Регистр налогового учета

  • с применением регистров бухгалтерского учета, дополнив их необходимыми реквизитами по правилам главы 25 НК РФ;
  • смешанным способом, как с применением регистров бухгалтерского учета по отдельным группам хозяйственных операций, так и с применением специализированных регистров налогового учета по тем группам хозяйственных операций, налоговый учет которых существенно отличается от правил бухгалтерского учета.

2. Аналитические регистры по налогу на прибыль

Сводные формы систематизации данных налогового учета без распределения по счетам бухгалтерского учета называются аналитическими регистрами НУ. При этом, для минимизации трудозатрат, все таки лучше хоть какие то параллели с бухучетом провести «для себя», чтоб не заниматься излишним бумагомарательством.

Согласно 314 ст. НК РФ, данные налогового учета — это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

К сожалению, до сих пор случается, что бухгалтер при расчете налоговой базы по налогу на прибыль использует распечатанные регистры бухучета с пометками и корректировками «на полях».

Соответственно, при внесении уточнений в декларацию по налогу на прибыль и при любом пересчете налоговой базы, в процессе работы, все приходится пересчитывать заново. В последствии не легко вспомнить, откуда взялись итоговые цифры. А ведь вспоминать придется, если ИФНС примет решение о проведении выездной налоговой проверки.

Регистры налогового учета можно вести и хранить как в электронном виде так и на бумажных носителях. Формы регистров нужно закрепить в учетной политике организаций, в виде приложений к ней.

В связи с вышесказанным давайте рассмотрим вариант формирования налоговых регистров на основании (и с необходимыми дополнениями) регистров бухгалтерского учета с помощью таблиц программы Excel. Использование расчетных таблиц сократит вероятность ошибки, упростит работу и будет способствовать наглядности используемой информации.

Для начала постараемся вести учет так, чтобы методы учета и списания расходов в бухгалтерском учете были максимально приближены к налоговому учету.

Для этого желательно пользоваться одинаковым методом начисления амортизации для целей НУ и БУ, одинаковыми способами списания МПЗ. При списании в БУ общехозяйственных расходов — использовать метод «директ-костинг», а не распределять их на себестоимость отдельных видов продукции.

Так же нужно постараться, чтобы на счетах учета расходов:

  • 20 счет «Основное производство»;
  • 23 счет «Вспомогательные производства»;
  • 25 счет «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 счет «Общехозяйственные расходы»;
  • 29 счет «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • 44 счет «Коммерческие расходы»;

расходы, не принимаемые для целей налогообложения, отображались бы обособленно (еще удобней, когда их там нет вовсе, а все они учтены на счете 91 «Прочие доходы и расходы», но это не всегда возможно).

Выделить расходы можно с помощью аналитического учета, введя разную аналитику для расходов, принимаемых для целей НУ и не принимаемых для целей НУ. Например «рекламные расходы, принимаемые для целей НУ» и «рекламные расходы, НЕ ПРИНИМАЕМЫЕ для целей НУ».

В случаях, когда такое разделение проблематично или невозможно (например, при использовании амортизационной премии для целей НУ), следует опираться на расчетные данные. То есть к регистрам НУ в части расчета амортизации надо будет приложить амортизационную ведомость для целей НУ, чтобы подтвердить сумму расходов на амортизацию для целей налогового учета.

Период закрыт, все регламентные операции проведены, расходы определены, распределены и списаны. Можно переходить к формированию регистров. Предлагаем это делать в Excel. Формируем анализ счета расходов и к анализу счета — оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ). Сохраняем в формате Excel (можно данные по каждому счету сохранить в отдельном файле, а можно в одной книге, присвоив соответствующие названия ярлыкам листов).

Открыв ОСВ доходов и расходов в Excel и добавив в таблицы такие реквизиты как:

  • расходы принимаемые для целей НУ;
  • расходы не принимаемые для целей НУ;
  • примечание (для расходов учитываемых в особом порядке);

мы получим данные для заполнения регистров для целей НУ. Выглядеть это может следующим образом (рассмотрим данную методику на примере несуществующего ООО «Ромашка»):

Соответственно, раскрыв каждую статью аналитики, мы получим карточку счета со всеми реквизитами первичных учетных документов. Если какие то суммы расходов определяются расчетно, необходимо приложить расчеты, на основании которых эти суммы были получены.

Не далее, как в 2011 г. ИФНС по г. Москве №23 при проведении выездной налоговой проверки, просила организации предоставить налоговые регистры, выглядящие на примере ООО «Ромашка» (с добавлением счетов БУ для облегчения последующей расшифровки доходов и расходов) следующим образом:

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Этот расчет должен содержать следующие данные:

  • период, за который определяется налоговая база (в нашем примере – 2010 год);
  • суммы доходов от реализации за период, с расшифровкой по видам доходов в соответствии с налоговой декларацией;
  • суммы расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации за период, с расшифровкой по видам расходов в соответствии с налоговой декларацией;
  • суммы внереализационных доходов и расходов за период;
  • итоговую сумму налогооблагаемой прибыли (налоговую базу) за период.

Рекомендуем утвердить формы используемых расчетных таблиц в качестве приложений к учетной политике организаций по налоговому учету. Использование таких таблиц в качестве регистров налогового учета по налогу на прибыль, поможет бухгалтеру решить проблему аналитики НУ.

Регистры налогового учета по налогу на прибыль помогают выяснить, корректно ли заполнена декларация по налогу на прибыль, поэтому налоговые органы любят запрашивать их при своих контрольных мероприятиях — камералке, встречке и иных проверках. Статья пояснит, как правильно заполнить налоговые регистры по налогу на прибыль (далее — НП).

Нормативы о регистрах налогового учета

Чтобы заполнить налоговую декларацию по НП, то есть высчитать налоговую базу по НП за определенный период, следует собрать сведения обо всех проведенных за этот период операциях, суммировать все количественные и денежные показатели по данным первичных документов и систематизировать эти сведения в зависимости от того, к какому разделу декларации они относятся. Вот эта система при правильном разделении сведений и составит вожделенную систему налоговых регистров по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ).

Систему налогового учета (далее — НУ) налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и отражает ее в Учетной политике по НУ, регулярно внося в нее дополнения в связи с изменениями налогового законодательства.

Непосредственно регистрам НУ посвящена ст. 314 НК РФ. В ней говорится о том, что аналитические регистры НУ — это своды данных, которые могут быть в любой удобной для налогоплательщика форме: таблицах, справках, иных документах группировки сведений за период, без разнесения сведений по бухгалтерским счетам. Из системы этих форм должен раскрываться порядок формирования налоговой базы по НП.

Требования к налоговым регистрам

Эти формы должны быть утверждены в приложениях к учетной политике. Заполняются они непрерывно в хронологическом порядке. Могут быть в бумажном виде, в электронном формате, на отдельных информационных носителях, в специальной программе. Обязательно назначаются люди, ответственные за корректность ведения этих регистров.

В аналитических регистрах по налогу на прибыль, разработанных самостоятельно, должны присутствовать следующие реквизиты: наименование, период/дата составления, измерители операции в натуральном (при возможности) и денежном выражении, наименование хозоперации и подпись с расшифровкой ответственного за составление сотрудника.

Организации следует приложить все усилия к защите от несанкционированных вмешательств и исправлений регистров НУ.

Обнаруженную в регистре ошибку можно устранить путем ее исправления. Исправление обязательно подтверждается обоснованием (объяснением причины) с указанием даты и подписи ответственного лица.

Некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, в частности «1С:Бухгалтерия», формируют аналитические регистры в момент проведения операций по бухучету. Но иногда приходится формировать их вручную или с частичной автоматизацией.

Рекомендации МНС по регистрам НУ

Чтобы снять лишние вопросы при разработке налоговых регистров, налоговики в конце 2001 года издали специальные рекомендации с примерными формами таких регистров. Это неофициальный документ с номером и датой, называется он «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ». Вышеуказанные рекомендации можно найти в любой справочной правовой системе.

Система НУ, предложенная в этом документе, выделяет 5 групп регистров:

  1. Промежуточных расчетов.
  2. Учета состояния единицы учета.
  3. Учета хозяйственных операций.
  4. Формирования отчетных данных.
  5. Учета целевых средств некоммерческих организаций.

Можно использовать предлагаемые формы регистров, можно разработать свои, но расчет налоговой базы за определенный налоговый/отчетный период должен раскрывать процесс формирования итоговых сумм:

  • доходов от реализации за этот промежуток времени;
  • расходов, относящихся к этим доходам;
  • внереализационных доходов;
  • внереализационных расходов;
  • прибыли от реализации и от внереализационных операций.

С целью создания регистров НУ можно использовать данные из регистров бухгалтерского учета: обороток по счетам, карточек, анализов счетов и т. д. Это разрешено Налоговым кодексом РФ, если налоговый и бухгалтерский учет совпадают, т. е. нет нормируемых или неучитываемых расходов. Вести их можно в обычных таблицах Excel.

Предлагаем рассмотреть разницу между бухгалтерскими и налоговыми регистрами на примерах.

Образец регистра НУ доходов

Компания N заполняет декларацию по НП за полугодие. В сформированной за этот период оборотке величина сальдо на конец периода Кт 90.1, т. е. выручка за отчетный период составляет 3 674 064 руб., включая НДС 18%, расходы, относящиеся к реализации (Дт 90.2) — 2 865 828, внереализационные доходы (Кт 91.1) — 595 250, внереализационные расходы (Дт 91.2) — 699 836 руб.

Декларация по НП заполняется без учета НДС, поэтому сделаем небольшой расчет:

3 674 064 / 118 × 100 = 3 113 613 — это доход за полугодие без учета НДС, именно эту сумму и показывают в декларации по НП.

После заполнения лист 02 отчета выглядит следующим образом:

Инспекторы ИФНС при камеральной проверке полученного отчета попросили представить им для сверки налоговые регистры за 2-й квартал.

Главный бухгалтер проверяет, правильно ли заполнены регистры НУ по оборотно-сальдовой ведомости за 2-й квартал.

Строка 010 отчета (выручка с НДС) проверяется по ОСВ счета 90.1 — там указан размер выручки за период.

Вот эта оборотка:

Регистр НУ по доходам от реализации был сформирован главным бухгалтером в момент заполнения отчетности.

Проведя повторные расчеты, главный бухгалтер компании N убедился в корректности составленных налогов: все требуемые налоговиками реквизиты в регистрах присутствуют и сумма строки 010 совпадает с результатами расчетов и регистра НУ.

Пример регистров НУ по внереализационным расходам

Бывает, что какие-то расходы невозможно принять к НУ — например, в организации применялись нормируемые рекламные расходы. С целью показать пример налогового регистра по налогу на прибыль в таком случае, продолжим предыдущий пример и проверим корректность размера внереализационных расходов, указанных в том самом отчете по НП компании N.

Для этого требуется оборотка счета 91.2 — по учету прочих расходов. На самом деле мы видим, что во 2-м квартале какие-то не принимаемые к НУ расходы были произведены в организации:

После этого мы можем посмотреть регистр НУ по внереализационным расходам, чтобы проверить, нет ли ошибки в них, не засчитаны ли такие непринимаемые расходы в сумме, показанной по строке 040 листа 02 декларации по НП:

Мы убедились, что налоговый регистр заполнен правильно: ненужных в НУ расходов в нем нет; указан период, наименование регистра, даты принятия к учету первичных документов, содержание и сумма операции. Подпись с расшифровкой ответственного за ведение регистра тоже присутствует.

Сроки хранения налоговых регистров

В требовании налоговиков о представлении документов часто стоит список регистров НУ по количеству заполненных строк декларации. Штраф за каждый непредставленный документ равен 200 рублям (ст. 126 НК РФ). Они вправе применить еще и ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил НУ.

Расходы можно применить для уменьшения доходов только при их обоснованности и наличии первичных документов для подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Соответственно, в течение 4 лет (3 года возможной выездной проверки + текущий год) нужно обеспечить сохранность документов, показывающих получение доходов, осуществление расходов и уплату налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Не так давно Минфин напомнил, что данный срок начинается по окончании периода, в котором данный документ применялся последний раз при составлении налоговой отчетности (письмо от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).

Таким образом, документы, подтверждающие величину убытка, в случае его переноса с целью уменьшения налоговой базы на протяжении нескольких последующих лет (п. 4 ст. 283 НК РФ), хранятся после завершения переноса этого убытка в течение 4 лет (письмо Минфина РФ от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

Документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости амортизируемого актива, начинают отсчитывать свой 4-летний срок хранения только после завершения начисления амортизации (письмо Минфина от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604).

Понятно, что соответствующие регистры НУ хранятся по таким же правилам.

Налоговые регистры по НП должен иметь каждый налогоплательщик, так как ИФНС имеет право при своих регулярных проверках отчетности любой компании на ее «белизну и прозрачность» запросить их.

Важно понимать, что представляют собой регистры по НУ и как их правильно заполнить, чтобы не подставить свою фирму на нежелательные штрафы за непредставленные документы или грубое нарушение правил НУ.

В статье показаны образцы налоговых регистров по налогу на прибыль, которые помогут выполнить требования налоговиков к их оформлению.

Источник: юридический и налоговый портал Народный СоветникЪ

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Статья 314 НК РФ. Аналитические регистры налогового учета

СТ 314 НК РФ.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных
налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями
настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах,
справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об
объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в
хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций,
результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован
налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления
информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных
налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в
электронной форме и (или) любых машинных носителях.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них
аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются
налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике
организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета
обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от
несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено
подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием
внесенного исправления.

Комментарий к Ст. 314 Налогового кодекса

Регистры налогового учета для целей исчисления налога на прибыль — это сводные формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Следует учитывать, что правила, установленные для одного налога, не применяются к другому без непосредственного разрешения законодателя (см., например, решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04).

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях определяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.07.2009 N А65-27027/2007 признал безосновательной ссылку налогового органа на незаполнение в отдельных аналитических регистрах всех предусмотренных строк как на доказательство неправомерного ведения аналитического учета. Материалами дела подтверждается, что банк допустил незаполнение отдельных строк в тех аналитических регистрах, по которым данные налогового учета в полном объеме формируются на основании сведений бухгалтерского учета, а значит, неполное заполнение аналитических регистров не привело к искажению налогового учета.

Утверждение налогового органа о том, что аналитические регистры банка не отражают порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, суд признал несостоятельным. Из содержания статьи 314 НК РФ следует, что именно аналитический учет имеет своей целью обобщение информации для определения налоговой базы, в то время как аналитический регистр характеризует лишь отдельный элемент налоговой базы. Между тем данные именно аналитического учета банка, в соответствии с требованиями статьи 314 НК РФ, надлежащим образом раскрывают порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ об обязанности доказывания, налоговый орган не представил никаких доказательств, которые бы свидетельствовали об обратном.

Также суд признал не соответствующей законодательству ссылку налогового органа на необходимость ведения банком сводных налоговых регистров.

Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2005 N А33-32425/04-С3-Ф02-5113/05-С1, представление налогоплательщиком в судебное заседание новых налоговых регистров, соответствующих данным бухгалтерского учета, не может подтверждать тот факт, что налогоплательщик не относил на уменьшение налоговой базы отдельные виды расходов дважды. При этом налогоплательщиком представлены в судебное заседание суда апелляционной инстанции новые налоговые регистры, оформление которых не предусмотрено статьей 314 НК РФ.

Поскольку уточненная налоговая декларация была заполнена налогоплательщиком на основании проверенных налоговой инспекцией налоговых регистров, суд признал неправильными выводы о том, что представление налогоплательщиком при проведении камеральной налоговой проверки регистров налогового учета, содержащих недостоверные данные, не свидетельствует о занижении налоговой базы и неуплате налога.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.07.2008 N А56-51380/2006 рассмотрел довод налогового органа о том, что представленные к проверке журналы-ордера и оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам не могут являться аналитическими регистрами налогового учета, так как они не раскрывают порядок формирования налоговой базы.

Суд отклонил довод налогового органа о том, что у налогоплательщика отсутствуют аналитические регистры налогового учета, которые раскрывают порядок формирования налоговой базы, в связи с чем не приняты расходы, поскольку данные документы не могут быть отнесены к доказательствам понесенных расходов в силу требований статьи 252 НК РФ.

Из материалов дела следует, что налогоплательщик осуществлял реализацию горюче-смазочных материалов. Налоговый орган, исходя из документов, представленных налогоплательщиком и подтверждающих движение товара в полном объеме, принимает полученный от реализации указанного товара доход, в то же время, ссылаясь на ненадлежащее оформление налогоплательщиком бухгалтерских документов, сделал вывод, что таковые отсутствуют, не принимает расходы по приобретению данного товара, что противоречит положениям статьи 247 НК РФ.

Евгений Волошин

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учёта.

В статье 313 НК РФ определено, что налоговый учёт – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Данные налогового учёта должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчётном) периоде, сумму остатков расходов (убытков) подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчётам с бюджетом.

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

Согласно статье 314 формирование данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчётных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения, регистры налогового учёта формируются по всем операциям, тем или иным образом, учитываемым для целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учёте, то регистры бухгалтерского учёта могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учёта и, следовательно, объекты, учтённые в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учёте, так и в налоговом законодательстве.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет по каким объектам учёта он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учёта, в которых должны быть обеспечены набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований Главы 25 по вопросу учёта соответствующих доходов и расходов.

Подтверждением данных налогового учёта являются:

  1. первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
  2. аналитические регистры налогового учёта;
  3. расчёт налоговой базы.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учёта.

Регистры налогового учёта ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учёт данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Конкретные особенности регистров разрабатываются организациями самостоятельно и утверждаются в Приказе «Об учётной политики для целей налогообложения». Исходя из этого требования НК РФ следует, что формы регистров налогового учёта утверждаются самой организацией, то есть организации вправе решать, какими регистрами бухгалтерского учёта можно воспользоваться для целей налогового учёта, а какие регистры следует разработать исходя из специфики деятельности предприятия и отличий бухгалтерского и налогового учёта.

Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учёта (в т. ч. и данных первичных документов) является налоговой тайной.

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учёта обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учёта должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внёсшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесённого исправления.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 110-ФЗ всем налогоплательщикам рекомендуется составить регистр налогового учёта по определению налоговой базы переходного периода, сформированной на 1 января 2002 года. В данном регистре необходимо учесть следующее:

  • доходы от реализации, неучтённые в налоговой базе по прибыли 2001 года, а также себестоимость отгруженных товаров (работ, услуг), приходящиеся на учтённые доходы (для налогоплательщиков, которые осуществляют в 2001 году учёт в целях налогообложения «по оплате»);
  • суммы прямых расходов, относящихся к реализованной продукции, учтённой в составе доходов от реализации;
  • суммы косвенных расходов, учитываемые по состоянию на 31 декабря 2001 года в составе незавершённого производства, готовой продукции на складе, товаров отгруженных, но нереализованных;
  • суммы внереализационных доходов, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
  • суммы недоначисленной амортизации по нематериальным активам и основным средствам в порядке, рассмотренном выше и т.д.

Если в результате составления данного регистра налогового учёта получен убыток, то он не уменьшает налогооблагаемую прибыль отчётного (налогового) периода 2002 года. В этом случае налоговая база по переходному периоду считается равной нулю.

Организация системы налогового учёта предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учёта, а также порядка ведения налогового учёта, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учёта.

Для организации налогового учета с 1 Января 2002 года МНС РФ рекомендовало ведение следующих регистров учета:

Регистры учета хозяйственных операций 1 Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.

2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

3. Регистр учета поступлений денежных средств.

4. Регистр учета расхода денежных средств.

5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

6 Регистр учета расходов на оплату труда.

7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.

Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы услуги, права) по сделкам с третьими лицами. По отношению проводимых организацией операции по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом объектов налогообложения, то перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

Регистры учета состояния единицы налогового учета 1. Регистр информации об объекте основных средств.

2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

6. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

7. Регистр учета расходов будущих периодов.

8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

10. Регистр учета расчетов с бюджетом.

11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями 1. Регистр учета поступлений целевых средств.

2. Регистр учета использования целевых поступлений.

3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученным в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 НК, подпунктами 6 и 8 пункта 1 статьи 251 НК, пунктом 2 статьи 251 НК (далее по тексту целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В соответствии со статьей 251 НК ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов, производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с главой 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав.

Ведение регистра учета в течение налогового периода поступлений целевых средств производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений — наименования полученных целевых средств и присвоенного кода. В таблице, приведенной в пункте 36 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, виды поступлений — наименование полученных целевых средств и присвоенные им коды строк для заполнения Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 14 декларации по налогу на прибыль организаций) поименованы, соответственно, в графе 1 и графе 2.

Регистры промежуточных расчетов

1. Регистр-расчет Формирование стоимости объекта учета.

2. Регистр-расчет Учет амортизации нематериальных активов.

3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных 1. Регистр-расчет учет амортизации основных средств.

2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.

4. Регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества.

5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

6. Регистр — расчет учета остатка транспортных расходов.

7. Регистр учета внереализационных расходов.

8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг (пункт 3 статьи 279 НК РФ).

9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

10. Регистр учета доходов текущего периода.

11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.

12. Регистр-расчет финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Ведение Регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Понятие и структура регистра налогового учета

В основе любой модели лежат регистры учета, информация в которых систематизируется с целью формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учета могут быть использованы как бухгалтерские, так и аналитические регистры налогового учета и комбинированные.

Требования к аналитическим регистрам налогового учета установлены в ст. 313 и 314 НК РФ, требования к регистрам бухгалтерского учета — в ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Эти требования во многом схожи:

-хозяйственные операции должны отражаться в регистрах в хронологическом порядке;

-правильность отражения хозяйственных операций в регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их;

— при хранении регистров должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений;

— исправление ошибок в регистрах должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления;

— содержание регистров является коммерческой тайной.

Отличия: систематизация данных первичных учетных документов в регистрах налогового учета производится на основе их группировки без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Формы аналитических регистров к налоговому учету организация вправе разработать самостоятельно. В принципе можно воспользоваться данными аналитического учета, разработанными в соответствии с правилами ведения бухучета. Но тут есть одно условие: содержащаяся в них информация должна включать в себя все необходимые сведения для исчисления базы по налогу на прибыль и составления декларации в разрезе каждой хозяйственной операции.

Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных таблиц на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на электронных носителях.

Формы регистров налогового учета, порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов устанавливаются в приложениях к учетной политике для целей налогообложения.

Несмотря на то, что налоговым законодательством установлен принцип самостоятельности налогоплательщиков при разработке форм аналитических регистров налогового учета, в ст. 313 НК РФ приведен перечень обязательных реквизитов регистров для определения налоговой базы. К этим реквизитам относятся:

■ наименование регистра, при этом понятие регистр — более узкое по сравнению с понятием документ;

■ период составления (за месяц, за квартал), в то время как документы бухгалтерского учета составляются на определенную дату;

■ измерители операции в натуральном (если это можно) и в денежном выражении, причем указание натуральных измерителей не является обязательным;

■ наименование хозяйственных операций (это понятие уже, чем содержание хозяйственных операций);

■ подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Наименование должности, в отличие от бухгалтерских документов, указывать не обязательно. При этом если налоговые регистры составляются непосредственно в бухгалтерии, то бухгалтерские регистры составляют лица, ответственные за совершение и правильность оформления хозяйственной операции.

Также в соответствии с налоговым законодательством не обязательно указывать наименование организации, от имени которой составлен документ.

Немаловажным является то, что содержание данных налогового учета является налоговой тайной.

Для оказания практической помощи организациям-налогоплательщикам Министерством Российской Федерации по налогам и сборам рекомендована система регистров налогового учета для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ (51 регистр).

Все предлагаемые регистры разделены на пять групп:

1) регистры промежуточных расчетов;

2) регистры учета состояния единицы налогового учета;

3) регистры учета хозяйственных операций;

4) регистры формирования отчетных данных;

5) регистры учета целевых средств (некоммерческими организациями).

Этот перечень не является исчерпывающим. Организации-налогоплательщики могут расширить, дополнить или иным образом изменить показатели регистров с учетом специфики их деятельности и изменений законодательства. Система регистров налогового учета, рекомендованная ИФНС России, на наш взгляд, может быть применена в том случае, если организация-налогоплательщик использует первую модель налогового учета, при которой бухгалтерский и налоговый учет ведутся параллельно.

Использование системы регистров налогового учета позволит регистрировать, систематизировать и обобщать всю необходимую информацию, в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

При выборе организацией третьей модели налогового учета, при которой в максимальной степени используются бухгалтерские регистры, применение всей системы регистров налогового учета, рекомендованной ИФНС России, становится нецелесообразным. Аналитические регистры налогового учета могут быть использованы лишь частично.

Применение таких регистров необходимо только в тех случаях, когда положения документов системы нормативного |регулирования бухгалтерского учета и налогового законодательства различаются.

Для того, чтобы на основании данных налогового учета можно было заполнить декларацию по налогу на прибыль, рекомендуется вместо предложенных ФНС России нескольких регистров налогового учета сделать единые ведомости по каждой большой группе доходов и расходов, в которой будут учтены все предъявляемые НК РФ требования к их учету и составлению налоговой отчетности.

В таблице 1 приведен образец регистра, который успешно может использоваться для учета как доходов, так и расходов. Для отражения расходов, принимаемых к налоговому учету в ограниченных размерах, целесообразно разработать отдельную форму регистра налогового учета. При этом налогоплательщикам, уплачивающим налог на прибыль ежемесячно, следует внести в данную таблицу дополнительные графы с расчетом всех показателей нарастающим итогом с начала года по окончании каждого месяца (январь—февраль, январь-апрель, январь—май и т.д.).

Таблица 1

Регистр налогового учета № 2-НПР «Расходы, принимаемые для целей налогообложения в ограниченных размерах» за ____ месяц 20__ года

Рег. № за-писи Хозяйственная операция С кредита счетов 71 и 60 в дебет счетов учета производственных затрат Всего расхо-дов Норма расхо-да Приня-то к нало-говому учету
Представительские расходы. Бухгалтерская справка № 5/6/…
Начислены и выплачены компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. Бухгалтерская справка № 5/7/…
Расходы на рекламу (выдача призов в лотереи) Бухгалтерская справка № 5/8/….

Сделать предлагаемую таблицу можно как на бумаге, так и в ЕХСЕL, или даже добавить функцию по составлению данной таблицы в используемую бухгалтерскую программу. При этом необходимо иметь в виду, что по каждой из строк предлагаемой таблицы может потребоваться корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения в случае отличия правил признания доходов для целей бухгалтерского и налогового учета.

Все такие корректировки лучше оформлять специальными расчетами в виде справок бухгалтера, составляемых и произвольной форме. Если требующих корректировки операций определенного вида достаточно много, целесообразно наладить их аналитический учет либо в специальном регистре (ведомость, журнал и т.п.), либо на отдельных субсчетах.

При заполнении предлагаемого регистра в течение всего года каждый месяц в него последовательно вносятся данные в соответствующую этому месяцу графу. В результате в течение всего налогового периода нарастающим итогом с начала года формируется вся необходимая информация для расчета налога на прибыль и составления налоговой декларации.

Предлагаемая форма структурирования данных в таблице позволяет автоматизировать составление самой декларации по налогу на прибыль даже в том случае, если налоговый учет ведется не в бухгалтерской программе, а просто в ЕХСЕL (посредством составления налоговой декларации в этой же программе с использованием автоматических ссылок на соответствующие поля регистров налогового учета).

При этом для крупных организаций наличие такого регистра налогового учета целесообразно вести в целях снижения вероятности ошибок при составлении деклараций по налогу на прибыль (в том числе «технических», когда что-то просто забыли или не туда посмотрели).

Небольшие организации по каждому виду доходов и расходов могут отдельно определить, необходим ли для его учета специальный регистр налогового учета либо можно заполнять декларацию по налогу на прибыль на основании данных, содержащихся в бухгалтерских регистрах. А для того, чтобы ничего не пропустить, рекомендуется заполнить предлагаемый регистр один раз за один месяц и в процессе такого заполнения проставить ссылки, из какого регистра бухгалтерского учета можно получить те или иные данные для внесения их непосредственно в декларацию по налогу на прибыль.

Для того, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, рекомендуем включить в форму регистров налогового учета корреспонденции счетов (как справочную, но не основную информацию).

Регистры налогового учета

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для

формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст.314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст.313 НК РФ:

— наименование регистра;

— период (дату) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

МНС (ФНС) России облегчило бухгалтерам задачу создания собственных налоговых регистров, разработав систему налогового учета, рекомендуемую для исчисления прибыли. С ней можно ознакомиться на сайте МНС (ФНС) России в интернете www.nalog.ru.

Следует отметить, что регистры налогового учета, разработанные МНС России, устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей налоговых регистров. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или преобразованы другим образом с учетом специфики деятельности конкретной организации. Кроме того, организации имеют право разработать свои собственные налоговые регистры без использования регистров, рекомендуемых МНС России.

Все налоговые регистры, условно разделены на пять групп:

1. Регистры промежуточных расчетов

2. Регистры учета состояния единицы налогового учета

3. Регистры учета хозяйственных операций

4. Регистры формирования отчетных данных

5. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по

количеству регистров и регистров-расчетов.

Все регистры, входящие в данную группу, можно условно разделены на несколько подгрупп:

• общего назначения (формирование стоимости объекта учета);

• по учету внеоборотных (нематериальных) активов;

• формирующие данные об учете и движении товарно-материальных запасов (3 регистра);

• формирующие данные о задолженностях предприятия (3 регистра);

• отражающие операции по страхованию работников (3 регистра);

• по гарантийному ремонту (2 регистра);

• по расходам на ремонт (2 регистра);

• по учету уступки прав требования (1 регистр).

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, которые необходимы для формирования налогооблагаемой прибыли.

В регистрах учета состояния единицы налогового учета систематизируется информация о состоянии показателей объектов учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Регистры должны вестись таким образом, чтобы можно было обеспечить отражение данных о состоянии объектов учета на каждую текущую дату и их изменении во времени. Содержащаяся в регистрах информация используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах.

Что касается регистров формирования отчетных данных, то, как следует из названия группы, они содержат информацию и служат инструментом получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой декларации.

Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями содержит три регистра: регистр поступлений, регистр учета их использования и регистр нецелевого использования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *