Работа на квоте

Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
• несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
• детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
• выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

• на организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Квотирование рабочих мест – что это такое

Чтобы понять, что значит квотируемое рабочее место, необходимо в первую очередь рассмотреть само понятие квоты. В широком смысле под квотой подразумевается обязательная доля в рамках каких-либо взаимоотношений. В трудовых же взаимоотношениях квотирование предполагает выделение квот на трудоустройство определенным социальным группам, которые могут испытывать дополнительные трудности с поиском работы. В России квотирование предполагает выделение обязательной части вакансий отдельными субъектами хозяйствования для некоторых категорий населения, в зависимости от регионального законодательства. Федеральное законодательство определяет возможность предоставления квот:

  • Инвалидам. При этом квотирование на федеральном уровне не разделяет инвалидов по группам – претендовать на квотируемое рабочее место может инвалид с любой группой инвалидности, который может выполнять рабочую функцию специалиста, для которого зарезервировано данное рабочее место.
  • Несовершеннолетним. Учитывая особенности правового регулирования трудоустройства несовершеннолетних, а также ограничения, связанные с их трудом, многие работодатели не рассматривают подобных соискателей в принципе. Квотирование может помочь гражданам в возрасте от 14 до 18 лет найти себе работу, если они в ней нуждаются.
  • Молодым специалистам. Выпускникам образовательных заведений часто бывает тяжело отыскать себе работу по причине отсутствия какого-либо практического трудового опыта, что в итоге приводит к негативным экономическим и социальным последствиям. Именно поэтому законодательство предполагает возможность выделения рабочих мест и под эту категорию населения.
  • Лицам, освобожденным из мест отбывания наказаний. Граждане РФ, осужденные за уголовные преступления, часто сталкиваются со определенными сложностями социальной адаптации, и работодатели редко хотят самостоятельно принимать подобных сотрудников на работу, поэтому им также могут назначаться отдельные квоты на трудоустройство данных лиц.
  • Гражданам, уволенным с военной службы. Адаптация военных в обществе также может предполагать определенные сложности, а сами подобные сотрудники могут испытывать сложности с трудоустройством избежать которых может помочь предоставление им квот на работу.
  • Беженцам, вынужденным переселенцам. Лица, обладающие статусом беженца или вынужденного переселенца, находятся в бедственном положении и требуют дополнительной социальной защиты – одним из её механизмов является предоставление им определенных квот при трудоустройстве.
  • Лицам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС или иных радиационных аварий. Тяжелые последствия радиационных аварий относят пострадавшее от них население к льготным категориям, в том числе и в вопросах трудоустройства.
  • Гражданам предпенсионного возраста. Лица, которым осталось меньше двух лет до наступления возраста, дающего право на получение пенсии, часто испытывают проблемы с трудоустройством, так как работодатели не хотят брать сотрудников в возрасте, которые, к тому же, могут в скором времени покинуть предприятие.

Выше рассматривается предоставление обязательных квот для категорий трудящихся, которые нуждаются в дополнительной социальной защите. Помимо этого, в российском законодательстве также предусмотрен принцип квот для иностранцев – в данном случае ограничения касаются максимальной численности иностранных работников в российских предприятиях, и эти меры предпринимаются для обеспечения защиты прав всех граждан РФ в целом в вопросах трудоустройства.

Соответственно вышеприведенной информации, квотируемое рабочее место — это рабочее место, которое зарезервировано внутри предприятия для работников, в отношении которых государством установлены определенные квоты. И занимать такие рабочие места могут только представители групп, имеющих право на использование означенной квоты. Обязанность обеспечить квотируемые рабочие места в России возлагается именно на работодателя.

Практика квотирования рабочих мест распространена во многих мировых государствах и не является исключительной для РФ. При этом ширина предоставляемых квот в зависимости от страны и её законов может изменяться – в некоторых странах мира квоты практически не предоставляются или даются крайне ограниченным категориям населения, в других же государствах может предполагаться квотирование по расовому и половому признаку с целью обеспечения толерантности и равноправия во всех аспектах деятельности. Российская модель является одной из наиболее целесообразных с точки зрения удобства и обеспечения реализации интересов как социально незащищенных групп, так и работодателей.

Законы и нормативная база квотирования рабочих мест

Обеспечение данного аспекта социальной защиты регулируется положениями российского законодательства. При этом количество нормативных документов, регламентирующих рассматриваемый вопрос, крайне велико. Однако основные принципы квотирования, регулируются в первую очередь следующими нормативными актами:

  • Закон РФ №1032-1 от 19.04.1991. Данный закон регулирует общие принципы занятости населения и обеспечивает правовую основу всех иных нормативных документов, касающихся квотирования рабочих мест в Российской Федерации.
  • ФЗ №181 от 24.11.1995. Означенный федеральный закон устанавливает обязательные для применения на всей территории РФ квоты, в соответствии с которыми должно обеспечиваться правовое регулирование квот отдельными регионами.
  • Статья 5.42 КоАП РФ. Эта статья предусматривает несение работодателем административной ответственности за несоблюдение прав инвалидов. Когда ответственным лицом не было обеспечено квотирование мест, или был предоставлен отказ трудоустроить гражданина из особой категории в рамках установленной квоты, оно несет за это административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Статья 16 ТК РФ. Данная статья регламентирует порядок возникновения трудовых взаимоотношений. В частности, к одному из оснований для их появления относится и направление работника на трудоустройство по квоте.

Конкретные условия квот, соответственно федеральному законодательству, устанавливаются непосредственно региональными властями самостоятельно в пределах, определенных федеральным законодательством максимальных и минимальных значений. Соответственно, конкретные категории граждан, претендующих на квоты, и размеры квот в различных регионах могут отличаться. Обязательными же являются только квоты на трудоустройство инвалидов.

Примером регулирования порядка квотирования рабочих мест для инвалидов и молодых специалистов может выступать закон города Москвы №90 от 22.12.2004. Согласно его положениям, организации с числом работников свыше 100 человек, должны обеспечивать наличие и фактическое исполнение квоты по трудоустройству инвалидов и молодых специалистов в количестве 2% от среднесписочной численности работников для первой категории населения, и в аналогичном количестве – для второй.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Соответственно законодательным нормативам федерального уровня, в субъектах Российской Федерации квоты для инвалидов должны устанавливаться в отношении не всех субъектов предпринимательской деятельности. Так, определенные организации полностью освобождены от необходимости проведения процедуры квотирования мест для инвалидов. К ним относятся:

  • Организации с численностью трудящихся менее 35 сотрудников. Данные организации вольны самостоятельно подбирать персонал и не обязаны трудоустраивать инвалидов по квотам.
  • Организации, созданные обществами инвалидов, или уставной капитал которых более, чем наполовину состоит из средств подобных обществ инвалидов.

В отношении же иных субъектов хозяйствования, федеральные правила действуют следующим образом:

  • Организации, имеющие в своем штате более 100 трудящихся, обязаны обеспечить от 2 до 4% рабочих мест для инвалидов. Региональные законы и нормативные акты в данном случае определяют конкретный процентный показатель квоты в регионе в рамках вышеозначенных процентов.
  • Организации, в которых работают более 35 трудящихся, но меньше 100, должны квотировать не более 3% рабочих мест. Конкретный процент в этих рамках также устанавливается региональным законодательством.

При расчете размеров штата учитывается среднесписочная численность.

Как обеспечивается квотирование рабочих мест – порядок действий

Работодателям следует знать общий порядок действий для обеспечения реализации требований законодательства в отношении квотирования рабочих мест. Помочь в этом может относительно небольшая и простая пошаговая инструкция:

  1. Руководителем проверяются требования региональных законов РФ по поводу квотирования. Так, в некоторых регионах может предусматриваться квотирование рабочих мест для несовершеннолетних – в других же оно может отсутствовать.
  2. Работодатель сверяет требования местного законодательства со своей среднесписочной численностью работников.
  3. Как только среднесписочная численность сотрудников превысит порог, после которого должно проводиться квотирование, следует озаботиться формированием специального рабочего места для исполнения квоты в рамках своей организации. Для этого работодатель направляет в кадровый отдел приказ о формировании квотируемого рабочего места.
  4. Информацию о наличии места для квотируемой категории, работодатель должен донести до центра занятости.
  5. Если работодателю центром занятости будет направлен специалист по квоте, данный специалист соответственно положениям ТК РФ должен быть трудоустроен в обязательном порядке.

Есть несколько нюансов, которые следует учитывать работодателю:

  • Квотированное место должно быть зарезервировано именно для категории, которая может рассчитывать на квоту. Занимать его иным специалистом, даже временно – недопустимо.
  • Рабочее место по квоте для инвалидов должно быть обустроено в соответствии с санитарными правилами и нормативами, касающимися обеспечения деятельности инвалидов.
  • Принимаемые по квотам граждане должны быть трудоустроены на полный рабочий день и на полную ставку, с учетом их собственных возможностей и законодательных ограничений.
  • Работодатель вправе устанавливать требования к соискателям по квотам лишь в отношении предусмотренных законодательно ограничений медицинского характера и образования.

В отдельных субъектах РФ могут предполагаться и иные условия формирования квотируемых рабочих мест. Например, федеральное законодательство предписывает лишь обязанность сформировать рабочее место, тогда как в Москве работодатель обязан трудоустроить на него инвалида вне зависимости от того, поступали ли ему такие предложения от центра квотирования рабочих мест или центра занятости, или нет.

Работа агентом по КВОТЕ в Санкт-Петербурге

Доброе время суток, уважаемые читатели электронных СМИ! Сегодня хотим поговорить с вами о таком уникальном явлении в сфере аренды жилой недвижимости, как Квота. Наше повествование напрямую касается тех, кто хочет снять или сдать квартиру в Санкт-Петербурге и Ленинградской Области. Квота – незаконное предоставление франчайзинга (использование торговой марки) некоторыми агентствами недвижимости физическим лицам для ведения незаконной предпринимательской деятельности на территории СПб и ЛО, без образования юридического лица.
То есть любой желающий может приобрести необходимые атрибуты и артефакты для ведения самостоятельной предпринимательской деятельности в области аренды жилой недвижимости. В стоимость Квоты входит комплект договоров на сдачу в аренду квартир и комнат между нанимателем и наймодателем жилого помещения с логотипом и печатью агентства недвижимости, доступ к двум основным информационным базам в Интернете. Доверенность, якобы выданная агентством, что агент является сотрудником этого агентства, соглашение о разделе комиссионных и некоторые другие документы обязательное, но недостаточное условие для осуществления сделки с жилой и прочей недвижимостью.
Стоимость Квоты составляет 2-3 тысячи рублей в месяц. Заплатив эту небольшую сумму агентству, агент – черный маклер, забирает все комиссионные от сдачи в аренду квартиры себе. В стоимость Квоты также входит доступ к двум основным платным информационным базам по аренде жилой недвижимости «Квартирный вопрос» и «Аренда-Питер». Доступ к этим базам, по большому счету, должен предоставляться только юридическим лицам на основе действующего договора, но это условие не соблюдается. Например, доступ к базе «Квартирного вопроса» для юридического лица составляет от 8000 рублей в месяц, который, для посторонних, кроме сотрудников агентства, должен быть закрыт.
Платный доступ к базе «Квартирного вопроса» позволяет найти нужную квартиру, выставляемую агентством в любом районе города. Что бы самому агентству выставить сдаваемую квартиру необходимо иметь оплаченные «окна» в «квартирнике» (квартирном вопросе). В базовый пакет за 8000 рублей в месяц входят только 3 «окна» в день. За 16000 рублей в месяц появляется возможность выставляться 6 раз на день. Крупным агентствам, где большое количество сдаваемых квартир, приходится покупать большое количество абонементов с «окнами». «Квартирный вопрос» предоставляет 50% скидку на выставления (окна), для тех агентств, которые оплачивают доступ к базе.
По такому принципу действуют и квотные агентства Петербурга. Например, самое крупное квотное агентство «Недвижимость ПИТЕР» нашего города, насчитывающее более 500 «квотников» — черных маклеров в сфере аренды жилой недвижимости. Им приходится платить «Квартирному вопросу» за доступ к базе и «окна» по 150000 рублей в месяц и более. Покупая «окна» оптом, они перепродают их в три раза дороже «квотникам» в розницу. То есть доходность квотного агентства составляет не менее 300000 рублей в месяц.
Мораль в той басне такова, что если в сделке по сдаче в наем квартиры участвует гражданин, называемый себя агентом «Недвижимость ПИТЕР», то ни каких обязательств он нести по этой сделке не будет. Формально оформит договор найма жилого помещения, получит комиссионные от нанимателя жилья, заберет их полностью себе. В дальнейшем это физическое лицо не несет ни каких обязательств, ни перед клиентом, ни перед владельцем квартир. Что либо выяснить в самом квотном агентстве не получится, будут отвечать, что такой агент у них не работает, а сам договор – подделка.
Поэтому важно перед заселением в арендуемую квартиру выяснить у агента, где находится его офис, имя руководителя, проверить доверенность, выяснить в агентстве выдавалась ли действительно эта доверенность с указанным на ней числом и регистрационном номером. Так же хочу обратить ваше внимание, что доверенность должна быть оформлена нотариально, а сам договор найма жилого помещения тоже. Печать на договоре аренды и доверенности от агентства не является регистрацией сделки, а без нотариального заверения эти бумажки просто фантики с буквами и цифрами. По такому договору наниматель жилья может после вселения вообще не платить арендную плату за квартиру, а владелец квартиры сможет выселить должника только через суд, который может длиться не менее года, и не факт, что получится взыскать долг по аренде за этот период. Дело может осложнится тем, если в вашей квартире, которую вы сдаете в наем, будут проживать несовершеннолетние дети должника, или он сам является инвалидом любой группы. Тогда вы точно ни чего не получите и по суду.
Подводя итог вышесказанного, настоятельно рекомендую не совершать сделки с жилой недвижимостью с проблемными, квотными агентствами. Договора найма жилых и прочих помещений заключать нотариально, проверять достоверность выданных договоров и доверенностей, не лениться перед сделкой навестить офис агентства недвижимости.

Источник: НеЦентр аренды Питер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *