Расходование внебюджетных средств бюджетными учреждениями

Содержание

Порядок ведения внебюджетной деятельности изменился

Опальская А. Л., профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и управления Минэкономразвития России (г. Москва)

Журнал «Учет в сфере образования» № 2, февраль 2011 г.

Начиная с нынешнего года государственные (муниципальные) образовательные учреждения должны вести предпринимательскую деятельность по новым правилам.

Правила зависят от вида учреждения

Для начала отметим, что соответствующие изменения были необходимы в связи с реформой бюджетной сферы (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
На основании статьи 6 Закона № 83-ФЗ теперь все государственные (муниципальные) учреждения поделены на соответствующие группы:
– казенные;
– бюджетные;
– автономные.
Действующими нормами определено, что казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами.
Полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Основание – статья 13 Закона № 83-ФЗ.
А вот бюджетное учреждение нового типа может (сверх установленного государственного (муниципального) задания) оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. При этом они могут предоставляться для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Заниматься иными видами деятельности можно, только если это служит достижению целей, ради которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Обратите внимание: доходы и приобретенное за счет вырученных средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Автономное учреждение также вправе вести деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (должна быть указана в учредительных документах).
Причем доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

На что следует обратить внимание

Первый вывод, который можно сделать, проанализировав нормы действующего законодательства, состоит в том, что все учреждения (казенные, бюджетные и автономные) могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии указанных видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах.
Однако не стоит забывать, что с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, в течение которого на деятельность, приносящую доход, распространяются следующие правила:
– для казенных и бюджетных учреждений установлено, что приносящая доход деятельность производится на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств;
– бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или казенное учреждение осуществляют операции с внебюджетными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган Федерального казначейства.
Вывод второй: в 2011 году необходимо утвердить смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (данная смета, как и разрешение, является основанием для открытия и ведения лицевого счета).
Кроме того, для отражения на соответствующих лицевых счетах учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (в том числе и казенных учреждений), операций с внебюджетными средствами применяются единая для бюджетов бюджетной системы РФ группа доходов бюджетов «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее соответствующие подгруппы.
1. Доходы от собственности по приносящей доходы деятельности.
2. Рыночные продажи товаров и услуг.
3. Безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности.
4. Целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Каким нормативным актом руководствоваться

В 2011 году, оказывая услуги (выполняя работы) в рамках внебюджетной деятельности, образовательному учреждению необходимо руководствоваться нормами приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».
Следует учесть, что нормы приказа № 88н действуют до 1 января 2012 года. Причем они распространяются не только на казенные учреждения, но и на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета.
Кроме того, отметим, что приказом № 88н определен порядок оформления разрешений на осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по типовым формам.
– форма 0531735 – Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
– форма 0531736 – Дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности.
Обратите внимание: дополнительно к Разрешению главному распорядителю (распорядителю), получателю средств следует представить в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания:
– Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов (ф. 0531737);
– Смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год.

Внебюджетная смета

Доходная часть данной сметы включает в себя остаток средств на начало текущего финансового года и ожидаемые поступления средств текущего финансового года в соответствии с разрешением по кодам классификации доходов бюджетов (включая коды по видам доходов, подвидам доходов КОСГУ).
Сумма оплаченных налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль учреждения, налог на добавленную стоимость), указывается со знаком минус по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, отражающих объекты налогообложения.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 1.1 Порядка, утвержденного приказом № 88н, в составе доходной части сметы показываются доходы не только от оказания платных услуг, но и в качестве безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.
При составлении расходной части сметы оформляют финансово-экономическое обоснование расходов с расчетами по статьям и подстатьям расходов КОСГУ, перечень договоров, контрактов, соглашений и прочих документов.
Смета на текущий финансовый год составляется учреждениями в рублях с двумя десятичными знаками после запятой. Подписывают документ руководитель и главный бухгалтер учреждения (или лица, их замещающие). Далее смету заверяют гербовой печатью и направляют главному распорядителю на утверждение. В течение года при необходимости в утвержденную смету могут вноситься изменения.
Обратите внимание: уточненная смета также подлежит утверждению главным распорядителем.
С 1 января 2012 года бюджетными (нового типа) и автономными учреждениями вместо сметы будет составляться План финансово-хозяйственной деятельности в соответствии c Требованиями, которые утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.
В пункте 2 Требований сказано: «Государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета… составляет План в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения».
Плановые показатели будут формироваться учреждением в разрезе поступлений от оказания услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности.

Особенности учета полученных средств на счете

Операции со средствами от приносящей доход деятельности отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о смете.
Для оплаты обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).
Остаток, сформированный по результатам деятельности в предыдущем году, в текущем учитывается на лицевых счетах учреждения как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.

Отражение операций по коммерческой деятельности

Предпринимательская деятельность на счетах учета отражается в соответствии с Единым планом счетов и Инструкцией по ее применению (утверждены приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Причем следует учитывать ряд нюансов.
1. Для отражения операций на счетах в рабочем плане счетов в 18-м разряде применяется код вида финансового обеспечения (деятельности) – 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».
2. Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат применяется счет 2 205 00 «Расчеты по доходам».
Отметим, что в учете данные расходы можно группировать в разрезе видов доходов учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:
– 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
– 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;
– 80 «Расчеты по прочим доходам».
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку – дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
3. При поступлении вырученных денежных средств операции группируются по счетам 2 201 00 «Денежные средства учреждения» в разрезе следующих групп счетов:
– 10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
– 20 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
– 30 «Денежные средства в кассе учреждения».
Счет 2 201 10 предназначен для учета операций с безналичными денежными средствами в валюте РФ, осуществляемых по счетам казенных учреждений, в случае их проведения не через органы Федерального казначейства (финансовый орган), а также операций по счетам бюджетных и автономных учреждений.
4. Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 2 109 00 «Затраты по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, услуг».
Затраты группируются по видам расходов:
– прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
– накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
– общехозяйственные расходы;
– издержки обращения.
5. Для отражения результата финансовой деятельности учреждений предназначен счет 2 401 00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта», к которому открываются счета:
– 2 401 10 «Доходы текущего финансового года»;
– 2 401 20 «Расходы текущего финансового года».
Все перечисленные счета предназначены для учета финансового результата текущей деятельности учреждения по методу начисления. Для его определения доходы и расходы учреждения группируются по видам доходов (расходов):
– казенными учреждениями, бюджетными учреждениями – в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления;
– автономными учреждениями – в разрезе видов поступлений (выплат), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики. Сформированная по результатам деятельности учреждения себестоимость отражается на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года в уменьшение дохода от оказания платных услуг (работ), реализации готовой продукции соответственно.
6. При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов – счет 2 401 30.
В заключение отметим, что с 1 января 2011 года в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ статья 321.1 Налогового кодекса не действует. Значит, учреждениям (казенным, бюджетным, автономным) придется разработать систему налогового учета для определения налога на прибыль (по приносящей доход деятельности) в соответствии с общими принципами, установленными главой 25 Налогового кодекса РФ.
При этом следует обратить внимание, что бюджетные учреждения, равно как и автономные, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). Следовательно, перечислять ежемесячные авансовые платежи они не должны.

Важно запомнить

Образовательные учреждения могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии соответствующих видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах. Планирование соответствующих доходов и расходов следует отразить в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, которая является основанием для открытия и ведения лицевого счета в органе Федерального казначейства.

Привлечение и использование внебюджетных средств в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Система образования выполняет важные экономические и социальные функции.

Даже при определенном увеличении расходов государства на образование большинство образовательных учреждений и в настоящее время в своей деятельности используют внебюджетные средства. Способ их поступления различен, например:

  • оказание платных дополнительных образовательных услуг;
  • добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;
  • иная предпринимательская деятельность.

Возможность оказания платных образовательных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения.

В уставе образовательного учреждения, оказывающего платные образовательные услуги и осуществляющего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в обязательном порядке указываются основные характеристики организации его деятельности, в том числе:

  • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  • осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Право образовательных учреждений на оказание платных дополнительных образовательных услуг населению и организациям устанавливает ст. 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений» Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1).

В той же статье указано, что доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

Однако следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя в суде.

Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

Следует учитывать, что сдача экзаменов в порядке экстерната, дополнительные занятия с неуспевающими и т.д. не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, а привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

Информацию о платных образовательных услугах и порядок заключения договоров между образовательным учреждением и организацией или гражданином, имеющими намерение заказать либо заказывающих образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, а также ответственность между обеими сторонами регламентируют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505.

Информация о платных образовательных услугах должна предоставляться до заключения договора и содержать сведения:

  • наименование и адрес образовательного учреждения, сведения о лицензии и государственной аккредитации;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень и стоимость платных образовательных услуг;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Статьей 47 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения» Закона N 3266-1 установлено право образовательных учреждений на ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной его уставом, к которой относится:

  • торговля покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  • приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Что касается добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, то право на привлечение таких средств предоставлено образовательным учреждениям п. 8 ст. 41 «Финансирование образовательных учреждений» Закона N 3266-1.

Расходование внебюджетных средств

Образовательное учреждение является юридическим лицом и на основании ст. 43 «Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами» Закона N 3266-1 самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Привлекаемые внебюджетные средства зачастую полностью направляются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, уплату коммунальных услуг и т.д.). Но в настоящее время все чаще привлеченные денежные средства стали направляться и на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

Согласно ст. 42 «Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования» Закона N 3266-1 государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

В своей приносящей доход деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных средств, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и другие) образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Учет платных услуг образовательными учреждениями ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция N 25н).

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, которому в соответствии с учредительными документами предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, обязано учитывать на отдельном балансе не только доходы, полученные от такой деятельности, но и приобретенное за счет этих доходов имущество.

В бухгалтерии необходимо четко организовать раздельный учет имущества, приобретенного за счет бюджетных средств и за счет доходов от приносящей доход деятельности.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 42 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Законодательная база расходования средств от приносящей доход деятельности

На основании п. 6 ст. 161 «Бюджетное учреждение» БК РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Однако ст. 71 «Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями» БК РФ гласит, что бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Напомним, что своим Указанием от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» Центральный банк Российской Федерации установил, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, занимающимися предпринимательской деятельностью

Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Порядок ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлен ст. 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников — доходов от коммерческой деятельности.

Доходами от коммерческой деятельности в соответствии с НК РФ признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

В соответствии со ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Следовательно, расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным ст. 252 НК РФ, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования.

Безвозмездно полученное и приобретенное имущество за счет средств от приносящей доход деятельности

Как упоминалось выше, средства от приносящей доход деятельности могут использоваться для улучшения материально-технической базы учебных учреждений, приобретения основных средств.

Напомним, что на основании п. 4 ст. 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» гл. 25 НК РФ оборудование, приобретенное за счет предпринимательской деятельности, должно использоваться исключительно в рамках таковой.

Бюджетные учреждения могут не заниматься приносящей доход деятельностью или заниматься только отчасти, периодически. Вместе с тем, приобретенное за счет внебюджетных средств имущество продолжает числиться на их балансе и требует своей эксплуатации и содержания. Кроме того, последнее время с такого имущества необходимо уплачивать налог на имущество, а с транспортных средств — еще и транспортный налог.

Аналогичная ситуация и с безвозмездно полученным от сторонних лиц и организаций имуществом: учитываться оно должно с кодом вида деятельности «2», содержаться за счет внебюджетных средств, и налог следует уплачивать за счет этого же источника.

Иногда для приобретения или строительства объекта основных средств наряду с бюджетным финансированием используются внебюджетные источники. В этом случае возникает вопрос — как учитывать такой объект и как его содержать.

Некоторое разрешение описанных вопросов содержится в Письме Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354. По мнению главного финансового ведомства страны, числящиеся с кодом вида деятельности «2» объекты основных средств могут быть переведены с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность. Соответствующее решение должен принимать главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» распространяются такие полномочия.

Ограничение определено только одно — такого рода решения должны приниматься при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания активов. Очевидно, что главным основанием для перевода объектов основных средств с внебюджетного на бюджетный вид деятельности является текущее и прогнозируемое в дальнейшем отсутствие достаточных внебюджетных средств для содержания имущества. Это касается, в частности, случаев прекращения приносящей доход деятельности.

Обоснованным перевод представляется также и для случаев, когда объект основных средств приобретен (создан, построен) за счет нескольких источников или же исключительно за счет внебюджетных источников, а имущество эксплуатируется в рамках основной деятельности, финансируемой из бюджета.

При оформлении перевода учреждения обязаны учитывать требования внутриведомственных нормативных правовых актов. В случае, когда учреждение вправе иметь в своем распоряжении в разрезе основной деятельности имущество строго по утвержденным табелям или иным нормам, одновременно с документами на оформление перевода имущества с одного вида деятельности на другой должен прорабатываться вопрос с внесением изменения в такие табели (нормы).

В бюджетном учете записи относительно перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой отражаются в соответствии с тем же Письмом Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354 и зависят от того, на начало соответствующего года оформляется перевод или же в течение календарного года.

Отражение в бюджетном учете перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой по состоянию на начало года

Наиболее целесообразным с точки зрения планирования ассигнований на содержание учреждения представляется перевод объектов основных средств с внебюджетного вида деятельности на бюджетный по состоянию на начало соответствующего календарного года.

Поэтому именно данный вариант рекомендуется предусматривать при подготовке соответствующего решения главного распорядителя.

При наличии такого решения в бюджетном учете учреждения необходимо оформлять следующие записи:

  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переводимых с внебюджетной деятельности

Дебет

2 40103 000

«Финансовый результат прошлых отчетных

периодов»

Кредит

2 10100 000

«Основные средства»

  • отражена сумма начисленной ранее амортизации на объекты основных средств

Дебет

2 10400 000

«Амортизация»

Кредит

2 40103 000

«Финансовый результат прошлых отчетных

периодов»

  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переведенных на бюджетную деятельность

Дебет

1 10100 000

«Основные средства»

Кредит

1 40103 000

«Финансовый результат прошлых отчетных

периодов»

  • отражена сумма начисленной ранее амортизации на объекты основных средств

Дебет

1 40103 000

«Финансовый результат прошлых отчетных

периодов»

Кредит

1 10400 000

«Амортизация»

Изменение остатков объектов основных средств по одному виду деятельности и увеличение их по другому виду деятельности по сравнению с заключительным балансом прошлого года должно быть дополнительно разъяснено в пояснительной записке к представляемой в текущем году бюджетной отчетности.

Отражение в бюджетном учете перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой в течение календарного года

В случае, если объекты основных средств переводятся с одного вида деятельности на другой в течение календарного года, по необходимости учреждением должны быть внесены изменения в сметы в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности.

На основании принятого главным распорядителем решения о переводе в бюджетном учете учреждения должны быть оформлены следующие записи:

  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переводимых с внебюджетной деятельности

Дебет

2 40101 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные

перечисления государственным и

муниципальным организациям»

Кредит

2 10100 000

«Основные средства»

  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переведенных на бюджетную деятельность

Дебет

1 10100 000

«Основные средства»

Кредит

1 40101 180

«Прочие доходы»

  • на сумму начисленной амортизации по объектам основных средств, переводимых с внебюджетной деятельности

Дебет

2 10400 000

«Амортизация»

Кредит

2 40101 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные

перечисления государственным

и муниципальным организациям»

  • на сумму начисленной амортизации по объектам основных средств, переведенных на бюджетную деятельность

Дебет

1 40101 180

«Прочие доходы»

Кредит

1 10400 000

«Амортизация»

Необходимо учитывать, что по решению учреждения и (или) с учетом положений внутриведомственных нормативных правовых актов такими же записями может оформляться перевод объектов основных средств и по состоянию на начало календарного года. Но в этом случае вступительное сальдо меняться не должно, а соответствующие записи оформляются за январь месяц текущего года.

Налоговые аспекты перевода объектов основных средств с внебюджетной деятельности на бюджетную

При оформлении перевода учреждение обязано также учитывать нормы налогового законодательства.

В целях исчисления налога на прибыль стоимость переведенных основных средств с внебюджетной деятельности на бюджетную не учитывается. Перевод не влечет за собой передачу права собственности и не может рассматриваться как безвозмездная передача. Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств некоммерческим организациям с целью осуществления ими основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, напрямую не отнесена к реализации товаров (работ, услуг).

В части НДС учреждения обязаны восстановить ранее принятые к вычету суммы налога при приобретении имущества. Таковы требования п. 3 ст. 170 НК РФ, и объясняется это тем, что в рамках основной своей деятельности учреждение не является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом восстановление ранее принятых к вычету сумм налога должно осуществляться в сумме, пропорциональной остаточной стоимости объекта, без учета переоценки.

Вместе с тем восстанавливаться должны те суммы налога, которые были отражены на счете 2 21001 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» и затем приняты к вычету при расчетах с бюджетом в рамках внебюджетной деятельности учреждения.

Восстановленные суммы ранее принятого к вычету НДС должны быть списаны за счет внебюджетных средств учреждения. На увеличение стоимости имущества, переводимого с одного вида деятельности на другой, суммы восстановленного НДС не относятся.

Восстановление вычета по НДС должно быть произведено в том налоговом периоде, в котором основные средства были переведены в бюджетном учете с внебюджетного на бюджетный вид деятельности.

В бюджетном учете на суммы восстановленного НДС должны быть оформлены следующие записи методом красного сторно:

  • на сумму восстановленного НДС со знаком «минус»

Дебет

2 303 04 830

«Уменьшение кредиторской задолженности

по налогу на добавленную стоимость»

Кредит

2 21001 660

«Уменьшение дебиторской задолженности

по НДС по приобретенным материальным

ценностям, работам, услугам»

  • суммы восстановленного НДС отнесены на расходы в рамках внебюджетной деятельности

Дебет

2 40101 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные

перечисления государственным

и муниципальным организациям»

Кредит

2 21001 660

«Уменьшение дебиторской задолженности

по НДС по приобретенным материальным

ценностям, работам, услугам»

Налог на имущество и транспортный налог (в части транспортных средств) после перевода объектов основных средств на код вида деятельности «1» в полной мере могут относиться за счет бюджетных ассигнований. При этом важно, чтобы перевод был оформлен с соблюдением действующих норм законодательства, а именно по решению главного распорядителя.

Хотя и в том случае, если безвозмездно полученное и (или) приобретенное за счет средств от предпринимательской деятельности имущество используется как в рамках внебюджетной, так и бюджетной деятельности, или же исключительно в основной бюджетной деятельности, учреждение вправе при недостаточности внебюджетных ассигнований погашать суммы имущественных налогов за счет бюджетных средств. На это, в частности, было указано в Письме Минфина России от 1 августа 2006 г. N 02-03-09/2075.

С.Н.Смирнов

Консультант

Санкционирование оплаты денежных обязательств органами федерального казначейства
Бухгалтерский учет в столовых бюджетных учреждений

>1 Сущность, значение и классификация внебюджетных средств учреждения

1.1 Источники финансирования и виды внебюджетных средств

Порядок формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью регулируется положением «О порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации», утвержденной постановлением СоветаМинистровРеспублики Беларусь от 19.07.2013г. № 641.

Внебюджетные средства формируются по каждому источнику дохода, образованному в процессе осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности.

Доходами от иной приносящей доходы деятельности являются:

1) доходы, полученные:

  • от операций по сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской и (или) коммунальной собственности и переданных в оперативное управление бюджетной организации;

  • от операций по сдаче вторичных материальных ресурсов, в том числе драгоценных металлов;

  • в виде процентов за пользование временно свободными денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) счете по учету внебюджетных средств;

  • в виде процентов по вкладу (депозиту) в размерах, определяемых договором банковского вклада (депозита);

  • от реализации изделий, работ, услуг при осуществлении бюджетной организацией возложенных на нее в соответствии с законодательством функций некоммерческого характера;

  • в виде неустойки (штрафа, пени), суммы, полученной в результате применения иных мер ответственности за нарушение договорных обязательств, в том числе в результате возмещения убытков, при осуществлении предпринимательской деятельности;

2) иные непосредственно не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности доходы, полученные бюджетной организацией при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством.

Бюджетные организации формируют цены (тарифы) на работы (товары, услуги) самостоятельно, если иное не установлено законодательством. Цены (тарифы) на товары (работы, услуги) должны быть экономически обоснованы и подтверждены соответствующими расчетами.

Внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год (далее – смета) и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов).

Ежемесячно по каждому источнику доходов определяется сумма превышения доходов над расходами, которая остается в распоряжении бюджетной организации.

Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении бюджетной организации, рассчитывается как разница между доходами от предпринимательской деятельности (доходами от иной приносящей доходы деятельности) по каждому источнику доходов, уменьшенными на суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды, и фактическими расходами по каждому источнику доходов в пределах сметы.

Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, используются для:

  • развития материально-технической базы, в том числе на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения в целях предоставления их работникам бюджетных организаций за плату во временное владение и пользование в соответствии с законодательством;

  • осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;

  • осуществления дополнительных выплат стимулирующего характера, оказания материальной помощи работникам бюджетной организации, включая военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, обучающимся, иным лицам, определяемых на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством, при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности бюджетной организации (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, оплате за товары (работы, услуги);

  • иных целей в соответствии с законодательством.

Финансирование указанных в части первой настоящего пункта направлений использования сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, может осуществляться за счет таких сумм превышения, полученных из нескольких источников доходов.

Основными задачами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и предоставление ее вышестоящим органам;

  • контроль за исполнением сметы расходов, а также за исполнением сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам;

  • контроль за эффективным целевым и законным расходованием бюджетных и внебюджетных средств;

  • обеспечение сохранности материальных ценностей и денежных средств;

  • обеспечение своевременного и правового ведения расчетов, контроль за соблюдением платежно-финансовых дисциплин.

Задачи учета и анализа внебюджетных средств ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Узденского района»:

— раздельное ведение бухгалтерского учета кассовых и фактических доходов и расходов по видам внебюджетных средств;

— правильное и своевременное составление ежеквартального и годового отчета ф-4 «Об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам»;

— раздельный учет кассовых и фактических доходов и расходов, безвозмездных иностранных поступлений, спонсорских средств, целевых бюджетных средств Министерства образования и контроль целевого их использования;

— учет и контроль своевременности расчетов по коммунальным услугам и с прочими дебиторами и кредиторами;

— начисление и выплата командировочных расходов в белорусских рублях и в валюте по Республике Беларусь и за ее пределами. Проверка правильности оформления и обработка авансовых отчетов. Контроль за соблюдением установленных норм командировочных расходов;

— предоставление сведений о дебиторской и кредиторской задолженности командировочных лиц по источникам финансирования;

— оформление и выдача служебных проездных билетов;

— оформление и обработка платежных документов для оплаты через все расчетные счета;

— обеспечение своевременного получения денежных средств для выдачи подотчетным лицам;

— составление ежегодного и ежеквартального отчета в Министерство образования 4-в «О движении валютных средств»;

— составление ежеквартального отчета в Главное Управление Национального банка Республики Беларусь;

— правильное и полное исчисление и уплата налогов (НДС, налога на прибыль, сбор на развитие территории, налог на доход иностранного юридического лица, инновационный и пр.) по всем видам внебюджетной деятельности;

— ведение налогового учета;

— ведение книги покупок.

Таким образом, бюджетным организациям установлен порядок формирования и использования внебюджетных средств.Внебюджетные средства формируются по каждому источнику дохода, образованному в процессе осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности.

Внебюджетными средствами являются доходы бюджетных организаций от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг илиосуществления иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству Республики Беларусь. Внебюджетные средства организации хранятся на отдельном текущем счете в том же учреждении банка, в котором этой организации открытбюджетный (текущий) счет по финансированию из бюджета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *