Реестр программ для ЭВМ

В России авторское право на программу и базу данных охраняется законом также, как и авторское право на литературное произведение. Программы для ЭВМ и базы данных могут быть зарегистрированы в Роспатенте, что позволяет надежно защитить права их владельца.

В составе программы для ЭВМ может быть зарегистрировано:

  • Программный код на любом языке программирования;
  • Интерфейс пользователя (экранные формы);
  • Аудиовизуальные отображения, порождаемые программой;
  • Подготовительные материалы.

В качестве базы данных может быть зарегистрировано:

  • Сборник самых разных материалов (текстов, статей, расчетов, графиков, сведений, данных, и т.д.), которые подобраны творческим трудом автора базы данных и которые можно обработать с помощью компьютерных технологий.

Различия между авторским правом и исключительным правом

Право авторства является неимущественным правом, оно может принадлежать только физическому лицу и его нельзя передать другим лицам. Неимущественное право позволяет создателю программы предпринимать определенные действия для сохранения связи между ним и его произведением.

Государственная регистрация программы для ЭВМ в Роспатенте предоставляет исключительное право, которое является имущественным правом. Исключительное право первоначально возникает у автора программы, но может быть передано другому лицу или нескольким лицам, как физическим, так и юридическим. Имущественное право позволяет правообладателю получать финансовое вознаграждение за использование программы другими лицами.

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных

Согласно части 4 Гражданского кодекса РФ, программа охраняется с момента ее создания, при этом автор не обязан регистрировать ее в Роспатенте, однако законодатель предусмотрел добровольную регистрацию данного объекта интеллектуальной собственности, которая очень полезна для всех владельцев программ для ЭВМ, баз данных, и сайтов.

Владельцу незарегистрированной программы гораздо сложнее доказать свои авторские и исключительные права.

Регистрация программного обеспечения может сыграть ключевую роль при разрешении спора об авторстве программы для ЭВМ, праве распоряжаться программой, или незаконном использовании программы.

Маркировка программы для ЭВМ и базы данных:

Для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на программу для ЭВМ правообладатель вправе использовать знак охраны, который состоит из трех элементов:

  • Латинская буква «C» в окружности — ©;
  • Имя правообладателя;
  • Год первой публикации программы.

Передача права использования на программу для ЭВМ или базу данных:

— Уступка исключительного права на зарегистрированную программу (продажа программы, передача права другому лицу) также подлежит государственной регистрации в Роспатенте.

— Лицензия (предоставление третьим лицам права использования зарегистрированной программой) не подлежит государственной регистрации, но должна быть оформлена в виде лицензионного договора между правообладателем и лицензиатом.

Преимущества зарегистрированной программы для ЭВМ:

Программа не зарегистрирована Программа зарегистрирована
Защита от копирования и использования другими лицами
Полная правовая охрана программы для ЭВМ
Доказательства в суде при нарушении права
Получение финансовой выгоды от использования программы другими лицами

Порядок регистрации программы для ЭВМ и базы данных

Государственную регистрацию программы для ЭВМ и базы данных осуществляет Роспатент и состоит она из нескольких этапов:

Этап 1. Подача заявки.
В Патентное ведомство подается комплект документов — заявка на регистрацию программы для ЭВМ.
К заявке прилагается:
— описание области применения и функций программы;
— исходные коды (или их часть);
— экранные формы (интерфейс пользователя, если есть).

Этап 2. Экспертиза заявки.
При экспертизе заявки на программу для ЭВМ патентное ведомство проверяет наличие всех необходимых документов и правильность их оформления, а также возможность регистрации. По результатам экспертизы может быть принято решение о регистрации или решение об отказе.

Этап 3. Решение о регистрации.
Если по результатам экспертизы принято решение о регистрации, то правообладателю выдается свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, в котором зафиксированы следующие сведения:
— сведения о правообладателе (лице, которое может распоряжаться исключительным правом на программу или базу данных);
— сведения об авторах программы (если они дали свое согласие на их упоминание в свидетельстве);
— дата первой публикации программы или базы данных;
— дата регистрации программы или базы данных;
Данные сведения фиксируются в электронном реестре Роспатента.

Стоимость регистрации программы для ЭВМ и базы данных

Стоимость регистрации программы для ЭВМ и базы данных включает государственную пошлину и тариф патентного поверенного:

— государственная пошлина: 3 000р. (если владелец – физ.лицо), или 4 500р. (если владелец – юр.лицо);

— наши услуги: 7 500р.

Стоимость услуг и пошлин по отчуждению исключительного права на программу можно посмотреть в разделе стоимость

Срок регистрации программы для ЭВМ и базы данных

От подачи заявки до получения свидетельства на программу срок регистрации составляет в среднем от 1 до 3x месяцев.

Читайте также: использование товарного знака в доменном имени

08.09.2020, Вт, 11:07, Мск , Текст: Ирина Пешкова Минкомсвязи опубликовало пакет поправок к критериям для попадания в Реестр отечественного ПО. Поправки допускают возможность включения в Реестр ПО российских юрлиц, бенефициарами которых выступают иностранные физические и юридические лица. Участники рынка обеспокоены, однако для всех компаний сохранится требование полноценной техподдержки ПО на всей территории страны, включая Крым.

У иностранцев появится выбор: поддержать санкции или попасть в Реестр российского ПО

Минкомсвязи предложила поправки к критериям для включения в Реестр отечественного ПО, попадание в который дает преимущества при госзакупках. Пакет поправок размещен на regulation.gov.ru. Если поправки будут утверждены, в Реестр войдет ПО российских юридических лиц, бенефициарами которого выступают иностранные физические и юридические лица. Для них сохранится требование о возможности полноценной техподдержки такого ПО на всей территории страны. Также сокращен срок рассмотрения заявок до 25 дней (раньше он достигал трех месяцев). На момент публикации проводились общественные обсуждения текста и независимая антикоррупционная экспертиза.

«Коммерсант» пишет, что отечественные разработчики опасаются конкуренции, но надеются, что заградительной мерой для иностранцев станет уже существующее требование Реестра — обязательная доступность софта на всей территории России, в том числе и в Крыму. Согласно тексту документа, ПО должно быть правомерно введено в гражданский оборот ‎на территории России, а также экземпляры программного обеспечения либо права использования программного обеспечения должны свободно реализоваться без каких-либо ограничений на всей территории России.

Одна из поправок гласит, что «исключительным правом на ПО или правом использования ПО, в том числе на его воспроизведение, распространение через интернет, переработку (модификацию) на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права обладают одно или несколько созданных ‎и функционирующих в соответствии с законодательством России юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые также имеют лицензию на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации». Эксперты считают, что новые критерии позволят попасть в Реестр программным продуктам, права на которые «правильным образом» переданы зарегистрированным в России организациям.

Минкомсвязи предлагает включать в Реестр отечественного ПО российских юрлиц с иностранными бенефициарами, если их ПО будет получать техподдержку в Крыму

Пока маловероятно, пишет «Коммерсант» со ссылкой на гендиректора «Базальт СПО» Алексея Смирнова, что в Реестр смогут попасть крупные зарубежные разработчики, поскольку тогда им придется обеспечивать поставки в том числе в Крым и Севастополь, что запрещено санкциями. Но, возможно, на это пойдут разработчики из Китая, Индии или других стран, дружественных России.

Еще одна поправка указывает, что включение в Реестр возможно, если «общая сумма расходов по лицензионным и иным договорам, в связи ‎с которыми у правообладателя возникли права на использование ПО, в пользу иностранных юридических лиц и (или) иностранных физических лиц (агентов или иных представителей таких иностранных лиц), составляет менее 30% от общей выручки за реализацию соответствующего программного обеспечения, независимо от вида договора ‎за календарный год». Другая поправка затрагивает вопросы реализации и техподдержки: «Реализация, гарантийное обслуживание, техническая поддержка ‎и модернизация программного обеспечения, в том числе модификация исходного кода программного обеспечения, должны осуществляться российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином России на всей территории России без ограничений».

Замглавы Минкомсвязи Максим Паршин считает, что изменения упростят включение софта в Реестр. Принципиальных изменений он не видит.

Поправки вносятся в правила формирования и ведения единого Реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого Реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств-членов Евразийского экономического союза, утвержденные постановлением Правительства от 16 ноября 2015 г. №1236 ‎»Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, №47, ст. 6600; 2017, №52, ‎ст. 8168; 2018, №49, ст. 7600; 2019, №15, ст. 1754).

Непростая судьба Реестра отечественного ПО

В ноябре 2015 г. Правительство России утвердило разработанные Минкомсвязи ограничения на допуск иностранного ПО при осуществлении государственных и муниципальных закупок, а также правила формирования и ведения Единого Реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Закупки госструктур были ограничены продуктами, включенными в Реестр, за исключением тех случаев, когда в нем отсутствует ПО с необходимыми характеристиками. Сайт Реестра впервые был запущен в январе 2016 г. В декабре 2017 г. в Реестр были допущены программные продукты из стран – участниц Евразийского экономического союза.

За время существования Реестра Минкомсвязи неоднократно меняло правила его функционирования. Так, в апреле 2017 г. ведомство обязало экспертный совет, отбирающий ПО для Реестра, подписать документ о неразглашении аспектов своей работы.

В апреле 2018 г. Минкомсвязи выступило с предложением о внесении в правила процедуры апелляции или досудебного разрешения разногласий между разработчиками ПО и экспертным советом при министерстве.

На апрель 2019 г. пришлись новые коррективы. После вступления новых правил в силу техобслуживанием, а также технической поддержкой и модернизацией программ из состава Реестра могут заниматься исключительно российские компании без преобладающего иностранного участия или непосредственно граждане России (физлица).

В мае 2020 г. CNews писал о том, что появились новые рекомендации по добавлению программ в Реестр отечественного ПО, которые запрещают вносить в него софт, компоненты которого распространяются по свободным лицензиям GPL и MPL. Рекомендации противоречили правилам, установленным Правительством России, и это, по мнению экспертов, могло привести к удалению из Реестра десятков программных продуктов, в том числе и ряда российских ОС на базе ядре Linux.

Согласно сведениям, опубликованным Минкомсвязи, по состоянию на 18 августа 2020 г. в Реестре насчитывается более 6,8 тыс. продуктов.

Что изменится в ближайшем будущем

С октября 2020 г. вводится новый порядок включения программных продуктов в Единый Реестр российского ПО. Теперь программные продукты, претендующие на включение в Реестр, будут дополнительно проверять на соответствие критериям отечественного ПО. На первых порах за проведение экспертизы будет отвечать Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, который возглавляет экс-замглавы Минкомсвязи Илья Массух.

Напомним, что попадание в Реестр отечественного софта с 2021 г. позволит компаниям сохранить нулевой НДС в рамках налогового маневра в отрасли. Программа господдержки ИТ-бизнеса, предложенная российским премьером, включает в себя пункт о снижении налога на прибыль и страховых взносов для ИТ-компаний. Кроме того, эти фирмы будут полностью освобождены от уплаты налога на добавочную стоимость (НДС) при условии, если предоставят права на использование программного обеспечения из состава в Реестра отечественного ПО на основании лицензионных договоров и по модели SaaS.

Многие из тех, кто работает с государственными заказчиками или непосредственно в государственных структурах, наверняка сталкивались с Единым реестром российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Реестр создан на основании широкого известного в узких кругах Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Можно долго дискутировать, положительно или отрицательно влияет Реестр на развитие отечественного ПО, но все государственные органы обязаны использовать только ПО, входящее в Реестр, либо же обосновывать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО. Наверняка закупки винды, майкрософт офисов и прочих ораклов и айбиэмов будут продолжаться еще очень и очень долго. Однако, потихоньку возникают российские операционные системы типа Альт Линукса, Астра Линукса или ОС Роса, пробиваются ростки офисных пакетов, отечественных блокчейнов . Возникают российские СУБД от достаточно известных ClickHouse или Линтер до абсолютно безвестных разработок. Ну и конечно же не может не быть отечественной Джавы. Чтобы снять возможные вопросы или споры, оговорюсь, что указанное выше ПО, названо в статье российским исходя из факта его вхождения в Реестр, более детальное изучение данного вопроса каждый может провести сам.
Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?
В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.

Общие сведения

Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии садминистративным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.
По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:
Классы ПО в Реестре

  1. BIOS и иное встроенное программное обеспечение
  2. базы данных (недействительный)
  3. Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования
  4. Геоинформационные и навигационные системы (GIS)
  5. Специализированное ПО органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных корпораций, компаний и юридических лиц с преимущественным участием РФ для внутреннего использования
  6. Средства защиты от НСД
  7. Операционные системы
  8. Утилиты и драйверы
  9. Средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных
  10. Серверное и связующее программное обеспечение
  11. Системы управления базами данных
  12. Системы мониторинга и управления
  13. Средства обеспечения информационной безопасности
  14. Средства подготовки исполнимого кода
  15. Средства версионного контроля исходного кода
  16. Библиотеки подпрограмм (SDK)
  17. Среды разработки, тестирования и отладки
  18. Системы анализа исходного кода на закладки и уязвимости
  19. Прикладное программное обеспечение общего назначения
  20. Офисные приложения
  21. Поисковые системы
  22. Лингвистическое программное обеспечение
  23. Системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением
  24. Системы управления процессами организации
  25. Системы управления процессами организации в части»Системы управления отношениями с клиентами «CRM»»
  26. Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных
  27. Информационные системы для решения специфических отраслевых задач

В Реестр включены программы, принадлежащие 1998 юридическим лицам и 192 физическим лицам. Правообладатели программного обеспечения из Реестра зарегистрированы в 70 регионах Российской Федерации, при этом замечу, что на 2019 год для 71 программного продукта и 60 правообладателей установить место регистрации правообладателя на основе открытых данных не удалось. Объясняется это просто: данные по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям есть в открытом доступе, по физическим лицам сделать таких данных в открытом доступе нет.

Исторические сведения

Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.
В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).

Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:

И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:

Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т.е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).
На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.

Замечу, что заявления, по которым вынесены отказы, через сайт Реестра недоступны. Однако информацию по ним можно узнать из приказов Минкомсвязи и протоколов заседания Экспертного совета. Кстати говоря, количество ПО в Реестре и количество заявлений со статусом «Включено в реестр» не сходится. Наверное, на это есть какие-то причины.
Присмотримся к причинам исключения из Реестра:

Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.
А вот причины отказов во включении:

Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.

Регионы

Поскольку в Реестре имеются данные о правообладателях, то крайне любопытно будет узнать, а в каких же регионах нашей страны и в каком количестве обитают разработчики российского ПО. Но если формулировать вопрос более корректно, то я исхожу из того, в каких регионах зарегистрированы правообладатели ПО, включенного в Реестр.
Для начала приведу карту, на которой показано, сколько на сегодняшний день в регионе зарегистрированных в Реестре программ.

Карта недвусмысленно намекает, что почти половина российского программного обеспечения зарегистрирована правообладателями из Москвы. Следом идут Санкт-Петербург и Московская область. Замечу, что ведется подсчет зарегистрированных в Реестре программ, а не самих правообладателей. Более детально можно посмотреть в табличке, где отображено количество зарегистрированных программ на конец каждого года. Сортировка проведена по количеству регистраций на 2019 год.

В таблице ничего удивительного нет. Разве что немного удивляет стремительный рывок Саратовской области, обогнавшей в 2019 году по количеству зарегистрированных в Реестре программ такие итшные регионы как Татарстан и Новосибирскую область. О причинах этого рывка чуть позже. Кроме того, не может не радовать, что доля разработок из Москвы в нынешнем году наконец упала ниже 50%. Это говорит, что ИТ в регионах живо (ну хоть чуть-чуть). Нижняя часть таблицы тоже намекает на то, что хоть какие-то разработки да есть в регионах.
Чтобы динамика была нагляднее, посмотрим на график, с отображением количества зарегистрированных программ для первых 16 регионов по годам:
Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.
Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.

Также приведу распределение правообладателей по регионам:
Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:
Распределение по городамПредупреждая вопрос о том, почему не сходятся цифры, скажу, что в 109 случаях город был неизвестен. Что же открытые данные несовершенны.
1 Москва 2 774
2 Санкт-Петербург 577
3 Саратов 254
4 Казань 149
5 Новосибирск 131
6 Долгопрудный 120
7 Екатеринбург 104
8 Чебоксары 73
9 Краснодар 71
10 Зеленоград 62
11 Пермь 59
12 Самара 57
13 Киров 50
14 Томск 48
15 Королев 47
16 Нижний Новгород 43
17 Пятигорск 42
18 Белгород 40
19 Магнитогорск 38
20 Коломна 34
21 Ростов-на-Дону 32
22 Калуга 29
23 Воронеж 29
24 Ставрополь 29
25 Тюмень 29
26 Миасс 27
27 Иннополис 25
28 Иваново 24
29 Красногорск 24
30 Уфа 24
31 Ярославль 22
32 Тула 22
33 Ижевск 21
34 Дубна 20
35 Красноярск 19
36 Челябинск 19
37 Бердск 19
38 Йошкар-Ола 17
39 Калининград 17
40 Солнечногорск 15
41 Пенза 15
42 Ухта 14
43 Тверь 14
44 Ногинск 14
45 Брянск 13
46 Петрозаводск 13
47 Иркутск 13
48 Тольятти 12
49 Ульяновск 12
50 Улан-Удэ 11
51 Омск 11
52 Черноголовка 10
53 Пушкин 9
54 Орёл 9
55 Сергиев Посад 9
56 Смоленск 9
57 Рязань 9
58 Владимир 8
59 Электросталь 8
60 Хабаровск 8
61 Обнинск 8
62 Саров 8
63 Мытищи 8
64 Саранск 7
65 Химки 7
66 Азов 7
67 Егорьевск 7
68 Рыбинск 6
69 Таганрог 6
70 Астрахань 6
71 Барнаул 6
72 Лыткарино 5
73 Белорецк 5
74 Липецк 5
75 Троицк 5
76 Волгоград 5
77 Кореновск 5
78 Владивосток 4
79 Набережные Челны 4
80 Одинцово 4
81 Нефтекамск 4
82 Подольск 4
83 Архангельск 4
84 Кемерово 4
85 Ханты-Мансийск 4
86 Новочеркасск 3
87 Сургут 3
88 Волжский 3
89 Павловск 3
90 Балашиха 3
91 Армавир 3
92 Сыктывкар 3
93 Жуковка 3
94 Псков 3
95 Фрязино 3
96 Стерлитамак 2
97 Люберцы 2
98 Новокузнецк 2
99 Лабинск 2
100 Краснотурьинск 2
101 Нижневартовск 2
102 Лысьва 2
103 Красноармейск 2
104 Видное 2
105 Чистополь 2
106 Сочи 2
107 Серпухов 2
108 Тамбов 2
109 Курск 2
110 Оренбург 2
111 Заречный 2
112 Каспийск 2
113 Колпино 2
114 Нижний Тагил 2
115 Владикавказ 2
116 Шахты 2
117 Новороссийск 2
118 Вологда 2
119 Северодвинск 1
120 Протвино 1
121 Наро-Фоминск 1
122 Мурманск 1
123 Димитровград 1
124 Конаково 1
125 Петропавловск-Камчатский 1
126 Курган 1
127 Глазов 1
128 Абакан 1
129 Ессентуки 1
130 Таруса 1
131 Волгодонск 1
132 Севастополь 1
133 Горячий Ключ 1
134 Пущино 1
135 Малаховка 1
136 Кингисепп 1
137 Муром 1
138 Московский 1
139 Апатиты 1
140 Жуковский 1
141 Южно-Сахалинск 1
142 Дзержинск 1
143 Луховицы 1
144 Кстово 1
145 Братск 1
146 Снежинск 1
147 Коммунар 1
148 Ковров 1
149 Раменское 1
150 Щелково 1
151 Курчатов 1
152 Воткинск 1
153 Кострома 1
154 Кропоткин 1
155 Новоалтайск 1
156 Симферополь 1
157 Великий Новгород 1

Классы программного обеспечения

Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:
Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.
Но не мало в Реестре СУБД, ОС и прочих серьезных вещей, есть даже одна CRM…

Правообладатели

Напоследок немного статистики о правообладателях, чье ПО находится в Реестре. В таблице ниже показаны группы правообладателей по количеству регистраций. Например, из нее видно, что в 2019 году 11 правообладателей имели более 50 зарегистрированных в Реестре продуктов, а 1263 всего по одному продукту.
Массовых производителей российского ПО не так уж и много, всего-то у тридцати правообладателей зарегистрировано более 20 программ.
Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:
И… возглавляет список наиболее плодотворных правообладателей корпорация OracleGoogleMicrosoftIBM Диполь. Портфель их программ состоит из электронно-методических комплексов от «Физики» и «Русского языка» и литературы до комплексов «Сварщик» и «Портной». Раскрывая интригу раздела про регионы, скажу, что корпорация Диполь зарегистрирована в Саратовской области. Оттуда и прирост в разделе регионов.
Нельзя не заметить, что на 4,6 и 7 местах идут продукты 1С в различных ипостасях. Что же, это достаточно логично.
В приведенном списке мне встретилось достаточно много знакомых названий: «Барс групп», «Аскон», «Лаборатория Касперского», «Алладин Р.Д.», «Крипто-ПРО», «Р-Стайл» и «С-ТЕРРА». Однако удивляют расположившиеся на 21 и 27 местах физические лица. Их продуктивности можно только позавидовать.
Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:
Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.

Вместо заключения

Каких-то выводов не будет. Да и вряд ли они возможны в данном случае. По крайней мере и я, и тот, кто дочитал статью до этого места стал знать чуть больше о том самом российском программном обеспечении.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 277 «Особенности признания доходов и расходов при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) в качестве имущественного взноса Российской Федерации» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Суд признал обоснованным вывод налогового органа о неправомерном включении налогоплательщиком в состав убытков, приравниваемых к внереализационным расходам, стоимости вклада в уставный капитал дочерней компании при ее ликвидации. Суд установил, что налогоплательщик отнес на расходы фактически оплаченную стоимость долей на основании уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, которое, по его мнению, подтверждает ликвидацию дочерней компании на территории Украины. Суд указал, что налогоплательщиком не были представлены допустимые доказательства о внесении изменений в государственный реестр юридических лиц Украины, которые могли бы подтверждать процедуру ликвидации дочерней компании, учитывая, что данные сведения подведомственны территории другого государства и не имеют общих информационных ресурсов с программным обеспечением России. Выписка из государственного реестра юридических лиц Украины, выданная (изготовленная) специально уполномоченным на то органом по установленной форме и скрепленная гербовой печатью компетентного органа Украины, переведенная на русский язык (с соблюдением порядка и формы перевода документов с иностранного языка), налогоплательщиком не представлена, также налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие, что при ликвидации дочерней компании им не было получено какое-либо имущество, стоимость этого имущества.

Меня часто спрашивают, обязательно ли регистрировать программное обеспечение и как это сделать.

Стоит отметить, что процедура регистрации ПО сама по себе почему-то пугает правообладателей. Возможно, это связано с тем, что многие проводят аналогию с процессом регистрации товарного знака. Однако процесс государственной регистрации ПО не так страшен, как многие представляют.

Для начала давайте определимся, нужно ли все-таки регистрировать программы для ЭВМ. Законодательство (ст.1262 ГК РФ) предусматривает, что программа для ЭВМ или база данных могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя. Таким образом, это не обязанность, а право. И, стоит отметить, что сам факт регистрации никоим образом не влияет на наличие или отсутствие у Вас исключительного права. Многие ошибочно полагают, что государственная регистрация — это такая панацея от нарушений, и что в случае возникновения спора свидетельство о государственной регистрации развеет все сомнения. Это не так. Ссылки на то, что свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных является единственным доказательством принадлежности исключительного права, судами отклоняются. Но не стоит думать, что процедура регистрации является совсем уж бесполезной по отношению к ПО и базам данных.

Я всегда своим клиентам рекомендую все-таки программы регистрировать, даже несмотря на то, что можно этого не делать. В моей практике был совершенно реальный случай, когда такая регистрация просто спасла программу от плагиата. Дело в том, что при регистрации осуществляется депонирование кода; задепонированный в государственной структуре материал очень сложно подвергнуть сомнению. И в моем деле как раз был в Роспатенте затребован этот код. Когда все линии (экспертиза по совпадению кода, даты создания программ и т.д.) сошлись в одну точку, дело было выиграно.

Регистрацией программ для ЭВМ и баз данных в настоящее время занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – Роспатент. Чтобы зарегистрировать программу для ЭВМ, в этот орган необходимо представить: заявление о регистрации программы по специальной форме, распечатку исходного текста программы (или фрагмент, если код очень большой), реферат (описание) программы, квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию (если заявителей несколько, то пошлина платится ими в равных долях), согласия авторов об их упоминании и обработке персональных данных и сопроводительное письмо. Все документы оформляются по специально установленным правилам. Процесс регистрации занимает два месяца. Документы могут быть направлены в Роспатент почтой, и почтой же Вы получите свидетельство.

Таким образом, с учетом почтовых пересылок, месяца через три программа будет зарегистрирована. Не так уж и страшно, согласитесь.

Помимо юридических преимуществ, у регистрации ПО есть и ряд других.

Во-первых, это существенно поможет организациям при осуществлении бухгалтерского учета нематериальных активов.

Во-вторых, для участия во многих тендерах и конкурсах, в рамках проведения закупок, в качестве одного из требований к закупаемому программному обеспечению предъявляется наличие свидетельства о регистрации.

Ну и в-третьих, предлагая к реализации свое программное обеспечение, Вы всегда будете выглядеть солиднее в глазах Ваших потенциальных покупателей, если сможете подкрепить свою программу официальным государственным документом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *