Развитие торгового законодательства

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2019. — Т. 5 (71). № 2. — С. 334-342.

СРОЧНО В НОМЕР ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

УДК 94:(347.7+347.999)(470+571)»18″

РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Хутько Т. В.

ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал

В статье исследуется эволюция отечественного торгового законодательства, анализируется содержание основных нормативных правовых актов, заложивших основы коммерческого правосудия в России. Выявлены причины создания особых (коммерческих) судов, что обусловило необходимость разработки единого кодифицированного законодательства в целях их эффективного функционирования. На основе изучения архивных документов рассмотрены вопросы создания и деятельности коммерческих судов в Таврической губернии в первой половине XIX века. Особое внимание уделено основным направлениям деятельности судов, их компетенции, финансированию, особенностям комплектования и кадровому составу. В результате проведенного исследования установлено, что коммерческое судопроизводство, в основе которого были заложены буржуазные принципы и состязательная модель процесса, имело значительные преимущества, что определило перспективы развития коммерческих судов в Российской империи при проведении судебной реформы 1864 г. Предложено использовать результаты исследования для последующей разработки актуальных проблем истории государства и права России.

Ключевые слова: Российская империя, торговое законодательство, вексельное право, Новоторговый устав, коммерческий суд, Таврическая губерния, купец, состязательный процесс.

Реформирование современной российской государственности остается одним из направляющих векторов государственно-правового развития России. В числе приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации на период до 2024 г. является малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности . Становление правовых институтов, регулирующих развитие рыночных отношений, предусматривает необходимость создания механизмов защиты прав и интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К ним относится, прежде всего, обеспечение гарантий справедливого правосудия беспристрастным и независимым судом. Задача разработки и внедрения оптимальной модели организации и деятельности судов, «утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной» поставлена в Концепции судебной реформы, проводимой в Российской Федерации . Ее успешное осуществление невозможно без изучения и внедрения отечественного историко-правового опыта. Системе российского экономического правосудия присуща преемственность, берущая свое начало от коммерческих судов дореволюционной России, арбитражных комиссий периода НЭПа, государственного арбитража советского периода. Поэтому рост интереса специалистов (юристов, историков, практических работников) к ретроспективному анализу развития торгового законодательства

России, регламентирующего процесс становления специальных судебных органов, уполномоченных рассматривать и решать торговые споры, имеющий место в последние десятилетия, объясняется практической необходимостью.

Среди работ, посвященных исследованию развития отечественного торгового законодательства и коммерческого правосудия в России в XIX в., автор отмечает труды ученых правоведов, историков права, юристов дореволюционного и современного периодов И. В. Архипова , В. С. Балуха , И. В. Гессена , И. М. Гордона , Д. И. Мейера , М. М. Михайлова , А. В. Михина , С. Ф. Пивоварова , Д. В. Туткевича , Г. Ф. Шершеневича . Анализ содержания работ вышеперечисленных авторов свидетельствует о их значительном вкладе в разработку и изучение указанной проблемы. При этом следует отметить, что вопросы практики правового регулирования процесса становления и развития коммерческого правосудия в отдельных регионах России, в частности, на юге в Таврической губернии, остаются малоизученными и представляют перспективу для научного исследования. Целью данной статьи является проведение анализа развития торгового законодательства России, изучение отдельных нормативных актов, заложивших правовые основы создания и функционирования коммерческих судов в Российской империи в первой половине XIX в., с учетом выявления региональных особенностей. В частности, особое внимание уделено учреждению и деятельности коммерческих судов в Таврической губернии на основе исследования архивных материалов.

Объективными предпосылками для формирования отечественного торгового законодательства и становления коммерческого правосудия послужило социально-экономическое развитие России в XVII в., хотя наличие отдельных судебных органов, в компетенцию которых входило рассмотрение торговых дел, можно проследить в истории российского государства и права, начиная с XII в. . К началу XVI в. на Руси восстановилось сельское хозяйство, увеличилась торговля хлебом, возросло количество городов, и городское население стало более активно вести торговые операции, но разрешению торговых споров законодатель не уделял значительного внимания. В числе первых нормативно-правовых актов, заложившего основы развития торгового права в Русском государстве, стал Новоторговый устав 1667 г. Причиной его принятия являлось социально-экономическое развитие Московского государства, вызванное становлением всероссийского рынка и включением его в систему мировой торговли. Устав вводил новый институт судебной власти — специальные суды, к юрисдикции которых относились все дела, связанные с торговлей (например, суд над наемными возчиками из крестьян в случае исков к ним со стороны купцов) . Впервые вопросы правового регулирования внешней торговли были закреплены в форме обязательного для всех жителей государства закона.

Новоторговый устав учреждал особый Приказ по торговым делам для суда и «расправы купецким людям», а также предусматривалось создание таможенных судов . Петр I в эпоху великих преобразований подчинил таможенные суды Коммерц-коллегии, которая с 1719 г., помимо общего надзора за торговлей, осуществляла судебные функции по торговым и вексельным делам. В развитии торгового законодательства в 1720 г. был принят Устав об эверсах, в 1724 г. — Морской устав, в 1781 г. — Устав купеческого водоходства.

В период с 1727 по 1754 гг. судебные функции по торговым и вексельным делам осуществляли словесные таможенные суды, рассматривавшие спорные вопросы внутренней и внешней торговли, иски о денежных займах, закупке и продаже товаров, об аренде торговых помещений, споры между хозяевами, приказчиками и наемными работниками в порядке устного судопроизводства. Впоследствии разрешение торговых споров было передано в введение словесных судов, создаваемых при магистратах и ратушах. Создание специальных судов для рассмотрения торговых споров свидетельствует о фактическом обособлении торговой юрисдикции и зарождении коммерческого правосудия в России. При этом действовавшее торговое законодательство не было систематизировано.

Первый коммерческий суд в Российской империи был учрежден на юге России, в г. Одессе, в 1808 г. Одесский коммерческий суд действовал на основании «Устава Коммерческого Суда для Одессы», причем в основу Устава были заложены правила, действовавшие в крупнейших торговых городах Западной Европы (№ 22886) . Одной из причин, объясняющих заимствование западного образца организации Одесского коммерческого суда, принято считать, что инициаторами его создания были местные купцы, преимущественно французы по происхождению. Ходатайство об учреждении суда, переданное в Петербург герцогом де Ришелье (французским эмигрантом), написано на французском языке, и, ввиду отсутствия законодательства о коммерческих судах, за основу была взята западная модель организации аналогичных учреждений. Однако, проанализировав историю российского торгового законодательства, автор пришел к выводу, о собственной правовой основе Одесского коммерческого суда, создание которого стало объективным продолжением отечественных традиций торгового судопроизводства. «Устав Коммерческого Суда для Одессы» закрепил различные виды подсудности: общую, договорную и исключительную; установил принцип обязательности исполнения законных требований суда; впервые ввел принцип бессословности суда . В компетенцию суда входили не сословно-купеческие дела, а «всякие по одесской торговле иски на купцов одесских и иногородних, как и на людей других званий» (ст. 18) . «Устав Коммерческого Суда для Одессы» стал производным документом для образования коммерческих судов в России в первой половине XIX века: в 1808 г. — в Таганроге, в 1820 г. — в Феодосии и Архангельске, в 1824 г. — в Измаиле. В 1841 г. Феодосийский коммерческий суд был переведен в Керчь (№ 14377) .

Значительной вехой на пути развития российского торгового законодательства стал разработанный комиссией М. М. Сперанского и подписанный Николаем I 14 мая 1832 г. Именной указ «Высочайше утвержденное Учреждение коммерческих судов, и Устав их судопроизводства» (№ 5360) , с принятием которого коммерческое судопроизводство в Российской империи приобрело системный характер. Если раньше деятельность каждого коммерческого суда регламентировалась отдельно утвержденными актами, то теперь устанавливались единые требования и правовые нормы функционирования коммерческих судов и правила торгового судопроизводства. Действующие коммерческие суды переводились на новое законодательство, сохранялись только положения, необходимые в соответствии с местными условиями. В дальнейшем, в связи с активным торговооборотом, в ряде городов Российской империи предполагалось открытие коммерческих судов, если име-

лась острая необходимость в органах, регулировавших торговые споры («везде, где важность и пространство спорных торговых дел требовать того могут») (№ 5360) . На основе Указа от 14 мая 1832 г. были созданы суды в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Кишиневе, Варшаве.

В Таврической губернии первым с инициативой учреждения коммерческого суда выступил Феодосийский военный губернатор генерал-майор А. Ф. Клокачев в 1808 г., который обратился с предложением к министру коммерции об открытии в Феодосии коммерческого суда «подобно как в Одессе оный учрежден» . Необходимость его создания была обусловлена значительным подъемом на юге России на рубеже ХУШ-Х1Х вв. экономики и развитием торговых отношений, которые требовали оперативного правового регулирования. В регионе активно модернизировалась социальная и производственная инфраструктура, государство все активнее начало участвовать в развитии национальной экономики Таврической губернии, и правительство Российской империи стало заинтересованным в развитии внешнеэкономических торговых операций через черноморские порты, начав активно стимулировать их развитие. Так, Павел I в 1798 г. установил на территории Крымского полуострова на 30 лет режим порто-франко, наделив местных жителей и приезжающих иностранцев привилегиями и преимуществом осуществлять беспошлинную торговлю (№ 18373) . Александр I Таврической губернии, ее благоустройству, развитию торговли уделял значительное внимание, предложил «сделать в пользу ее особенные учреждения и дать ей приличные коммерческие выгоды и льготы» (№ 20449) . Для защиты торгующих купцов в системе органов государственного управления учредил особую должность градоначальника. В Именном указе 1804 г. первому градоначальнику г. Феодосии генералу А. С. Феньшу впервые была поставлена задача «приступить к образованию Коммерческого суда» (№ 21172) .

Однако учреждение Феодосийского коммерческого суда состоялось уже при деятельности нового градоначальника Н. И. Перовского в соответствии с Именным указом от 27 октября 1819 г. «на таком точно основании, как оный установлен в Одессе и Таганроге» (№ 27957) . Открытие суда правительство обосновывало необходимостью «доставить всякому скорое удовлетворение толико нужные в коммерческих делах, и создать удобнейшие средства к разбирательству торговых споров» . В первом составе суда работали председатель, четыре члена, прокурор, юрисконсульт и переводчик турецкого и греческого языков. Кадровый состав суда формировался на смешанных и выборных началах, служба в нем носила сословный характер. Председателя, двух членов и юрисконсульта назначал император, двух других членов суда раз в три года утверждал градоначальник из предложенных купечеством кандидатов. Все члены суда получили статус государственных служащих. В компетенцию прокурора входили надзорные функции за соблюдением норм судопроизводства, представительство интересов государства, несовершеннолетних сирот, купеческих вдов, не ведущих торговых дел, и лиц, по закону ограниченных в дееспособности (№ 22886) .

В системе судебных учреждений Таврической губернии правовой статус Феодосийского коммерческого суда определялся Коммерческим уставом и Дополнительными правилами к нему «Об образе и порядке сношений Коммерческого Суда с прочими местами», в которых устанавливалось, что «суд должен сноситься сообще-

ниями, как с Палатами, так и другими им лицами», и «сей Суд должен почитаться в равной степени с Палатами» . Из сказанного следует, что правовой статус суда определялся как высшее судебное учреждение Таврической губернии (приравнивался к Палатам уголовного и гражданского суда). Территориальная подсудность коммерческого суда распространялась на купеческое сословие (предпринимателей), осуществляющих торговую деятельность в г. Феодосии. По ходатайству Керчь-Еникальского градоначальника А. Н. Богдановского Феодосийскому коммерческому суду в соответствии с утвержденным положением Комитета министров с августа 1826 г. было поручено «судить тяжебные дела, касающиеся до торговли, по Керченскому порту», что значительно увеличило территориальную подсудность суда . Предоставление данного права суду Новороссийским генерал-губернатором М. С. Воронцовым рассматривалось, как «единственное средство, коим можно доставить торгующим в Керченском порте возможность в тяжбах своих прибегать к покровительству законов» . Учитывая, что под юрисдикцию коммерческого суда попадали торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности, то, Феодосийский суд в частности, и коммерческие суды в целом, можно рассматривать и как специальный институт, регулировавший от имени государства торговую деятельность как таковую, что полностью соответствовало требованиям либерализации экономики юга России.

Компетенция Феодосийского суда определялась Уставом Коммерческого суда для Одессы. Анализ отчетных материалов свидетельствует о высокой эффективности работы Феодосийского коммерческого суда: в 1833 г. рассмотрено 20 дел, в 1834 г. — 30 дел, в 1835 г. — 36 дел. . Судом рассматривалось 16 различных категорий дел, основную часть из которых составляли дела о торговой несостоятельности. Отдельно следует отметить оперативность рассмотрения дел в суде, которая никак не влияла на законность и обоснованность принимаемых им решений. Так, в 1840 г. поступило 21 дело, 16 из которых были рассмотрены и по ним принято решение судом, часть осталась нерешенными «по не зависящим от суда причинам» . В числе причин, по которым дела оставались нерешенными, судом указывались обоснования, как «готовится выписка из дела», «дополняется необходимыми сведениями» . Кроме того, из поступивших 349 дел (частных, распорядительных и мелочных текущих) суд решил 344 дела .

В Феодосийском коммерческом суде служили достойные поданные Российской империи, видные политические деятели, многие из которых имели высшие награды Отечества. По материалам архивных дел установлен кадровый состав суда на 1840 г. Председателем суда с 1828 г. являлся видный гражданский деятель статский советник Х. А. Анастасьев, 63-х лет. До вступления в должность прославился своим участием в военных кампаниях Российской державы, за что был награжден орденами Святой Анны 2 и 4 степеней. Ушел в отставку в чине подполковника. За безупречную службу в суде Именным указом 1829 г. получил в вечное и потомственное владение 2000 десятин земли, а в 1836 г. был пожалован орденом Святого Владимира 4 степени . В г. Феодосии благодарными потомками ему поставлен памятник. Члены от короны: титулярный советник С. Р. Чернявский, 69 лет, кавалер ордена Святого Владимира 4 степени, в должности с 1825 г., сверх настоящих обязанностей по поручению местного начальства временно исполнял должности председателя и прокурора коммерческого суда; в 1832 г. награжден знаком отличия

беспорочной службы за 30 лет, по представлению министра юстиции за отличную и усердную службу Указом 1840 г. было объявлено монаршее благоволение и выдано денежное вознаграждение в размере 1000 рублей ; коллежский асессор Д. Г. Соханский, 58 лет, кавалер ордена Святого Владимира 4 степени, в должности с 1821 г. . Прокурор суда надворный советник Бутми-де-Кацман, 55 лет, кавалер ордена Святой Анны 2 степени, в должности с 1825 г. До вступления в должность отличился успехами по службе, имея положительные рекомендации от начальства, в 1819 г. по положению Комитета министров был награжден золотыми часами с золотой цепочкой. В продвижении по службе Бутми-де-Кацман получал неоценимый опыт профессиональной деятельности, с 1820 г. состоял при Таврическом гражданском губернаторе чиновником по особым поручениям, а с 1822 г. назначен советником в Таврическую палату по гражданским делам . В 1832 г. был награжден знаком отличия беспорочной службы за 20 лет. За особые заслуги перед Отечеством по представлению военного министра был пожалован кавалером орденом Святого Владимира 4 степени . Юрисконсульт — титулярный советник С. Д. Грамматиков, 41 год, в должности с 1837 г. Службу начал в Феодосийском коммерческом суде с момента его открытия в 1820 г. в должности переводчика, одновременно с выполнением своих обязанностей исполнял должности расходчика, регистратора и надсмотрщика крепостных дел . Переводчик — коллежский регистратор А. Х. Суреков, 38 лет, из иностранцев, присягнувший на вечное подданство России, в должности с 1837 г., владеет знанием русского, греческого, армянского и турецкого языков . Таким образом, в кадровом составе Феодосийского коммерческого суда лучшим образом сочетались опыт, энергия, добросовестность и в целом вышеперечисленный состав, средний возраст членов которого около 54 лет, оказался весьма способным воплотить в жизнь Таврической губернии основные идеи коммерческого судопроизводства.

Учреждение в 1821 г. Керчь-Еникальского градоначальства и открытие порта в Керчи с восстановлением при нем карантина и таможни способствовало активизации торговли и росту экономики региона. Со временем движение судоходства по Феодосийскому порту становились второстепенными, сокращался объем торгового оборота. По объективным причинам Феодосийский коммерческий суд был переведен в Керчь. В 1841 г. состоялось открытие Керченского коммерческого суда. Организация и деятельность суда устанавливались общими правилами для коммерческих судов с учетом местных правовых обычаев, отраженных в Положении о Керченском Коммерческом Суде от 19 марта 1841 г. (№ 14378) .

Территориальная подсудность Керченского коммерческого суда, в отличие от Феодосийского, распространялась уже на весь полуостров Крым и город Бердянск. Суд рассматривал торговые споры местных купцов, и всех иногородних (если в условиях договоров предусматривалось, что в спорных случаях дела подлежат разбирательству в Керчи). Подведомственность суда определялась Положением от 19 марта 1841 г. с учетом местных особенностей, к которым относились: право Суда по продаже имений, кроме деревень, находящихся на территории Крымского полуострова, и совершение всякого рода актов, которые относятся к компетенции Гражданских палат; определение и увольнение маклеров, нотариусов, браковщиков и аукционистов, и надзор за их деятельностью . Суд обеспечивал их необхо-

димыми инструкциями, шнуровыми книгами и предоставлял право сбора государственных пошлин. Записи осуществленных актов по истечении года предоставлялись обратно в суд на ревизию. В случае недобросовестного исполнения указанными лицами их обязанностей, суд мог применить к виновным дисциплинарные санкции: взыскание, замечание, выговор, штраф, отстранение от должности, передать суду с согласия градоначальника.

К ведомству суда были отнесены выдача оценочных свидетельств на дома, имущество для предоставления их под залог кредитным учреждениям; сделки на любые неограниченные суммы по недвижимым имениям, которые заключались в Палате гражданского суда, и в случаях, если лицо, передававшее или приобретавшее имущество, не принадлежало к торговому сословию; дела по долгам несостоятельных купцов; продавать недвижимость по всей подведомственной территории, мореходные суда в портах Крымского полуострова (с публичного торга или по решению суда, или по определению других присутственных мест). В коммерческом суде подлежали обязательному утверждению все акты, совершаемые маклерами по продаже кораблей и других мореходных судов. По делам с суммой иска до 1428 рублей 50 копеек решение суда окончательно и обжалованию не подлежало . Приговоры и решения суда передавались для исполнения полиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основу коммерческого судопроизводства были заложены принципы состязательности сторон, открытости, гласности, наличие выборных представителей от купечества. Устность и доступность судебного производства, профессионализм судей, учитывающих торговые законы и обычаи региона, завоевали суду доверие местных предпринимателей, купцов-иностранцев, полностью соответствовали требованиям динамично развивающейся экономики России.

Коммерческие суды, в частности Керченский, были сохранены в ходе Судебной реформы 1864 г. и активно проработали на юге России до начала XX в. (Керченский до 1898 г.). Более чем полувековая история успешного судопроизводства коммерческих судов Таврической губернии, вершивших правосудие по торговым делам -наглядный пример успешной интеграции российского и западноевропейского законодательства, свидетельство того, что коммерческие суды Крыма сыграли важную роль не только в системе местного судопроизводства, но и явились значительным стимулирующим фактором для развития внешней торговли России. Достаточно четкая модель коммерческого судопроизводства, которая сложилась в России в первой четверти XIX в., впоследствии была использована отечественными законодателями при разработке положений Судебной реформы 1864 г. Торговое право и коммерческий судебный процесс стали теми институтами права, через которые в российское законодательство были введены новые буржуазные принципы, определенные рыночными отношениями и идеями естественных прав человека.

Таким образом, изучение эволюции развития торгового законодательства Российской империи, которое заложило правовые основы коммерческого судопроизводства, содействовало правовому обеспечению развития экономических отношений, в рамках которого вырабатывались и усовершенствовались механизмы для обеспечения справедливого правосудия, представляет собой неоценимый историко-правовой опыт в условиях современной инновационной экономики РФ. Институты торгового права как основные институты, регламентирующие правоотношения в области предпринимательской деятельности, достаточно востребованы и находятся в стадии

реформирования. Поэтому накопленный отечественный опыт коммерческого правосудия Российской империи представляется актуальным в настоящее время и может быть использован в современной судебной практике по защите прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Список литературы:

4. Гессен И. В. Судебная реформа. — СПб., 1905. -267 с.

6. Государственный архив Республики Крым (далее — ГАРК). Ф. 26. Оп. 1. Д. 11621. 106 л.

7. ГАРК. Ф. 27. Оп. 1. Д. 2022. 55 л.

8. ГАРК. Ф. 33. Оп. 1. Д. 424. 18 л.

9. ГАРК. Ф. 33. Оп. 1. Д. 502. 10 л.

10. ГАРК. Ф. 33. Оп. 1. Д. 577. 8 л.

11. ГАРК. Ф. 33. Оп.1. Д. 848. 12 л.

12. Малышев К. И. Курс гражданского судопроизводства. Т. 3.- СПб.: Типография М. М. Стасюкевича, 1879. — 460 с.

14. Михайлов М. М. Торговое право. Лекции: в 4 вып. — СПб.: Типография Л. Демиса, 1857-1860.

17. Пивоваров С. Ф. Особенности деятельности Керченского коммерческого суда во второй половине XIX века // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Крыму: проблемы и их решение: сб. науч. ст. — Симферополь: ИВ «Тезис», 2009. — С. 265-274.

18. Пивоваров С. Ф. Социально-экономические предпосылки становления коммерческого судоустройства в Таврической губернии/ / Земля i земельш вщносини в ютори права, держави i юридичноi думки: Матерiали XX Мiжнародноi iсторико-правовоi конференцп 25 — 28 вересня 2008 р., м. Судак Тавршсь-кий нац.. ун-т iм. В. 1.Вернадського. — Омферополь, 2009. — С. 428-432.

19. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXV: 1798-1799. — СПб., 1830.

— 934 с.

20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXVII: 1802 -1803. — СПб., 1830. — 1206 с.

21. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXVIII: 1804-1805. — СПб., 1830. — 1352 с.

22. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXX: 1808-1809. — СПб., 1830.

— 1415 с.

23. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXXVI: 1819. — СПб., 1830. -734 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. VII: 1832. — СПб., 1833. — 1414 с.

25. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XVI. Отделение первое: 1841. .

— СПб., 1842. — 925 с.

Spisok literatury:

4. Gessen I. V. Sudebnaya reforma. — SPb., 1905. -267 s.

6. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (dalee — GARK). F. 26. Op. 1. D. 11621. 106 l.

7. GARK. F. 27. Op. 1. D. 2022. 55 l.

8. GARK. F. 33. Op. 1. D. 424. 18 l.

9. GARK. F. 33. Op. 1. D. 502. 10 l.

10. GARK. F. 33. Op. 1. D. 577. 8 l.

11. GARK. F. 33. Op.1. D. 848. 12 l.

12. Malyshev K. I. Kurs grazhdanskogo sudoproizvodstva. T. 3.- SPb.: Tipografiya M. M. Stasyukevicha, 1879. — 460 s.

14. Mihajlov M. M. Torgovoe pravo. Lekcii: v 4 vyp. — SPb.: Tipografiya L. Demisa, 1857-1860.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XXV: 1798-1799. — SPb., 1830. — 934

20. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XXVII: 1802 -1803. — SPb., 1830. -1206 s.

XymbKO T. B.

21. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XXVIII: 1804-1805. — SPb., 1830. -1352 s.

22. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XXX: 1808-1809. — SPb., 1830. — 1415

23. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XXXVI: 1819. — SPb., 1830. — 734 s.

24. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie vtoroe. T. VII: 1832. — SPb., 1833. — 1414 s.

25. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie vtoroe. T. XVI. Otdelenie pervoe: 1841. . — SPb., 1842. — 925 s.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 1 2 Бакушова В.В. , Дмитриева И.Е.

‘Бакушова Виктория Викторовна — магистрант,

направление: финансы и кредит, магистерская программа: финансовая экономика; 2Дмитриева Ирина Евгеньевна — кандидат экономических наук доцент, кафедра экономики, финансов и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (филиал), г. Пятигорск, Ставропольский край

Аннотация: в статье проанализированы основные задачи государства в сфере регулирования деятельности торговых предприятий. Рассмотрены важнейшие задачи в сфере государственного регулирования торговли в условиях современной экономической системы России. Представлено разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти в сфере регулирования деятельности торговых бизнес-структур.

Ключевые слова: торговые предприятия, методы государственного регулирования, законодательные нормы, конкурентная среда, защита внутреннего рынка, интеграция торговых структур.

Ожидать эффективности и устойчивого развития предприятий торговли невозможно, если не выполняется комплекс мер, направленных на совершенствование правовой среды, где они реализуют свою финансово-хозяйственную деятельность. В основу рыночной экономики положена система прав и полномочий определённых участников предпринимательского процесса, действующих самостоятельно и решающих все свои частные вопросы в рамках требований законодательства, норм и регламентов.

Учитывая опыт торговли в мире, ясно, что существующие рыночные торговые взаимоотношения практически в каждой стране мира регулируются законами государства. Сейчас наблюдается тренд усиления государственного регулирования, направленный на содействие развитию бизнеса, изменение организационных видов взаимодействия органов государственной власти и управления с представителями частного предпринимательства, обеспечение оптимальности в сочетании государственных и рыночных мер воздействия .

Обобщая, к задачам государственного регулирования следует отнести весь комплекс мер, способных обеспечивать функционирование и поступательное развитие торговли в составе экономической системы государства, рис. 1.

спшулир об ание деловой активности

создание свободной конкурентной среды

ограничение администр ативного

вмешательства в работу предприятий

Рис. 1. Задачи государственного регулирования сферы торговли

Состав направлений, форм и методов государственного воздействия постоянно меняется и совершенствуется. В настоящее время направления этих изменений — в совершенствовании экономических и законодательных методов реализации государством своих функций, через создание соответствующих норм законов, регулирующих экономические отношения сферы торговли.

В рыночных условиях покупатели, обращаясь к услугам торговых предприятий, покупая нужные товары, принимают участие в имущественных взаимоотношениях, которые регулируются нормами гражданского права.

Предприятия торговли, когда приобретают товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, становятся включёнными в гражданский оборот и являются объектами гражданско-правовых отношений. Следовательно, укрепляя принципы рыночных отношений, постоянно растёт роль и значимость гражданского законодательства, которое регулирует, основываясь на юридическом равенстве сторон, имущественно-стоимостные отношения.

В системе федерального законодательства центральное место отведено Конституции Российской Федерации, где закреплены права граждан и регулируются отношения собственности в стране.

Важное место в составе законов, регулирующих торговую сферу, принадлежит Гражданскому кодексу РФ, который призван регулировать совокупность общественных отношений и является начальной точкой для совершенствования всего действующего законодательства в различных сферах деятельности, включая торговую.

Таким образом, торговля в РФ подчинена значительному количеству законов, в их составе: Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другие.

Сейчас в торговле установлены законодательные нормы по государственному контролю и надзору за соблюдением законов в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей через следующие законы: «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т.п.

В составе подзаконных нормативных актов центральное место в системе гражданского законодательства принадлежит правовым актам, которые издаются Главой государства и Правительством РФ. Так, Указы Президента издаются для целей текущего регулирования процесса экономических реформ, ими охвачен широкий перечень взаимоотношений, среди которых проблемы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразование, налогообложение, порядок формирования и уровень компетенции исполнительных органов власти определённых субъектов Федерации.

Правительством РФ, на основании и для исполнения Гражданского кодекса, законов, Указов Президента РФ, принимаются постановления, которые направлены на развитие процесса функционирования предприятий торговли, следующих за изменяющейся ситуацией на рынках. В составе таких регламентов такие постановления Правительства РФ: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила продажи товаров по образцам», «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процессы законодательного воздействия торгового бизнеса осуществляются не только через разработку законов, Указов Президента, Постановления Правительства, но и через регламенты, принимаемые соответствующими министерствами РФ, а также Федеральной налоговой службой, Росстандартом.

Практическую реализацию различных сторон государственного воздействия на торговый бизнес осуществляют соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы, которые не имеют права вторгаться в текущую деятельность торговых бизнес-структур до того момента, пока предприятиями соблюдаются законы. В то же время, они имеют право и обязаны выступать в качестве органов, которые осуществляют контроль за правомерностью хозяйственной деятельности бизнеса, вносят предложения и требуют исполнять действующее законодательство.

Контролировать соблюдение торговыми бизнес-структурами действующих в государстве законодательных актов возлагается на Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления и контроля в пределах их компетенций .

Государственные службы, осуществляющие контроль соблюдения норм и правил торговой деятельности, порядок ценообразования, качество и безопасность товаров народного потребления — это подразделения Минпромторга, которые отвечают за государственную политику в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и развитие внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции. Полномочия и ответственность этих подразделений, их внутренняя структура, методики реализации мер государственного надзора и контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг определяются постановлениями Правительства РФ и внутренними регламентами Минпромторга.

Объекты контроля надзорных органов — предприятия, учреждения, организации, вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, которые реализуют и производят товары или услуги на территории страны. По стране в целом действует система

правового регулирования отношений органов государственной власти на всех уровнях с самостоятельными субъектами торговли.

Наряду с этим, проблема эффективного воздействия государства на торговую сферу решается всё ещё не до конца активно и последовательно. К примеру, только недавно принята единая государственная концепция развития торговли страны в целом, но ещё слабым является территориальное звено управления торговой деятельностью, законодательная основа не совсем соответствует практическим требованиям организаций торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегическая цель государства в торговле — создание соответствующих условий для оперативного контроля за рынком и его экономической безопасностью. Важно, чтобы при этом собственно механизм государственного воздействия обеспечивал конкуренцию везде, где это необходимо. Такие подходы означают отход государственных органов управления от непосредственного воздействия на торговые предприятия и переориентацию на регулирование процессов, которые протекают на потребительском рынке в целом, сведение административных мер воздействия, в большинстве ситуаций, к нормативно-правовому воздействию, создание условий для обеспечения равенства участников торговли вне зависимости от их организационно-правовой формы и видов собственности .

Важнейшими задачами в сфере государственного регулирования торговли являются:

1) необходимость формирования конкурентной среды, которая обеспечит устойчивость системы товародвижения и предупредит возможные проявления монополизма на потребительском рынке;

2) организация защиты внутреннего рынка на базе регулирования иностранного инвестиционного процесса и совершенствование таможенных норм и правил, осуществление маркетинговых изысканий на внутреннем рынке для обеспечения развития структуры экспорта и импорта, повышения доли товаров отечественного производства путём упорядочения систем расчётов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;

3) способствованию развития и укрепления нормативно-правовой основы торговой деятельности, формирования оптимальных организационно-правовых форм бизнес-структур, которые могут способствовать активизации предпринимательства;

4) деятельность по созданию условий наибольшего благоприятствования для интеграции деятельности разных торговых структур путём создания объединённых торговых корпораций, холдингов, торгово-финансово-промышленных групп, которые сориентированы на стимулирование деятельности отечественных товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности страны;

5) разработка концепции совершенствования различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), в том числе создание современных розничных и оптово-розничных цепей, базирующихся на единых подходах к формированию ассортимента, выбору технологических средств оборудования, оформления интерьеров и внешнего имиджа предприятий, использованию единых форм в обслуживании;

6) развитие эффективных способов движения товаров и логистического обслуживания;

7) повышение эффективности контроля за торговыми бизнес-структурами с позиций соблюдения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, высокого уровня сервиса, защиты прав потребителей на базе соблюдения законов, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

8) совершенствование норм законодательства о труде;

9) совершенствование механизмов корпоративного менеджмента, защиты прав акционеров, обеспечения свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных структур и перехода этих прав к более эффективным собственникам;

10) развитие диверсифицированной торговой инфраструктуры, которая обеспечит цивилизованные формы торговли .

Многоаспектность и сложность стоящих задач потребует решений на таком уровне государственного управления, который в состоянии будет их реализовать. Следуя специфике торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на локальной территории для удовлетворения потребностей её населения, государственное регулирование торговой сферы должно быть направлено на чёткое разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти (таблица 1).

Таблица 1. Разграничение компетенций по регулированию торговой деятельности между уровнями управления

Уровень управления Регулируемые проблемы Компетенции органов управления

Федеральный общие вопросы разработки государственной торговой политики с акцентом на: целевые программы; индикативные планирование; экономически обоснованные нормы; санкции; приоритеты в развитии разных элементов инфраструктуры — создание правовой основы единого рынка, в том числе налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионные и сертификационные нормы; — установление правил торговли отдельными товарами и правил оказания услуг; — разработка программ развития торговли и оценки последствий их реализации

Территориальный создание механизмов реализации государственной торговой политики, учитывающей специфику региона — разработка торговой политики в регионе, поддержка торг. предприятий, определяющих ситуации на местных рынках или выполняющих соц. заказ населения, стимулирование развития малых форм бизнеса в торговле; — формирование условий для роста предпринимательской активности в торговой сфере с помощью инвестиционной политики, системы местных налогов, сборов и льгот, условий кредитования, землепользования, аренды муниципального имущ-ва; — регистрация и контроль за деятельностью участников торгового оборота, соблюдения ими финансовой, налоговой дисциплины, норм торговли, требований к кач-ву товаров, уровню предоставляемых услуг с применение установленных санкций к нарушителям; — рациональность в размещении торг. объектов, лицензирование оптовой и розничной торговли; — изучение и прогноз конъюнктуры рынка товаров и предоставление информационных и консультационных услуг торговым предприятиям о рынке.

Лишь при условии рационального распределения полномочий и обязанностей между федеральным и территориальными уровнями государственной власти возможно достижение высокой восприимчивости и адекватности действия механизма государственного управления торговой сферой. В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Проводимые в стране реформы предполагают постоянные качественные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, связано со своевременным обновлением нормативной базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в торговле.

В середине 2016 г. был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного

регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно утвержденным поправкам к закону «О торговле» выплаты, которые ритейлеры получают от поставщиков, будут ограничены 5%. В эту величину войдут как бонусы за объем закупки, так и за рекламные, логистические, маркетинговые и другие услуги. По ранее действующему закону размер бонусов за закупки достигал 10%, выплаты по другим пунктам никак не ограничивались .

Кроме того, поправками предусмотрено сокращение срока оплаты поставки до 830 дней, в то время как ранее сроки были 10-35 дней, в зависимости от вида продукции. С начала 2017 года все договоры с поставщиками заключаются согласно новому закону. Целью изменений в действующем законодательстве стала необходимость роста уровня конкуренции в торговле, снятие барьеров на пути сбыта продукции российских сельхозпроизводителей.

Список литературы

2. Нешитой А.С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 560 с.

4. Федеральный закон № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 03.07.2016.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *