Реализация основных фондов

25. Учет реализации и выбытия основных средств.

ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Реализация объекта основных средств является одним из частных случаев выбытия основных средств, которые постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для управленческих нужд организации.

Стоимость основного средства, выбывающего в результате продажи, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При реализации основных средств организация получает доход. Согласно пункту 7 ПБУ 9/99 такие доходы относятся к операционным. Доход от продажи основного средства согласно пункту 30 ПБУ 6/01 принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной в договоре, без учета суммы НДС.

Расходы, связанные с продажей основных средств, относятся к операционным расходам в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99. В состав расходов включается остаточная стоимость основного средства, затраты на его демонтаж, транспортировку, упаковку и так далее. Работы, связанные с реализацией основных средств, могут быть выполнены как силами самой организации, так и силами сторонних организаций. В случае привлечения сторонних организаций стоимость оказанных ими услуг и выполненных работ отражается организацией по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма НДС учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60.

Согласно пункту 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.

Для учета выбытия основных средств целесообразно к счету 01 открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств», на котором будет формироваться остаточная стоимость реализуемого основного средства. По дебету этого субсчета будет отражаться первоначальная стоимость реализуемого объекта с учетом проведенных переоценок, а по кредиту будет отражаться сумма начисленной амортизации также с учетом проведенных переоценок.

При выбытии объекта основного средства, в том числе в результате продажи, сумма накопленной за время эксплуатации этого объекта амортизации в соответствии с Планом счетов списывается в кредит счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств». По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основного средства списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Доход от реализации основного средства отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» на отдельном субсчете «Прочие доходы», а расходы, связанные с реализацией, отражаются по дебету счета 91 на субсчете «Прочие расходы».

26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа.

ТЭА – выявление взаимосвязей между финансовыми, техническими, экономическими, технологическими потенциальными возможностями предприятия и результатами его деятельности (прибыль, рентабельность, себестоимость, производительность труда, численность работников, объем производства, фондоотдача).

Предметом ТЭА является производственно-хозяйственная деятельность предприятия, результаты работы организации (фирмы) в целом и их хозрасчетных подразделений, изучаемые на основе данных плана, учета, отчетности и других источников информации.

Содержанием анализа является контролирование выполнения хозяйственного плана, поиск на его основе внутренних резервов, выявление достижений и недостатков.

Роль анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий (фирм) — дать комплексную оценку работе предприятию (фирмы) по вводу в действие мощностей и объектов, прибыли и росту производительности труда.

Главная задача анализа — выявление и использование имеющихся внутрихозяйственных ресурсов, способствующих улучшению деятельности строительных организаций (фирм). Задачей анализа также является контролирование выполнения плановых заданий. Эта задача решается путем проверки выполнения плановых заданий по данным отчетности и текущего учета.

Основный принцип анализа — изучение экономических явлений в единстве анализа и синтеза (анализ — изучение явлений путем расчленения общих показателей на частные, синтез — обобщение отдельных факторов).

Классификация анализа:

  1. По отраслевому признаку (основан на общественном разделении труда):

    1. – отраслевой (методика учитывает специфику отдельной отрасли (промышленность, с/х, транспорт, строительство);

    2. — межотраслевой (теоретическая и методологическая основа АХД).

  2. По признаку времени:

    1. – предварительный (прогнозный), осуществляется до совершения хозяйственной операции (для обоснования управленческих решений, для прогнозирования, оценки).

    2. — последующий (ретроспективный), производится после совершения хозяйственной операции (для контроля выполнения плана, для выявления неиспользованных резервов).

Ретроспективный анализ подразделяется на:

      1. — оперативный (ситуационный) – проводится сразу же после совершения операции или изменения ситуации за короткий отрезок времени (смену, сутки, декаду). Оперативно выявить недостатки в работе и воздействовать на хозяйственные процессы

      2. — итоговый (заключительный) – производится по итогам отчетного периода (мес, квартал, год).

Цель – изучение деятельности предприятия комплексно и всесторонне.

  1. По пространственному признаку:

    1. – внутрихозяйственный –деятельность только исследуемого предприятия и его структ. подразд.

    2. – межхозяйственный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий (выявление передового опыта, резервов, недостатков и на его основе оценка деятельности предпр-ия).

  2. По объектам управления:

    1. – технико-экономический анализ – изучение взаимосвязи технических и экономических характеристик предприятия и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

    2. – финансово-экономический анализ – изучение финансовых результатов, оценка выполнения финансовых планов, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявления резервов увеличения прибыли, роста рентабельности, улучшение финансового состояния и платежеспособности предприятия

    3. – управленческий анализ. Цель – предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля, принятия оптимальных управленческих решений, разработка стратегии и тактики предприятия по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства предприятий. Носит оперативный характер, его результата являются коммерческой тайной предприятия.

    4. – социально-экономический анализ – изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия.

    5. – экономико-статистический – изучение общественного мнения и влияния общественных явлений на разных уровнях управления предприятием.

    6. – экономико-экологический анализ – изучение взаимодействия экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами за экологию, эффект, штрафы.

    7. – маркетинговый анализ – изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков ценных бумаг и сбыта готовой продукции, конкурентоспособности, спроса и предложения, рисков, формирования ценовой политики, разработка тактики и стратегии маркетинговой политики.

  3. По методике изучения объектов:

    1. — сопоставительный анализ – сравнение отчетных показателей и результатов ФХД с плановыми показателями текущего года, данными прошлых лет, показателями передовых предприятий данной отрасли.

    2. — факторный анализ – выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

    3. — диагностический анализ – установление характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

Пример: темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции. Это свидетельствует о темпах роста остатков незавершенного строительства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшения организации труда, совращение численности рабочих.

    1. – маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственных взаимосвязей объемов продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

    2. – экономико-математический анализ – выбор наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявление резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся резервов.

    3. – детерминированный анализ – исследование функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

    4. – стохастический (дисперсионный, корреляционный, комплексный, компонентный) анализ – исследования степени влияния друг на друга взаимосвязанных показателей

    5. – функционально-стоимостный анализ (ФСА) — метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект исследования и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (НИОКР, эксплуатация и утилизация).

Цель – предупреждение лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощение имеющихся изделий, замена материалов.

  1. По субъектам (пользователям) анализа:

    1. – внутренний – проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

    2. – внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами и инвесторами.

  2. По охвату изучаемых объектов:

    1. – сплошной – делаются выводы после изучения всех без исключения объектов анализа;

    2. выборочный – по результатам обследования только части объектов.

  3. По содержанию программ:

    1. – комплексный – деятельность предприятия изучается всесторонне.

    2. – тематический – изучаются отдельные стороны деятельности предприятия, представляющий в определенный момент конкретный интерес.

Экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принимаемых решений, является важным элементом и действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки обоснованных планов и оптимальных управленческих решений. Предмет анализа – причинно-следственные связи возникновения и протекания экономических и технических явлений и процессов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *