Расходы на благоустройство территории

Благоустройство территории – это не только право, но и обязанность учреждения. Процесс предполагает сопутствующие расходы. Их нужно правильно учитывать. Нюансы учета зависят от того, что именно проводится в рамках процедуры благоустройства.

Направления расходования

Что именно понимается под благоустройством? Это совокупность мероприятий по освещению, озеленению, возведению новых объектов. Рассмотрим базовые направления благоустройства:

  • Подготовка территории, обеспечение ее сохранности.
  • Посадка растений.
  • Установка ограждений.
  • Сооружение малых объектов.
  • Установка спортивного оборудования.
  • Установка освещения.
  • Монтаж рекламных и информационных стендов.
  • Сооружение некапитальных объектов.
  • Улучшение наружного вида имеющихся зданий.
  • Создание пешеходных переходов и проездов для транспорта.

Приведем популярные работы: асфальтирование, обустройство газонов и клумб, установка скамеек и фонарей, укладка плитки. Точный перечень работ, входящих в благоустройство территории, в законе не оговорен.

Расходы по этим направлениям работ считаются расходами по благоустройству территории. По мнению Минфина (письма №03-03-06/1/35, №03-03-06/1/443 от 7 июля 2009 года), соответствующими тратами при определении налога на прибыль считаются расходы на традиционное благоустройство. То есть это усилия, направленные на организацию удобства на территории фирмы. Рассматриваемые траты не связаны с извлечением прибыли.

Учет трат на возведение объектов

Под объектами могут пониматься ограждения, скамьи, фонтаны, фонари. Рассмотрим виды объектов и их коды по ОКОФ:

  • Тротуарная плитка – 120001090.
  • Металлические ограждения – 123697050.
  • Прочие ограждения – 124540000.
  • Фонтаны – 120001090.
  • Скамейки – 163612560.

В пункте 38 Инструкции №157н указано, что объекты с любой стоимостью будут приниматься к учету в составе основных средств (ОС) при выполнении этих условий:

  • Срок полезной эксплуатации составляет более года.
  • Эксплуатация на основании оперативного руководства.
  • Участие в исполнении услуг, функций, обеспечении нужд руководства.

Расходы на создание объектов, соответствующих приведенным условиям, помещаются на эти счета:

  • 010611310 – для бюджетных субъектов.
  • 010611000 – для автономных субъектов.

Объекты помещаются на счета по их первоначальной стоимости. Для учета используются эти проводки:

  • ДТ2 106 11 310 КТ2 302 31 730. Вклады в возведение объекта, относящегося к ОС.
  • ДТ2 101 13 310 КТ2 106 11 310. Принятие объекта к бухучету.
  • ДТ2 302 31 830 КТ2 201 11 610. Подрядчику переведены деньги за сооружение объекта.
  • ДТ2 109 80 271 КТ2 104 13 410. Учет стоимости в накладных тратах.

Основными первичными документами будут договор с поставщиком и квитанции.

Финансирование деятельности по благоустройству

Благоустройство территории может выполняться за счет средств бюджета, собственных денег компании, субсидий, целевого финансирования. Размер субсидии, а также ее получатели определяются на базе этих документов:

  • Заявки, в которых есть информация о наличии у субъекта проектно-сметных бумаг.
  • Копии документов, подтверждающих права собственности на благоустраиваемую территорию.
  • Данные об уже исполненных работах, выполняемых на основании договора.

Рассмотрим конкретные мероприятия и статьи расходов КОСГУ по ним:

  • Статья 225. Уборка территории, уход за многолетними растениями.
  • Статья 226. Оформление сметных бумаг по благоустройству, монтаж и возведение.
  • Статья 310. Возведение и реконструкция объектов, покупка новых (ограждения, скамейки).
  • Статья 340. Покупка сырья и инструментов для благоустройства, покупка посадочного сырья для насаждений, перчаток и прочих расходных материалов.

Соответствующий порядок использования классификации установлен Приказом Минфина №65н от 1 июля 2013 года.

Бухучет отдельных работ

Обустройство дорог регулируется Письмом Минфина №02-06-10/39403 от 23 сентября 2013 года. В пункте 45 Инструкции №157н инвентарные объекты ОС учитываются на базе положений Классификатора фондов ОК 013-94, установленного Постановлением Госстандарта №359 от 26 декабря 1994 года. В этом Классификаторе указано, что асфальтирование и обустройство дорог будет учитываться в составе ОС. Они могут учитываться в составе прочих конструкций, не входящих в другие группы (код 12 0001090). То есть объекты благоустройства (в том числе дороги) будут учитываться в структуре ОС на счете 0 101 03 000.

Если дороги и площадки отличаются аналогичным назначением и сроком полезной эксплуатации, требуется учитывать их как группу объектов. Данные по каждому сооружению фиксируются в инвентарной карточке ОС. Однако специалисты рекомендуют учитывать площадки с самостоятельным назначением (к примеру, парковки) отдельно.

ВНИМАНИЕ! Все нюансы бухучета нужно прописать в актах организации.

Используемые проводки

При финансировании благоустройства территории применяются эти проводки:

  • ДТ5 201 11 510 КТ5 205 81 660. Поступление субсидии.
  • ДТ5 302 31 830 КТ5 201 11 610. Окончательный расчет после исполнения всех работ.
  • ДТ4 101 13 310 КТ4 106 11 310. Принятие объекта в состав ОС.
  • ДТ5 205 81 560 КТ5 401 10 180. Начисление дохода от переведенной субсидии или финансирования.

Если объект уже имеется и асфальтирование выполняется для улучшения эксплуатационных качеств, расходы помещаются на подстатью 225.

Озеленение

В ОКОФ указано, что насаждения принадлежат к ОС. При такой форме благоустройства используются эти проводки:

  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка саженцев многолетних посадок.
  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка рассады однолетних посадок.
  • ДТ2 109 80 272 КТ2 105 36 000. Списание стоимости однолетних насаждений.

Первичными документами будут являться чеки и квитанции.

Особенности налогообложения

Траты на благоустройство нельзя включать в базу по налогу на прибыль. Эти траты также не связаны с производственными зданиями, коммерческой деятельностью. Подъездные пути, нужные для обеспечения коммерческой деятельности, будут амортизироваться на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ. Однако амортизируемым имуществом не будут считаться объекты, которые возводились с привлечением субсидий или финансирования из средств бюджета.

Организация сетей наружного освещения не будет относиться к перечню, оговоренному в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Следовательно, на них может начисляться амортизация.

Ливневая канализация нужна для обеспечения эксплуатации основной постройки. То есть расходы на ее создание отвечают положениям 252 НК РФ, поэтому канализация является амортизируемым имуществом.

Учреждение должно учитывать траты на благоустройство. Учет расходов в целях налогообложения осуществляется тогда, когда они связаны с деятельностью организации. Фирма должна подтвердить все траты документами, а также обосновать их на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Амортизация на объекты, возведенные в рамках благоустройства территории, будет начисляться в стандартном порядке.

Учет некапитальных трат

Некапитальные расходы – это траты, не связанные с непосредственными нуждами. То есть это благоустройство, выполняемое с эстетическими целями. Проводки будут такими:

  • ДТ91.2 КТ60. Акт сдачи-приемки исполненных работ.
  • ДТ19 КТ60. Выделение НДС.
  • ДТ91.2 КТ19. Списание НДС.
  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг сторонних компаний.

Траты не будут признаваться в целях налогообложения, так как они не связаны с деятельностью фирмы напрямую.

Депутаты Московской областной думы в четверг приняли в трех чтениях законопроект, устанавливающий случаи, при которых не требуется получения разрешения на строительство и реконструкцию автомобильных дорог на территории Московской области, передает РИАМО.

Согласно документу, к таким случаям относятся дороги V категории, протяженностью не более 25 метров, для движения транспортных средств от какого-либо земельного участка и до примыкания к другой автомобильной дороге общего пользования, на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, без получения разрешения на строительство.

«Подготовлен проект закона «О внесении изменений в закон Московской области «Об установлении случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство на территории Московской области». Он разработан нашим министерством по итогам рабочей встречи с представителями бизнеса, которая произошла 28 апреля 2018 года», – сказал министр транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Алексей Гержик.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, проект закона позволит ускорить оформление автомобильных дорог к объектам дорожного сервиса, а также обеспечить безопасное дорожное движение в виде съездов и выездов к дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

Принятый законопроект не потребует дополнительных расходов из бюджета Московской области. Также он не содержит положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Согласно законодательству, подрядные организации при выполнении строительно-монтажных работ несут гарантийные обязательства перед заказчиками. Однако избежать недостатков удается не всегда. О том, как учитывать операции, связанные с их исправлением, читайте в нашей статье.

Когда благоустройство является обязательным

Некоторые строительные нормы и правила, а также санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СНиП, СанПиН) предписывают обязательные мероприятия по благоустройству и озеленению территорий. Благоустройство территории может быть также предусмотрено проектами. И кроме того, решениями органов местного самоуправления и инвестиционно-тендерных комиссий как условие получения разрешения на строительство объекта недвижимости.

Как учитывать расходы на благоустройство в таких случаях?

Налоговый учет расходов

Позиция Минфина. Ранее ответ на вопрос о включении затрат на благоустройство территории, предусмотренных в смете на строительство, в состав первоначальной стоимости строящегося объекта был отрицательным (см. письмо Минфина России от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201). Затраты на благоустройство, такие как асфальтирование, устройство дорожек, газонов и т. д., предлагалось учитывать как расходы, формирующие себестоимость отдельных объектов внешнего благоустройства (не связанных с основным строительством). При этом данные объекты не подлежат амортизации согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

В 2007 году финансисты изменили свое мнение. Так, в письме от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/309 была рассмотрена ситуация, когда организация в ходе строительства офисного здания производила работы по благоустройству территории (озеленение). И сделан вывод: расходы на благоустройство как расходы капитального характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.

Арбитражная практика. Судьи поддерживают организации и считают, что амортизация не начисляется только по объектам внешнего благоустройства, которые созданы за счет средств бюджетного или иного подобного целевого финансирования. Поэтому если объект сооружен без привлечения таких источников, то норма подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ о неначислении амортизации к нему не применяется. А понятие «другие аналогичные объекты», упоминаемое в указанном подпункте, в законодательстве не расшифровано. Следовательно, все неясности толкуются в пользу организации. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04.

Кроме того, суды признают обоснованными затраты по благоустройству в тех случаях, когда они обусловлены требованиями строительных либо санитарных норм и правил. И приходят к выводу, что такие расходы могут в полном объеме учитываться при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Об этом говорится в постановлении ФАС Центрального округа от 26 апреля 2007 г. № А68-АП-400/14-04.

Включение затрат на благоустройство в стоимость строительства

На основании письма Минфина России № 03-03-06/1/309 и сложившейся судебной практики можно сделать следующий вывод. Если благоустройство территории непосредственно связано с созданием объекта недвижимости и проведено до его ввода в эксплуатацию, расходы по благоустройству включаются в первоначальную стоимость основного средства согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, по мнению автора, данные затраты можно учитывать в стоимости строящегося объекта, если работы по благоустройству прилегающих территорий:

  • предусмотрены в смете на строительство объекта;
  • непосредственно связаны с созданием объекта недвижимости;
  • производятся до ввода объекта в эксплуатацию;
  • предусмотрены инвестиционным договором в качестве условия приемки объекта в эксплуатацию.

Бухгалтерский учет расходов на благоустойство

В случае долевого строительства многоквартирных домов можно порекомендовать следующий порядок отражения расходов на благоустройство (НДС не рассматривается):

  • ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76, 10, 70, 69…) – отражены затраты на строительство объекта (без учета затрат на благоустройство);
  • ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 96 – создан резерв предстоящих расходов на благоустройство (обусловленный сезонным характером проведения работ по благоустройству территории);
  • ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 60 (76, 10, 70, 69…) – использован ранее созданный резерв в расчетах за работы по благоустройству территории (материалы, услуги и т. д.);
  • ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 08 – построенный объект передан участникам долевого строительства.

Благоустройство по инициативе компании

Инициатором благоустройства может выступить и сам собственник здания. Например, если строительная компания осуществляет деятельность по сдаче в аренду построенных офисных помещений (бизнес-центров) и преследует коммерческую цель повысить уровень их привлекательности (классность) и тем самым увеличить арендную плату, она может принять решение о дополнительном благоустройстве прилегающей территории.

В этом случае расходы на благоустройство, по мнению автора, можно учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Ведь расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

При этом в случае создания отдельных объектов благоустройства в бухгалтерском учете их следует учитывать в составе основных средств (при условии соответствия критериям, установленным ПБУ 6/01). Амортизировать эти объекты позволяет пункт 17 ПБУ 6/01. Отражаются указанные операции следующими записями (без учета НДС):

  • ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76, 10, 70, 69…) – отражены затраты на благоустройство;
  • ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – принят объект благоустройства в состав основных средств;
  • ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – начислена амортизация по объекту благоустройства.

Чиновники расходы на благоустройство не признают

Позиция Минфина России — не в пользу организаций.

Чиновники считают, что под общепринятым значением «благоустройство территории» следует понимать затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на ее территории. Поэтому в письме от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745 содержится вывод о том, что ни капитальные, ни текущие расходы на благоустройство территории в целях налогообложения не учитываются. Аргументы следующие.

Амортизировать объекты благоустройства нельзя на основании запрета, содержащегося в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

А текущие затраты на благоустройство, по мнению финансистов, не связаны с получением доходов и поэтому не соответствуют критериям расходов, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ.

Налоговики в свою очередь, исходя из этой позиции, считают, что поскольку затраты на благоустройство не учитываются в расходах, связанных с деятельностью, облагаемой НДС, то по ним не применяется и вычет НДС. При этом суммы «входного» НДС нельзя включить и в стоимость приобретенных услуг (материалов, объектов основных средств), связанных с благоустройством. Так как статья 170 Налогового кодекса РФ содержит закрытый перечень таких случаев.

Обратите внимание: если исходить из этой позиции, в бухгалтерском учете суммы «входного» НДС придется учитывать на счете 91 «Прочие расходы» (не учитываемые при налогообложении).

Суды считают расходы обоснованными

Следует отметить, что арбитры поддерживают организации и в тех случаях, когда благоустройство не связано с обязательными требованиями. В отличие от чиновников судьи не считают, что эстетика и удобство с коммерческой деятельностью никак не связаны. Ведь привлекательный внешний вид территории производит хорошее впечатление на партнеров, что, в свою очередь, формирует положительное представление о компании в целом и создает благоприятную рабочую атмосферу. А значит, расходы также являются обоснованными и направленными на получение доходов. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 23 августа 2005 г. № Ф09-3476/05-С2 и Северо-Западного округа от 16 июня 2004 г. № А26-8219/03-210.

Что понимать под благоустройством

Понятие благоустройства в законодательстве не раскрывается. В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения» лишь упоминается, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства поселений. Можно сформулировать такое определение. Благоустройство – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города, обеспечение доступности городской среды, повышение комфортности условий проживания для жителей города, поддержание единого архитектурного облика города.

ГАРАЩЕНКО О.В.
ведущий аудитор-консультант, президент группы компаний «Эксклюзив Консалтинг»

Журнал «Учет в строительстве» № 5, 2008

ВНЕШНЕЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

О.А. ЮСУПОВА

В условиях финансового кризиса на рынке обостряется конкурентная борьба предприятий торговли за потенциальных клиентов. Успех деятельности предприятий данной отрасли в немалой степени зависит от привлекательности внешнего благоустройства территории. Удобное месторасположение, наличие парковки, а также ухоженная и озелененная территория всегда производят на посетителей приятное впечатление. Кроме того, заниматься уходом и облагораживанием территории предприятия обязывают на законодательном уровне.

Несмотря на все это, контролирующие органы отказываются принимать затраты на благоустройство территории (а они всегда значительны) в составе налоговой базы по налогу на прибыль. Проанализировав положения законодательных и нормативных актов, разъяснения сотрудников налоговых органов, а также арбитражную практику, выясним, есть ли у налогоплательщиков шанс отстоять данные расходы.

Определение понятия «благоустройство территории» в действующем законодательстве отсутствует. Минфин рекомендует руководствоваться его общепринятым значением в контексте налогового законодательства: под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. К таким расходам относятся, например, устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д. (Письма Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94, от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203).

Необходимость благоустройства не подлежит сомнению, однако перед организацией, желающей правильно оформить и поставить такие объекты на учет и решить вопрос об их налогообложении, встает несколько трудноразрешимых вопросов.

1. Является ли объект благоустройства самостоятельным инвентарным объектом?

2. Считаются ли расходы на благоустройство экономически оправданными и могут ли они учитываться для налогообложения прибыли и т.д.?

3. Можно ли считать объекты благоустройства основными средствами и амортизируемым имуществом?

4. Начисляется ли амортизация по таким объектам?

Затраты на благоустройство территории могут быть капитальными и текущими. Капитальные затраты связаны с созданием новых основных средств и изменением первоначальной стоимости уже имеющихся. Капитальными при благоустройстве территории считаются затраты по созданию автостоянок, дорожек, газонов, на посадку кустарников, установку внешнего электрического освещения и т.д.

Текущие затраты осуществляются с целью поддержания используемых объектов основных средств в рабочем состоянии. К ним можно отнести, например, посев травы и цветов на газонах в новом сезоне, стрижку кустарников и т.д.

В результате выполнения работ по благоустройству территории у организации появляются объекты имущества. Чаще всего объекты внешнего благоустройства являются амортизируемым имуществом. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса являются амортизируемыми, но не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки), а также другие аналогичные объекты.

По мнению Минфина России, организация не вправе начислять амортизацию по объектам внешнего благоустройства, созданным и за счет собственных средств (см. Письмо от 12.08.2008 N 0303-06/1/461). В Письме от 19.06.2008 N 03-03-06/1/362 Минфин России разъяснил, что объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации и, следовательно, капитальные и текущие расходы по ним не учитываются в целях налогообложения прибыли. Минфин России в своих разъяснениях не разделяет понятия внешнего и внутреннего благоустройства и под эту норму подводит любые работы, связанные с благоустройством.

Судебная практика идет по иному пути, в соответствии с которым на основании пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ нельзя амортизировать объекты внешнего благоустройства, сооруженные с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Другие объекты внешнего благоустройства подлежат амортизации в общем порядке (Постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 по делу N А65-20868/07, ФАС Уральского округа от 26.06.2008 N Ф09-4500/08-С3 по делу N А50-14710/07 и ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 по делу N А56-4910/2007).

Из постановлений арбитражных судов следует, что можно амортизировать объекты внешнего благоустройства, которые:

— введены в эксплуатацию;

— приняты на учет в качестве объектов основных средств;

— сооружены без привлечения источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования;

— предполагается использовать в целях извлечения дохода.

На основании требований, предъявляемых к благоустройству территории, можно сделать вывод, что затраты на благоустройство непосредственно прилегающей к построенному объекту территории должны признавать экономически обоснованными расходами, без осуществления которых организация не может в полной мере эксплуатировать построенный объект.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан компании «Кадет истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы», суды не должны проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

На основании вышеизложенного у налоговых органов и судов отсутствовали правовые основания для признания произведенных обществом расходов на содержание прилегающей территории экономически необоснованными, учитывая и то, что в силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений и иных объектов, возложена обязанность осуществлять мероприятия по благоустройству территорий. Следовательно, затраты организации на благоустройство земельного участка, на котором возведен принятый к учету в качестве объекта основных средств объект недвижимости, признаются расходами организации, направленными на получение прибыли.

Таким образом, чтобы организация имела право включить затраты по благоустройству территории в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в том числе посредством амортизации), ей, во-первых, необходимо иметь документы, подтверждающие осуществленные расходы на благоустройство территории, оформленные в соответствии с законодательством РФ. А во-вторых, организация должна суметь обосновать связь произведенных затрат с деятельностью, направленной на получение дохода. К примеру, подъездные пути, дороги, тротуары, пешеходные дорожки автозаправочных станций, автосервисов, подлежат амортизации, если располагаются на территории, непосредственно используемой для извлечения дохода. А расходы по ремонту и содержанию таких транспортно-пешеходных коммуникаций могут учитываться при налогообложении прибыли.

Порядок начисления НДС и применения налоговых вычетов по затратам на создание и эксплуатацию объектов внешнего благоустройства зависит от того, в какой деятельности организация их использует (облагаемой НДС или нет), а также от того, являются они текущими или капитальными.

Работы по благоустройству территории капитального характера, выполняемые хозспособом признаются объектом обложения НДС на основании пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ. Таким образом, со стоимости выполненных для собственного потребления работ по созданию объекта внешнего благоустройства, используемого как в производственных, так и не в производственных целях, организация должна исчислить и уплатить в бюджет НДС.

При этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ). А моментом ее определения является последний день каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ). При этом не имеет значения, в каких целях организация будет использовать созданный объект -производственных или нет.

При выполнении работ исключительно подрядчиками объекта налогообложения у организации не возникает (Письмо Минфина России от 29.05.2007 N 03-07-11/142).

В тех случаях, когда СМР не носят капитального характера (не связаны с созданием новых основных средств и не изменяют первоначальную стоимость уже имеющихся), а связаны, например, с текущим ремонтом основных средств, объекта обложения НДС также не возникает (Письмо Минфина России от 05.11.2003 N 04-03-11/91).

В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ к вычету можно принять суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения указанных работ и сумму НДС, начисленную при выполнении работ для собственного потребления, если эти работы связаны с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых НДС, а его стоимость учитывается в расходах (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль. Принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении материалов, которые были использованы для выполнения работ по благоустройству, организация может в общеустановленном порядке (абз. 1 п. 5 ст. 172 НК РФ), т.е. по мере отражения в учете операций по оприходованию товаров и получению счета-фактуры от поставщика.

Если объект внешнего благоустройства, построенный хозяйственным способом, не используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС, и его стоимость не включается в расходы в целях налогового учета, то налогоплательщик не имеет права принять к вычету сумму НДС, исчисленную со стоимости работ, выполненных для собственного потребления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумму НДС, не подлежащую вычету, нельзя включить и в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Ведь суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, если иное не установлено гл. 21 НК РФ, не включаются в расходы в целях налогообложения прибыли, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 170 НК РФ. В этом пункте приведен закрытый перечень ситуаций, когда «входной» налог учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Среди них строительство объекта, стоимость которого не признается в составе расходов в целях налогового учета, не поименовано.

Таким образом, сумму «входного» НДС следует включить в состав прочих расходов, в дебет счета 91, не учитывая данную сумму для налога на прибыль. В учете возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство. В данном случае постоянной разницей будет сумма расходов на благоустройство (сумма амортизации объекта благоустройства) и сумма входного НДС, которую не приняли к вычету. Постоянное налоговое обязательство — это 20 % (ставка налога на прибыль) с суммы постоянной разницы. Постоянные налоговые обязательства нужно отражать по строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» разд. III бухгалтерского баланса, а также по строке 200 «Постоянные налоговые обязательства (активы)» в Отчете о прибылях и убытках.

При рассмотрении порядка бухгалтерского учета расходов по благоустройству территории необходимо разделить их на текущие и капитальные.

Текущими расходами следует считать работы, направленные на ремонт уже существующих объектов благоустройства. При этом в силу п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99 текущие затраты организации на благоустройство не могут быть признаны расходами по обычным видам деятельности. Их следует отнести в дебет счета 91-2 «Прочие расходы». При отнесении работ к текущему ремонту можно исходить из состава работ, указанных в ГЭСНр 68-15 «Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог», ГЭСНр 68-16 «Ремонт тротуаров из литого асфальта», ГЭСНр 68-17 «Ремонт бордюров».

Когда же работы были направлены на создание новых объектов или на реконструкцию уже существующих, то их следует признавать капитальными. При этом стоимость принятых работ отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а в дальнейшем списывают на счет 01 «Основные средства».

Очевидно, что асфальтирование, бетонирование, мощение участков, на которых ранее твердое покрытие отсутствовало, устройство ограждений, газонов и систем освещения приводит к созданию новых объектов основных средств. Этот вывод соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» о том, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В бухгалтерском учете объекты внешнего благоустройства, удовлетворяющие критериям п. 4 ПБУ 6/01, могут учитываться в составе основных средств по первоначальной стоимости. В данном случае она равна общей сумме затрат, связанных с осуществлением работ по благоустройству (п. п. 7 и 8 ПБУ 6/01).

С 2006 г. стоимость объектов внешнего благоустройства, являющихся основными средствами, погашается путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухучету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Срок полезного использования объекта определяется организацией самостоятельно согласно п. 20 ПБУ 6/01.

Суммы амортизации рассчитываются в соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 и ежемесячно включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 24 ПБУ 6/01 и п. 5 ПБУ 10/99).

Если объект внешнего благоустройства не соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01, он учитывается в качестве МПЗ. В бухгалтерском учете затраты на создание подобного объекта признаются единовременно в момент ввода его в эксплуатацию.

Кроме того, затраты, связанные с содержанием и ремонтом объектов основных средств, используемых организацией в производственных целях (в том числе и объектов внешнего благоустройства), признаются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 16 ПБУ 10/99). При этом затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим

отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. Они подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. п. 18 и 19 ПБУ 10/99). Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Расходы на ремонт в бухгалтерском учете формируют финансовый результат равномерно по мере списания, а в налоговом учете признаются единовременно. Поэтому в бухучете на дату признания расходов в налоговом учете возникнет налогооблагаемая временная разница, которая приведет к образованию отложенного налогового обязательства. Погашаться данная разница и обязательство будут по мере признания расходов на ремонт в бухучете в составе себестоимости продаж (п. п. 12, 15 и 18 ПБУ 18/02).

Таким образом, прилегающая к зданию торговой организации территория, оформленная с учетом требований ландшафтного дизайна или оборудованная удобной стоянкой, несомненно, повышает имидж организации. Ситуация, когда организации приходится благоустраивать прилегающую территорию, на практике не редкость. Однако порядок признания таких затрат для целей налогообложения достаточно сложен, поэтому большинство бухгалтеров предпочитают учитывать эти расходы как понесенные за счет чистой прибыли. Учет объектов благоустройства зависит от того, что представляет собой этот объект, каким видом деятельности занимается организация, каким способом осуществлялось создание данного объекта и др. факторов.

Когда речь заходит о благоустройстве офиса подразумевается не только создание удобных рабочих мест, закупка вращающихся офисных кресел и установка рекламного стенда с продукцией фирмы. Современный подход к оформлению офиса подразумевает и его украшение различными предметами не несущими в себе практической ценности. Дизайнеры, занимающиеся декорацией офисов, чаще обращаются не к офисной мебели, а именно к офисным аксессуарам, которые придают тепло, уют и особую атмосферу рабочему помещению. Если смотреть на оформление рабочего пространства офиса с точки зрения психологии, то офис, декорированный домашними мелочами, выглядит намного привлекательней чем комната с голыми стенами и шкафами, забитыми рабочей литературой.
Материалов для оформления офиса сегодня больше чем предостаточно. Это и живые и искусственные цветы, настенные панно, изделия из камня, и разные лампы. Да что там букеты и лампы! Сейчас одним из приемов декорирования послужит обычная вешалка! Да-да, не улыбайтесь. Металлическая вешалка, поставленная в определенное место, может придать необычную элегантность или оригинальность обстановке офиса. Офисная вешалка может быть любого цвета, также большую роль играет ее форма — изящно изогнутая, плавно извивающаяся, поражающая воображение углами и авторскими элементами.
Последний год на пике моды украшение офисов изделиями из натурального камня. Западные дизайнеры давно уже применяют для декорирования рабочих помещений кристаллы, минералы и камни. Существуют даже студии, специализирующиеся на работе с этими материалами. Зеленоватый нефрит, голубой агат, красная яшма превратят офис в настоящую обитель вкуса и стиля и сделают обстановку богаче.
Также очень важно освещение интерьера. Нет, мы говорим не про то освещение, которое просто светит, а про декоративное освещение. Удачно подобранное световое решение может творить чудеса. Тут Вам помогут настенные, напольные офисные лампы, бра оригинальных форм и расцветок.
Ну и не обойтись без растений в офисе! Именно они лучше любых других аксессуаров создают домашнюю обстановку. Офис могут украшать как искусственные цветы, так и живые. Очень актуально ставить у дверей офиса экзотические живые пальмы в бочках. Шкафы могут украшать развесистые традесканции и плющи, которые будут красиво ниспадать с полок. Цветы ставят в яркие горшки, как правило, пластиковые, но не исключено использование и керамики.
А для кого живые цветы скорее обуза, чем украшение, можно посоветовать в качестве оформления офиса цветочные композиции из тканей, в частности, шелка, а также сухие букеты. Цветы успокаивают, радуют глаз и душу, преображают и оживляют любую комнату. Во многих офисах около компьютеров и прочей техники ставят цветы, особенно кактусы. Такая любовь происходит не только из-за способности некоторых видов кактусов поглощать вредное излучение. Растения прекрасно снимают напряжение. Флористический коллаж — новинка в оформлении офисов. Удобен он тем, что не требует ни ухода, ни ваз, ни большой площади. Такой коллаж располагается на стене. Это своего рода картина, выполненная из сухих растений.
Не потеряли своей популярности и обыкновенные картины, написанные красками. Одна из тенденций украшения офиса в Америке — это дипломы в тонких стильных рамах, фотографии сотрудников и гостей компании, висящие на стенах. Сейчас многие осознали необходимость оформления офиса приятными мелочами. Появились и дизайнеры, и целые фирмы, специализирующиеся на офисных аксессуарах.
Офис должен быть уютным, по-домашнему теплым и приятным для работы. Ведь в нем мы проводим большую часть нашего времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *