Распределение затрат по видам деятельности

31 Октября 2017О распределении затрат между видами деятельности при их планировании

О. Сизонова
главный редактор журнала «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Какие методы распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности могут применяться при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности?

Как правило, при осуществлении нескольких видов деятельности в учреждении должна быть предусмотрена методика планирования и учета затрат учреждения, включающая в себя методы распределения общехозяйственных и накладных расходов.

Такой порядок может быть установлен учредителем либо учреждением самостоятельно в учетной политике, исходя из отраслевой специфики деятельности учреждения.

При составлении плана ФХД целесообразно использовать методы и способы распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности, применяемые в целях бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н распределение общехозяйственных и накладных расходов производится одним из способов:

– пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

– пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

– пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В налоговом учете согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Такой механизм допускается и в части распределения затрат, относящихся к бюджетной деятельности (в рамках субсидии) и к деятельности, приносящей доход (Письмо Минфина РФ от 27.07.2017 № 03‑003‑06/3/40354).

Как показывает практика, в государственных (муниципальных) учреждениях наиболее распространен метод распределения общих расходов – пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов). Как видим, он применяется одновременно в целях бухгалтерского и налогового учета.

На примере рассмотрим применение этого метода при планировании расходов (выплат).

Автономному учреждению при составления расчетов (обоснований) к плану ФХД необходимо распределить расходы, которые относятся одновременно к деятельности в рамках госзадания и к приносящей доход деятельности. В учетной политике учреждения установлено, что распределять общехозяйственные расходы нужно между видами деятельности пропорционально доходам.

Учреждение планирует в очередном финансовом году получить следующие доходы (данные условны):

Наименование показателя

Код КОСГУ

Сумма, руб.

Поступления, всего

Х

73 500 000

в том числе:

Х

– субсидии на выполнение государственного задания*

53 000 000

Приносящая доход деятельность, всего

20 500 000

в том числе:

– реализация билетов, абонементов

20 000 000

– предоставление помещений в аренду

500 000

*
В частности, субсидии на возмещение нормативных затрат в рамках выполнения государственного задания – 50 000 000 руб., на содержание имущества – 3 000 000 руб. (планируются на основании сведений, полученных от учредителя).

Определены расчетным путем объемы расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности (данные условны):

Группы расходов

Код КОСГУ / код ВР

Сумма, руб.

Затраты на коммунальные услуги, в том числе:

– на холодное водоснабжение и водоотведение;

– на горячее водоснабжение;

– на потребление тепловой энергии;

– нормативные затраты на потребление электрической энергии

223 / 244

2 000 000

Затраты на содержание имущества, в том числе:

– на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

– на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

– на техническое обслуживание;

– на текущий ремонт;

– прочие затраты на содержание имущества

225 / 244

500 000

Затраты на содержание имущества, в том числе на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

226 / 244

1 000 000

Затраты на приобретение услуг связи

221 / 244

500 000

Затраты на приобретение транспортных услуг

222 / 244

500 000

Затраты на оплату труда административно-управленческого персонала

211 / 111

20 000 000

Начисления на выплаты по оплате труда

213 / 119

6 000 000

Прочие затраты на общехозяйственные нужды, в том числе:

– на служебные командировки;

– на повышение квалификации персонала

212 / 112

226 / 244

100 000

100 000

Расходы на уплату налога на имущество и землю

290 / 851

1 000 000

ВСЕГО общих расходов

31 700 000

Расчет и распределение общих расходов (накладных и общехозяйственных) осуществляются в следующем порядке.

Определяются доли доходов по соответствующим видам деятельности (в процентах) пропорционально сумме доходов, таким образом:

1) общая сумма поступлений по всем видам деятельности равна 73 500 000 руб.;

2) доля доходов по субсидиям равна 72 % ((53 000 000 руб. / 73 500 000 руб.) х 100 %);

3) доля доходов от приносящей доход деятельности равна 28 % ((20 500 000 руб. / 73 500 000 руб.) х 100 %).

Порядок распределения общих затрат будет таким:

Группы расходов

Код КОСГУ / код ВР

Общий объем расходов (100 %), руб.

За счет

средств субсидии (72 %), руб.

За счет приносящей доход деятельности (28 %), руб.

Затраты на коммунальные услуги

223 / 244

2 000 000

1 440 000

560 000

Затраты на содержание имущества (охрана, содержание территории, ремонт и пр.)

225 / 244

500 000

360 000

140 000

Затраты на содержание имущества (страхование и пр.)

226 / 244

1 000 000

720 000

280 000

Затраты на приобретение услуг связи

221 / 244

500 000

360 000

140 000

Затраты на приобретение транспортных услуг

222 / 244

500 000

360 000

140 000

Затраты на оплату труда административно-управленческого персонала

211 / 111

20 000 000

14 400 000

5 600 000

Начисления на выплаты по оплате труда

213 / 119

6 000 000

4 320 000

1 680 000

Затраты на служебные командировки

212 / 112

100 000

72 000

28 000

Затраты на повышение квалификации персонала

226 / 244

100 000

72 000

28 000

Расходы на уплату налогов на имущество учреждения и землю

290 / 851

1 000 000

720 000

280 000

ВСЕГО общих расходов

31 700 000

22 824 000

8 876 000

На основании полученных данных, а также с учетом прямых расходов (которые непосредственно относятся к тому или иному виду деятельности) заполняются соответствующие формы расчетов (обоснований) расходов к плану ФХД.

При внесении показателей в план ФХД расходы группируются по кодам видов расходов и при необходимости данные могут корректироваться (округляться в большую сторону).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *