Распространение лотерейных билетов

Правовые и налоговые особенности лотерейной деятельности

Общей нормативно-правовой базой лотерейной деятельности на сегодняшний день являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Указ Президента Российской Федерации от 19.09.1995 N 955 «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации», утвердивший Временное положение о лотереях в Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1004 «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации».

В целом нормативно-правовая база лотерейного бизнеса нуждается в более глубокой детализации и проработке, что должен восполнить Федеральный закон «О лотереях», который после долгих дебатов и рассмотрений был наконец-то принят 11 ноября 2003 г. и вступил в силу с 1 января 2004 г.

Новый Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон N 138-ФЗ) призван упорядочить лотерейную деятельность и создать более цивилизованную систему организации лотерейного бизнеса, и в этой связи важное значение приобретает анализ сложившейся практики проведения лотерей и наиболее часто встречающихся нарушений.

Рассмотрим наиболее характерные ошибки и нарушения действующего законодательства в области лотерейного бизнеса субъектами деятельности по организации и проведению лотерей.

1. Распространение лотерейных билетов

Организаторы лотерей часто распространяют лотерейные билеты по договорам купли-продажи. Согласно п.1 Временного положения о лотереях в Российской Федерации лотерея — это игра, в ходе которой ее организатор проводит розыгрыш призового фонда между участниками лотереи — собственниками лотерейных билетов. Иными словами, Временное положение о лотереях в Российской Федерации приравнивает лотерейные билеты к имуществу, которое можно считать товаром, предназначенным для реализации, и предметом договора купли-продажи. В соответствии с пп.9 п.2 ст.149 НК РФ реализация лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, освобождается от обложения НДС.

Согласно п.2 ст.1063 ГК РФ договор между организатором и участником игры, основанной на риске (лотереи, тотализатора), оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа. Иными словами, лотерейный билет только удостоверяет факт заключения гражданско-правового договора.

Кроме того, поскольку НК РФ не дает определения понятий «лотерея» и «лотерейный билет» для целей налогообложения, они должны применяться именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве (п.1 ст.11 НК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что, трактуя лотерейный билет как имущество, Временное положение о лотереях в Российской Федерации противоречит ГК РФ, имеющему большую юридическую силу в иерархии нормативно-правовых актов. Следовательно, Временное положение о лотереях в Российской Федерации, являясь подзаконным нормативным актом, не может противоречить закону — ГК РФ — и поэтому не должно применяться в части, противоречащей ГК РФ. Здесь следует отметить, что п.5 ст.2 Закона N 138-ФЗ устранен этот пробел и лотерейный билет определяется как документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи.

Таким образом, реализация лотерейных билетов по договорам купли-продажи фактически означает заключение между организатором лотереи и первым распространителем договоров на право участия в розыгрыше. Соответственно, дальнейшее распространение лотерейных билетов возможно только на основании договоров цессии, так как в данном случае имеет место перемена лиц в обязательстве (смена кредитора).

Распространение лотерейных билетов подобным образом влечет возникновение налоговых и имущественных рисков как у организатора лотереи, так и у его партнеров-распространителей, а именно:

  1. неуплата в бюджет НДС на основании пп.9 п.2 ст.149 НК РФ. Официальный распространитель лотерейных билетов, как было указано выше, не может перепродавать билеты, расценивая их в качестве товара. Это связано с отсутствием у него статуса организатора лотереи, а как следствие, — и разрешения уполномоченного органа на проведение лотереи. В связи с тем что распространитель лотерейных билетов по заключенным договорам купли-продажи становится собственником лотерейных билетов, не приобретая при этом статуса организатора лотереи и не имея разрешения уполномоченного органа, он не вправе применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп.9 п.2 ст.149 НК РФ. Таким образом, распространители лотерейных билетов, которые, стремясь не платить НДС с вознаграждения, причитающегося за реализацию лотерейных билетов по договорам комиссии, заключают для этого договоры купли-продажи, не могут воспользоваться освобождением от уплаты НДС согласно пп.9 п.2 ст.149 НК РФ и становятся обязанными исчислять НДС со всего объема реализации;
  2. неуплата в бюджет налога с продаж. У организатора лотереи не возникало объекта обложения налогом с продаж только в случае, если лотерейный билет расценивался не в качестве товара, а в качестве способа заключения договора на участие в розыгрыше с будущим участником. Организация, учитывая лотерейные билеты на счете 41 «Товары» и не считая себя плательщиком налога с продаж, противоречила сама себе. У распространителей лотерейных билетов не возникало объекта обложения налогом с продаж только в случае, если они реализовывали лотерейные билеты по договорам комиссии;
  3. риск признания распространителей налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц при исполнении ими обязанности организатора лотереи по выплате выигрышей с последующим удержанием стоимости выигрышей из доходов, причитающихся организатору. Подпункт 5 п.1 ст.228 НК РФ освобождает от исполнения функций налогового агента только организаторов лотереи. Распространители лотерейных билетов, как было замечено выше, не имеют статуса организаторов лотереи.

Поскольку Закон N 138-ФЗ окончательно определил статус лотерейного билета как документа, всем организаторам лотерей и распространителям лотерейных билетов надлежит привести свои договорные отношения в соответствие с положениями вышеуказанного закона в кратчайшие сроки.

2. Договорные отношения с партнерами

Организаторы лотерей часто заключают с распространителями лотерейных билетов договоры купли-продажи билетов вместо договоров комиссии; при этом роль комиссионного вознаграждения играет так называемая торговая скидка, предоставляемая организатором лотереи от номинальной цены билета. Такая схема применяется с целью освобождения распространителей от уплаты НДС, поскольку в соответствии с пп.9 п.2 ст.149 НК РФ только продажа лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, освобождается от обложения НДС. Данная льгота, как прямо указано в п.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, не распространяется на посреднические услуги, связанные с продажей лотерейных билетов.

При этом в проводимом розыгрыше участвуют только те билеты, которые фактически были реализованы распространителями; оставшиеся же билеты уничтожаются.

В результате используемой организаторами схемы распространения лотерейных билетов возникает ситуация, при которой формально в розыгрыше должны участвовать все проданные билеты, в том числе и уничтоженные партнерами. Таким образом, возникает ряд ошибок при ведении бухгалтерского учета и налогообложения:

  1. неверно формируется величина выручки от реализации лотерейных билетов, которая должна признаваться по всему объему лотерейных билетов, переданных первым распространителям по договорам купли-продажи:

запланированное заранее искажение выручки приводит к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

искажение выручки становится причиной недостоверности показателя «Выручка от продажи» в форме N 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

  1. величина призового фонда формируется не полностью, поскольку в ней фактически не учитываются билеты, которые были проданы организатором через распространителей, но впоследствии к моменту тиража уничтожены (в нарушение правил п.п.44, 46 Временного положения о лотереях в Российской Федерации). Более того, в связи с тем что при проведении расчетов с партнерами за проданные билеты причитающиеся организатору (продавцу по договору) суммы уменьшаются на стоимость уничтоженных партнерами билетов (то есть фактически происходит безвозмездная передача организатором части продаваемых им билетов), невозможно учесть расходы, связанные с реализацией таких билетов в целях налогообложения прибыли (для организатора лотереи), и образование неучтенного дополнительного внереализационного дохода у партнеров.

Таким образом, создается риск по НДС для распространителей лотерейных билетов. Договоры купли-продажи, по которым распространители лотерейных билетов осуществляют реализацию лотерейных билетов, по сути, являются договорами комиссии, и налоговые органы могут добиться их переквалификации в арбитражном суде. Последствием этого будет начисляться НДС с вознаграждения, размер которого будет определяться в соответствии со ст.40 НК РФ с уплатой пени и штрафа согласно ст.ст.75 и 122 НК РФ.

3. Статус призового фонда и порядок его формирования и использования

В большинстве случаев призовой фонд аккумулируется как на счетах организатора лотереи, так и его партнеров-распространителей; при этом специальные банковские призовые счета практически не используются. При этом выигрыши в зависимости от суммы повсеместно выплачиваются партнерами-распространителями на местах либо непосредственно организатором лотереи.

Но в данном случае имеет место нарушение организаторами лотерей требований п.п.44, 46 Временного положения о лотереях в Российской Федерации. В соответствии с п.44 данного Положения денежный призовой фонд тиражной лотереи накапливается в банках (банке), обслуживающих лотерею, и выплачивается этим банком. Кроме того, формирование денежного призового фонда тиражной лотереи после проведения розыгрыша запрещается, равно как и проведение розыгрыша тиражной лотереи до накопления призового фонда в полном объеме или формирование призового фонда из заемных средств.

Следовательно, нарушение установленных требований ведет к признанию результатов тиража недействительными, влечет обязанность возмещения убытков и морального вреда участникам лотереи и, как следствие, отзыв свидетельства на право проведения лотереи.

Новый Закон N 138-ФЗ не внес существенных коррективов в отношении статуса призового дохода. Согласно п.15 ст.8 Закона N 138-ФЗ порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемая структура распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи) определяются условиями лотереи.

В связи с тем что статус призового фонда, в том числе порядок учета и распоряжения невостребованными выигрышами, до последнего времени был законодательно не определен, многие организаторы лотерей формировали и расходовали невостребованный призовой фонд по своему усмотрению, включая покрытие своих убытков и иные хозяйственные цели.

По мнению организаторов лотерей, они фактически получают право расходовать резервный призовой фонд с момента окончания установленного для выплаты выигрышей срока, поскольку именно с этого момента они не обязаны производить выплаты по предъявленным по окончании указанного срока билетам.

Поскольку при проведении каждого розыгрыша происходит пополнение невостребованного призового фонда, средства которого по истечении установленного условиями проведения конкретной лотереи срока направляются в том числе на покрытие убытков организатора лотереи, данная ситуация может быть квалифицирована как организация лотереи для получения средств на покрытие предыдущих убытков юридического лица, проводящего лотерею, что прямо запрещено п.31 Временного положения о лотереях в Российской Федерации.

Кроме того, весьма сомнительным представляется вывод о возможности распоряжения невостребованным призовым фондом по истечении вышеуказанного срока, так как несмотря на истечение срока, установленного для выплаты выигрышей, организатор лотерей не приобретает прав на средства невостребованного призового фонда и не может обратить его в свою собственность.

По нашему мнению, с момента начала использования средств невостребованного призового фонда у организатора лотереи в соответствии с п.8 ст.250 НК РФ возникает обязанность уплаты налога на прибыль, поскольку данные средства следует считать безвозмездно полученными.

Закон N 138-ФЗ устранил все эти противоречия, прямо определив в ст.17 статус призового фонда и порядок его использования. В частности, призовой фонд должен использоваться исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.

Законом N 138-ФЗ решен и вопрос относительно принадлежности и порядка использования средств, оставшихся от невостребованных выигрышей. Согласно ст.20 указанного Закона выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного ГК РФ общего срока исковой давности (три года), после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, закон поставил точку в дебатах по поводу принадлежности не востребованных участниками средств призового фонда в пользу бюджета — организаторы лотереи в любом случае потеряли на них право. Как всегда, в наиболее выигрышной позиции оказалось государство.

С другой стороны, для организаторов и операторов лотерей возникают новые перспективы для манипулирования невостребованными средствами призовых фондов в течение срока исковой давности.

Утешением для организаторов и операторов лотерей может служить то, что Закон N 138-ФЗ не обязывает их передать в бюджет те средства призовых фондов, которые были накоплены ими к 1 января 2004 г.

При этом единственной возможностью обращения накопленных средств невостребованного призового фонда лотереи в собственность ее учредителя либо организатора является использование механизма приобретательной давности в соответствии со ст.234 ГК РФ и иными нормами гражданского законодательства.

Ю.Н.Ледакова

Юрист

А.В.Титаева

Налоговый консультант

ООО «Налогово-правовые инновации»

Учет косвенных налогов индивидуальными предпринимателями, использующими традиционную систему налогообложения
Налог на имущество в 2004 году

Лотерейная выгода для всех

Получается, что игра в лотерею выгодна сразу обеим сторонам, и продавцам, и покупателям. Покупатели выигрывают, а продавцы получают и комиссию, и рекламу!

Крупная удача, как мы понимаем, дело случая, чаще участникам удается выиграть в лотерею награды второй и третьей призовой категории. Организаторы лотереи Поверболл в январе 2012 года подняли цены на билеты с одного до двух долларов с целью ускоренного роста джекпота.

Постоянные участники любых лотерей, и зарубежных, и отечественных — люди настойчивые, для достижения заветной мечты они готовы испробовать любую теорию и стратегию, чтобы выиграть огромные суммы.

Понятие «лотерея», согласно п. 1 Временного положения о лотереях в Российской Федерации, это игра, в ходе которой ее организатор проводит розыгрыш призового фонда между участниками — собственниками билетов.

То есть, лотерейный билет — это тот же товар, продаваемый покупателю по договору купли-продажи, но освобожденный от НДС, согласно Налоговому Кодексу РФ (мы не имеем в виду налог на выигрыш в лотерею). Одновременно с этим, билет является документом, устанавливающим право владельца на участие в лотерее.

Бухгалтерский учет и налогообложение операций по реализации лотерейных билетов

Порядок проведения лотерей в Российской Федерации регулируется гражданским законодательством. Так, в соответствии с п.1 ст.1063 ГК РФ отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, который оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа.

Чаще всего организаторы лотерей не занимаются реализацией лотерейных билетов самостоятельно, а привлекают для этого сторонние организации (физических лиц) — посредников.

Как правило, отношения между организаторами лотерей и распространителями лотерейных билетов строятся на основе договора комиссии.

В соответствии с п.1 ст.990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В свою очередь организация — комиссионер, заключившая договор комиссии на реализацию лотерейных билетов с организатором лотереи (комитентом), вправе, если иное не предусмотрено договором комиссии, передать свои обязанности по распространению лотерейных билетов другим юридическим или физическим лицам, заключив с ними договор субкомиссии.

Возможность заключения договора субкомиссии предусмотрена ст.994 ГК РФ, согласно п.1 которой комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Основным документом, определяющим условия учреждения, регистрации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, является Временное положение о лотереях в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 19.09.1995 N 955 «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с этим Положением в каждой лотерее подлежат регистрации: авторское право на лотерею, право проведения лотереи и организатор лотереи.

Поскольку организации, занимающиеся лишь реализацией (распространением) лотерейных билетов, не являются авторами лотереи, а также не принимают участие в ее организации и проведении, их деятельность не подлежит государственной регистрации. На осуществление деятельности, связанной с реализацией лотерейных билетов, не требуется также получение соответствующего разрешения (лицензии), т.к. согласно ст.17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит только организация и проведение лотерей.

В Москве распространение лотерейных билетов осуществляется в соответствии с Порядком реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 21.03.2000 N 192 (далее — Порядок реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы).

Согласно указанному Порядку реализация лотерейной продукции на территории г. Москвы осуществляется в магазинах, кафе, ресторанах, специализированных киосках, банках и их филиалах, отделениях почтовой связи, автовокзалах, аэропортах, на железнодорожных вокзалах, автозаправочных станциях и других объектах инфраструктуры города, а также с помощью средств разносной торговли.

Разрешение на размещение некапитальных (нестандартных) объектов торговли лотерейной продукцией выдается префектурами административных округов в установленном порядке. Продажа лотерейной продукции с лотков и рук разрешается только в специально отведенных для этого местах. Места для разносной торговли утверждаются районными Управами с учетом обеспечения безопасного передвижения граждан и автотранспорта.

Выдача разрешений на право торговли лотерейной продукцией, определение количества пунктов продажи на территории метрополитена, в 25-метровой зоне от входов в метро, а также на вокзалах и на привокзальных территориях осуществляются руководителями соответствующих организаций. Контроль за соблюдением порядка реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы осуществляется правоохранительными органами города.

Поскольку реализация лотерейных билетов участникам лотереи производится за наличные деньги в месте нахождения распространителя, речь пойдет о договоре комиссии с участием комиссионера в расчетах.

Исходя из этого опишем схему проводок, оформляемых организациями — распространителями лотерейных билетов при реализации билетов участникам лотереи как напрямую, так и через другие организации (физических лиц).

Согласно п.1 ст.996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего.

Таким образом, лотерейные билеты, передаваемые организатором лотереи распространителю, не переходят в собственность распространителя и, соответственно, должны учитываться у него за балансом. В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) товары, принятые на комиссию, учитываются у комиссионера на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

Реализация билетов распространителями осуществляется по номинальной стоимости, т.е. по стоимости, определенной организаторами лотереи и указанной на лотерейных билетах, что, в частности, подтверждается п.2 Порядка реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы. Следовательно, запись дебет счета 004, отражающая получение лотерейных билетов от организатора лотереи, оформляется предприятием — распространителем на сумму номинальной стоимости полученных билетов.

Рассмотрим вариант, при котором предприятие — распространитель реализует лотерейные билеты участникам лотереи самостоятельно — без посредников.

Реализация лотерейных билетов участникам лотереи оформляется в учете предприятия — распространителя проводками:

дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (счет аналитического учета предприятия — организатора лотереи) — на сумму стоимости реализованных билетов;

дебет счета 50 «Касса» (51 «Расчетный счет») кредит счета 62 (76) — на сумму денежных средств, полученную от реализации билетов.

Одновременно с указанными проводками оформляется запись:

кредит счета 004 — на сумму реализованных билетов.

Вознаграждение распространителю билетов устанавливается, как правило, в процентах от номинальной стоимости реализованных билетов. Начисление комиссионного вознаграждения отразится в учете предприятия — распространителя проводкой:

дебет счета 76 кредит счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» — на сумму стоимости оказанной посреднической услуги (комиссионного вознаграждения).

На сумму затрат предприятия — распространителя, связанных с реализацией билетов, оформляется проводка:

дебет счета 46 кредит счета 44 «Издержки обращения».

Полученные от участников лотереи денежные средства (за минусом причитающегося комиссионеру — распространителю билетов комиссионного вознаграждения) перечисляются комитенту — организатору лотереи:

дебет счета 76 кредит счета 51 — на сумму выручки от реализации лотерейных билетов (за минусом комиссионного вознаграждения).

В соответствии с действующим до конца 2000 г.

Бизнес форум : Киоск По Продаже Лотерейных Билетов — Бизнес форум

пп.»з» п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» продажа лотерейных билетов освобождается от налога на добавленную стоимость. По мнению Минфина России, изложенному в Письмах от 31.07.1996 N 04-03-07 и от 26.12.1997 N 04-03-05, при реализации лотерейных билетов на условиях договора комиссии комиссионное вознаграждение за реализацию лотерейных билетов, освобожденных согласно действующему налоговому законодательству от налога на добавленную стоимость, этим налогом также не облагается.

Однако, по нашему мнению, в упомянутой выше норме Закона речь идет об освобождении от НДС именно оборотов по реализации лотерейных билетов. А поскольку комиссионное вознаграждение представляет собой оборот по реализации посреднических услуг, то оно должно облагаться налогом в общеустановленном порядке. Этой точки зрения придерживаются и сотрудники налоговых органов.

Следует отметить, что согласно пп.9 п.2 ст.149 НК РФ с 1 января 2001 г. от налога на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых исключительно по решению Правительства РФ и (или) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

По вопросу обложения лотерейных билетов, реализуемых за наличный расчет, налогом с продаж следует руководствоваться Письмом МНС России от 31.12.1998 N ВГ-6-01/930@ «По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж» (в ред. Письма МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-03/161@). Согласно указанному Письму лотерейный билет является свидетельством заключения договора между учредителями и участниками лотереи. В связи с этим продажа лотерейных билетов не может рассматриваться как реализация товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежит обложению налогом с продаж.

Что касается налогообложения суммы комиссионного вознаграждения, являющегося результатом посреднической деятельности организаций, осуществляющих продажу (распространение) лотерейных билетов по договорам комиссии, то такое вознаграждение облагается налогом с продаж только в случае оплаты комитентом оказанных комиссионером услуг наличными.

Согласно п.33.4 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» организации, предоставляющие посреднические услуги (по договору комиссии, поручения, агентскому договору), уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг. При возмещении комитентом, доверителем, принципалом расходов по оплате работ, услуг, связанных с исполнением договора, возмещаемые суммы не включаются у организации в налогооблагаемую базу, если из первичных документов на указанные работы, услуги следует, что получателем работ, услуг является комитент, доверитель, принципал, а плательщиком — организация (комиссионер, поверенный, агент).

Рассмотрим схему проводок в ситуации, при которой предприятие — распространитель лотерейных билетов реализует их через посредников по договору субкомиссии.

В этом случае распространитель должен будет организовать учет поступающих от организатора лотереи билетов на забалансовом счете 004 в разрезе двух субсчетов, например:

субсчет 1 «Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи»;

субсчет 2 «Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру».

Тогда при получении билетов от организатора лотереи в учете предприятия — распространителя будет сделана запись:

дебет счета 004, субсчет 1 «Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи» — на сумму номинальной стоимости полученных лотерейных билетов;

при передаче билетов субкомиссионеру:

кредит счета 004, субсчет 1 «Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи» и дебет счета 004, субсчет 2 «Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру» — на сумму номинальной стоимости лотерейных билетов, переданных субкомиссионеру.

При получении от субкомиссионера денежных средств за реализованные лотерейные билеты предприятие — распространитель оформляет следующую серию проводок:

дебет счета 50 (51) кредит счета 76 (счет аналитического учета предприятия — субкомиссионера) — на сумму выручки от реализации билетов, полученную от субкомиссионера (за минусом его комиссионного вознаграждения);

дебет счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) кредит счета 76 (счет аналитического учета предприятия — организатора лотереи) — на сумму стоимости реализованных билетов.

Одновременно стоимость реализованных субкомиссионером лотерейных билетов списывается с забалансового счета 004:

кредит счета 004, субсчет 2 «Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру».

Начисление комиссионного вознаграждения, причитающегося предприятию — распространителю от организатора лотереи и субкомиссионеру от предприятия — распространителя, отражается в учете последнего проводками:

дебет счета 76 (счет аналитического учета предприятия — организатора лотереи) кредит счета 46 — на сумму выручки предприятия — распространителя от реализации посреднической услуги;

дебет счета 46 кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом» — на сумму НДС с комиссионного вознаграждения;

дебет счета 44 кредит счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) — на сумму начисленного комиссионного вознаграждения субкомиссионеру (без НДС);

дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) — на сумму НДС с комиссионного вознаграждения.

Перечисление выручки от реализации лотерейных билетов организатору лотереи оформляется проводкой:

дебет счета 76 (счет аналитического учета организатора лотереи) кредит счета 51 — на сумму перечисленных денежных средств (за минусом комиссионного вознаграждения).

Сущность лотерейной деятельности как финансовой услуги

Как правило, лотерею рассматривают как розыгрыш вещей или денежных сумм по случайной вероятностью с использованием лотерейных билетов или других форм документального подтверждения участия в розыгрыше.

Лотерея является своеобразной формой финансовой услуги, которая основывается на добровольном привлечении средств физических лиц путем продажи лотерейных билетов и дальнейшего использования части полученных доходов для розыгрыша в виде выигрышей (призов).

Лотерейная деятельность в Украине регулируется Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденным приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Министерства финансов Украины от 12 декабря 2002 № 128/1037.

Лотерейная деятельность — хозяйственная деятельность операторов лотерей, предусматривает проведение лотерей, розыгрышей, выплату выигрышей (призов) и другие хозяйственные операции, косвенно обеспечивают проведение лотерей на основании выданной Министерством финансов Украины лицензии.

Главная цель лотерейной деятельности заключается в осуществлении хозяйственных операций за счет и по добровольному согласию игроков, вследствие чего часть аккумулированных средств поступает в государственный бюджет, часть уплачивается в виде выигрышей, а часть используется на обеспечение организации выпуска и проведения лотерей.

Лотерея — хозяйственная операция, которая предусматривает продажу играл эту права на участие в розыгрыше приза по случайной вероятностью за средства или другие ценности, а также бесплатное получение такого приза в собственность в случае признания игрока победителем.

Основными принципами организации лотерейной деятельности в Украине являются:

— Государственная монополия на выпуск и проведение лотерей;

— Добровольность участия игроков;

— Обеспечение прозрачных правил проведения лотерей;

— Конкурсный отбор операторов лотерей;

— Государственное регулирование лотерейного бизнеса;

— Обеспечение условий для устойчивого финансового состояния операторов лотерей на основе установления требований к минимальному размеру собственного капитала, ликвидности и платежеспособности.

В зависимости от признаков лотереи классифицируют следующим образом:

— По условиям выигрыша:

— Мгновенные;

— Тиражные;

— По форме лотерейных билетов:

— Бумажные;

— Электронные;

— По особенностям распределения призового фонда среди участников:

— Числовые;

— Профессиональные;

— По особенностям формирования призового фонда и распределения доходов от лотереи:

— Общегосударственные;

— Государственные;

— Местные.

Лотерея может проводиться как на основе использования лотерейных билетов, так и через электронную систему, которая позволяет заменять лотерейные билеты электронными документами или иным образом подтверждать участие в игре и предоставлять право на получение выигрыша.

Лотерейный билет — это бланк документа, который дает право на участие в розыгрыше призового дохода лотереи, а в случае победы является основанием для получения приза.

Государственные лотереи подразделяются на следующие виды:

— Мгновенная лотерея;

— Лотерея бинго;

— Лотерея тото;

— Разрядная лотерея;

— Числовая лотерея.

Экономическое содержание этих лотерей как хозяйственных операций по предоставлению финансовых услуг таков:

1) мгновенная лотерея, условия которой предусматривают приобретение игроком лотерейного билета из непосредственно указанными в нем типографским способом суммой выигрыша или фактом его отсутствия;

2) лотерея бинго — это одно- или многотиражная лотерея, условия выпуска и проведения которой предусматривают, что на лотерейном билете предварительно напечатано комбинацию цифр, символов или знаков, а распределение призового фонда происходит согласно совпадения определенных цифр и символов по результатам розыгрыша;

3) лотерея тото — однотиражна лотерея, по условиям которой определения суммы приза и распределение призового фонда происходят в зависимости от угадывания игроками результатов случайных событий в различных видах профессиональных соревнований, включенных в опубликованной программы лотереи;

4) разрядная лотерея — однотиражна лотерея, условия выпуска и проведения которой предусматривают приобретение игроком лотерейного билета с предварительно напечатанным порядковым номером, а определение победителя происходит в случае совпадения такого номера результатам публичного розыгрыша тиража;

5) числовая лотерея может быть одно- или многотиражной; по ее условиям игрок самостоятельно определяет и указывает в лотерейном билете комбинацию цифр, символов или знаков, а распределение призового фонда между игроками и определения размера приза осуществляется в соответствии с количеством совпадений таких чисел, символов или знаков с результатами публичного разыгрывания тиража.

Лотерейные услуги в Украине могут предоставляться с помощью лотерейных билетов, отпечатанных, как правило, на бумажных носителях, либо на основе использования электронной системы оплаты участия в лотерее, которая является аппаратно-техническим комплексом, что позволяет в режиме реального времени осуществлять оплату участия в лотерее и другие учетные, расчетные и контрольные операции.

Государственные денежные лотереи рассматривают как лотереи, для которых призовой фонд формируется в сумме не менее 50% доходов, полученных оператором, а также предусмотренного отчисления в Государственный бюджет в сумме не менее ЗО% доходов, остающихся в распоряжении оператора лотереи после выплаты призового фонда . Выигрыши в государственной денежной лотереи не подлежат налогообложению.

В отличие от государственных лотерей, так называемые лотереи, которые проводят компании и предприятия, является розыгрышами речевых или денежных призов в рекламных или благотворительных целях для привлечения покупателей (клиентов) и не имеют ничего общего с лотерейной услугой как хозяйственной операцией.

Историческая справка * 8

* 8 {С сайта лотерейного оператора Украины «Молодежь. Спорт. Лото» // www. msl.com.ua.}

Сведения о проведении лотерей содержатся в старинных китайских книгах. В эпоху Древнего Рима во времена императора Августа (63-14 pp. До н. Э.) Лотереи использовали как источник финансирования реконструкции и украшения Рима.

В эпоху Возрождения в 1465 серия лотерей была проведена в Бельгии, а полученные средства применялись для строительства часовен, каналов и портовых сооружений. В итальянском городе Генуя в 1515 (или 1 530) впервые в Европе была проведена широкомасштабная лотерея «De lotto de Genova». Ключевое слово «lotto» (в переводе с итал. «Счастье») приобрело символическое значение. Позже в 1700 появилась лотерея «Lotto di Genova», в которой были сформулированы основные принципы лотерейного бизнеса: участники лотереи платят за возможность сыграть, а победителя определяет Его величество Случай с помощью какого-либо приспособления, приводится в действие в момент розыгрыша лотереи.

Во Франции государственные лотереи впервые появились во время правления Екатерины Медичи (1519-1589), средства от проведения которых направлялись для пополнения французской казны, обустройство городов и строительства оборонительных сооружений.

В Англии лотерея стала популярной после основания в 1566- 1567 pp. лотереи под опекой королевы Елизаветы (1533-1603), где разыгрывались как денежные, так и вещественные призы. Средства от проведения этой лотереи использовались для ремонта мостов, строительство учебных заведений и дорог. Лотерея существовала до 1826

В конце XVII в. дефицит средств, рос, побудил правительство Англии использовать и лотерейные займы, первой из которых была английская лотерея «Миллион» 1694 В 1680 г.. была основана еще одна специальная лотерея — для сбора средств на реконструкцию системы водоснабжения в Лондоне.

Испанская национальная лотерея El Gordo основана в 1763 и действует до сих пор.

Считается, что технология лотерейных розыгрышей впервые разработал механик Александр Фише (1799-1862), который предложил способ проведения розыгрыша лотереи без участия человека.

До 1790 г.. Лотереи были развитым способом частного финансирования в США. В то же время почти 50 колледжей, 300 школ и 200 церквей строились на средства от американских лотерей. Текущее финансирование наиболее известных университетов (Гарвардского, Йельского, Принстонского и Колумбийского) осуществлялось за счет лотерей.

Конституционный запрет на проведение лотерей в США была введена в 20-е годы XIX в. в связи с высоким уровнем коррумпированности этого вида бизнеса. Возрождение лотерейного бизнеса началось только в 1964 в Нью-Гемпшире, где состоялась первая легальная лотерея, проводимая в США в XX в. Она оказалась настолько прибыльной, что до 1980 г.. Больше половины штатов основали свои лотереи, но единой общенациональной нет и по сей день.

Лотерейная деятельность в мире приобрела невиданные масштабы. Так, в лотерейных барабанах Европы ежегодно «прокручивается» почти 60 млрд долл. УСША.

Лицензию на проведение лотерейной деятельности оператору лотереи выдает Министерство финансов Украины. Контроль за соблюдением лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей осуществляет, кроме Министерства финансов, также Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

В Украине есть государственная монополия на выпуск проведения лотерей. На сегодня основными операторами лотерей являются: «Молодежь. Спорт. Лото», «Патриот», «Телефортуна» и «Украинская национальная лотерея». Законом Украины «О введении моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей» от 2 июня 2005 № 2630-ГУ введен мораторий на выдачу лицензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *