Провести аудит бухгалтерской отчетности

Содержание

Бухгалтерский аудит: задачи, методы и порядок проведения

Профессиональный бухгалтерский аудит поможет:

  • определить текущее положение дел;
  • выявить возможные ошибки в отчетности;
  • разработать план по восстановлению системы учета;
  • упростить отношения с кредиторами, контрагентами и контролирующими органами.

Заказать услугу…

Рассчитать стоимость бухгалтерского аудита можно предварительно и бесплатно, всего в 5 шагов.
Рассчитать стоимость онлайн…

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование — оптимальное решение.

Инициативный аудит поможет получить достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании в необходимый срок.
Бесплатная консультация по вопросам оказания услуги…

Аудит отчетности по МСФО позволит повысить доверие к отчетности компании, использовать отчетность в качестве весомого аргумента в переговорах с партнерами, в том числе с зарубежными.
Узнать, что входит в услугу…

Независимая консалтинговая компания с солидным опытом и проверенной репутаций — верный помощник в деле проведения аудиторской проверки любой сложности.
Где можно заказать аудит?

Согласно отечественному законодательству, аудит — это независимая проверка финансовой отчетности предприятия. В ходе процедуры аудитор проводит экспертизу бухгалтерского учета, анализ соответствия всех операций законодательству и корректности их отражения в отчетных документах. Специалист выявляет все ошибки и недочеты, которые могут повлечь за собой штрафы. Аудит необходим для любой компании — от маленького магазина до гигантского холдинга.

Задачи бухгалтерского аудита

Основная задача бухгалтерского аудита — независимая экспертиза отчетности компании. Аудит заказывают по самым разным причинам и в различных ситуациях. Одни фирмы проводят его, чтобы получить возможность предоставить подтверждение своей экономической состоятельности перед партнерами. Другие хотят контролировать налоговые риски. Третьи проводят аудит, чтобы проконтролировать собственную бухгалтерию (особенно когда есть подозрения, что бухгалтер не вполне компетентен).

Для некоторых компаний аудит становится обязательной процедурой. В частности, в тех случаях, когда:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОАО);
  • компания является кредитной, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, или фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • объем выручки компании за один год превышает установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда в 500 тысяч раз или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает его в 200 тысяч раз;
  • организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным в предыдущем пункте. Для муниципальных унитарных предприятий финансовые показатели могут быть понижены.

Интересный факт
«Аудит» в переводе с латыни означает «слушание». Во всем мире это слово используют для обозначения проверки.

Что дает анализ финансовой отчетности

Даже высокопрофессиональные бухгалтера с большим опытом время от времени совершают ошибки. Работа бухгалтера сложна, она предполагает решение огромного количества текущих вопросов. Аудитор же смотрит на вещи свежим взглядом, он не отвлекается на «текучку» и может полностью сконцентрироваться на проверке документации.

Нередко небольшие компании с маленьким бюджетом не могут позволить себе действительно компетентного бухгалтера — они нанимают либо вчерашних выпускников, которым пока не хватает практического опыта, либо бухгалтера на полставки — такой специалист работает где-то еще и не может сконцентрироваться исключительно на ведении дел этой фирмы. В обоих случаях ошибки неизбежны, и без аудита определенно не обойтись.

Для каждой компании аудит — это в первую очередь значительное уменьшение предпринимательских рисков. Во-первых, после проведения аудиторской проверки руководитель будет точно знать, как обстоят дела на предприятии. Во-вторых, аудит выявляет нарушения еще до того, как они могут навредить делу и привести к взысканиям. И наконец, руководитель получает рекомендации по усовершенствованию и оптимизации бухгалтерского учета и документооборота.

Нелишне упомянуть также о том, что наличие аудиторского заключения укрепляет престиж компании и ее позиции на рынке, а также упрощает ее отношения с налоговой инспекцией, таможней и банками.

Перечень услуг в рамках бухгалтерского аудита

Аудиторские компании проводят инициативный и обязательный аудит, аудит рисков, выборочный аудит отдельных операций, аудит расчетов с бюджетом, аудит кассовых и банковских операций, аудит расчетов с контрагентами и сопровождение налоговых проверок. Заказать можно как общий аудит, так и отдельную экспертизу какого-то направления.

Понятие «аудиторские услуги» шире понятия «аудит». Помимо собственно аудита, аудиторские компании обычно предоставляют и другие услуги: постановка, восстановление и ведение бухучета, составление отчетности, консультирование, в том числе и налоговое, управленческое и правовое, анализ финансово-хозяйственной деятельности, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценка стоимости имущества, составление бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований и многое другое.

Важно
Аудиторский отчет, в котором указываются выявленные в ходе инициативного аудита нарушения, — строго конфиденциальный документ, пользоваться которым имеет право только заказчик. Налоговая инспекция получает иной документ, выдаваемый по итогам обязательного аудита, — аудиторское заключение. Оно содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности.

Методы анализа бухгалтерской отчетности

Для проверки бухгалтерской отчетности и ее анализа используются различные методы — их выбор зависит от конкретных целей и задач.

  • Сплошная проверка предполагает анализ всей совокупности документов, регистров учета и бухгалтерской отчетности.
  • Выборочная проверка базируется на законах теории вероятностей, в соответствии с которыми данные части целого могут дать достоверную информацию обо всем. Каждый элемент выборочной проверки должен иметь одинаковые шансы быть отобранными в выборку.
  • Комбинированная проверка использует методы сплошной и выборочной проверки.
  • Документальная проверка базируется на экспертизе всей документации, но не предполагает проведения инвентаризации и опросов персонала и руководства. Нередко этот тип проверки проводится даже без выезда на объект.
  • Фактическая проверка включает в себя проверку документов, опросы сотрудников бухгалтерии и руководства, иногда — проведение инвентаризации. Аудиторы в этом случае выезжают на объект и работают вместе с сотрудниками предприятия.

Порядок проведения аудита

Во время проведения бухгалтерского аудита сотрудники аудиторской компании тщательно проверяют всю бухгалтерскую документацию и организацию рабочих процессов — принципы организации бухучета и документооборота, проведение финансовых сделок, отчетности и других операций. Для этого аудиторы в течение определенного времени работают совместно с бухгалтерией компании. После завершения экспертизы аудитор составляет детальный отчет о проведенной работе. В отчете, помимо прочего, фиксируются все ошибки. Заключение по результатам аудиторской проверки — официальный документ, предназначенный для бухгалтерской отчетности.

Стоимость инициативной аудиторской проверки зависит от размеров компании и типа проверки, но эти расходы всегда оправданы — в конечном итоге аудиторская проверка выгодна самому предприятию. Регулярное проведение внутреннего аудита и выполнение всех полученных от эксперта рекомендаций помогают компании и сэкономить средства, увеличить прибыль и, конечно, избежать штрафов.

Какие организации имеют право проводить аудит бухгалтерской отчетности предприятия?

Аудиторскими проверками занимаются специальные сертифицированные организации. Их немало, тем не менее выбрать достойную аудиторскую фирму сложно — ведь вам нужен настоящий профессионал, который не совершит ошибки, тот, на кого можно положиться. КСК групп относится именно к таким партнерам. Это компания, которая уже более 20-ти лет помогает бизнесу расти, развиваться и совершенствоваться. Здесь можно заказать проведение аудита любого типа, кроме того, эксперты КСК групп будут рады помочь вам со всем, что касается налогов, управления, автоматизации, международного структурирования, маркетинга, правовых вопросов, HR-консалтинга. По итогам 2015 года КСК групп занимает 14-е место в списке крупнейших аудиторско-консалтинговых групп, 3-е — в сфере юридического консалтинга и 10-е — в налоговом консалтинге (согласно рэнкингу РА «Эксперт»).

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.

Нормативные документы:

  1. ФЗ от 6.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  2. Положение по ведению БУ и БО в РФ, № 34-н.

  3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

  4. Приказ Минфина РФ «О формах БО организаций» от 02.07.10 г. № 66н.

Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, организуемом экономическими субъектами в обязательном порядке. Причем объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта.

Аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

      1. Аудит Баланса организации;

      2. Аудит отчета о Финансовых результатах;

      3. Аудит остальных форм отчетности (отчета о движении дс, о движении капитала, пояснительная записка)

Цель проверки — выражение мнения о достоверности отчетности организации.

Задачи:

  • проверка полноты, состава и содержания отчетных форм;

  • проверка своевременности формирования форм отчетности;

  • проверка адекватности, идентичности отображения одинаковых показателей в разных отчетных формах;

  • проверка взаимосвязи различных показателей фхд организации в ее отчетных формах.

        1. Аудит бухгалтерского баланса.

На основе его можно проанализировать финансовое положение организации.

В ходе аудита анализируют статьи актива и пассива бухгалтерского баланса и смотрят их увязку с данными предыдущих отчетных периодов, чтобы убедиться в непрерывности баланса и ведении бухучета в организации. По текущему балансу необходимо провести сверку данных с аналитическим учетом, чтобы выразить мнение о достоверности его статей, сверить данные баланса с данными по результатам инвентаризации. Отдельно учитываются заключительные обороты(закрытие счетов), чтобы подтвердить непрерывность финансового результата по сравнению с предыдущим годом. В помощь привлекаются акты службы внутреннего контроля, по проверкам Доходов иРасходов и других показателей финансово-хозяйственной деятельности.

По балансу аудиторы должны убедиться:

  • в его достоверности, правильности, полноте и своевременности;

  • в непрерывности баланса;

  • финансовый результат деятельности учитывается исходя из результатов предыдущей деятельности(заключительные обороты);

  • ОС и НМА отражены в балансе по их остаточной стоимости;

  • приобретенное оборудование, требующее монтажа и незавершенное строительство отражается в балансе по фактическим затратам инвесторов;

  • вложения в цб отражаются за минусом средств резерва, созданного под их обесценение;

  • затраты по НЗП, а также отгруженная продукция отражаются в учете в соответствие с Учетной Политикой организации;

  • ДЗ и КЗ отражаются в учете отдельно, как краткосрочная или долгосрочная задолженности;

  • сальдо по Активным/Пассивным счетам по расчетам с Дебиторами и Кредиторами должны быть представлены в активе баланса по тем счетам, где сальдо дебетовое, и в пассиве, где сальдо кредитовое;

  • УК отражен в балансе, в сумме, соответствующей уставу организации, или приложению к нему;

  • проследить соответствие между отдельными данными баланса и Отчета о Финансовых результатах.

        1. Аудит Отчета о Финансовых результатах.

Отчет очень важен для всех пользователей, т.к. характеризует формирование организацией финансовых результатов.

Перед тем, как приступить к аудиту, аудиторы:

  • знакомятся с УП организации (какие Доходы и Расходы связаны с основной, а какие с неосновной деятельностью);

  • сверяют данные, полученные при проверке с данными Оборотно-Сальдовой Ведомости, Главной книгой, бухгалтерских журналов и другими документами аналитического учета.

Доходы иРасходы являются существенными, если подлежат обособленному отражению по показателю Выручка.

Затраты на производство и оказание услуг должны отражаться по показателюС\с, данные в этот показатель должны попасть из следующих счетов:

43 «ГП», 20 «»Основное производство», 41 счет «Товары».

Коммерческие расходы — отражаются издержки обращения, т. е. Затраты, связанные со сбытом ГП, посредники, пошлины и тд. Данные операционных расходов за минусом НДС.

Проверяется также исходя из данной формы правильность начисления налога на прибыль, на основании этой формы определяют также показания рентабельности и делают выводы по эффективности такой деятельности.

Типичные ошибки.

  • Неправильное отнесение насубсчета учета ДиР, неправильное исчисление ДиР в целом;

  • неправильное начисление налога на прибыль;

  • распределение ЧП по субсчетам идет не в соответствие с решениями общих собраний участников, а также документами по формированию внутренних фондов и резервов;

  • несоблюдение сроков;

  • неправильное отражение сумм по авансовым платежам по налогу на прибыль.

        1. Отчет об изменении Денежных Средств.

В отчете о движении денежных средств аудиторы проверяют данные о средствах организации на счетах, а также в кассе, проверяют достоверность путем сверки данных аналитического учета (при расчетах безналичным путем (банк) проверяют – платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, инкассо, банковские ордера; при наличных расчетах(касса) — ПКО,РКО, объявление на взнос наличными, денежные чеки).

Данные о движении ДС сопоставляются с данными баланса на предмет идентичности отражения в этих 2х документах одинаковых данных по кассе и расчетным счетам организации. По данным этого отчета и первичных документов проверяется своевременность и полнота отражения в данном отчете о движении ДС операций по р\с в банках и операции по кассе. По данным этого отчета аудиторы могут судить о финансовых возможностях организации по поддержанию производства, а также об инвестиционных возможностях организации.

        1. Отчет об изменении капитала.

Аудиторы прежде всего обращают внимание на величину Чистых Активов организации, которые не должны быть меньше Уставного Капитала. Если ЧА меньше УК, то тогда аудиторы выражают сомнение в том, что организация сможет в ближайшем финансовом году непрерывно продолжать деятельность. В этом случае дается модифицированное заключение, в котором при наличии достоверных форм отчетности выражается сомнение и обращается внимание, что организация вряд ли сможет получать прибыль, которая ей необходима для деятельности, в результате чего она может разориться.

Далее обращают внимание на величину стоимости имущества при переоценке, т. к. в аудиторской практике известны частые ошибки проверяемых организаций, связанные с неверным определением новой стоимости имущества при переоценке, в тех случаях, если трудно выяснить рыночную стоимость этого имущества. На этот случай организация должна приглашать эксперта-оценщика, но во избежание дополнительных расходов организации часто этого не делают. В отчете об изменении капитала должны быть учтены положительные и отрицательные курсовые разницы, связанные с принадлежащими организации цб.

        1. Пояснительная записка.

В ней обычно отражаются сведения по тем сторонам фхд организации, которые явно показаны в отчетных формах(пример: сведения о реорганизации, перепрофилировании, финансовый кризис, форс-мажоры, дополнительные расшифровки по поводу отдельных статей форм отчетности, отдельных строк в приложении этих форм).

Аудиторы должны проверить достоверность отражения сведений в записке, путем сверки данных аналитического с синтетическим учетом. Проверить необходимость отражения той информации, которая дала организация. Выразить мнение и дать рекомендации.

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

>Аудит финансовой отчетности

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Процесс становления рынка в Казахстане связан с коренными изменениями во многих областях экономики. В любой организации приходится решать целый спектр текущих и стратегических задач, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. Достижение реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста соответствует одному из долгосрочных приоритетов, перспектив развития Республики Казахстан, о чем и говорится в Послании Президента страны народу Казахстана .

В условиях полной хозяйственной самостоятельности организаций возникла острая необходимость формирования системы управления затратами, создания ресурсосберегающего, противозатратного механизма. Получение достоверной информации, позволяющей вырабатывать и осуществлять обоснованные управленческие решения, может быть осуществлено только путем формирования информационной системы учета и контроля. Это требует перестройки учета затрат для получения необходимой системной информации об эффективном использовании ресурсов.

В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой и источником средств для дальнейшего роста экономического потенциала предприятия. В связи с тем, что экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и реализацию, трудно переоценить надежность управления затратами на предприятии.

В условиях острой конкуренции отечественных товаров с импортными важно осуществлять жесткий контроль за затратами с целью повышения конкурентоспособности предприятий и улучшения их финансового состояния.

Переход к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель — обеспечить контроль за достоверностью информации, отраженной в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности. Финансовая отчетность является важнейшим объектом аудита.

Аудит, как и все экономические науки, изучает производственные отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятия. Он изучает определенную сторону этой деятельности, что составляет его предмет.

Актуальность темы курсового исследования заключается в том, что в современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для ее развития. Однако это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия, и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Целью данной работы является рассмотрение процедуры аудита финансовой отчетности современного казахстанского предприятия.

Задачами, которые необходимо решить для достижения цели, являются:

— Раскрыть принципы и состав финансовой отчетности в РК;

— Рассмотреть особенности составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО, на предприятии;

— Описать основные направления аудита финансовой отчетности в соответствии с законодательством РК.

Объектом исследования является система бухгалтерского учета ТОО «Вираж 2005».

>Финансовая отчетность является результатом сбора, обработки и конечного суммирования бухгалтерской информации. >-преимущества и ресурсы организации, стоимость которых не отражена в балансе. >Отчет о прибылях и убытках представляет собой отчет, измеряющий результаты деятельности организации. Основными элементами отчета о прибылях и убытках являются: >-прибыль или убыток. >-реклама. >-сверку между балансовой стоимостью каждого класса собственного капитала, эмиссионного дохода и каждого резерва на начало и конец периода, раскрывая отдельно каждое изменение. >4) дополнительная информация, включая условные факты хозяйственной деятельности, обязанности, прочие финансовые раскрытия, а также информация нефинансового характера. >Порядок учета, не соответствующий надлежащему порядку, не может быть исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни пояснительной запиской или другими пояснительными материалами. >Основные требования предъявляемые к финансовой отчетности: >- валюта отчетности и уровень точности, использованный при представлении цифр в финансовой отчетности. >- соответствие показателей финансовой отчетности данным синтетического и аналитического учета.

-аудиторская программа аудита затрат с установленными объемами, видами и алгоритмом проведения аудиторских процедур.

Программа аудита определяет характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, требующихся для того, чтобы осуществить общий план аудита, а также служит средством контроля за надлежащим выполнением работы. Поэтому при разработке программы аудита аудитор должен разработать и документально оформить серию инструкций для помощников, вовлеченных в аудит. Программа аудита может также содержать цели аудита для каждого участка с указанием сроков проведения аудита.

При этом, подготавливая программу аудита, аудитору необходимо принимать во внимание специфические оценки неотъемлемого риска и риска внутреннего контроля, а также требуемую степень уверенности, обеспечиваемую процедурами по существу. Аудитор должен рассмотреть сроки проведения тестов контроля и процедур по существу, координацию любой помощи, ожидаемой от субъекта, наличие помощников, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

>CATBACK.RU

Все темы: Аудит

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия включает в себя проверку финансовых результатов и использования прибыли, проверку соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, а также проверку отчетности экономического субъекта.

Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли — установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Источниками информации для проверки являются: Положение об учетной политике организации, учредительные документы, протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения), учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 99, 68, Главная книга, бухгалтерская отчетность (ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль и др.

Аудитору необходимо проверить:

  • наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность определения предприятием предлагаемой прибыли и выручки от реализации продукции для исчисления авансовых платежей в бюджет;
  • правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
  • правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;
  • правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;
  • правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;
  • правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • правильность формирования финансового результата.

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

  • операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
  • на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
  • продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
  • стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
  • суммы продажи правильно классифицированы;
  • суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены на соответствующих счетах.

Аудитор осуществляет выборочную проверку правильности отражения операций по продаже путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами, и наоборот.

Типичными ошибками, выявляемыми в процессе аудиторских проверок формирования и использования финансовых результатов, являются:

  • включение в состав расходов от обычной деятельности операционных и внереализационных расходов;
  • неправомерное использование прибыли текущего периода;
  • некорректная корреспонденция счетов;
  • намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
  • намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
  • неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
  • намеренное завышение расходов для сокрытия фактов не надлежащего использования денежных средств;
  • оплата фиктивных расходов.

Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Целью аудита является проверка выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.

Проверка организации и ведения бухгалтерского учета различных объектов контроля, проведенная аудиторами согласно программе аудита, позволяет собрать достаточное количество аудиторских доказательств для оценки полноты, достоверности и правильности расчета показателей бухгалтерской отчетности. Однако аудиторам необходимо также осуществить дополнительный анализ соответствия методики составления и содержания отчетности требованиям, предъявляемым следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;
  • Приказ МФ РФ №67н от 22.07.2003г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

  • Бухгалтерский баланс (ф. №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
  • Отчет об изменениях капитала (ф. №3);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. №4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6);
  • Пояснительная записка к годовому отчету;
  • Специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомостями РФ.

Перед началом проверки аудитору следует установить:

  • обеспечивается ли персонал предприятия необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;
  • разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота, графики проведения инвентаризаций и т.д.;
  • применяются ли меры воздействия на персонал предприятия за нарушение требований нормативных актов.

    Выявленные аудитором нарушения порядка составления и представления отчетности подразделяются на существенные и несущественные.

    Существенные нарушения искажают величину показателей бухгалтерской отчетности и могут ввести пользователей отчетности в заблуждение.

    При обнаружении существенных нарушений требований нормативных актов аудитор обязан отразить их в своей рабочей документации, сообщить руководству предприятия и пользователям отчетности.

    Типичными нарушениями выявляемыми в ходе проверки являются:

    • несоответствие отдельных положений учетной политики предприятия требованиям действующих нормативных актов;
    • использование форм и методов учета непредусмотренных учетной политикой;
    • применение различных методов оценки объектов учета в промежуточной и годовой отчетности;
    • отсутствие в отчетности информации по сегментам деятельности предприятия;
    • нераскрытие в отчетности существенной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный период.

    Аудит отчетности экономического субъекта

    Целью аудиторских проверок предприятий и организаций является формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо – нет.

    Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.

    Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

    Бухгалтерский баланс (ф. №1);

    Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

    Отчет об изменениях капитала (ф. №3);

    Отчет о движении денежных средств (ф. №4);

    Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

    Пояснительная записка к годовому отчету;

    Все формы промежуточной отчетности предприятия за год.

    К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д.

    Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

    1) отражение в отчетности стоимости имущества и обязательства предприятия должны производиться в рублях;

    2) оценка имущества и обязательства должны осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

    3) зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

    4) отражение в «Бухгалтерском балансе» (ф. №1) числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценках, т.е. зачетом регулирующих величин;

    5) методики формирования показателей отчетности должны соответствовать нормативных документов. При наличии отступления их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, которые эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

    Все выявленные аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.

    Если при проверке различных видов хозяйственных операций предприятие за отчетный период были установлены существенные ошибки и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать руководству предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности.

    В том случае, когда аудиторы не обнаружили нарушений в отчетности или выявлены нарушения незначительны, аудиторская организация вправе выдать положительное аудиторское заключение.

    Если ошибки (искажения), обнаруженные аудиторами, существенны и влияют на достоверность отчетности или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), аудиторская организация предоставляет администрации предприятия-клиента время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудиторы не вправе выдавать положительное заключение.

    Типичные ошибки:

    • неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности;
    • показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;
    • неправильное формирование показателей сводной бухгалтерской отчетности;
    • не включение в бухгалтерскую отчетность организации данных об обособленных подразделениях;
    • не опубликование акционерными обществами своей бухгалтерской отчетности;
    • не отражение существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности;
    • не раскрытие либо не достаточное раскрытие последствий условных фактов;
    • не раскрытие информации либо не полное раскрытие об аффилированных лицах в отчетности акционерных обществ.

    Источник — Аудит : учебное пособие / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 199 с.

    Все теоретические статьи

  • 1 квартал 2013 – промежуточная бухгалтерская отчетность. Составляем, но в налоговую не представляем

    Налоговые органы теперь в стандартном пакете отчетности будут получать меньше бумаг. Это следует из того, что в тексте Закона 402-ФЗ предусмотрена обязанность представления организациями (или экономическими субъектами, обязанными вести бухгалтерский учет и составлять отчетность) только обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности — органам государственной статистики и установлен срок ее представления не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (то есть календарного года) (п. 1 ст. 15, п. 2 ст. 18 Закона 402-ФЗ). В 2013 году, учитывая, что 31 марта 2013 года выходной день эта дата выпадает на 1 апреля 2013 года.

    Из обновленной редакции пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ вытекает, что в указанные выше сроки экземпляр годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения.

    Про промежуточную отчетность ни в ст.18 Закона 402-ФЗ, ни в ст. 23 НК РФ ничего не говорится.

    Вывод — промежуточная отчетность в налоговые органы, органы статистики не представляется. Об отмене представления в налоговые органы промежуточной отчетности сказано в письме Минфина России от 23.10.2012 № 03-11-09/80, а также в . На практике это означает, что не владея информацией о квартальных бухгалтерских отчетах организаций, налоговые органы не будут иметь возможности требовать с налогоплательщиков объяснений в расхождениях между показателями отчетности и данными из налоговых деклараций за соответствующие отчетные периоды.

    Все это не означает, что организации освобождены от составления промежуточной отчетности, Закон 402-ФЗ предусматривает формирование такой отчетности, при этом никаких конкретизирующих указаний закон не содержит, а отправляет экономических субъектов (так в законе называются организации) к федеральным стандартам и нормативным правовым актам органов государственного регулирования бухгалтерского учета (т.е. Минфина России).

    Именно этими документами в перспективе будет определено: в каких случаях, кому и по каким правилам формируется и представляется промежуточная бухгалтерская отчетность по российским стандартам (п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона 402-ФЗ).

    Пока специального федерального стандарта на эту тему не выпущено и продолжается нормотворческая работа Минфина и бухгалтерско-аудиторского сообщества, бухгалтерам предстоит руководствоваться прежними документами согласно ст. 30 Закона 402-ФЗ. На основании этой статьи Закона 402-ФЗ в 2013 году продолжают применяться ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н), а также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

    Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал с нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Остальные требования к промежуточной отчетности изложены в п. 49-52 ПБУ 4/99. Схожие нормы изложены в п. 29-34 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

    Напомним их:

    1. Состав отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (в соответствии с Законом 402-ФЗ — он теперь называется отчет о финансовых результатах). По решению учредителей состав промежуточной отчётности может быть расширен.
    2. Срок составления: не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Отчетный период для промежуточной отчётности — месяц, квартал нарастающим итогом (п. 48 ПБУ 4/99).
    3. Представление и публикация: для определенной части субъектов сроки установлены законодательством РФ. Например, необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловливается тем, что:
    • в случаях, установленных Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;
    • в случаях, установленных Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию;
    • согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» застройщик ежеквартально представляет в Федеральную службу по финансовым рынкам пакет отчетности, в который включается и бухгалтерская отчетность.

    Для тех, кому такая обязанность не вменена законом, порядок представления и публикации промежуточной отчетности определяется учредительными документами самой организации. Указанные требования в целом не вступают в противоречие с положениями Закона 402-ФЗ относительно промежуточной отчётности.

    Как должны выглядеть формы промежуточной отчётности

    В Законе 402-ФЗ об этом не сказано, нет прямых указаний на эту тему ни ПБУ 4/99, ни в Положении о бухгалтерском учете и отчетности. Правилами МСФО (МСФО IAS 34 «Промежуточная отчетность») допускается возможность составления промежуточной отчетности по сокращенным финансовым формам, при этом также допускается составление такой отчетности в полном объеме.

    Пока «сжатые» формы отчетности утверждены Минфином РФ только для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 N 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н»).

    Согласно приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н, организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса.

    На наш взгляд, до выхода федерального стандарта в отношении промежуточной отчётности, целесообразно руководствоваться разъяснениями Минфина РФ, изложенными в письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторам по проверке годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год».

    Там, в частности указано, что при формировании промежуточной бухгалтерской отчетности, включающей данные об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности нарастающим итогом с начала года, содержание включаемых в ее состав бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должно соответствовать формам и содержанию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности.

    Кроме того, как указано в п. 34 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

    Исходя из этого, формы промежуточной бухгалтерской отчетности должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности.

    О пользе промежуточной отчётности

    То, что промежуточную отчетность с 1 января 2013 года не надо сдавать в налоговые органы не значит, что надобность в ней отпала. Законодательно устранена бюрократическая процедура по представлению квартальной отчетности, тем не менее, информация, содержащаяся в ней, не утратила своей ценности.

    Она нужна для того, чтобы пользователи экономической информации (собственники, акционеры, кредиторы, контрагенты, госорганы, банки и др.) имели достоверное представление об имуществе организации.

    Налоговая отчетность не способна ее заменить — она содержит лишь данные о налоговых обязательствах компании и служит одной цели — определить размер обязательств налогоплательщика перед государством по различным налогам.

    Промежуточная отчетность — важный элемент системы внутреннего контроля организации.

    Выявленные отклонения бухгалтерской и налоговой отчетности служат индикатором возможных ошибок при расчете налогов не только для налоговых органов, но и для бухгалтера или внутреннего аудитора. Регулярное составление промежуточной отчетности позволит своевременно обнаружить и выяснить причины таких нестыковок — ведь бухгалтерский учет при том, что он формально отделен от налогового учета, тем не менее, является для него основой.

    Необходима эта отчетность как внутренним пользователям — руководству и учредителям, так и внешним. Здесь и банковский контроль по кредитам, по лизинговым сделкам, не исключено, что налоговый орган затребует отчетность в рамках камеральной проверки налоговой декларации за период. Зачастую, при заключении договоров, одним из условий продолжения сотрудничества является обязанность регулярно предоставлять контрагенту балансы компании. Такие документы позволяют судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и о его платежеспособности.

    В жизни организаций происходит множество фактов хозяйственной деятельности, при которых по закону следует опираться на данные промежуточной бухгалтерской отчетности.

    Например, при выходе участника из общества, совершении крупных сделок и т.п. Так, согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 14092/06 при определении балансовой стоимости активов по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, такой отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п. 37 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). А на основании п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установленный минимальный отчетный период — это месяц.

    Например, действительная стоимость доли определяется на основании бухгалтерской отчетности за последний календарный месяц, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества (ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).

    Аналогичными ситуациями являются — момент распределения прибыли, на который организация должна убедиться в том, что финансовое состояние организации на указанную дату обеспечивает правомерность распределения прибыли. То же самое организация должна проверить и перед тем как фактически выплачивать распределенные суммы дивидендов.

    Уменьшение чистых активов до уровня меньшего, чем уставный капитал и резервный фонд, а также появление признаков банкротства являются препятствием, как для распределения прибыли, так и для ее выплаты (ст. 29 Закона об ООО). А по неправомерно выплаченным дивидендам налоговые инспекторы могут отказать в применении ставки на доходы по дивидендам и пересчитать налог по общей ставке.

    Как видим, без составления промежуточной отчетности нормально функционирующая организация обойтись не может. На момент написания материала, федеральные стандарты в соответствие с новым законом о бухучете не утверждены, поэтому, готовя отчетность за 1 квартал 2013 года, пользуемся порядком, установленным ПБУ 4/99 и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и своими учредительными документами. И еще раз о приятном — в налоговый орган представлять промежуточную отчетность за 1 квартал 2013 года не надо.

    С уважением, Руководитель отдела консультирования Клиентов компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» Ольга Викторовна Новикова

    Аудит бухгалтерской отчетности

    В настоящее время всё большое значение при вложении денежных средств в развитие экономического субъекта, стала играть бухгалтерской финансовой данного субъекта. Она должна быть прозрачной, достоверной и вызывать доверие у инвесторов.

    Роль бухгалтерской отчетности невозможно переоценить, так как именно с помощью нее можно оценить стабильность развития экономического субъекта, финансовую устойчивость, имущественное и финансовое положение. Поэтому аудит бухгалтерской отчетности, приобретает всё большую значимость, так как отчетность проверенная аудиторами вызывает большее доверие.

    Маловероятно, что какой либо банк предоставит кредит клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, так же как и ни один инвестор не будет иметь дело с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены аудитором.

    Также следует отметить, что аудит бухгалтерской финансовой отчетности не только оценивает ее достоверность, но также поможет выявить ошибки допущенные при составлении отчетности.

    Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

    В Российском законодательстве, регулирующем аудиторскую деятельность, в частности с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательства Российской Федерации

    Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:

    1. Проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

    2. Оценить соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;

    3. Подтвердить соответствие оформленных бухгалтерских операций действующему законодательству;

    4. Подтвердить достоверность показателей отчетности;

    5. Проверить правильность оценки статей отчетности;

    6. Провести взаимоувязку показателей.

    7. Предложить внести (при необходимости) изменения в формы отчетности на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;

    Порядок проверки на соответствие предполагает проведение анализа соблюдения отчетности организации следующим актом:

    1. Федеральному закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерской учете»;

    2. Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

    3. Налоговому кодексу РФ;

    Соответствие Федеральному закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерской учете»

    Главный бухгалтер любой организации обязан обеспечивать соответствие всех совершенных хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществлять контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по оформлению хозяйственных операций, представления в бухгалтерию сведений обязательны для всех работников организации.

    Без подписи главного бухгалтера денежные расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

    Аудитор проверяет наличие подписи главного бухгалтера во всех документах, где обязательна ее подпись.

    В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет полную ответственность за все совершаемые операции.

    Во всех организациях должны быть первичные документы, на основании которых заполняются учетные регистры.

    Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность включает следующие формы:

    1. Бухгалтерский баланс;

    2. Отчет финансовых результатах;

    3. Отчет об изменениях капитала;

    4. Отчет о движении денежных средств;

    5. Приложения к бухгалтерскому балансу;

    6. Отчет о целевом использовании средств;

    7. Итоговая часть аудиторского заключения

    Соответствие Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

    Аудитор проверяет состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие применяемых форм типовым формам и соблюдение Инструкции о порядке составления отчетности. Выясняет раскрыты ли в пояснениях следующие данные:

    1) наличие отдельных видов нематериальных активов, отдельных видов основных средств, арендованных основных средств;

    2) наличие финансовых вложений;

    3) наличие изменений в капитале;

    4) чрезвычайные факты хозяйственной деятельности

    Аудитор также проверяет правила оценки отдельных статей отчетности и наличие их подтверждения результатами инвентаризации активов и обязательств

    Соответствие Налоговому кодексу РФ

    Аудитор проверяет следующие моменты:

    1) каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому отдельному налогу в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по установленной форме;

    2) качество составления налоговой декларации;

    3) наличие всех реквизитов в налоговой декларации;

    4) соблюдение сроков предоставления налоговой декларации;

    Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудитор выясняет их соответствие требованиям нормативных документов (наличие всех установленных форм, полноту их заполнения, присутствие необходимых реквизитов), осуществляет арифметический контроль и проверяет их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности.

    При анализе достоверности показателей отчетности аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем отчетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности

    Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

    — отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;

    — оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

    — зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

    — отражение в балансе числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин;

    — методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов. При наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и количественных влияния этих отклонений на формируемые показатели отчетности .

    В результате аудита могут быть выявлены следующие ошибки:

    — неполное заполнение реквизитов отчетности;

    — нераскрыты в отчетности существенные показатели;

    — показатели отчетности не подвержены результатам инвентаризации;

    — существует несопоставимость данных отчетности с данными предыдущей отчетности;

    — отсутствует взаимоувязка некоторых форм отчетности;

    — недостаточное пояснения отчетности.

    Таким образом, аудит бухгалтерской финансовой отчетности, является неотъемлемым элементом рыночной экономики, помогая экономически субъектам находить новые источники финансирования и предотвращать возможные ошибки при ведение бухгалтерского учета.

    Литература:

    1. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». — Режим доступа -http://base.garant.ru/12123860/

    2. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ от 06.12.2011г. : // КонсультантПлюс: .

    3. Кибиткин А. И. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции: учебник / А. И. Кибиткин, Н. М. Рапницкая.-М.: Академия Естествознания- 2013.

    4. Рябова М. А. Аудит: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. — Ульяновск: УлГТУ, 2009.-199 с.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *