Райт медиа риски

Индикаторы риска нарушения обязательных требований в области природопользования и ООС для определения необходимости внеплановых проверок Росприроднадзором и ее территориальными органами

Подробности Категория: Комментарий специалиста Создано 03.10.2019 23:33 Дата публикации Super User

В статье рассмотрены возможные подходы к установлению индикаторов нарушения обязательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды для определения необходимости внеплановых проверок Росприроднадзором в рамках выполнения п. 4.9 Паспорта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования».

В статье рассмотрены возможные подходы к установлению индикаторов нарушения обязательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды для определения необходимости внеплановых проверок Росприроднадзором в рамках выполнения п. 4.9 Паспорта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования».

С вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на законодательном уровне был закреплен и начат переход на риск-ориентированный подход при проведении государственного контроля (надзора) контрольно-надзорными органами.

Для снижения избыточного государственного вмешательства в экономику, повышения результативности деятельности органов государственного контроля (надзора), в том числе посредством: систематизации обязательных требований к проверочной деятельности; сокращения числа проверок; внедрения риск-ориентированного подхода, в соответствии с п. 4.9 Паспорта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (утв. Комитетом стратегического развития, протокол от 21 февраля 2017 г. № 13) по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю в 2018 г. должны быть подготовлены и утверждены Приказом Минприроды России индикаторы риска нарушения обязательных требований (для внеплановых проверок) и показатели для внедрения «динамической модели».

Согласно части 5.1 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ , индикаторы риска нарушения обязательных требований – утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в пунктах 3–7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Проведенный сбор, обобщение и анализ существующих подходов к определению и установлению индикаторов экологических рисков показал, что согласно рекомендациям Всемирного Банка, под индикатором следует понимать элемент информации, который является характеристикой, используемой в процессах управления, и может быть применен для планирования подобного процесса, а также играет роль, выходящую за пределы его непосредственного значения . Индикатором является метка, сигнал, указатель либо мера свойства, мера величины, мера параметра характеристики процесса. Он может быть определен как физическая (измеряемая), так и не физическая (не измеряемая с помощью приборов) величина. Индикаторы должны удовлетворять определенным требованиям, то есть быть: научно обоснованными, иметь ясную интерпретацию, обладать способностью к агрегированию, обладать требуемой чувствительностью .

В последнее время активно развивается подход, основанный на идеологии индикаторов, индексов и индексов качества (индикаторно-рискологический подход – разработан и описан Л.Л. Музалевским и Л.Н. Карлиным в работе «Экологические риски: теория и практика» ), позволяющий количественно оценить экологические риски, связанные с различными видами человеческой деятельности. Риск в данном подходе трактуется как мера, описывающая часть шкалы качества контролируемого объекта, которая не удовлетворяет полностью или частично численным значениям набора параметров, привязанным к эталону качества. Таким образом, экологический риск определяется как вероятность потери качества компонента природной среды, вследствие ее загрязнения хозяйственной деятельностью человека.

Можно выделить следующие общие критерии отбора индикаторов для их дальнейшего использования в системах принятия решений:

● значимость этих показателей для той страны, в которой они используются;

● соответствие с национальными и международными целями и задачами;

● пригодность для использования в формируемых базах данных;

● сопряжение с системами принятия решений.

Итак, с уверенностью можно сказать, что индикатор является своеобразным сигналом для принятия управленческих решений, позволяющих предотвратить возможное негативное воздействие на окружающую среду.

Анализ существующих подходов и правового регулирования при внедрении индикаторов риска в контрольно-надзорную деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации показал, что по состоянию на июнь–июль 2018 г. индикаторы риска для определения необходимости проведения внеплановых проверок разработаны Минздравом России, Минэкономразвития России и Минтрансом России (проекты Приказов размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/#):

● проект Приказа Минздрава России «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю» (находится на стадии формирования окончательного варианта текста);

● проект Приказа Минтранса России «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (находится на стадии обсуждения);

● проект Приказа Минтранса России «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» (находится на стадии обсуждения);

● Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2017 № 437 «Об утверждении индикаторов риска нарушения ‎обязательных требований аккредитованными лицами» (находится на стадии обсуждения);

● Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 7 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами государственного земельного надзора».

По результатам анализа нормативной правовой документации и существующих подходов и правового регулирования при внедрении индикаторов риска в контрольно-надзорную деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации разработаны критерии, на основании которых подготовлен перечень возможных индикаторов риска нарушения обязательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды:

● индикаторы должны служить сигналом вероятного нарушения обязательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды, быть достаточно четкими и информативными;

● индикаторы должны быть обоснованы и учитывать массовость и «грубость» нарушения обязательных требований (статьи КоАП и УК в части экологических правонарушений), выявленных при осуществлении Федерального государственного экологического контроля (надзора);

● для установления индикаторов риска и наличию основания для проведения внеплановых проверок должен быть использован расчетный или интегральный методы, основанные на вероятности наступления события, а также возможного ущерба (наиболее интересным примером использования интегрального метода к установлению индикаторов риска является балльная система, предложенная Минтрансом России к установлению индикаторов риска нарушения обязательных требований в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом).

Перечень возможных индикаторов риска нарушения обязательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды, разработанный сотрудниками ФГБУ УралНИИ «Экология», приведен в таблице 1.

Таблица 1. Индикаторы риска нарушения обязательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды

п/п

Наименование индикатора

Номера статей КоАП РФ и УК РФ, предусмотренных критериями, указанными в постановлениях Правительства Российской Федерации № 886 , № 1410 , по которым может произойти правонарушение экологического законодательства по указанным индикаторам риска

Индикаторы, характеризующие состояние территории

Длительного воздействия, медленно меняющиеся

Выявленные в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем факты загрязнения, деградации, изменения:

— качества почв в результате хозяйственной деятельности (признаки эрозии, изменение водного режима, потеря плодородного слоя);

— состояния водных объектов (изменение глубины объекта, признаки эвтрофикации, изменение скорости течения, аномальное изменение температуры водного объекта, изменение видового состава гидробионтов, изменение глубины залегания грунтовых вод);

— видового состава биоценозов (уничтожение растений, вырубка лесов и др.)

ст. 246, 247, 250‒255, 257 УК РФ

ст. 8.2, 8.6, 8.7, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 14.1, 19.20 КоАП РФ

Рост числа однотипных заболеваний среди населения, проживающего возле объекта хозяйственной деятельности, который может быть вызван определенным воздействием от объекта

ст. 246 УК РФ

ст. 8.2, 8.13, 8.21, 8.32 КоАП РФ

Краткосрочного воздействия, быстро меняющиеся

Выявленные в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем факты загрязнения, деградации, изменения:

— физических параметров компонентов природной среды (появление нехарактерного цвета и запаха водных объектов, появление нехарактерного цвета и запаха, взвесей и аэрозолей в атмосферном воздухе, изменение органолептических свойств);

— компонентного состава загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по данным метеорологических станций (при наличии автоматических станций мониторинга загрязненности атмосферного воздуха);

— состояния водных объектов (появление нехарактерных загрязняющих веществ;

— площади объектов размещения отходов без согласования с органами государственного надзора, несанкционированное размещение отходов

ст. 246, 247, 250‒255, 257 УК РФ

ст. 8.2, 8.6, 8.7, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 14.1, 19.20 КоАП РФ

Поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля массового обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации об ухудшении, изменении качества окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, почвы), о несанкционированном размещении отходов

ст. 246, 247, 250‒255, 257 УК РФ

ст. 7,6, 8.2, 8.6, 8.12-8.14, 8.21, 8.32, 8.44, 14.1, 19.20 КоАП РФ

Индикаторы, характеризующие объект негативного воздействия на окружающую среду

Категория риска объекта негативного воздействия на окружающую среду

Наличие не выполненных ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований

Невыполнение не выполненных в установленный срок ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований

Время, прошедшее после проведения последней плановой проверки, в зависимости от категории риска объекта

Выявление несоответствий данных при проверке деклараций о платежах за негативное воздействие на окружающую среду, форм статистической отчетности № 2-ТП (вода, воздух, отходы, рекультивация), технических отчетов, данных, занесенных в государственные реестры природных ресурсов и объектов (ГРОРО, реестр объектов НВОС и др.) (несоответствие данных с фактическими объемами выбросов, сбросов, размещения отходов либо компонентного состава)

ст. 8.2, 8.5, 8.13, 8.21, 8.41 КоАП РФ

Возникновение аварийных ситуаций на однотипных объектах хозяйственной деятельности

ст. 246, 250, 251, 252, 254, 255, 257 УК РФ

ст. 8.2, 8.6, 8,13, 8,14, 8.17, 8,21, 8.32, 8.44, 14.1, 19.20 КоАП РФ

Резкие скачки параметров, получаемых с систем автоматического контроля выбросов и сбросов объектов негативного воздействия на окружающую среду

ст. 246, 250, 251, 252 УК РФ

ст. 8.13, 8.14, 8.21 КоАП РФ

Как видно из таблицы 1 не все индикаторы риска являются постоянными и быстро выявляемыми, поэтому необходимо разработать балльную систему, при которой каждому индикатору будет присвоен соответствующий балл, учитывающий «грубость» нарушения обязательных требований экологического законодательства Российской Федерации, а также причиненный ущерб компонентам окружающей среды и человеку при несоблюдении данных требований.

При этом необходимо установить диапазон баллов, при котором контрольно-надзорные органы имеют основания направлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережение (предупреждение) о недопустимости нарушения обязательных требований или проводить внеплановые проверки.

Только в этом случае данные индикаторы риска станут динамическими показателями и могут служить основанием для изменения категорий риска объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Литература

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017): принят Гос. Думой 19.12.2008: одобр. Советом Федерации 22.12.2008. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2017 № 886. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора : постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Поэтому, Джереми Райт объявил о том, что правительство Великобритании отложило своё решение об исключении Huawei из программы строительства сетей 5G. Поскольку Трамп, скорее всего, спокойно отложит свои возражения против Huawei после заключения торговой сделки с Китаем, осторожность в высказываниях пока не помешает.

Джереми Райт

Дело в том, что британские операторы не могут эффективно строить 5G без оборудования Huawei. Это означает, что запрет Huawei 5G – это очень плохо, но требование удаления всего существующего оборудования Huawei из сети — это ещё хуже, и для Великобритания это будет связано со значительным экономическим ущербом.

Райт рекомендует создать новую структуру безопасности для телекоммуникационного сектора Великобритании. Это будет «подкреплено надёжной законодательной базой» при первой же возможности, при этом операторы будут, по словам Райта, «тесно сотрудничать с поставщиками на добровольной основе для обеспечения эффективного проверочного тестирования оборудования, систем и программного обеспечения. Поэтому правительство будет проводить целевую стратегию диверсификации, поддерживая рост новых игроков в тех частях сети, которые создают риски безопасности и устойчивости. И это будет продвигать политику, которая поддерживает новых участников и рост небольших фирм. У нас должна быть конкурентоспособная, устойчивая и разнообразная цепочка поставок, если мы хотим внедрять инновации и снижать риск зависимости от отдельных поставщиков», – говорит Райт.

Проблема в том, что операторы обычно покупают оборудование у своих проверенных поставщиков. Они часто предоставляют операторам «комплексные» решения, и это выгодно операторам, чтобы избежать ситуации, когда, при возникновении проблем в сети, где много оборудования разных поставщиков, они не указывали друг на друга при возникновении проблем в сети.

Эта проблема настолько серьёзна, что в США венчурные капиталисты предпочитают не финансировать стартапы, которые поставляют оборудование и решения для операторов связи.

Таким образом, как прелпгает Джереми Райт, решением может быть просто изменение стандартных процессов закупок телекоммуникационных операторов.

Согласно данным МЧС России, на протяжении последних пяти лет наблюдается положительная динамика в области обеспечения пожарной безопасности. Так, количество пожаров снижено на 14%, а количество людей, погибших в результате пожаров, — на 25%, материальный ущерб уменьшен на 15%.

Однако не все так оптимистично. По-прежнему происходит огромное число пожаров с трагическими последствиями – в школах, торговых центрах, медицинских учреждениях. При возникновении возгораний не срабатывают системы пожаротушения, сигнализаций, оповещения, оборудование неисправно, качество средств спасения не соответствует установленным требованиям и т. д. А когда дело доходит до проверок, выясняется, что они пройдены лишь на бумаге.

Все это требует серьезного пересмотра деятельности системы государственного пожарного надзора в целом, а также более основательного подхода к оценке рисков в области пожарной безопасности. В связи с чем на государственном уровне разрабатываются соответствующие программы.

В нашей статье мы поговорим:

  1. о создании системы общественного контроля как одной из составляющих государственного пожарного надзора,
  2. о том, как внедрение новой инициативы может повлиять на систему пожарной безопасности,
  3. каким образом любой гражданин сможет контролировать объекты общественного назначения (школы, детские сады, торговые центры и т. д.).

В конце прошлого года в Государственную думу был внесен законопроект, направленный на формирование нормативно-правовой базы для создания системы негосударственного пожарного контроля объектов общественного назначения. Общественный контроль дополнит существующую систему государственного пожарного надзора. Инициатива реализуется в рамках указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», который был подписан 1 января 2018 года.

По мнению авторов законопроекта, общественный контроль позволит повысить эффективность надзорных мероприятий, а значит, эффективность системы обеспечения пожарной безопасности на объектах в целом.

В чем суть инициативы?

Для функционирования системы негосударственного пожарного контроля объектов общественного назначения на запущен , выполнения (или нарушений) обязательных требований пожарной безопасности.

Программа позволит по наименованию или ИНН организации сформировать карточку с информацией обо всех проверках с указанием исполнения (неисполнения) обязательных требований – индикаторов, таких как работоспособность систем пожарной сигнализации и оповещения, наличие первичных средств пожаротушения и соответствующей подготовки ответственных сотрудников в области пожарной безопасности. В карточке предприятия также будет отражаться информация о планируемых проверках.

Данные для реестра предоставляются экспертными организациями по проведению аудитов пожарной безопасности и обучающими центрами, которые готовят специалистов в этой сфере. В настоящее время в реестре представлена информация о нескольких тысячах объектах и ежедневно добавляется несколько сот новых.

К 2020 году реестр будет обязательным для всех объектов общественного назначения. Доступ в реестр открыт для любого пользователя, при этом пока что система работает в тестовом режиме. В результате ее полноценного запуска любой гражданин сможет проконтролировать степень пожарной опасности на любом объекте – больнице, школе, детском саду и т. д.

Пользователи смогут направлять запросы собственникам объектов – на сайте каждого объекта будет функционировать «кнопка безопасности», а также в органы государственного пожарного надзора. Само же ведомство на основе данных из реестра будет формировать свой план проверок, исключая из него объекты без замечаний по определяемым рискам.

Государственная политика в области пожарной безопасности

Что же касается самого Указа Президента о государственной политике в области пожарной безопасности до 2030 года, то этот документ относится к важнейшим инициативам стратегического планирования, определяющим цели, задачи и приоритетные направления госполитики страны, а также механизмы ее реализации.
Такого рода документ принят впервые за всю 367-летнюю историю пожарной охраны страны.

Предполагается, что достижение целей политики позволит создать условия для комплексного развития инфраструктуры, социальной сферы и реализации социально-экономических проектов. Будет сформирована универсальная структура подразделений всех видов пожарной охраны с одновременным повышением их мобильности и оперативности.

Также это позволит создать условия для развития технологий и техники тушения пожаров на основе применения робототехнических средств, беспилотных авиационных систем, современных отечественных средств мониторинга, связи, экипировки, снаряжения, медицинского оборудования.

В результате реализации политики ожидается снижение количества пожаров по сравнению с 2016 годом на 15%, количества погибших на пожарах должно уменьшиться на 35%.

Является ли проект политики и внедрения механизма общественного контроля очередной «бумажной» инициативой, демонстрирующей активность правительства в сфере пожарной безопасности? Будет ли это работать на практике? О результатах пока говорить рано, но мы очень надеемся, что ситуация будет меняться к лучшему.

В заключение

Также хотелось бы затронуть в нашей статье еще один аспект, без которого невозможно эффективное функционирование системы пожарного надзора. Это осознанное отношение предприятий к соблюдению норм пожарной безопасности.

Руководители предприятий часто недооценивают опасность возгорания, халатно относятся к соблюдению требований пожарной охраны, пренебрегают организацией обучения сотрудников в этой сфере, условно проходят проверки, полагая, что реальная опасность их не коснется.

Однако только ответственный подход собственников объектов в совокупности с эффективными механизмами со стороны государства будут способствовать улучшению показателей пожарной безопасности и позволят сохранить жизнь и здоровье людей.

Наш учебный центр предлагает различные обучающие программы по пожарной безопасности, подготовленные с учетом особенностей профессиональной деятельности и должностных обязанностей персонала (противопожарный инструктаж, пожарно-технический минимум для рабочих, осуществляющих пожароопасные работы, курс по профессиональной подготовке пожарных добровольных пожарных дружин и др.). Все виды обучения разработаны в соответствии с требованиями действующей нормативно-правовой базы и согласованы с МЧС России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *