Проводка начислен транспортный налог

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование

Проезд транспортного средства (ТС) по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги осуществляется на основании договора (концессионного соглашения) с владельцем автомобильной дороги (с концессионером) (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Проезд по платным автомобильным дорогам федерального значения регулируется Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18 (п. 4 ст. 40 Федерального закона N 257-ФЗ).

Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение, а пользователь — оплатить предоставленную услугу (п. 3 Правил). Способы заключения указанного договора перечислены в п. 4 Правил.

Одним из способов заключения такого договора является приобретение в собственность или в аренду технического средства автоматической электронной оплаты (пп. «г» п. 4 Правил).

Техническое средство автоматической электронной оплаты — устройство, располагаемое на ТС и предназначенное для идентификации такого ТС в движении системой контроля, используемой оператором (пп. «ж» п. 2 Правил).

Такое техническое средство представляет собой автономное электронное устройство, принимающее и передающее сигнал для автоматической оплаты проезда по платным участкам автомобильной дороги (без участия водителя и кассира). Оплата проезда при использовании транспондера осуществляется за счет денежных средств, предварительно перечисленных оператору (внесенных на лицевой счет транспондера). По лицевому счету выдается выписка о движении средств.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно пп. 4.2 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения по НДС оказание услуг по предоставлению права проезда ТС по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением.

Следовательно, при оплате проезда по платным автомобильным дорогам у организации не возникает «входного» НДС.

Бухгалтерский учет

Сумма предварительно внесенной оператору (на лицевой счет транспондера) платы за проезд не является расходом и до момента оказания услуг по организации проезда (что подтверждается списанием платы за их оказание с лицевого счета транспондера) отражается в составе дебиторской задолженности (абз. 6 п. 3, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Стоимость услуг по организации проезда (по тарифам, установленным договором с оператором), полученных торговой организацией с целью осуществления доставки товара до покупателя, является расходами по обычным видам деятельности и относится к коммерческим расходам. Указанные расходы признаются на основании полученной от оператора выписки с лицевого счета транспондера об оказанных услугах и списанной со счета плате (п. п. 5, 6.1, абз. 3 п. 7, п. 16 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с правилами, установленными Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

При методе начисления сумма предоплаты, перечисленная организацией оператору платной дороги (на пополнение лицевого счета транспондера), не признается расходом в целях налогообложения прибыли (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Стоимость услуг по организации проезда по платной дороге, приобретенных торговой организацией с целью осуществления доставки товара до покупателя, уменьшает доходы от реализации товаров с учетом положений ст. 320 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Такие затраты признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации того месяца, в котором были осуществлены данные расходы (ст. 320 НК РФ). Датой осуществления расходов на оплату услуг оператора по организации проезда может являться дата расчетов (дата списания средств с лицевого счета транспондера), которая совпадает с датой оказания услуг (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Отметим, что данный вариант учета расходов на проезд по платной дороге не является единственным. Об иных способах учета расходов на проезд по платной дороге см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

По общему правилу включение затрат в состав расходов возможно в том случае, если они удовлетворяют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (затраты не поименованы в ст. 270 НК РФ, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Отметим, что НК РФ не раскрыто понятие экономической оправданности затрат. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеют значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат (абз. 7, 8 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, абз. 3, 4 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, абз. 3, 4 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П).

Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы (абз. 11, 13 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ N 1072-О-О, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 320-О-П, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 366-О-П).

Подробно о позиции высших судебных инстанций и налоговой службы в отношении обоснованности расходов, а также признания налоговой выгоды необоснованной при исчислении налога на прибыль см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

Исходя из приведенного подхода расходы в виде оплаты проезда по платной дороге, которые производятся в связи с доставкой товаров покупателям, предусмотренной условиями договора купли-продажи, подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с требованиям законодательства о бухгалтерском учете (в частности, путевыми листами, подтверждающими производственный характер пользования платной автодорогой), на наш взгляд, удовлетворяют приведенным критериям и, следовательно, могут быть учтены в целях налогообложения.

В то же время в Письме УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 N 13-11/050285 высказано мнение, что учесть расходы на проезд по платной дороге при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении можно в случае, если организация может документально подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог. На наш взгляд, данный подход противоречит вышеприведенной позиции Конституционного Суда РФ. Однако считаем, что во избежание попыток со стороны налоговых органов доказать необоснованность расходов на проезд по платным дорогам в связи с наличием бесплатного проезда организации целесообразно принять локальный нормативный акт, регламентирующий использование платных автодорог (участков автодорог) при доставке товаров покупателям.

Отметим, что существует судебный акт, указавший на правомерность учета при налогообложении прибыли расходов на проезд по платным дорогам, которые налогоплательщик понес при доставке имущества в соответствии с условиями договора (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2009 N А21-1241/2008).

Как начисляется транспортный налог

Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена только за юрлицами. Для ИП и физлиц такой расчет делает ИФНС (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Начисление транспортного налога подразумевает применение к базе по налогу ставки с учетом времени нахождения транспорта в собственности плательщика. В ряде случаев также применяется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что оплачивать налог должен не тот, кто использует транспортное средство, а тот, кто им владеет. Даже если собственником выдана доверенность на управление транспортом, доверенное лицо налог не платит.

Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. До 2016 года месяц постановки на учет и снятия с учета считался полным месяцем, за который исчислялся налог. Начиная 2016 года месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.

См. материал «При смене собственника на ТС в середине месяца налог за этот месяц платит только один из владельцев».

К примеру, если автомобиль приобретен и поставлен на учет 15.04.2018, то транспортный налог за 2018 год у покупателя исчислялся за период владения автомобилем начиная с апреля 2018 года, а у продавца — по март 2018 года включительно.

О том, как определить базу по налогу на транспорт, читайте в статье «Как определяется налоговая база по транспортному налогу?».

Начисление транспортного налога: проводки

Согласно ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) транспортный налог считается расходом по обычному виду деятельности. Как именно он будет показан в учете, связано с тем, где используется транспорт.

В общем случае транспортный налог отражается в учете такими проводками:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 68 — начислен налог или аванс по нему;
  • Дт 68 Кт 51 — осуществлена оплата налога.

Если же единицу транспорта используют в деятельности, не связанной с основной, начисление налога по нему отражается в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). В данном случае в бухучете это будет выглядеть так: Дт 91.2 Кт 68.

Не забудьте правильно оформить первичные документы, прежде чем сделать записи в учете. Справка бухгалтера — это тот документ, в котором отражается налог или начисленный аванс по нему.

Как именно будет отражаться в учете данный налог, плательщику обязательно следует указать в учетной политике.

О последних изменениях в документе, регулирующем основные вопросы формирования бухгалтерской учетной политики, читайте в материале «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».

Налоговый учет транспортного налога

Для расчета налога на прибыль транспортный налог учитывается в прочих расходах, которые связаны с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.

Подробнее о налоге при УСН читайте в статье «Транспортный налог при УСН: порядок расчета, сроки и др.».

Что касается ЕНВД, то размер вмененного налога не зависит от суммы налога на транспорт, т. к. его расчет делается без учета полученных доходов и понесенных расходов.

Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.

Для правильного распределения налога на транспорт между двумя режимами нужно рассчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Чтобы рассчитать часть доходов по ОСНО, необходимо сделать следующее: поделить сумму доходов по ОСНО на доходы от всех видов деятельности. Налог на транспорт, относящийся к ОСНО, определяется перемножением суммы налога на транспорт и доли доходов, полученных на ОСНО. Налог на транспорт, относящийся к деятельности по ЕНВД, рассчитывают в таком же порядке, задействуя в этом расчете сумму доходов, полученных на ЕНВД. Сумма полученных результатов обоих расчетов должна дать общую величину начисленного налога.

О разделении расходов при одновременном применении УСН и ЕНВД читайте в материале «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».

Что понимается под транспортным налогом?

Налог представляет собой денежный взнос, подлежащий обязательной уплате в федеральный, региональный или местный бюджет. Налоговые перечисления необходимы для обеспечения финансовой деятельности государства. Транспортный налог выступает одним из основных источников дохода любой страны.

Порядок сборов с владельцев автомобилей и других средств передвижения регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и документами исполнительной власти регионов. Транспортный налог относится к группе местных налогов. Это означает, что уплаченные взносы попадают в бюджеты субъектов РФ.

Региональное законодательство самостоятельно устанавливает налоговую ставку исходя из предлагаемого кодексом базового размера. Средняя стоимость автомобилей ежегодно определяется государственными органами и публикуется на официальном сайте в сети Интернет.

Порядок, сроки, различные льготы также устанавливаются на уровне субъекта РФ. Платить налог должны все граждане и компании, имеющие транспортные средства. Способы погашения налога в разных областях могут отличаться. Некоторые регионы принимают выплаты от юридических лиц только по безналичной форме.

Объектами, за обладание которыми необходимо производить платежи, являются:

  1. Наземный транспорт (мотоциклы, автомобили, автобусы и другие).
  2. Воздушный транспорт (самолёты, вертолёты, иные летательные аппараты).
  3. Водный транспорт (катера, яхты, теплоходы и т. д.).

Пункт 2 статьи 358 НК РФ указывает объекты передвижения, пошлина на которые не начисляется. Машины, приспособленные для людей с ограниченными возможностями, и автомобили, официально числящиеся в угоне, отмечены в кодексе как не подлежащие налогообложению. Доказательством нахождения средства передвижения в федеральном розыске является справка, выданная органами охраны правопорядка для предъявления в налоговую инспекцию.

Транспортный налог не начисляется на индивидуальных предпринимателей и организации, занимающихся перевозкой людей или грузов в качестве основного вида деятельности. К свободной от государственных сборов категории относится техника, принадлежащая сельхозпредприятиям.

Начисление сборов производится на имя владельца транспортного средства. Физическое или юридическое лицо, пользующееся транспортом по доверенности, налогом не облагается.

Законодательные региональные органы обладают правом устанавливать льготы по начислению налоговых взносов для следующих организаций:

  • бюджетные образовательные и медицинские заведения;
  • объединения инвалидов;
  • исполнительные органы территориальной власти;
  • общественные объединения;
  • казённые предприятия муниципальных образований;
  • предприятия по перевозке пассажиров.

Если все единицы автомобильные единицы юридического лица не подлежат налогообложению, льгота может быть применена только к одному виду средств передвижения. Для получения налоговой уступки представителю предприятия необходимо обратиться в местную инспекцию ФНС.

Право на льготу не связано со способом приобретения автомобиля. Юридическое значение имеет только факт и дата его регистрации в отделении ГИБДД.

Как начисляется транспортный налог?

Сборы за владение средствами передвижения обязаны оплачивать все физические и юридические лица. Граждане оплачивают взнос на основании уведомления Федеральной налоговой службы. Организации обязаны самостоятельно осуществить расчёт и перечислить требуемые платежи.

Основные правила определения величины сборов заключаются в следующем:

  1. Налог вычисляется умножением налоговой базы и ставки.
  2. Квартальный авансовый платёж равен произведению 1/4 базы сбора и налоговой ставки.
  3. Разница между суммами аванса и суммой, рассчитанной за календарный год, является налогом, подлежащим уплате.
  4. Авансовые выплаты за транспорт массой больше 12 тонн с предприятий не взимаются.

Расчёт налога на транспорт предполагает использование налоговой ставки в зависимости от длительности нахождения имущества в собственности плательщика. Пункт 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ устанавливает случаи начисления выплат с применением повышающего коэффициента.

Налоговая база является единой для всех субъектов Федерации и зависит только от вида транспорта. Базовая величина отражает показатель мощности средства передвижения и обязательно указывается в техпаспорте.

Налоговые ставки определяются региональными законами. Единственное требование, предъявляемое государством, состоит в том, что коэффициент не может быть увеличен или уменьшен больше чем в десять раз.

Отчётным периодом по налоговым выплатам для юридических лиц считается квартал (если нормативными актами законодательных органов территорий не предусмотрены иные сроки отчётности). Авансовый платёж должен быть не меньше одной четверти от суммы, рассчитанной за календарный год.

Законодательные органы субъектов РФ опираются в установлении ставки на цифры, рекомендованные налоговым кодексом, в зависимости от показателя мощности:

  • легковые автомобили – до 15 рублей;
  • мотоциклы – до 5 рублей;
  • грузовой автотранспорт – до 8,5 рублей;
  • автобусы – до 10 рублей;
  • самоходные и гусеничные средства – до 2,5 рублей;
  • катера и яхты – до 40 рублей;
  • самолёты и вертолёты – до 25 рублей.

Величина налога в конкретном регионе устанавливается в зависимости от экономической обстановки, уровня жизни населения, экологического состояния и некоторых иных факторов. Например, ставки на транспорт в Москве и Санкт-Петербурге намного выше рекомендованных Налоговым кодексом РФ.

Для одинаковых категорий средств передвижения допускается использование различных коэффициентов по году выпуска.

При определении взносов за неполный отчётный период расчёт производится пропорционально времени владения. Месяц постановки на учёт считается полным, если право собственности (аренды) на транспорт зарегистрировано до 15-го числа.

Начисление транспортного налога – проводки

Транспортный налог (проводки) для юридических лиц регламентируется статьёй 362 Налогового кодекса России. Расчёт ведётся отдельно по каждому объекту и представляет собой произведение (перемножение) налоговой базы и ставки, установленной в регионе.

Согласно Положению по бухгалтерскому учёту (ПБУ 10/990), утверждённому приказом Министерства финансов РФ в мае 1999 года налог на транспорт принадлежит к расходной группе основной формы деятельности предприятия. В общих случаях транспортный налог проводки по начислению отражаются на счёте 68, именуемом «Расчёты по налогам и сборам».

Счёт разделяется на два показателя:

  1. Дебет – учитываются сумма перечислений и сумма, возвращаемая из бюджета.
  2. Кредит – указываются налоговые взносы для последующей оплаты.

Для учёта сведений по всем категориям налоговых обязательств рекомендуется разбить 68 счёт на несколько субсчетов. От того какой части учреждения принадлежит автомобиль, зависит куда будет начисляться и откуда спишется необходимая сумма.

При определении налога на прибыль транспортные сборы считаются в расходную часть. Документальным свидетельством проводки по выполнению транспортного налога выступают бухгалтерские справки и платёжные поручения.

Величина взноса рассчитывается в последний день отчётного периода. Начисление транспортного налога проводки в системе бухгалтерского учёта отражается такой же датой. Факт оплаты сбора указывается с момента перечисления денежной суммы со счёта предприятия.

В зависимости от целей использования транспорта бухгалтер подбирает счёт списания налоговых трат в расходную часть:

  • Деб 20 Кр 68 – занятость автомобилей в основном производстве;
  • Деб 23 Кр 68 – вспомогательные транспортные средства;
  • Деб 25 Кр 68 – общепроизводственные цели;
  • Деб 26 Кр 68 – общехозяйственные цели;
  • Деб 44 Кр 68 – использование автомобилей в торговле.

В случае когда автомобиль или автобус передан в аренду другой организации, налог включается в прочие расходы арендодателя.

Проводки (по транспортному налогу) наглядно видно на следующем примере. На торговую фирму зарегистрирован один небольшой грузовик. Нормативными актами субъекта Федерации установлены квартальные сроки отчёта. Величина годового взноса составляет 8 тысяч рублей.

Операции за один период показываются на двух счетах:

  1. Начисление аванса – дебет 40 кредит 68 – 2 000 рублей (первичная справка).
  2. Выполнение платежа – дебет 68 кредит 51 – 2 000 рублей (банковское поручение).

Оплата ежеквартального аванса является обязательной операцией. При пропуске срока налоговики могут взыскать пеню за дни просрочки. Если ошибка бухгалтера при оформлении проводки вызвала занижение налоговой базы, то на организацию налагается штраф (20% от необходимой величины взноса). Умышленное искажение цифр увеличивает размер штрафа до 40%.

Как транспортный сбор отражается в налоговом учёте?

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ при определении налога на прибыль транспортный сбор необходимо включать в состав прочих расходов предприятия (на производство и реализацию).

Затраты организации на авансовые платежи подтверждают первичные документы:

  • бухгалтерские справки;
  • расчёты величины предварительных выплат;
  • налоговые регистры.

Документы могут иметь разную форму и наименование. Главное требование к оформлению – наличие реквизитов юридического лица и соответствие нормативным актам.

Для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрена упрощённая система налогообложения (УСН). Такой режим облегчает работу малого и среднего бизнеса и обладает специфическими особенностями расчёта налогов.

Упрощённый метод ведения деятельности разрешает не платить следующие виды налогов:

  1. на имущество;
  2. на доходы ИП или прибыль юридического лица;
  3. НДС.

Индивидуальные предприниматели на УСНО уплачивают транспортные сборы наравне с обычными гражданами, имеющими личные автомобили. Авансовые квартальные платежи с них не взимаются. Размер пошлины для ИП определяют специалисты налоговой инспекции.

Начисление налога на транспорт для организаций, выбравших упрощённую систему, характеризуется следующими свойствами:

  • расчёт производится для каждого зарегистрированного автомобиля;
  • бухгалтер самостоятельно определяет величину налога;
  • обязательное перечисление авансового платежа;
  • оформление налоговой декларации.

Индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых выступают услуги перевозки, до 2021 года могут использовать принцип единого налога на вменённый доход (ЕНВД). При этом ИП достаточно вести учёт доходов (расходов) в специальных книгах без привлечения бухгалтера.

ЕНВД и налог на транспортное средство являются разными видами государственных сборов. Поэтому необходимо рассчитывать и перечислять денежные средства по двум расходным статьям.

Если предприятие использует в работе тяжёлые автомобили массой больше 12 тонн, оно оплачивает вред, причиняемый дорожному покрытию. Денежные средства взимаются специальной системой «Платон». Плата рассчитывается автоматически и зависит от дальности маршрута.

На законодательном уровне закреплена возможность вычета по транспортному налогу в зависимости от суммы, перечисленной в «Платон». При превышении размера платы над налоговым сбором предприятие не переводит денежные средства в местный бюджет. Оставшаяся часть включается в состав налога на прибыль. При этом юридическое лицо при взаимодействии с системой «Платон» не должно вносить авансовые платежи.

Например, транспортный налог за 2017 год определён в размере 50 тысяч рублей. За причинение вреда дорогам страны предприятие перечислило 42 тысячи рублей. Следовательно, платёж в бюджет региона составить 7 тысяч рублей (50000 – 42000).

В налоговой декларации суммы налога по упрощённому виду показываются в общих затратах с нарастанием по каждому кварталу.

Как отражается налог при использовании двух видов учёта?

В ситуациях, когда одновременно применяется ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и УСН (упрощённая система налогообложения) для разных транспортных средств, окончательная сумма платежа должна быть разделена. Разделение производится пропорционально доходам по видам деятельности, т. е. отдельно рассчитывается прибыль по УСН и прибыль по ЕНВД.

Например, организация занимается реализацией товаров по оптовым и розничным ценам. С доходов от розничной продажи платится ЕНВД, оптовая продажа облагается НДС. Распределение расходов в зависимости от выручки за месяц осуществляется следующим образом: торговля оптом принесла фирме 600 тысяч рублей, розница – 200 тысяч рублей. Для перевозки используется 5 единиц техники, налог на которые начислен в размере 20 тысяч рублей.

Алгоритм расчёта выглядит следующим образом:

  1. 600 / (600 + 200) = 0,75 (75%) – доходы по УСН делят на сумму, полученную от всей деятельности.
  2. 20 * 0,75 = 15 тысяч рублей – налог на автомобили по УСН равен произведению величины общего сбора на часть прибыли по УСН.
  3. 20 – 15 = 5 тысяч рублей — аванс по ЕНВД (от общей суммы налога отнимается платёж по УСН).

Таким образом, при совместном использовании режимов распределение налога является обязательным. Итоговая сумма платежа зависит от модели транспортного средства, мощности двигателя и имеющихся льгот.

Если предприятие передаёт автомобильную технику по договору безвозмездного пользования, то оно не получает доход от собственности. В такой ситуации закон разрешает не начислять налог за тот срок, когда движимое имущество находится в эксплуатации стороннего предприятия.

Проводки при начислении налога на транспорт выполняются всеми юридическими лицами. Комплексный бухгалтерский учёт фиксирует государственные взносы при расчёте затрат организации. В налоговом учёте транспортный сбор, включённый в сумму расходов, позволяет снизить базовую величину налога на прибыль.

Рейтинг автора 0Елизаров Артем юрист, специалист по автомобильному праву Написано статей и ответов 230

Льгота по транспортному налогу для бюджетных организаций

  • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
  • один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории.
  • Пенсионеры по старости льгот по уплате транспортного налога в Москве не имеют. Важно.

Можно их отвезти самостоятельно в ИФНС и передать в окно приема документов или же по почте отправить заказным письмом (лучше всего с уведомлением о вручении). Учет транспортного налога Он ведется в соответствии с учетной политикой, принятой организацией, на которую зарегистрирован один транспорт и более.

Юридические лица должны самостоятельно рассчитать и начислить в бюджет данный налог и своевременно его уплатить. Физлицам гораздо проще в этом отношении, за них указанную процедуру делают специальные службы.

ВажноА именно налоговая инспекция. Она получает все необходимые сведения от организации, где зарегистрированы транспортные средства, рассчитывает сумму налога. Потом отправляет собственнику автомобиля налоговое уведомление.
Далее рассмотрим, как отражается транспортный сбор в учете организации.

Льготы по транспортному налогу для бюджетных организаций

Льготы, перечисленные в подпунктах 3-8, 11-14 не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт). Физическим лицам льготы предоставляются по заявлению на основании документа, подтверждающего право на льготу.

При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика. Льготы не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани.

При возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.

Транспортный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2016 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2017 г., за 2017 г. – до 1 декабря 2018 г., а за 2018 год — до 1 декабря 2019 года. Ставки транспортного налога в г. Москве Налоговые ставки в Москве на 2016-2017 год устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях) на 2016-2017, 2018 годы Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с.

При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считаются за полный месяц. Пример. Автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л.

с. зарегистрирован в марте 2008 года, а снят с регистрации в ноябре того же года. ИнфоКоэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составил: — 0,33 (1 мес. : 3 мес.) — за I квартал (без учета января и февраля); — 1 (3 мес. : 3 мес.) — за II, III кварталы (с учетом всех месяцев); — 0,75 (9 мес. : 12 мес.) — за налоговый период (без учета января, февраля и декабря). Сумма авансового платежа по грузовому автомобилю равна: — 79,20 руб.
(1/4 х 0,33 х 120 л. с. х 8 руб.) — за I квартал; — 240 руб. (1/4 х 1 х 120 л. с. х 8 руб.) — за II, III кварталы. Сумма транспортного налога — 720 руб. (0,75 х 120 л.
с. х 8 руб.). За IV квартал организация должна была доплатить 160,80 руб. (720 руб. ВажноТаким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства. 4. Определение категории автотранспортных средств для целей обложения транспортным налогом.
Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/ определило, что в случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров — Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств».

Наиболее верный расчет достигается простым умножением мощности автомобиля на ставку налога (с учетом повышающих коэффициентов на дорогостоящие автомобили). Льготы по уплате транспортного налога в г. Москве Законом г.
Москвы «О транспортном налоге» освобождены полностью от уплаты налога:

  1. организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);
  2. резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы (далее — особые экономические зоны), — в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанных резидентов, с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.
  • пассажирские и грузовые речные, морские и воздушные суда, которые находятся в собственности организаций или

    ИП, занимающихся перевозками;

  • вертолеты и самолеты медицинских и санитарных служб;
  • тракторы, скотовозы, молоковозы, специальный транспорт для перевозки животных и птицы и другие спецмашины, которые зарегистрированы на сельхозтоваропроизводителей и используются для сельскохозяйственных работ и производства продукции;
  • транспортные средства, которые числятся в розыске, угоне.

Вывод Помните, что рассматриваемый налог является региональным, и льготы в каждой области устанавливаются свои. И чтобы узнать, можете ли вы воспользоваться такими привилегиями, надо обязательно обратиться в налоговую службу вашего города и поинтересоваться этим вопросом.

ВниманиеПорядок уплаты транспортного налога Бюджетные организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — I квартал, II квартал, III квартал.
Порядок исчисления налога, установленный ст. 362 НК РФ, обязывает налогоплательщика рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (количество лошадиных сил) на налоговую ставку (сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Организации уплачивают транспортный налог по итогам года.
В течение налогового периода, если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу. Каждый авансовый платеж равен одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст.

Для чернобыльцев Сейчас в большинстве регионов России чернобыльцы не должны оплачивать транспортный налог. В эту категорию лиц входят не только ликвидаторы последствий аварии и люди, здоровью которых был нанесен серьезный ущерб в связи с пребыванием в зараженной местности.

Сюда закон причисляет и лиц, работавших в зоне отчуждения уже после ликвидации аварии. Такие налоговые преференции получают не все чернобыльцы.

В Белгородской, Рязанской и некоторых других областях для них не действует никаких поблажек. В Карелии чернобыльцы должны оплачивать 50% налога на транспортное средство.

Для оформления льготы человек должен предоставить в налоговую инспекцию паспорт и документ о назначении льготы. Она предоставляется только по одному выбранному человеком основанию. Подать документы можно в течение 3 лет с момента приобретения права на льготу.

Налог за пользование движимым имуществом действует в России с 2003 г. Его обязаны оплачивать все владельцы транспортных средств, но люди с особым статусом имеют определенные льготы.

Они устанавливаются как на федеральном уровне, так и региональными властями. Рассмотрим, кто имеет льготы на транспортный налог и кто полностью освобождается от его уплаты.

Транспортные средства, на которые можно оформить налоговую льготу Вопрос о предоставлении льгот на уплату транспортного налога регулирует Налоговый кодекс РФ. Определенным категориям граждан для этого выделяются субсидии из федерального и регионального бюджетов.

Налоговая база и налоговые ставки Налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) отдельно по каждому транспортному средству. Налоговые ставки предусмотрены ст. 361 НК РФ и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на 1 л.с.

мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования. 3.

Вт) 200 Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 200 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 400 Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 250 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 500 Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 200 Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 250 Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 200 Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 2000 Рассчитать транспортный налог в г. Москве самостоятельно очень просто. Для этого необходимо мощность автомобиля (в л.с.) умножить на ставку налога (второй столбик таблицы).

Объекты налогообложения Список транспортных средств, являющихся объектами налогообложения:

  • катеры;
  • автомобили;
  • моторные лодки;
  • мотороллеры;
  • мотоциклы;
  • автобусы и другой транспорт на гусеничном и пневматическом ходу;
  • вертолеты;
  • самолеты;
  • теплоходы;
  • яхты;
  • снегоходы;
  • гидроциклы;
  • мотосани;
  • несамоходный водный и воздушный транспорт.

Не являются объектом налогообложения:

  • весельные и моторные лодки (двигатель мощностью не более пяти лошадиных сил);
  • промысловые речные и морские суда;
  • легковые автомобили, которые предназначены для использования инвалидами (двигатель до 100 л.

В судебной практике единой позиции по данному вопросу не сложилось. 3. Уплата транспортного налога в случае угона (кражи) транспортного средства.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-12/4/002041 указано, что в соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и т.д.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.

Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Как отразить транспортный налог в бухгалтерском и налоговом учете

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты по транспортному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по транспортному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог. Также прочтите, как начислять налог на имущество в бухгалтерском учете.

При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51
– уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога (авансовых платежей) в состав расходов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Порядок налогового учета транспортного налога зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это нужно в том же периоде, за который авансовые платежи рассчитаны. Так следует поступать несмотря на то, что с 2011 года организации освобождены от составления расчетов авансовых платежей по транспортному налогу. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/333 и от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по транспортному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты. Такими документами, например, могут быть:

— справка бухгалтера;

— расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу;

— регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Если организация использует метод начисления, сумму транспортного налога (авансовых платежей) включите в состав расходов в момент начисления – в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть на дату составления бухгалтерской справки с расчетом налога (авансового платежа). Если организация применяет кассовый метод, сумму транспортного налога (авансовых платежей) включите в состав расходов на дату перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, сдан в аренду и т. п.)?

Ответ: да, можно, при условии, что автомобиль используется в деятельности, направленной на получение доходов.

При налогообложении прибыли налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, упомянутых в ст. 270 НК РФ), рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Организация вправе признать такие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Однако списывая те или иные расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли, нужно учитывать, что все они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Такие ограничения установлены пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Налогов, плательщиком которых является организация, эти ограничения тоже касаются.

Экономическим основанием для уплаты транспортного налога является требование главы 28 Налогового кодекса РФ.

Документальным подтверждением расходов могут быть декларация по транспортному налогу и платежные документы на перечисление налога в бюджет.

Что касается связи расходов с деятельностью, направленной на получение доходов, то в отношении транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе, такая связь неочевидна. Сама по себе обязанность платить транспортный налог, предусмотренная статьей 357 Налогового кодекса РФ, эту связь не подтверждает.

Использование автомобиля в деятельности, направленной на получение доходов, не предполагает его ежедневную эксплуатацию. Достаточно, чтобы деятельность организации подразумевала наличие ситуаций, в которых автомобиль необходим (перевозка грузов, пассажиров, служебные поездки сотрудников и т. п.). Поэтому если в течение какого-то времени автомобиль находится в простое, расходы в виде транспортного налога по этому автомобилю можно признать связанными с деятельностью, направленной на получение доходов.

Наличие такой связи можно признать и в том случае, если автомобиль сдан в аренду. Поступающая в организацию арендная плата является доходом, следовательно, уплату транспортного налога за арендованный автомобиль можно рассматривать как одно из условий получения этого дохода.

Другое дело – передача автомобиля в безвозмездное пользование по договору ссуды (ст. 689 ГК РФ). Поскольку в этом случае транспортное средство не используется в деятельности, направленной на получение дохода, при проверке налоговая инспекция может исключить из состава расходов транспортный налог за те периоды, когда автомобиль эксплуатировался ссудополучателем.

В некоторых случаях можно отнести на расходы транспортный налог по автомобилю, собственником которого организация не является, но который не был снят с регистрационного учета в ГИБДД. Например, если бывший собственник внес автомобиль в уставный капитал другой организации и заключил с новым владельцем договор на аренду этого транспортного средства. Поскольку автомобиль использовался в производственной деятельности арендатора, ФАС Северо-Западного округа признал, что уплаченный им транспортный налог может уменьшать налогооблагаемую прибыль, поскольку в этом случае критерии пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ соблюдаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А66-5535/2011).

Устойчивая арбитражная практика по рассматриваемой проблеме не сложилась. Таким образом, в каждой конкретной ситуации когда автомобиль не используется в производственном процессе, организация должна самостоятельно принимать решение о включении транспортного налога в состав расходов. Причем если налоговая инспекция не согласится с принятым решением, свою позицию организации придется отстаивать в суде.

УСН

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывайте.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на формирование налоговой базы по ЕНВД расходы в виде транспортного налога не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Если транспортное средство используется в одном из видов деятельности, то транспортный налог распределять не надо.

Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на общей системе налогообложения, можно учесть при расчете налога на прибыль. Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на ЕНВД, при налогообложении учесть нельзя.

Пример распределения расходов по транспортному налогу. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» (г. Электросталь Московской области) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В марте доходы, полученные «Гермесом» от различных видов деятельности, составила:

— по оптовой торговле (без учета НДС) – 12 000 000 руб.;
— по розничной торговле – 4 000 000 руб.

Организация использует несколько грузовых автомобилей для доставки товаров оптовым и розничным покупателям. В марте с этих транспортных средств начислен авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал в сумме 10 300 руб.

Расходы по транспортному налогу относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за март составляет:
12 000 000 руб. : (12 000 000 руб. + 4 000 000 руб.) = 0,75.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна:
10 300 руб. × 0,75 = 7725 руб.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которая относится к деятельности организации на ЕНВД, равна:
10 300 руб. – 7725 руб. = 2575 руб.

Эта сумма (2575 руб.) при налогообложении не учитывается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *