Распоряжение земельными участками

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ И РАСПОРЯЖЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

УДК 353.2

Наличие муниципальной собственности предусмотрено Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (статьи 8, 9, 130, 132). Статья 130 определяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение населением муниципальной собственностью. Статья 132 Конституции указывает на право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью и относит это их полномочие к вопросам местного значения.

Основным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы собственности, является Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее Гражданский кодекс). Согласно статье 215 Гражданского кодекса муниципальной собственностью является «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям».

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса право собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По специальному поручению указанных органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования эти права могут также осуществлять государственные органы, иные органы местного самоуправления, юридические лица и граждане .

Пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В муниципальной собственности согласно статье 19 данного кодекса находятся земельные участки: кото-

А.Н. ПИПТЮК

рые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством .

В зависимости от того, в чьей собственности находятся земельные участки, условно полномочия органов по их управлению можно разделить на две группы. В отношении собственных земель органы местного самоуправления обладают всеми полномочиями по их владению, пользованию и распоряжению. До разграничения государственной собственности на землю в отношении неразграниченных государственных земель полномочия по управлению и распоряжению ими осуществляют органы местного самоуправления или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем возложение на органы местного самоуправления полномочий по управлению и распоряжению государственными землями носит временный характер и будет осуществляться до окончания процедуры разграничения государственных земель.

С принятием изменений к статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 1.12.2007 № 310-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Однако перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также порядок осуществления контроля за реализацией органом местного самоуправления отдельных государственных

полномочии и уполномоченный контролирующий орган не были установлены .

В результате разграничения государственной собственности на землю определяется собственник каждого земельного участка, не находящегося в собственности гражданина или юридического лица, — Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Следует отметить, что в ходе реализации муниципальной реформы в России идет процесс разграничения имущества между муниципальными образованиями с целью формирования собственности вновь созданных городских и сельских поселений. На основании решений органов государственной власти при передаче вновь образованным муниципальным образованиям объектов недвижимости им будут также передаваться и земельные участки, на которых расположены эти объекты .

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Следует отметить, что распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю с нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы возможного собственника этого участка — Российской Федерации .

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

— земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

— иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование, предоставлять его в аренду, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с действующим законодательством.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год; религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений; лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.

Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается в соответствии с Земельным кодексом. До установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с Земельным кодексом .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До 1 января 2010 года в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности:

— коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из муниципальной собственности;

— гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками

расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

До 1 января 2010 года лица, не указанные выше и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

— свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

— от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

— до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

На основании постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» органам местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли предоставлено право своими реше-

ниями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с п. 1 данного постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, зависит от цели такого предоставления — для строительства (ст.ст.30, 30.1, 30.2, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации) либо для целей, не связанных со строительством (ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) . Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование либо в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает орган местного самоуправления. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Постановлением Правительства Российской Федерации «Об орга-

низации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» в соответствии с Гражданским и Земельным кодексом Российской Федерации.

При проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для застройки органами местного самоуправления к их участникам могут устанавливаться следующие дополнительные требования:

1) возмещение убытков и иных затрат на снос объектов недвижимости, переселение жителей, перенос сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования;

2)строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

3)соблюдение сроков строительства объектов недвижимости;

4) благоустройство территорий общего пользования.

Нормы предоставления земельных участков вновь осваиваемых территорий устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в соответствии с правилами застройки. Проекты межевания территорий утверждаются органами местного самоуправления и являются основанием для установления границ земельных участков на местности. Порядок разработки и утверждения проектов межевания территорий устанавливается органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

1) принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) уполномочить на управление и рас-

поряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

3) обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Проанализировав действующее законодательство, регламентирующее полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, связанные с управлением и распоряжением земельными участками, необходимо отметить, что в настоящее время до сих пор не установлен предусмотренный пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечень приграничных территорий, до принятия которого не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства

и иностранным юридическим лицам. Подобная неопределенность может быть устранена только принятием соответствующих нормативных актов.

Кроме того, имеется проблема оформления прав органов местного самоуправления на земельные участки в пределах границ соответствующего муниципального образования, связанная с отсутствием денежных средств в местных бюджетах, высокой стоимостью указанных работ и масштабами неоформленных территорий.

До момента проведения соответствующих работ по установлению границ на местности земельный участок ни как объект недвижимости, ни как объект прав еще не существует, поскольку недвижимостью признается лишь индивидуально-определенная вещь, то есть вещь, индивидуализированная до степени невозможности смешения со сходной вещью. Проведение данных работ является обязательным при предоставлении земельных участков. Специфика земельного участка в том, что он является частью поверхности земли, границы которой должны быть описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Решить данную проблему может принятие дополнения в статью 69 Земельного кодекса Российской Федерации пунктом 1.1, предусматривающим финансирование за счет средств федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации работ по установлению границ на местности земельных участков, отнесенных к собственности муниципальных образований и в отношении которых не были проведены вышеуказанные работы.

Решение поставленной проблемы позволит ускорить предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, в собственность либо аренду, а проведение аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков будет способствовать предоставлению земельных участков по наилучшей для органов местного самоуправления цене. Следовательно возрастет объем поступающих от земельного налога денежных средств в местный бюджет, а также объем уплачиваемой государственной пошлины за

регистрацию прав на недвижимое имущество.

Так же необходимо обратить внимание на вопросы защиты прав граждан и юридических лиц, заинтересованных в получении земельного участка под строительство, за счет которых в соответствии с п. 1 ст.32 Земельного кодекса осуществляется установление границ такого земельного участка и его государственный кадастровый учет.

Проблема в том, что до того как будет принято решение о предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу, данный земельный участок остается в собственности муниципального образования. А решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка, но не обязанностью. Следовательно, в случае наступления указанных в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса обстоятельств (изъятие земельных участков из оборота; установление федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков) заявитель фактически остается без каких- либо прав на оформляемый земельный участок при понесенных им расходах.

В качестве решения предлагается дополнить пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации абзацем следующего содержания: «В случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства по основаниям, не связанным с нарушениями действующего законодательства, расходы на проведение работ по установлению границ такого земельного участка и его государственному кадастровому учету, понесенные заявителем, подлежат возмещению за счет средств соответствующего органа, принявшего такое решение».

Указанные предложения и рекомендации направлены на совершенствование правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, связанных с управлением и распоряжением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и устранение имеющихся проблем в практической деятельности органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993. С.15.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г.

№ 51-ФЗ (в ред. от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 27. Ст. 3213.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4587.

6. О порядке определения нормативной цены земли: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 319 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 13. Ст. 1539.

7. Постановление ФАС Центрального округа от 3 августа 2006 г. по делу № А14-6835-2005/253/14 // Документ опубликован не был.

8. Постановление ФАС Уральского округа от 24 марта 2008 г. № Ф09-1800/08-С6 по делу № А50-12077/ 2007 // Документ опубликован не был.

9. Постановление ФАС Уральского округа от 1 ноября 2006 г. № Ф09-9544/06-С6 по делу № А50-9384/ 2006 // Документ опубликован не был.

10. Муниципальное право: Учебник для вузов / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин; под ред. Н.А. Игнатюка. М., 2005. С.174.

11. Урсу А.В. Земля и местное самоуправление // Российская юстиция. 2007. № 2. С. 11 — 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1 января 2017 г. вступает в силу ряд положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон).
Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утвержденных правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.
В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.
Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ).


108 Кб
скачать

183 от 18.06.2015

ТАЕЖНИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
БОГУЧАНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Р Е Ш Е Н И Е

18.06.2015г. п. Таежный № 183

Об утверждении Положения о порядке распоряжения
земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, а также земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности Таежнинского сельсовета, расположенными на территории Таежнинского сельсовета,
Богучанского района, Красноярского края

В соответствии Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015), Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций в сфере земельных отношений на территории муниципального образования Таежнинский сельсовет, Богучанского района, Красноярского края , руководствуясь ст. 22 Устава Таежнинского сельсовета, Таежнинский сельский Совет депутатов
РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение о порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Таежнинского сельсовета, расположенными на территории Таежнинского сельсовета, Богучанского района, Красноярского края (согласно Приложению).
2. Решение подлежит опубликованию в официальном издании «Таежнинский вестник»
и размещению на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет -www.taezhniy24.ru .
3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.
4.Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по бюджету и собственности (А.Н.Никифоров).
Председатель Таежнинского
Сельского Совета депутатов И.Н.Левковский
Глава Таежнинского сельсовета Р.И.Жаркомбаев

Приложение
к решению Таежнинского сельского Совета
депутатов от 18.06.2015 № 183
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, А ТАКЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАЕЖНИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА, РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИИ ТАЕЖНИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА БОГУЧАНСКОГО РАЙОНА, КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 29.12.2014), Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
1.2.Настоящее Положение определяет основы управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению
и распоряжению в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – Земельные участки).
1.3. Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности; изъятых
из оборота; ограниченных в обороте; земельных участков общего пользования.
1.4. Сроки подготовки и принятия решения не должны превышать сроков, установленных земельным законодательством для совершения действий, необходимых для подготовки
и принятия решения.
1.4.Органы местного самоуправления Таежнинского сельсовета обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся
в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

2. Полномочия органов местного самоуправления Таежнинского сельсовета
в сфере управления и распоряжения земельными участками
2.1. Полномочия Таежнинского сельского Совета депутатов по вопросам земельных отношений.
2.1.1. Разрабатывает, утверждает и вносит изменения в Положение о порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые
не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, расположенными на территории Таежнинского сельсовета.
2.1.2. Устанавливает порядок определения цены Земельных участков и их оплаты
при заключении договора купли-продажи без проведения торгов.
2.1.3. Утверждает перечень муниципальных услуг, необходимых и обязательных
по исполнению полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, расположенными на территории Таежнинского сельсовета.
2.1.4. Принимает решения о направлении заявлений о безвозмездной передаче Земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
2.1.5. Контролирует деятельность администрации по распоряжению Земельными участками.
2.1.6. Осуществляет иные полномочия в рамках своей компетенции, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации, Уставом Таежнинского сельсовета, настоящим Положением.
2.2. Полномочия администрации Таежнинского сельсовета по вопросам земельных отношений
2.2.1. Передает Земельные участки в собственность, аренду, постоянное бессрочное пользование и безвозмездное пользование с заключением соответствующих договоров.
2.2.2. Осуществляет подготовку, организацию и проведение аукциона по продаже Земельных участков, или аукциона на право заключения договора аренды Земельных участков.
2.2.3. Осуществляет подготовку, утверждение и официальное опубликование (обнародование) административных регламентов по порядку предоставления муниципальных услуг в сфере деятельности по исполнению полномочий
по распоряжению Земельными участками.
2.2.4. Осуществляет подготовку проектов планировки территории, проектов межевания территории, утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для предоставления Земельных участков.
2.2.5. Принимает решения об образовании, разделе, уточнении границ Земельных участков.
2.2.6. Принимает решения об установлении публичных и (или) частных сервитутов
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.7. Осуществляет контроль за исполнением условий заключенных договоров
и принятие мер, направленных на расторжение заключенных договоров в случае нарушения их условий, принимает решения о прекращении прав на Земельные участки.
2.2.8. Разрешает использование земель или Земельного участка без предоставления,
в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
2.2.9. Принимает решение об обмене Земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на Земельный участок, находящийся в частной собственности.

2.2.10. Принимает решение о перераспределении земель и (или) Земельных участков или подписывает соглашение о перераспределении Земельных участков, находящихся
в частной собственности.
2.2.11. Осуществляет подготовку заявления о безвозмездной передачи Земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
2.2.12. Принимает решение о предварительном согласовании предоставлении или отказе
в предоставлении Земельного участка.
2.2.13. Утверждает проекты границ Земельных участков в соответствии с возможными вариантами их выбора.
2.2.14. Осуществляет предоставление Земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также Земельных участков, находящихся
в муниципальной собственности, на которых расположены здание, строение, сооружение.
2.2.15. Осуществляет предоставление для строительства Земельных участков, в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым администрацией сельсовета заключен договор о развитии застроенной территории.
2.2.16. Принимает решение о предварительном согласовании о предоставлении или отказе в предоставлении Земельных участков.
2.2.17. Осуществляет администрирование платежей за землю в местный бюджет
2.2.18. Осуществляет иные полномочия в рамках своей компетенции, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации, Уставом Таежнинского сельсовета, настоящим Положением.

3. Предоставление Земельных участков

3.1. Предоставление Земельных участков в собственность бесплатно

3.1.1. Предоставление Земельных участков в собственность бесплатно осуществляется
в случаях, установленных ст. 39.5. Земельного кодекса РФ.
3.1.2. Основанием для предоставления Земельного участка в собственность бесплатно является постановление администрации сельсовета.
3.1.3. Порядок предоставления Земельных участков в собственность бесплатно определен разделом 4 настоящего Положения.

3.2. Продажа земельных участков

3.2.1. Продажа Земельных участков осуществляется в случаях, установленных ст. 39.3. Земельного кодекса РФ, на торгах и без проведения торгов.
3.2.2. Торги проводятся в форме аукциона.
3.2.3. При заключении договора купли-продажи Земельного участка на аукционе цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона. Начальная цена предмета аукциона по продаже земельного участка определяется в соответствии с п. 5.2. настоящего Положения.
3.2.4. Порядок предоставления Земельных участков в собственность за плату определен разделом 4 настоящего Положения.

3.3. Предоставление Земельных участков в аренду

3.3.1. Предоставление Земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов, осуществляется в случаях, установленных ст. 39.6. Земельного кодекса РФ.
3.3.2. Торги проводятся в форме аукциона.
3.3.3. При заключении договора аренды Земельного участка на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за Земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды Земельного участка определяется в соответствии с п. 5.3. настоящего Положения.
Основанием для заключения договора аренды Земельного участка является протокол
об итогах аукциона.
3.3.4. При заключении договора аренды на Земельный участок государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, размер арендной планы определяется Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
При заключении договора аренды земельного участка, находящегося
в муниципальной собственности, без проведения торгов, размер арендной платы устанавливается решением Таежнинского сельского Совета депутатов.
3.3.5.Порядок предоставления Земельных участков в аренду определен разделом
4 настоящего Положения.
3.3.6. Сроки заключения договора аренды Земельного участка установлены п. 8 ст. 39.8. Земельного кодекса.

3.4. Предоставление Земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование

3.4.1. Предоставление Земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
3.4.2. Основанием для предоставления Земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование является постановление администрации сельсовета.
3.4.3. Порядок предоставления Земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование определен разделом 4 настоящего Положения.

3.5. Предоставление Земельных участков в безвозмездное пользование

3.5.1. Земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, субъектам права, установленными в п. 2 ст. 39.10. Земельного кодекса.
3.5.2. Основанием для заключения договора безвозмездного пользования земельным участком является постановление администрации сельсовета.
3.5.3. Порядок предоставления Земельных участков в безвозмездное пользование определен разделом 4 настоящего Положения.

4. Порядок предоставления Земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное , аренду без проведения торгов

4.1. Предоставление Земельного участка осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения Земельного участка на кадастровом плане территории по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц
(в соответствии с разделом 6 настоящего Положения);
2) подача в администрацию сельсовета гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления Земельного участка;
3) принятие постановления администрации сельсовета о предварительном согласовании предоставления Земельного участка или подготовка письма администрации сельсовета об отказе в предварительном согласовании предоставления Земельного участка по основаниям, установленным п. 8 ст. 39.15. Земельного кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом:
— выполнения кадастровых работ в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения Земельного участка;
— государственного кадастрового учета Земельного участка;
5) подача в администрацию сельсовета гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении Земельного участка;
6) заключение договора купли-продажи, договора аренды Земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие администрацией сельсовета постановления о предоставлении Земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование или подготовка письма администрации сельсовета об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным ст. 39.16. Земельного кодекса.
4.2. При поступлении заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления Земельного участка или о предоставлении Земельного участка
для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства
в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления Земельного участка или о предоставлении Земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности опубликовывается извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей.
4.2.1.Размещение извещения осуществляется на сайте администрации сельсовет www.taezhniy24.ru.

5. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка

5.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов,
за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации.
5.2. Решение о проведении аукциона по продаже Земельного участка, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, принимается в форме постановлением администрации сельсовета.
5.3. Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является кадастровая стоимость такого земельного участка.
5.4. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается администрацией сельсовета в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка. Величина повышения начальной цены предмета аукциона устанавливается равной три процента от начальной цены предмета аукциона.
5.5. Организатором аукционов выступает администрация сельсовета.
5.6. Подготовка и проведение аукционов по продаже Земельных участков, либо аукционов на право заключения договоров аренды Земельных участков, осуществляется
в соответствии со ст. 39.11., 39.12. Земельного кодекса РФ.
5.7. Извещение о проведении аукциона, протокол рассмотрения заявок на участие
в аукционе, протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru., на официальном сайте администрации сельсовета www.taezhniy24.ru, а также в печатном издании «Таежнинский вестник».
5.8. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте администрации сельсовета- www.taezhniy24.ru.

6. Образование земельного участка на основании схемы расположения Земельного участка на кадастровом плане территории
6.1.Подготовка схемы расположения Земельного участка, схемы расположения границ сервитута на кадастровом плане территории осуществляется администрацией сельсовета, или по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданин или юридических лиц с учетом, Правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами Красноярского края, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель или Земельных участков, расположенных в границах сельсовета осуществляется исключительно администрацией сельсовета.
6.2. Схема расположения Земельного участка, схема расположения границ сервитута утверждается постановлением администрации сельсовета.
6.4. В случае, если испрашиваемый Земельный участок предстоит образовать
в соответствии со схемой расположения Земельного участка, для предоставления
в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка без проведения торгов, утверждение схемы его расположения принимается в составе решения о предварительном согласовании предоставления Земельного участка.

7. Возникновение и прекращение прав на земельные участки

7.1. Право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования на Земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским, земельным законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации.
7.1.1. Договоры безвозмездного пользования Земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации.
7.2. Обременение права, возникающее в связи с установлением сервитута, подлежит государственной регистрации в случае заключения соглашения об установлении сервитута на срок от трех лет.
7.3. Обременение права, возникающее в связи с заключением договора аренды Земельного участка на срок, более чем один год, подлежит государственной регистрации.
7.4. Прекращение прав на Земельные участки осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом, Земельным кодексом.
7.5. При прекращении права на Земельные участки, за исключением права собственности, земельные участки передаются в состав земель населенных пунктов для дальнейшего распределения.

8. Обмен Земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

8.1. Обмен Земельного участка, находящегося муниципальной собственности,
на Земельный участок, находящийся в частной собственности осуществляется в случаях, установленных ст. 39.21. Земельного кодекса.
8.2. Решение об обмене Земельными участками принимается постановлением администрации сельсовета и является основанием для заключения договора мены земельного участка.
8.2.1. Земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости.

9. Установления сервитута в отношении Земельного участка

9.1. Право ограниченного пользования чужим Земельным участком (сервитут) оформляется соглашением об установлении сервитута на основании схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.
9.2. Соглашение об установлении сервитута готовится на основании уведомления
о государственном кадастровом учете частей Земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
9.3. Порядок платы по соглашению об установлении сервитута в отношении Земельного участка устанавливается постановлением администрации сельсовета.
9.4. Публичный сервитут устанавливается постановлением администрации сельсовета
в случаях, установленных в п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ, для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия Земельных участков.
9.5. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов Публичных слушаний, проводимых Комиссией по Правилам землепользованию
и застройке
9.6. Государственная регистрация сервитутов проводится на основании заявления лица,
в пользу которого установлен сервитут.

10. Использования земель или Земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута
10.1. Использование земель или Земельных участков, за исключением Земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления Земельных участков и установления сервитута в случаях, установленных п. 1 ст. 39.33. Земельного кодекса РФ.
10.1.1. Осуществляется на основании постановления администрации сельсовета в целях, указанных в п.п. 1-5 п. 1 ст. 39.33. Земельного кодекса РФ.
10.2. Размещение нестационарных торговых объектов на землях или Земельных участках осуществляется на основании утвержденной постановлением администрации сельсовета схемы размещения нестационарных торговых объектов путем заключения договора
на размещение нестационарного торгового объекта.

11. Резервирование и изъятие земель для муниципальных нужд

11.1. Резервирование земель для муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ.
Сроки резервирования земель установлены п. 3 ст. 70.1. Земельного кодекса.
11.2. Решение о резервировании земель муниципальных нужд принимается постановлением администрации сельсовета о резервировании земель на основании утвержденной документации по планировке территории.
11.3. Решение о резервировании земель муниципальных нужд подлежит опубликованию в печатном издании «Таежнинский вестник».
11.4. Порядок резервирования земель для муниципальных нужд установлен постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».
11.5. Порядок выкупа Земельного участка для муниципальных нужд у его собственника, порядок определения выкупной цены Земельного участка, выкупаемого для муниципальных нужд, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для муниципальных нужд, устанавливаются гражданским
и земельным законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *