления/упаковки, состав, срок годности и прочая информация о продукте должна быть полностью доступна потребителю).

В случае необходимости инспектор Роспотребнадзора вправе изъять продукцию для проведения дальнейшей экспертизы.

Этап №4. Проверка условий труда личной гигиены сотрудников

В продуктовом магазине инспектор Роспотребнадзора проверяет соблюдение требований работы сотрудников, а именно:

  • наличие у работников санитарных книжек;
  • соблюдение запрета на курение и прием пищи на рабочем месте;
  • хранение специальной одежды отдельно от личной;
  • обеспечение необходимых условий труда;
  • соблюдение правил личной гигиены.

Соблюдение сотрудниками вышеуказанных требований должно быть полностью обеспечено работодателем путем предоставления отведенного места для курения, приема пищи, оборудования гардеробами, т.п.

Проверка в магазине одежды и обуви

Перечень мероприятий, проводимых инспектором Роспотребнадзора при проверке магазинов обуви и одежды, практически идентичен списку контрольных действий при проверке продуктовых магазинов.

В ходе проверки магазина одежды или обуви должностное лицо Роспотребнадзора проверяет:

  • наличие вывески, уголка потребителя, книги жалоб и предложений;
  • уставные и разрешительные документы;
  • условия хранения товара;
  • информирование покупателя о товаре (ценник);
  • выдачу необходимых документов покупателю (товарный чек);
  • соблюдение требований гарантийного обслуживания;
  • условия труда сотрудников;
  • порядок эксплуатации торговых и складских помещений;
  • соблюдение требований по вентиляции, освещению, шуму, т.п.

В случае если в ходе проверки выявлены нарушения, инспектор Роспотребнадзора фиксирует их в акте и выдает предписание по их устранению.

Читайте также статью ⇒ «Как оспорить предписание Ростехнадзора».

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора в магазине

В 2020 году Роспотребнадзор проводит проверки организаций и предпринимателей на основании проверочных листов с перечнем контрольных вопросов, разработанных с учетом специфики деятельности проверяемого предприятия. Проверки Роспотребнадзора в продуктовых торговых точках, а также в магазинах одежды и обуви – не исключение.

При получении уведомления о предстоящем визите инспектора Роспотребнадзора руководству предприятия рекомендуется ознакомиться с чек-листом и максимально подготовиться к проверке.

Проверочный лист для торговых предприятий можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист на предприятиях торговли.

Проверочный лист для заведений общепита можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист общественного питания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *