Прямой договор

18 января т. г. прошел семинар, посвященный Указу № 361, где специалисты РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве» рассказали обо всех нюансах документа и ответили на самые актуальные вопросы. В рамках семинара заместитель начальника технического управления РНТЦ И. И. Новицкая прокомментировала Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены при строительстве объектов (в том числе этапов работ по строительству).

Стартовая цена — величина неизменная

Положение о формировании неизменной договорной цены было утверждено постановлением Совета Министров № 1553 от 18 ноября 2011 г. Как отметила И. И. Новицкая, в нем прописано, что договорная цена может формироваться как на строительство объекта в целом, так и на отдельные этапы работ. Кроме этого, она подчеркнула, что документ имеет силу в отношении объектов строительства, финансирование которых полностью или частично осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, ии внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки. Если финансирование объекта идет за счет источников, не предусмотренных в перечне, представленном выше, значит, договорная цена может формироваться как с помощью схемы, предложенной Положением, так и с использованием других нормативов — на усмотрение заказчика.

«Согласно Положению, цена заказчика формируется на основании проектно-сметной документации, — пояснила И. И. Новицкая. — Она носит название стартовой и является предельной. Это значит, что при строительстве объектов за счет бюджета и жилья с использованием господдержки, та сумма, которая получилась у заказчика на основании проектно-сметной документации, просчитанная с учетом прогнозных индексов и нормативных сроков строительства, является предельной».

По словам докладчика, теперь заказчику стало проще формировать свою стартовую цену, нежели до изменений в законодательстве, так как расчет происходит в текущих ценах с учетом нормативного срока строительства.

Сложнее обстоят дела у подрядчика: при расчете своей цены предложения ему необходимо распределить объем инвестиций по месяцам в соответствии с тем, какие виды работ планируется выполнить в нормативные сроки с учетом определенной даты начала строительства. «Очень важно точно произвести все расчеты, так как от этого зависит, правильно ли вы определите объем работ, который потом примените к прогнозному индексу, — обратилась специалист к аудитории. — Методы формирования цены предложения подрядчика остались в новом Положении неизменными: допускается использование как ресурсного, так и метода применения укрупненных нормативов, а также их сочетания.

Используя ресурсный метод, необходимо брать в расчет цены на ресурсы, определяя их с помощью применения разработанных подрядчиком нормативов. Кроме этого, в предложение должны быть включены общехозяйственные и общепроизводственные расходы, плановая прибыль, временные здания и сооружения и другие, то есть, все остальные затраты, которые могут появиться в процессе работ. Итак, просчитав стоимость всех ресурсов, добавив свои расходы, необходимо принять во внимание налоги для вашей организации и прогнозный индекс изменения цен в строительстве с учетом разбивки по месяцам с нарастающим итогом».

Как отметила И. И. Новицкая, при формировании цены предложения подрядчик может разрабатывать свои собственные нормативы и активно их использовать для того, чтобы снизить стоимость строительства по сравнению со стартовой ценой, предлагаемой заказчиком. Именно на основании цены предложения подрядчика и формируется неизменная договорная цена, оформляемая протоколом согласования договорных цен.

«После того как выбрали подрядчика, сформировали неизменную договорную цену, определили ее обязательным приложением в протоколе согласования цены, необходимо заключать договор, — рассказала выступающая. — Его обязательным приложением является график производства работ, а также график платежей».

Нюансы неизменной цены

В Положении сказано, что договорная цена — величина неизменная. Однако следует учитывать, что может корректироваться прогнозный индекс, по инициативе заказчика могут вноситься изменения в проектно-сметную документацию, а также изменяться налоги и отчисления. Исходя из этого, предусмотрен порядок корректировки договорной цены в следующих случаях:

• Внесения изменений в проектно-сметную документацию по инициативе заказчика. Как пояснила И. И. Новицкая, если инициатором изменений в проектно-сметной документации является подрядчик, то никаких изменений договорной цены это за собой не влечет.

• Изменений в налоговом законодательстве.

• Изменений в стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной договорной цене.

• Изменения прогнозных индексов цен строительства, утверждаемых в установленном порядке.

• Изменения индексов цен на строительно-монтажные работы по данным Национального статистического комитета за период строительства, предусмотренных договором строительного подряда по сравнению с прогнозными, учтенными при формировании неизменной договорной цены, более чем на 2 %.

• Изменения сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда по причине несвоевременного финансирования строительства объектов.

Выступающая обратила внимание участников семинара на данный пункт, отметив, что нередко происходит ситуация, когда финансирование производится не в полном объеме, а частично, не на весь нормативный срок строительства, отчего последний, как правило, сдвигается.

И. И. Новицкая подчеркнула, что порядок расчета за выполненные работы необходимо предусматривать договором, прописывая там все нюансы, которые могут возникнуть во время строительства. В частности, возможность получения доплаты, если в процессе реализации проекта возникла необходимость в дополнительных работах.

Во время семинара у слушателей возникло немало вопросов к И. И. Новицкой. На каждый она дала компетентный ответ. Приведем некоторые из них:

— Часто в процессе строительства возникают дополнительные работы, которые ранее не были учтены проектно-сметной документацией. Как быть в этом случае?

— Необходимо в договоре строительного подряда предусмотреть условия учета затрат по дополнительным работам. То есть конкретно прописать, как вы будете формировать стоимость выполненных дополнительных работ, каким образом применять цены, учитывать их. Положением предусмотрена возможность формирования дополнительных работ отдельным актом с учетом включения его в стоимость выполненных работ. Но возможность этого действия должна быть предусмотрена договором.

— Какие принципы ценообразования действуют, когда финансирование идет за счет собственных средств заказчика? Можно ли использовать новую методику расчета?

— В Указе № 361 написано, что сметная документация на строительство объектов, независимо от источников финансирования, разрабатывается на основании норматива расхода ресурсов в натуральном выражении. Поэтому принцип формирования цены на основании норматива расхода ресурсов в натуральном выражении обязателен для всех, независимо от источников финансирования. Но, как мы акцентировали внимание, для бюджетных и приравниваемых к ним средств этими нормативами являются общереспубликанские, а для собственных средств могут применяться наряду с последними и любые другие нормативы.

— При составлении сметы по текущему ремонту в январе 2012 года, можно ли пользоваться базой 2006 года?

— Если дефектный акт был подписан в декабре 2011 года, то можно работать по старым нормативам. Для объектов, подлежащих ремонту, дефектный акт — это архитектурно-планировочное задание. Указ распространяется на объекты, архитектурно-планировочное задание по которым было получено после 1-го января 2012 г. Саму смету можно составлять уже в январе, и вы будете иметь право использовать старые методики.

Указ только вступил в силу, поэтому делать какие-либо выводы еще рано. Только практическое использование новых нормативных правовых актов поможет расставить все точки над «i». А специалисты РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве» в свою очередь пообещали поддержку в разъяснении любых непонятных моментов.

В самом общем виде конкурентные типы закупок можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги — это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия. К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя. Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить следующие основные закупочные процедуры:

1. Торговые процедуры:

  • Одноэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Двухэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения конкурсной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров (работ, услуг). На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Одноэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена до- говора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
  • Двухэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

2. Неторговые конкурентные процедуры:

  • Одноэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), приглашает подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее со- ответствует требованиям заказчика.
  • Двухэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик приглашает участников закупки, допущенных ко второму этапу запроса предложений, подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика.
  • Одноэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), устанавливает все требования к ней и договорные условия, кроме цены, приглашает участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Двухэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик устанавливает все требования и договорные условия, кроме цены, приглашает допущенных ко второму этапу запроса цены участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с квалифицированным участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Конкурентные переговоры — конкурентный неторговый способ закупки, при котором условия договора, заключаемого по результатам конкурентных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров между заказчиком и каждым из участников закупки и фиксируются в протоколах переговоров, а заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

В каждой из перечисленных выше процедур заказчиком может быть установлено требование о проведении предварительного квалификационного отбора участников. В рамках любой процедуры закупка может быть разделена на несколько лотов. В случаях, прямо предусмотренных 223-ФЗ, закупочная процедура может проводиться в закрытом режиме — в этом случае к участию в закупке допускаются лишь потенциальные поставщики, специально приглашённые для этой цели заказчиком. Таким образом, в закрытой процедуре конкуренция ограничена, поскольку к закрытой закупке не может быть допущен любой потенциальный поставщик, а потому случаи использования закрытых процедур строго ограничены законом. Отсутствует конкуренция в процедуре закупки у единственного поставщика, иначе называемой «прямой закупкой». Это неконкурентный способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Какие бывают виды закупок по 223-ФЗ, отличаются ли они от видов закупок по 44-ФЗ? Закон №223-ФЗ предоставляет регулируемой организации право самостоятельно определить в своём Положении о закупках те ситуации, в которых она будет заключать договор по результатам прямой закупки. Однако каждый случай использования прямой закупки должен быть обоснован и экономически целесообразен, дабы не допустить ситуации необоснованного ограничения конкуренции при проведении тендера.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Согласно части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, предусматривающие в том числе, в соответствии с пунктом 8 указанной части, обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности именно в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать, то есть отчуждает, исключительное право в полном объеме другой стороне (приобретателю), а другая сторона от правообладателя исключительное право в полном объеме приобретает (статья 1234 ГК РФ).

Согласно статьи 1235 ГК РФ распорядиться правом на результат интеллектуальной деятельности можно, заключив лицензионный договор. По лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

В то же время в соответствии со статьей 1238 ГК РФ при наличии согласия лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).

Заключение лицензионного либо сублицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату либо сублицензиату соответственно. Однако отсутствие исключительного права у участника (лицензиата либо сублицензиата) не может лишить его возможности участвовать в закупке, если предметом контракта является выдача сублицензии, либо когда заказчик приобретает право использования такого результата по основаниям, предусмотренным законом. Иной подход будет необоснованно ограничивать возможности одних участников закупки и создавать незаконные преимущества для других, ограничивая тем самым состав участников закупки.

Таким образом, установленное пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требование к участнику закупки обладать исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности относится только к случаям, когда предметом контракта является отчуждение исключительного права, и не относится к случаям, когда предметом контракта является получение права использования результата интеллектуальной деятельности, в том числе посредством выдачи сублицензии, либо когда заказчик приобретает право использования такого результата по основаниям, предусмотренным законом (статьи 1272-1280 ГК РФ).

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов



Формирование кадрового состава любой организации (коммерческой организации, органа публичной власти и т. п.) связано с решением одной из важнейших проблем –– поиском сотрудников, которые смогут оптимально функционировать в рамках выделенной функции, максимально «приносить пользу» организации, при этом реализовывать свой творческий потенциал. Решением данной проблемы занимаются как специальные службы организации, так и индивидуальные лица, так называемые «headhunters».

Вместе с тем, не только поиск сотрудников на конкретную должность является важным для формирования кадрового состава организации, но и возможность выбора между подходящими под основные требования кандидатами, поскольку удовлетворение соискателей формальным требованиям, например, наличие базового образования, опыта работы, не гарантирует, что принятое на работу лицо реализует те задачи, которые перед ним ставит непосредственный начальник и организация в целом. Подтверждением указанных выводов служит опыт США, где «распространенными стали методы собеседований (4/5 фирм): 2/3 фирм наводили справки и 1/3 — пользовались услугами специализированных оценочных центров» .

Процесс формирования кадрового состава имеет не только организационные, но и правовые составляющие, поскольку работник и работодатель оформляют возникновения между ними трудовых отношений путем добровольного соглашения –– трудового договора, который выступает универсальным началом трудовых отношений. Таким образом, заключение трудового договора выступает в качестве правообразующего юридического факта, наличие которого по закону является причиной возникновения взаимодействия между работником и работодателем.

В случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен. При этом каждый из способов заключения трудового договора обладает рядом особенностей и имеет свои плюсы и минусы. Хотя представляется, что конкурс –– один их самых эффективных способов замещения должности. Действительно, конкурс неприемлем, например, при переводе работника с его согласия на аналогичную должность в другое подразделение, а также в других случаях, когда законодательством обоснованно предусмотрен иной способ заключения трудового договора. Однако в целом способ замещения должности на конкурсной основе является оптимальным механизмом выбора самой достойной кандидатуры из подходящих по основным характеристикам кандидатов на конкурсную должность.

Исходя из лексического значения слова, «конкурс — это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы» . Применение конкурса как способа отбора нужного сотрудника распространен во многих странах для занятия как должностей публичной службы, так и должностей в коммерческих структурах. Например, во Франции высокий уровень трудовой мобильности обеспечен в том числе и возможностью прохождения конкурса на должность в два этапа — конкурса документов и собеседования, причем собеседование назначается лишь с кандидатами, с которыми потенциально может быть заключен трудовой контракт. Исключения встречаются не так часто и связаны в неудовлетворительной работой службой кадрового обеспечения. В частности, гражданка России, проживающая во Франции, подала документы на участие в конкурсе в Посольство Франции в России. Прибыв из Парижа в Москву на собеседование, она обнаружила, что изначально не проходит по квалификационным требованиям. Вместе с тем, поскольку проезд до Москвы и обратно, проживание ей обеспечивало Посольство Франции в Москве, ее затраты составили лишь временные издержки. На этом примере видно, как важно правильно организовать работу кадровой службы организации при заключении договоров на конкурсной основе. Конкурс применяется во Франции также на всех уровнях публичной власти, что обеспечивает достаточно высокий уровень французских государственных и муниципальных служащих.

Конкурсный отбор успешно применяется и в России: изначально его использовали преимущественного в коммерческих структурах, затем и при поступлении на государственную и муниципальную службу. Возможность замещения должности по конкурсу прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ). Так, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе в результате избрания на должность и избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности. Традиционно конкурс на замещение вакантных должностей используется на государственной и муниципальной службе, в высшей школе, в научно-исследовательских учреждениях, в творческих организациях.

Процедуру избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности предусматривает не только ТК РФ (например, в ст. 332 при заключении трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении), но и ряд федеральных законов (например, федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При проведении процедуры избрания по конкурсу руководствуются разработанным уполномоченным органом положением, регламентирующим порядок проведения конкурсного отбора, требования к претендентам.

Можно выделить следующие особенности заключения трудового договора по результатам избрания по конкурсу. По результатам конкурса может быть заключен как трудовой договор на неопределенный срок, так и (по соглашению сторон) срочный трудовой договор (абз. 5 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Отметим, что ТК РФ не устанавливает общего примерного порядка проведения конкурса, лишь обозначая, что для заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должны быть определены: перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу; порядок конкурсного избрания на эти должности.

Большинство правовых актов, регламентирующих данный вопрос, устанавливает примерно одинаковый порядок проведения конкурса: определение квалификационных требований; объявление о конкурсном отборе в периодической печати или других средствах массовой информации (например, на официальных сайтах органов публичной власти); прием заявлений для участия в конкурсном отборе; оценка профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности; отбор претендентов конкурсной комиссией. По результатам конкурсного отбора с работником заключается трудовой договор и издается приказ о приеме на работу. Отметим, что по общему правилу (исключение составляют некоторые категории государственных служащих) при заключении трудового договора по результатам избрания по конкурсу испытательный срок не устанавливается.

Нельзя не отметить, что существуют некоторые особенности заключения трудового договора по результатам избрания по конкурсу для некоторых категорий работников, которые вызывают дискуссии. В частности, большие споры вызывают нормы Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации . Принятое в 2014 году Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников не решило, а даже усугубило многие проблемы.

Как свидетельствует судебная практика, в случае возникновения спора по вопросам заключения трудового договора с научно-педагогическим работником суды руководствуются порядком, утвержденным приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 г. № 4114. Об этом, в частности, указано в апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 04.04.2012 г. по делу № 33–1977 по иску Д. к ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» о признании недействительными итогов конкурсного отбора на замещение должности профессора одной из кафедр ТОГУ. «В удовлетворении исковых требований о признании недействительными итогов конкурсного отбора, незаконной и недействительной рекомендации кафедры на должность профессора кафедры, обязании принять на штатную работу в должности профессора кафедры отказано правомерно, поскольку при проведении конкурсного отбора нарушений требований действующего законодательства не установлено» .

Вызывают судебные споры положения п. 8 указанного выше Порядка, о чем свидетельствует, например, определение Верховного суда Республики Карелия от 29 мая 2012 г. по делу № 33–1388/2012 по иску П. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» о признании несостоявшимся конкурса на замещение должности, восстановлении на работе. «Решением Верховного Суда Российской Федерации, оставленным без изменения определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в удовлетворении заявления П. отказано. «При этом суд исходил из того, что федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемой норме, которые обязательным условием признания конкурсного отбора состоявшимся устанавливали бы участие в нем не менее двух претендентов и которым бы противоречило оспоренное положение, не имеется» .

Конституционность положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих конкурсный порядок замещения научно-педагогических должностей, оспаривалась и в Конституционном Суде Российской Федерации (определение Конституционного Суда от 4 октября 2012 г. № 1847-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кирюшкина Михаила Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 4 части первой статьи 77, статьей 81, частями первой и второй статьи 332ТрудовогокодексаРоссийской Федерации»).Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в действующем правовом регулировании предусмотрена не только сама по себе необходимость конкурсного отбора научно-педагогических кадров высших учебных заведений, но и правила его проведения; соответствующие правовые нормы закреплены в ТК РФ и конкретизированы в Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации.

Таким образом, в рассматриваемых случаях необходимы как минимум 2 юридических акта: во-первых, акт избрания или назначения либо результат конкурсного отбора, а во-вторых, по их результатам заключение трудового договора с лицом, избранным или назначенным на должность.

Обобщая как теоретические положения, так и правоприменительную практику можно заключить, что заключение трудового договора на конкурсной основе имеет как преимущества, так и недостатки.

Конкурс как способ заключения трудового договора имеет следующие преимущества:

– работодатель может подобрать не просто кандидата, удовлетворяющего набору требованию, а оценить «кто лучше», какой из кандидатов в большей степени подходит конкретной организации для выполнения соответствующей функции;

– такой способ заключения трудового договора, при правильном подходе к его организации и проведению, позволяет повысить производительность труда, которая, например, в России во многих отраслях экономики крайне низкая;

– претендент может получить практику участия в конкурсе, сбора необходимых документов, общения с представителями работодателей;

– при проведении конкурсной комиссии в частности в органах государственной власти создаются конкурсные комиссии, в работе которых в обязательном порядке должны привлекаться независимые эксперты, что повышает прозрачность доступа на государственную службу и т. п.

Конкурс имеет и некоторые недостатки:

– конкурс может как стимулировать, так и дестимулировать работников, если они не только поступают на работу по конкурсу, но и проходят его периодически, то есть с ними заключается срочный трудовой договор;

– в сфере высшего образование конкурс в сочетании со срочный трудовым договором стал большой проблемой для дальнейшего устойчивого развития системы высшего образования;

– для замещения некоторых государственных должностей требуется специфическое образование, в небольших населенных пунктах может быть только один человек с таким образованием, который и претендует на замещение вакантной должности, однако конкурс признается несостоявшимся, поскольку документы на конкурс предоставляются одним человеком. В территориальных подразделениях органов государственной власти эта проблема решается подачей заявления на конкурс одним из сотрудников аппарата, однако такой выход не всегда является возможным и удобным. Таким образом, конкурс не является универсальным способом замещения должностей, назначение, в отличие от конкурса, можно применить во всех случаях.

Рассмотрим некоторые аспекты заключения трудового договора по результатам конкурса.

Во-первых, возникает вопрос о том, какие документы может потребовать организация для проведения конкурса. Помимо личного заявления, анкеты, копии паспорта, документов, подтверждающих образование и стаж, например, для замещения должностей государственной гражданской службы РФ требуют заключение медицинского учреждения об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего нахождения на государственной гражданской службе; сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (супруга(и) и несовершеннолетних детей). С одной стороны, и государство, и общество заинтересовано, чтобы государственными служащими были лица здоровые прежде всего психически, однако получение данной справки платно (около 1500 рублей), что накладывает на граждан дополнительные издержки, которые, например, государственный служащий, претендующий на замещение вакантной должности нести не должен, поскольку его диспансеризацию при прохождении государственной службы оплачивается на счет средств бюджета. Таким образом, при прохождении конкурса не во всем претенденты может быть равноправны.

Возникает вопрос, а может ли коммерческая организация установить требование к участнику конкурса на замещение вакантной должности предоставить аналогичную справку. Ответ на данный вопрос положительный, однако данные требования должны быть установлены в положении о порядке проведения конкурса. Участие в конкурсе является добровольным, поэтому претенденты изначально соглашаются на то, что понесут определенные затраты и, как часто закрепляется в соответствующих положениях «все расходы претендентов, связанных с их участием в конкурсе на замещение вакантной должности, возлагаются на претендентов и возмещению не подлежат» .

Опять же в данной ситуации возникает сложность с обработкой персональных данных: лицо еще не дало согласие на обработку таких данных, а личные сведения, порой закрытого характера, уже находятся в обработки службы по отбору персонала конкретной организации.

Во-вторых, заключение договора по конкурсу может означать, что с сотрудником заключается срочный трудовой договор максимум на 5 лет. Такая ситуация распространены, например, в сфере образования, где порядок проведения конкурса регламентируется вышеупомянутым Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников. В сфере образования в 2014 году произошли некоторые изменения, которые несколько ухудшают права женщин, находящихся в декрете или отпуске по уходу за ребенком. Так, «из положений ч. 5 ст. 332 ТК РФ исключены гарантии, касающиеся беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Теперь эта категория работников при заключении трудового договора будет участвовать в конкурсе на общих основаниях» . Согласно новой редакции данной статьи конкурс не проводится только на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой . Если учитывать, что соискатель должен предоставить на конкурс не только заявление, но и список научных и учебно-методических трудов, то, по сути, женщина в декрете должна поддерживать свою высокую квалификацию и уделять внимание написанию научных и учебно-методических работ.

Таким образом, замещение должности на конкурсной основе является «прозрачным» способом заключения трудового договора, он удобен в определенных случаях и для работника, и для работодателя, однако распространение такого способа сопровождается усилением тех негативных последствий, к которым может привести недостатки проработки использования данного способа.

Литература:

  1. Безотецкая И. П. Правовое регулирование заключения трудового договора: учеб. пособие / И. П. Безотецкая. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. — 127 с.
  2. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей: федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 443-ФЗ // Рос. газ. — 2014. — 26 дек.
  3. Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации: приказ Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114 // Рос. газ. — 2002. — 1 дек. (утратил силу)
  4. Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников: приказ Министерства образования и науки России от 04 декабря 2014 г. № 1536 // Рос. газ. — 2014. — 10 дек.
  5. Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и перечня вопросов для тестовых испытаний участников конкурса на замещение должности Директора ФГУП ВО «Безопасность» Госатомнадзора России: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2004 года № 312а // Режим доступа: Консультант Плюс, Положение о замещении должностей в Центральном аппарата ПАО КБ «Юниаструм Банк» // Режим доступа: www.uniastrum.ru
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Ось,1992. — 412 с.
  7. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 348 с.
  8. Чернышева Л. А. Новое в трудовом законодательстве / Л. А. Чернышева // Криминалистъ. — 2015. — № 1 (16). — С. 58–60.

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах (N59-ФЗ). Собственники квартир получили возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Мы расскажем, в чем преимущества прямых договоров с ресурсниками, как их заключать, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

У КОГО БЕРУ – ТОМУ И ПЛАЧУ

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где, помимо платы за содержание общего имущества, собственникам рассчитывают платежи за потребленный свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиком газа или света. Это всего лишь посредник при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей. Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг.

Да и потребителю так спокойнее. Сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМОЙ ДОГОВОР

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация.

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники

Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов.

То есть общее собрание считается правомочным принимать решения в случае, если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. При этом решение по вопросу считается принятым, если «ЗА» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.

В целях определения момента заключения прямого договора в повестке общего собрания и в протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Копия протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы протокола и решений инициатор собрания обязан представить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома – в ГЖИ.

Заключение договора с ресурсниками в письменной форме не требуется. При этом законодательством предусмотрена возможность переноса момента заключения договора на срок не более чем на три календарных месяца по инициативе ресурсоснабжающей организации.

О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет инициатора общего собрания собственников в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений. Весь этот период управляющая домом организация обязана рассчитывать жителям платежи за коммунальные услуги.

Необходимо так же учесть, что переход на прямой договор влечет за собой изменение договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.

Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в Интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.

Если переход на прямые расчеты инициирует ресурсник

Ресурсник вправе отказаться от договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.

Если УК погасит задолженность до вступления в силу решения суда, то ресурсник теряет право расторгнуть договор.

При прекращении действия договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете.

Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ С РЕСУРСНИКОМ

Прямые договоры можно признать более выгодными по нескольким причинам:

– Снижаются риски банкротств УК в связи со снижением числа возможных кредиторов.

– Если услуга некачественная, то потребитель может отказаться ее оплачивать, уведомив об этом ресурсника, на остальных услугах и платежах это не скажется.

– При задолженности ресурсник вправе ограничить именно эту услугу, а не так как это было ранее – на усмотрение УК.

Единственное неудобство – увеличение числа квитанций и, возможно, разные места оплаты этих счетов.

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Кто формирует платежку за коммунальные услуги?

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсник. На него возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям.

Показания приборов учета (как индивидуальных, если показания передаются в УК, так и коллективных) обязана предоставлять ресурснику управляющая домом организация.

А если у собственников нет претензий к УК

Заключение прямого договора с поставщиком коммунальной услуги – это право, а не обязанность. Если собственников устраивает, как управляющая организация ведет коммунальное хозяйство, нет претензий к платежным документам и качеству коммунальных услуг, переходить на прямой договор необязательно.

Если УК препятствует заключению прямого договора

У управляющей организации нет полномочий вмешиваться в решение собственников или препятствовать ему.

Если собственников не устраивает, как УК, ТСЖ/ЖСК рассчитывает коммунальный ресурс, возникает задолженность перед поставщиками, к дому применяются санкции в виде временных отключений ресурса – имеет смысл воспользоваться своим правом и инициировать проведение общего собрания о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг.

Может ли УК отказаться от дома при переходе на прямые расчеты с ресурсником

Это нарушение лицензионных требований. УК не имеет права «бросить» дом. Надзор за лицензионной деятельностью осуществляет Госжилнадзор. Жалуйтесь на самоуправство управляющей организации.

В точности так же уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения прямых договоров не допускается и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Кто будет выставлять плату за ОДН (СОИ)

Переход на прямые договоры не затрагивает отношений УК и поставщиков касательно коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Обязанность передавать в РСО показания общедомовых приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии остается у управляющей организации.

Кто будет в ответе за теплые батареи и горячую воду

Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Все, что начинается с подвала дома – на совести УК, ТСЖ или ЖСК.

Управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приема жалоб от потребителей на нарушение качества коммунальных услуг. Поэтому, если в доме перебои со светом, еле теплые батареи или из горячего крана течет холодная вода, претензию необходимо подавать руководству управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Если управляющая организация игнорирует жалобы, отправляем претензию в Госжилнадзор.

Как быть, если УК продолжает присылать счета за коммунальные услуги

Обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (РСО). На нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому, если управляющая компания продолжает выставлять платежные документы после перехода дома на прямые договоры, это расценивается как нарушение лицензионного требования.

Кроме того, вы можете потребовать штраф за каждую незаконную строку в квитанции. Величина штрафа – это 50% от выставленной суммы за ресурс.

Куда жаловаться, если ресурсник стал «мухлевать» с начислениями?

Госжилинспекция должна стоять на страже интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, кто оказывает жилищные и коммунальные услуги.

Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354. Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил № 354. Это обстоятельство будет основанием для проверки органами ГЖН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *