Расчет платы за негативное

Содержание

Декларация (расчет) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год | Разработка и согласование

Разработка декларации и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) по Москве, Московской области и Республике Татарстан (Казани). Умеренные цены. Качественное обслуживание. Короткие сроки.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду – годовая декларация по негативному воздействию (отходы, выбросы, сбросы), подаваемая в Росприроднадзор ежегодно до 10 марта года следующего за отчетным. В декларации производится расчет платежа, который необходимо уплатить до 1 марта года следующего за отчетным в территориальное управления Росприроднадзора на территории которого оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • Размещение отходов производства и потребления.

Умный расчет стоимости. Нажимай!

В 2018 году нашей организацией уже были закрыты договора со следующими компаниями по разработке декларации НВОС:

1) ООО «Лотос» – разработка и сдача декларации НВОС и 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, постановка на учет объекта, оказывающего НВОС, разработка и сдача отчета в Кадастр отходов Московской области (Москва, МО);

2) ООО «Диалект-Инвест» – разработка и сдача декларации НВОС в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, разработка и сдача отчета МСП по отходам в МЭП Московской области (МО);

3) ООО «Маранта» – разработка и сдача декларации НВОС и 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, разработка и сдача отчета в Кадастр отходов Москвы;

4) АО «Совтрансавтоэкспедиция» – разработка и сдача декларации НВОС и 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзора по ЦФО (Москва);

5) ООО «ИнвестПроект-4» – разработка и сдача декларации НВОС в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, разработка и сдача отчета МСП по отходам в МЭП Московской области, разработка и сдача отчета в Кадастр отходов Московской области, разработка и сдача паспортов на 4 вида отходов (МО);

6) ООО «Автоматика» – разработка и сдача декларации НВОС и 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, разработка и сдача отчета в Кадастр отходов Московской области, разработка журналов образования и движения отходов, разработка и сдача отчета МСП по отходам в МЭП Московской области (МО);

7) ООО «Каркас Монолит»– разработка и сдача декларации НВОС и 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, разработка и сдача отчета в Кадастр отходов Московской области (МО);

8) ООО «Смарт Менеджмент» (Смарт Билдинг) – разработка и сдача декларации НВОС, 2-ТП (отходы) и отчета МСП по отходам в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, разработка и сдача отчета в Кадастр отходов Москвы (Москва), разработка и сдача паспорта на 1 вид отхода с КХА, разработка журналов образования и движения отходов (Москва);

9) ООО «Ремилкон» – разработка и сдача декларации НВОС, 2-ТП (отходы) и отчета МСП по отходам в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, разработка и сдача отчета в Кадастр отходов Московской области (МО). Список неполный.

Внимание. Отчет 2-ТП (отходы) и декларация за негативное воздействие на окружающую среду являются исходной документацией для разработки отчета в Кадастр отходов Москвы (прикладывается к самому отчету). Поэтому желательно, чтобы разработкой этих трех документов занималось одно лицо или организация (например, наши экологи).
Основная причина заключается в следующем: к нам часто обращаются клиенты, у которых один отчет был сделан самостоятельно, а второй — был заказан на стороне. В итоге информация в двух отчетах не сходится, что создает большие сложности. Необходимо добавить, что при заказе у нас всех трех отчетов у вас появляется уникальная возможность сэкономить (по отдельности выйдет дороже).

Зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы ( ). Дополнительная информация по данной теме:

1) <Информация по вопросам образовавшейся переплаты по НВОС>);

2) «О формах документов».

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена . Скачать форму можно .

Инвентаризация выбросов ВЗВ и их источников

Разработка проекта ПДВ Получение разрешения на выброс ВЗВ Подача ежегодного технического отчета по обращению с отходами (ПНООЛР)

Кому необходимо подавать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно статьи 16 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плательщиками являются все юридические лица и частные предприниматели, независимо от организационно-правовой формы. Фактически данный платеж должны оплачивать все организации и индивидуальные предприниматель осуществляющие деятельность на территории РФ, континентальном шельфе РФ, и в исключительной экономической зоне РФ. По факту данную декларацию подают в Росприроднадзор и осуществляют оплату организации, которые по виду своей деятельности находятся под пристальным контролем Росприроднадзора (котельные, торговые центры, заводы, предприятия и т.п.).

Законодательством установлено, что в части размещения отходов производства и потребления к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и/или иной деятельности образовались отходы производства и потребления. Обратим внимание на то, что доказать инспектору Росприроднадзора, что при вашей деятельности не образуются отходы затруднительно (бумага, картриджи, лампы и т.п.).
Если вы арендатор, то расчет платы за негативное воздействие вам подавать не нужно, в случае если соблюдаются следующие условия:

  1. в договоре аренды указанно, что экологические платежи уплачивает арендодатель за вас;
  2. арендодатель подает расчет в Росприроднадзор и платит экологические платежи;
  3. арендодатель включил вас в ПНООЛР (если ПНООЛР у него нет, то только первое и второе).

Так же не забывайте, если за вас не вносят плату НВОС, и/или вы не можете подтвердить документально, что за вас платит другая организация, то вы можете быть оштрафованы (сумма штрафов приведена в разделе штрафы).

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV, плату за НВОС вносить не нужно на основании пункта 1 статьи 16 данного закона. Следует отметить, что объекты без категории (например, офисные помещения) на данный момент обязаны вносить данную плату и сдавать декларацию.

К IV категории согласно Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» относятся следующие объекты:

1. Наличие одновременно следующих критериев:

1.1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

1.2. отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Примечание. В соответствии с подп. «б» п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Изменения с 2020 года:

Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

С 1 января 2020 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Порядок и сроки подачи расчета (декларации) негативного воздействия на окружающую среду

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Отчетный период — в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.

Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

В какой бюджет вносится плата за негативное воздействие

Выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ вносится организациями, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения источника.
Примечание: В каком субъекте РФ осуществляете выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в бюджет того региона и необходимо платить.

Отходы производства и потребления. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится организациями, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Примечание: В какой субъект РФ вывозятся ваши отходы (где находится полигон), в бюджет того региона и необходимо платить.

Срок внесения платы

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

ВАЖНО: В случае, когда предприятие начало осуществлять деятельность в текущем году, квартальные платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, достаточно оплатить платеж в полном объеме 1 марта следующего за отчетным периодом года. По закону арифметики 0/4=0.

Заполнение Расчета в «1С:Бухгалтерии 8»

Для составления Расчета, утв. Приказом №204, в «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 необходимо из раздела Учет, налоги, Отчетность перейти в форму регламентированной и финансовой отчетности по одноименной гиперссылке на панели навигации. В форме указать организацию и период, за который составляется Расчет, а в дереве отчетных форм в группе Отчетность прочая выбрать отчет с названием Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (рис.1).

Рис. 1. Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в составе регламентированной отчетности

По умолчанию в Расчет включаются все разделы. Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы, для этого нужно открыть форму настройки отчета кнопкой Настройка и на закладке Свойства разделов снять флаги в столбцах Показывать и/или Печатать для тех разделов, которые заполнять и представлять не требуется (рис. 2).

Рис. 2. Настройка разделов отчета

При заполнении Расчета следует соблюдать следующую последовательность подготовки листов (при условии их включения в состав Расчета):

  • Титульный лист;
  • Разделы 1-4 в любой последовательности;
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с письмом Росприроднадзора от 27.12.2013 № ВК-06-01-36/19748 при заполнении Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 01.01.2014 до утверждения новой формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в поле «код ОКАТО» рекомендуется указывать код ОКТМО.

Раздел 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов, для каждой производственной территории или по хозяйствующему субъекту в целом в зависимости от выданного разрешения.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование загрязняющего вещества. При этом автоматически будут заполнены нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов:

  • в столбце 10 — «Норматив платы ПДВ»;
  • в столбце 11 — «Норматив платы ВСВ».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

  • в столбце 13 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 14 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 14 указывается коэффициент 1);
  • в столбце 15 указывается дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 16 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному разрешению на выброс нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 1 указывается информация о выбросах в соответствии с одним разрешением на выброс. Для ввода сведений по еще одному разрешению необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов загрязнения, по каждому муниципальному образованию, на территории которого указанные объекты зарегистрированы.

В столбце 3 указывается вид топлива, облагаемый платой за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферный воздух. Вид топлива можно выбрать из списка, при этом автоматически будут заполнены столбцы 4 «Единица измерения» и 5 «Норматив платы».

Так как нормативы платы по видам топлива (за исключением сжатого природного газа) установлены за тонну, а приобретается топливо, как правило, в объемных показателях (в литрах, метрах кубических), то для расчета платы за негативное воздействие нужно перевести количество израсходованного топлива из литров в тонны. Для этого объем умножают на плотность топлива. Данные о плотности могут указываться в первичных документах.

При невозможности получить информацию о плотности у продавца для пересчета можно использовать средние значения плотности, приведенные в Письме ФНС России от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@.

В соответствии с Постановлением №344 в столбце 6 выбирается из списка и указывается коэффициент экологической значимости.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному коду ОКТМО нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 2 указывается информация о выбросах по одному коду ОКТМО. Для ввода сведений по еще одному коду ОКТМО, необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты» заполняется плательщиком, имеющим выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому выпуску или территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории) отдельно в зависимости от выданного разрешения.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе в водные объекты. При этом автоматически будут заполнены нормативы предельно допустимых и временно согласованных сбросов:

  • в столбце 9 — «Норматив платы ПДС»;
  • в столбце 10 — «Норматив платы ВСС».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

  • в столбце 12 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 13 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 13 указывается коэффициент 1).

В столбце 14 указывается понижающий коэффициент, если водопользователи забирают и сбрасывают воду в один и тот же водный объект. Коэффициент определяется как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 15 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному разрешению на сброс нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 3 указывается информация о сбросах в соответствии с одним разрешением на сброс. Для ввода сведений по еще одному разрешению необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления» заполняется плательщиком, осуществляющим размещение отходов, по каждому месту размещения отходов.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование отхода. При этом автоматически заполнится столбец 3 «Код по ФККО» и столбец 4 «Единица измерения».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

в столбце 5 — класс опасности отхода для окружающей среды (при этом автоматически будет заполнен столбец 19 «Норматив платы в пределах установленного лимита»);

  • в столбце 21 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 22 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 22 указывается коэффициент 1);
  • в столбце 24 – коэффициент места расположения объекта размещения отходов. (Коэффициент 0,3 указывается при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия; коэффициент 0 — при размещении отходов, подлежащих временному накоплению, при условии, что такие отходы фактически использованы или утилизированы в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве либо переданы для использования в течение этого срока. Чтобы применить этот коэффициент, необходимо представить первичные документы, подтверждающие использование или утилизацию отходов. Во всех других случаях указывается коэффициент 1).

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 23 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других отходах по указанному объекту размещения отходов нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 4 указывается информация только об одном объекте размещения отходов. Для ввода сведений по еще одному объекту необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» включает в себя показатели сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих уплате в бюджет по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и передвижным объектам негативного воздействия, расположенным на территории муниципального образования. Данный раздел заполняется отдельно по каждому коду ОКТМО.

Для заполнения Расчета по данным разделов 1-4 следует нажать кнопку Собрать данные, расположенной в нижней части формы.

По строке 010 указывается КБК платы в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.

Строка 020 «Код по ОКАТО» (ОКТМО) будет заполнена по данным Разделов 1-4. При необходимости, в Расчет будет вставлено нужное количество дополнительных листов.

Строки 031-039 будут заполнены по данным Разделов 1-4.

После автоматического заполнения Расчета, следует вручную указать значения в строках 040, 050, 060.

В помощь при составлении Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду рекомендуем книгу «Практический годовой отчет за 2013 год» под редакцией профессора С.А. Харитонова, которая представляет собой подробное пособие по составлению годовой бухгалтерской отчетности, а также отчетности по налогам и взносам.

В книге «Практический годовой отчет за 2013 год» под ред. проф. С.А. Харитонова вопросам заполнения Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду посвящена глава 12, в которой приведена не только нормативная база, но и пошаговая инструкция по заполнению каждого раздела Расчета в программах «1С» на конкретных примерах.

Книга выпущена издательством «1С-Паблишинг» (ISBN 978-5-9677-2037-6, 800 стр.). Приобрести книгу (артикул 4601546108609) можно у партнеров «1С», в книжных и интернет-магазинах, а также в магазинах «1С Интерес» (www.1c-interes.ru).

Порядок внесения платы за негативн ое воздействие 2017

11 апреля 2016 года вышло пояснительное письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 «О плате за НВОС» уточняющее порядок внесения НВОС на 2017 год:

  • Крайний срок уплаты НВОС за 2017 год – 1 марта 2018 года
  • Для всех (кроме малого или среднего бизнеса) важно следить, чтобы 1/4 от суммы за год (прошлый) каждый квартал выплачивалась на соответствующий КБК (отдельно по отходам, выбросам и сбросам). Размер сумм платы должен быть на основе фактических (не начисленных) выплат за I — IV квартал 2015. Для малого и среднего бизнеса в 2017 году все без изменений: нужно раз в год подать декларацию.
  • При переплатах средства могут быть зачтены в счет будущих платежей, либо возвращены плательщику.
  • По итогам года до 1 марта 2018 все хоз. Субъекты перечисляют плату НВОС в соответствии с основным ФЗ №7 «Об охране ОС».
  • Подача отчетности в течение 2017 года не производится (только платежи). Декларация о внесении платы подаются до 10 марта 2018.
  • НВОС не взимается, если отходы размещаются на объектах размещения отходов без негативного следа на ОС.
  • Вне зависимости, включен ли объект размещения отходов в госреестр объектов размещения отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду производится. В планах принятие постановление Правительства РФ с порядком исключения НВОС.

Заказать декларацию НВОС

Нужна форма Excel? Скачивайте на странице Декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году!

21 декабря 2015 года Государственной думой ФС РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет, как будет взиматься плата за негативное воздействие в 2016 году.

Основные положения Федерального закона:

  • изменен срок, до наступления которого необходимо оформить лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
  • введен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
  • установлены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) платы за НВОС; платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Данное положение не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Плата за негативное воздействие в 2016 году должна быть уплачена:

За 4-й квартал 2015 г. до 20 января 2016 г.

За 1-й квартал 2016 г. до 20 апреля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 2-й квартал 2016 г. до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 3-й квартал 2016 г. до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 4-й квартал 2016 г. до 1 марта 2017 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

При этом декларация о плате за НВОС за 2016 г. должна быть предоставлена до 10 марта 2017 г.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — устоявшееся понятие, под которым понимают ежеквартальные денежные отчисления предприятий и физлиц с вредным экологическим следом в пользу государства.

Виды негативного воздействия

  1. Размещение (захоронение, обезвреживание) отходов
  2. Загрязнение водных объектов (сброс в поверхностные и подземные источники)
  3. Вредные выбросы в воздух от стационарных источников (передвижные исключены с 2015)

Если предприятие имеет хотя бы один вид загрязнения, тогда закон обязывает вносить плату за негативное воздействие на ОС. Регулирующий закон — №632-ФЗ от 28.08.1996.

Рассмотрим подробнее, что включает каждый вид негативного воздействия.

1. Размещение отходов производства и потребления

В законе размещение определено как хранение и захоронение. Сначала отход хранится (собирается, накапливается) в определенном месте, а затем поступает на захоронение (конечная точка пребывания, как правило, полигон). Эти два этапа могут быть разнесены во времени, но по обоим предусматриваются отчисления в бюджет.

Плата НВОС не производится за отходы, подлежащие переработке (утилизации) и дальнейшему использованию.

2. Сбросы ЗВ в водные объекты

Если на предприятии есть труба, по которой в водоем стекает вода вперемешку с отходами, при этом качество воды в данном водоеме резко ухудшается или наносится ущерб береговой линии дну или стволу скважины, то это квалифицируется как сброс загрязняющих веществ.

Бывают организованные и неорганизованные источники. Это относится как к сбросам в воду, так и выбросам в атмосферу. В обоих случаях неорганизованные источники – это те, по которым нельзя провести замеры мощности и объемов вредных сбросов/выбросов. Вместо замеров применяют расчетный метод по усредненным показателям.

3. Вредные выбросы в атмосферный воздух

По аналогии со сбросами под вредными выбросами понимают вредные вещества, распространяющиеся чере атмосферу. Источник выбросов также может быть организованным или поддающимся замерам, как труба в котельной. А может быть неорганизованным: пыль из производственных окон, аэрозольное распространение хим. удобрений и пр.

С 1.01.2015 за выбросы, возникающие от автотранспорта, т.е. от передвижных источников, плата не взимается (см. официальное письмо). Перечисленные в бюджет взносы за передвижные источники выбросов за 1 и 2 кварталы 2015 можно вернуть. Нужно приложить к заявлению письмо Росприроднадзора № АА-06-01-36/13498 (см. ниже).

Изменения в расчете платы за негативное воздействие в 2015 году

Плата за вредные выбросы от передвижных источников с первого января 2015 не взимается. Также произведен перерасчет повышающих коэффициентов за НВОС.

Из-за несогласованности региональные отделения Росприроднадзора в начале 2015 отказывались принимать расчеты платы без учета передвижных источников. Сейчас уже вышло новое письмо, подтверждающее отмену платы за передвижные источники. Это письмо АА-06-01-36/13498 от 3.08.2015 можно прикладывать к расчету платы:

pismo_10_03_2015_Peredvizhnye_istochniki.doc

Сроки уплаты платы за негативное воздействие

20 дней после завершения отчетного квартала — это крайний срок, когда размер денежных выплат должен быть рассчитан и перечислен в бюджет (для СЗ региона это Департамент Росприроднадзора по СЗФО).

Расчетный период Крайний срок зачисления платы за НВОС
1 квартал 20 апреля
2 квартал 20 июля
3 квартал 20 октября
4 квартал 20 января следующего года

Расчет платы за негативное воздействие

В расчете учитываются следующие параметры:

  1. Объем отходов за период (степень воздействия на окружающую среду)
  2. Класс опасности отхода (за отходы 1 класса платим больше всего, за 5-ый класс меньше)
  3. Вид обращения с отходами (плата идет за захоронение отходов)
  4. Наличие нормативных документов по экологии. При отсутствии вводятся повышающие коэффициенты.

Коэффициент платы за негативное воздействие

При расчете размера платы за НВОС руководствуются нормативами платы, прописанными в постановлении РФ. Согласно данному документу вводятся повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от ситуации с источником загрязнения.

Если есть нарушения по экологии, формула умножается на число:

Когда применяется (вид нарушения) Повышающий коэффициент
Отсутствует разрешение на выбросы

n*25

Нет утвержденных лимитов на размещение отходов

n*5

Теперь понятна выгода ежегодного продления лимитов на отходы, ведь наличие этих документов позволяет снизить размер платы в пять раз.

Также для 2015 года заданы новые коэффициенты инфляции, на которые надо поменять прошлогодние значения:

Постановление Было в 2014 Стало в 2015
№ 344-ФЗ от 12.06.2003 2,33

2,45

№ 410-ФЗ от 01.07.2005 1,89

1,98

Ответственность за невнесение платы за негативное воздействие

Статья 8.41 (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ) устанавливает штрафы за неуплату взноса:

  • 3-6 тысяч рублей — должностным лицам
  • 50-100 тысяч рублей — юридическим лицам

Статья 8.5 за умышленное сокрытие информации о состоянии окружающей среды:

  • 3-6 тысяч рублей — должностным лицам
  • 20-80 тысяч рублей — юридическим лицам

В любом случае сохраняется обязательство внести плату за НВОС.

Предложение по экосопровождению

Модуль природопользователя

Государство упрощает механизм расчета платы за НВОС. Непосредственно расчет платы делается через Модуль природопользователя – программу, через которую в электронном виде можно проводить операции по внесению платы.

Интерфейс модуля природопользователя

Модуль можно скачать на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/node/5523). Если он у вас уже установлен, стоит обновиться до актуальной версии.

Интерфейс модуля напоминает 1С. В самом модуле есть справка, которая упрощают работу.

Помимо расчета платы за негативное воздействие модуль позволяет сдавать в электронном виде отчеты 2-ТП Отходы, и отчет субъектов малого и среднего бизнеса.

Исходные данные для расчета платы через модуль природопользователя

  1. Название организации
  2. Юридический адрес (вкл. индекс)
  3. Основной вид деятельности организации
  4. Номер телефона
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ФИО, точная должность руководителя
  8. ФИО, точная должность руководителя обособленного подразделения, заверенная копия доверенности
  9. ФИО главного бухгалтера
  10. ФИО бухгалтера обособленного подразделения организации; заверенная копия доверенности
  11. Фактический адрес площадки (вкл. индекс)
  12. ОКАТО площадки
  13. Разрешение на выброс (нотариальная копия)
  14. Разрешения на сброс (нотариальная копия)
  15. Лимиты на размещение отходов (нотариальная копия)
  16. Справка о расходе топлива за период передвижными и стационарными объектами с печатью организации
  17. Заверенные копии документов за отчетный период: справка об отходах, контрольные талоны и справки сверок и т.п.
  18. Договоры на вывоз и обращение с отходами, лицензий организаций-исполнителей (нотариальные копии документов)
  19. Протоколы лабораторных исследований (на проект НДС); аттестат аккредитации лаборатории.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

К IV категории относятся объекты, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС».

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” — сложности возврата».

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить».

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Подробности Просмотров: 756322

1. Общая информация об экологических платежах.
2. Кто платит за НВОС?
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

1. Общая информация об экологических платежах.

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.
А вы знаете, что рассчитать плату за НВОС и отчитаться перед Росприроднадзором можно быстро и просто ? Убедитесь сами!

За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом. Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.

2. Кто платит за НВОС?

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.

3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?

Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Форма расчета, порядок ее заполнения и сдачи отчетности утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. №182).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • Титульный лист
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
  • Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
  • Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
  • Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
  • Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»

В расчет платы включаются только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету платы не нужно.

Расчет платы нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет предоставляется следующим образом:

  • на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
  • и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Расчеты в электронном виде должны предоставляться в формате XML, согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по адресу: http://www.gosnadzor.ru Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 тыс. рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется, в противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной.

5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?

В настоящее время согласно Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г. и приказа Росприроднадзора № 311 от 20.10.2010 г. полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены только территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Заполненный расчет платы прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью нужно сдавать в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного загрязняющего объекта. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата на НВОС в соответствии с представленными Расчетами платы отдельными платежными поручениями по каждому КБК.

Таким образом, если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию (ОКТМО муниципального образования).

Список кодов бюджетной классификации (КБК) экологических платежей:

КБК Наименование
048 1 12 01010 01 6000 120 Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
048 1 12 01020 01 6000 120 Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами
048 1 12 01030 01 6000 120 Плата за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты
048 1 12 01040 01 6000 120 Плата за размещение отходов производства и потребления
048 1 12 01050 01 6000 120 Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду
048 1 12 01060 01 6000 120 Плата за неиспользование попутного нефтяного газа

6. С какого времени необходимо платить экологические платежи

Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.

7. Как рассчитать сумму платы за НВОС

Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).

Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

С программой ЭКО-Эксперт рассчитать плату за НВОС гораздо проще! Попробуйте сами!

8. Коэффициенты инфляции

Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.

  • Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
  • Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
  • Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
  • Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
  • Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
  • Коэффициенты инфляции в 2016г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)

Эти коэффициенты ежегодно обновляются в нашей программе для расчета платы за НВОС «ЭКО-Эксперт».

9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?

Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:

  1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
  2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
  3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
  4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
  5. Коэффициенты, учитывающие инфляцию нормативов платы и коэффициенты экологической значимости региона.
  6. Фактические массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов с разбивкой:
    • в пределах утвержденных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛРО);
    • в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ и ВСС);
    • сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.
  7. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц) следует вести в специальном журнале учета обращения с отходами (приказ МПР РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»).

Расчет платы за НВОС это весьма трудоемкий и кропотливый процесс. Поэтому существует множество предприятий, оказывающих услуги по расчету экологических платежей. Кроме того имеется много программ, позволяющих автоматизировать расчет платы за НВОС. Такие программы позволяют пользователю самому рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и подготовить всю необходимую экологическую отчетность, даже если он не является большим специалистом в области экологии.

10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Далее: Часто задаваемые вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *