Разработка технологических нормативов

едерации;

выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. Государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий:

1) внедрение наилучших доступных технологий;

2) проектирование, строительство, реконструкция:

систем оборотного и бессточного водоснабжения;

централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;

сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

3) установка:

оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;

оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;

автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;

автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;

автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды;

4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа. (Подпункт введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

5. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

Статья 18. Экологическое страхование

1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

3. Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 181. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции

Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(Статья введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

ГЛАВА V. НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды

1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

3. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны окружающей среды;

установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

Статья 20. Нормативы качества окружающей среды

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;

нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;

нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.

4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.

5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;

технологические нормативы;

технические нормативы;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

2. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 312 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 231 настоящего Федерального закона.

4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на семь лет.

9. Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы

1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 311 настоящего Федерального закона.

3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 281 настоящего Федерального закона.

4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

51. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

6. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

Статья 231. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы

1. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

2. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 671 настоящего Федерального закона.

3. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.

4. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.

5. При установлении временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период осуществления мероприятий по выводу объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из эксплуатации включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются.

6. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 311 настоящего Федерального закона.

7. При невозможности соблюдения технологических нормативов (нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ) для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы). (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

1. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ)

2. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-ФЗ)

Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

1. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

1. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

2. Нормативы допустимой антропогенн

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Прогнозирование технологических показателей разработки сложнопостроенных залежей с нефтями повышенной и высокой вязкости»

Актуальность темы.

Главным стратегическим направлением в области повышения эффективности разработки нефтяных месторождений является вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов — это мнение было озвучено на научно-практической конференции, проведенной ЦКР в 1999 году.

В развитии нефтяной промышленности России в последние годы существует, и будет обостряться в ближайшей перспективе, проблема ввода в разработку новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти, приуроченных к коллекторам с высокой геологической неоднородностью, карбонатными породами со сложным характером пустотного пространства, залежам с высоковязкими нефтями. Она имеет высокую актуальность, так как на долю подобных залежей приходится около 65 % всех запасов нефти и их разработка стратегически важна для нефтяных районов России, где добычей нефти определяется экономическое и социальное благополучие региона. К таким регионам в полной мере можно отнести Удмуртскую Республику, в которой открыты, осваиваются и длительное время разрабатываются нефтяные месторождения с трудноизвлекаемыми запасами. При этом нефтедобывающие предприятия Удмуртии обеспечивают до 40 % и более всех бюджетных поступлений. Характерной особенностью нефтяных залежей этого района является сложность строения пластов (многопластовостъ, неоднородность, преобладание карбонатного типа коллекторов и т.д.), а главное повышенная и высокая вязкость нефти в пластовых условиях (до 180 мПа- с), с большим содержанием в них смол, парафина и асфальтенов.

Наиболее существенной частью проблемы является выбор методов разработки и технологических воздействий на продуктивные пласты, который связан с технологической эффективностью и высокими экономическими рисками. Он в значительно осложняется наличием многофакторности и требует взвешенного подхода.

Спрогнозировать возможные технологические показатели и в целом технологическую и экономическую эффективность разработки объекта, имеющего сложное геологическое строение и содержащего нефти повышенной и высокой вязкости, сравнительно трудно. Это приводит к высокому экономическому риску разработки. Для снижения рисков необходимо оценить возможное нефте-извлечение уже на начальном этапе освоения месторождения и определить факторы, наиболее сильно влияющие на его ожидаемое значение, на основе которых принять решение оптимального применения технологий повышения нефтеизвлечения.

Большинство осваиваемых и открываемых новых залежей не только в России, но и во всем мире, имеют повышенную сложность строения пластов (многопластовость и неоднородность, развитие трещиноватости и т.д.), плохие коллекторские свойства (низкая проницаемость), а так же особые свойства нефти в сочетании с повышенной их изменчивостью по разрезу продуктивных отложений. К особым свойствам нефти относятся: повышенная и высокая вязкость в пластовых условиях, проявление неньютоновского характера течения и содержание в аномальных количествах смол, асфальтенов и парафинов.

Осложняющие геолого-физические факторы предопределяют необходимость особого подхода к выбору и проектированию систем рациональной разработки и к научно обоснованному подбору способов и технологий повышения нефтеотдачи. При этом, важное значение приобретает опыт разработки подобных месторождений и применение новых систем разработки, учитывающих качественную характеристику запасов нефти.

На процесс разработки нефтяного месторождения одновременно влияет большое количество факторов. Количественно оценить влияние каждого фактора на нефтеотдачу — сложная задача. Еще сложнее это сделать для совокупности различных признаков. Этой проблеме — оценке влияния различных факторов на технологические показатели разработки и нефтеизвлечение пластов посвящено значительное количество работ. Однако, как отмечает В.Е.Гавура в своей монографии , «интерес к проблеме и ее актуальность остаются высокими».

Поэтому развитие и совершенствование моделей прогнозирования результатов разработки в зависимости от геолого-физических характеристик и систем разработки сложнопостроенных залежей с вязкой нефтью с целью определения факторов, влияющих на эффективность разработки, является актуальным. Одним из способов решения данной проблемы является применение статистического моделирования процесса нефтеизвлечения.

Таким образом, основным направлением исследований данной диссертации является развитие и совершенствование прогнозирования с заданной степенью точности технологических показателей разработки сложнопостроенных залежей с вязкой нефтью в зависимости от геолого-физических условий, разработка подхода выбора методов технологического воздействия на продуктивные пласты с целью оптимизации технологических процессов воздействия на продуктивный пласт, на примере обобщения результатов разработки нефтяных объектов ОАО «Удмуртнефть» и адаптации методов математической статистки.

Цель работы.

Целью работы является совершенствование прогнозирования технологических показателей разработки и оценки влияния на них геолого-физических характеристик сложнопостроенных залежей с нефтями повышенной и высокой вязкости, с целью оптимизации технологического воздействия на продуктивный пласт.

Основные задачи исследований

1. Рассмотреть геолого-физические характеристики нефтяных залежей, разрабатываемых в ОАО «Удмуртнефть», оценить их особенности.

2. Сформировать статистическую таблицу, в виде единого информационного поля, для исследуемых залежей нефти на территории Удмуртии.

3. Оценить технологическую эффективность применения тепловых и термополимерных методов воздействия на пласт сложнопостроенных залежей с высоковязкими нефтями.

4. Обосновать целесообразность применения методов математической статистики для выявления качественных и количественных зависимостей влияния различных геолого-физических характеристик и систем разработок на процессы нефтеизвлечения. Оценить применимость существующих статистических моделей для расчетов показателей нефтеизвлечения.

5. Адаптировать методы математической статистики для исследования динамики изменения технологических показателей.

6. Разработать алгоритм преобразования созданного информационного поля и сформировать базы данных для расчета статистических моделей исследуемых технологических показателей.

7. Получить статистические модели оценки показателей нефтеизвлечения в зависимости от геолого-физических характеристик и применяемых систем разработки для исследуемых залежей, с точки зрения оптимизации технологического воздействия на продуктивные пласты.

8. Получить для исследуемых залежей статистические модели расчета оптимального темпа отбора нефти в зависимости от геолого-физических характеристик и применяемых систем разработки, с точки зрения оптимизации технологического воздействия на продуктивные пласты.

9. Подготовить методические рекомендации по расчету технологических показателей разработки залежей с нефтями повышенной и высокой вязкости, с целью выбора и оптимизации технологических методов воздействия на залежь, на основе применения методов математической статистики.

Методы решения поставленных задач.

Поставленные задачи решались аналитическим путем с применением математического аппарата, корреляционно-регрессионного анализа, на основе общенаучного обобщения, сравнения и анализа промысловых данных с изучением динамики технологических показателей разработки, а также результатов внедрения МУН, на месторождениях Удмуртии. Все расчеты выполнялись с использованием ЭВМ с применением специальных прикладных программ.

Научная новизна

1. Сформировано единое информационное поле, являющееся статистической таблицей, которое включает в себя геолого-физические характеристики, технологические показатели разработки и их динамику, применяемые системы разработки, технологии воздействия на продуктивный пласт, характеризующие нефтяные залежи, разрабатываемые ОАО «Удмуртнефть».

2. На основе исследования динамики изменения технологических показателей и адаптации методов математической статистики разработан метод прогнозирования технологических показателей разработки нефтяной залежи.

3. Впервые для исследованных залежей получены статистические модели зависимости нефтеизвлечения от геолого-физических характеристик, типов коллекторов, методов разработки.

4. Впервые для исследованных залежей получены статистические модели расчета оптимального темпа отбора нефти в зависимости от геолого-физических характеристик продуктивного пласта и системы разработки.

Практическая ценность и реализация результатов работы

1. Сформированное единое информационное поле содержит сводную числовую совокупность исследованных залежей нефти по 35 признакам и может быть использовано для повышения эффективности работы по анализу разработки проектными, геологическими и эксплуатационными службами нефтедобывающего комплекса.

2. Разработанный метод экспресс — прогнозирования основных технологических показателей разработки может быть использован при проектировании и принятии управленческих решений по разработке конкретной залежи.

3. Создана база данных для расчета статистических моделей исследуемых технологических показателей, которая может быть применена для проектирования и принятия управленческих решений по разработке залежей нефти.

4. Предложены методические рекомендации по оценке технологических показателей разработки нефтяных залежей, с целью выбора и оптимизации технологических методов воздействия на продуктивный пласт, на основе применения методов математической статистики.

Практической ценностью работы является возможность ее использования в области проектирования и регулирования разработки месторождений, как с точки зрения технологической, так и экономической эффективности, а так же возможность применения для выбора метода разработки нефтяных залежей и обоснования предполагаемых отборов нефти и жидкости на ранней стадии разработки месторождения, когда накопленного материала не хватает для построения адекватной геолого-математической и гидродинамической модели.

Работа выполнена автором под научным руководством доктора технических наук, профессора В.И. Кудинова, которому автор выражает глубокую благодарность.

В ходе работы автор использовал консультативную помощь к.э.н.

A.Я.Волкова, к.т.н. О.М. Мирсоетова, к.г.-м.н. В.А.Савельева, к.т.н.

B.А.Васильева, к.г.-м.н. Н.А. Струковой, к.ф.-м.н. Н.В. Зубова, д.г.-м.н.

C.О.Денка, начальника геологического отдела объединения ОАО «Удмурт-нефть» В.В. Князева, а так же технической помощью исследовательских служб (лаборатория новых методов, лаборатория разработки и лаборатория экономического анализа института «УдмуртНИПИнефть», геологический отдел ОАО «Удмуртнефть»), за что им выражает глубокую признательность.

I. ОСОБЕННОСТИ ГЕОЛОГО-ФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СЛОЖНОПОСТРОЕННЫХ ЗАЛЕЖЕЙ С НЕФТЯМИ ПОВЫШЕННОЙ И ВЫСОКОЙ ВЯЗКОСТИ

Данная глава была составлена на основе фактического материала геолого-промысловых данных, а также на основе отчетов, выполненных лабораториями института «УдмуртНИПИнефть».

1.1. Общая геолого-физическая характеристика нефтяных залежей, разрабатываемых в ОАО «Удмуртнефть»

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки технологических нормативов в части выбросов, сбросов загрязняющих веществ (далее — технологические нормативы).

2. Технологические нормативы разрабатываются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими или планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I категории, а также на объектах II категории в соответствии с пунктом 12 статьи 311 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — природопользователи), в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения или заявки на пересмотр комплексного экологического разрешения.

3. Технологические нормативы разрабатываются для планируемых к вводу в эксплуатацию и действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ).

4. Технологические нормативы разрабатываются для объекта ОНВ, а также для его частей (далее — объекты технологического нормирования), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг (далее — производство продукции), в отношении которых в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее — справочник НДТ) описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели наилучших доступных технологий, в том числе для выбросов, сбросов (далее — технологические показатели НДТ).

5. Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов (далее — маркерные вещества).

Для оформления заявки на получение комплексного экологического разрешения необходимы технологические нормативы. Их расчет возможен только на основе технологических показателей, установленных для наилучших доступных технологий, и только в отношении маркерных веществ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны до 1 января 2025 года получить комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Заявка на получение КЭР включает разработку технологических нормативов — нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий (НДТ). Правила разработки технологических нормативов утверждены приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 891 (далее — Правила).

Технологические нормативы разрабатываются для объекта, оказывающего негативное воздействие (ОНВ), где реализуются или планируется реализация технологических процессов при производстве продукции, в отношении которых в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ) описаны идентичные технологические процессы, а также установлены технологические показатели.

— Реклама —

Технологические показатели — это показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.

Статья 1 Закона № 7-ФЗ2

Однако в Правилах речь идет исключительно о выбросах и сбросах.

Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов и которые в Правилах названы маркерными веществами. Технологические нормативы устанавливаются КЭР на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей НДТ.

При невозможности соблюдения технологических нормативов к заявке на получение КЭР прилагаются: проект программы повышения экологической эффективности и планируемые временно разрешенные выбросы, сбросы на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

Технологические нормативы по каждому маркерному веществу для объекта ОНВ определяются как сумма технологических нормативов всех объектов технологического нормирования в составе объекта ОНВ.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ, соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Следовательно, соблюдение технологических нормативов не направлено на соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с Законом № 7-ФЗ технологические показатели НДТ, обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации ИТС по НДТ.

Разработанные ИТС по НДТ введены приказами Росстандарта: 10 — в 2015 году, 13 — в 2016 и 28 — в 2017 году.

Приказами Минприроды России для ряда отраслей на основе ИТС по НДТ утверждены технологические показатели НДТ. Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р3 утвержден поэтапный график актуализации ИТС по НДТ, что может привести к изменению технологических показателей в ИТС по НДТ и повлечет за собой в этом случае корректировку приказов Минприроды России. А это, в свою очередь, отразится на разработке КЭР для объектов ОНВ.

Существуют определенные противоречия в понимании, что такое «маркерные вещества».

Согласно Правилам1, маркерные вещества — это вещества, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов. В соответствии с Методическими рекомендациями по определению технологии в качестве НДТ, утвержденными приказом Минпромторга России от 31.03.2015 № 6654, для выбросов и сбросов загрязняющих веществ рекомендуется выделять ключевые (маркерные) загрязняющие вещества. Во исполнение этих рекомендаций в большинстве утвержденных Росстандартом ИТС по НДТ содержится перечень маркерных веществ.

Такой подход находится в противоречии с определением маркерного вещества в пункте 2.77 ГОСТ Р 56 828.15−20165: «Маркерное вещество — наиболее значимый для конкретного производства показатель, выбираемый по определенным критериям из группы веществ, внутри которой наблюдается тесная корреляционная взаимосвязь. Особенностью маркерного вещества является то, что с его помощью можно оценить значения всех веществ, входящих в группу».

Таким образом, ГОСТ Р 56 828.15−2016 не устанавливает взаимосвязи между маркерными веществами и технологическими показателями.

В соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды от 28.02.2018 № 746, раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать (в числе прочего) показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (маркерных веществ). В план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы. Таким образом, маркерные вещества из ИТС по НДТ могут быть использованы при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК).

Исходя из изложенного, представляется актуальным проанализировать ИТС по НДТ на наличие в них технологических показателей и маркерных веществ, определить, в каких отраслях технологические показатели уже утверждены приказами Минприроды России, на какой год намечена актуализация ИТС по НДТ.

Результаты такого анализа приведены в таблице.

Закон № 7-ФЗ не предусматривает каких-либо исключений, поэтому технологические показатели должны присутствовать во всех ИТС по НДТ. Однако из таблицы видно, что в приложениях 35 справочников приведена информация о технологических показателях, а в 16 справочниках она отсутствует.

Отсутствие технологических показателей в ИТС по НДТ делает невозможным для Минприроды России выпуск приказов об утверждении технологических показателей НДТ, в первую очередь для следующих областей применения НДТ:
▸▸производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона;
▸▸производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот;
▸▸очистка сточных вод при производстве продукции;
▸▸утилизация и обезвреживание отходов;
▸▸горнодобывающая промышленность;
▸▸размещение отходов производства и потребления;
▸▸утилизация и обезвреживание отходов;
▸▸промышленные системы охлаждения;
▸▸очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях;
▸▸обработка поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями;
▸▸обработка поверхностей металлов и пластмасс с использованием электролитических или химических процессов;
▸▸убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства;
▸▸сокращение выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов);
▸▸системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;
▸▸переработка природного и попутного газа.

В актуализированном в 2019 году ИТС 46−2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» указано, что в силу специфики технологических процессов технологическим показателем является соблюдение гигиенического норматива качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. Такой подход не соответствует определению «технологические показатели», приведенному в статье 1 Закона № 7-ФЗ.

Без утвержденных приказами Минприроды России технологических показателей, как того требует Закон № 7-ФЗ, природопользователям невозможно разработать заявку на КЭР для объектов ОНВ перечисленных отраслей. Возможно, что при актуализации ИТС по НДТ технологические показатели будут введены в справочники. Однако график актуализации не связан с такой необходимостью.

Выводы

Отсутствие технологических показателей НДТ, утвержденных приказами Минприроды России, не позволит в ближайшем будущем подготовить заявку на КЭР для объектов ОНВ ряда отраслей.

Актуализация ИТС по НДТ может привести к изменению приведенных в них технологических показателей. Поэтому при разработке заявки на КЭР нужно принимать во внимание такую возможность.

Перечень маркерных веществ, поименованных в ИТС по НДТ, может быть использован при разработке программы ПЭК.

Документы

  1. Приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении правил разработки технологических нормативов».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
  4. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 665 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии».
  5. ГОСТ Р 56 828.15−2016. Наилучшие доступные технологии. Термины и определения.
  6. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Документы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *